Бернар Вербер «Шестой сон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Азия (Южная Азия ) | Австралия и Океания )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Жизнь после смерти | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Представьте, что вы можете вернуться на двадцать лет назад и во сне встретиться с самим собой молодым.
Представьте, что у вас есть возможность поговорить с этим человеком.
Что бы вы ему сказали?
В самом глубоком из всех сновидений двадцативосьмилетний Жак Кляйн встречает удивительно похожего на себя мужчину, который утверждает, что он — Жак Кляйн в сорок восемь лет. Оказывается, он открыл способность перемещаться во времени и посещать сны самого себя.
Молодой Кляйн не хочет отпускать будущего себя, ведь у него столько вопросов, и есть вещи, которые он бы не прочь изменить...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alakuloinen, 5 мая 2016 г.
Ну что ж, один из моих любимых когда-то писателей внезапно выдал интересный роман. И вот, в чём дело: спокойствие. В книге нет оголтелого алармизма за спасение Земли со всем сопутствующим гротеском. Кажется, после очередной попытки зажечь в людях пассионарность автор решил... даже не отдохнуть, — скорее, просто развернуть себя вовнутрь. И у него получилось. Казалось бы, сны — давно исчерпанный колодец сюжетов, но не тут-то было. Видимо, другие писатели только черпали из него, а Вербер рискнул разобрать по камушкам сам колодец. И оказалось, что из этого строения можно много всего наваять.
Вместе с тем нельзя сказать, чтобы автор поднялся на какую-то новую веху. В романе сквозит всё та же поверхностность, обзорность, абстрактность с выделением деталей по принципу журналиста, а не писателя. Впрочем, и это едва ли минус. Роман охватывает большой промежуток времени, который можно вполне растянуть на многотомную эпопею. К счастью, Вербер этого не делает. Вербер прыгает по сюжету ловко, почти не оставляя воды, скрупулёзно умащает юмором те места, где возможен провал в скуку, и уводит в крутой вираж всякий раз, когда герои «застаиваются» на какой-то одной привязанности или мировосприятии. Иными словами, роман хорошо сбит технически. И пусть многие персонажи по-прежнему абстрактны, как узлы графа, — по крайней мере, они ни разу не скучны.
В некотором смысле роман примыкает к одному из ранних произведений писателя, к «Танатонавтам». Даже вводится новый термин: «Ониронавты». Отсюда ностальгия. Но в отличие от «Танатонавтов», да и большинства других опусов писателя, этот роман гораздо ближе к человеку, и в нём явственно больше автора как человека.
P.S. Читал роман на французском и рекомендую всем, кто хочет подтянуть этот язык, при этом не ломая голову над словарём. Хотя... интересно, что переводчики сделали с глаголом «jubjoter»...
osipdark, 26 июня 2016 г.
Если честно, хоть и надеялся на эту книгу, меня терзали нескрываемые сомнения. Сомнения в плане того, что и «Шестой сон» окажется тем же графоманским мусором (может, и загнул), что и другие произведения Вербера, например «Третье человечество». Во всяком случае последняя книга оказалась крайне, крайне и крайне слабым произведениям практически с любых сторон, как не посмотри. И фантастические допущения не помогли здесь (не со «...сном», а с «...человечеством»), ибо они были одной из самых главных слабых сторон романа. Но «Шестой сон» меня порадовал. И очень.
Оригинальная идейная составляющая, живые персонажи, интересное повествование — все на уровне пусть и совсем чуть выше среднего, но для того Беранара Вербера, с которым я был знаком до времени знакомства с этим произведением это великолепно и очень неожиданно. Конечно, не могу сказать, что персоналий вышел без шаблонов, но он живой, за ним интересно наблюдать и даже сопереживать. И повествование, которое своей, не знаю, убогой простотой, запомнилось мне еще с «Третьего человечества», здесь изменилось, улучшилось, пусть и не до заоблачных высот. Но вот с точки зрения фантастической идеи — прекрасно. Только за это одно можно ставить самые высокие оценки. Рад, что Вербер нашел подобную идею и так отлично ее реализовал.
Видно, что его писательский уровень вырос, хотя как-то уж слишком велика разница между хронологически недалекими друг от друга «...сном» и уже неоднократно упомянутым мной «Третьим человечеством». Ну, и ладно. Самое главное, что «Шестой сон» прочтения стоит, а знакомство с творчеством Вербера, на котором я уже думал поставить крест, я продолжу. Только чуть позже. А что до оценки, то хотел поставить все «восемь» баллов. Но нет. Это будет слишком несправедливо для «Факторизации человечества» Сойера, которой я недавно поставил только «семь». А роман по всем параметрам, как ни крути, перепрыгнет выше головы «Шестого сна».
Но книжку прочитать стоит. Особенно перед сном.
Fiver, 30 ноября 2022 г.
От прочтения романа остались неравнозначные ощущения.
Во-первых, характер персонажей, их психологическое состояние автором остались не раскрыты. Совершенно не понятно кто как выглядит, что из себя представляет, что ими движет. Герои романа для меня остались плоскими и бумажными. Понятно, что с пером у бумаги был не Достоевский, но я ожидал хотя бы наличие каких-то намеков на чувственность. Вот главный герой Кляйн (фамилия, конечно, нарицательная) имел возможность общаться с тремя девушками. Но кроме физиологических процессов автор нам ничего больше не рассказал. И в остаточных воспоминаниях после прочтения о двух возлюбленных Кляйна сказать и нечего. Так, они просто были. Третья же, жена Кляйна, кроме того что она туземка и слепая, также ничего неизвестно.
Мир вокруг также остался без описаний. То есть скорость повествования романа настолько высокая, что на этом забеге совершенно непонятны пейзажи и обстановка в которых (-ой) все происходит. Нет ощущения погружения в события. Все слабенько и поверхностно. Произведение напоминает очередной боевичок, где много действий — модного экшена.
Во-вторых, это язык изложения. Он до банального прост (как впрочем и все в этом романе). Настолько, что сначала удивляет. Потом вроде привыкаешь. Спору нет, текст получился складный и последовательный, но бедный на словарный запас. Вообще, я скучаю по временам когда переводы составляли Стругацкие и т.д. А эти современные издания на русском, напоминают машинный перевод с корректировкой студентом пятикурсником.
В-третьих, это сексуальные отношения. Их много. Не думаю, что их вообще следует вносить в произведения. Я понимаю, что для американо-европейцев совершенно нормально говорить об интимных делах так же просто как моргнуть, но все же.
В-четвертых, это идея. Шестой сон. Да, в этом есть что-то притягивающее. Но автор эту идею как-то так скучно обыграл в начале и в конце. Вот когда Кляйн поехал в Малайзию, к племенам. Вдруг показалось, что в сюжет вплетаются нотки приключений. Вот-вот и на страницах появиться Индиана Джонс. И он таки появился! Это бывший военный и журналист (не могу вспомнить его имени). Ну, вроде как чудно. И под конец после возвращения в Париж книжонка сдулась.
Мое знакомство с автором состоялось по этому произведению. Не знаю, как написаны остальные его книги, но желание прочесть их не возникло.
denik, 21 сентября 2016 г.
Так же, как и osipdark, приступал к чтению этого романа с опаской, и именно из-за прочитанного ранее мусорного «Третьего человечества». Но эта книга оказалась гораздо более вменяемой, читается легко, много действия.
К недостаткам отнесу вот что: когда читаешь книгу, пересыщенную разными сведениями (как эта), хочется как-то понимать, что из всего этого фантазия автора а что — популяризация каких-то реальных вещей. А тут — как в передачах РенТВ или ТВ3 — правда и ложь так переплетены, что разделить их не представляется возможным. Проще все априори считать ерундой. В общем, ничего нового об исследованиях сна я для себя не извлек.
Ну например, в романе ненормальное количество героев с разными нарушениями сна. Есть даже кот-лунатик, он разбивается при падении с крыши во сне, бедняга... Так вот я так и не знаю — животные-лунатики существуют, или это выдумка автора?