Роберт Рид «Хорошая гора»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное | Экологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Континент полыхает. Главный герой повести Опал едет за Край мира, чтобы спастись от неизбежной катастрофы на одном из построенных на верфях Краусса островов. Его попутчица раскрывает ему тайну открытия, которое может перевернуть все представления людей об их мире.
Входит в:
— цикл «Жизненная сила»
— антологию «One Million A.D.», 2005 г.
— антологию «Лучшее за год XXIV: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2007 г.
— антологию «The Very Best of the Best: 35 Years of the Year's Best Science Fiction», 2019 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 23 ноября 2019 г.
Прочитав повесть, я в очередной раз задумался: так ли уж хорошо земляне знают своё прошлое? Я имею ввиду, что существующие теории происхождения не только человека, но и жизни на нашей планете постоянно подвергаются критике, а уж если говорить о религиозных воззрениях на ту же проблему, то разброд и шатание в области исследования далёкого прошлого усиливаются многократно. И вот периодически появляются люди, утверждающие о том, что наша цивилизация не первая на Земле и что, дескать, она была существенно продвинутей нашей и уж конечно, современное человечество появилось именно благодаря предыдущим, ныне потерявшимся в дымке времени технократически продвинутыми предками. И тут же обязательно найдутся те, кто встанет на защиту подобной теории и те, кто обвинят авторов, в лучшем случае, дилетантами от науки, либо вовсе назовут их сумасшедшими.
Именно об этом повествует прекрасная повесть Роберта Рида, в которой развитая человеческая цивилизация обитает на гигантских, размерами с материк, кусках древесины, на которых, тем не менее, есть свой ландшафт и определённые этапы развития, свойственные земным материкам. Био-цивилизация, где вместо общественного транспорта используют гигантских червей, а в основе промышленности древесина, в корне отличается от земного человечества. Примечательно, что на протяжении всего произведения автор не даёт даже намёка, что описывает далёкое будущее, а следовательно, очень даже может быть, что это и не будущее вовсе, а всего лишь описание одного из вариантов далёкого прошлого нашей планеты. Интерес к произведению подогревается этим вопросом постоянно, а потому даёт простор для гипотез и увлекательной охоты за разгадкой до самого финала.
И не зря я написал столь долгое предисловие к этому отзыву, потому что автор добавляет в повествование героиню, которая утверждает, что мир, который вот-вот будет уничтожен в результате экологической катастрофы естественного характера, был создан иначе и родиной человечества может быть космическое пространство, подтверждением чему является затерянный гигантский космический корабль. Естественно, что главному герою (учителю по профессии) и самому читателю придётся решить: уж не сумасшедшая ли она или её высказывания истинны, а значит есть шанс спасения умирающего мира.
Благодаря мастерству Роберта Рида, рассказ заставит читателя самому отвечать на эти вопросы и размышлять, а значит ставить перед собой вопросы, которые автор даже и не поднимал в рассказе, но всего лишь подтолкнул к ним. На мой взгляд, это и есть главная изюминка «Хорошей горы».
Впрочем, даже мои размышления могут оказаться каплей в море смыслов и идей повести. Лично у меня есть ещё пара объяснений, почему описываемый в «Хорошей горе» мир по своему описанию кажется таким знакомым, хоть и весьма странным. Поэтому свой, и без того длинный отзыв, заканчиваю. Предлагаю каждому читателю насладиться живым, детально прорисованным и полным загадок миром, который мастерски описал Роберт Рид.
Serge_777, 7 февраля 2017 г.
Только благодаря этой повести я уже не жалею, что купил и одолел сборник «Лучшее за год» от Гарднера Дозуа — и это единственное произведение, которое я непременно перечитаю из этого сборника. По поводу остального у меня простой вопрос — если это Лучшее???, то я безнадёжно не воспринимаю современных авторов, то ли — они измельчали или что-то ещё.
А здесь совершенно необычный, красочно прорисованный, захватывающий фантастический мир с весьма оригинальными методами и средствами транспортного сообщения, описание которых надолго впечатляет. И характеры персонажей заставляют сопереживать, и проблемы странного неустойчивого мира весьма волнующи.
Спасибо автору за убедительное доказательство, что не одни фантасты-классики имели воображение вместе с умением писать.
MINISTER X, 13 июня 2015 г.
Мир в повести сам по себе необычный. Он состоит из блуждающих деревянных островов, они растут, сталкиваются между собой, образуют континенты. И этот мир на грани гибели. Он гибнет от пожаров, которые провоцируют огромные залежи метана, неожиданно вырывающиеся из глубины островов. Гибнет все, что было дорого и знакомо с детства. Достаточно небольшой искры, и кочующие острова исчезают один за другим в неравной битве с всепожирающим огнем, и люди в эпицентре событий иногда даже не успевают понять, что же произошло...
Мир фантастический, но тем не менее, отлично прорисованный, всю эту модель деревянных, и со временем сгнивающих, островов, очень легко представить, и поверить, что где-то в какой-то из галактик такой мир был/есть/будет. Тем более, что «по дороге» автор объясняет, почему это произошло, как герои книги «докатились» до такой жизни, и какие есть варианты спасения. В этом мире «погибающих островов» выращивают псевдолюдей, используя их как роботов, по сути, которыми они и являются. В несколько раз превышающие людей в силе и росте, псевдолюди выполняют грязную работу, трудятся в забегаловках, на опасных работах, а также, носят вещи и при этом, практически лишены разума и голоса в прямом и переносном смысле. А еще в этом мире вместо поездов используют гиганских червей, специально надрессированных, и специально модифицированных для удобства езды внутри.
И вот — поезд-червь, плацкарт или же его тамошний аналог, люди спасаются бегством от разбушевавшейся природы (псевдолюди едут на крыше, в «вагон» не пускают). А внутри, в плацкарте — пассажиры-люди, и среди них — мужчина и женщина... Хорошо, что хоть что-то в этом мире неизменно)))
У него — опыт преподавания в школе, вера в лучшее будущее без катаклизмов, и билет в один конец на Край Мира (это не метафора, а одна из станций по пути следования). А у нее — загадочная скрытная улыбка, книжка о ее группе исследователей-ученых, и она одна из них, и мысли о месте под названием Хорошая Гора (это остановка перед Краем Мира). Они едут, разговаривают, он спрашивает, она объясняет, они выходят на станциях черве-вокзалов и смотрят, как там вдали, в зареве пожаров, гибнет их любимый мир...
Хорошая Гора, это и не гора вовсе, и не такая уж она в итоге «хорошая». Но это место, где по слухам, сбываются мечты. И в какой-то момент попутчица оказывается настолько убедительна, что главный герой уже готов выйти, и следовать за ней, но... Концовка весьма оригинальна, изящна, и где-то даже детективна. Любителям неожиданных финалов понравится)) Приятного прочтения))
Координаты чудес, 22 ноября 2011 г.
Невообразимо! — выражаясь языком известного героя другого автора-соотечественника, можно охарактеризовать удивительную повесть плодовитого американца, с которой мне довелось ознакомиться в рамках сборника Гарднера Дозуа. А Роберт Рид на самом деле удивил, что правда, то правда!
Когда, наконец, начинаешь понимать всю космологию мира, в который затаскивает читателя на пассажирском черве Рид, первое, что приходит на ум — это детская сказка, изложенная ученным мужем. Создается впечатление, что это дочь Джесси, насмотревшись в свое время мультиков про веселых бобров, подкинула папе-писателю идейку, которой он не преминул воспользоваться в 2006 году. И воспользовался, надо сказать, на славу. Представьте себе дрейфующий на границе дневной стороны недвижимой планеты континент, основа которого не камень, не порода, а слившееся воедино деревья, или попросту древесина. Этакий громадный плот с размером в Африку. Ноев Ковчег, к которому со временем прибиваются новые острова, и наоборот откалываются составные части, пускаясь в свободное плавание по ядовитому океану. Кусок древесной жизни в просторе опасных газов (метана, сероводорода), вод, смертоносных бактерий и гнили. Пусть в столь смелой идее есть очевидные пробелы (люди ездят на червях и питаются маринованными фруктами, но пользуются при этом радиосвязью; откуда они берут питьевую воду, если вокруг древесного Континента лишь ядовитый океан; как обходятся без земли, а значит без сельского хозяйства и животноводства при численности городов по 2 миллиона человек; и т.д.), но серьезность, дотошность, с которой Рид выписывает свой мир, позволяет и читателю относиться к нему соответствующе.
Смысл сюжета с одной стороны прост, с другой — закручен и заставляет читателя включать мыслительный процесс при погружении в события, разворачивающихся на страницах повести, и после, когда в лучших традициях фильмов 70х-80х приходится додумывать концовку самому. Если Ноев Ковчег сам по себе не нормальное явление, и вернейший признак постапокалиптики, то Риду этого оказалось мало и он решил устроить еще и постапокалиптический Армагеддон. Чтоб вообще никаких шансов не оставить бедным людям и их зомбиподобным слугам — «псевдочеловекам». Однако шанс все-таки есть. Главный герой повести — преподаватель Опал — едет в огромном пассажирском черве (вот такое необычное средство передвижения придумал Рид) на край света, чтобы спастись от неизбежной катастрофы, преследующей его и других беглецов по пятам; от пожаров сжигающих все на своем пути, как следствие вырвавшегося на поверхность огромного количества метана. Опал — обогатившийся наследник, потративший все имущество на билет «в последний вагон», а именно купивший место на Новых островах, где, как он надеется, можно спастись от неуклонно надвигающейся стихии. По пути он встречается с другими пассажирами червя, среди которых девушка, называющая себя ученым. Она хранит тайну до конца, но потом все-таки вынуждена поделиться своим секретом. Хорошая гора — место, куда девушка держит путь — не случайное название в мире, где никогда не было гор. Это якобы космический корабль, который прибило ко дну континента именно в том месте, куда она направляется. Космический корабль, который, возможно, когда-то был домом для их предков, потерпевших крушение в этом мире и вынужденных остаться здесь на долгие века (как намекает автор: землян, которые пустились на поиски других обитаемых планет после гибели Земли). Но так ли это на самом деле? Или это просто разыгравшееся воображение сумасшедшей случайной знакомой? Все это придется выяснить главному герою (и, конечно же, читателю) в режиме страшного цейтнота, когда огонь буквально наступает на пятки, а хрупкому миру приходит конец.
Итог моей рецензии не столько оригинален, как сама повесть «Хорошая гора», но зато, надеюсь, логичен и желаем, – занимательная нетривиальная работа Роберта Рида без сомнения заслуживает высокой оценки и ждет к себе внимания поклонников необычной, смелой на идеи фантастики, и невообразимых, хорошо прописанных миров.
olvegg, 30 октября 2008 г.
Рид в очередной раз подтверждает, что в области миротворчества в научной фантастике ему нет равных. Невероятно чужой, но убедительно правдоподобный мир, охваченный надвигающейся глобальной катастрофой, история одного человека и его попутчиков, пытающихся убежать от конца света... Чуть-чуть не хватило до высшей оценки по первому впечатлению, а по второму — очень даже хватило.