Айзек Азимов «Рассказы «чёрных вдовцов»»
Первый сборник рассказов детективного цикла о мужском обществе «Чёрные вдовцы», члены которого на ежемесячном обеде, происходящим в одном из ресторанов, «прожаривают» своего гостя. Анализируя его проблемы, как правило это детективные загадки, все участники клуба пытаются найти на них правильный ответ.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Чёрные вдовцы»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 14 октября 2020 г.
»...я совершенно уверен: если исключено все невозможное и утверждается, что имеет место сверхъестественное явление, значит, кто-то лжёт». © Айзек Азимов, 1973.
Большинство рассказов данного сборника впервые увидели в свет в легендарном периодическом издании Ellery Queen Mystery Magazine (1972-73 гг.), что являлось немалой заслугой выпускающего редактора журнала — «великолепной молодой блондинки Элинор Салливан», предложившей знаменитому автору написать тематический рассказ. Айзек Азимов пишет, что стремился отвозить рукописи лично в руки сексапильной мисс — с намерением успеть немного пофлиртовать с ней.
Мистер Азимов конечно же не нуждается в представлении — авторитетнейшая фигура в ученом и писательском мире. Хотя сам он и называет в предисловии подборку о «Черных Вдовцах» детективами, я бы не стал вешать на них строгие жанровые ярлыки — каждая клубная история имеет научную (или околонаучную) разгадку и является хорошим примером трезвых логических рассуждений на популярные темы. Все рассказы написаны примерно на одном уровне, разве что какие-то чуть остроумнее, какие-то чуть менее. Мне же более всего понравились послесловия, которыми мистер Азимов заканчивал каждый рассказ. Эдакая гроссмейстерская лаборатория. В них он иронизирует над кем-то или подкалывает, рассказывая историю рождения очередного замысла. Чем-то эти авторские отступления напоминают известную автобиографическую книгу физика Ричарда Фейнмана — примерно такой же менторский и доверительный (но добродушный) тон...
И всё же выделю из 12 рассказов сборника тройку, на мой взгляд, лучших историй:
# 1 — «Рано утром в воскресенье» — [кстати, единственный рассказ в этой миролюбивой подборке с настоящим трупом, т.е. речь пойдет об убийстве].
Гость клуба рассказывает криминальный случай из своей жизни. Рано утром в квартиру его сестры ворвались предполагаемые грабители-наркоманы и убили ее. Зять Алекс вне подозрений, ибо он пришел к самому рассказчику в девятом часу утра [за час до убийства], и гость клуба совершенно уверен в данном факте, так как его биологические часы никогда не дают сбой... В итоге — прекрасная задумка, автор честно (абсолютно ничего не утаивая) выложил читателю все сведения для разгадки. Ну разве что замаскировав их самую малость. Однако, конечное решение радует своей простотой и эффективностью, потому сей рассказ и держит пальму первенства.
# 2 — «Которая мисс» — о психически нездоровом человеке, отправившим на международный конкурс красоты одной из девушек послание «Горе Вам, Иезавели. Смерть тебе, Рахав».... Нельзя не отметить данную историю за замеченные Азимовым особенности «параллелизма» в библейском слоге. Пусть сам ответ, представительнице какой страны предназначалась вышеприведенная записка и выглядит натужно, знание автором малоизвестных нюансов Ветхого Завета не может не восхищать.
# 3 — «Иди, маленькая книга!» — этот рассказ ставлю на третье место. Сюжет, правда, совсем пустячный (афера с использованием шифра из коробки спичек), но уж очень славно выглядит авторская ирония в послесловии в адрес некой Милдред Л. Стоувер, приславшей ему точное число, образующееся при вычислении 2 в тридцатой степени. К счастью Айзек Азимов не предлагает читателям повторить самостоятельно то, что он предварительно проделал сам — попытаться хотя бы приблизительно посчитать эту самую цифру в уме....
Alex Smith, 2 октября 2020 г.
Этот сборник рассказов вызвал мой интерес еще заочно — по впечатлениям от фантастических детективов Азимова было ясно что он вполне способен на что-то интересное и в чисто детективном жанре. И «Вдовцы» понравились мне с первого взгляда, то есть с предисловия.
«Мне все больше хотелось писать детективы... Меня удерживало то, что за последние четверть века детективный жанр очень изменился, а мои вкусы — нет. Детективы наших дней пропитаны спиртным, напичканы наркотиками, замаринованы в сексе и поджарены на садизме, а мой идеал детектива — Эркюль Пуаро с его серыми клеточками.»
Я-то и раньше догадывался о том что Азимову нравилось в детективах то же, что и мне, но тут оказалось что его еще и раздражает то же что и меня — такое вот двойное совпадение.
Теперь, собственно о рассказах — они совершенно не фантастические, и детектив вполне традиционный классический. Действие происходит в клубе «Черных вдовцов», куда помимо его членов приходят и приглашенные гости, у и гостей зачастую находятся какие-то интересные истории, в которых есть над чем поломать голову. Расследуют, кстати не всегда убийства — так что хоть Азимов и пошел по стопам Агаты Кристи, но он сумел найти неисхоженную тропинку в детективном жанре.
Кража, мошенничество на экзамене, шпионаж (не обязательно политический, он мог быть и промышленным — суть интриги в том, как некто передавал тайные сообщения), разоблачение экстрасенсов, поиски спрятанного наследства и т.д. И это только в первом сборнике (а всего их — шесть)
Теперь о минусах — не во всех рассказах разгадка показалась мне убедительной, впрочем, поскольку серия о Черных вдовцах была долгоиграющей (Азимов начал писать о них в начале семидесятых и продолжал до конца жизни) можно предполагать что впоследствии автор распишется. Также кое-где разгадка основана на игре слов (такое толком не переведешь), а еще кое-где — на незнакомых отечественному читателю нюансах бытовой жизни в США. Но здесь Азимов уже не виноват.