Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Бежим отсюда!»
Это, с одной стороны, школьная повесть о четверокласснице Соне, которой проще общаться с книгами, чем с живыми людьми. С другой — волшебная сказка про добрую, но строгую ведьму, которая работает директором школы.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 82
Активный словарный запас: очень низкий (2324 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Eugeniashaffert, 19 октября 2015 г.
Книги А. Жвалевского и Е. Пастернак традиционно относят к современной подростковой литературе: героям их повестей и сказок и, соответственно, читателям обычно 12-15 лет. Однако последняя книга авторов с запоминающимся названием «Бежим отсюда!» совершенно неожиданно оказалась о 10-летних людях, самых обыкновенных четвероклассниках. Это, пожалуй, единственное существенное отличие от всех остальных книг минского писательского дуэта. Все остальное там так же, как и в предыдущих их произведениях. Как это «так же»? А вот как: авторы снова говорят о том, что дети лучше, чем мы обычно о них думаем, что власть взрослых над детьми куда менее правильна и справедлива, чем мы привыкли, что современная школа не учит тому, что пригодится в реальной жизни, и опять пишут своим «разговорным», подчас неряшливым стилем (тут вы может быть впервые в жизни встретите слово «ломанулись» в литературном произведении и удивитесь, как короток нынче путь от разговорной речи к литературному языку). Видимо, эти их идеи нравятся читателям: в июле этого года в продажу поступил уже второй тираж книги (первый, который вышел в конце марта, оказывается уже раскупили).
Можно сказать, что книга «Бежим отсюда!» продолжает «школьный» цикл произведений Жвалевского и Пастернак, в котором уже появилась сказочная «Гимназия № 13», вроде как реалистичная «Я хочу в школу!» (хотя дети-читатели, взглянув на заголовок, не верят в реалистичность) и смешная «Типа смотри короче» (она же «Шекспиру и не снилось!»).
Интересно, что писатели Жвалевский и Пастернак ненавидят вопрос «Чему учит эта книга», да и вообще любой, кто хоть что-нибудь понимает в литературе, терпеть не может этот «ключевой вопрос плохой учительницы», но ведь именно их книги – прямо идеальный материал для ответа на него!
Кажется, авторы взяли себе за правило доказывать косным и застрявшим в собственных стереотипах взрослым, что дети вообще-то умнее, самостоятельнее и глубже, чем они привыкли думать, особенно дети нынешние, современные. Кстати, таких взрослых вы не раз встретите в их книгах, они будут гротескны, смешны и нарочиты. Если дети делают у авторов выбор – то выбор этот обязательно правильный, может наивный или слишком прямолинейный, но справедливый. Если их герои-дети эволюционируют – то в лучшую сторону. И понимают они всё в конце концов тоже самым правильным образом. Считать это недальновидностью, идеализмом и стереотипом писателей или же наоборот, личное дело каждого читателя. В конце концов, что для нас всех важно? Чтобы дети были счастливыми, человечными и не страдали от одиночества, как девочка Соня, которой в начале книги и поговорить-то не с кем, кроме Эльфа, сбежавшего из какой-то очередной толстой книжки.