fantlab ru

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
3231
Моя оценка:
-

подробнее

Пепел и сталь

Mistborn: The Final Empire

Роман, год; цикл «Космер»

Аннотация:

Когда-то давным-давно были другие времена, солнце не выглядело красным, небо не заволакивали дым и пепел, растениям не приходилось бороться за жизнь, а скаа не были рабами. Но те дни почти забылись и даже легенды о них становились всё более неопределенными и смутными.

Вот уже тысячу лет властитель, почитаемый, как живой бог, железной рукой направляет Последнюю империю, которую он сколотил, уничтожив все прочие государства и поработив их народы. Все попытки свергнуть кажущегося бессмертным тирана оборачивались провалами, но теперь за дело берутся не революционеры-идеалисты, а профессиональные аферисты во главе с прославленным мошенником Кельсером из севера, с краёв, где рука Вседержителя ощущается слабее, а примкнувшая к ним юная воровка Вин или леди Валетт, которая войдя в роль даже не зная, кем из них ей хочется быть, и не подозревает о своём невероятном магическом потенциале…

Входит в:

— цикл «Космер»  >  условный цикл «Скадриаль»  >  цикл «Рождённый туманом»


Награды и премии:


лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2010 // Переводной роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2018 // Книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Пепел и сталь
2010 г.
Пепел и сталь
2015 г.
Рожденный туманом. Книга 1. Пепел и сталь
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Пепел и сталь
2016 г.

Электронные издания:

The Final Empire
2010 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Mistborn: The Final Empire
2006 г.
(английский)
Mistborn
2007 г.
(английский)
The Mistborn Trilogy
2011 г.
(английский)
The Final Empire
2014 г.
(английский)
The Final Empire
2016 г.
(английский)
Mistborn
2019 г.
(английский)
Остання імперія
2023 г.
(украинский)
The Final Empire
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

С фантазией у Сандерсона все отлично, она, похоже, не имеет пределов и способна приобретать самые причудливые формы. Вот только не всегда автор может все свои идеи грамотно обосновать. В «Пепле и стали», например, отсутствует объяснение ряда крайне удивительных и интересных процессов, и очень схематично изображен окружающий мир. По большему счету, действие романа ограничивается стенами столичного города Лютадели, за пределы которого герои выбираются довольно редко и обычно не дальше ближайшего городка. Но и Лютадель описана в книге достаточно скупыми штрихами, поэтому о столице читатели получают только крайне общее представление.

А вот местной магической системе уделено гораздо больше времени и места. Яркость и необычность местной магии бросается в глаза с первых страниц. Сандерсон решил не использовать банальные свитки, заклинания, посохи и прочие магические штучки, нет, в его мире все основывается на восьми базовых металлах. Каждый из металлов обладает своими свойствами и используется в различных ситуациях. С помощью олова можно усилить свои органы чувств, свинец придает сил, медь способна укрыть от других алломантов, а бронза наоборот поможет их найти, с помощью железа и стали можно управлять другими металлами, а цинка — эмоциями других людей. Некоторые алломанты способны использовать только один металл (таких зовут туманщиками), в то время как другие способны использовать силы всех основных металлов. Эти называются рожденными туманом.

К последней категории и относятся главные герои книги, знаменитый вор Кельсер и бывшая уличная воровка Вин. Первый — номинально главный герой книги. Именно в его голову пришел сумасшедший план свергнуть Империю, именно Кельсер убедил своих последователях в возможности борьбы и именно он обучил Вин ремеслу алломанта. В то же время практически большую часть книги Кельсер находится как бы в тени Вин, ему посвящено не так много времени, как девушке, его намерения не всегда можно понять, действия адекватно оценить, а истинные мотивы раскрываются только в самом конце романа. Впрочем, поступи Сандерсон по-другому, это нарушило бы впечатления от финала. Именно в конце книги становится понятен истинный замысел Кельсера, после которого перед веселым вором остается только снять шляпу.

Равно как и перед его создателем — настолько точно Брендону удалось показать роль личности в истории и подчеркнуть качества, необходимые каждому лидеру для того, чтобы увлечь за собой целый народ. Кельсер — идеальный лидер, способный просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, задумать многоходовую комбинацию, в ходе реализации которой любая проблема или заранее запланирована или имеет решение, способное обернуть ситуацию в сторону еще большей выгоды Кельсера.

Впрочем, герои — это еще одна сильная сторона книги. Сандерсон блестяще проработал образы любого персонажа, появляющегося на страницах произведения. Ни один из них не похож на другого, и даже каждый скаа, каждый знатный лорд, каждый член команды Кельсера имеет какие-то свои, присущие только ему одному черты.

В середине книги начинает остро ощущаться недостаток действия. Вроде бы надвигаются большие перемены — собирается армия, готовится восстание, Вин обучается ремеслу рожденного туманом, Кельсер носится как белка в колесе, — большая часть этих событий проходит как бы за кадром, в то время как автор концентрируется на Вин, ее чувствах, ее ощущениях, на посещении балов и описаниях царящих там нравов. Право слово, порой возникает ощущение, что читаешь не фэнтезийный роман, а «Войну и мир».

Однако недостаток действия с лихвой компенсируется в последней четверти романа. События начинают развиваться с головокружительной скоростью, автор раз за разом подкидывает неожиданные повороты сюжета, а концовка и вовсе ставит некоторые вещи с ног на голову.

В финале завершаются сразу несколько сюжетных линий книги, так что несмотря на то, что формально книга — это всего лишь первый том трилогии, которая, в свою очередь, должна стать первой из трех, которые Сандерсон собрался написать, «Пепел и сталь» можно назвать логически завершенным произведением, которое можно читать не опасаясь, что ряд жизненно важных вопросов так и останется неразгаданным до второго, а то и третьего тома. Учитывая, что пока «ЭКСМО» не спешит анонсировать выход следующих частей трилогии, данный факт способен повлиять на успехи романа.

Раз уж заговорили об «ЭКСМО», то стоит рассказать о качестве русского издания. Должен отметить, что томик издан на вполне приличном уровне. Несмотря на то, что герой с обложки как две капли воды похож на Николаса Кейджа в фильме «Ученик чародея», общее впечатление от нее более благоприятное, чем от зарубежных обложек. Бумага в книге качественная, белая, перевод в целом читаемый, ну а формат не отличается от других книг, изданных в серии «Мастера меча и магии». Ничо так книга в общем.

Итого: Довольно многообещающий роман от перспективного американского автора. Недостатки, такие как недостаточная проработка мира и некоторая затянутость, с лихвой компенсируются увлекательным сюжетом, прекрасно прописанными характерами героев, изумительной магической системой, довольно неплохими познаниями автора в психологии личности и толпы и ударно прописанными вещами. Несмотря на то, что это формально первая часть цикла, ее легко можно читать в отрыве от следующих томов.

Оценка: 8
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, книга не понравилась совсем.

Картонный непроработанный мир, политическая система абсолютно бредовая: в провинции чисто южноамериканское рабовладение, в городе однозначно раннекапиталистическое устройство общество.

Наивные и плоские герои (одни заседания заговорщиков чего стоят — ни дать, ни взять мозговые штурмы современных консультативных манагеров).

Система магии вроде оригинальна, но тоже оставляет вопросы — если «работают» металлы в крови? зачем их надо пить? сколько надо времени перейти из желудка в кровь?

Изложение крайне простецкое, рояли не только в кустах, но и прямо на проезжей части.

Автор исключен из планируемых к чтению и приобретению.

Никому рекомендовать не могу — в мире много хороших умных и вкусных книг.

Не тратьте свое время на ерунду.

Оценка: 3
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Под самый занавес уходящий год преподнес мне еще один приятный сюрприз — знакомство с творчеством Брендона Сандерсона. Пожалуй, наряду с Ротфуссом — это самые яркие писатели, чьи произведения опубликованы в серии «Мастера меча и магии» в этом году.

Во-первых, отмечу достаточно неожиданный сюжет, использующий как стандартные, так и совершенно оригинальные ходы. Россия — колыбель трех революций. Казалось бы, кому как не отечественным авторам-фантастам воспеть революционную романтику и тяжелые будни подполья? Тем не менее, после «Обитаемого острова» и «Силайского яблока» я и не припомню, чтобы наши авторы написали что-то толковое на эту тему. А вот американец Сандерсон создал очень интересный роман, в котором угнетенные скаа борются за свою свободу и пытаются сбросить безжалостную власть бессмертного лорда-правителя. И, на мой взгляд, эта история заслуживает внимания.

Во-первых, привлекают внимание яркие, интересные характеры персонажей. Очень хорош образ Кельсера, который из обычного жулика становится своеобразным «профессиональным революционером», яркого лидера, создавшего свою команду и поставившего перед собой и своими людьми почти невозможную цель. Еще одна большая удача автора — образ Сейзеда, хранителя погибших религий, человека на редкость спокойного, невозмутимого и преданного, обладающего многими скрытыми талантами. На их фоне главная героиня Вин несколько проигрывает. Слишком уж автор подчеркивает некоторые ее черты характера, слишком стремительной получилась ее эволюция. Впрочем, даже второстепенные персонажи из числа подпольщиков обладают собственной индивидуальностью. Невозможно перепутать Бриза и Хэма, Марша и Доусона. А вот их противники, наоборот, крайне схематичны. Ни в лорде-правителе, ни в инквизиторах, ни даже в прочих лордах мы не видим людей, а видим только негодяев, порождение абстрактного зла. И даже характер Эленда Венчера не раскрывается полностью, например, непонятно, к чему же он на самом деле стремился.

Во-вторых, запоминается необычная магическая система, придуманная Сандерсоном. Что вы слышали об аломантии и ферухимии? Ничего? А ведь эти системы магии, основанные на использовании свойств металлов, тщательно проработаны автором и дают весьма необычные возможности для героев книги.

В-третьих, произвело сильное впечатление то, с каким реализмом описано происходящее. Привычно, когда хитроумные планы героев легко воплощаются в жизнь, хотя на деле так бывает крайне редко. У Сандерсона все не так. Раз за разом замыслы Кельсера срываются из-за ошибок или нетерпеливости его соратников. Он попадает в ловушки врагов, теряет своих людей, меняет свои планы и снова и снова пытается достичь своей цели. Автор умело сочетает спокойный ритм повествования и мощное напряжение, возникающее в ключевые моменты романа. В итоге чувствуешь, что победа положительным героям отнюдь не гарантирована и действительно сопереживаешь им.

Запомнился удачный ход с найденным дневником лорда-правителя и неожиданный исход этой истории. Это позволило и познакомить читателя с предысторией событий и придать роману определенную глубину и дать интересный ответ на одну из ключевых загадок романа.

Есть у романа и слабые места. Так, мир проработан весьма поверхностно, а некоторые детали, вроде падающего с неба пепла, эффектны, но достаточно неправдоподобны. Чересчур бестолковыми выглядят противники главных героев. Удивительно, что никто из аристократов не заподозрил Вин. Странно, что столь разветвленный заговор не был раньше времени выявлен инквизиторами. Впрочем, общего положительного впечатления от книги это не портит.

Главный вывод — перед нами увлекательный и необычный фэнтезийный роман от многообещающего автора, который может порадовать самые широкие круги читателей.

Оценка: 8
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь» — не зря я эту книгу, купленную около двух лет назад, не мог до недавнего времени взять в руки. Не сумел дочитать, бросил. С самого первого мгновения погружения в текст смущала плодовитость этого автора; мысль, что книга была написана за какой-то неполный месяц, мучила меня с первых же строк. «Не прикладывал должных стараний» — думал я, пробегая взглядом по тексту. К моему удивлению, повествование оказалось довольно любопытным по причине нестандартного мира. Но весь восторг улетучился в тот момент, когда я обнаружил, что герои усмехаются буквально на каждой странице. Усмешка — наибанальнейшая эмоция, которая «с успехом» эксплуатируется каждым первым МТА. Дальше — больше. Вылазка главного героя в дом аристократа, закончившаяся дракой с превосходящим числом противника.... Противника — профессионала в высшей степени. Как думаете, кто победил? И тут-то мы и натыкаемся в первый раз на подмену харизматичности — самоуверенной крутостью ГГ. О том, что он глубоко вздохнул на бегу, я лучше промолчу.

Несмотря на упомянутые выше недостатки, я продолжил чтение дальше. Снова выбить меня из колеи удостоились честью размышления писателя о союзнических армиях:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
собрали, значит, мы кучу бедняков, которые должны восстать — десятки тысяч человек — и почему-то тут же сомневаемся в её пригодности, утверждая, что нужна другая армия, для дела. Возникает логичный вопрос: а та, уже готовая армия, для чего нужна, для массовки?

Добил меня следующий диалог (авторский текст, типа «сказал тот, возразил этот», я пропустил) :

»- Мой дорогой друг... <...> весь смысл жизни в том и состоит, чтобы находить способы взваливать на других свою работу. Разве ты незнаком с основами экономики?... <...>

- Ну, вообще-то я...

- Это был риторический вопрос <...>

- Как раз риторические вопросы интереснее всего <...>

- Отложим философию до лучших времён <...>»

Я практически никак не буду комментировать тот бред, что процитирован мною выше. Скажу только, что при прочтении этого у меня сложилось впечатление, что писатель — 14-летний ребёнок от силы. А ещё он явно не знаком с тем, что есть философия.

Оценка: 2
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох детушки, а хотите я вам расскажу сказочку? Только предупреждаю, что будет то, что нынче кличут СПОЙЛЕРАМИ. Поэтому скрою я ее под плашкой соответственной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жила-была бедная девочка в одной очень плохой стране. И была у девочки куча проблем. И вот однажды… Кто сказал «прилетел рояль из кустов в виде гарного наставника и от проблем ее избавил»? Ну так оно в общем-то и есть, но… Кто уже выдал «До конца чувак явно не дотянет?» Это ж интрига романа, вроде как.

Ну ладно, захотел значит этот наставник властелина злого свергнуть. Да, мертвая жена, за которую он мстит, в комплект входит, нечего ерничать. Интриги значит стал плести, армию собирать… Что значит «Нафиг оно не нужно. Все решает схватка с главным боссом». Кто тут сказку рассказывает?. Стал он значит, девочку учить, и тут выяснилось, что она…

Кто крикнул «Мэри Сью?» Хватит меня все перебивать. А вдруг сказка дальше интересная? Что значит «нет?» Ладно, сами напросились. Да, девочка избранная, самая крутая магичка, встретит принца, то в нее влюбиться не взирая на разницу в социальном статусе, наставник облажается и помрет. Но окажется, что все это его хитрый план, чтобы народ взбунтовать, а девочка убьет непобедимого тирана с одной подачи. Которой пред смертью говорит: «Муахаха, а главный злодей тут не я. На самом деле...» Предсмертные хрипы, покупайте следующую книгу. Все, КОНЕЦ. Достали. Ну как конец. Там еще два тома продолжения про девочку эту есть. И еще сколько-то без девочки.

Вот такая сказочка вышла. Что значит «сто раз уже такое слышали?» Зато тут система магии интересная есть… Что значит «да таких систем в настолках навалом, ешь не хочу?» Зануды. В девяностые это было круто… Чегось? 2006 года сказка, говорите? Не брешите? А я-то старый думал, она куда старше, так наивно-банально написана…

Оценка: 4
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время появилось много юных талантов. Джо Абекромби, Скотт Линч, Р. Скотт Бэккер, Джим Батчер, Патрик Ротфусс — не только молодые, но и сумевшие создать себе репутацию — сильных и оригинальных авторов, ломающие и обыгрывающие, жанровые клише и стереотипы. И, конечно же, к этому перечню авторов можно отнести и Брендона Сандерсона. Сандерсон — человек, которому доверили дописать один из самых известных, интересных (и затянутых) циклов в фэнтези — «Колесо времени» почившего Роберта Джордана. Но не стоит смотреть на него, как на человека, которому «просто» повезло. Нет, перед всем этим, автор успел сделать внушительную карьеру, с многообещающими дебютами и не менее многообещающими продолжениями. Одним из самых известных проектов автора является «Mistborn».

В книге есть, как минимум два достоинства, которые сразу выделяют её среди прочих. Это оригинальная система магии и правящий тёмный властелин.

Магия здесь не такая, как в других мирах. Она чётка делится на два лагеря на алломантию и ферухимию. Под алломантией подразумевается, что необходимую силу мы получаем из металлов, а под ферухимией из энергии, накопленной собственным телом. Особенно оригинальной кажется алломантия. Люди, владеющие этой магией, называются туманщиками. Например, «поджигая» (т.е. используя) железо, мы можем притягивать металлические предметы, сталь наоборот — отталкивать.

Местным тёмным властелином здесь является некий «лорд-правитель». О его прошлом известно довольно мало. Но то, что он правит Последней Империей уже тысячу лет — факт. Сам лорд появляется на людях крайне редко и только в случаях крайней необходимости (догадайтесь каких?). Обобщая, он — идеальный тёмный лорд.

Теперь про персонажей. Всё же видно, что Сандерсон ещё довольно молодой автор и поэтому не все герои у него получились на ура. Злодеи довольно абстрактны и схематичны, впрочем, и не раздражают, а действительно пугают, что уже немалый плюс. А вот сами главные персонажи воровской шайки... Сандерсону честь и хвала. Образы получились очень яркие и даже такое клише, как «несчастный, но одарённый ребёнок» Вин классно провёрнуто. Но корона всему застолью принадлежит Кельсеру. Он лидер команды — харизматичный, наглый, не лишённый смекалки и остроумия. Именно на его мести лорду-правителю строится вся интрига книги.

Сандерсон не особо останавливается на проработке мира. Там, где другой автор будет скрупулёзно и зачастую нудно рассказывать про ту, или иную локацию, которая к сюжету-то особого отношения не имеет, Сандерсон подчеркнёт какую-нибудь особую деталь, например, летящий с неба пепел, или ночные туманы, делающий его мир необычным и оригинальным. По крайней мере, среди «средневекового» фэнтези.

Вообще на первый взгляд кажется, что роман Сандерсона это обычная авантюрная приключенческая книжка, пусть и с элементами эпика. Но стоит вглядеться чуть пристальней... В уста персонажей автор вложил множество идей. Каково место человека в обществе? Что значит религия? Но всё же главная идея вертится вокруг восстания, перемен. В книге Сандерсона очень наглядно показано, как планируются, как строятся, как осуществляются идеи революции. И, подчёркивается, любая революция провалится, если не расшевелить народ.

У каждого это книга вызовет свои ассоциации. Лично мне вспомнилась Россия. Сами посмотрите, в нашей стране было огромное количество восстаний, переворотов, революций, ну, а забитые скаа и напыщенные вельможи дико напоминают крестьян и дворян. Да и в балах действительно есть, что-то ото Льва Толстого.

Резюме: очень сильная книга, с оригинальной магической системой, симпатичными героями и неглупыми идеями. Читать всем.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не могла понять, и зачем получившим власть фэнтезийным тёмным властелинам требуется создать империю, непременно базирующуюся на ужасе и тотальном насилии? Что ли развлекает их это насилие? Но разве интересно развлекаться одним и тем же на протяжении тысячелетия? Странные они какие-то, властелины эти.. На Сандерсона я возлагала чуть-чуть надежд, что он сможет меня просветить, исходя из парочки соображений. Во-первых, меня, помнится, весьма и весьма обаял его дебютный Элантрис, несмотря на всю его как бы бестолковость. Во-вторых, аннотация обещала рассказ о мире из серии «представьте себе, что у Фродо тогда ничего с кольцом не вышло». Ну вот, перевёрнута последняя страница и что в итоге? Я продолжаю плохо разбираться в устройстве тёмных властелинов, зато в очередной раз столкнулась с парадоксом – я за два вечера, не отрываясь, прочитала роман, который сюжетно основан на космической чуши и глупости, который никак не может похвастаться убедительными живыми героями с «хорошей психологией», но притом почему-то – о ужас! – понравился..

О-кей, поехали разбираться.. Предположительно постапокалиптический мир, багровое солнце, выжженные деревья, постоянно летящий с неба пепел, устрашающий наползающий ночами туман, в котором бродят кошмарные «туманные призраки» (..и откуда всё это взялось? Ну совершенно не понятно). Бессмертный лорд-правитель когда-то, тысячу лет назад, якобы спас этот мир от неведомо чего, обрёл невероятное магическое могущество и, истребив все даже намёки на какие-то альтернативные религии, воцарился божеством и на троне, и в умах и сердцах своих подданных, правя карающей окровавленной дланью (..и чего добивается этим правлением? Зачем оно ему?). Правит парень не просто так сам по себе, а при поддержке двух делящих власть группировок магов — «поручителей» и «стальных инквизиторов», обеспечивающих спокойствие власти и порядок (.. инквизиторы с глазами, пробитыми металлическими стержнями? и, как позже выяснилось, не только в глазах у них стержни эти.. ммм.. чудо. Hellraiser с нами.. )). Подданные Последней империи поделены на две неравные части – аристократию, на деятельности которой базируется экономика, и отпрыски которой могут обладать магическими способностями, и большинство — расу рабов «скаа», нещадно эксплуатируемых, не считаемых за людей, не способных к магии и без особых душевных терзаний истребляемых при необходимости (вот странно... и зачем истреблять рабочую силу? неразумно же с экономической точки зрения.. Ах, да. Рабов же ещё и магически «облучают», принуждая к полной покорности. Где-то я такую бредовую дикость уже встречала недавно. У Дарема в Акации что ли?.. там наркотиками какими-то травили, да;). Но! Несмотря на все запреты на «межвидовую любовь», кое-где всё же появляются полукровки и.. вот здесь мы и встретимся с главными героями.. Протагонист – виртуозный харизматичный вор и талантливый маг – персонально обижен на лорда-правителя за собственные муки в рудниках и за гибель любимой женщины. И затевает он.. о, нет, не просто какую-то дурацкую личную месть. Затевает и организует он – революцию, свержение существующего «строя» (..вот, ей-богу, от первого же встреченного в книге слова «революция» — просто неловко как-то делается. И прошу заметить – тысяча лет этой, мягко говоря, неприятной Империи, а «революция» вот только что кому-то в голову пришла)). Главная героиня тоже не сильно удивит. Это — разумеется, несчастная девочка-бродяжка из уличной банды, которая, разумеется, тоже маг-полукровка и которая конечно же будет подобрана и пригрета, всю книгу будет учиться и развиваться, и станет.. А вот и не скажу, кем станет, и вообще больше ничего о сюжете не скажу, потому как спойлер выйдет ;)

Всё это сумбурное многословие было всего лишь к тому, что я не понимаю, как? Как и за счет чего, читая подобную ахинею, можно получить удовольствие? Но есть, есть пара идей. Здесь, в отзывах, уже сказали и, уверена, ещё не один раз скажут – всё же Сандерсон придумал для этого своего мира изумительно красивую, убедительную, ещё чуть-чуть и.. «почти научную» систему магии. Она удивляет как минимум своей нетипичностью на фоне общих фэнтезийных традиций и тщательностью проработки. Уверена, что при желании там можно выискать какие-то логические противоречия, но, честно, их просто не хочется искать, потому что красиво очень. Я пока так и не прочитала, что там вышло с джордановскими продолжениями/окончаниями, но чувствую, что финал «Колеса времени» оказался во вполне надежных руках. Вот уж на тему магической системы – Сандерсон Джордана здесь чуть ли не переиграл.. А ещё? а ещё «Пепел и сталь» — это грамотно и коварно ;) сконструированный роман. Назидательные эпизоды про «социальную проблему» точно и выверенно чередуются с «интригами» и ярким боевым «экшеном». Да, «экшен» как бы простоват и местами напоминает то ли систему D&D, то ли MtG. Но, тем не менее, неплохо — начать скучать вроде бы и не успеваешь.

ps ..читать или не читать – каждый сам примет решение) Но на всякий случай хочу обнадёжить нелюбителей длинных сериалов. Несмотря на то, что речь о начале трилогии, основные линии и «темы» здесь более или менее завершены, и книгу вполне можно читать как отдельный роман. Ну вот разве за исключение того, что так и не понятно, что же такое ужа-асное в своё время случилось с миром, и кто кого от чего спасал)

А я-то почитаю продолжения.. не премину.. любопытство – оно ж не только кошек губит ;)

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня писать отзыв на книгу автора, которого наверняка ближайшие десятилетия пара сотен тысяч человек по всему миру будет винить в неправильном конце Колеса Времени, немного проблематично. Постоянно навязываются сравнения с Джорданом, тем не менее, речь то о первой части интереснейшей трилогии последних лет, не побоюсь этого эпитета. Сандерсон бесспорно молодец, находясь под пристальным вниманием общественности, он создает один мир за другим, не теряя собственного стиля. Любит он магию недоступную многим, за которую главным героям приходится бороться и платить свою цену. Мистборн-не исключение.

Книга берет в первую очередь своей системой магии. Она продуманна, логична и понятна, такой структуре позавидовал бы и сам Джордан и любой заслуженный писатель. Приятно, после прочтения многих историй, в которых чудеса творятся по прихоти бесбашенных главных героинь, встретить четкую и цельную систему, поддерживающую заложенные концепции мировоздания. Настоящий деликатес для изголодавшихся)

Кстати пару слов о реалиях Империи) В этом мире узурпатор подчинил себе не только все религии и все источники магии (11 металлов), целую расу Скаа-потомственных рабов, но и саму ночь. Не даром Скаа страшатся тумана, что спускается на усыпанную пеплом ночную землю, ведь туман — это стихия истинных хозяев мира, одаренных самим божественным Лордом Правителем, так в темноте после тяжелого рабочего дня говорят скаа, так устроен их мир по воле Лорда Правителя, и никак иначе. Ведь согласно неприложенным догматам у Лорда Правителя — нет уязвимого места, а Скаа не путешествуют с одной рабовладельческой плантации на другую, и никто не возвращается из безжалостных рук инквизиторов, так в идеале...

Но у каждого правила есть свое исключение, и спустя века, появляется такой скаа, тщательно скрываемый полукровка, которого не останавливает туман, а наоборот даже прячет и помогает, который вопреки всему выжил и приобрел то, о чем не мог мечтать самый приближенный аристократ. Именно ему и его товарищам по прошлым аферам предстоит привести к краху империю Правителя.

Потому что когда перепробованы все традиционные способы убежденных патриотов и благородных вождей революции настает черед тех, кто знает и успешно применяет всего две вещи) не магию и власть, а планирование и организацию. От этих ключевых навыков героев зависит судьба всего мира. А магия, какой полезной она не была бы всего лишь — средство для достойного применения талантов героев. Мало иметь способность, надо грамотно ей пользоваться, и тогда сам Великий Лорд Повелитель –не преграда для тебя.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Цикл «Рожденный туманом» родился из двух идей. Во-первых, я смотрел фильм «11 друзей Оушена» («Ocean’s Eleven») и понял, что в центре некоторых моих любимых фильмов, таких как «Тихушники» («Sneakers»), «Ограбление по-итальянски» («The Italian Job») — команда воров-профессионалов, проворачивающих невероятные трюки. Я задался вопросом, почему никто не сделал такого в фэнтези. Так что я создал систему магии из шестнадцати специализированными частей и команду тайных мошенников-виртуозов, каждый из которых — специалист в одном или нескольких аспектах магической системы. Вторую идею я почерпнул из массы фэнтезийных романов, которые читал, когда был моложе. Мне казалось, что слишком многие из них были историями о молодом крестьянине, который ушел из дома, чтобы сразиться с каким-то могущественным темным властелином. Я спрашивал себя, что если бы ... ну, победил темный властелин. Что, если он прихлопнул этого маленького селянина, как, вероятно, и должно было случиться во всех этих историях.» (с) Б. Сандерсон.

«Пепел и сталь» – это отличный фэнтезийный роман с живыми героями, интересными сюжетными находками и проработанным языком. В центре повествования – история Кельсера, Рожденного туманом, единственного выжившего в Ямах Хатчина и крайне обаятельного и харизматичного вора, решившего, что ему по силам совершить политический переворот в Последней Империи. Движут им жажда мести, чувство сострадания к своим соотечественникам и определенная доля безумия, ведь он решил противостоять самому лорду-правителю, бессмертному и крайне могущественному.

А теперь давайте попробуем посмотреть, что же в этом романе такого особенного.

1) Язык автора. Существенно лучше и проработаннее, чем у большинства коллег. Очень яркие и кинематографичные схватки, хорошо показанные переживания персонажей, даже индивидуальность в их мыслях можно различить. Конечно, Сандерсон в этом плане не на уровне Ротфусса, но точно выше «средней температуры по больнице».

2) Сюжет. Неплохо, есть неожиданные повороты, есть интрига, но на середине повествование существенно тормозится и провисает. Автор пытался сохранить равновесие между героикой и политическими интригами, но героика дается ему явно лучше, в результате чего читать про балы и светские приемы гораздо менее интересно, чем про то, как Кельсер сталкивается в схватке с инквизитором.

3) Персонажи. Строго говоря, у нас тут два главных героя: Кельсер и Вин. Про первого я сказал уже достаточно много, так что сейчас уделю внимание и второй. Вин – девушка, которая, по сути, является ученицей Кельсера, как по части владения алломантией, так и по идейному наполнению. Большую часть времени мы смотрим на мир именно ее глазами, а она, хоть и очень сообразительная, но неопытная рассказчица. В результате читатель становится зрителем на представлении фокусника: пока очаровательная ассистентка Вин отвлекает внимание, опытный иллюзионист Кельсер проворачивает свои дела и приводит в исполнение свой план.

4) Диалоги. Тут есть, где разгуляться: временами чрезмерно пафосные, временами с юмором, – но они оживляют повествование, и читать их интересно. В то же время они не наполнены всякими внешними интересностями под завязку, как это было в «Хрониках убийцы короля», где кто-то говорил стихами, а кто-то метафорами, и остаются лишь средством подачи мыслей, без особых изысков. В общем, все как у людей.

5) Мир. О нем мы знаем очень мало. Сейчас в мире все плохо, с неба пепел сыплется, по ночам туман наползает, а в тумане всякие твари бродят. Раньше было лучше, но это было тысячу лет назад и никто уже точно не знает, как именно было в те далекие времена. Вообще говоря, предыстория здесь очень интересна и подана очень грамотно: мы узнаем о делах минувших по крупицам и куча загадок остается заделами на будущее, что подстегивает любопытство и подталкивает открыть второй роман сразу после первого. Само действие между тем ограничено двумя городами да близлежащими плантациями и пещерами. Не очень разнообразно, но для первого романа трилогии вполне достаточно.

6) Магическая система. Самобытна и достаточно необычна. Магия здесь называется алломантией, и суть ее заключается в управлении металлами. Металлов существует 8 основных и 2 высших (по крайней мере это известно в начале истории). Каждый металл помогает осуществлять конкретный магический трюк (сталь делает сильнее и выносливее, олово усиливает все 5 чувств, цинк смягчает эмоции и т.д.). Обычный маг называется туманщиком и может использовать один металл. Если же кто-то из туманщиков в состоянии использовать несколько металлов, это означает, что он может овладеть всеми видами магии этого мира, и таких называют Рожденными туманом. Кроме того, в этой истории фигурирует еще ферохимия, но это уже на грани спойлера и о ней подробнее в следующий раз.

7) Финал. Любому автору необходимо уметь создавать интригующее начало истории, чтобы читать не забросил книгу подальше после первых 50 страниц. Не менее важно уметь закончить историю так, чтобы у читателя остался определенный лимит доверия и возникло желание продолжать знакомство с творчеством писателя. В целом финал Сандерсону удался: он содержит зацепки на будущее, содержит в себе много экшна и действительно важных событий. Это не просто мочилово добра со злом, здесь все немного глубже и сложнее. Хотя, конечно, появление «бога из машины» удручает, но не сказывается на желании открыть «Источник вознесения» прямо сейчас.

На этом я свой отзыв заканчиваю. Книгу рекомендую всем любителям добротных фэнтезийных приключений. Эта история невероятно затягивает, пусть и сама по себе несколько затянута. Заслуженные 8 баллов.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже одолел всю трилогию «Mistborn» Брэндона Сандерсона и потому буду оценивать каждую книгу как составляющую большого паззла, и тем не менее сразу оговорюсь, что «The Final Empire» / «Пепел и сталь» (не пойму, чем переводчикам не угодил дословный вариант «Последняя империя») замечательно читается и как самостоятельное произведение — это многих должно настроить на позитивный лад, ибо остальные две части у нас не издавали и вроде как не собираются.

Сандерсон весьма умело препарирует поднадоевшие фэнтезийные шаблоны и преподносит их в непривычном ключе: например, обязательное в таких случаях Важное Великое Пророчество уже успело сбыться, а Обычное Крестьянское Чадо давным-давно преодолело путь из грязи в князи, вот только, о незадача, вместо рая на земле установило в цивилизованном мире тысячелетний рейх имени бессмертного себя, где безжалостно господствует привилегированное дворянство, а простой люд обращен в рабоподобных скаа. С таким порядком категорически не согласен лидер сопротивления, заключивший контракт со знаменитым вором-джентльменом Кельсером: тот, похоже, не очень-то верит, что обнаглевшего Лорда-Повелителя удастся сместить, зато вполне не прочь поживиться драгоценным металлом, которым набиты сокровищницы темного властелина.

Это, кстати, вовсе не золото и не серебро, и здесь надо опять похвалить автора за интересный прием, а именно, за разработку инновационной магической системы, построенной на отдельных представителях периодической таблицы Менделеева. «Сжигая» внутренние запасы различных металлов и их сплавов, чародеи временно приобретают сверхспособности, причем простые «туманщики» вынуждены довольствоваться всего одной, а «туманорожденные» умеют использовать всю палитру. Система имеет разумные ограничения и потому достойна — явление, увы, редкое в наше смутное время — считаться реалистичной и правдоподобной, хотя порой все равно кажется, что Сандерсон сдерживает могущество туманорожденных во благо сюжета.

Сюжет, между прочим, к «пепельному» сеттингу и умной магии прикручен весьма добротный, и обстоятельность повествования его динамике ничуть не мешает. Кельсер, его юная подопечная Вин и разномастная банда благородных жуликов за пятьсот пятьдесят страниц наплетут целый ворох интриг, наживут себе немало неприятностей и не раз вздрогнут от сандерсоновского коварства, припасшего немало сюрпризов там, где их меньше всего ожидаешь. Работу над персонажами никак нельзя назвать гениальной, но к героям прикипаешь всей душой: особенно интересно следить за пугливой, недоверчивой Вин, Элендом — «белым вороненком» среди дворянства и перепалками Хэма и Бриза. Кончается книга и вовсе чрезвычайно удачно: с одной стороны, повествование нигде не обрывается и все сюжетные нити находят свои узелки, а с другой — если есть такая возможность, руки сразу потянутся к продолжению (забегая вперед, оно более чем достойно подобных домогательств).

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная подростковая проза. Я так думаю, предполагаю, будь я подростком, ибо уже мог многое позабыть с тех пор. Сейчас мне не понравилась. Но... по порядку.

В очередной раз сложил впечатление, что автор все еще находится под впечатлением комиксов. Берем человека паука, распускаем его прикид на ленточки, паутинометательный гаджет апгрейдим до какой то аломантии, и вуаля — совершенно новый герой. Ну и куда же без оригинальных декораций — тут немножко тумана напустить, тут сажей припудрить, травку в коричневый покрасить, солнце — в красный... — все, новый мир готов, можно заезжать, респект и уважуха!

Если в целом книга очень слабая, то в частностях — и того хуже. Не доработан мир, не доработан сюжет, не доработаны персонажи, теория местной магии не то, чтобы не доработана, она высосана из пальца, не подкреплена никакой логикой, никакими известными нам законами природы (которые, кстати, там работают так же как и у нас). Система магии не просто не разработана, она — выдумана на пустом месте, ее назначили исполнять обязанности. Концовка... нуу, знай я чем все закончится, читать не стал бы определенно. Вернее, чем закончится — ясно было с первой еще главы, но как! Как можно было такой бездарной концовкой добить и без того еле живую книгу?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть кощея в яйце, а яйцо — на... деревце. А непобедимые инквизиторы... Им всего то — рубильник отключить надо было, но за 1000 лет дошел до этого лишь один единственный шпиён.
Потом эта непробиваемая концепция бессмертия кощея. Что это было? Ладно, почему он от старости не дал дуба — кое как Сандерсон отбрехался, но если обезглавить, сжечь,.. на каком керосине работала вся эта реинкарнация? — Внятно ни слова. Короче...

Если Вам не за 16 — к прочтению рекомендую. Ваша Харя.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Hola Amigos!

На какое-то время я перестал писать рецензии, но ради этой книги решил таки сделать исключение.

Как всегда, пройдемся по пунктам:

О чем:

В довольно безрадостном мире, где большинство людей — бесправные рабы, природа гибнет, с неба падает пепел, а ночью появляется пугающий туман. В этом самом мире живёт девочка Вин, с виду обычная мелкая воровка, за счет врожденного дара к «магии» она втягивается в дело свержения власти и спасения мира.

Что понравилось:

· Потенциально интересный сеттинг.

· Наличие хоть какой-то драматичности

Что не понравилось:

Ну, поехали...

· Графомания.

Не то что бы автор грешил слишком длинными описаниями или огромными стенами диалогов, нет. Он просто повторяется. Повторяется постоянно! Одни и те же утверждения в схожих формулировках он повторяет за книгу по несколько раз. Есть место, где он в пределах одной страницы, употребил одну и ту же фразу два раза. В пределах одной страницы, Карл.

· Диалоги ни о чем.

Диалоги под стать повествовательной части — это сплошное повторение одних и тех же невыразительных мыслей, при этом повторение неинтересное и неестественное.

· Пустой сюжет.

Весь роман ничего не происходит. 640 страниц описывают как девочка рефлексирует одну и ту же мысль о доверии, ездит на балы и занимается местной недо-магией. Все эти сцены так же однообразны и вторичны, как все, что я описывал ранее. Динамика драматического произведения складывается из перепадов напряжения и расслабления, из чередования негативных и позитивных ситуаций. Но только не у Сандерсона, где вся острота сюжета складывается из мыслей «что сказать мальчику на балу?».

· Нераскрытые персонажи.

Удивитесь ли вы, если я скажу, что вместо постепенного раскрытия и углубления персонажей, он просто повторяет начальную информацию о них. Снова и снова...

· Подростковый идеализм.

Автор выстраивает картину мира, где аристократы угнетают рабочий класс тяжелой работой, убивают инвалидов, стариков, «использованных» девушек и в принципе всех подряд, считая тех низшей расой, чуть ли не хуже животных. И при этом же автор, уподобляясь героине-девочке, видит виной всему плохого дядю правителя и нескольких плохих человек из аристократии.

Было бы наивно ждать от зарубежного фэнтези трезвого материалистического взгляда на мир и понимания, что бытие определяет сознание, что именно устройство классового рабовладельческого общества превращает людей в монстров. Но здесь совсем по-детски. Всё из-за плохих людей, а если все будут хорошими — мир будет спасен. Из повествования и фраз героев сложилось впечатление, что автора не устраивает именно жестокость к рабочим, а не их бесправное существование. Ни о какой настоящей свободе личности он и не помышлял.

Review:

Наверное многие, как и я, посмотрев на высочайшие оценки цикла (9.1), надеялись увидеть верх писательского мастерства и невероятный уровень драматизма.

Но, когда я начал читать — дело пошло тяжело. Пришлось заставить себя вернуться к книге и читать её более настойчиво. Что немедленно порождало вопрос: «почему так?»

Ответ оказался проще некуда. «Пепел и сталь» — это Young Adult. Поэтому и оценки у него столь же высокие, как у всех распиаренных циклов про избранных девочек спасительниц вселенной. Эпическим/героическим фэнтези здесь и не пахнет.

При этом как YA роман тоже плох. Автор не добавил (или убрал?) типичные элементы жанра, вроде совсем уж сопливой подростковой романтики, но ничего не добавил взамен. Картонные герои весь роман (640 страниц!) не делают ни чего, говорят ни о чем, а главная героиня ездит на балы и размышляет как вести себя с «принцем».

Здесь нет более мене взрослой динамичной истории о выборе, силе воли, человеческих взаимоотношениях и т.д. Так же нет здесь и эмоциональной карусели, способной увлечь подростковую аудиторию. Для более менее разборчивого читателя роман просто не работает.

И нет, концовка ситуацию не исправляет. Таким, как концовка, должен быть весь сюжет, чтобы это стало хоть как-то читаемо.

Ну а «невероятная уникальная система магии» — это скучнейший бред, про который было тошно читать. Лучше бы уж герои по старинке швырялись фаерболами. Заодно бы и объем сократился. (Хотя сюжета в книге и так на 10 страниц).

Оценка 6/10.

Моя группа VK — https://vk.com/ashborndetv

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

О Брендоне Сандерсоне, молодом и талантливом писателе, я была наслышана еще до прочтения этого замечательного романа. Ведь именно ему доверили закончить цикл Р. Джордана «Колесо времени», который ну очень уж объемный, и который я все никак не могу дочитать, к своему стыду. Кстати говоря, роман «Пепел и сталь» логически завершен, хоть и имеет продолжение, что безусловно радует. Но Автор все равно оставляет много вопросов, что руки тянутся продолжить знакомство с этим циклом.

Ну об этом и о многом другом уже сказали до меня, так что скажу кратко о том, что мне понравилось в этом романе.

Пепел, который постоянно сыпется с неба и красное кровавое солнце, пробивающееся сквозь завесу, образованную пеплом, туман, заполняющий улицы каждую ночь, черные от сажи дома и улицы в Лютадели – всё это придает роману потрясающую атмосферу. Этому же способствуют угнетаемые скаа и порабощающая сила лорда-повелителя.

Отдельно стоит выделить Магию. Да, тут она меня поразила. Она нова и бесподобна. Мало того, что я нигде не встречала такого нестандартного подхода (все эти штучки с металлами), но еще и её механизм довольно-таки продуман и прописан в романе, что я ценю в романах данного жанра. Опять мне вспоминается Джордан, к нему за это уж точно не придраться!

Не соглашусь с одними и соглашусь с другими читателями, оставившими здесь свой отзыв, насчет героев романа. Лично мне ни капли не показались они картонными, ненастоящими. Как раз наоборот. Интересно было наблюдать, как меняется Вин, следить за ее переживаниями, хотя, стоит отметить, их совсем немного, и они не надоедают. Харизматичный Кельсер, перепалки Бриза и Хэма, суровый Марш и другие — каждый из них особенный и интересный.

В общем, хоть и есть недочеты(о которых я умолчала), роман мне очень понравился. Интересная задумка, качественное исполнение. Роман, достойный к прочтению и достойный высокой оценки.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно, когда совершенно случайно находишь такие книги. The Final Empire выделяется из ряда книг жанра фэнтези уникальной магией, похожую я еще нигде не встречала, миром — без зеленых красок, без цветов, с кровавым солнцем, с туманом, с пеплом, летящим с небес (сайлент хилл, ты ли это?), интригой, которая сохраняется вплоть до конца и даже после конца — остались вопросы, но при всем при том книга логически закончена, и не знай, что существует продолжение, никогда бы не подумала, что «Пепел и сталь» является первой книгой цикла. Плюс ко всему устоявшийся для этого жанра шаблон ломает уже успевшее сбыться пророчество, подарившее миру вместо спасителя тирана. Герои — не сказала бы, что каждый так уже и уникален, но тем не менее каждый со своей историей, «живые», отдельное спасибо за Сейзеда.

Перевод второй книги ведется на нотабеноиде

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась. Нельзя сказать что это шедевр или прорыв в жанре, но определенно написано очень качественно и довольно увлекательно. Казалось бы используя стандартный набор шаблонов вроде «темного властелина», или изуродованного мира автор смог создать что то более выдающиеся, в основном конечно благодаря нескольким на мой взгляд весьма удачным приемам.

Во-первых это одна из главных составляющих всего происходящего в книге — магическая система, она интересна своей нестандартной концепцией — магия тут это необычные способности которые люди получают через взаимодействие с металлами. Чем она привлекает? Прежде всего она предельно логична и структурирована — не просто абстрактная сила взявшаяся непонятно откуда, а упорядоченная система подчиняющаяся своим правилам. К тому же постепенно раскрывается что все даже сложнее чем представляется с первого взгляда, и на самом деле у придуманной авторов системы есть не только одна сторона — алломантия которая представляет из себя сжигание металлов чтобы получить сверхчеловеческие возможности заключенные в их свойствах, но и ферухимия — фактически ее обратная грань позволяющая накапливать в металлах силы собственного тела и разума.

Во-вторых это продуманные персонажи — образы даже тех из них кто слабо задействован в сюжете прописаны очень тщательно, порой мотивацию некоторых поступков или их отдельные особенности можно понять уже только под конец книги, и они зачастую оказываются сложнее чем казалось на первый взгляд. Нельзя не упомянуть и главную героиню на которой по сути центрирована большая часть повествования — ее характер и жизненные взгляды глубоко показаны изначально и потому еще интересней смотреть как они изменяются в процессе разворачивающихся событий.

В-третьих это интересная подача взаимосвязи мира и сюжета. Роман не перегружен описаниями особенностей мира, они постепенно раскрываются по ходу повествования, весьма гармонично вписываясь в него, можно сказать что мир раскрыт недостаточно — но на деле в рамках именно этой книги и ее сюжета известно именно столько сколько нужно, в конце концов даже сами герои событий слабо представляют себе что же такое например Бездна. Также стоит отметить и интересную идею с приведением отрывков из дневника местного темного властелина лорда-правителя, и того как их смысл полностью раскрывается в конце.

Концовка пожалуй достойна отдельного упоминания — для меня она стала настоящим сюрпризом, одно из главных достоинств романа именно в ней. Последняя четверть романа отходить от неторопливого течения хода событий предыдущей его части и пускается в мощный водоворот переплетений созданных ранее сюжетных линий и самых непредсказуемых их окончаний, но в итоге автор умело сводит все это воедино и подводит к логичному и проработанному, но тем не менее не менее неожиданному окончанию.

В целом все это оставило весьма приятное впечатление, конечно есть определенные заделы на продолжение но книга неплохо воспринимается и сама по себе: действительно качественное фэнтези с интересным сюжетом, хорошо раскрытыми персонажами и оригинальной магической системой, а такое встречается не так уж часто.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх