fantlab ru

Роберт Сальваторе «Отступник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
2790
Моя оценка:
-

подробнее

Отступник

Homeland

Роман, год; цикл «Забытые королевства»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Под поверхностью Забытых Королевств, под толщью многокилометрового бесчувственного камня лежит Подземье. Страна, которую ни одна звезда не озаряет своим светом, а Солнце не греет своими лучами. Здешним обитателям не нужен свет. А все, что различат глаза заблудшего путешественника с помощью света факела – это его смерть отраженную в отблеске металла или улыбки чьих-то клыков... Подземье – это владение темноты, тишины и смерти…

И одними из таких владений являются очаги жизни – города, не уступающие своим величием, красотой и размерами своим наземным «собратьям». И за одним из бесчисленных поворотов тоннеля путник может наткнуться на такой город…

Добро пожаловать в наш очаг жизни! Добро пожаловать в Мензоберранзан, путник! И не смотри на меня такими глазами, это мой кинжал застрял у тебя между ребер. Тебя же предупреждали, все, что ты найдешь здесь это смерть. А последнее что ты увидишь, будет прекрасная улыбка дроу! А теперь наступило время темноты и тишины… Во имя Ллос, Паучьей Королевы!

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Отступник
1997 г.
Темный эльф
2002 г.
Отступник
2004 г.
Темный эльф
2004 г.
Отступник
2007 г.
Отступник
2009 г.
Отступник
2010 г.
Темный эльф
2010 г.
Легенда о Темном эльфе. Книга 1. Отступник. Изгнанник. Воин
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Homeland
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго я собирался с силами, чтобы начать знакомство с циклом Сальваторе о Темном эльфе. К сожалению, ничего хорошего из этого не получилось. Разочарование от прочитанного, наверное, станет главным книжным промахом уходящего года. И что самое обидное, ведь многим людям нравится цикл и они вполне довольны развитием событий в книге.

Всегда хотел понять, что имеют ввиду люди, которые называют персонажей картонными, может мне до этого сильно везло и я не читал ничего подобного, но в этом романе до меня полностью дошла суть этого выражения. Полное отсутствие логики в поступках, бессмысленные и ничем не объяснимые действия всех персонажей, диалоги лишённые всякого смысла. Вообще, вся жизнь под землёй и населяющие этот мир эльфы, выглядят нелепыми и невозможными, даже в жанре фентези.

Я не понимаю, как вообще могут выжить тёмные эльфы с подобным подходом к своей жизни. Ничем не обоснованные сражения между домами, до полного уничтожения одной из сторон. Формально это запрещено, но если нападение удачное, то всё в порядке, это считается угодным поступком. Какая выгода от этого победителю? На первый взгляд, абсолютно никакой. Какие-то странные номера у каждой семьи, первая десятка самая влиятельная. Но что это в итоге даёт? Убиты сотни темных эльфов, другими эльфами и ради чего это произошло? На этот вопрос автор не даёт никакого ответа. Вообще, искать какую-либо логику в происходящем бессмысленно, поэтому нужно все воспринимать бездумно.

Конечно, главному герою автор обязательно даст все мыслимые и немыслимые возможности. Он будет мегакрутым рукопашником, бойцом на всех видах оружия, непревзойдённым магом и очень умным. Вокруг него все будут тупыми, злобными существами, лишенные каких-либо положительных качеств.

В принципе, это все моменты, которые легко могли бы компенсироваться интересными приключениями или загадками авторского мира. То есть, автор смог бы найти что-то такое, что привлекло внимание читателей, но ничего подобного даже и близко в этом романе нет.

«Отступник» — главный претендент на худшую книгу 2018 года, которую мне пришлось прочитать.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Литературная вселенная «Забытых Королевств» никогда не вызывала у меня какого-то особо рьяного интереса, я всегда был к ней достаточно прохладен, также как и к большинству подобных вселенных. Безусловно, за столь длительный срок существования и располагая такими ресурсами, вселенная смогла широко раскинуть свои владения, развиться, обрасти множеством историй. И самой знаменитой из историй, безусловно, является история темного эльфа Дзирта До'Урдена за авторством Р. Сальваторе. Вокруг этого цикла все время разливается такое бурлящее море поклонников и противников, что только брызги волн этого моря уже заставляют окунуться в само произведение, чтобы, наконец, узнать: Кто прав, а кто виноват и за что и кого бьют?

Очень многие ругают Р. Сальваторе за слабый стиль и костный язык повествования, слабый сюжет, затянутость... Другие за «душку» Дзирта готовы простить все, а «врагам» порвать глотки, как это сделал бы любой темный эльф... Если брать меня, то я не понимаю, как можно говорить о стиле, косности языка автора не прочитав его в оригинале, судить по тексту, пропущенному через призму перевода, я не могу. Зато я могу сказать свое слово о другом. Самое главное, что есть в романе — это его антураж. Город Мензоберранзан и его обитатели, да и все Подземье притягивают к себе, как магнит притягивает металл. Это мир действительно вызывает интерес, он иной, чем набившая оскомину «поверхность». Хочется возвращаться в этот темный город снова и снова. Прогуляться по улицам с Дзиртом, послушать разговоры темных эльфов, проникнуть в их темные закоулки. Посмотреть хотя бы одним глазком за культом Ллос, за их обрядами. Смотреть на этот клубок дроу плетущих постоянные интриги и пытающихся извернутся, и воткнуть кинжал в спину своему конкуренту, а может и родичу. Смотреть за интереснейшими героями романа, каждого из которых можно выделить, каждый из которых личность. Все в равной степени интересны. Безусловно, сам Дзирт получился явно сильнее соплеменников, но к этому обязывает поджанр.

Вместе с тем, этот прекрасный антураж и его герои сыграли с автором злую шутку, на протяжении всего романа Р. Сальваторе уверенно пытается увести Дзирта из этого притягательного мира, нагружая его каким-то ненужным грузом лишней «морали». Но моя душа «читателя», хочет видеть Мензоберранзан, хочет видеть Дзирта не сомневающемся «плаксой», а настоящем дроу. Потому что звериный оскал идет Дзирту намного больше, чем вся эта навещенная «сверху» автором морализованность. Потому что в своих рассуждениях о неправильности пути дроу, в его слепости, Дзирт выглядит очень не убедительно и глупо. Этот случай, когда лучше молчать, а не говорить. Но больнее всего по ритму повествования бьют перекрещивающиеся душевные страдания Зака и Дзирта. В эти моменты становится тоскливо до такой степени, что иногда появляется желание отложить роман в сторону. Спасает только мимолетность таких моментов. Конечно, сам сюжет не блещет оригинальностью и никаких значимых витков в сторону или вверх не делает. Да и нельзя его назвать ураганным. В нем есть и несколько не значительных ляпов, но они вспоминаются уже после закрытия книги.

Итог: Добротный роман, написанный профессионалом, который с упорством, достойным лучшего применения пытается засунуть «свет» туда, где ему нет места. Дзирт упрямо идет к поверхности… Прочтите данный роман, потому что пока здесь еще интересно. Интересно до тех пор, пока Дзирт еще не вышел из Подземья, а что будет потом не известно... Приятного Вам чтения.

Читал прекрасное издание 2004 года в серии Gold Collection с твердой обложкой, шитым блоком, белой плотной бумагой с четкой печатью.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В тёмном-тёмном подземелье, в тёмном-претёмном подземном городе, который населяют тёмные-тёмные эльфы, в одном тёмном-тёмном доме, в тёмной-претёмной семье родился... светлый-светлый ребёнок.

Примерно так начинается история о похождениях чернокожего и длинноухого рыцаря света, вылезшего из самых недр земли и несущего гибель порождениям зла в каком бы виде они не предстали. История Дзирта До'Урдена — великого тёмного эльфа, отринувшего свои корни и вставшего на стражу добра.

А если серьёзно, то так начинается один из самых коммерчески успешных и долгоиграющих фэнтезийных циклов, визитная карточка Forgotten Realms, самый серьёзный писательский успех Роберта Сальваторе

Разумеется крайне интересно узнать что это такое, с чем и как это едят и чем же это заслужило огромный читательский успех.

Первый роман цикла представляет собой прелестную тёмную сказку. Такую сказку, где зло возведено в абсолют, а потому совершенно не пугает. Мензоберанзан — подземный город тёмных эльфов, где родился и воспитывался Дзирт До'Урден — место дьявольски красивое и ужасно ужасающее. Общество дроу (спасибо переводчику за дрова) погрязло в жестокости, кровопролитии в угоду зловещей богине Ллос. Коварство, ложь, похоть, алчность, беспринципность — далеко не полный список грехов, присущих тёмным эльфам. Место это почти олицетворение всех человеческих страхов(по крайней мере страхов правоверного американца) и, как не странно, именно в этом его притягательная прелесть. Такое чистое, кристаллизованное зло, выписанное с любовью и вниманием к деталям,не пугает, а притягивает. Притягивает, как дремучий лес из русских сказок — зловещий, но чарующий и манящий. Здесь, безусловно абсолютная удача Сальваторе (правда придумал этот мир не он) и, как мне кажется важная составляющая успеха романа. Ведь, когда есть такие замечательные декорации, кто захочет пристально вглядываться в действующие лица?

А зря. Массовка играет отлично, но это только массовка, которую Сальваторе принципиально не хочет развивать, а вот главный актёр фальшивит. Меня давно интересует чем руководствовался автор при создании главного героя? Уж точно не здравым смыслом. Здесь скорее желание подловить читателя на необычного главного героя. Не часто встретишь 100% доброго тёмного эльфа. Эдакий персонаж запоминается эффектной необычной внешностью, непростым характером, удивительной судьбой. Всё это так, но только герой-то липовый. Вот объясните мне, как вопреки всем законам логики и биологии в типично тёмной семье типично тёмных эльфов уродился такой вот нетипичный персонажик? И вроде бы воспитывали как надо. Видимо имел место какой-то серьёзный генетический сбой... И ведь с самого начала что-то заподозрили (у ребёнка глаза не того цвета были), и надо было бы как в древней Спарте — шмяк и об скалу и всё тут , а так сами себе проблему создали. Даже в человеческом обществе случаи столь ярко выраженной святости крайне редки, откуда же они смогли бы взяться в обществе дроу? Куда ближе к реальности образ задавленного и затравленного отца Дзирта — Закнафейна.

Однако, это ,видимо, не самое распространённое мнение. Фанаты цикла же ,напротив, души не чают в лапочке Дзирте. Искренне верят люди в доброе и светлое:, что тут поделаешь?

[b]Итог:[/b] Первый роман цикла вполне себе приятен (жёсткий спойлер — первый роман цикла самый приятный из 12 прочитанных ). Милая сказочка из разряда про доблестного рыцаря, выступившего против зла в безнадёжной ситуации и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
победившего
. Благодаря колоритному описанию общества тёмных эльфов, неплохой атмосфере, вниманию к деталям, приличной дозе ненапряжного экшна (не перерастающего, пока, в тупой слэшер) книжка поможет приятно провести несколько вечеров. Лёгкое развлекательное чтиво — для межавторских проектов самое оно.

[b]P.S.[/b] Специально не стал размусоливать ситуацию собственно с сюжетом. Он здесь прост и прямолинеен, а потому не интересен. Аналогичная ситуация с «фирменными боями» — они есть и их достаточно, но останавливаться подробно смысла нет.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В черной пречёрной пещере В чёрном чёрном доме за чёрной чёрной дверью живет черный пречерный эльф по имени Drizzt Do'Urden (ха!) и вот Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо? ну и так далее. Сразу предупреждаю — книга была прочитала в оригинале и без перевода. в русском варианте такое неблагозвучное имя поменялось на Дзирт. Может в переводе это и Буратино, для меня Дрист(Drizzt) кроме того что до неприличия неприлично проименован, так еще и инвалид — автор не снизошёл до того чтобы дать бедняге в придачу к инфракрасному зрению сонар и ультразвук, уж не знаю как они там в темноте выжили и одна единственная ящерица всех темных ельфоф не сожрала. И вообще, автор должен был бы стать програмистом, но его матушка была «кресным отцом» всем доминатриксам в массачусетсе и нещадно лупила сынулю, вот он и стал рассказывать о ней страшилки. (Ну, если честно, Я была на интервью с писателем http://libwww.freelibrary.org/podcast/media/20101005-r.a.sal.mp3 и он слямзил идею контролирующих семей у «крёстного отца»)

Мне кажется что взрослый человек без психических отклонений может эту книгу не понять, но она скорее всего понравится подростку который регулярно потрошит халф-лайф или квейк.

Оценка: 2
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

И всё же, что бы кто ни говорил, а «Тёмный эльф» Роберта Сальваторе – это больше, нежели просто развлекательная фэнтези-книжка. И, уж конечно, это далеко не низкопробное чтиво из разряда «здесь мы воткнем звона клинков, здесь – вспышку файрбола, тут немножко порычит дракон, а дальше – хоть трава не расти». Практически с самого начала повествования прослеживается чёткая аллегорическая линия, и объектом этой аллегории является, разумеется, наш с вами реальный мир. Это ведь на Земле, а не в Забытых Королевствах каждому с младых ногтей прививают идеалы добра, справедливости и чести – идеалы, которые разбиваются в пух и прах при первом же столкновении с объективной действительностью. Это ведь люди Америки, Европы и России, а не тёмные эльфы Мензоберранзана, лицемерят друг перед другом в учебных аудиториях, на улицах, и особенно – в храмах (имя божества особой роли не играет – подойдёт и Христос, и Аллах, и Иегова, и, если желаете, Ллос). Это мы вцепляемся друг другу в глотки из-за лишней монеты, это мы из поколения в поколение обманываем собственных детей, это мы пытаемся «улучшить свое положение в иерархии Мензоберранзана», унижая и втаптывая в грязь тех, кого считаем слабее нас (но гораздо чаще – сбиваемся в стаи, чтоб заклевать тех, кто сильнее и лучше).

Но не все мы такие. И, что самое главное, мы не должны такими быть. Будь иначе, такие процессы, как написание и чтение книг, вовсе потеряли бы смысл. Кстати, не замечали? В погрязшем в лицемерии и жестокости мире Подземья и нет ведь никаких книг, кроме паучьего катехизиса, да учебников по магии…

Отважный, искренний, добрый, и по-настоящему благородный, тёмный эльф по имени Дзирт До’Урден бросил вызов несправедливым, основанным на лжи и насилии устоям общества, в котором жил. И… стал в итоге изгнанником, обреченным коротать свои дни в обществе одной лишь волшебной пантеры.

К огромному сожалению, точно такая же судьба (и это в лучшем случае) ждет и всякого, кто рискнет совершить подобное в нашем мире. С той лишь разницей, что здесь, на Земле, роль грациозной пантеры будет играть безродная драная кошка…

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В среде поклонников фэнтези отношение к Роберту Сальваторе и его книгам нынче не слишком хорошее. Довольно многие считают этого автора не более чем ремесленником, неспособным написать что-то по-настоящему стоящее. А потому я, хоть и стараюсь никогда ничему не верить на слово, не ожидал от книги особых высот. И тем больше было моё удивление после прочтения. Конечно, это не уровень авторов высшей лиги вроде Мартина или Бэккера, но уже одним этим романом звание крепкого профессионала Сальваторе определённо заслужил. Итак, вкратце о том, чем мне понравилась книга.

Во-первых, мир. Я не знаю, насколько значителен вклад самого автора и в какой мере антураж описываемого мира почерпнут из игровой вселенной, но Мензоберранзан, каким он предстаёт перед читателем, зрелище действительно завораживающее. Город, погребённый под многотонной толщей камня, затерянный в мрачных подземельях, полный шпилями и башнями, высеченными из громадных цельных сталагмитов. Город вечной ночи, темнота которой нарушается лишь магическим светом заклинаний да редкими свечами магов, поглощённых чтением древних манускриптов. Но иногда во тьму приходит огонь — огонь кровопролитных клановых войн, ведущихся до полного уничтожения одной из сторон.

И это тоже одно из достоинств книги. Сальваторе удалось не только создать впечатляющую визуальную картину подземного города, но и превосходно передать атмосферу лжи, ненависти, предательства и изощрённых интриг, что опутывают Мензоберранзан подобно паутине. Сравнение с паутиной здесь не случайно, ведь придуманный автором город населяют дроу — тёмные эльфы, поклоняющиеся паучьей королеве Ллос. Следуя заветам своего жестокого божества, дроу живут лишь ради самоутверждения и самовозвышения, не гнушаясь на пути к власти никакими методами. Не знаю, насколько в реальности было бы жизнеспособно общество озлобленных, начисто лишённых каких бы то ни было моральных принципов индивидуалистов, но на общую атмосферу обречённости и безысходности это играет как нельзя лучше. К тому же на фоне такой картины тем ярче и заметнее образ главного героя книги.

Дзирт До'Урден — второй сын дома До'урден, одного из знатных, хоть и не самых влиятельных домов Мензоберранзана. И в общем-то, помимо кланового имени, ничто больше не связывает героя ни с родным домом, ни с обществом дроу вообще. Дзирт выдающийся воин, но не убийца, он наделён и честностью, и добротой, и способностью к дружбе и состраданию. Собственно, весь сюжет романа и строится на противостоянии героя и общества, в котором он живёт. Отчаянно не желая становиться безжалостным убийцей, каким полагается быть принцу знатного дома и дроу вообще, Дзирт становится сначала отступником, а потом и изгнанником. Всё это выписано очень красиво и убедительно, но один момент здесь вызывает вопросы. Как вообще герой стал тем, кем стал? С самого детства Дзирт демонстрировал значительные отличия от своих соплеменников, и в поведении, и в убеждениях. Но почему так получилось? Казалось бы, с самого рождения окружённый коварством и интригами, герой должен был усвоить господствующее среди дроу мировоззрение. Складывается впечатление, что Дзирт такой правильный и благородный лишь потому, что так угодно автору. Потому как никаких прописанных в тексте причин и предпосылок тому нет.

Что касается самого сюжета, то здесь всё вполне складно и убедительно. Зловещая тёмная магия, интриги и заговоры, покушения и убийства, поединки на мечах — всё это присутствует в книге в полном объёме, прописано логично и убедительно, так что придраться вроде как и не к чему.

В итоге по прочтении книги мне совершенно непонятно, чем Сальваторе заслужил столь многочисленные упрёки в свой адрес. «Отступник» — вещь пусть и не шедевральная, но написанная добротно и увлекательно, так, что в мастерстве и профессионализме автора сомневаться не приходится. Так что позволю себе маленький совет — никому (в том числе и мне) не верьте, а читайте сами. Если вам и не понравится, то будете точно знать, отчего и почему. А я ставлю книге оценку в 8 баллов.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько великолепна вселенная Забытых Королевств, настолько же слаб Сальваторе как писатель. Книга откровенно халтурная. Очень много ляпов, очень много роялей. Больше всего доставило, как в первые годы обучения Дзирта Альтон сжигает свой кабинет, а лет через десять верховная мать приходит в туда и поражается, что там всё в копоти. Это дурдом. Похоже на невычитанный фанфик. Корректору двойка. Переводчик схалтурил, когда читаю «дров», «дрова»,«дровы»,«дровам», то ржу просто))

Лучше всего, на мой взгляд описаны уклад жизни дроу, их физические особенности. Но то, что можно было уложить в одну главу Сальваторе растянул на целую книгу. Сюжет не цепляет, я целыми абзацами пропускал. Кстати, очень похоже на Муркока с его Элриком. Тот же антигерой, размазывающий сопли по стенам, в промежутках между очередным занятием с клинками.

Возможно вся проблема в том, что Сальваторе решил уложить в одной книге 20 лет повествования. В результате все герои выглядят плоскими и картонными. Будто сценарий к сериалу или повесть временных лет читаешь.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

ФЭНТЕЗИЙНАЯ «РОДИНА*»

Из неопубликованной книги «1000 и 1 фантастический роман, который вы обязаны прочитать до конца своей жизни».

Вот сколько лет читаю фэнтези (а читаю я его уже с 1999 года как), но настолько ЛЮТОГО (другого слова тут не сыскать!) удовольствия от прочтения книги я не получал уже очень давно — пожалуй, со времён моего — тоже, кстати, очень запоздалого! — открытия культовой и легендарной «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина. А я при этом от него — «Отступника» — ещё и всячески отбрыкивался, считая последнего, по своему недоразумению, чем-то вроде «Конана», но только в мире тёмных эльфов. Как же сильно я ошибался!

Надо ли говорить после этого, что роман мне ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ? К слову, это теперь один из любимейших для меня романов в жанре фэнтези, а их я прочитал, скажем так, весьма немало!

И я буквально влюбился с первых строчек в это произведение; в сумрачный мир его подземных обитателей (дроу, гномов, орков, гоблинов, элементалей и так далее); его различных героев — как хороших:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дзирт До`Урден, Закнафейн, Вирна, Гвенвивар и т. д.
Так и не очень:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Мэлис, Бриза и Дайнин До`Урдены; Альтон Де Вир; Мазой Ган`етт и т. д.)
А как моё сердце затрепетало в знаменитой сцене
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
расправы над «надземными» эльфами.
Как я сильно переживал за эту
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
безымянную несчастную маленькую эльфийскую девочку (убьёт или не убьёт её главный герой? убьют или не убьют её тёмные эльфы?)!

А ведь это ещё только самое начало межавторской вселенной Forgotten Realms, и сколько там ещё всего будет** — не передать словами!

В общем, я с преогромным удовольствием внесу «Отступника» (а также весь последующий цикл) в список строго-настрого обязательных для прочтения фантастических книг — в свой, так сказать, книжный ТОП-250 лучших романов и циклов всех времён и народов. Ибо меньшего подобные произведения и не заслуживают.

P.S. Да, и не обращайте внимание на хейтеров цикла, углядевших в этом прекраснейшем романе признаки не к ночи упомянутых SJW (с учётом сюжетного возмужания главного героя, его сформировавшегося мировоззрения, не поступить ТАК, как он поступил, было бы просто по-скотски и бесчеловечно, пусть он и был дроу по своему рождению.

ИТОГ: Безусловный ШЕДЕВР (именно так, с Большой Буквы) и один из столпов современного западного фэнтези. Книга, просто незамедлительно рекомендуемая мной к прочтению каждому уважающему себя любителю фэнтези.

* — Именно так можно БУКВАЛЬНО перевести название этого чудесного романа, что, кстати, весьма перекликается по названию и — немного! — по смыслу («чужой среди своих», так сказать!) с известнейшими израильским, американским и российским телесериалами!

** — Как минимум не менее прекрасные «Изгнанник», «Воин» от всё того же Роберта Сальваторе.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наискучнейшее, глупое чтиво. Грустно, от того что Сальваторе считается топовым автором во вселенной Забытых Королевств, серия явно заслуживает лучшей доли.

ГГ книжки — Дриззт До’Урден, дроу и SJW по совместительству. Рожденный внутри «империи зла», теократического города-государства дроу, выросший и сформированный как личность под абсолютным контролем злых жриц, кем бы вы думаете он стал? Правильно, дивергентом, правдивым, честным и добрым темным эльфом. Как такое стало возможно, откуда он вообще выискал высокую мораль в таком месте как Андердарк — всего этого в книге попросту нет. Ну типа взял он несколько уроков фехтования с оружейником Закнафейном (своим терпилой-папой), ок, верю. Но дальше начинается полный треш. Вот что бы делал каждый из нас, окажись он один-одинешенек с одним мировоззрением, посреди города, битком забитого личностями с другим, полностью противоположным твоему, только и выискивающими кого бы за инаковость зарезать. Любой мало-мальски развитый человек, скрывал бы свои истинные мысли, никому не доверял, осторожно прощупывал окружение на предмет единомышленников, в строгой тайне готовил бы побег. Но Дриззт «нетакой», нет. Каждый раз, попав в какой-нибудь конфликт или ситуацию со сложным моральным выбором, он гордо откидывает голову назад и начинает моралфажить, причем прилюдно. То есть ведет себя как дурак, каковым и является. А сопереживать очередному западному байцзо мне лично неохота, нет смысла. В реальной жизни подобный персонаж попросту бы не выжил.

В заключение хотел бы сказать, что это одно из самых глупых фэнтези, что я встречал. Однозначно не рекомендую к прочтению.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тёмный эльф Дзирт уже долго сотрясает своей титанической поступью жанр фэнтези. Вообще, в мире довольно много успешных фэнтези сериалов, но Дзирт не только уже два десятка лет существуют в книжном варианте, а также коммерчески успешен за пределами специфичной американской ролевой тусовки.

Мы уже начали разбирать эту эпическую историю, написанную Сальваторе, но начали с середины. Теперь пришло время познакомиться с первыми произведениями о тёмном эльфе. И начать мы решили с первой по хронологии книге «Отступник», которая в оригинале называется «Родина». Но в России всё как всегда.

Приквелы это всегда интересно. Трилогия «Долина ледяного ветра» влюбила в себя многих поклонников фэнтези. История об изгое Дзирте получилась неожиданно сильной. Уже тогда был виден задел на серию (правда, не из несколько десятка книг). Но Сальваторе решил вернуться к истокам Дзирта и написать три романа, посвященных его детству, отрочеству и юности.

В «Отступнике» Дзирт проходит традиционный путь мужчины среди матриархального общества тёмных эльфов. Не принесенный в жертву кровожадному божеству тёмных эльфов Ллос лишь по чистой случайности, Дзирт вынужден мириться дикими нравами царящими в Мензоберранзане, прекрасном подземном городе тёмных эльфов.

История сама по себе стандартна. Дзирт растёт одаренным ребенком, учиться приносить пользу своему Дому До’Урден с труднопроизносимым полным названием, которые Сальваторе просто обожает. Но его отец Закнафейн старается пробудить в сыне чувства не присущие тёмным эльфам. Верность, честь, доброту. Затем Дзирт поступает в Академию тёмных эльфов, стандартный ход для фэнтези сериалов. Само собой Дзирт там лучший, это было понятно еще после прочтения романов из «Долины ледяного ветра». Но в отрыве от скрытого воспитания отца между Дзиртом и Закнафейном возникает недопонимание, выливающееся в неприязнь, чем хитрая мать Дзирта Мэлис и пользуются.

Складывается впечатление, что Сальваторе и не пытался удивить читателя историей. Он просто хотел её рассказать и рассказал. Простым и понятным способом, давая отдохнуть за чтением книги. Конечно, встреча Дзирта с парой персонажей, его жизнь на родине, первое его знакомство с будущей верной спутницей пантерой Гвенвивар будет интересно для фанатов сериала, на что и был сделан упор. В целом, такую история можно было рассказать про многих героев. Но благодаря простоте подачи сюжета Сальваторе удалось не утомить читателя. Получилось нечто в роде дополнения к общей истории романов о Дзирте. Стришок к его биографии.

Персонажам, как ни странно, особого внимания Сальваторе не уделил, но ему удалось передать присущие темным эльфам ненависть и презрение. Сам Дзирт особого интереса не вызывает. Его историю мы уже знаем, поэтому не удивительно, что он был вундеркиндом, что его мировоззрение в корне отличалось от мировоззрения его сородичей. Многое он унаследовал от своего отца Закнайфена, ярого женоненавистника, кстати. Но в среде тёмных эльфов это нормально.

Остальные герои особо на глаза не попадаются. В основном, это Мазой и Альтон, тёмные эльфы маги, смысл жизни которых заключается в убийстве До’Урдена. Ну и семья нашего героя. Все они просто источают пренебрежение и ненависть к окружающим. Сальваторе умудрился с помощью минимума слов передать просто тонны отрицательных чувств, источаемыми тёмными эльфами.

Несмотря на чуть ли не автоматическую работу над сюжетом и персонажами Сальваторе умудрился написать хорошую книгу. Вроде здесь нет ничего выдающегося. Стандартный сюжет, стандартная история взросления героя. Но сюжет Сальваторе подаёт небольшими порциями, просто его излагая, от этого чтение романа много времени не займёт, зато удастся быстро познакомиться с ранней историей Дзирта и новыми деталями мира «Forgotten Realms».

Диалоги, описания битв, само повествование тоже на уровне. С помощью диалогов автор свободно передал читателю атмосферу эгоизма и пренебрежения царящую в Мензоберранзане. Нравы здесь действительно дикие. Не удивительно и большое количество боевых сцен, благо в них Сальваторе поднаторел. Для своей профессии Сальваторе проделал хорошую работу.

Ну а лучше всего Сальваторе удалось разнообразить и без того огромную вселенную «ForgottenRealms». Читатель, наконец, знакомиться с родиной Дзирта Мензоберронзаном, где всегда царит тьма. Тёмный эльфы видят друг друга только благодаря выделяемому их телами теплу. Другой особенностью Мезоберанзанна является Нарбондель, колонна, которая заменяет подземным эльфам солнце. Только по ней они и отличают время суток.

Самое большое внимание Сальваторе уделил, разумеется, культуре тёмных эльфов. Их матриархальное общество безжалостно и жестоко, как и окружающая тьма. Влияние поделено между знатными Домами, вроде Дома До’Урден, а власть принадлежит восьми сильнейшим Домам, в число которых и стремится попасть Дом До’Урден. Механика продвижение по иерархии домов проста. Уничтожить вышестоящий дом, если не оставить свидетелей, то никто тебя в этом не обвинит. Очень удобная судебная система.

Тёмные эльфы получились прямо-таки воплощением ненависти. Их можно было назвать нацистами, но они ненавидят и своих сородичей. Вся сущность этого племени заключается в ненависти к чужим и себеподобным. Матриархольное общество, это общество без материнской любви. В общем, Сальваторе создал рабочую модель общества, хоть и на бумаге. Жестокую, но работающую.

«Отступник» отличная книга для фанатов Дзирта До’Урдена. Она легка в прочтении и в тоже время в ней много информации о мире «Forgotten Realms», что не может ни радовать. Стандартный сюжет компенсируется добротной авторской работой, а отсутствие ярких персонажей интересным обществом тёмных эльфов.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Отступник» — это достаточно интересная история о тёмном эльфе, который решил бороться с низкими нравами своего рода и противопоставил себя всему обществу дроу. Сюжет захватывает, но он вполне предсказуем. Характеры героев проработаны довольно-таки хорошо, диалоги тоже, бои не затянуты и легко читаются. Понравилось, что автор показывает точку зрения самого Дзирта в небольших прелюдиях к каждой из пяти частей романа.

В целом — хорошая книга в жанре фэнтези, рекомендую всем любителям «Забытых Королевств».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительный замысел, очень интересный мир — и такое бездарное воплощение. Сплошные логические неувязки, тяжелейший язык, бесконечное повторение одного и тогоже. Взхря потраченное время.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сальваторе вроде как считается довольно известным и успешным писателем в жанре фэнтези в частности героического, но если говорить об “отступнике”, то хвалить его особо не за что. У книги много недостатков. Есть и плюсы конечно, но думаю, что не ошибусь сказав, что книга рассчитана на детей. Серьезно, ей не достает реализма, психологизма, должной проработки персонажей, она сплошь романтизирована и недоразвита. Даже центрального героя и то живым не назовешь: какой-то пережиток раннего романтизма, бунтарь, нонконформист, белая ворона. Довольно знакомый образ, но и он слеплен неумело.

De gustĭbus non est disputandum — т.е о вкусах не спорят. Поэтому и я спорить не хочу. Я могу лишь на мгновение влезть в шкуру себя двенадцатилетнего и представить, что я бы сказал тогда.

В таком случае мой комментарий приобретает другой окрас.

Отступник мне бы определённо понравился ведь книга достаточно своеобразна: автор придумал любопытный подземный мир и поместил туда по мимо традиционных гномов и гоблинов, казалось бы, совершенно неподходящих эльфов. Тех, кого мы привыкли представлять себе, как прекрасных, белокурых, в сверкающих одеяниях, неизменно добрых и мудрых существ. В книге они предстают совсем с другой стороны. Общество дровов ужасно, ибо построено на убийствах, предательствах и подковёрных играх, причём доведено это все до абсурда, когда разные кланы могут истреблять друг друга и безнаказанно жить дальше (конечно если дело прошло гладко и они смогли убить всех членов вражеской семьи).

В обществе дровов такие качества как расчетливость, циничность и жестокость поощряются. Все ведут друг с другом нечестную игру и так и норовят вонзить нож в спину в попытках возвысится в иерархии и заполучить благосклонность паучьей королевы. Можете представить, как на их фоне будет выглядеть главный герой книги Дзирт До Урден, который почему-то совсем на них не похож, впрочем, как и Закнафейн, и вместе эти два персонажа становятся как бы в оппозицию этому злому, коварному миру. Чем кончится эта история вы можете прочитать сами, если захотите конечно.

А напоследок скажу вот что:

- если вам 10-16 лет и вы являетесь фанатом фэнтези и жаждите почитать что-нибудь интересное, то советую всю трилогию тёмного Эльфа.

- если вам больше 10-16, но в душе вы еще ребенок и блуждаете во снах с эльфами или нимфами — тоже рекомендую ознакомиться с книгой.

- если вы, к сожалению, или к счастью, выросли и вас напрягают известные “недостатки” совсем уж лёгкого фэнтези, вам больше нравится читать Мартина, Аберкромби, Сапковского или Геммела то чтиво вам явно не зайдет, только потеряете время.

Мои оценки по десятибалльной шкале:

- динамичность сюжета: 7

- драматичность: 5 (и то за счет линии Дзирт — Закнафейн)

- экзотичность мира: 7

- проработка мира: 6

- проработка героев: 4

- логичность: 4 (однако, не всем нужна)

- об идейном составляющем разумеется говорить не приходится

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Сагищщща о горемычном чернёном эльфе, его страданиях моральных и физических, а также о том, как его творец-молодец, не вылезая из коммерческой попсы, стал классиком...

Творить в мире, не тобой созданном, очень непросто. В случае с мирами D&D книги являются сопутствующей продукцией, дополнением к игре, и здесь не требуется больших талантов — пиши более или менее увлекательно, щедрой рукой разбрасывай фансервис, заигрывай с поклонниками вселенной — и так можно годами клепать однотипные книжицы про однотипных героев в однотипных конфликтах — опыт «Dragonlance», за редким исключением, тому яркое доказательство.

Однако Роберт Сальваторе умудряется сохранять внимание к своим опусам уже больше тридцати лет, несмотря на то, что количество книг, переполненных самоповторами, превысило все разумные пределы. Но нет — Сальваторе издаётся, его произведения скупаются, и фан-паломничество к созданным им образам не прекращается.

Можно сколько угодно иронизировать над количеством сабельных взмахов Дзирта До'Урдена (простите, но моё русское ухо грозит завернуться вовнутрь от оригинального Drizzt, у меня их всего два, пусть уж лучше будет Дзирт), над подростковыми страданиями всех его друзей, и над карикатурной злодеистостью всех врагов, служащих лишь заготовкой для винегрета под саблюками нашего отважного дроу. Но факт остаётся фактом — он культовый персонаж, этого не отнять.

Своим романом «Homeland», как и парой последующих, Роберт Сальваторе прописал себе путёвку в классики. До этого он накропал пару сочинений о долине Ледяного Ветра — вполне стандартной приключаловке про команду разнорасых героев — симпатичных, но невыразительных творений, и как-то незаметно даже для себя вывел на передний план весьма экзотического персонажа — благородного тёмного эльфа — дроу, Дзирта, который пришёлся по душе и читателям его романов. Ясно, что на него стоит сделать ставку, и было принято решение рассказать о происхождении доброго тёмного эльфа (что в те времена звучало не правдоподобнее мясника-гемофоба).

И...

В классическом игровом сеттинге автор умудрился создать довольно мрачный роман о жизни города, затопленного полумраком Подземья, и описать жизнь общества дроу. Конечно, общество в подобной конфигурации, да ещё существующее тысячелетиями — сомнительная идея, прямо скажем, вряд ли структура, практически напрочь лишённая коммуникации, способна выжить. Но здесь нужно учесть ещё и тот факт, что её скрепляет идеология власти и привилегий Паучьей богини Ллос, которая очень даже активно вмешивается в жизнь своих подданных. Что же оно из себя представляет?

Изолированные друг от друга кланы-семейства со своей клиентеллой, распределённые в строгой иерархии близости к хитиновому телу своей богини. Единственными скрепляющими это общество ободьями являются ненависть и страх — с раннего детства юным эльфам, во первых, внушается ненависть в отношении всего внешнего мира, причём не «пятиминутками ненависти», а часами, днями и неделями. Во вторых — отчуждённость и страх внутри самой семьи, где каждый родственник также расположен в иерархии привилегий, и мог повысить свой статус за счёт убийства брата, сестры или матери. Таким образом, взрослеющий отпрыск семейства тёмных эльфов был шипами обращён во все стороны — будь готов ко всему, будь готов на всё, выживи, твоё личное пространство — высокий статус, и никак иначе, твоё оружие — коварство, твой щит — равнодушие, иначе ты сойдёшь с ума. Власть, козни и заговоры...

Что же может родиться в обществе, где целенаправленно культивируется насилие и тотальное недоверие ко всем разумным существам7

Сальваторе пришлось нелегко — ведь не мог же Дзирт До'Урден просто родиться хорошим парнем, при всём уважении к Роберту Сапольски, культура очень многое значит для мыслящего существа? Тогда новорождённому тёмному эльфу добавили отца — скрытого носителя нелепых и никчёмных благоглупостей о чести, доброте и достоинстве, который поделился со своим сыном моральным стержнем и генетически, и через воспитание. при всей неправдоподобности. Так, на фоне красочного, чёрно-фиолетового мира дроу вырос идеалист-максималист, сражающийся за идеалы добра и чести, имея о них очень отдалённое, почти никакое, представление...

Само собой, по большей части, роман рассчитан на подростков. Асоциальный мир дроу так же холоден и зол, как и мир растерянного выросшего ребёнка, обнаруживающего на каждом шагу его несовершенство, идеализм Дзирта и его подростковая порывистость ему близки по своей природе. первый роман — история взросления и конфликта с чуждым тебе миром, и тяжёлого, судьбоносного решения — ассимилиция в нём, или бегство и борьба за свои идеалы. Первая часть — первый этап взросления, осознания себя и отторжение чуждого.

А почему этот роман читаю я? В 17 лет он меня очаровывал, это понятно, а сейчас, когда я удвоил свой возраст? Мне импонирует, что автор не просто поиграл в эскапизм, а сделал из него орудие, на котором построено всё произведение, вся идея рассчитана на помещение альтер-эго читателя в максимально некомфортные для него условия, и героическую победу над ними — не выходя за пределы самого текста. С первых строк ты породняешься с Дзиртом До'Урденом, и эта привязка может держать внимание читателя долго-долго...

В завершение хочу сказать, что вся трилогия является одной из вершин коммерческой фансервисной литературы, и, пожалуй, приближается к гордому званию «Книги». Да, здесь немало нелогичного, незавершённого, откровенно неестественного. Но он держит внимание, даже чересчур «подкрашенный» главный герой не смущает нас, читателей, он даже может вызвать симпатию. Идём дальше...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вот наконец-то я начал знакомство с циклом Р. Сальваторе про темного эльфа Дзирта. В первых страниц автор так захватил интерес, что невозможно было оторваться. Произведение очень атмосферное, мрачное. Очень тонко и умело рассказывается о жизни темных эльфов, об их культуре, основанной на убийстве, предательстве.

По началу я считал, что такой образ жизни подземных эльфов может быть связан с тем, что они сотнями лет живут в подземелье, где главные законы жизни должны быть основаны на убийстве врагов и защите своей территории. Но дальше я убедился, что это не так. Причиной того, что дроу стали такими жестокими, циничными и злобными, кроется в другом (опять же, можно взглянуть на подземных гномов, которые тоже живут под землей, однако они не являются злобными и агрессивными). Тут конечно сказывается влияние паучьей королевы, и зависть их главным врагам-светлым эльфам, которые живут на поверхности и имеют все блага жизни, которых дроу лишены. а тысячелетняя зависть и не такое может сотворить с любым народом.

На протяжении романа было интересно наблюдать за становлением и взрослением главного героя. Испытания, которые выпали на его долю, конечно закалили его. Но главное. что Дзирт не лишился своих основных качеств, довольно не характерных других представителям его расы. Открывается дорога на встречу приключениям, тем интереснее будет продолжить знакомство с циклом.

Отдельно хочу обратить внимание на издание, выпущенное издательством «Фантакстика» в 2014 году. отличная книга, с хорошим переводом и шикарным оформлением

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх