fantlab ru

Александр Громов, Сергей Лукьяненко «Реверс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.51
Оценок:
840
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вы пробовали остановить решительного человека, забывшего себя в чужом мире и жаждущего вспомнить?

Даже не пытайтесь. Ничего не выйдет.

А пытались ли вы остановить решительную женщину, мечтающую вернуть любимого?

Тоже не пытайтесь.

Зато новичком, недавно открывшим в себе способность проникать в Центрум, можно вертеть как угодно. До поры до времени. Особенно если он наивно полагает, что быть пограничником — скучно, а контрабандистом — романтично...

Примечание:

Роман написан в соавторстве. В ЖЖ писателя было размещено сообщение (позже сообщение было удалено, в итоге текст был размещен комментарием к сообщению Сергея Лукьяненко о новом романе «Застава»):

цитата
Просто несколько фраз

В качестве заманухи. Ну, или антизаманухи, решать вам. Роман «Реверс» ожидается в октябре.

В среду Макс умер. Он всегда умирал по средам.

Родители выращивали из сына чудовище, для которого река без порогов – просто канава и лес не лес, если он не тайга.

Где бабло, там и камуфло, а как же иначе? В подобных местах Сергея всегда одолевала мысль: население страны поделилось на владельцев недвижимости и охранников, а те, кто ни то и ни другое, составляют несерьезное меньшинство.

Она без стеснения сказала, как ее зовут на ее родном языке. Слыша такие слова, хорошо воспитанный человек симулирует тугоухость, воспитанный средне начинает краснеть и конфузливо хихикать, а существо вида «хмырь обыкновенный» ржет в голос.

Прекрасно мясо баранов, имевших при жизни доступ лишь к солоноватой воде, – ведь вкус баранины не связан прямой зависимостью с тем, было ли вкусно барану.

На аламейском языке слова «грозящий» и «ужасный» произносятся одинаково, и вскоре никто не вкладывал в название бронепоезда смысл «страшный для врагов», а вкладывал только значение «мерзкий на вид».

Хорошо живется тем, кому покой только снится. Ведь если им что-то снится, значит, они имеют возможность спать! Против логики не попрешь.

Этот мотор сроду не знал вкуса бензина. Страшно было подумать, что случилось бы, получи он бензин вместо смеси угарного газа с метаном и карбюратор вместо газового редуктора. Наверное, сошел бы с ума от радости и тут же взорвался.

– Один меня чуть за волосы не поймал, – весело пожаловалась она, прикрыв грудь руками. – Я ему стриптиз, а он меня не за грудь, а за волосы. Дурной мужик пошел, некультурный и без инстинктов.

Если бы в Аламее существовал танковый завод, лучшим местом для выпивки стал бы, наверное, бракованный корпус танка, не первый год ржавеющий на заводском дворе, и завсегдатаев сего «питейного заведения» именовали бы не иначе как штабом танкового корпуса.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 329

Активный словарный запас: высокий (3060 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2015 // Межавторский проект


Реверс
2014 г.

Аудиокниги:

Реверс
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Reverz
2018 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, те читатели, которые ругают эту книгу, просто пресытились и хотят, чтобы любимые авторы делали невозможное — баловали их шедеврами, каждый на порядок интереснее предыдущих романов. А если роман просто на высоком уровне, то автор «исписался». Друзья, займитесь делом, отдохните от фантастики полгодика, а потом сможете оценить этот роман по достоинству.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот же — что называется: «Начали за здравие — закончили за упокой». Главные герои не добились своей цели и это меня, как читателя, обижает. Кинули! Или это не финал истории? Тогда — да, все нормально. Ну, так, уважаемые Отцы, позаботились бы намекнуть. Или я в угаре чтения пропустил намек?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рука тянется к пистолету, стоит прочитать имя «Макс» в каком-нибудь художественном тексте. Хм. Не стоит, право, профессионалу поминать Макса ни к ночи, ни, тем паче, в литературе — любой начинающий графоман начинает пусть не всегда, но очень часто с использования упомянутого Макса, нравится им он чем-то, привлекает... Ну да бог с ним. Роман заметно слабее «Заставы», хотя бы потому, что он второй. Третьему автору вообще не позавидуешь, разве что тот сумеет на пузе сплясать, может быть. В чем слабее? Не остается впечатления цельного произведения, как сказал бы Лукьяненко, все как в жизни, вразброс и вразнобой, но книга не жизнь, на то она и книга, каждая запятая должна дудеть в единую композиционную дуду . В «Реверсе» масса хороших, запоминающихся сцен, эпизодов, фраз, упрямо не желающих выстраивать единую линию, жаль. К чему весь роман напролет висело на стене пусть не ружье, а целый бронепоезд? То есть, висел, мужской род, да. К чему там вообще главный герой Сергей? Ничего ведь не сделал, за что ему главного героя давать. И уж вовсе ни при чем мелькнувшие бывшие герои «Заставы», и еще масса всяких штук, оставивших тяжелое чувство недоумения.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю почему так много критики. Вполне нормальное произведение в своем жанре. Хуже, конечно, чем первая книга «Застава», но тем не менее довольно интересно. Сама вселенная очень понравилась и продолжений буду ждать. Немного не понравилась «рваность» сюжета. Бросало главных героев то туда то сюда. Нет какой-то цельной линии, держащей в напряжении. Ну и напрягали немного постоянные лирические отступления автора. Рассуждения про шашлык — это конечно хорошо, но надо как-то в меру наверное и не так часто, а то каждая глава начиналась с каких-то филосовствований. И хорошо если глава, а то и в процессе какого-либо действия, автор позволял себе отвлечься на абзац-два. В целом не плохо, продолжение буду покупать.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странное впечатление у меня. С одной стороны, в романе полно динамики, загадок и чудес. Один Гомеостат чего стоит. С другой стороны они меня совершенно не тронули. Некие люди решают свои локальные задачи в локальных донельзя обстоятельствах.

Бойко, быстро, с перестрелками и неожиданными поворотами... но нет драйва...

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю только мой мозг так устроен, или общечеловеческое свойство, но при прочтении нового текста сразу пытаюсь найти аналогии с уже прочитанным. И если первая книга серии вызывала прямые ассоциации с «Черновиком», то «Реверс» упорно напоминает сериал « СТАЛКЕР». Возможно соавторство Громова так подействовало на изменение стиля.

Текст сам по себе, на мой взгляд, слабее первой части, а то, что про экстремалов-сплавщиков на протяжении всего романа не было найдено другого эпитета, кроме как «компания маньяков», и он повторяется в тексте раз десять, вызывает недоумение. Раньше я такой словарной бедности за Лукьяненко не замечал. Герои то же не производят особого впечатления. В «» Заставе» героям хоть какую-то более-менее интересную легенду создали, да и выглядят они колоритно. Кстати, могу ошибиться, но мне кажется, что в каждой новой части будут появляться новые герои , и в заключительной части они соберутся все вместе на свой последний и решительный бой с абсолютным злом!

Наверное единственное оправдавшееся ожидание -это то , что мир Центрума стал более понятен в своем устройстве. Но в целом от второй книги ожидал большего. Не берусь судить авторы вкладывают душу в этот проект, или пишут так на «подавись издательство». Как говорят в Одессе: «надо посмотреть». Буду ждать новой книги из серии, и надеяться на лучшее!

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блекло и безвкусно, как жвачка. Посреди чтения, отвлекаясь на дела, книгу откладываешь без сожаления.

Слога Лукьяненко не чувствуется почти всю книгу. Лишь ближе к финалу стали проступать знакомые интонации. Язык Громова ощущается лучше, но основная «масса» произведения (вот просто удивительно подходящее слово на язык пришло — «масса») = слишком занудно, явный перебор кусков текста без действий и диалогов — описалова всякие и рассуждения.

Доведись прочитать такой роман без указания автора — да ни в жизнь бы не поверил, что это Лукьяненко с Громовым.

Само собой, полным барахлом тоже назвать нельзя. И сюжет есть, и шутки удачные (типа блёсен, без которых рыба может обойтись, а рыбак — нет). Когда идёт непрерывное действие — непосредственные события, диалоги — тоже неплохо. Вторая половина романа явно лучше первой. Но всё в сумме — блекло. И уж особенно для таких авторов — мастера слога Лукьяненко и мастера сюжетов Громова.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало, хоть и включавшее немало стандартных моментов, обещало приличное удовольствие от прочтения. Текст тянул на твердую «семерку» – «качество выше среднего». Но потом, как-то незаметно и сравнительно быстро, увеличилось число лишних слов, серьезно забуксовала интрига, сюжетные повороты стали читаемыми за парсек, а психологические портреты большинства героев оказались откровенно высосаны из пальца… В общем, от дуэта Лукьяненко – Громов я ждал откровенно большего.

На момент написания этого отзыва средняя оценка фантлабовцев слегка переваливала за четверку. Позвольте, коллеги, думаю все не так плохо. Читать повестушку можно. Причем без ущерба для психики, литературного вкуса и общей оценки творчества соавторов. Да, лично я, как и многие, ждал шага вперед, по сравнению с «Заставой». Получил – даже не топтание на месте, а шажок назад. Бывает. В серии «Реверс», закрывая глаза на литературные слабости, вполне к месту. В целом, продолжаю верить, что проект все-таки выйдет за рамки маркера «обыкновенное чтиво», тем более, что опыт совместной работы с Васильевым у Лукьяненко есть. И по мне – очень даже неплохой. Так что, ждем «Рекрута», а Громову эту помарку в творчестве простим)))

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне читаемо. Лёгкая, нескучная книженция. Чётко можно проследить, какие эпизоды писал Лукьяненко (их меньшинство), а какие Громов (большинство). Несмотря на это язык ровный. Фирменное описание приготовления жратвы (в данном случае — бараньего шашлыка) присутствует. Постельная сцена есть. Про «хохлов», «пиндосов» и геев — самый минимум, что уже радует. Что ещё нужно для счастья?

Если серьёзно. Авторы создали Мир, насытив его обилием своих Правил игры. С одной стороны, это сделало его достаточно плоским и невыразительным. С другой — сделало поступки героев разумными, а мотивации — оправданными. Так что это скорее «плюс». А реальный «минус» — это выдумывание новых Правил прямо во время «игры» («Чур, у нас скорость возврата на Землю будет такая же, как скорость выхода в Центрум»).

Очень! Очень интересный мир Гомеостата. Читая первый десяток страниц я аж подпрыгивал от предвкушения — наконец-то, новый мир с новыми законами! Но нет! Стриптизёр(ша) снял(а) с ноги носочек и гордо удалился(лась) в раздевалку... Может быть, авторы кинули такую затравочку, чтобы люди покупали каждую новую книгу цикла, в надежде ,что там Гомеостат раскроется по полной? Шиш вам, не буду!

Персонаж Сергея... Вот тот неловкий момент, когда условно главный герой... Вообще не нужен. Есть такое понятие: «сюжетообразующий персонаж». Это такой персонаж, без которого сюжет развалится. Чьи функции нельзя передать другому. Так вот, если убрать Сергея, то сюжет не пострадает никоим образом. Его небольшое количество функций (подбросить дров в пароплане и переспать с Евой) можно отдать любому другому проводнику. Я понимаю, что через героя-новичка проще объяснить читателю все фант-допущения и правила игры... Но только ради этого вводить настолько невыразительного главного героя — нет, не стоит.

Сюжет... Главная цель — найти Макса. Мы его ищем-ищем, не находим, он находится сам — и исчезает. Всё. Занавес. Зрители недоуменно потянулись к выходу.

Вот сюжетная линия Макса получилась более интересная. Человек, который нашел в себе другую личность, обрел условное всемогущество... и тут бы действительно взять — и на производство его. Чтобы он получал удовольствие от простой человеческой жизни. Класс был бы! Но в эпилоге авторы всё-же вернули Макса на путь проводника. Этим, конечно, они сделали зачин к новой книге. Но линию Макса безбожно слили...

Странно, кстати, что компания проводников всю книгу не могут Макса найти и переживают, как они будут возвращать его на Землю, а вот остальному шоблу одиночек это удается. Почти удаётся...

Много интересных находок и фрагментов: Старец, мартыши (никак не раскрытые), спецслужба пограничников (раскрылись бегло только на самых последних страницах)... Такое впечатление, что это не книга — а эскизы, наброски к великому роману. Аж жалость берет, когда подумаешь ,что с этими набросками мог бы сделать ранний или хотя бы средний Лукьяненко.

Но в целом, повторю ещё раз, вполне годно к ознакомлению.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К моему величайшему сожалению, я вынужден подтвердить отрицательные отзывы моих коллег.

От дуэта двух светил можно было бы ожидать хорошего романа, в которым два мэтра сглаживают традиционные недостатки друг друга, но увы...

На традиционно облегчённый сюжет Лукьяненко наложился традиционно низкий драйв Громова, и вышел попросту скверный, и неинтересный роман.

Попытка вести сюжетную линию «рваными отрезками» прошла неудачно, отрезки соединяются плохо, с массой ошибок. Интрига невнятна, без начала и конца.

Сценизм практически не захватывает, низкий драйв не компенсируется сюжетом. Так же, масса логических ошибок. Особенно доставили жуки...

Какая-либо моральная линия вообще отсутствует, просто последовательность действий.

Образы героев, единственное, что хоть как-то вышло, но и здесь скверная цельность. Поведенческая линия и мотивация поступков меняются от сцены, к сцене.

В целом, роман не доставил особого удовольствия, и могу рекомендовать его исключительно с целью ознакомления с антологией авторов.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать... Книга на один раз. Пишу отзыв через неделю после прочтения и уже с трудом могу вспомнить, о чём там было написано. Какие-то очередные погони, драки и бессмысленные скачки между мирами. Ни на один из вопросов, которые оставила после себя первая книга, не ответили, зато новых вопросов добавили. И чует моё сердце, что отвечать на них никто не собирается.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно скучная книга. Как-то всё плоско и невыразительно, включая героев. Не хочется возвращаться в этот мир, не возникло симпатии к героям и интереса к их будущей судьбе. Вот мир Гомеостата был небезынтересен, но он остался «за бортом». А всё остальное — очень среднее и проходное чтиво, увы.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил оптом поставить оценки прочитанным книгам за пару недель, понял что ничего не помню про «Реверс». А значит заслуженная шестерка авторам.

Оценка: 6
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Застава понравилась. а вот вторая книга не оставила ярких впечатлений. Признаюсь бросил, но любопытство пересилило и я дочитал произведение. Впечатления средние — ожидал большего. Произведение — на любителя.

Оценка: 6
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Господи, как же трудно, как противно писать по заказу. Вы — писатель, вот и соответствуйте. А что писателю откровенно не хочется впрягаться в это ярмо, что ему до лампочки этот центрум, и эти герои, чума на них на всех — издательство это не интересует. пиши, а не то отключим газ. И сцепляют зубы, и пишут. Благо рука набита. И вот, кое-как, на костылях, подслеповато щурясь, одышливо сипя, движется этот литературный уродец от первой страницы к последней, мечтая только не сдохнуть по дороге от скуки и безнадеги. Искренне жалко и Громова, и Лукьяненко. Это уже не книга. Это дыба, на которую авторы вздернули свой талант. Вот и пишут, выламывая пальцы, вымучивая из себя образы героев, которые на самом деле им не нужны, сюжет, который их не увлекает, и мир, который им неинтересен.

Можно сказать — а что это вы, господин критикан, тут взялись за авторов говорить — интересно им или нет? Нет,я ничего не говорю за них. За авторов и без меня с успехом говорит их детище — то самое, хромое и убогое. Ведь иначе, если допустить, что мир ромашки, он же одуванчик, интересен авторам до невозможности, что Сергей, Ева и прочие Тиграны писались авторами взахлеб, с любованием и тщанием, то что же получится? Что авторы — полные бездари на уровне средней массы современных «писателей», заваливающих рынки очередными Сагами о драконах вперемешку с Галактическими империями? Это Лукьяненко-то с Громовым? Это те, читая которых сжималось сердце и хотелось срываться с места и бежать исправлять мир? Да никогда не поверю в то, что они разучились до такой степени писать. Вот и получается, что главная интрига романа «Реверс» заключена в самом названии — как, почему, из-за чего авторы сами включили реверс своего дара? Кто заставил, за что такое наказание, что им посулили за этого Франкенштейна? И почему они согласились... И все равно, несмотря на все, мы читаем эти книги. И может быть, тем самым оказываем их авторам медвежью услугу. Ведь кто захочет проявлять чудеса изысканной гастрономии, если мы готовы жрать любую баланду. Может, это мы превратили их из творцов в ремесленников? Вопросы, вопросы, вопросы.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх