fantlab ru

Оноре де Бальзак «Дом кошки, играющей в мяч»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
35
Моя оценка:
-

подробнее

Дом кошки, играющей в мяч

La maison du Chat-qui-pelote

Другие названия: Gloire et Malheur; Слава и несчастье; Фирма Резвящейся кошки

Повесть, год; цикл «Человеческая комедия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Однажды внимание одного молодого художника было привлечено домом, на котором была изображена кошка, играющая в мяч. Но на самом деле он любовался отнюдь не кошкой, а юной девушкой, живущей в этом доме...

Примечание:

Повесть была экранизирована.


Входит в:

— цикл «Человеческая комедия»  >  Этюды о нравах  >  Сцены частной жизни



Издания: ВСЕ (4)

Собрание сочинений в пятнадцати томах. т. 1
1951 г.
Собрание сочинений в 24 томах. Том 1
1960 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1
1982 г.
Сцены частной жизни
1984 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дом кошки, играющей в мяч» -- повесть, с которой цикл «Человеческая комедия» как бы начинается, но я совершенно не советую начинать читать его именно с нее -- может даже отпугнуть от Бальзака.

Все фирменное бальзаковское тут, правда, есть, но как-то неимоверно затянуто, с кучей ненужных слов: автор еще не нашел свой метод. Очень длинная и занудная экспозиция, само действие, которое с драмой, начинается почти в самом конце, развязка приходит стремительно. Герои намечены хорошо, но автор еще не особо умеет их развивать.

Мы видим здесь описание скупцов, мелочного купеческого быта, жесткой семейной иерархии, браков не по любви по воле родителей, и браков по любви против их воли, очень трогательное и проникновенное описание того, как живописец, окрыленный любовью, творит шедевры (художественная часть, с ее производственными деталями, хорошо знакомыми Бальзаку -- самая удачная), затем показано, как девушка из мещанского слоя переносится в слой богемы, и как та ее отторгает. Последняя четверть книги, описывающая это отторжение богемой и аристократией, попытки героини вписаться (неудачливые), всю эту блестящую аморальную среду с гламурными герцогинями и княгинями -- самая удачная. К сожалению, Бальзак потратил весь свой запал на длительную занудную экспозицию, а конец скомкал.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В структуре «Человеческой комедии» повесть эта (или маленький роман) относится в «Сценам частной жизни», которые, по словам самого Автора, «изображают детство, юность, их заблуждения».

Герои повествования Августина и Теодор действительно очень молоды, влюблены, могут быть вместе и желают составить счастье друг друга. Но возникают неучтенные факторы: разница воспитания и талант. На примере этой пары Автор анализирует две проблемы: глубинные причины отрицательного отношения к мезальянсам в сословно дифференцированном социуме и разрушительную силу светского общества.

Дочь купца и аристократ-художник. Была ли их вера в возможность счастливой совместной жизни заблуждением юности, или все-таки разрушительную роль сыграла именно творческая одаренность Теодора? Мне показалось, что на оба вопроса в этой повести Автор отвечает отрицательно. Герои могли бы преодолеть существующие между ними различия в воспитании и привычках. Ключевой силой, препятствующей их счастью, выступает светское общество.

Будь Августина чуть глупее, чуть менее искренней и настоящей, она могла бы разделить увлеченность супруга. Но, как человек наблюдательный и тонко чувствующий, впервые столкнувшись со светом уже во взрослом возрасте, не заметить притворность этой жизни она не могла. Купеческая среда, в которой она выросла, при всей косности и меркантильности, сформировала у девушки четкие представления о жизни: семья, дом, отношения с мужем — это важно; внешний блеск и участие в светских развлечениях — несущественно и даже лишнее. Самообразование лишь укрепило воззрения героини в этом плане.

Для Теодора же светская тусовка оказалась наркотиком. Против него работал его же собственный талант. Признанного художника все жаждали заполучить к себе, он был обласкан и, как ему казалось, любим. Будь Теодор менее интересен для света, он мог бы увидеть, какую замечательную женщину заполучил в жены по воле случая: не только красавицу, но с ясным открытым умом и преданным сердцем. Но на фоне блестящих светских див естественная и скромная Августина терялась, мы часто судим о достоинствах близких людей по мнению окружающих.

Ситуация с этой парой парадоксальна в том плане, что и Августина, и Теодор — люди незаурядные, яркие. И именно поэтому соприкосновение со светской жизнью оказалось разрушительным для их любви. Свет не терпит настоящих людей и настоящих чувств, он по определению театрален.

Финал, на мой взгляд, утрированно драматичен. Но цель свою эта драма выполняет, показывая несовместимость светской жизни как явления и живого человеческого чувства. Вымораживается живое, убивается теплота отношений между людьми, и не у каждого получается приспособится к пустоте.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх