fantlab ru

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
781
Моя оценка:
-

подробнее

Эйфельхайм: город-призрак

Eifelheim

Роман, год

Аннотация:

Шерон Нэги – учёный, и всё её свободное время посвящено исследованиям в области космологии. Размерность существующей вселенной — вопрос, который волнует её больше всего. А её друг Том Шверин, вместе с которым она живёт уже несколько лет, историк. Такой же увлечённый, как Шерон, он занимается проблемой, связанной с исчезновением в XIV веке маленького немецкого городка Эйфельхайма.

Казалось бы, задачи, стоящие перед друзьями, настолько далеки друг от друга, что вряд можно было предположить, что они пересекутся...

© duke
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман создан на основе одноимённой повести 1986 года этого же автора.


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (США)

лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Переводной роман (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Роман

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Научная фантастика года

FantLab рекомендует:

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Бодров (1)

Эйфельхайм: город-призрак
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  47  ] +

Ссылка на сообщение ,

1348 год. Деревушка Оберхохвальд где-то в северной Германии. Здесь исполняет пастырские обязанности Дитрих Дитль, бывший ученый, ученик Буридана, друг Уильяма Оккама, истый христианин и блестящий ученый. Его приход мал, но прошлое не позволяет уйти в мир, пока однажды не происходит нечто из ряда вон выходящее. Одним прекрасным днем в лесу рядом с Оберхохвальдом терпит крушение летательный инопланетный аппарат, в результате на Земле оказываются без помощи и поддержки группа Кренкенов, созданий с четкой социальной иерархией, продвинутыми технологиями и кузнечикоподобным видом. Часть местных жителей немедленно принимают их за демонов, но пастор Дитрих, несмотря на первый шок, замечает, что это живые существа, нуждающиеся в помощи, и идет им навстречу. Так начинается история невиданного контакта, столкновение двух мировоззрений. Уже к зиме Кренкены, плохо переносящие холод, переселяются в деревню. Естественно, кто-то в ужасе, а кто-то наоборот видит в появлении нелюдей особую миссию, ибо одно дело наставить на путь истинной веры язычника, и совсем другое – воцерковить бесовское отродье. К тому же технологиями Кренкенов начинает интересоваться местный герцог Манфред. Сложные, далеко не гладкие отношения землян и инопланетян приводят к диалогу, чему-то мы учимся у них, чему-то – они у нас. А рядом начинает бушевать очередная феодальная распря, а по Европе уже идет смертельная эпидемия черной чумы, и вскоре она доходит и до Оберхохвальда.

Недалекое будущее. Клиолог Том (клиология – это историческая дисциплина, напоминающая современная количественно-статистические модели, применяющиеся в макро- и микроисторических исследованиях) выясняет, что в Германии существует деревушка Эйфельхайм, которая после эпидемии чумы так никогда и не была заселена, так как местные жители вплоть до сегодняшних дней считали ее проклятой. Когда-то ей дали прозвище Тойфельхайм (Дом Дьявола), а до этого она носила вполне обычное имя Оберхохвальд. Подруга Тома, Шэрон, физик, параллельно разрабатывает теорию, которая должна опровергнуть постулат о неизменности скорости света и постоянной Планка. Поначалу два их исследования вроде не имеют ничего общего друг с другом, но в финале объединятся.

«Эйфельхайм» — очень необычная книга, редкий случай, когда рекламные слоганы не преувеличивают. Это действительно смесь Умберто Эко и Карла Сагана, и фантастический пласт романа, посвященный межцивилизационному контакту, и исторический, тщательно проработанная картина Средневековья, выполнены на высоком уровне и не прописаны в ущерб друг другу. Соответственно, это диктует особенности повествования книги. Она достаточно нетороплива, переполнена деталями, рассуждениями на исторические и философские темы, хотя в отличие от того же «Имени розы» или тем более «Острова накануне» роман Флинна читается не в пример интереснее. Одной из главных задач автора было передать ощущение мировоззрения Средневековья, дать взгляд на мир глазами пастора XIV века, что Флинну удалось прекрасно. Писатель представляет нам несколько другое Средневековье, не такое мрачное, не такое романтическое, не такое грязное, как обычно, прежде всего, потому что пытается описывать его не как человек XXI века, а как непосредственный участник событий, поэтому момент оценки происходящего с точки зрения настоящего в романе просто убран.

Со смысловой и философской точки зрения «Эйфельхайм» чрезвычайно глубок. Автор сталкивает в прямом споре Аристотеля и Эйнштейна, давая понять, насколько плохо мы знаем самих себя, так как в романе зачастую читателю гораздо ближе по взгляду на мир пришельцы-Кренкены, а не наши средневековые предки. Флинн рассуждает на темы вселенского мироустройства, между делом, развивая теорию уже постэйнштейновской физики, в которой теория относительности станет частным случаем, как теперь механика Ньютона. Причем все это объяснено на доступном, понятном любому читателю языке, без излишнего обилия терминологии. Повествуя о Средневековье, Флинн, в отличие от многих писателей, в том числе и исторических, не избегает религиозных вопросов, не сводит все к войнам и голому феодализму, показывает внутренний мир средневекового человека, который в романе оказывается не таким примитивным, как полагаем мы сейчас, заодно давая исчерпывающий ответ, почему же контакт и понимание вообще состоялись, а не закончились открытым противостоянием. Ответ Флинн находит в вере, в особом мироощущении средневекового человека, когда мир еще не стал рациональным, а необычное еще не считалось безопасным только на столе патологоанатома.

В отличие от того же Эко и Сагана Флинн не играет в постмодернистские ребусы, как итальянский медиевист и семиотик, и не смотрит с упоением в небеса, ища там дружелюбных братьев по разуму. Несмотря на глубину мысли Флинн эмоционален, он увлекает и помнит не только об играх разума, но и о чувствах, сюжете, конфликте, завязанном прежде всего не на логических построениях, а на сплетении судеб различных персонажей. Отдельно хочется сказать о способности писателя выписывать своих героев. Флинну удалось создать объемный образ действительно положительного героя, пастора Дитриха, не плоского, не стандартного, но живого и бесконечно привлекательного без стандартных приемов изъязвленной души, столь часто использующихся авторами для придания положительным персонажам хоть какой-то доли интереса. Не отстают от него и другие персонажи этого достаточно густо населенного романа: Кренкены (Кратцер, Ганс, Готфрид), жители деревни, герцог Манфред. Все это живые люди, которым хочется сопереживать, которых бесконечно жалко, и чье поведение в тяготах жизни, или перед лицом смерти действительно надолго запоминается.

В целом, все достоинства этого романа можно перечислять еще долго, но есть у него и один недостаток: слабая сюжетная связь между двумя линиями, современности и средневековья. Они скорее помогают понять нам мысль автора, оттеняют друг друга с философской точки зрения, но, в общем, воспринимаются несколько разрозненно, сами по себе. Хотелось бы их сопряжения не только в смысловом плане, но и на сюжетном уровне. И хотя современная линия помогает до конца понять, что же произошло в Оберхохвальде, лично мне все же от такого романа хотелось бы большей композиционной стройности.

В целом, перед нами прекрасный научно-фантастический, историко-психологический роман с замечательно прописанной эпохой, интересным сюжетом, четко выверенными характерами средневековых персонажей и нетривиальными идеями.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендую ищущим классическую фантастику о первом Контакте, о научном поиске, ждущим серьезных и суровых историй. При условии, что они способны к несуетливому чтению.

Последнее — обязательно. Манера изложения далека от шустрой беличьей пробежки Кларка или Крайтона. Совершенно другая энергетика. Текст объединяет теоретическую физику и скорбные свидетельства чумных пандемий. Читать роман об исчезнувшей в Шварцвальде деревеньке, что следовать за плугом, переворачивающим тяжелые, сырые земляные пласты. Веселья и легкости мысли от пахаря лучше не ждать. Юмор? В основном, в греческих корнях современной терминологии.

Вниманию предложена НФ, кондовая, гуманитарная. Многослойная, полифоничная, крепкая и толковая, без сучка-задоринки от начала до конца.И очень старомодная, чуть ли не срубной конструкции. Перевод ли, стиль ли, но в голове вертелось одно:«Теперь так не пишут». Тем более, про Контакт.

Хотя здесь много того, что, статистически неминуемо, подобно подростковым прыщам маркирует западную историческую прозу. Детский посттравматический, гонения на евреев, роль пастора в общине, инквизиция, уравнители, убогая медицина... Есть. Но решены эти темы нетривиально, вовсе не по Хаггарду или Эллис Питерс. Кажется, Флинн воспроизводит другую традицию.

Понимание зыбкости посылок для суждения, ничтожности инструментария — Лем. Сапиенсы, очень мудрые и глупые, эгоизм и альтруизм которых не исправить никаким машинам для путешествий — Кир Булычев («Поселок» и «Голые люди» просто резонировали). Социалка, власть — Латынина. Беседы о космологии перед лицом гибели... Бакстер? Деревенские нравы, инквизиция и монахи Сапковского брутальнее.

Средневековая часть пересказана предшествующими отзывами вполне прилично. Отмечу только, что церковная составляющая нерелигиозна. Скорее, иллюстрация возможной реакции неглупого образованного верующего на говорящих кузнечиков, чем претензия на компетенцию в вопросах веры, вроде той, которым одарила нас Мери Расселл. В придачу, два типа мышления, рационального (пастор Дитрих) и экстатического (Йоахима), показаны и в разговоре, и в действии.

Современную часть легко упрекнуть в сухости. Наблюдать за тем, как трудолюбиво выращивается новое знание, иметь возможность оценить, насколько достоверно синтезируется прошлое из дошедших до Тома Шверина обрывков и обмолвок — действительно, удовольствие специфичное. Но стоит ли добавлять водичку с красителями и ароматизаторами в напиток несладкий и резкий по природе? Дело вкуса.

Том приличных размеров, но ощущения перегрузки не возникло. Лучше, конечно бы, знать, что история как наука не закончилась лекциями Соловьева, а физика — на Эйнштейне. Но помнящий школу, при минимальной любознательности, лбом не упрется. Разжевано, но довольно ненавязчиво.

Майкл Флинн пишет солидно. А торопиться не надо.

Оценка: нет
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала анекдот:

Археологическая экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой одиннадцатого века. В результате месяца раскопок найден единственный предмет — кусок медной проволоки. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси одиннадцатого века уже существовал проволочный телеграф. На следующий год экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой двенадцатого века. За месяц работы не найдено вообще ничего. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси двенадцатого века на смену проволочному телеграфу пришел беспроволочный.

Действтительно, порой толстые тома учебников истории базируются на весьма скудных, разрозненных фактах, а исторические предположения не всегда удается проверить. Любая мелочь может стать зацепкой для историка, а уж куда заведет его фантазия и логика предсказать сложно.

Майкл Флинн — один из ведущих современных фантастов. Более того, он — один из немногих авторов, которые считают, что научная фантастика может базироваться не только на математике или физике, но и на гуманитарных науках, в том числе истории и социологии. Зацепившись за занятный исторический факт — заказ сельским священником из средневековой Германии большого мотка медной проволоки, Флинн создал масштабное произведение, в котором причудливым образом пытается соединить исторические и физические исследования, что у него и получается не без успеха.

В основу романа положено достаточно нестандартное предположение о том, что некие загадочные инопланетяне посетили Землю в средневековье. Их аппарат для перемещения в пространстве потерпел крушение и оказался в в середине 14 века в Шварцвальде, возле деревушки Оберхохвальд, позднее получившей название Эйфельхайм.

В романе две основных сюжетных линии. Одна из них описывает жизнь обитателей средневековой Германии и их попытки найти общий язык с инопланетянами — крэнками. Вторая рассказывает о супружеской паре двух ученых, занимающихся историей и физикой и их попытках объединить результаты своих исследований.

Начну с хорошего. Средневековая линия хороша. Нет, она просто прекрасна! Флинн с поразительным тщанием и мастерством реконструирует жизнь в средневековой Германии. Блестяще описаны тонкости взаимоотношений между жителями Оберхохвальда, мастерски выписаны их характеры. К середине романа чувствуешь себя так, будто прожил в селении не один год и прекрасно занешь, к кому можно сходить в гости, с кем легко поссориться, кто честен, а кто слегка жульничает. При этом автору прекрасно удается показать и трудности жизни в то время, и нехитрые развлечения и даже образ мыслей жителей средневековья, столь отличавшийся у представителей разных сословий, и столь далекий от нашего сегодняшнего образа мыслей.

Прекрасен образ священника Дитриха, подлинного философа и гуманиста, человека сильных чувств и сильной веры. Не менее удачен образ монаха Иоахима. А уж герр Манфред и вовсе выглядит образцовым господином и при этом вполне живым человеком. Порой поведение части жителей деревни кажется даже слишком уж положительным, впрочем, в другом случае роман выглядел бы совсем по-другому. Ведь прояви жители Оберхохвальда чуть больше ксенофобии, столь естественной в подобных условиях, и перед нами была бы история короткой и трагической схватки жителей двух миров. Нечто подобное в залихватской манере описал в свое время Пол Андерсон в «Крестовом походе в небеса». Флинн же сумел создать гораздо более сложное произведение о взаимодействии с нечеловеческим разумом.

Инопланетяне-крэнки, описанные автором с не меньше тщательностью и обладающие не меньшей индивидуальностью, чем жители деревни, не похожи на людей не только внешне. Даже их образ жизни и образ мыслей далек от человеческого. Вместе с тем, даже у столь странных существ удается найти вполне человеческие качества и, самое главное — душу, которая дает им возможность гневаться и радоваться, страдать и наслаждаться, отдавать всего себя товарищам или цепляться любой ценой за власть. Образ крэнка Ганса получился убедительным и, я бы сказал, человечным, несмотря на всю его нечеловеческую сущность. В своем романе Флинн поднимает очень непростые вопросы веры, разума, познания, власти, справедливости. Автор убедительно показывает, что во многом превзойдя своих далеких предков, мы и многое утеряли из их достояния.

При этом, несмотря на всю глубину произведения, оно не производит впечатления перегруженного информацией и читается достаточно легко для читателя обладающего опеределенными знаниями по истории и философии. Во-первых, произведение очень динамично. В самой деревушке и в окружающем ее мире постоянно что-то происходит и эти события постоянно держат читателя в напряжении. Во-вторых, роман, точнее его средневековая часть просто очень хорошо написаны. Хороший язык, удачное соединение средневековых и современных выражений, сноски в необходимых местах — все это дает возможность легко усвоить весьма непростой текст. В-третьих, многие моменты приковывают внимание читателя. Сложные отношения между Дитрихом и его приемной дочерью Терезией, определенное противостояние Дитриха и Иоахима, большая трагедия герра Манфреда и маленькая, но от этого не менее трагичная история мельника — все это цепляет. Просто невозможно не сопереживать героям, тем более зная о нависающей над ними беде. Особенно мощно написаны финальные сцены средневековой части романа и отчаянная борьба с чумой, обрушившейся на деревню

И если бы автор ограничился только средневековой частью произведения, роман безусловно заслуживал бы высшего балла. Увы, сорвременная линия намного слабее. Попытка показать работу историка, распутывающего сложную загадку прошлого заслуживает внимания, но исполнение получилось не самым убедительным, особенно описание ключевого вывода Тома. Соединение исторических и физических проблем — интересная находка автора, хотя в ряде случаев историко-физические параллели кажутся мне несколько натянутыми. Однако, главная беда современной части в том, что на фоне средневековой линии образы наших современников оказываются невзрачными, их характеры — слабыми, а проблемы во взаимоотношениях — мелочными. Кульминация средневековой линии и всего романа оказывается смазана и дальнейшие объяснения исторической загадки уже не производят того впечатления на читателей. В итоге современной линии я не могу поставить выше семерки.

Тем не менее, общая оценка романа высока. Перед нами — умная научная фантастика, дающая достаточно пищи и для ума и для души, заставляющая думать и чувствовать, спорить с автором и восхищаться его героями. Вместе с тем, «Эйфельхайм» — еще и увлекательное произведение. Рекомендую его всем, кто не боится читать сложные, нестандартные тексты.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, что многие любители фантастики уже знакомы с серией “Сны разума”, порадовавшей “Ложной слепотой” П. Уоттса и несколько огорчившей расхваленым “Спином” Р. Уилсона. И вот теперь нашему вниманию предлагается номинант на премию “Хьюго”, лауреат премии Хайнлайна — роман М. Флинна “Эйфельхайм. Город-призрак”. “Хьюго”, как и любые другии премии, весьма субъективна. Субъективна даже не столько по причине субъективности мнений людей ее присуждающих, сколько в виду оценки произведений не самих по себе, а в сравнении с другими номинантами. И это четко видно при сравнении “Спина” — лауреата и “Эйфельхайма” — всего лишь номинанта. Ради интереса посмотрите кого обошел “Спин” и кому уступил “Эйфельхайм” и почувствуйте разницу.

В своем романе Флинн вернулся к своей одноименной повести, написанной им еще в 1986 году. Она лягла в основу одной из сюжетных линий романа, посвященной нашим современникам. Клиолог Том Шверин обнаруживает на карте Германии “аномалию”, а именно незаселенную территорию, которая теоретически должна быть заселена, если верить его математическим моделям. Называется эта загадочная местность в Черном лесу Эйфельхаймом (видимо искаженное “Teufelheim” (нем.) — дом дьявола). В ходе исследования выясняется, что в XIVв. там была деревушка под названием Оберхохвальд, но после эпидемии чумы она была заброшена и, вопреки логике его рассуждений, так и не была заселена вновь. Что же произошло семь столетий назад? Какие тайны скрывает история? Почему же местность Эйфельхайм пользуется дурной репутацией? В поисках ответов Тому поможет Шерон Нэги, физик, исследующая вопросы постэйнштейновких теорий. Казалось бы, что общего в их исследованиях? Но как показывает сюжет романа, силами одной только истории к разгадке города-призрака не подойти.

Вторая сюжетная линия как раз и посвящена загадочному поселению Оберхохвальд. Автор переносит нас в Средневековье, причем это ему удается на удивление хорошо. До медиевиста Флинну, конечно же, далеко (сравнение с романом Умберто Эко “Имя розы” не более чем притянуто за уши). Но, однако же, Оберхохвальд вышел очень даже правдоподобным, населенным весьма колоритными и запоминающимися персонажами. Главный персонаж этой ветки — местный пастор. Но весьма непростой: ученик Буридана и товарищ многих известных на ту пору мыслителей, скрывающийся в этой глуши от своего прошлого. Выбор главного герой более чем удачен. Помимо образованности главного героя, которая позволяет донести до читателя всю мудрость (многие будут удивлены насколько были развиты тогда некоторые науки) и некоторую наивность (по современным меркам) той эпохи. А кроме этого органично вплести в сюжет вопросы религии, философии и логические умозаключения. Но даже неординарный ум средневекового героя не позволяет ему сразу понять, что к ним пожаловали представители внеземной цивилизации...

Флинн описал, наверное, самый интересный вариант контакта с инопланетными гостями. Во-первых, контраст между землянами и гостями из космоса: более развитая технология против более развитой социальной системы. Во-вторых, нас прилетели не завоевывать и не изучать: инопланетяне (крэнки) сами оказались здесь в западне из-за сломавшегося корабля. Ну и напоследок. Как вам крещение пришельцев, обучение их «человечности»? Причем все это описано без лишнего пафоса и даже трогательно: узнав что такое сострадание и помощь ближнему, пришельцы делают свой выбор и помогают людям.

Несмотря на обилие терминов и “трудности перевода”, книга получилась очень даже “легкой”. Вникнуть во все и понять очень просто. Флинн мастерски обошел все острые углы, отпугивающие читателей, боящихся сложностей, который возникают у них при чтении фантастической литературы. И вышло так, что ее можно рекомендовать к прочтению не только любителям фантастики, но и исторической прозы: средневековый быт, учения того времени, феодальные распри — все это придется им по вкусу. Книга получилась хорошей, доброй, но немного грустной. Нетривиальный сюжет, колоритные персонажи, новый взгляд на, казалось бы, давно известные истины — что еще нужно искушенному читателю?

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна жемчужина в серии «Сны разума». Вновь тема контакта, однако не холодно-враждебного, как в «Ложной слепоте», и не отстраненно-пугающего, как в «Спине». Кроме того, нам дадут возможность взглянуть сквозь века, но не в очень далекое будущее, как в «Городе в конце времен», а в гораздо менее далекое прошлое, всего-то на 6 с лишним веков назад. Приготовьтесь, скоро вы шагнете в «Эльфейхайм: город-призрак».

В романе две сюжетных (и временных) линии повествования, которые довольно неравнозначны. Нас знакомят с двумя учеными Томом и Шерон (грубо говоря, историком и физиком, на деле тут все тоньше и глубже), которые пытаются разгадать загадку города-призрака Эйфельхайма, который исчез в 14-м веке. Это первая линия, и ей уделено не так много внимания. А вот вторая... Мы видим сам Эйфельхайм (который, впрочем, назывался иначе) глазами священнослужителя Дитриха, видим, как рядом с городом терпит крушение корабль пришельцев, как происходит контакт человека с инопланетянами, видим, как к городку подбираются зима, чума и местные последствия геополитического конфликта. Но что же случилось в городе? Это нам, а также Тому и Шерон и предстоит выяснить.

Роман словно бы объединяет в себе конфликтующие понятия. В нем понятие Бога сталкивается с наличием пришельцев, однако они не разбиваются друг о друга, не опровергают друг друга, а наоборот, дополняют. Ученый-физик и ученый-историк объединяют свои усилия для разгадки тайны Эйфельхайма и будут сполна вознаграждены за свое взаимодействие. О многом говорит и то, что эти ученые – мужчина и женщина. (Возможно, я и не прав, но я не припомню много произведений, где герои разного пола с различающимися убеждениями равноправны и являются самостоятельными личностями... Ну, «Секретные материалы» вспоминаются и еще что-то по мелочи.) Но самое главное, что объединил Майкл Флинн, и это лежит на самой поверхности, – исторический роман и твердую научную фантастику. И в этом кроется главный, нет, не недостаток, а момент, о который спотыкается неподготовленный читатель: роман сложен. Сами по себе два жанра «Эйфельхайма» уже не являются легкими для восприятия, а вместе, да еще и приправленные научной лексикой... В общем, читатель быстро приходит к мысли, что с ходу такую книгу не одолеть и что тут «надо думать». То есть никаких «снов разума», надо проснуться и хорошо соображать, чтоб диалог с автором получился полноценным, и все идеи, столь бережно вложенные Флинном книгу, не убежали от читателя, словно песок сквозь пальцы.

Роман очень хорош. Для тех, кто может и хочет думать, а также тех, кому интересна идея гармонии в литературном произведении.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв на обложке «Именно такой должна быть современная фантастика!» Чувствую себя слегка ущербной, вывожу формулу современного читателя фантастики.

Эмоционально-сюжетную часть я поняла, конечно, хотя в этом моей заслуги нет — только мастерство автора. Как говорил сэр Артур: «произведение, в котором нет интриги, похоже на пьесу, в середине которой на сцену врывается автор, и просит актеров обождать, пока он выскажется по ирландскому вопросу».

В современной части двое супругов-ученых, историк и физик, работая каждый над своей научной проблемой, в конце книги сходятся в одной точке — Эйфельхайме. На долю Шерон и Тома не выпало ни серьезных конфликтов, ни судьбоносных решений. Даже линия с «добровольной помошницей» всерьез не обыгрывается; толика ревности, пара ехидных фраз и недовольных интонаций — вот и все. Джуди так и осталась «источником полезной информации», даже не взбаламутив семейное болото. Зато они, Том и Шерон, вовсю «высказываются по ирландскому вопросу», давая головокружительные пояснения на сногсшибательные вопросы современной науки.

Весь драматизм и вся любовь автора, а также львиная доля объема осталась на долю средневековой части — та самая деревушка Эйфельхайм, 14 век, Германия. Средневековый «контакт», история его развития и финал глазами пастора Дитриха, друга Оккама и Буридана.

Никакого прогрессорства, понимание очень дорогой ценой и финал, в котором появляется новый персонаж — Чума.

Флинну отлично удалось показать эту разницу между людьми и крэнками, чуждость их психологии. Здесь нет радостного озарения прекраснодушных землян: эй, это ведь те же люди, только серокожие, двуполые, обладающие телепатическими способностями, слишком агрессивные нужное подчеркнуть. Недаром отец Дитрих все время себя спрашивает, способен ли крэнк понять его объяснения, не говорят ли они с ним одновременно о разных вещах.

Совершенства нет ни с той, ни с другой стороны: как жители Эйфельхайма подумывают избавиться от проблемы вместе с гостями, так и крэнки не спешат предлагать свою помощь и знания чуждым им созданиям. Но постепенно и к тем, и к другим приходит понимание, и сострадание, и даже дружба. Пища Земли не подходит крэнкам, наука отстает на тысячелетия, но они находят здесь пищу духовную, странно преобразуя учение о Боге и сближая его с научной теорией.

Флинн проделал огромную работу как историк. Он не стреляет в читателя целыми выдержками абзацев из энциклопедии, но постепенно, через детали быта показывет, как жили люди четырнадцатого века, о чем они думали, чего боялись, как праздновали и воевали. В книжном меня предупредили, что в «Эйфельхайме» довольно сложная стилизация под средневековый стиль, но я бы это назвала умеренной стилизацией, которая помогает понять дух, не слишком стараясь сблюдать тяжеловесную букву. Число сносок тоже вполне умеренное.

Больше всего в искусно воссозданной жизни средневековой деревушки меня поразило вот что.

Для многих современных людей Бог максимально оторван от реальности, с ним сближаются в моменты радости или горя, когда, обнаружив в больнице часовню, торопятся поставть свечу за выздоровление или держат на ноющей вытянутой руке венчальную корону; и я здесь ничем не отличаюсь от большинства.

А для человека средневековья Бог влиял на каждое решение, на мельчайшие детали повседневного быта, для крестьянина он был реальней, чем столица собственного княжества. И Флинн передал это просто мастерски, кусочек за кусочком, цвет за цветом выкладывая сложнейший радужный витраж.

Это если говорить про эмоциональную составляющую. если же говорить про научно-доказательную... то я просто не могу о ней говорить! Вот формула читателя:

- он должен интересоваться современными научными проблемами и теориями, в частности вопросом об истинной скорости света и теориями происхождения Вселенной.

- не только интересоваться, но и разбираться в них на уровне, выходящем за рамки случайно прочитанной научпоп статьи

- Он хотя бы должен знать, что такое кварки!

- Обладать достаточно гибким мышлением

- Хорошо развитым воображеним

- И отстуствием слепой веры в ЛЮБОЙ авторитет.

А я снимаю один балл за свое непонимание, отлично сознавая, что так делать нельзя.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учитывая, сколько про этот роман было разговоров, пройти мимо я не мог. Купил. Прочитал. А вот чего же я вычитал — сейчас и поговорим.

У романа две сюжетные линии — современная, и историческая, средневековая. При своей любви к НФ и крайне сдержанном отношении к историческим рОманам, поначалу ожидал намного бОльшего от современной линии. Просчитался. Скажу больше — современная линия оказалась весьма слабой, и вообще казалась чужеродной, порой просто сбивая с ритма.

А историческая... Историческая оказалась выше всяких похвал. Прежде всего очень понравился образ главного героя, водящего знакомства с Оккамом и Буриданом. Поняно, что учитывая круг общения сего почтенного мужа, он не мог оказаться заурядным человеком. Так и получилось. Образ получился на редкость живой и местами героический.

Историческая проработка выше всяких похвал. Постоянные отсылки к истории средневековья совершенно не напрягали, скорее наоборот — придавали повествованию достоверности.

Собственно сам сюжет уже навено известен всем, и откровением не станет — на средневековую деревушку свалилась напасть в виде потерпевшего крушение космического корабля с пришельцами, внешне напоминающими кузнечиков. Пришельцами которые отличались от людей как физически так и ментально. Пришельцами, исповедующими совершенно другие жизненные принципы и моральные нормы.

Вот тут то и началось все самое интересное. Крайне занимательно было наблюдать за столкновением и пересечением двух культур, двух образов мышления — предельно рациональным пришельцев, и христианско — идеалистическим главного героя, ставшего основным контактером.

Крайне интересно было наблюдать за проникновением поначалу чуждых культур в чуждую поначалу среду. За изменением мышления пришельцев. За их, в результате, даже самопожертвованием ради приютивших их людей.

Так же, не менее интересно, наблюдать и за душевными терзаниями людей, не знавших с кем они собственно имеют дело — с демонами или божьими существами, имеющими право на милосердие и спасение и обладающими бессмертной душой. Эволюция в сознании людей, которые смогли освободить себя от стереотипов и принять новое и неизвестное — одно из самых сильных мест романа.

«Эйфельхайм» оказался одним из тех редких произведений, когда фантастика убедительна настолько, что не возникает сомнений в реальности происходящего. И в этом заслуга автора, крайне основательно подошедшего к написанию романа, к проработке исторической линии. Заметно, что автор посвятил очень много времени изучению материала, на основе которого и написан роман.

Итог. Роман оказался на редкость хорош. Проработка материала превосходна, написано все очень ярко и убедительно, герои книги крайне живые и реалистичные — ни одного проходного или картонного персонажа вне зависимости от значимости и места в сюжете.

Единственный, и немалый минус — современная сюжетная линия. Несмотря на то, что автору как бы удалось логически обосновать её место в романе, меня не покидало ощущение в её ненужности и чужеродности. Как мне показалось — от её отсутствия роман не пострадал бы, а скорее всего и выиграл бы.

Тем не менее, роман был прочитан с огромным удовольствием и интересом — давно мне не попадалось настолько умного и интересного произведения в жанре НФ.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало что можно добавить к замечательному отзыву Dickens, разве что парочку замечаний-наблюдений. Лично мне было любопытно сравнить этот роман с двумя другими – «Ложной слепотой» Уоттса и «Спином» Уилсона. Все три относятся к одному и тому же жанру, все три обласканы хвалебными рецензиями и отзывами, все три появились на свет (для русскоязычной аудитории) в течение последних нескольких месяцев. И если в «Ложной слепоте» налицо явный крен в сторону научности, то в «Спине» наоборот, крен в противоположную сторону. Т.е. НФ идеи как бы есть, и даже весьма оригинальные, но как-то они размыты в большом (имхо, затянутом) объеме «житейского» повествования, с долгими (и нудными порой) психоаналитическими интермедиями. «Эйфельхайм» же, по моему скромному мнению, находится в этом смысле точно посередине. Гармония между «научностью» и «литературностью», как сказал бы какой-нибудь чинуша, имеет место быть.

Сводный перечень научных гипотез и рассуждений примерно таков: пространственные измерения, дискретность временного потока, непостоянство скорости света (и прочих основополагающих констант), теория большого взрыва. Кстати, предполагаемое наличие двенадцати измерений мне «нравится» куда больше «канонических» одиннадцати, ну это так, ремарка. Идеи эти, может, и не подкупают своей новизной (для тех, кто «в теме»), но поданы интересно, доступно и предельно понятно. Без заумных размышлений и огромного количества специальной терминологии (это вам не головоломная «Слепота»).

Литературная составляющая под стать научно-фантастической. Детально проработанный мир средневековой Европы; огромное количество подробностей, штрихов и наблюдений, касающихся быта, нравов и повседневной жизни горной немецкой деревушки; интереснейшие (чуть не сказал харизматичные) персоналии; Последнее – одно из главных достоинств романа. Кроме того, отличный язык и безумно интересный сюжет. Пусть, возможно, не до конца продумана композиция, соединяющая два повествования в единое целое, но превосходный финал (хотя он мог бы быть не таким предсказуемым) всё расставляет по своим местам. Так что произведение выглядит цельным и завершенным. На десятку, имхо, не тянет, но 9/10 поставил с чистым сердцем.

Иными словами, отличная книга, которая может украсить полку не только «фаната» научной фантастики или поклонника исторического романа, но и «обычного» любителя хорошей литературы.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Год 1348 от Рождества Христова. По Европе собирает свою дань Черная Смерть. Ничто не может защитить от ее влияния. Ни власть, ни положение, ни высокие стены. В отдаленной области современной Германии, расположился городок Оберхохвальд. Под защитой правителя, обычные жители, занимаются обычными делами. Но по непонятным причинам, однажды утром все население городка начало испытывать странную тревогу, которое нарастало с каждым часом. Сам воздух, казалось пропитан эманациями страха, и необъяснимого. И вот, когда напряжение достигло своего предела, воздух над вершинами деревьев осветился страшной вспышкой, раздался оглушительный грохот … Странная гроза окончилась пожаром, но лишь позднее жители городка узнали, что у них появились странные соседи …

Наши дни. Историк Том Шверин и физик Шерон Неги, целиком и полностью поглощены своими проектами. Один ищет причину почему почему немецкий городок Эйфельхайм исчез с карты, другая полностью сосредоточена на проблеме мерности пространства. Казалось бы абсолютно не связанные между собой проекты, но все как обычно оказывается куда как сложнее …

Ничего из ранее написанного Майлком Флинном я не читал, но выбор FantLab’a да и премия Хайнлайна в купе с номинацией на Hugo. Как-то склоняло весы сомнения в сторону прочтения.

Рискну навлечь на себя гнев тех кому книга понравилась и он поставил ей высший бал, но лично мне книга показалось очень … сумбурной. Да история внутри истории, это замечательно. Дотошный показ уклада жизни средневекового городка, сцены быта, отношений не только между горожанами. Влияние религии на уклад жизни. Все это в какой-то мере интересно. Но пробираться через “научные” споры Тома и Шерон, лично для меня, было сущим наказанием. Временами казалось, что автор сам не понимает (хотя конечно это не так), что он пишет, то ли религиозный трактат, то ли учебник по физике для дошкольников, то ли серьезную научную работу.

Основная идея книги это Контакт. Противопоставление разных цивилизаций. Разных не только внешне, но и самим укладом мысли и ценностей. Но именно эта часть и показалось мне слишком невнятной. Уж как-то слишком быстро гости с далеких миров приняли уклад жизни средневековых людей. Быстро и просто. За дотошностью “средневекового” быта, и за научностью “современной” части книги, потерялась сама идея Контакта.

Лично для меня эта книга ничего не дала. Читать ее было скучно. К тому же перевод, как мне показалось, не выдерживает никакой критики. А уж про количество сносок и говорить нечего.

Моя оценка 3 балла. Она выросла ближе к финалу, когда читать стало чуть интереснее.

Оценка: 3
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-антитеза, роман-перевертыш.

Многие помнят довольно уже старую вещицу Пола Андерсона «Великий крестовый поход». В некий средневековый городок явились инопланетяне, но там такие конретные ребята были, в этом городке, что всех пришельцев позахватывали и потом так развернулись, что межзвездное королевство себе выкроили (правда, не смогли найти обратную дорогу).

Здесь мы видим совершенно иную историю. Группа ученых/туристов/техников фактически терпит бедствие. И начинается мучительный процесс культурного поглощения, медленной ассимиляции представителей более высокой кульутры — представителями более низкой (тут могут быть споры, но в технологии уж точно Средневековье проигрывало). Процесс показан с точки зрения средневекового священника — но попробуйте «сдернуть маски». Представьте, что группа туристов и ученых грохнулась где-то в горах Боливии/Афганистана/«Оченьдалекостана». Связи нет. Со спутника не видят и т.п. У гемофиликов — небольшие запасы лекарств. Кто-то довольно быстро окочурился без инсулина. У других зубы, суставы, почки, глаза. И надо налаживать контакт с местными. И шаман, который в английском/русском/«не своем» языке мало понимает — он говорит, что хорошо бы принять пройти посвящение, тогда твоя душа после смерти сольется с духом леса...

В книге у крэнков было фактически полгода существования на экстренных запасах, а потом все — мучительная смерть, попытки каннибализма, чтобы восполнить недостаток критически важного фермента.

На этом фоне в группе пришельцев (при том, что они по происхождению насекомые и врожденная дисицплина у них казалось бы выше, чем у людей) проявляется и стокгольмский синдром (вторая присяга местному феодалу и служба уже не за страх, а за совесть), и принятие христианства с практически немедленным самоубийством (попытка «легко уйти»). Отчаяные поиски субъективного, личностного выхода — при том, что объективного и близко нет. «Все мы умрем», как повторяют крэнки.

По уровню психологической проработки — текст сопоставим с «Повелителем мух», разве что психология не детская, а инопланетная.

Автор прошелся по основным «узлам» еще твеновской «Янки при дворе короля Артура». Тут и штурм замка феодала-противника с помощью этих крэнков, использование ими пластида, попытки соорудить катушку из местной медной проволоки, философские дискусии, сооружение микроскопа. Разве что на бирже эти крэнки не играли. Но практически все их деяния — будто камень, брошеный в воду. Несколько кругов и ничего более. Чума скроет лишнее...

В итоге поредевшая группа отправляется домой на неисправном корабле — фактически, между медленной смертью и быстрой, они выбирают быструю. При этом несколько крэнков остаются. Они умирают один за другим в чумной деревне и это самые тяжелые страницы книги — вокруг умирают люди, да и крэнки для читателей уже стали «своими».

Замысел антитезы — великолепно удался. Средневековые дискуссии мне совершенно ясны (правда, я философ :glasses: ).

А вот современная линия — распутывание загадки исчезнувшего городка — пришита белыми нитками. Рассуждения о причинах оставления Эйфельхайма и его последующего НЕ заселения — сомнительны. Полсотни лет, и все все забыли. Или семьдесят лет, для надежности. Современные герои — уж слишком картонны. Автор мог бы взяться за вторую крутую проблему — проблему современного реального доказательства визита инопланетян. Ведь идея с ВОЗМОЖНОСТЬЮ такого посещения широко распространена, но как не оказаться очередным «агентом Малдером» — вот в в чем задача. Увы, третьи лица в нынешей линии уж как-то слишком легко принимают на верую гипотезу с инопланетным вмешательством.

В современности впечатляют лишь последние страницы, когда экспедиция находит могилу инопланетянина...

Оценива на 9 именно из-за современной линии. Автор поддался схеме.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Издательство АСТ создало специальную серию для всех любителей научной фантастики — «Сны разума», за два года существования были выпущены около десятка книг, разных по сути, но все они относятся к фантастике, авторы подбираются известные и с громким именем. Первая попытка познакомиться с книгами этой серии меня сильно разочаровала, «Ложная слепота» Уоттса оказалась нудным и неинтересным произведением, поэтому эту книгу я брал в руки с некоторой опаской и как оказалось не зря.

Построенная автором схема повествования — небольшая глава из нашего времени и несколько глав из прошлого. Рассказ ведется от лица молодых ученых, которые случайно находят сведения о странных событиях, происходивших в 14 веке на территории Германии. Они начинают проводить расследование, потихоньку находят документальные подтверждения своим догадкам, ученых двое — один историк и помогает ему математик, синтез этих двух дисциплин и приводит исследователей к ошеломительным результатам.

Основные события развернутся в маленьком городке Эйфельхайме, в котором появились необычные жители. Автор подробно описывает быт, нравы, обычаи людей, которые живут в этом городе, близко знакомит с нравами, которые царили в обществе, рассказывает о сложных взаимоотношениях внутри небольших общин.

Подобное сочетание должно было в итоге привести читателя к разгадке древней тайны, что в итоге и произойдет, но автор увлекся чрезмерными подробностями и повествование вязнет в мелких деталях, такое ощущение, что Флинн искуственно добирает текст, чтобы увеличить само произведение, это конечно не может пойти на пользу книге в целом. Подтверждение этому оказывается есть, изначально это была повесть и только потом автор переработал ее в роман, что не могло не отразиться на качестве.

Красивая идея, продуманная историческая линия, яркий финал, казалось бы в этой книге есть все, что необходимо качественному роману, но автора подвела излишняя многословность и нежелание завершить процесс без ненужных подробностей.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из рецензентов упомянул С Лема, и, мне кажется, очень правильно. «Эйфельхайм» — НФ-притча с тех же космических скрижалей, что и «Эдем» и «Возвращение со звезд». А еще это исторический роман. А еще бытописание современной академической среды. А еще апология христианства и науки — честная, искренняя, какую могли бы написать Честертон с тем же Лемом, объединенные тоской по небу — каждый по своему. Добавьте к этому широчайший охват проблем — космогонических, этно-исторических, даже лингвистических. В какой-то момент становится невозможным определить, какая же из обсуждаемых проблем основная: контакта? веры? поисков пути домой? социальных связей? В «Эйфельхайме» есть второстепенные персонажи, но нет второстепенных проблем — у каждой будет своя сольная партия, выход на бис и заплывы в свете рампы.

Идеальная книга? Таких — как мы знаем — нет, поэтому Флиину пришлось чем-то все-таки жертвовать.

Во-первых, в ход повествования вплетено немало условностей — особенно касающихся общения пришельцев с жителями деревни. Во-вторых, для деревенских жителей персонажи чересчур хорошо подкованы в вопросах теологии и философии. И то, и другое, впрочем, не главное. Если вы примете правила игры Флинна, ближе к середине текста каждый эпизод «средневековой линии» будет вас бить наотмашь, а каждый персонаж — обретать новые черты и объем. Интерлюдии Том + Шэрон будут давать отдых эмоциям, но заставлять работать ум. Кстати, не ленитесь заглядывать в Британнику, пока будете следить за научными дискуссиями гуманитария и физика.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книге две параллельных сюжетных линии. Первая − наше время. Пара ученых, живущие в гражданском браке, увлечены каждый своей научной проблемой. Он − историк, его интересует, почему исчез средневековый германский городок Эйфельхайм. После чумы люди туда так и не вернулись, и о самом этом месте до сих пор идет дурная слава. Она − физик и с головой погружена в проблемы размерности Вселенной и изменений скорости света. Этой сюжетной линии в книге уделено сравнительно мало места, герои схематичны, и похоже, что она введена только затем, чтобы подвести базу под научно-фантастические допущения.

Основное же действие разворачивается в 1348-1349 годах в этом самом Эйфельхайме, который тогда назывался Оберхохвальдом. В лесу вблизи этого городка, а по существу скорее деревни, потерпел крушение корабль пришельцев. Выжившим инопланетянам пришлось вступить в контакт с местными.

Несмотря на такой фантастический сюжет роман смело можно назвать историческим. Он очень достоверно показывает жизнь провинциального городка той эпохи, а персонажи кажутся живыми, существовавшими реально. Собственно, какой у нас стереотип о средневековье? Рыцари, турниры, инквизиция сжигает еретиков, народ суеверный и забитый, феодалы зверствуют. Оказывается, не совсем так. Церковь не сжигала еретиков без очень веских оснований, наука двигалась вперед, а идея об обращении Земли вокруг Солнца не казалась кощунственной. Местный феодал Манфред − вовсе не самодур, его отношения как с крепостными, так и с вольными арендаторами строго регламентируются законами.

Главный герой романа − местный священник Дитрих. Его прошлое довольно туманно, и явно неспроста он скрывается в этом глухом горном углу. Это очень образованный и умный человек, в молодости учился в Сорбонне и водил дружбу с выдающимися философами того времени, с Буриданом и Оккамом. Тем не менее он нашел свое призвание в Оберхохвальде и стал истинным пастором для односельчан. Во многом именно благодаря ему жители приняли инопланетян не как демонов, а как заблудившихся пилигримов, нуждающихся в помощи.

Крэнки выглядят как типичные инопланетяне, похожие на гигантских пучеглазых насекомых, то есть люди той эпохи вполне могли счесть их демонами. Еще один слом шаблона − крэнки, освоившие путешествия между мирами, вовсе не мудрые и гуманные высшие существа. Им не знакомы понятия милосердия и прощения, у них принято повиноваться сильнейшему. И вот они попадают в истинно христианский мир, где даже дни календаря обозначают не числами, а соответствующими святыми.

Забавно было читать научные диспуты Дитриха с крэнками, когда они, хоть и через механического переводчика, но все же своеобразно понимали друг друга. Дитрих − идею о далеких мирах, крэнки − о господине, который явится с небес и их спасет. Дитрих даже смог подобрать в известных языках термины к их объяснениям. Так он придумал elektronikos, mikroskopus и даже биты с байтами.

Роман очень хорош. Конечно, он не читается влет, но затягивает и будет безусловно интересен тем любителям исторической прозы, которые не чураются ереси в виде фантастического элемента.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал на днях , пока еще перевариваю...

Думал, что будет мало отзывов на эту книгу, а оказалось — 4 страницы народ накатал! Правда, книга вышла в 2010, так что по страничке в год примерно вышло. Значит, все ж таки читают у нас и сложную «медленно-текущую» фантастику.

Это мое второе обращение к творчеству Майкла Флинна. И если первое, что я у него прочитал — шикарный «Танцор Января» проглотился за пару выходных, то с Эйфельхаймом не всетак просто.

Роман ОЧЕНЬ понравился. Медленный, тягучий, средневековый манускрипт с вкраплениями эпизодов жизни неких ученых из ХХI века, которые лично мне только мешали. Жизнь средневекового селения описана настолько правдоподобно, что создается впечатление, что Флинн сам там жил и переносил свои наблюдения на бумагу, а после финала отправил нам свои записи в некой машине времени. Насколько монументально описан пастор Дитрих, кузнец Лоренц, рыцарь герр Манфред, как хорош кренк Ганс, да и вообще практически все основные персонажи романа самые настоящие, что крестьяне и копейщики, что пришельцы кренки.

Великолепно описан нехитрый быт селения, до сих пор представляется храм с его горгульями и прочими фантасмагорическими созданиями (и кренки там временами очень удачно поддерживали колорит!). И неимоверно много (и это на мой взгляд большой ПЛЮС для Флинна) рассуждений и бесед о религии (что неудивительно, век то XIII) и о науке (при том, что век то XIII)! А как мощно и пронзительно описание чумы, буквально сожравшей так полюбившийся Эйфельхайм. И концовка романа — смерть любимой дочери (пусть и приемной) на руках у Дитриха, и смерть его пожалуй лучшего друга пришельца-кренка Ганса практически в то же время. Тяжело и мощно.

Единственное, что вызывало недоумение — ЗАЧЕМ были оставлены автором четверо кренков на Земле , но в финале романа уже XXI века Флинн и на этот вопрос дает совершенно недвусмысленный ответ.

Получил огромное удовольствие от романа. Заслуженная оценка — почти шедевр! 9

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация к книге, про совместную работу двух ученых вводит в заблуждение. Этим ученым в книге будет уделено не более 10% объема. И этого объема автору не хватило чтобы связно изложить научно-фантастическую «подложку» своего романа. Ученые получились картонные, их небольшие семейные ссоры наивными. Научное обоснование путешествия инопланетян, возможное на основании теории переменной скорости света дано очень скомканно. Вместо упрощенного объяснения принципов путешествия, в примечании автор просто отсылает нас к другой книге («Быстрее скорости света» Жоао Магейжу), мол если интересно — почитайте, а я буду писать про то что мне интересно.

А интересно Флинну было писать псевдоисторическую часть романа. Посвященную истории деревушки Оберхохвальд в Германии 14 века. Вот тут исторических, религиозных, бытовых и прочих подробностей столько, что становится скучно. Одно описание барельефов и украшений церкви на 10 страниц. Если Вы не специалист по истории Германии 14 века, многое останется непонятным, уж слишком достоверно и подробно все описано. Кроме того при чтении надо обладать знаниями по истории католицизма и его конфессиям. А также разбираться в философских дилеммах Жана Буридана и Уильяма Оккама. С моей точки зрения эта часть черезмерно затянута, пересыщена ненужными подробностями и скучна для широкой публики.

Итак, возле Оберхохвальда (впоследствии переименованного в Эйфельхайм) терпит крушение инопланетный корабль. Местный пастор оказывает пришельцам посильную помощь, но затем оказывается что починить корабль будет непростой задачей из-за неразвитости науки 14 века. Кроме того пришельцам нехватает протеинов из земной пищи, из-за чего они медленно погибают. Пришельцы и жители деревни пытаются вместе преодолеть трудности (холода, чума, починка корабля, итп). Пастор обращает в христианскую веру некоторых пришельцев. Как-то мне в это не верится.. (Пришелец говорит, мы умираем от холода и отсутствия полноценной пищи, а пастор им в ответ, терпите, покайтесь и примите крещение... И проситит вас господь, и помрете с миром...) Как-то не верится мне в рассказанное автором развитие событий.

На протяжении чтения сильно раздражало обилие вставок иностранных слов к месту и не к месту, сопровождаемых комментариями. В книге 288!! комментариев! Примерно такого вида (взял первую попавшуюся) «что вовсе не кажется за пределами понимания и сводит Господа к простому residuum. [Residuum- остаток(лат)]» Вот нельзя сразу написать было про остаток? И так раз 150 на протяжении книги.

В общем книга для любителей историко-филосовского чтения, а не НФ фантастики.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх