Михаил Булгаков «Записки на манжетах»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Любой
Литературный диспут между автором и начинающим поэтом при обсуждении политических, литературных и нравственных аспектов творчества А.С. Пушкина.
«Записки на манжетах» при жизни Булгакова целиком под одной обложкой не публиковались.
Первая часть «3аписок на манжетах» опубликована: Накануне, Берлин — М., 1922 г., 18 июня, Литературное приложение. Републикована с разночтениями, изъятиями и добавлениями: Возрождение, М., 1923 г., № 2. Отрывки из первой части перепечатаны (с некоторыми добавлениями): Бакинский рабочий, 1924 г., 1 янв. Вторая часть 3аписок на манжетах опубликована: Россия, М., 1923 г., № 5. Обе части впервые опубликованы вместе (по текстам «Возрождения» и «России» с добавлением пропущенных фрагментов из «Накануне» и «Бакинского рабочего»): Театр, М., 1987 г., № 6.
Во всех прижизненных публикациях повести имеется ряд купюр. Существовал более полный текст «3аписок на манжетах», который Булгаков читал на собрании литературного общества «Никитинские субботники» в Москве 30 декабря 1922 г. и 4 января 1923 г.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Записки на манжетах»
— антологию «Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: диалог сатириков», 1994 г.
— антологию «Михаил Булгаков: писатель и власть», 2000 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 5 мая 2022 г.
Абсурдность реальности неподражаемо анекдотична. Штурм ветряных мельниц всегда и везде, с неизменностью восхода солнца, приводит к одному и тому же абсолютно закономерному результату — к обретающей (под мистические потрескивания остывающей монструозной глиняной обмазки) плоть и форму бронзовеющей статуи городского сумасшедшего.
Увы и ах. Это именно «…тот самый Мюнхаузен…», сошедший с Олимпа и превратившийся в жалкое подобие чего бы то ни было, пытающийся втютюхать потенциальному читателю «…подробнейшее обмусоливание абстрактной проблематики несуществующих ситуаций…». Я не о себе сейчас. И не о тебе, уважаемый потенциальный. Наше с тобой восприятие оных ситуаций как раз наполнено неизгладимым символизмом с массой всевозможных смыслосодержащих абстракций.
Видимо, всё-таки, любой текст, которому суждено стать великим, надо рожать именно с третьего раза, как и непередаваемую прелесть «Мастера и Маргариты». Первый же вариант — ещё раз увы и ах, при всём уважении к гению автора — целесообразно, всё же, предать огню.
Чудовищное разочарование, уважаемый потенциальный. Даже не знаю, чего тебе ещё и сказать. Но опыт сей — познания Абсурдности реальности, во всей неподражаемости её поистине непередаваемой анекдотичности — всё же, наверное, полезен
strannik102, 4 мая 2022 г.
Вот как хотите, но не зашло. В том смысле, что удовольствия при прослушивании не получил. И скучновато, и нудновато, и вообще. По-сути перед нами зарисовки «здесь и сейчас», сделанные в 1920-х. И потому мы можем наблюдать многочисленные приметы времени и нравов (о, темпора, о морес!), наиболее характерные и примечательные… с точки зрения Булгакова. И, видимо, солидного количества этих примет того времени, которыми я буквально пропитался за последний месяц (с помощью того же Булгакова, Бунина), хватило, чтобы очередная их порция была блокирована сознанием. Видимо надо сделать перерыв по этой теме.
Ну, а в той версии «пушкиноведения», которая помещена в эти записки, тоже ничего выдающегося не обнаружил. Увы.
Да простит меня Михаил Афанасьевич.
kerigma, 18 сентября 2014 г.
Прекрасная повесть, очень хорошо подходит и для тотальной неразберихи эпохи советской республики, и для нашего времени, и вообще для всех времен перемен и неустроенности в родном государстве. Вот это удивительное свойство прозы Булгакова: нигде буквально он не теряет не то чтобы чувства юмора, а скорее даже чувства иронии, иногда даже нельзя ткнуть пальцем и сказать, что вот здесь шутка, но общее ощущение ироничности текста остается.
«Записки» — это одновременно и ужас, и смех. Ужас — потому что страшные голодные 20-е годы, еле выживающая интеллигенция, литературные работники, никому, бедные, не нужные и занимающиеся черт-те чем и неизвестно в каких условиях, все неопределенно до такой степени, что неизвестно, когда в следующий раз есть будешь. С другой стороны, герой, как истинно культурный человек, умудрился не утратить волшебное свойство смотреть на ситуацию и себя в ней со стороны. А со стороны оно, действительно, очень комично: и конкретная цепь людей и событий, и роль бедного героя, который сам толком не понимает, как же его так занесло в этот балаган, но уже и отчаялся что-то понять.
Несмотря на отрывочность и несвязность отдельных эпизодов все равно, с одной стороны, все кристально ясно, а с другой — изумительно написано, как Булгаков вообще, впрочем.
amak2508, 17 августа 2008 г.
Абсолютно не понравилось. Скучная история о первых попытках становления союза писателей после прихода новой власти и создания нового государства. Действительно бестолковщины и неразберихи было много, но на эту тему есть масса более интересных произведений. Кроме этого трудно воспринимать все эти рубленные фразы (действительно записки на манжетах) и фрагментарность повествования. Если после революции такой стиль был моден (в свое время из-за него толком так и не смог прочитать Замятина), то теперь он выглядит просто неудобным для чтения.
zmey-uj, 15 июля 2008 г.
«Я против смертной казни, но если м-м Крицкую поведут расстреливать, я пойду смотреть». Лучше выразить это чувство невозможно!
А время было страшное. Это вам не перестройка с дефицитом.
Yazewa, 17 января 2008 г.
Рваный ритм, короткие фразы, круговерть людей и событий. Постоянно только одно: голод.
Советская дребедень во всей красе: неразбериха, бардак, бессмысленная суета, чудовищный бюрократизм... И ведь жили как-то люди — ?! :insane: