Николай Гоголь «Нос»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Не надо было коллежскому асессору Ковалеву бриться у пьяницы цирюльника Ивана Яковлевича, Бог видит, не надо было...
Накренился и исказился привычный мир тщеславного майора Ковалева; фантастические события затягивают его в свой чудовищный водоворот. Нос, его собственный нос разгуливает по улицам Петербурга в мундире статского советника, тогда как его хозяин вынужден стыдливо прятать лицо! Однако стоит присмотреться к этому носу повнимательнее: уж не скрывается ли за представительной фигурой значительная... пустота?
Входит в:
— сборник «Петербургские повести», 1842 г.
— антологию «Racconti Fantastici Dell’Ottocento», 1983 г.
— антологию «Russian 19th-century Gothic Tales», 1984 г.
— сборник «Н. В. Гоголь. Повести», 1986 г.
— антологию «Русская фантастическая проза XIX — начала ХХ века», 1986 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть эпохи романтизма», 1987 г.
— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.
— антологию «Современник, литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837: Избранные страницы», 1988 г.
— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.
— антологию «Русские повести XIX века», 1991 г.
— антологию «Нежданные гости», 1994 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Русская повесть», 2001 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Экранизации:
— «Нос» / «Le nez» 1963, Франция, реж: Александр Алексеефф, Клер Паркер
— «Нос» 1977, СССР, реж: Ролан Быков
- /языки:
- русский (253), английский (6), немецкий (1), испанский (1), французский (2), итальянский (2), эстонский (1), болгарский (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (247), аудиокниги (19), цифровое (1)
- /перевод:
- П. Вийдинг (1), К. Инглиш (1), М. Китчен (1), Б. Ковачевич (1), А. Левицкий (1), К. Филд (1), Г. Шварц (1), Б. де Шлёцер (2)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
be_nt_all, 18 декабря 2010 г.
Для нашего «сделанного в СССР» поколения эта повесть стала первым знакомством с литературой абсурда (для нынешних детей им запросто может оказаться, к примеру, «человек с дубинкой и мешком» Хармса). Для многих — первое и последнее. Но всё же, перечитайте эту повесть — ей богу не пожалеете.
Да дальше я буду нещадно раскрывать сюжет, не скрывая спойлеры специальным тегом. Всё равно ведь все читали, а если кто вдруг не читал, тоже ничего страшного… Не детектив, однако.
Пропавший нос, который то ли отрезал пьяница-цирюльник (но ведь «цирюльник же Иван Яковлевич брил его еще в среду, а в продолжение всей среды и даже во весь четверток нос у него был цел»), то ли превращённый неведомо как в важного господина. И нашедший его полицейский вроде бы и схватил за руку этого самого цирюльника, когда тот выкидывал нос с моста, но рассказывает, что нос «уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу. И пашпорт давно был написан на имя одного чиновника».
Депрессивный интроверт Кафка мог бы сделать из этого что-то мрачное и серьёзное, в духе «Превращения» — но у Гоголя это, помимо всего прочего, и удивительно смешное бытописание тогда ещё столичного Петербурга, и вечно злободневный фельетон, да и мало ли что ещё… Одна фраза «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству» в устах статского советника, который нос (или которого Ковалёв принимает за свой нос), чего стоит.
А какой эпилог: «решительно не понимаю! Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. … Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы»
Ну а критики, они да, они пользу ищут. Уже много растолкований гоголевскому «Носу» нашли… Хотите, сейчас ещё одну «пользу» выведу? Сейчас, сейчас… Ага, вот — «после того майора Ковалёва видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам и даже остановившегося один раз перед лавочкой в Гостином дворе и покупавшего какую-то орденскую ленточку, неизвестно для каких причин…», ведь счастлив же человек уже одним тем, что у него нос есть, потому как знает, каково оно без носа. А мы, глупые, не знаем, и не прочитав сей рассказ, так бы и не узнали :wink:
vfvfhm, 21 июня 2019 г.
Думал, что ничего смешнее и абсурднее, чем повесть «Нос» Гоголя быть не может. Но некоторые лаборанты меня переубедили. То ли это модный в 21 веке троллинг доверчивых читателей, то ли отзывы искренние, и персонажи Гоголя и впрямь по сию пору живут среди нас, доказывая этим фактом, что классика бессмертна. Ну, и современное буржуазное общество своим тлетворным влиянием на умы хорошенько отметилось.
В самой же действительно золотого стандарта повести хочется отметить характерное для зрелого Гоголя слияние жестокого реализма и высокой поэзии. Российская империя тех времен было очень страшным местом. (Одно описание присутствия в газете чего стоит: «продается девка для прачных и прочих дел, сбежала собака, нашедшему 100 рублей».) Высвеченная гениальным пером поэта эта действительность начинала казаться нестерпимой. Не удивительно, что тогдашние охранители ненавидели вспыхнувший, как новое солнце, русский критический реализм. Сразу признали в нем могильщика обветшавшей империи, коим он и стал. Не зря Николай Бердяев позже причислил Гоголя к «бесам русской революции».
Ну и конечно, величайшая творческая свобода Гоголя, которая видна в каждой строке. Нос, прикинувшийся статским советником! И это в застегнутом на все виц-мундирные пуговицы крепостническом государстве! И повесть полностью состоит из подобных актов неповиновения действительности. Она, как горящее сердце Данко, не дает нам затеряться или оступиться во мраке невежества и духовной мертвечины.
zotovvg75, 13 июня 2022 г.
Что объединяет творчество художника и писателя? Мой ответ таков: оба пишут картины вымышленного или реального мира, только у художника они запечатлены красками на холсте, а у писателя словом на бумаге. Такое мое неожиданное вступление обусловлено ассоциацией построения знаменитого образа гоголевского Петербурга с визуализированной композицией на полотне. Эманации исходящие из картины для восприимчивых к этому людей сходны с эманациями исходящими из текста, тем более если в произведении сюжет расплывчатый и иллюзорный. Я не случайно пишу эти строки относительно данной повести, ведь сюжет ее настолько фантастичен, что немного смахивает на абсурд, сходный с восприятием дилетантом творчества абстракционистов. Гений Гоголя переплавил упомянутый вроде бы абсурд в великолепную повесть с самым настоящим реализмом, облаченным в одежды фантасмагории.
Пошленький чиновничий мирок, мирок который так презирал и высмеивал Гоголь, был взбудоражен необыкновенным происшествием. Для коллежского асессора Ковалева его выглаженная уютная реальность была резко деформирована случившимся событием, он не в силах понять что ему делать в сложившихся обстоятельствах. Тем более, что его нос, его собственная, казалось бы неотделимая часть естества, стал каким-то невероятным образом вести самостоятельную жизнь важного господина, к которому и подойти то боязно. Ах эти пресловутые носы! Сменив мундир и шляпу с плюмажем на современный костюм с галстуком, возвысившись волей случая или неутолимой жажды корысти к вершинам власти, они совершенно забыли, что могут быть завернуты в платочек и сброшены с моста в грязную воду. Человек со времен Гоголя ничуть не изменился и каста чиновников по прежнему сильна и всевластна. И к сожалению все пороки показываемые Николаем Васильевичем остались прежними, разве только увеличившись в своих масштабах.
Впрочем подобное зерно рациональности в повести может быть и не главное. Игра фантазии автора, причудливая мистика в антураже Петербурга 19 века создают для читателя букет неуловимых ощущений, волнующих образов, красочных визуализаций. В этом Гоголь большой мастер-создать нечто сверхчувственное, заглянувшее в наш мир из иной реальности. Разгуливающий по Петербургу нос продолжает традиции мистического фольклора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», пронизывая город ореолом дьявольщины и таинственности. В этом смысле гоголевский Петербург «Носа» родственен булгаковской Москве «Мастера и Маргариты». Построение образа в литературе есть признак мастеровитости автора, это то, что волнует читателя по особенному, входя в эмоциональную область сознания, неподконтрольную логике мысли. И вот в этой связи мистика «Носа» придает произведению свой особый фирменный гоголевский шарм.
Вообще подобная многоплановость повести, от реализма чиновничьей пошлости до фантасмагории трансформаций носа Ковалева, есть признак гениальности произведения. Каждый читатель может черпать что-то свое, сообразное личным пристрастиям и взглядам на жизнь. Классика вневременна и талант Гоголя продолжает дарить свое очарование все новым и новым поколениям читателей.
KastanedA34, 22 мая 2013 г.
Очень необычная, до последнего слова держащая повесть. Думаешь, чем же дело кончится? Сон или не сон? Явь или не явь? Люблю Гоголя за то, что он такой необъяснимый, что ли... И повторить его тоже достаточно сложно, я бы даже сказала, аналогов не существует
kubrick, 25 сентября 2018 г.
Прекрасная фантастическая повесть Н. В. Гоголя!
Самобытная сюрреалистическая притча в духе Кафки с острым и ироничным гоголевским юмором.
Это произведение меня привлекло, прежде всего, своим фантастическим сюжетом. Но сюжет оказался не столь до безобразности нереален. Пусть и сама история чудовищно отдалена от действительности, но это вовсе не лишает сию повесть глубины и реалистического контекста.
И ведь какой образ-то оригинальный найден автором!
Чиновничий нос....
Anastasia2012, 18 мая 2010 г.
Что может нос без человека?
А что НЕ может человек без носа?
Оказаловсь, что нос может многое (и как автору этого не знать). Сейчас в физиогномике есть раздел о зависимости характера человека от формы и размера его носа :) А почему бы носу не быть личностью? Какие только личности не встречаются вокруг!
А вот человек без носа не смог вообще. По крайней мере тот, о котором поведал Н.В. Растерялся человек, потеряв свой нос. А ведь и сейчас много людей придают особое значение носу, исправляя его. Так ли фантастичен рассказ?
Сюжетный ход замечателен: разве есть аналогичные произведения о разгуливающих ушах или губах, ну уж или в крайнем случае ногах??? А как говорят о привлекательной женщине некоторые мужчины? «Ноги прямо от ушей». Можно вполне представить их (ноги и уши) в пальто и шляпе — вот и ход для «нового» Гоголя. А в центре внимания: личность женщины, взаимоотношения полов, роль этих взаимоотношений (и взаимо ли?) в современном обществе.
И как всегда у Н.В.: в контексте личных переживаний героя без носа панорама жизни общества, отношения между людьми, приоритеты и слабости.
Отдавая дань гению Николая Васильевича Гоголя существует памятник Носу. Гоголевскому Носу.
Блофельд, 30 марта 2015 г.
В «Носу» Гоголь ничего не объясняет читателю. Почему нос решил сбежать от Ковалёва, не объясняет.Как нос оказался запечённым в булку, не объясняет. Где нос добыл мундир, не объясняет. Почему нос сначала не прирастал к лицу Ковалёва, а потом прирос, не объясняет. Читателю приходится додумывать всё это самому.
vsvld, 4 октября 2008 г.
Шиза полная, как сказали бы сейчас. В том и значение этого рассказа — наверно, это 1-й случай в литературе, когда шиза (лучше сказать, абсурд) завоевала в ней место (за 90 лет до Хармса, за 100 до Ионеско). Пушкин молодец, что оценил с ходу — даже сам Гоголь испугался тогда этого своего творения, но, слава Богу, не стал править да переписывать... Шедевр!
strannik102, 17 марта 2023 г.
Не остаться с носом… или без носа?
И вот ещё одно прикосновение к волшебству. Волшебству русской классической литературы. К таинству театра. К голосам с детства знакомых и любимых актёров — Евгения Лебедева и Бруно Фрейндлиха, Юрия Толубеева и Игоря Дмитриева, и менее знакомых, но не менее мастеровитых Рэма Лебедева и Нины Мамаевой, Ивана Абрамова (но не того, который ныне известный и популярный комик).
Радиоспектакль выполнен в очень динамичной и слегка нарочитой манере, точно попадающей в жанр фантастического анекдота середины XIX века. Актёры дружно и без пауз перехватывают друг от друга свои реплики и возгласы и всё повествование движется быстрым темпом, не давая возможности слушателю не то что заскучать (заскучать и сам сюжет не позволит, да и мастерство Николая Васильевича Гоголя тут как тут), но даже дух перевести. И хотя сюжет повести знаешь назубок, однако интерес от этого не умаляется ни на гран — тут вам и Гоголь, тут и актёры, тут и режиссура…
Всё-таки хорошее было время, когда вовсю можно было настроить радиоприёмник и слушать с наслаждением великолепные радиопостановки!
видфара, 15 августа 2009 г.
Гений в том и заключается, что из абсурдного сна рождается пародия на окружающую жизнь, а нелепый анекдот становится предвидением целого направления в искусстве. Эта маленькая вещь явно и неявно повлияла не только на отечественную,но и на мировую фантастику. Перечитайте «Нос» сейчас, и вы будете поражены тем смыслом,что вам вдруг откроется!
Yazewa, 20 января 2008 г.
История эта породила многие пародии на самое себя, и так достаточно пародийную. А как вам история Столярова о совсем уже паскудных частях тела, успешно занявших места в руководстве нашей страны, да и не нашей — тоже? Помните, как называли кремлевские машины?
А у Гоголя написано чудесно. Язык... стиль... просто чудесно.
андрос, 15 сентября 2007 г.
Мораль: не суйте свой нос куда попало — иначе он заживёт своей жизнью, без вашего ума и сердца, без вас. :wink:
Ensis, 6 июля 2008 г.
Для меня этот рассказ был немного сложен для восприятия,очень хорошо помню,поняла только после того,как перечитала по второму разу...но Гоголь крайне оригинален и понять его талант дано не всем,а преувеличения,подобные таким,как в «Носе»,- делают его только еще более гениальным.
alex_kr, 17 января 2008 г.
Если не ошибаюсь, рассказ вылился из анектода, рассказаного кем-то Гоголю. И действительно, есть что-то до абсурда комичное во всех описываемых событиях.
glupec, 3 апреля 2014 г.
Недавно мне пришла в голову совершенно бредовая (казалось бы) идея: что если «НОС» — это эвфемизм, под которым Гоголь... скажем так... «зацензурил» (кхе-кхе) нечто другое?
Я даже сам подивился, какие штуки порой выкидывает мое воображение... А потом — как ударило: да ведь все ТАК И ЕСТЬ, черт побери!
Едкая, хлесткая, по-народному ядреная издевка (даже — не побоюсь этого слова — стебалово). Такое вот... извините... ничтожество из-трех-букв... становится важным чиновником, разъезжает в карете, и майор Ковалев перед ним дрожит, становится «во фрунт»...
Гений, он и есть гений. Сказал — как отрезал. И навсегда заклеймил толстопузых дармоедов — сравнением с ... с этим самым.
Причем сделал это так умно, тонко и ловко, что до сих пор миллионы читателей (про критиков уже молчу) не «раскусили», в чем тут закавыка. Ну чем Николай Васильевич не хитрец, не мастер своего дела, не (простите за современный жаргон) тролль-виртуоз?
Перечитайте эту повесть. И призадумайтесь...