Людмила Улицкая «Лестница Якова»
«Лестница Якова» — это роман-притча, причудливо разветвленная семейная хроника с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. В центре романа — параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы — театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу... В основу романа легли письма из личного архива автора.
Награды и премии:
лауреат |
Большая книга, 2016 // Третья премия | |
лауреат |
Большая книга, 2016 // Победитель читательского интернет-голосования |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гиннунгагап, 27 марта 2024 г.
Скучная, мутная хрень.
10 сюжетных линий перемешанных во времени, часть из которых в виде писем, часть рассказы от первого и третьего лица. Ощущение что подглядываешь в сумбурную жизнь нескольких людей, в жизнях есть события, но нет смысла, за ними скучно и неинтересно наблюдать. Тот же Казус Кукоцкого гораздо интереснее и увлекательнее, в нем есть трагедия жизни талантливого врача вынужденного спиваться, а не идти на сделки с совестью.
Тут же мешанина «слайдов» из разных времен, персонажей, событий.
Не стоит этот талмуд времени на его прочтение, ожидал гораздо большего.
DemonaZZ, 11 июля 2016 г.
Потрясающее по своему эмоциональному накалу произведение. В свое время я прочитал у Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», это случилось лет 6-7 назад. Было довольно любопытно, но сильных эмоций и волнений у меня тот роман не вызвал. Прочитав «Лестницу» я понял, что книги подобного рода нужно читать, имея за плечами какой то груз прожитых лет, какие то «жизненные встряски», грустные или радостные, не имеет значения. И сейчас, когда спустя почти 10 лет лично в моей жизни произошло много очень хорошего, но также и грустного – «Лестница Якова» прошла буквально через каждую нервную клетку. Роман о жизни, как она есть. Роман о любви. Роман о предательстве. Вроде банальные вещи, но у Людмилы Евгеньевны получилось заставить переживать, грустить, радоваться вместе с героями этой истории. Все таки, друзья и коллеги, мы с вами живем в замечательное время- нет войны. И как бы кому не хотелось- надеюсь её и не будет. А наши с вами бабушки и дедушки, прадеды и прабабушки- разве они хотели воевать?? Разве они не хотели любить, быть любимыми и счастливыми?? Переписка Якова и Маруси меня задела за живое. Особенно письма Якова. Удивительной, трагической судьбы человек.
Немного смутили некоторые нестыковки и «белые пятна» в сюжете, может быть это сделано намеренно автором, не знаю, но ощущение «недоработанности» романа осталось. Собственно, поэтому и не вывожу высший бал.
Любите и будьте любимыми. Будьте счастливы.
strannik102, 3 января 2024 г.
Stairway to Heaven
Этот роман для меня был трудным. Начать с того, что стартовал он у меня в аудиоформате ещё в начале октября, однако спустя неделю отказал МР-плеер и пришлось взять книгу в бумажном формате в библиотеке. Но тут навалился груз других книжно-игровых обязательств и томик благополучно пролежал на столе перед носом три недели, после чего вернулся на библиотечную полку. Однако тут в начале декабря ожил казалось бы уже умерший (не отзывавшийся ни на какие кнопочки) плеер и книга продолжила звучать голосом чтицы. И в общем-то почти весь декабрь так и был прожит вместе с Яковом и Марией, Норой и прочими героями книги.
Мнение моё об авторском мастерстве Людмилы Улицкой не изменилось — по-прежнему считаю её великолепным русским литератором, мастерски владеющим искусством рассказа и не впадающим при этом в игры в словотворчество и словоблудие — ведь бывает так, что иной автор увлекается играми с образованиями новых слов или употреблением слов и выражений странных и вычурных, выстраивает сложные гиперболы, необычные метафоры и применяет прочую тяжелую литературную артиллерию. Ни в чём таком упрекнуть Улицкую невозможно, никаких игрищ и литературного фиглярства. За что и любим.
Зато Улицкая умеет глубоко проникнуть в психологию своих героев, при этом вовсе не погружая их в страдания-переживания, а делая это исподволь, просто показывая нам этих людей в повседневности жизни. Однако в этом романе такое погружение во внутренний мир героев происходит ещё и эпистолярным способом — в книге довольно много писем от Якова к Марии и к некоторым другим людям. И собственно вся книга и закрутилась вокруг этих самых писем, однажды обнаруженных Норой в старом сундучке…
По мере чтения книги мы то живём с Яковом и его ровесниками (это начиная с первых лет века двадцатого и далее), то перемещаемся к Норе — это начиная с 70-х и далее вплоть до первого десятилетия века уже двадцать первого. И так постепенно чередуя жизнь главных героев, и живём то в одни времена, то в другие. А вместе с временами меняются и обстоятельства жизни героев книги — происходят войны и революции, меняется социальный строй и меняется жизненный уклад, рождаются новые люди и умирают те, кто уже прожил свой век, кто-то эмигрирует навсегда, а кто-то на время уезжает в «благополучную» Америку, надеясь на собственное благополучие и огребая вместо него от жизни по-полной.
И всё это сводится в конце-концов к осознанию одной важной истины, о которой я, читатель, уже несколько лет думаю и смутно ощущаю сам: все мы вместе и каждый из нас появился на свет и проживает свою жизнь не просто так, а прежде всего потому и для того, чтобы стать ступенькой в череде поколений. Что вот я живу только потому, что в глубь столетий уходит пирамида моих пращуров и предков, теперь уже мне неизвестных, и что каждый из них стал такой вот живой ступенькой в этой лестнице поколений и жизней. А теперь уже я стою на своей ступени этой лестницы, и надо мной уже стоят мои дети и внуки, и даст бог доживу, встанут пока что несуществующие правнуки и правнучки, и что так дальше и пойдёт, и лестница эта не прервётся и будет длиться дальше, вверх, в небо и в будущее…
И тут уже Баста подключается с его «Сансарой»...
Вот как не любить творчество автора, когда твои мысли и мироощущения так схожи с ним, с его мыслями и мироощущением...