fantlab ru

Дэн Симмонс «Восход Эндимиона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
4370
Моя оценка:
-

подробнее

Восход Эндимиона

The Rise of Endymion

Роман, год; цикл «Песни Гипериона»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 209
Аннотация:

Завершающая книга одного из самых знаменитых фантастических сериалов ХХ века — тетралогии `Гиперион`, `Падение Гипериона`, `Эндимион` и `Восход Эндимиона`. Перед вами наконец раскроются тайны Гробниц Времени, вам предстоит узнать исход величайшей межзвездной войны миров — войны, в которой на карту поставлена судьба человечества...

Примечание:

Коллективный перевод с английского, фамилии переводчиков неизвестны (информация предоставлена источниками в издательстве).


Входит в:

— цикл «Песни Гипериона»  >  роман-эпопею «Песни Эндимиона»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1998 // Роман НФ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1998 // Роман

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1999 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1999 // Зарубежный НФ роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1998 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1998 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1999 // Зарубежный роман (США)

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2000 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2000 // Зарубежный роман. 2-е место (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года. 9-е место

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2007 // Переводной роман или сборник (США)

Похожие произведения:

 

 


Восход Эндимиона. Том 1
1998 г.
Восход Эндимиона. Том 2
1998 г.
Восход Эндимиона. Том 1
1999 г.
Восход Эндимиона. Том 2
1999 г.
Восход Эндимиона
2000 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Восход Эндимиона
2007 г.
Восход Эндимиона
2012 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2014 г.
Гиперион
2016 г.

Самиздат и фэнзины:

Эндимион
2015 г.

Электронные издания:

Восход Эндимиона
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Rise of Endymion
1997 г.
(английский)
The Endymion Omnibus
2005 г.
(английский)
Схід Ендіміона
2019 г.
(украинский)
Схід Ендіміона
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга откровенно разочаровала. Да, автор довольно успешно свёл в романе почти все сюжетные линии, причем сделал это очень и очень неплохо. Ну а задумка со связующей бездной и вообще просто хороша. Но при этом тот же Шрайк, например, так и остался для читателей загадкой. Впрочем, как бы то ни было, но сведение сюжетных линии так и осталось единственным, что можно занести в актив романа.

При чтении становится отчётливо видно, что Симмонсу явно не хватает материала для полноценного завершающего романа. Отсюда и преобладание всяческих описаний, эмоций и размышлений героев над действием, отсюда и десятки страниц описания желудочно/кишечно/почечных колик главного героя, и его постоянная театральная ревность, и вообще масса страниц, напрямую не относящихся к действию.

Особенно восхищает представление Дэна Симмонса о революциях: всегалактическая трансляция пыток с откусыванием пальцев и последующей казни героини — и народ вдруг дружно организует революцию. Ну а дальше уже понятно — сплошной розовый сироп, все положительные герои собираются вместе и обламывается им много-много счастья. А позвольте спросить — куда же делись многочисленные несгораемые и непотопляемые Радоманты Немес?

Честно говоря, при чтении сложилось стойкое впечатление, что эту книгу цикла автор дописывал только потому, что надо, безо всякого там творческого подъема и желания :(.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень нравятся первые две книги цикла. И вот закончив читать последний роман космооперы Симмонса, не могу отделаться от чувства обманутого читателя, которое, судя по отзывам, возникло не только у меня. На мой взгляд, вторая часть тетралогии удалась автору плоховато, и именно Восход оказался самым удручающим из всех. А может настоящего Симмонса похитили инопланетяне и на его место подсадили Дарью Донцову?.. Ситуация усугубляется тем, что, если в Эндимионе сомнительная любовная линия раздражающего ребенка и раздражающего дяди главного героя не является центром сюжета, то в Восходе она выходит на первый план и превращает книгу в бульварное чтиво с элементами фентези в духе Сумерек.

Идея. Таковая безусловно имеется, она наследуется от Гипериона и затрагивает самые глубинные пласты человеческой культуры и натуры — религию, веру, любовь, эмпатию итд. Но реализована эта идея в итоге неубедительно и смазано. Да и отталкивающие персонажи не улучшают ситуацию и не помогают этой идеей проникнуться.

Собственно, персонажи: их много. Несомненно намного больше, чем это необходимо для развития сюжета/идеи. Они одинаковые, пустые и не несут никакой дополнительной смысловой нагрузки — они здесь, чтобы лишний раз почеркнуть какая тут у нас классная Мессия. Хорошие персонажи будут смотреть ей в рот, слушать с благоговением и прямо восторгаться. Плохие персонажи будут делать плохие вещи, чтобы хорошие выглядели еще лучше и не возникло сомнений в том, кто тут прав, а кто дурак. Учитывая, что одна из идей автора — продвигать разнообразие характеров и взглядов, такой набор героев выглядит как ирония. Даже Де Сойя, который в Эндимионе подавал надежды и выглядел более или менее объемным, превратился в бледного зомби-последователя, который никакой роли в сюжете не играет. Та же участь постигла столпов Гипериона — Кассада, Мастина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Линия взаимоотношений Кассада и Рахиль полностью убита автором. Оба эти героя присутствуют на страницах книги, но испытывают все эмоции только по отношению к Мессии, но не к друг к другу.. больше того, между собой они даже особо не разговаривают) Да, это не любимая моя история из Гипериона, но финальная значимость Кассада и Монеты довольно высока и на мой взгляд игнорировать ее вот так полностью — это неправильно. Аналогичным образом «свернута» история Консула, который в финале первой дилогии отправился куда-то зачем-то с явным намеком на продолжение истории. Продолжение вышло эпичное в духе «Консул? да помер ваш Консул» — вот и вся недолга. Да, это уже не тот Симмонс, который умудрялся изящно прописывать множество параллельных сюжетных линий и историй! Симмонс в Восходе просто сливает те линии, которые не укладываются в «главный сюжет». И это печально, потому что как раз эти линии — лучшее, что было в этой истории

Главные герои не вызывают ни симпатии, ни особого доверия. Сильная женщина, которая на самом деле слабая, но сильная, но ради любви и вот это все.. Сильный мужчина, который на самом деле слабый, но сильный, потому что любовь.. Одним словом, максимально избитые и банальные клише. И конечно сама любовь, которая очевидно измеряется сяськами-масяськами и количеством сцен соития. Чем их больше, тем сильнее любовь же. Читать это утомительно и неинтересно, в эту нарочитую любовь совсем не верится, и не верится тем сильнее, чем автор настойчивее втюхивает ее читателю «тонкими» литературными приемами в духе «он расчленял мою любимую на части и боль пронзала меня....». Ей-богу, местами от подобных средств художественной выразительности возникало чувство испанского стыда.

Сюжет. Вроде бы повествование очень активное, постоянно что-то происходит. Но в итоге история сливается в сказку «Жили-были люди, потом все они умерли, но любовь победила». Закончив читать, затрудняюсь вспомнить точно цепочку событий, которые происходили в книге. Запомнилось только то, что Рауль все время дрался или испытывал Боль или Любил ее... Самое интересное, что есть в этой книге (а именно пояснения, раскрывающее загадки первых частей и вселенной Гипериона) содержится не в сюжете, а в диалогах всезнающей Мессии с народом. Но интересное оно тоже очень условно, потому что разгадки порой совсем не логичные, скомканные и только портят впечатление. Вся эпичная часть с войной человечества с искинами, загадочная фигура Шрайка, суть и судьба искинов, происхождение гробниц времени итд — все это обрубается наотмашь в угоду основной сюжетной линии романа и в итоге главные вопросы так и остаются без ответа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главная интрига романа — а кто же главный кукловод, зачем ему все это, какова его цель и дальнейший план, зачем нужна была вся эта дискотека с архитектором и прочими экспериментами по воссозданию исторических персонажей, если можно было просто подсаживать антикрестоформные наночастицы в разных людей по очереди итд — все это мы не узнаем из книги. Зато мы узнаем что А Беттик, на протяжении всех книг ведущий себя как слоник из мультика про 38 попугаев, который всегда безмерно смущен, — наблюдатель и он оказывается не просто всегда со всем учтиво соглашался, а Наблюдал (что и так было понятно сразу после упоминания о наличии наблюдателей, не понятно только зачем они в итоге нужны). Этому факту уделяется целый абзац в финале. Собственно, на этом все. никакого вам раскрытия темы, никаких пояснений.

Специфический авторский стиль с избытком расчлененки и обнаженки на фоне пустого сюжета становится иногда просто невыносим. Кульминационная глава, где героиня, следуя пути Иисуса, на которого недвусмысленно намекает автор всю книгу, терпит муки и параллельно ведет диалог с злодеями-церковниками, вышла просто омерзительной. Ее практически пролистала, поскольку неубедительное квазигуманистическое нытье, которым читателя и так мучали сотни предыдущих страниц, тут повторяется и совершенно не стоит того, чтобы читать сцены отрезания конечностей в красках.

Мир Гипериона совершенно поблек. Атмосферность первых частей здесь превращается в излишнее словоблудие. Предполагаю, что причиной тому факт, что декорации, как и персонажи, здесь не несут никакой художественной и смысловой нагрузки — не все ли равно где в очередной раз ГГ огребет по лицу — в горах или в ледяной пещере? Это большое огорчение для тех, кто оценил пасторальные картины деревни из истории священника из первой части книги, пейзажи града поэтов, атмосферу захолустных городков Гипериона.

Резюмируя, скажу, что как экшн/любовный роман для подростков это может быть и не плохо, но как фантастика это очень слабо. Конечно, Гиперион заслуживал лучшего финала.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий роман серии выделяется неприятным количеством роялей в кустах и ненужным многословием. И это не толстовское или пришвинское многословие, нет, это абсолютно непонятное перечисление персонажей на каком-нибудь приеме, которые потом нигде больше в романе не появляются, это многократное разжевывание одних и тех же вещей.

Рояли же в кустах заключаются по большей мере попытками объяснить всё из предыдущих частей. Когда части не срастаются, автор просто говорит «вы все не так поняли», точнее автор «песен» всё не так понял, и на самом деле всё по другому. Далее идет новое объяснение, перечеркивающее весь сюжет предыдущих книг. В результате — какой-то хаос, мотивация персонажей становится абсолютно непонятной.

И на фоне всего этого — в целом прекрасная история и прекрасный финал.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

О!

Это песня.

11 из 10.

Замечательный финал саги. Умный, трогательный, философский и добрый. Закрываются все незакрытые кольца, объясняется все, что до сих пор было под вопросом. И открываются новые пути. В мир без границ. Туда, где правит любовь. Эта книга заслуживает более подробного отзыва и я напишу его в своей колонке. Со временем.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В финальном романе тетралогии о Гиперионе будут даны ответы на все вопросы. Да, кому-то из читателей они могут не понравиться, кто-то ожидал другой концовки, но, тем не менее, история завершается эпично и красиво. В этой части много тибетской экзотики (большая часть событий происходит на планете Тянь-Шань, населённой преимущественно потомками земных тибетцев), много философии, и это самая печальная часть цикла, несмотря на то, что в целом, по большому счёту, как и положено по законам жанра, Добро, конечно же, побеждает.

Как и в случае с первой дилогией, где «Гиперион» был вступлением ко второму роману, во второй дилогии основные события тоже происходят в «Восходе Эндимиона». Мир вселенной Гипериона постоянно менялся, но события, происходящие в этом романе, знаменуют самые кардинальные перемены для человеческой цивилизации. Искусственные разумы Техно-Центра по-прежнему паразитируют на человечестве и потому делают всё возможное, чтобы остановить Энею, девушку-мессию, которая способна научить людей выйти на новый уровень развития и понимания Вселенной.

Как и предыдущие книги «Восход Эндимиона» — красивый, эпичный, эмоциональный и мудрый роман.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Восход» является прямым продолжением «Эндимиона» не только сюжетно, но и качественно, да-да.

Сюда прямиком из Эндимиона перекочевали и достоинства, и недостатки. Но обо всем по порядку.

Даже не знаю, что в этой книге раздражало больше. То ли картонные персонажи, ведомые неправдоподобными мотивами, то ли море бездумного экшена, то ли абсолютно непродуманная любовная линия... «О, детка», «любовь моя», «любимая», «ненаглядная»... глаз спотыкается об эти слова по десятку раз на каждой странице, но, казалось бы — почему бы не порадоваться за счастливую пару? Быть может потому, что все эти мелодраматические «прелести» выглядят настолько неестественно, что раз за разом вызывают одну единственную реакцию — Не верю! И страшны они не столько сами по себе, сколько вкупе с остальным. Например, слезы и вопли после того, как Рауль пережил смертельную опасность в поединке, в котором — по идее — ничто не мешало Энее взять и помочь «любимому» — нет, что вы — мы будем стоять и смотреть, ведь ЭТО ЕГО БОЙ! И подобные случаи тут не редкость. А может быть больше всего раздражало именно всезнайство героини? Это не так, это не то, и вообще — в Песнях Гипериона половина не соответствует действительности. И с ТехЦентром все было не так, и со Шрайком, и с некоторыми паломниками (к слову, подобное самопеределывание событий прошлого наводит на мысль, что Симмонс выбрал простейший способ развязать узел, который плел с самого начала — зачем что-то решать, если можно сказать, что все, что вы прочли ранее — неправда, а на самом деле все было так... ну как автору удобнее — гениально!). Более того, откровенно раздражала Энея именно когда после очередного заявления «я не мессия, что вы!» начинала указывать всем и каждому что и как ему делать, так как она лучше знает. Особенно пресловутая «загадка красной кнопки» — верх глупости. Ничего, что «школьница» с самого начала в любом окружении берет бразды в свои руки? А вот на это Рауль нам отвечает — мол, окружающие сразу оценивали мудрость девочки, признавали лидерство и кланялись в ноженьки. И ни разу в тексте Дэн нам так и не показывает, каким образом она все-таки зарабатывала этот авторитет. Нас просто ставят перед фактом — прямым текстом. Этот — дурак, этот — предатель, а вот Энея — молодец. Все знает почти до минуты, за всех все решает, и дабы не превращать образ девочки в суперрациональное чудовище, автор иногда подбрасывает нам эпизоды, где девочка — просто девочка, а в дальнейшем — женщина. Но первые выглядят не слишком естественно, а вторые — гипермелодраматично. Честно говоря, образы обоих главных героев до самого конца выглядят картонными фигурками, плавающими в океане сентиментов. К слову, сцена первой близости была «потрясающей» — Рауль, исстрадавшийся донельзя, исскучавшийся досмерти, даже при смерти бормочущий имя Энеи, которая, кстати, уже призналась ему в чувствах, а до того неоднократно намекала на будущую связь, при виде соблазняющей его девушки «включает режим» — «как-же-так-ведь-это-девочка-которую-я-поклялся-защищать-ценой-жизни-и-растил-как-сестру». Что, парень, внезапно? Еще как! Шутки о недопонимании мужчинами намеков, конечно, имеют под собой почву, но это уже абсурд чистой воды.

Кстати, с этого момента интимные сцены разной степени нелепости будут встречаться регулярно. Для чего? Я так и не понял. Избитые, обожженые, полуживые, даже когда мир вокруг рушится, они карабкаются в постель, и не для того, чтобы выспаться, поверьте. Ну ладно бы раз, ну два... их еще можно было сделать оригинальными, а десяток — для чего, Дэн? Причем иной раз метафоры, используемые для описания оных, вызывают просто глупую ухмылку. «Единения» Мерри и Сири в «Гиперионе» были гораздо уютнее и лаконичнее.

А как вам неоднократная сцена «Рауль-ковер». Хм, что же это такое в тубусе мне в тридцатый раз толкают в руки? Вау, ковер-самолет, быть не может! Главгерой у нас не просто «медленно соображает», он откровенно тупит всю книгу. Хотя с другой стороны, учитывая, какой абсурд творится вокруг с самой первой страницы, как можно вообще что-то воспринимать всерьез?

Главы странствий Рауля, подобно путешествию троицы в третьем томе, откровенно неудачные — живописать чудеса показанных миров у Дэна снова не вышло, а вот сомнительного пошиба приключения — были. Причем, щедро сдобренные роялями в кустах — количество оных превосходит любые разумные пределы, а самый главный из них — это не рояль, простите, это — целый орган. Трехметровый железный орган, играющий в любой сцене, когда наступает очередной «конец света». Стоит хотя бы одному жидкокристаллическому киборгу из труппы «Немез и Ко» приблизиться на расстояние вытянутой руки к нашим героям, тут же появляется он — наш старый добрый шипастый терминатор. «Всех убью, один останусь» — рубиново подмигивает он нашим героям, и — убивает. И так несколько раз. Читать было просто больно, ибо пафосно до ужаса.

Вообще с пафосом Симмонс явно перебрал — все у него безмерно эпично, масштабы, разумеется, вселенские... а вот основная идея оказалась жалкой до ужаса, но приправленной океаном буддистких и не знаю чьих еще идей. Сам Будда, наверное, в нирване ворочался. И стоило мариновать читателя столько времени? Кроме того, свою позицию Дэн продвигает безо всякой альтернативы. Вот так — правильно, а эти — дураки и сволочи. И это после дилогии «Песни Гипериона»?!

Где мифопоэтика «Гипериона»? Где интриги «Падения»? Нет ничего — только бездумные «побежал-пострелял» «Эндимиона» и псевдометафизика, которую Дэн — даже при том условии, что сам в ней разобрался — не смог адекватно и логично изложить.

Такая вот примерно картина. Добавьте сюда случайные несуразности и нелепицы, и получите «Восход». Нет, плюсы тоже есть — нам будто бы логично объясняют что и как было на самом деле, иные вопросы находят ответы... но далеко не все. И плевать, что основополагающей силой местных «джедаев» наивно стала любовь, ради которой и пришлось писать всю эту ненужную мелодраму. По крайней мере ряд вопросов все же закрыт.

Из плюсов — некоторые персонажи: де Сойя, которого, правда, стало меньше, но скупые строки, по которым мы можем судить о пятилетке его вынужденного флибустьерства, дают прочувствовать куда больше, чем километры текста, потраченные на главных героев. Великий Инквизитор, чьими глазами мы увидели политические интриги в Ватикане. Правда, в финале его позиция оказалась не той, что ожидал лично я. С другой стороны, абсолютно не ясен мне остался и поступок кардинала Лурдзамийского. Второстепенные же персонажи — абсолютные функции, особенно жители Тянь-Шаня. Кроме далай-ламы, кстати, вот он — весьма удачен. Имена остальных трудно выговорить, невозможно запомнить, а о характерах просто нечего сказать. Ну вот, и тут сплошные недостатки. Кстати, превращение Хойта в кровожадного тирана тоже слабо обосновано. Никаких предпосылок в «Гиперионе» лично я не увидел.

Единственной настоящей удачей романа являются пресловутые один-год-одиннадцать-месяцев-неделя-и-шесть-часов. Вот от этого действительно бегут мурашки — это сильно. И страшно. Именно в последней главе мы мимолетом ощущаем почерк того самого Симмонса, который подарил нам «Гиперион».

Того, который, как все творцы, коснулся Связующей Бездны.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю две последнии книги из цикла лишними. Основные мысли хорошо, даже замечательно, были переданы в первых двух работах автора. Здесь же все скатывается до бесконечного пережевывания того, что уже было сказано, как и того, что хотел сказать автор, к примеру о конфликте человека и искусственной информационной среды, так и чисто сюжетных составляющих (история о ковре самолете, к примеру, повторяется не менее 3-4 раз). Такие повторения, не имеющие своей первоначальной яркости, составляют две трети смыслового содержания книги. Остальное — это не слишком интересная история о не очень интересных персонажах, рассказанная одним из персонажей, сильно расположенного к рефлексии.

Читал только, что бы узнать судьбу Писателя, которому было уделено так мало места(

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

не знаю что случилось с автором на этой книге, предыдущие прочитал с удовольствием, эту так и не смог дочитать, одна вода и повторения, такое ощущение что автор эту книгу писал пользуясь популярностью предыдущих книг, очень разочарован

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя несколько лет после событий «Эндимиона» Рол по просьбе Энеи покидает Старую Землю, чтобы найти корабль Консула и встретиться со своей подружкой через несколько недель (или лет) на одной из планет, принадлежащих Церкви. В это же время Церковь восстанавливает в правах отца-капитана Федерико де Сойю, чтобы тот нашел Энею согласно пророчеству Техно-Центра. Последний, очевидно, имеет собственные планы, для чего возрождает Радаманту Немез, которая вместе с тремя клонами должна уничтожить опасную девушку.

Эта книга вызвала у меня совершенно противоречивые чувства. Настолько противоречивые, что впору делить рецензию на «черную» и «белую» части. Посмотрим на синтез этих противоположностей и начнем с минусов.

Неточности и ляпы. Их здесь ну очень много. Вероятно, масштаб происходящего не дал автору возможности уследить за мелочами. И все же. Мы помним, как в первой части дилогии автор говорил нам о том, что частных кораблей со времен Падения не осталось, а здесь товарищ Исозаки вдруг выкупает частный корабль. Два больших пальца, которые А.Беттик показывает своему другу во время экстремального путешествия, вероятно, были пальцами на ногах, ведь андроид лишился руки, либо же Симмонс попросту забыл об этом. В эпизоде на сфере Дайсона разумные тромбоциты отвечают на невысказанный вопрос Рола, но уже на следующей странице Рол интересуется, умеют ли они читать мысли (но они же только что тебе ответили на мысленный вопрос!) и оказывается, что нет, не умеют (но блин, они же ТОЛЬКО ЧТО ОТВЕТИЛИ!).

Логические ошибки. Мы помним, как Рол чутко реагировал на любые события, имеющие аналоги с описанными в «Песнях», и вот он вдруг с непроходимо тупой медлительностью осознает, что за Рахиль такая перед ним (более того, при первой встрече он и вовсе никак не реагирует на это имя, во всяком случае, автор никак не акцентирует внимание на его реакции достаточно длительное время). Еще один вопрос касается того, почему Энея не сказала Ролу про кнопку на каяке. Это очень раздражает — создание интриги на ровном месте. Просто смехотворно, что взрослому мужику нельзя сообщить о том, что каяк оборудован средствами для полета. А если автор намекал, что Энея не хочет пугать Рола, то достаточно вспомнить, на что он уже пошел ради нее, и понять, что такие мелочи, как возможная гибель в недрах газового гиганта, не остановили бы нашего героя.

Еще несколько вещей, не столь очевидных: как крестоформа возраждает людей? Хранит ли она бэкапы в виде регистров состояния каждой клетки? Да, мы знаем, что хранит, но блин, каким образом она определяет, какое именно состояние «восстановить», мне, как программисту, не совсем понятно. Допустим, умирает человек от сердечного приступа, а восстанавливают его в каком именно состоянии? За день до неизбежного приступа? За два дня до него? А если там рак у него, его с ним и восстановят? Тогда он через несколько мгновений опять может отправиться на покой. Впрочем, ладно, гуманитарий писал.

И последнее — если Церковь может позволить себе все население планеты погрузить в кому и переправить на другую планету, если не боится огласки или бунта, не будет ли куда более эффективным взять, и насильно каждому присадить эту самую крестоформу?

Ох, сам не ожидал, что столько напишу, прям снова вернулось легкое недоумение и даже раздражение. Надо сказать, тем не менее, что негатив постепенно испаряется ближе ко второй половине книги, особенно после того, как череда географических названий и имен персонажей (чьи индивидуальности проработаны примерно на том же уровне, как и характеры гномов-спутников Бильбо, и ограничиваются упоминанием их профессий: каменотес, летун-планерист, мэр и т.д.) наконец уступают дальнейшему развитию сюжета.

Ответы на вопросы. Да, наконец мы узнаем, для чего и зачем все это было. И меня лично вполне удовлетворило то, что я прочитал. И хотя тут не будет подробного изложения судьбы Шрайка или деталей относительно того, как именно перемещали Старую Землю/просто Землю, тем не менее, клубок наконец распутывается и уж никак нельзя сказать, что Симмонс не справился с тем, что успел наворотить за четыре тома. Это является тем огромным плюсом, который перекрывает все предыдущие минусы. По-крайней мере, масштабы работы, проделанной автором, просто поражают. Оглядываясь назад, поразительно, сколь много информации он сумел вложить в четыре книги. И спасибо, что не планирует продолжать. Надеюсь, не передумает и не превратит свою историю их космохронооперы в хренооперу.

Масштабы и достоверность. Повторюсь, работа титаническая. Множество планет, каждая из которых уникальна, множество сюжетных линий и ниточек, которые вплетены в общую канву. Множество смыслов, берущих свое начало еще в античную эпоху, нашедших отражение в английской поэзии и перекочевавших в текст Симмонса, создает чувство тесной связанности, сопричастности и преемственности. Не покидает ощущение, что вот этот, описанный мир, действительно наш, хоть и изменившийся, но все же знакомый. А его история не выстраивается заново от некоей начальной точки после, скажем, создания квантового двигателя или телепортации, а развивается во всей своей сложности и многообразии, и уходит корнями в прошлое. Тут играют роль и метатекст, и аллюзии, и цитаты, и описание быта. Получается своеобразная эклектика традиции и метаморфозы.

Идея. Как уже было подмечено многими, центральной идеей тетралогии является идея свободы воли и любви, наиболее полноценно и аллегорически воплощенная в фигуре Энеи. Порой она изображена несколько наивно и сентиментально, особенно учитывая возраст автора, но все же особо не хочется подвергать критике столь светлые устремления автора. Я уверен в том, что каждый человек, так или иначе, испытывает потребность кого-то любить, равно как и стремится к свободному проявлению своей воли. За сим не будем разбирать, насколько правдоподобно выглядит тезис о том, что любовь есть физическая величина. Остановимся на том, что любовь — есть закон. Аминь.

В общем и целом, могу сказать, что это одна из наиболее масштабных, поражающих воображений историй, известных мне. За масштаб и лаконичность, за смысл и идею, а главное — за логичную и изящную концовку, ставлю этому произведению, хоть и вызвавшему у меня столь противоречивые эмоции, девятку.

P.S. Не очень понимаю негативных откликов на фоне сопоставлений цикла с «Дюной» Герберта. При всем моем уважении и любви к ней, сюжет собственно «Дюны», первой книги, с которой обычно и сравнивают, выглядит куда менее эпичным в сравнении с «Гиперионом». Хотя, безусловно, масштаб идеи сопоставим, особенно если учесть время написания.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

К четвёртому тому принципиальная разница с Гербертом (увы, но — опять в пользу последнего) проявилась ещё существеннее, чем в книжках предыдущих. Ещё раз увы, но — невозможно отстраниться от этого вездесущего сравнения. Космоопера — она и в Африке космоопера: положение, как говорится, обязывает. Ежели автор не желает оных сравнений, то — не стоит и замахиваться на столь широкое полотно, тогда и сравнивать не будут.

Не получилась и Симмонса оная космоопера. Книжка вполне приличная — получилась. Почти. Ежели БЫ избытки текста — как раз с оными претензиями на «космооперность» связанные — убрать, то получилась бы и без оного «БЫ». А так читать — как есть — мука одна: пропуская страницами лишние подробности, а потом — возвращаясь, выискивая существенные пропуски, что с оными «лишними» выпали «за компанию», что называется.

Повторюсь: книжка — вполне достойная внимания. Вполне. Только — НУДНАЯ. Не умеет Автор космооперы ваять, увы ещё раз, в который уж раз. Вот, чтобы и не выдумывать, как конкретно повторяться, приведу цитатку из отзыва на том первый: «.... Нет, что домучил до конца не жалею — ежели сократить раз в пять-семь, то получится просто чудная книжка. И — потом: хвалебных откликов много, надо же было собственное впечатление составить...».

Рекомендовать для прочтения — буду, но с вышеозначенными оговорками

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый длинный — и заключительный — роман всего цикла «Восход Эндимиона» оставляет двойственное впечатление. Он подводит к концу всю эпопею, разрешая многие конфликты и давая ответ на центральные вопросы об этой вымышленной вселенной. И этим приносит удовлетворение. Вместе с тем само по себе произведение вышло рыхлым.

События перескакивают на четыре года спустя финал прошлого романа. Рауль и Энея живут в небольшой общине, где она собирает первых сторонников. Повзрослев, девушка готовится вступить в духовное противоборство с мировым порядком, олицетворяемым католической Церковью. Она постепенно становится пророком, наставляющим людей в понимании себя и мира. Её способности получают объяснение, а взгляды оформляются в учение. И многие страницы романа фактически состоят из диалогов, разъясняющих её воззрения. К сожалению, они не оригинальны и от проповеди типичного духовного гуру её отличает только тот факт, что в её мире вселенная устроена именно так как она говорит

Церковь уступает место главного антагониста стоящему за ней ТехноЦентру. Это не удивительно, потому что тема лицемерой теократии, провозглашающих ценности, которым они не следуют в своей политике, давно приелась. Про искусственный интеллект, его сущность и происхождение у «Восхождения Эндимиона» находится что сказать. Это служит окончательным признанием слабости идей об отношении творца и создателя, высказанных в «Падении Гипериона» — но это только к лучшему.

Другая центральная тема — образ Связующий Бездны является не самой удачной метафорой то ли для любви и сострадания, то ли для литературы. Скорее и для того и для другого разом. На мой взгляд такое сравнение не только не обогащает понимание человеческих чувств и творчества, но скорее выхолащивает их. Да и сама Связующая Бездна, если подумать, способна приносить не только спокойствие и умиротворение, но и оказывать обратное действие. И как это происходило в другой знаменитой космической саге у Силы должна открыться тёмная сторона.

С персонажами происходит какая-то беда. Их тут много. Одни из них представляют собой неиспользованные сюжетные функции. Есть предатель — но он никого не предаёт. Есть человек, готовый стать ренегатом, но предыстории его драмы уделено много внимания, а сама она случается где-то на задворках и упоминается короткой строкой. Появляется целая прорва сторонников Энеи, каждый из которых представлен в качестве неординарной личности, но раскрыться удаётся немногим. Наконец, возвращаются персонажи первой дилогии, чьи истории не были достаточно убедительно доведены до конца. Например, появляется Хет Мастин — тамплиер из «Гипериона», чьё бесславное исчезновение и гибель вызвали много вопросов, получает шанс реабилитироваться. Но, пожалуй, это только лишний раз всё запутывает.

Линия Энеи получает сильное, пусть и не поражающее воображение, завершение. Здесь Симмонсу удаётся заново воплотить извечную историю посланников высших сил. А развитие их романа с Раулем теряется где-то во временных петлях, заодно порождаю надуманную мелодраматическую интригу. При чтении это способно зацепить, хотя проницательный читатель догадается что к чему, но в итоге разрешение оставляет большое недоумение по поводу логики персонажей.

«Восхождение Эндимиона» завершает массивную эпопею — местами достойно, местами как придётся. Пожалуй, эта книга исполняет свои обещания и не оставляет повода для разочарования, скорее сожаление о нереализованных возможностях.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление плохо.

Честно говоря даже сложно поверить что это написал тот же человек, который написал прекрасный Гиперион. Если первая книга этой дилогии (Эндимион) еще кажется относительно интересной (в основном за счет того, что лихо закрученная интрига манит интересной развязкой) то Восход, в котором , собственно говоря, и должна происходить эта интересная развязка это полная катастрофа. Вспоминаются слова классика о том, что любой может написать хороший первый акт. Красиво завершить дано уже не каждому.

Бледные, пустые персонажи толпятся в пышных декорациях, не понимая зачем они здесь. Нам представляют десятки новых имён, лишь для того что бы ни один из них не сделал абсолютно ничего. Нежное мясо бесконечных описаний удивительных планет, такие интересные в контексте Гипериона здесь, в отсутствии скелета сюжета, становятся чрезмерно длинным и навязчивыми. Главный «неожиданный» сюжетный поворот понятен любому на протяжении всей книги но преподносится с апломбом Паланиковского Бойцовского Клуба. И бесконечное, менторское и нравоучительное выступление о силе любви как физической величине если и кажется интересным при первом прочтении к окончанию Восхода уже вызывает желание закрыть книгу и никогда больше её не открывать.

Читая Гиперион кажется, что у тебя в руках новая классика, один из лучших научно-фантастических циклов всех времен. Заканчивая читать Восход Эндимиона я жалел что не остановился на самой первой книге.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нудно нудно нудно...........и ещё тысячу раз нудно!

Бесконечное количество заунылых рассуждений и пересказов душевных переживаний мало относящихся к сюжету.

Вплтенный сюжет любви вообще ни играет не какой роли для основного сюжета, постоянные поцелуйчики, обнимашки, сцены любви и ревности склоняют к мысли, что произведение ориентированно на на «малолеток» и аналогичных индивидуумов, у которых от подобных сцен в книжонках с любовными романами начинают трястись ручёнки или что то там ещё.

С трудом осилил прочтение до конца, пропуская подобные сцены и нудные размышления.

В общем сюжет вполне интересен и захватывает. В последней части наступает развязка и даются ответы на все вопросы поставленные в предыдущих частях.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

в который раз перечитываю цикл и в который раз поражаюсь на сколько же хороши были песни , насколько проработаны герои их мотивы , характеры, социальная структура, насколько логичен был мир. и какие тупыми и плоскими стали большинство героев , особенно раздражают представители армии церкви и прочие второстепенные герои.

полное игнорирование последовательности мотивов их поступков.

на кой хрен священник зная что церковь его стала исчадием ада соглашается принять командование кораблем, на кой ляд инквизитору тупые пытки какого то там солдата. это люди прошедшие жесточайший отбор и в конкурентной борьбе занявшие свои места. и у них такие примитивные мотивы? несть числа таким случаям в книге.

герои как из картона , мыльной оперы для 12 летних детей.

одна лишь Энея еще что то генерирует.

пишу в голове сценарий фильма (ов) для цикла и при прочтении конца цикла местами начинает раздражать.

и сюжетный выход я нашел из тупика в который автор загнал читателя — не стыковки прошлых книг и персонажи которые не умерли это мол Мартин Силен напортачил.

читаю я не МАРТИНА! А Дэна! и своими «глазами» лицезрел все события прошлых книг! а теперь мне говорят не верь глазам своим?

и диалоги нужно будет радикально кромсать, в первую очередь убрав слово детка. вымарав полностью идиотские стенания эндимиона о том что он дескать пропустил 5 лет и иже с ними. и разумеется надо серьезно пройтись по религиозной составляющей диалогов убрав всю воду и оставив только концентрат.

надо что то сделать с мотивами де'сои. так же просто необходимо вставлять сцены усложняющие личность исодзаки и подогнать вирусообразность техноцентра под нормальное объяснение а не этот ...

какая сволочь там подгоняла симмонса . издатель что ли все испортил и заставил писать подобие умирающей земли-9?

п.с. а концовка мне понравилась.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка данного произведения – 8 баллов.

Роман подводит черту под историей, начавшейся более 300 лет назад, на захолустной планете Гиперион, ставшей катализатором гибели 2 могущественнейших империй и кровопролитных баталий, гибели миллиардов в пламени масштабных сражений и последовавшего за ними упадка и спасения бесчисленных поколений рода человеческого. Это история не о сражениях и не о власти, не о боге и дьяволе, это история о любви. И в этой книге она подходит к своему логическому завершению.

Повествование ведется от лица Рауля – одного из героев, который в силу обстоятельств заточен в темницу с одной единственной целью – описать жизненный путь мессии, ну и свой, если получится. Автор дает нам в конце ответ на вопрос – как же Рауль мог описывать события, к которым он не был причастен – это все дар мессии. Лаконичный, удачный ход.

Сюжет 4 части цикла «Гиперион» начинается размеренно, временами скучновато, но уже ближе к середине разгоняется и его динамика захватывает читателя с головой. Обучение мессии закончилось и пришла пора действовать. Энея призывает под свои знамена всех противников католической империи и дает им оружие для борьбы и возможной победы. Автор вводит в романе наших старых знакомых, чья судьба была туманна и не совсем подробно описана в более ранних частях цикла. Объясняет логику и последовательность многих белых пятен прошлого, скорее запутывая, чем внося ясность, увлекаясь шутками со временем. Выстроенная архитектура мира будущего, грядущего после дара Энеи конечно поражает воображение, но с другой стороны – слишком громоздкая система, которая противоречит сама себе, и явна утопична (даже для фантастики и мира третьего тысячелетия: вот 2900 год с хвостиком – все человеческие пороки в ходу, процветает геноцид в невиданных масштабах миллиарды людей уничтожают, а кто считал сколько «нелюдей» истребили за время крестовых походов и тут бац, наступает новая эра и все паиньками стали, получив нанотехнологии и доступ к новому измерению, скорее уж используя полученные знания и навыки пороки и грехи только возрастут). Но тут уж дело вкуса. Описание империи – это отдельная история. Автор просто уничтожает религии (католицизм в первую очередь) как таковые и их материальные проявления в виде институтов церкви. За живую сферу Дайсона – от меня + балл к общей оценке. Мне еще не встречалась такое отображение этой идеи. Оригинальный момент с убежищем для всех рас и народов. Хотя в целом за все 4 романа хорошего описания локаций я так и не дождался несмотря на временами перебор текста, описывающих тот или иной объект. Про технологии я вообще молчу, они даны лишь бы как-то объяснять тот или иной поворот сюжета, вытягивают герои и лихо закрученная интрига + игра со временными парадоксами. Хотя вот излишний мелодраматизм мне не понравился. Можно было обойтись и без такого количества мыла и соплей. Но тут уж ничего не поделаешь.

Всем любителям жанра (космооперы) – маст рид. Роман и весь цикл смело можно отметить меткой #классика. «Восход Эндимиона» даст ответы на все вопросы, которые автор поднял в предыдущих частях, а также задаст свои собственные, на которые ответит и так же даст читателю возможность самому найти ответ на некоторые из них, поразмышлять о сущем и вечном. Читайте, советуйте друзьям и знакомым. Оригинальная вселенная с захватывающим сюжетом и множеством интриг не оставит никого равнодушным.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх