fantlab ru

Евгений Лукин «Зона справедливости»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
630
Моя оценка:
-

подробнее

Зона справедливости

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Что хорошего может случиться в темной подворотне? Как известно, ничего. Но эта жутковата как-то даже чересчур. Темная подворотня, и темные в ней творятся дела. В ней умирают люди, рядом терпят аварию автомобили, незримая рука может надавать пощечин припозднившемуся прохожему. Мерзкое место, а самое в нем мерзкое то, что оно не просто подворотня, а таинственная Зона Справедливости. Так, ничего особенного, просто материализуется закон — `Око за око`. И магия все сильнее, и Зона начинает расти, и совершенно неясно, что из такого сомнительного чуда выйдет...

Входит в:

— сборник «Благие намерения», 2005 г.


Награды и премии:


лауреат
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма

лауреат
АБС-премия, 1999 // Художественное произведение

лауреат
Звёздный Мост, 1999 // Лучший роман. 1 место

Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1999 // Меч в зеркале

номинант
Странник, 1999 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Средняя форма, повести

Похожие произведения:

 

 


Зона Справедливости
1998 г.
Зона справедливости. Сталь разящая
2003 г.
Благие намерения
2005 г.
Благие намерения
2005 г.
Зона справедливости
2009 г.
Том 1
2010 г.
Зона справедливости
2017 г.

Аудиокниги:

Зона справедливости
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Strefa sprawiedliwości
2004 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть фантасты, рисующие максимально непохожие на нашу реальность миры. Лукин – из тех, кто фантастику в свои произведения пропускает аптекарскими дозами. По всей видимости, это одна из любимых «фишек» Лукина – максимум одно фантастическое допущение на единицу прозы. Каждый раз эта толика нереального «вскапывает» нашу бытовуху и показывает … нет, не то, чтобы ее подноготную (это было бы слишком просто). Скорее уж – насколько абсурдно то, что мы привыкли каждый день видеть, и насколько в этой каше органично смотрится мазок сверхъестественного.

Как и «Слепые поводыри», ЗС – о российской провинции «успокаивающихся» девяностых, времени, когда деление народного хозяйства близится к концу, жизнь успокаивается, но память о сорвавшемся с цепи криминале еще жива. «Слепые поводыри» были повестью о неприспособившихся к этим условиям, «Зона справедливости» — о сумевших приспособиться, но ценой осознания своего бессилия и бесполезности. Главный герой не вызывает симпатии? Безусловно, он в делах и поступках мелок, зависим, тешится самооправданием. Достоевский писал, как грешат те, кому все позволено. Лукин пишет, как грешат те, от которых ничего не зависит. Грехами, совершенными без страсти, почти с неохотой, и не получающими – по своей мелочности – воздаяния.

Но вместе с тем, как много в образе ГГ от – прошу прощения за собирательность – всех нас! Он читает тех же Шекспира и Борхеса, так же равнодушен к «новокаину для народа» наподобие спиритизма и так же пересыпает речь и внутренние монологи цитатами из классики. (Кстати, поэтому ЗС – одна из самых насыщенных литературными аллюзиями книг Лукина – читать одно удовольствие). ГГ ироничен, порой язвителен и весьма неглуп в суждениях. Лукин мог бы оставить эти суждения себе, автору, однако подарил их своему герою – наверное же, не случайно! В итоге получаем персонажа дельно мыслящего, но живущего убого, на сплошных компромиссах с собой. Не обитает ли (извини, школьная программа) маленький Алексей Колодников в каждом человеке с интеллектом выше среднего?

Когда читатель улавливает, что хотел сказать автор, он способен написать хорошую рецензию. Когда читатель улавливает то, чего автор говорить не собирался, это может характеризовать как читателя (вообразит себе, что умеет между строк читать), так и книгу, прирастающую смыслами. По мне ЗС – не пессимистичная, но очень грустная вещь. Почему-то по прочтении подумалось о том, как должно быть грустно стареть и видеть, что жизнь проходит впустую, без свершений и падений. Интеллекта у главного героя как раз достаточно, чтобы это понять — не хватает смелости и сил для того, чтобы грести против течения. Остается созерцать…

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой смесь мессианской фантастики реалистического толка: от «Дьявола» С.Ярославцева до «Человека напротив» В.Рыбакова, с дозой обеих «Ночей…» А.Щеголева. Материализация старозаветного принципа “перелом за перелом, око за око, зуб за зуб” для жителей одного конкретного дома проходит малозаметно, но в масштабах целого района или даже города — приводит к катастрофическому переделу сфер влияния между преступными группировками и другими властями. Российский областной городок погружается в ад, отмщение не ждет полуночи, щупальца мести охватывают всех злодеев, подстерегая негодяев в любой точке города.

Но праведникам и в этих условиях приходится несладко: смотреть, как пачками умирают люди за свои грехи, могут лишь бессердечные создания. Почему же тогда преспокойненько разгуливают по улицам воры и прочие негодяи? Может, их черед еще не наступил? Добро, которое с кулаками, не уходит безнаказанно: внезапно погибают солдаты, воевавшие с фашистами. Или их потом воскресят? Нет, безмолвствует безликая, внечеловеческая система приведения приговоров в действие, и уже проходит над городом вторая волна парового катка небесного правосудия, унося кровавую жатву: начинают умирать от инфарктов те, кто портил жизнь своим друзьям и коллегам… Может ли на такую всеобщую мясорубку смотреть человек честный, безгрешный? Вот и бегут они от такого правосудия подальше. А нувориши все равно снимают свои сливки. “Кому война, а кому и мать родная”. При наваре остаются ловкие подлецы, наловчившиеся грабить без применения насилия, используя лишь неразбериху и примитивный обман. Да, знаете ли, так легко с религиозными стереотипами и идеализацией правосудия еще никто не расправлялся. Мы уже знаем, что истинным праведникам на Земле приходится несладко; теперь придется признать, что и в случае Высшего вмешательства у них также останется она лишь надежда на что-то лучшее.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго думал — ставить восемь или девять, а потом решил, что идея романа — настолько хороша, что всякие сомнения в том, что ставить, отпали. Понравилось абсолютно все, кроме финала и, может быть, некоторой затянутости. А все от того, что Лукин, имхо, — неисправимый пессимист (а возможно и мизантроп). Ну не верит он в человечество, хоть ты тресни! К тому же сильно подозреваю, что писатель к тому же убежденный атеист, и именно отсюда растут ноги этакой «справедливости» по лукину, к божественной или христианской справедливости не имеющей абсолютно никакого отношения. Жёсткую (если не сказать жестокую) позицию занимает писатель по отношению к ветхозаветному принципу «око за око». Я ее, конечно, понимаю, но совершенно не разделяю. Впрочем, это не умоляет достоинств произведения. Поэтому с удовольствием рекомендую этот роман к прочтению.

PS Кстати, уже прочитавшим «Всевышнее вторжение» от Дика будет очень интересно сравнить его со «Всевышним вторжением» (читай «Зоной справедливости») от Лукина.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

По поводу того, КАК написано — наверное двух мнений и быть не может. Шикарно написано. Настоящие живые герои, будто живущие по соседству. Узнаваемые бытовые ситуации. Абсолютно реалистичные действия героев — мотивация, поступки. Столь же живые диалоги. Увлекательность вообще зашкаливает — при чтении не оторваться, социальную фантастика, а будто боевик крутой читаешь.

А вот по поводу того, ЧТО написано — разные мысли в голове роятся. При поверхностном взгляде — вот вроде бы даже и всё правильно. Нагрешил — получи. Но даже так — справедливость часто какая-то несправедливая получается. Ибо с момента введения Правила — его действие должно начинать отсчёт с момента введения. Иначе огребают люди по моральным правилам данного социума — незаслуженно, вот как ветеран войны погиб. Фашистов резал в разведке, а воздаяние получил так же, как грабитель из подворотни. А кроме того, в оторопь взяло углубления действия Зоны Справедливости. Когда карать начало за несчастные случаи, за «доведение до инфаркта» и так далее. Жизнь — она не гладкая линия, человек — не робот. Всякое бывает. И наказание зуб за зуб уже не выглядит справедливым воздаянием.

У романа, фактически, открытый финал. Но при этом (уникальный случай!) чувства неудовлетворённости не остаётся. Нет финала, а как-будто и не надо, всё уже сказано. И это действительно так. Это ярко видно из того, что по прочтении книги мысли посещают не о том, «а что же было дальше», а те, о которых я написал выше — Справедливость ли нам показана, нужна ли такая справедливость, где границы.

Отличное произведение. Одно из моих любимых в русскоязычной фантастике.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о 90-х. Такой и написан мог быть только в 90-е – нынешний день принёс бы множество преломлений. А так – роман о 90-х прямиком из 90-х, из самого центра описываемого времени. И в этом, пожалуй, главное его достоинство.

Фантастическая интрига? По-моему, весьма слабая. Герой время от времени пытается раскрутить – что же это такое происходит, почему? Но меня, читающего, этот вопрос не очень-то трогает. Ведь все его версии – плюс/минус одно и то же ветхозаветное «око за око, зуб за зуб». Чуть более интересны некоторые моральные аспекты, которые появляются ближе к концу. Но всё это каким-то второстепенным, не столь важным. Даже видится уже,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что герой ответов-то не найдёт. И не находит. Так как не очень-то и нужны они. И видно, что всё закончится размыто, с ощущением грядущей, но какой-то обыденной (ибо какая уже по счёту-то?) катастрофы.
А главная мысль всё же вбита как гвоздь. Помнется, была у шумеров такая поговорка: когда боги хотят погубить человека, они начинают исполнять все его желания. А если с целым народом?
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Желали революцию – получите, желали перестройку – нате! Желали свободу – гребите обеими руками! Желали справедливости – такой вот, чтоб за каждую оплеуху откликнулось оплеухой, и чтоб эти «крутые» на каждую пулю, сами хватали по пуле – вот вам! Только как теперь с этим счастьем жить-то? Сам-то кто не без греха?

Впрочем, повторюсь, все это было для меня чем-то вторым – не слишком новым, не слишком глубоким. Но читать всё равно было интересно. Сам текст увлекал.

Роман для меня держался на трех вещах. Замечательный язык – великолепный, образный, яркий (а как передана речь всех персонажей – просто блеск!). Замечательный юмор – понятный, без пошлости, временами держащийся на том самом узнавании (по типу: смешно, потому что поддёрнуто обыденное и до боли знакомое). Ну и само время. Вся эта весенняя гряз, братки, ударяющиеся в религию и политруки в начальниках охраны, ларьки и жрицы любви, канторы и обманутые вкладчики, старые коммунисты и юные иеговисты, менты, бандитизм и задержки зарплат, и прочее и прочее. И всё это с поддержкой прекрасного юмора и прекрасного языка начинает весело играть своим колоритом. Да, грязь и неустройство. И да – весело играть.

С таким же ощущением смотрятся, например, первые серии «Улицы разбитых фонарей» – они ведь тоже о своем времени, снятые в середине своего времени – та же гряз, холод и неустройство; нет, ностальгии нет, и желания вернуться в это время тоже – но вот пересмотреть время от времени хочется. И этим они, по-моему, с романом Лукина очень похожи.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман открыл нового Лукина — великого и печального художника. И даже фантаста. То, что было до него — разминка, пристрелка по шуточным мишеням, а здесь — глыбища. Не всякому читателю, ясное дело, под силу эту глыбищу поднять, но те, кто осилил, понимают — ого! Да это, пожалуй, уровень Лема!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея очень понравилась. И мысли очень интересные. Но по моему книга сильно затянута и не окончена — по этому и низкая оценка.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лукин просто мастерски показал на бытовом, реалистическом, можно даже сказать — минималистическом уровне одну простую истину: спаведливость — относительное понятие. Абсолютной справедливости — НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз снимаю шапку перед талантом моего земляка ( и этим я очень горжусь) и присоединяюсь ко всем положительным отзывам.

Не согласен только с одним. С тем что некоторым показалось что роман не завершен. Вам только показалось. Именно таким и должна быть концовка этого произведения. Аедь никто не хочет доискиваться до сути. А суть такова что даже зная чем может грозить опасность, находятся люди долга. Опер, который остается потому что некому будет наводить порядок и сдерживать преступность. Он не святой, но даже зная что с ним будет он всё равно остается. И военные тохе со знанием того что их ожидает, всё равно входят в город. Потому что они привыкли смотреть опасности в лицо. Они привыкли быть на передовой. Они привыкли идти туда откуда бегут.

Понятно что роман не только о том что я написал выше. Он многогранее и прочитав его есть о чем поговорить и поспорить. Но мне хотелось отметить именно это.

А еще тонкий черный юмор скользящий в мыслях и рассуждениях главного героя. И не только. Оцените хотя бы название похоронного бюро-«Финиш». Класс!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не согласна со многими ранее отписавшимися. Какой еще концовки можно ожидать? В город вступают войска, зона справедливости расширяется! Неужели нужно было долго-долго описывать, как «справедливость идет по миру»? Нет, именно так и нужно было закончить.

Далее — если читать внимательно, можно заметить, что началось все с физического воздействия, но чем далее, тем на более сложный уровень выходит «справедливость» — воздается и за моральные проступки: травлю подчиненных, невнимание к близким и т.д. (сердечные приступы). Можно предположить, что справедливость будет выходить на более и более сложный или «глубинный» уровень. Есть ли тут смягчающие остоятельства? Как знать! Ведь, мы не всегда согласны, что нам воздалось в той же мере, в какой мы причинили кому-то зло. Своя боль всегда больнее. Так, может, и не должно быть «смягчающих обстоятельств»? Иначе, какая же это справедливость?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано четверть века назад. Как поменялось всё за это время... Жизнь поменялась, читатель поменялся, мир поменялся...

Роман из отличного успел стать растянутым, а основная идея — неактуальной. Вот как бывает.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилась мне книжка. Идея интересная, язык хороший, но уж больно главный герой отвратный получился. Не бандит, не вор, не чиновник-взяточник, просто очень ограниченный и самовлюбленный человек.

Читать было интересно, но вот общее впечатление от книги — бррр

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вряд ли получится назвать роман фантастическим. Скорее это фантазия на тему того, что может произойти в один прекрасный, или не очень, момент. Книга написана с известной долей юмора. Юмор переходит в сатиру на действительность середины 90-х годов, а отчасти и нашего времени. Порой автор, посредством героя романа, размышляет и на философские вопросы, затрагивает современную мораль. Причём сделано это не навязчиво. Если вы не хотите задумываться на предмет морали и философии, то вы и не обратите внимания на эти отступления.

Впечатления весьма интересные. Конечно, книга не вынудила меня пересмотреть своё мировоззрение, но заставила подумать на тему справедливости. Понравился как язык автора, так и стиль изложения. Могу рекомендовать любителям как юмористической и сатирической литературы, так и поклонниками мистических и загадочных событий.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая книга.

По настоящему страшная. И не мистической подворотней (ведь обычному серому человечку в ней нечего бояться. Так, пара подзатыльников, да детские синяки).

Страшна она тем болотом, что находится в каждом человеке. Серостью, мещанством, благоглупостью, живым олицетворением которых выступает герой книги.

Нет ничего страшнее самопровозглашённого местечкового интеллигента.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман явно делится на две части: в первой, собственно, происходит почти всё основное действие, а вторая представляет собой попытку дать какое-то объяснение всему происходящему. Он этого уклона в философию сразу теряется динамизм сюжета и пропадает интерес.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх