Люк Скалл «Клинок мертвеца»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Эпическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Артефакты | Путешествие к особой цели | Вторжение «Чужих» | Спасение мира | Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В продолжении захватывающей эпопеи от автора «Мечей Севера», Грозному отряду предстоит сразиться с новым опасным врагом, задумавшим уничтожить человечество.
В Городе Башен бывшая мятежница Саша и ее товарищ Даварус Кол стремятся сохранить мир между соревнующимися за власть воинственными магами. Но когда Белая Дама посылает Даваруса на юг, искать союзников в «Расколотых королевствах», тот понимает, что самая жестокая битва идет в нем самом. Вселившееся в Даваруса божество предлагает ему силу, которую он мог бы использовать против Фэйда; но божество это питается смертью, и с каждым сраженным врагом Даварус теряет часть самого себя. Связь с военачальником Фэйда дает полумагу Эремулу привилегированное положение среди новых хозяев Дорминии. Он своими глазами видит, какая судьба грозит человечеству. Однако магия Эрминула жалка в сравнении с техникой Фэйда, и полумагу, чтобы спасти то, что еще можно спасти, приходится полагаться только на свою смекалку.
А на ледяном Севере ведет безнадежный бой за свой народ легендарный воин Бродар Кайн. Его время истекает; древнее зло, запертое под горами, вот-вот вырвется на волю, а это зло древнее людей, древнее Фэйда, и даже древнее богов; оно не остановится, пока не утопит в крови весь мир…
Входит в:
— цикл «Грозный отряд»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 4 мая 2020 г.
Финальный ход
***
Еще в прошлой книге (в «Мече Севера») Люк Скалл сбросил все козыри с руки, а в колоде других не осталось (забегая вперед). В первом романе автор обрисовал интересный мир, довольно необычную магию. Во втором романе Скалл добавил прошлое Кейна, что получилось тоже весьма недурно. Но в той же книге автор использовал твист (расу фехдов). И вот с этим багажом автор подходит к финалу трилогии. В принципе, багаж-то яркий, но к нему бы пару деталей…
Итак, фехды – сверхразвитая (относительно обычных людей) раса. Цель у них богоподобная – сделать мир лучше. Как сделать? Да незатейливым геноцидом. А такие как Айзек прибыли в этот мир, чтобы всё подготовить (читайте – провести рекогносцировку). Логично предположить, что раз геноцид уже вот-вот случится, то фехды должны знать всё, быть полностью уверенными в том, что они творятю Ан нет. Вдруг в середине романа они узнают, что мир-то почти захвачен их давним непобедимым врагом. Ну…и пора объединяться с врагом своего врага. Увы, подобных нелогичностей (роялей в кустах, наивностей) полно в каждом романе Скалла. Это не значит, что произведение Люка совсем плохое или совсем несерьезное. С другой стороны, это же и показывает уровень проработки. Не лишним будет напомнить, что проработка сеттинга у Люка была хороша только в первом романе. То, что ожидалось во втором и третьем (конечно, ожидания – враг потребителя, но кое-какой уровень ожиданий исходит от притязаний, а Скалл всё-таки имеет кое-какие амбиции) не состоялось.
Что касается твистов третьего романа, то они тоже присутствуют. Пожалуй, главный из них – финальная мясорубка. Иначе ее не назвать. Мартиновские смерти – это одуванчики на фоне «Клинка мертвеца». То, что творит Скалл – это ножом по сердцу. Если вам удалось уловить симпатию к кому-нибудь из персонажей, то готовьтесь расстраиваться.
Так ли все плохо? От книги к книге у Скалла падает уровень произведения. Каждое последующее становится чуть проще, чуть преснее, чуть банальнее. Конечно, есть в каждом романе трилогии свои фишки. Но всё это как-то слабенько. И всё-таки «Клинок Мертвеца» справляется с некоторыми своими задачами – он увлекает, экшена много, кровищи тоже много. В общем, развлечься вам точно удастся.
Заключение: «Клинок Мертвеца» завершает трилогию «Грозный отряд». В целом, завершение неплохое, трилогия тоже неплохая. До выдающихся фэнтези-циклов «Грозному отряду» далеко. Но и абсолютно серым тоже нельзя назвать. Жаль, что автор где-то не дотянул гайки, где-то забросил перспективные линии. Потраченного времени не жаль, но и перечитывать не потянет.
7 Грозных отрядов из 10.
SadBegemoth, 14 декабря 2017 г.
Третий роман цикла, и автору вновь удается перевернуть все с ног на голову. К сожалению, в этот раз мои неискушенные читальские вкусы отказались принять очередную подмену жанра — первый роман был своеобразной пародией на темное фэнтези, второй уже стал чем-то более серьезным, а в третьем цикл переродился в какое-то подобие технофэнтези. А теперь по порядку обо всем том, на что повлияла подобная метаморфоза.
Сюжет. Второй роман закончился тем, что над миром нависла тень угрозы, исходящей от какой-то древней и могущественной рассы, до сих пор веками умело скрывающейся где-то (где? зачем?) на просторах данного мира. И вот в новом романе мы видим ее во всей красе — на крейсерах, с пушками, вертолетами, огнестрелом и континентальными ракетами земля-земля. Да-да, эта не шутка (во всяком случае, не моя). И вот в одной главе мы видим, как на одной части материка варвары отбиваются из последних сил от легионов армии демонов, а в следующей древняя расса, сидя за мониторами компьютера на одном из этажей уцелевшего небоскреба в другой части земли, вводит координаты для условного «Тополь» и уничтожает подобием точечного ядерного удара архистрашное оружие богов, которое невозможно уничтожить и которого до ужаса боялись сами боги и маги, — голема. Нужно ли писать, что подобный симбиоз жанров убивает все волшебство фэнтези. Я не знаю, чем закончится роман, потому как не смог дочитать его, но я бы уже не удивился, если бы автор ввел бы и инопланетян, и оборотней, и трансформеров, и Боярского.
Герои. Несмотря на то, что они в принципе были довольно неплохо прописаны в первых двух романах, автор и тут умудрися начудить. В конце второго романа была довольная сильная сцена, в которой Волк, наплевав на непроодолимую жажду мести, благородно жертвует собой, чтобы спасти других. Первая же глава третьего романа встречает нас живехеньким и невридимым Волком (я даже под спойлер не буду прятать, потому как это пролог романа), напрочь сливая в унитаз всю ценность его предыдущего поступка. Бродар в свою очередь из былого легендарного воина, который вроде и «старый, но руки помнят», переродился в неубиваемую машину для убийств, способного в одиночку убить всех и вся. Коул от него не остает — пробудившееся в нем и его мече божество делает его убервоином, правда при этом все таким же нелепым. Ах да, он еще умеет исцелять смертельные раны и поднимать нежить. Как это он еще по воде не начал ходить и воду в вино превращать. Из Еремула сделали какую-то передвижную декорацию, которую Исаак тягает повсюда с собой — на все важные события и совещения древней рассы, на которой они обсуждают, как будут истреблять человечество (в том числе и Еремула), потому как оно им не нравится(ну а че, чем не повод) — видимо для того, чтобы читатель мог его глазами наблюдать за тем, что происходит в стане врагов (хотя для этого хватило бы и Исаака). Местные архимаги, которые когда-то смогли убить всемогущих богов, поражают своей тупостью и обыденностью — видимо, годы сказываются, не иначе. В первом романе они выкачивают воду из бухты и обрушивают ее на город врагов, плетут интриги, смахивают на умных, а в третьем идут с мечами на огнестрел, потому как на древнюю рассу не действует магия. Хотя тонны воды с неба, на мой скромный немагический взгляд, подействовали бы должным образом.
Моя оценка 6. Это наверное самый странный цикл, что я когда-либо читал.
Artem_Nochkin, 22 сентября 2019 г.
«Клинок Мертвеца» — это заключительный роман эпической трилогии «Грозный Отряд». Написан он также Люком Скаллом и представляет собой не самый оригинальный образчик современной фэнтезийной литературы, который со времен неплохой первой части знатно так растратил всю былую самобытность и привлекательность. А ведь потенциал имелся просто огромный! Первая история хоть и была немного простым обособленным приключением, но тем не менее могла по настоящему зацепить здоровым таким юмором и неплохими яркими персонажами. С дальнейшими сиквелами вышло несколько хуже. Есть даже все основания полагать, что изначально не планировалось никаких продолжений, а вся история должна была закончиться закономерным финалом первой книги. По крайней мере таким образом читатели имели хотя бы более адекватный финал. Но не сужднно! Коммерческий успех «Грозного Отряда» не оставил выбора и с минимальным разрывом вышла еще пара романов, где сюжет оказался натурально высосанным из пальца, а полюбившиеся героев было просто не узнать:
1) Бродар Кейн в первой книге был простым престарелым варваром с непростой судьбой. Заготовкой, которую при должном желании можно было развить до уровня полноценного персонажа. Нужно всего то было, что избавиться от до ужаса назойливых клише и получше прописать мотивацию. Но для автора, видимо, это оказалось слишком сложно, а потому в этой книге было решено лишить Кейна последних оттенков оригинальности, превратив в бездумную машину смерти с здоровым двуручным мечом. Наш северный варвар больше не терзается размышлениями о давно потерянной семье и своем названном брате Волке. Нет-нет! Вместо этого он прет напролом и косит врагов пачками, а вопросы касательно тактики и стратегии боя свелись к банальным «с какой руки лучше ударить — с правой или с левой?»
2) Давариус Коул — молодой высокомерный выскочка с синдромом героя и невероятным уровнем ЧСВ. Этот бесячий парень еще в начале цикла был уверен в своей избранности, а ближе к финалу чудом сумел забороть местного Бога и получить все его способности, среди которых оказалось исцеление ран любой сложности, воскрешение мертвых, управление ожившими мертвяками и вишенка на торте — вечная жизнь. Марти Сью, ни дать ни взять!
3) Еремул — маг-инвалид с минимальными магическими способностями и характером, собранным из Тириона Ланнистера и Инквизитора Глокты. Ради сюжета и острого авторского желания способен в кратчайшие сроки необоснованно увеличить свой магический потенциал от уровня «не могу создать огонек, чтобы прикурить», до уровня «абсолютной власти» Дарта Сидиуса.
4) Девушка Саша так и вовсе со звания одного из основных персонажей была понижена до рояля из кустов, призванным спасти всех ближе к финалу.
Это что касается основных персонажей. Кроме них в книге присутствует и излюбленный второстепенный антагонист — очередной Святой Паладин на службе Темного Лорда. К слову, уже третий идентичный типаж за трилогию. Все трое в свое время выступали в роли необязательных боссов и на обязательной основе дохли от рук главных героев. Происходило это, как правило, ближе к финалу одной книги и уже в начале следующей автор воскрешал их с новыми именами. Незначительно менялась лишь история и способ расправы с очередным бедолагой.
Далее стоит сказать, что и предыдущая книга не особо отличалась продуманным до мелочей сюжетом, но здесь с количеством клише и разнообразных ляпов просто караул! И если клише все уже до боли предсказуемые и я даже за начало цикла успел привыкнуть к ним, то с откровенным сюром в повествовании я примириться не смог. Подводя итог можно с уверенностью сказать, что сжатые до минимума сроки написания все таки дали о себе знать. Насквозь кишированные персонажи не развиваются и все продолжают деградировать, а их нарочитая богоподобность отнюдь не добавила им глубины. Сюжет получился во многом спорный и моментами он откровенно шит белыми нитками. Далеко не все заряженные ружья выстрелили в конце и далеко не все сюжетные линии получили закономерный финал.
Но несмотря на все перечисленное выше, книга вполне возможно понравится не самым требовательным читателям. Если вам нужно просто убить время или почитать что-то не напрягающее, то эта книга определенно ваш выбор. В остальном же, «Клинок Мертвеца» — это сугубо фанатский продукт, рассчитанный только на преданных поклонников.
dimon1979, 26 февраля 2019 г.
Это третья книга из цикла «Грозный отряд». После завершения второй части, осталась масса вопросов, которые подвисли в воздухе. Было довольно интересно, каким образом сможет автор выйти из такого сложного положения.
Судите сами, только главных сюжетных линий собралось около пяти. Это и Исчезнувшие, у которых маниакальная тяга к тотальному уничтожению остатков человечества, с нереальными возможностями на уровне сверхлюдей. Культ Безымянного и служившие ему люди, демоны во главе с главным чудовищным Герольдом, умеющим на ментальном уровне общаться со всеми живыми существами. Оставшиеся в живых маги, которые оказались врагами сразу для всех участников. Армия северян, со своими колдунами и бойцами, имеющая претензии на часть земель и готовая проливать за неё кровь, как свою, так и чужую. Одержимый духом бога смерти Коул, теряющий остатки человеческого и всё больше скатывающийся в пучину безумия.
Не стоит забывать, что никуда не делись неразлучные друзья варвары, которым предстоит совершить много подвигов. На мой взгляд, автор практически в безвыходной ситуации смог найти необходимые сюжетные ходы и очень неожиданно развязал все узлы.
Кстати, довольно много вопросов вызывает смешение жанров, так как фэнтези переплетается с фантастикой и перестаёт быть романом из мира меча и магии. Особенно сильно это проявляется в этом произведении, когда Исчезнувшие начинают большую войну против всех представителей племени людей. Конечно, наличие летательных аппаратов, мощного огнестрельного и ракетного вооружения, технологии бессмертия, спутники и много другое, привносят в повествование какой-то хаос. Тем более, что какого-то драматизма они не добавляют. Магия их не берёт, а тем более самые сильные магии по какой-то причине становятся глупейшими существами на земле и стараются победить в честном бою, не пытаясь использовать магию разрушения или воздействия стихий.
Автору удаётся «усыпить» внимание читателей, которые наблюдают картину победившего добра и радуются за главных героев. Не стоит думать, что автор в конце цикла изменит своим правилам. Наоборот, всех нас ждёт настоящий шок, который обязательно удивит даже самых искушённых любителей жанра.
На мой взгляд, Люк Скалл смог реализовать свои идеи в очень интересную и яркую историю, хотя и безумно кровавую. Наверное, автор всегда может вернуться в этот мир и рассказать ещё не одну историю о его жителях, по крайней мере, мне бы этого хотелось.
Deliann, 19 июня 2019 г.
«Клинок мертвеца» получился занятным, но уж слишком странным.
Начинается эта история как вполне себе стандартное темное фэнтези. Что не удивительно, предыдущие две книги были такими же. А вот дальше у автора немного отказывают тормоза (на самом деле не немного).
В мире с очень сложным геополитическим положением покой людям уже даже не снится. Мало того, что местные лорды-маги поубивали Богов, тем самым серьезно пошатнув основы мироздания. Мало того, что эти самые лорды-маги постоянно воюют между собой и тиранят своих подданных. Так еще из-за края мира заявляются некие Исчезнувшие с идеей тотального геноцида людей. А из-за другого края мира некий Космический Ужас присылает своего Герольда с ордой демонов, угадайте, с какой целью? Правильно, убить всех людей. А еще по миру бродит неубиваемое существо гхолам, уничтожая всех встречных людей. Персонажам Люка Скалла определенно не позавидуешь.
Действующих лиц очень много и почти все они перешли из прошлых частей, поэтому остановимся на самых главных. Вот перед нами старый горец Кейн, который словно списан с Друсса-Легенды. Он жаждет всего лишь спасти сына и найти жену, но для этого ему придется выкосить половину армии противника. А вот его лучший друг Волк, который во второй книге героически пожертвовал собой, но ожил уже в прологе третьего романа. Волк стремится помочь Кейну и выкашивает вторую половину армии противника. Вот Эремул-полумаг, который две книги был вариацией Тириона Ланнистера, но в «Клинке мертвеца» он как-то выпал из числа активных персонажей и почти все время довольствуется ролью комментатора. Вот юный Коул, который был пародийным элементом в первой книге, но сейчас стал неубиваемым воином с зачарованным клинком, способным высасывать жизнь противников. До кучи Коул может поднимать мертвецов из могил и вылечивать смертельные ранения, но все что ему надо – любовь одной единственной девушки Саши. А вот та самая Саша, которая две книги страдала от наркотической зависимости, но в третьей книги внезапно превратилась в рояль в кустах
Помимо увлеченного смешивания мира меча и магии с миром вертолетов и автоматов, автор добавляет еще толику комиксовых злодеев в духе Галактуса с его Серебряным Серфером и с упоением нагромождает неожиданные повороты, за каждым из которых стоит рояль в кустах. Ради зрелищности и поворотов некоторые персонажи принудительно глупеют
Самое странное, что читать все это безобразие было достаточно весело и необычно. Книга, как и сам цикл, выходит за рамки обычного фэнтези, но делает это так резко и топорно, что оставляет весьма смешанные чувства. Вроде и понравилось, но понимаешь, что прочитал какую-то нелепицу.
Orion-Seregil, 8 февраля 2019 г.
Третья книга цикла вышла значительно более сумбурной, чем вторая. Множество роялей в кустах, ненужные персонажи, лишняя болтовня, наигранный психологизм.
Для чего нужно было вводить гхолама — не уничтожимое орудие богов, если его уничтожили Исчезнувшие? Зачем вводить интригу, намекая на возрождение богов после падения всех магов, если в итоге они так и не возродились?
Убийство почти всех главных героев выглядело полнейшей глупостью и не несло какой-то смысловой нагрузки, как и раскаяние Белой Госпожи, размолвка Бродара и Волка, наличие оставшегося в живых сына Кейна, скоренькое убийство Герольда. Это выглядело так, будто автор писал эти моменты книги без связки с основными событиями. Поражала тупость магического круга Высоких Клыков, которые почему-то не доперли обрушить на невосприимчивых к магии захватчиков горы.
Книга заставила себя осилить своей фантасмагоричностью, хотелось все же узнать, чем же этот кавардак завершится.
arni555, 26 января 2019 г.
Закончил читать книгу около месяца назад, но только сейчас дошли руки написать отзыв.
Достойное завершение отличного цикла. Когда читал роман, ни разу не пожалел о том, что когда-то приобрел книгу «Грозный отряд», но не начинал читать, пока не выйдут все книги цикла, иначе пришлось проводить время в томительном ожидании.
Все, что автор задумывал, завершил, все сюжетные линии сведены воедино и логично закончены в рамках цикла. Судьба у героев сложилась тяжелая, участь испытаний не миновала никого, но тем интереснее было наблюдать за ними.
Нечасто встречаю произведения, которые не только захватывают тебя полностью, но и оставляют мощное «послевкусие» на определенное время. «Клинок мертвеца» как раз с уверенностью отношу к таким и советую к прочтению.
Lilian, 28 октября 2019 г.
Не самое удачное завершение истории. Все-таки главным фактором, определявшим интерес к этой трилогии, был показанный мир. Мир убитых богов и практически всемогущих чародеев, захвативших их силу. Мир умирающий, темный, но вполне понятный. Еще одной особенностью истории были темные тайны и неожиданные открытия. Вот с ними автор и перестарался.
Перебор вышел с попыткой добавить в историю технологии и (сюрприз) инопланетную расу. С определенного момента весь сюжет выглядит банальной чередой «неожиданных» открытий, когда к творящемуся хаосу присоединяются все новые и новые угрозы, заставляя недавних врагов заключать временные союзы. А технологии порой выступают роялем в кустах.
Правда в традициях темного фэнтези здесь нет счастливого финала. Он мог бы быть, была такая обманка в сюжете в конце книги... Но автор все же решил доконать своих героев и закончил все на кровавой и мрачной ноте. Ну, не до конца мрачной, конечно — нашлось здесь место своим победам, мести и надежде на будущее. Но я скорее разочарована.
Ну и напоследок повторно отмечу, что влияние Аберкромби видно невооруженным глазом. В первую очередь в образах героев и в попытке сделать неоднозначный финал. Доходит до прямых параллелей или созвучных имен — при различающемся все же характере персонажей. Ну и в целом, получилось поскромнее качеством.
acidin, 3 декабря 2018 г.
Без спойлеров.
Оригинальный мир, получивший таких героев, каких он заслуживает...
Первая книга была прочитана несколько лет назад, вторую и третью прочел одну за другой, итог:
Отличный цикл с учетом ухода всех современных писателей в «сериальство», последняя книга самая интересная из трех.
Во второй я проматывал флешбеки Кейна, чтобы не отвлекаться от основной линии.
Третью читал не отрываясь, концовкой доволен.
Да, есть некоторые перегибы с использованием технологий, и отдельной «чернухи» во второй части. Но в целом следить за развитием градуса «обреченности» в «Клинке мертвеца» было увлекательно, в какой-то момент я даже не мог представить, как автор разрулит все ужасы, которые одновременно грозили Грозному отряду :)
Не понимаю людей, ставящих 6 этой книге — если не пошло, зачем себя мучать, и дочитывать этот цикл, когда есть столько других отличных недописанных циклов...
Моя оценка каждой книге и циклу — 8, я получил дозу дарка, можно и передохнуть )
Manowar76, 22 марта 2019 г.
Почему: финал трилогии мрачного фэнтези
В итоге: Как и я в отзыве на второй роман трилогии «Грозный отряд», сам автор устами одного из героев отмечает:
«Казалось, каждый раз, как ему удавалось понять пределы могущества в мире, появлялся некий новый ублюдок, чтобы поднять на смех его предположения.»
Заинтересовавшись библиографией Скалла, выяснил, что на фантлабе она отсутствует. Полез гуглить, наткнулся на блог автора, потом на его фейсбук, где прочитал его проникновенное послание (https://www.facebook.com/luke.scull/posts/10160982207070526) поклонникам о том, какие проблемы преследовали его последние пять лет. Очень проникновенно и познавательно
Из этого же поста узнал, что, как я и подозревал, первая часть была самостоятельным романом, а не частью трилогии, и уж только после успеха ГРОЗНОГО ОТРЯДА были с огромным трудом написаны продолжения.
Даже если не знать, что третий том написан впопыхах за два месяца, всё равно заметно, что повествование излишне сумбурно. Событий много, но все они какие-то мелкие и необязательные; герои тычутся туда-сюда, как слепые котята, идут на поводу у всех, кого можно. Все непримиримые соперники, грозящиеся уничтожить противника, по каким-то причинам этого всё-таки не делают.
В последней трети партия потрёпанных жизнью и изменившихся за три тома приключенцев наконец-то собирается вместе и идёт в свой самый главный поход.
Концовка суетливая, но яркая.
В принципе, Люк Скалл справился с завершением цикла. Совсем немногих героев оставили для возможных продолжений, основная масса впечатляюще и небесполезно нашла свой конец.
kathakano, 23 декабря 2018 г.
Достойное продолжение цикла «Грозный отряд». Первые два романа читал в оригинале о чем ничуть не пожалел. Перевод третьего романа подоспел вовремя. Тем кто не знаком с циклом настоятельно рекомендую начать читать, особенно любителям книг в стиле Аберкромби и Лоуренса. Интересный мир, который благодаря автору игроделу имеет черты World of Warcraft и Warhammer, и при этом отличается интересными героями, масштабными событиями и интересным сюжетом. Здесь все по классике жанра: герои, суровые северяне, квест, но все это смешано с таким чутким балансом, что читается запоем. Каждый новый роман немного приоткрывает завесу авторского мира и оставляет намёки на продолжение. Не ждите от этого романа какой-то глубины и философии, это просто хорошее чтиво.
Евгений84, 30 ноября 2018 г.
Желание автора намешать всего и побольше значительно портит итоговое впечатление:
Плюсы:
+ неплохие идеи: выкачивание магии из трупов поверженных богов, особенная гвардия у каждого лорда-мага, интриги всех против всех;
+ динамичный сюжет;
+ заслуженные 16+;
+ поход на демонов напомнил Warhammer FB.
Минусы:
- раздражающие высокопарные диалоги (к тому же все, от бродяги до короля бандитов, с удовольствием расскажут героям от своей биографии до историю региона) ;
- постоянно еще большее зло за поворотом: (в четвертой книге на Благоприятный Край мчалась бы местная Нибиру, не меньше);
- Древние (Исчезнувшие) – ну зачем они тут вообще?;
- концовка:
на трех страницах выпиливают почти всех героев, Саша оказалась лесбиянкой, а Волк настоящим Терминатором – серьезно?
В итоге возможно и увлекательное чтиво для читателей 16+, но для меня ( 30+) середняк, который врядли буду когда-нибудь перечитывать.
P.S. Понравится фанатам «Моря Осколков» Аберкромби, «Разрушенной империи» Лоуренса и «Легенд красного солнца» Ньютона.
P.P.S. Не предсталвяю как в «похожие произведения» попал «Первый закон» и «Архив Бурсвета»..