Евгения Яхнина «Чердак дядюшки Франсуа»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tavrida, 17 февраля 2020 г.
Прочитала с удовольствием, периодически похмыкивая над цитатами типа:
«Король не сомневался, что знает, в чём спасение трона. Он велел министрам подготовить и дать ему на подпись приказ-ордонанс о роспуске палаты и о назначении новых выборов осенью 1830 года. Вместе с этим министры должны были составить ордонанс и о введении цензуры.
До сих пор формально Хартия ничем не нарушалась. Теперь король убедил себя, что Хартией дорожит только кучка адвокатов и журналистов. А с ними стоит ли считаться? Что касается народа, он имел не так-то много преимуществ от Хартии, и король не сомневался, что народ стерпит её нарушение».
Когда в школе бегло изучали взрывную европейскую историю 19 века, замусоливая самое интересное никчемно-трескучими цитатами, французские «три славных дня» не оставили никакого следа в памяти. Евгения Яхнина написала занимательную повесть, которая успешно заполняет давний пробел. Июльская революция показана ярко, с массой милых подробностей, вроде акции щедрого владельца оружейного магазина:
— Скажу вам со всей откровенностью, господин Майу, — и в голосе Ксавье в самом деле прозвучали искренность и убеждённость, — ружья и патроны нам нужны для боёв с солдатами и жандармерией. Мы идём защищать Хартию, которую нарушил король, но денег у нас нет… Мы просим дать нам оружие для защиты наших прав бесплатно!
— Господа студенты! Вы молоды и не знаете истории, — сказал оружейник, — но можете поверить мне на слово. Мой отец Фредерик Майу-старший был оружейником ещё во времена Людовика Шестнадцатого, и я горжусь семейным преданием о том, как в тысяча семьсот восемьдесят девятом году отец бесплатно отдал восставшему народу всё оружие, что имелось в магазине. Фредерик Майу-младший хочет быть достойным сыном своего отца. Денег мне не надо! Берите!
Писательница явно хотела не ограничиваться революцией и политикой, а уделить больше внимания умнице и красавице Люсиль. Выросшая в семье вольнодумцев, наделенная дюжиной талантов, она стремится к эмансипации и театральной карьере, однако родители и любимый юноша, такие прогрессивные в том, что касается общества, всячески препятствуют девушке, рассказывая страшилки про закулисные нравы богемы. Стать женой Ксавье, угрюмого и воинственного сухаря, — вот ее единственное предназначение. Жаль...
Е. Яхнина не перебарщивает с черно-белой палитрой, когда речь заходит о дворянах и аристократах. Милейший учитель Пьер после Реставрации вынужден зарабатывать на жизнь уроками музыки. Старый дворянин вежлив, точен, опрятен. Он готов бесплатно заниматься с талантливой Люсиль, жертвует деньги в поддержку Беранже, хотя и не одобряет поэта:
«Господин Беранже позволяет себе смеяться над троном и над теми, кто в данное время занимают место на троне… Такое дерзновенное посягательство на коронованную особу вызывает во мне отвращение…»
Но затем:
«Подписаться?! Отказать?! Проще всего было бы отказать — пусть даже прослыв в глазах соседа старым скрягой и отсталым человеком. Беда была не в этом. Как можно не поделиться тем, что имеешь, с музыкантом, поэтом, почти собратом, наделённым чудесным даром? Нельзя же эту «птицу небесную» за её дар обречь на тюрьму. И кто знает, пути судьбы неисповедимы, может быть, внесённая стариком учителем лепта и будет тем последним франком, которого недостаёт для выкупа Беранже?»
Беранже, Теофиль Готье, аристократические салоны, диссидент Бланки, Виктор Гюго и скандальная премьера «Эрнани», стачка лионских ткачей и много других примет того славного времени — на страницах этой симпатичной книги.