Терри Пратчетт «Шмяк!»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Вампиры | Гномы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
И снова командор Сэм Ваймс оказывается перед непростым выбором! Проблема такова: убивать одного невинного гнома или не убивать? Если убить, то это принесет мир и процветание тысячам людей! А если не убить, то… Впрочем, над этим вопросом надо серьезно подумать!
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Городская Стража»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2006 // Роман фэнтези | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Фэнтези или хоррор (Великобритания) | |
номинант |
Премия Вудхауса / Bollinger Everyman Wodehouse Prize, 2006 // Юмористическая литература | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги: Самая долгожданная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 2 апреля 2024 г.
Истоки конфликта
***
«Шмяк» — предпоследний роман Терри Пратчетта в подцикле «Городская стража».
…на носу празднование Кумской битвы. Битва эта примечательна тем, что столкнула гномов и троллей. Кто из них напал первым – вопрос спорный. Гномы грешат на троллей, ну а тролли катят камни на гномов. В Анк-Морпорке, где много и гномов, и троллей, этот вопрос становится особенно острым. За решение его берётся, конечно же, командор Сэм Ваймс.
Герои. К стандартному набору персонажей наконец-то добавляется… Сэм Ваймс! По сути, уже третий оного имени, учитывая Сэма Ваймса из прошлого (роман «Ночная стража»). И пусть юны Сэм Ваймс пока только угукает и слушает сказки, он позволил Терри Пратчетту слепить из Сэма Ваймса-командора (и стражника!) Сэма Ваймса-отца. Подобная трансформация не может остаться без внимания. Конечно, в канву встроен ещё один новый герой. Точнее, героиня. Вампирша Салли. Но, увы, это героиня одного романа, больше её не будет.
Мир. Изъезженный Анк-Морпорк уже не удивляет. Сцены в Кумской Долине тоже не особо привносят колорита в ворлдбилдин. Зато его привносит вопрос противостояния гномов и троллей. Об этом конфликте было довольно много информации в «Пятом элефенте», и кусками – в том или ином романе. Но именно в «Шмяке» автор углубился в истоки конфликта.
Отдельного упоминания достойны аллюзии на «Властелин Колец» Толкина. «Городская стража» — пожалуй, самый самобытный подцикл Пратчетта. Это уже не сатира, это уже дань уважения. В кубах Терри так и видны палантиры Джона.
Заключение: роман на уровне прочих в «Городской страже». В нём отчётливо (и в романе, и в подцикле!) видна пластичность мира и персонажей. Сэм Ваймс – самый яркий тому пример.
8 Стражей из 10.
alexedin, 13 июня 2022 г.
«Тьма — это не глубина шахты, а состояние сознания».
Давняя вражда двух многочисленных кланов в Анк-Морпорке, отправной точкой которой явились события многовековой давности в Кумской долине, грозит вылиться в прямые столкновения между гномами и троллями. Различные толкования религиозных верований, стремление каждой стороны доказать свою правоту, разжигание вражды внутри кланов — скажите, ну разве не напоминает этот сюжет события, происходящие в современном мире?
Сэм Ваймс, Его Светлость герцог Анкский, командор Городской стражи, легенда Плоского мира, единственный, кто может найти выход из положения, чья фигура в качестве главного сыщика устраивает все заинтересованные стороны. Помимо хорошо нам известных по предыдущим романам героев в Стражу добавляют новых знаковых персонажей, каждый из которых вносит свою лепту в развитие событий. Сюжет подаётся разумными порциями, каждая страница книги «держит», не отпускает, открывает всё новые факты из истории Анк-Морпорке и взаимоотношений между его жителями.
Книга замечательная. Терри Пратчетт со свойственным ему мастерством и иронией в очередной раз создал яркое атмосферное произведение, где переплелись приключения, тонкий юмор и настоящая детективная история. Рекомендую всем!
LinaSaks, 27 июня 2021 г.
Сильные духом.
Я опять буду необъективна, ну нравится мне добрый юмор и ирония Пратчетта. Поэтому почти все его книги у меня на пятерки. Я только цикл про ведьм не люблю, зануды они какие-то.
Я с удовольствием снова встретилась с Сэмом Ваймсом, Моркоу, Ангвой и познакомилась с интересной вампиршей Салли. Посмотрим как она себя в дальнейших историях про стражу проявит.
Мне нравятся истории про неподкупного Ваймса. Он тянет этот локомотив под названием Стража и люди рядом с ним каким-то удивительным образом все же становятся лучше. И более свободными. И преданными. Но вот так подумаешь, а кто после него и немного пугаешься, но может Моркоу все же дорастет до понимания политики не так напрямую, а с лавированием в этих мутных водах. Хотя нельзя сказать, что Ваймс очень уж хорош в этом, но хоть как-то он предугадывает то, что произойдет и почему это происходит именно так.
Я вот никогда не могла понять, а зачем люди угрожают семье того, кого они считают в принципе упрямым ослом. В том плане, что если Ваймс пошел по следу, то он арестует и короля, и патриция, если те виноваты. Это ведь сразу верная гибель, если его семье угрожать. Он ведь найдет и пусть как правильный человек доведет до правосудия, то ведь у него столько людей, которые ему верят и любят, что это глупое существо, которое попыталось угрожать или напасть на его жену и ребенка, просто не выживет. Но вот Пратчетт написал таких недумающих людей и доходчиво показал, что случается с ними. Видимо, он их тоже не очень понимал и решил посмотреть со стороны, ну что у них там в головах-то)
Кратко о содержании книги. Была когда-то старая битва между гномами и троллями, но никто не помнит ни за что она, ни кто победил. Но праздновать это тумаками и драками и те и другие любят. И вот все это безобразие может произойти в Анк-Морпорке. Ваймсу такой расклад не нравится. А тут еще бежит слух, что в гномьих туннелях тролль приложил гнома насмерть. Из музея крадут картину. Появляется навязанный новобранец. Витинари засылает в Стражу проверку. И каждый день в шесть часов вечера Ваймс решил читать сыну сказку и не отступать от этого правила, потому что уступишь в малом — уступишь и в большом. Казалось бы как все это связано и причем тут страшная темнота, сам страх и гномьи знаки призыва тьмы? А при том, когда-то давно тролли и гномы хотели дружить и все битвы вести на доске фигурками, а клеветники, обрушились на них с мечами и остался только один куб с завещанием, который рассказывает всю правду и начинает клубок разматываться и картина проясняться. Но я про все это не хотела бы дальше рассказывать и так спойлером не хилым грохнула, но умный читатель и так это понял бы, но все же, пусть как он распутывается расскажет сам сэр Пратчетт, у него это получилось как всегда захватывающе, ярко и человечно. Он как всегда поет гимн силе духа честного человека. Что такому не страшно ничего, что он в состоянии победить тьму в себе. Что за ним всегда будут стоять люди, которые пойдут за ним, не отступят и помогу не совершить ошибку, если вдруг тьма хоть на мгновение попытается вырваться и завладеть им.
Я люблю книги Пратчетта за их доброту. Для меня это конечно особенно ценно. Поэтому сложно сказать читать или не читать, если вы любите злую сатиру, вам Пратчетт не понравится, а если как я добрую, то он может быть вашим автором, только следует найти в его циклах того героя, кто вам будет ближе всего)
DiegoFreeman, 27 февраля 2020 г.
Книга сложнее, чем прошлые из цикла.
Не в плане чтения – стиль, как всегда, безупречен. В плане заложенного смысла. То ли дело было раньше – и об этом командор Ваймс вспоминает постоянно: четыре стражника против дракона. Или десяток стражников против убийцы с огнестрельным оружием. А сейчас – управление разросшейся до неизвестного количества полицейских Стража. Множество стражников самых разных видов и рас, и появляются всё новые, которых подсовывает соответствующий комитет. Целая комната отчетов и заявлений, которые и не думают заканчиваться. И политические убийства. Когда все всё знают, но ничего не скажут. Когда аресту мешают традиции, религия, убеждения и разные узаконенные неприкосновенности, нарушение которых чреваты не только скандалом, но и войной.
А еще – имя Ваймса, теперь гремящее по всему миру. Все знают — если командор взялся за дело, значит, непременно найдется истинный виновный, а все, кто будет стоять на пути, получат хороших пинков. Пожалуй, именно это, в большей степени, заставляет замышляющих недоброе начать паниковать и рушить собственный план, и добавлять неразберихи в ситуацию.
Поэтому в книге внимание сосредоточено на Ваймсе и его семье. А также на его темной стороне, ярости, подпитываемой теперь не только острым чувством справедливости, но и постоянным ужасом за здоровье жены и сына. Времена изменились и отныне в опасности могут быть не только участники событий, но и их родственники. А кому такое по нраву? Уж точно не командору. И покушение на семью только подогревает его ярость, и вместе с этим – заставляет добавлять хаоса в ситуацию своими прямолинейными и непродуманными действиями.
Вот только в этой истории не хватает всех прочих стражников. Им уделено мало времени, очень мало по сравнению с прошлыми частями цикла, а ведь из тех эпизодов, где они присутствуют, видно, что развитие их как личностей, не остановилось. Они исполняют отведенные им небольшие роли по сюжету книги, работают над его заполнением, но и только. Мы увидим тихое соперничество между оборотнем и вампиром в Страже – в том числе и по отношению к известному рыжеволосому капитану. Узнаем, что у капрала Шноббса появилась самая настоящая, любящая его девушка – и никакого здесь подвоха, она живая и вполне здоровая! Посочувствуем судьбе молодого тролля-любителя всяких запрещенных веществ, который оказался не в том месте и не то увидел; хорошо, что за ним будет присматривать сержант Детрит. Наконец, примем к сведению, что есть в городе древние, догномьи технологии, обладающие безграничными возможностями.
И ведь это не всё, материала хватило бы еще на целую книгу.
Но уж как есть.
В истории также не хватает юмора. Стало всё как-то серьезнее и драматичнее. Забавные, остроумные эпизоды и диалоги есть, и только. Разлетающаяся во все стороны и сгорающая в полете капуста из-за бешено несущейся кареты – не смешно. Это будто само собой разумеющаяся закономерность на Плоском мире. В книге стало больше описания проблем общества и отдельных его групп, прикрытых только оболочкой из привычного фэнтези.
Но при всем при этом, книга замечательна. Да и как иначе? Она интересна заложенными в нее идеями, их реализацией. Общим исполнением. Как всегда – персонажами, которые все без исключения, вплоть до тех, кому просто дали имя и предложили постоять среди массовки с задумчивым или каким-то иным, соответствующим ситуации, видом, высококачественно выписаны. Ситуации, объяснения их, иносказания – все на высшем уровне.
А кроме того, как не вспомнить образ «вопящего маньяка с топором», вопрошающего, где его коровка – сильный, яркий и многое объясняющий? Ради этих объяснений, ряда других, имеющихся в книге, а также просто потому, что книгу написал сэр Терри Пратчетт, «Шмяк!» нужно читать.
Aleks_MacLeod, 7 февраля 2011 г.
С каждой новой книгой Терри Пратчетта создается впечатление, что с годами маэстро становится все более и более серьезным, а юмор в своих произведениях использует скорее по старой памяти. Он там — как Шнобби Шнобс и сержант Колон в Ночной Страже. Без этих двоих Стражу себе и представить невозможно, но ведь, по сути, новые стражники прекрасно справляются и без неразлучной парочки. Так же и с юмором, по сути он — неизменная деталь всех до единой книжек Терри Пратчетта, но вот, например, если убрать все шутки из поздних романов о Страже, то эти романы ровным счетом ничего не потеряют.
Возьмем вот, «Бац!». Последняя на данный момент книга из цикла о «Страже» является крепко сбитым политическим детективом. В Анк-Морпорке опять не спокойно — близится очередная годовщина битвы в Кумской долине, и тролли с гномами начинают косо друг на друга поглядывать. Масла в огонь подливают проповеди гномского духовного лидера грега Бедролома, приехавшего в город за несколько месяцев до начала описываемых событий. И когда начинает казаться, что хуже просто быть не может, кто-то убивает прямо посреди его собственной шахты. На месте преступления найдена дубинка тролля, и гномы не сомневаются, что убийца — тролль. Ваймс должен найти виновника до того, как в городе начнется гражданская война, причем действовать ему нужно крайне осторожно, ибо каждый неосторожный шаг Стражи может вызвать кровопролитие... А тут еще пожаловал с проверкой государственный инспектор, желающий узнать, на что это идут те гигантские суммы, выделяемые в городском бюджете на содержание Стражи. А еще каждый вечер ровно в шесть часов независимо от обстоятельств и складывающейся ситуации Ваймс должен читать своему сынишке вслух детскую книжку «Где моя корова». И никаких опозданий!
Впрочем, как это всегда и бывает, увлекательная интрига — это только один из нескольких слоев, лежащих в основе практически каждой книжки Терри Пратчетта. В обертку детектива сэр Тэренс завернул довольно серьезную мысль о том, на что только не готовы пойти мыслящие вроде бы с виду живые существа ради убийства других существ, хотя бы чуточку от себя отличающихся. В который уже раз Пратчетт отображает на страницах Плоского мира пороки нашего общества — национализм, дискриминация по расовому и половому признаку, межэтнические столкновения, — все то, что Терри видит за своим окном, он отображает и в своем творчестве, но если в Анк-Морпорке удается найти выход практически из любой самой тяжелой ситуации, то до решения тех же проблем в нашем мире еще очень и очень далеко. Хоть заноси все произведения Пратчетта в список обязательного прочтения для всех сильных мира сего, да и то не факт, что поможет.
Еще одна мысль, отраженная в романе, сквозной линией проходит практически через все книги сэра Тэренса, по крайней мере, поздние. Заключается эта идея в выражении, набившем оскомину в «Незримых академиках», но еще достаточно неиспользованном в «Баце» — в поговорке о леопарде, который способен сменить свои пятнышки. Ну или, как говорит Мистер Блестящий, вода камень точит. Речь здесь идет о том, что со временем под влиянием окружающих способны поменяться даже казалось бы незыблемые постоянные величины. Гномы и тролли сходятся за игровым столом, в Стражу поступает первый вампир, феминизация все более и более плотно укореняется в гномском обществе, а Ваймс... Уж с ним-то, казалось бы, ничего не должно было произойти... И гляди же, принял в Стражу вампира, научился пользоваться бесом-органайзером, стал просчитывать политические ходы патриция и, что самое главное, каждый день без опозданий, оправданий и помех ровно в шесть часов вечера приходит домой, чтобы почитать сынишке книжку.
И все же, несмотря на все эти изменения, внутри Сэм Ваймс остался прежним. Пусть и не самым козырным тузом в колоде патриция, но человеком, чье имя имеет вес и авторитет. Сыщиком, которого нельзя подкупить, обмануть, запугать или сбить со следа. Стражником, арестовавшим по обвинению в измене самого патриция. Тем, кого стоит бояться всем преступникам в округе. Героем, за приключениями которого одинаково интересно следить, чем бы Ваймс не занимался.
Сэм занимал одну из главных ролей во всех романах о Страже, но в последних книгах Ваймс занимает все более и более центральную роль. Оно и понятно, какими бы интересными не казались все остальные стражники, им особо некуда эволюционировать. И Шнобби, и Колон, и Ангва уже мало чем способны удивить искушенного читателя, преподнести неожиданный сюрприз могут разве что Моркоу и Детрит, но и их способности все-таки ограничены. А вот Ваймс каждый раз попадает в новую ситуацию, требующую показать себя именно с новой стороны. В «Пятом элефанте» он возглавил дипломатическую миссию, в «Ночной страже» попал в прошлое, в «Баце» примерил на себя роль отца, а в анонсированном на осень «Нюхе» чуть ли не впервые в жизни отправится в отпуск.
И эволюцию в его характере, все изменения, переживания, страхи и надежды сэр Тэренс описывает настолько подробно, детально и внимательно, что понимаешь, что Ваймс является любимым персонажем не только у многих читателей, но и, по всей видимости, и у самого Пратчетта. Поэтому, скорее всего, вряд ли когда-нибудь мы увидим экранизацию какой-нибудь книги из цикла «Стражи», зато можно быть уверенным, что Сэма, в отличие от Ринсвинда, Терри не забудет и продолжит радовать поклонников новыми историями о похождениях бравой Ночной Стражи и ее доблестного командира. Восьмой роман-то точно будет.
Резюме: «Бац» мог бы быть самой мрачной, злободневной и атмосферной книгой из всего цикла про Ночную стражу, однако так и не стал. По уровню жесткости и жестокости он сильно уступает предыдущему роману цикла, а про непростые отношения гномов и троллей Пратчетт уже писал в «К оружию! К оружию!». И тем не менее Терри сумел избежать ненужных самоповторов и в очередной раз продемонстировать свежий взгляд на уже привычные, но не ставшие от этого менее актуальными, проблемы как вымышленного, так и реального миров. Поклонникам творчества автора читать в обязательном порядке.
Дон Румата, 30 июля 2014 г.
Прочитав роман Мервина Пика, я сходу взялся за Борхеса. Так, три маленьких сборника. И когда я закончил второй, душа моя взвопила, а мозг принялся скандировать: «Пратчетт! Пратчетт!! Пратчетт!!! Плоский мир!!!!». Сами понимаете, на такие призывы собственного разума и души не откликнуться нельзя. Уже не в первый раз книги данного автора для меня как глоток воздуха, как ветер в лицо, как вакцина и противоядие.
Нет. Пратчетт не менее глубок и психологичен, и философичен и прочая и прочая. Нет. Просто он умет дать это по-другому. Он умеет говорить о многом серьезном несерьезно. Глубина без мрачности (хотя в данной книге… «мрака» и «глубины хватает»). И все это на подложке юмора и иронии от Пратчетта.
В «Плоском мире» все-таки каждый из нас хоть не много, но отдает предпочтение какому либо из подциклов. Я же большего остальных предпочитаю «Городскую Стражу». И вот.… (Далее следовал абзац с рассуждениями о книге. Но, внутренняя самоцензура заставила его убрать. Оставив только одну строчку.) В разные времена, в разных местах происходят городские бунты, но как же немногим повезло, что где-то когда-то рядом окажется кто-то как Ваймс и его стража. (Все прочтенное между строк, запятых и букв остается на совести фантазеров желающих прочитать, то что не написано).
Ну, то что автор мастер иронии и юмора знают все. И сам не раз восхищался его искусством. А в данной книге встретил абзац в котором гэг содержит иронию на аллюзию юмористического эпизода в пародийном фильме. В одну, много две, фразы уложить различные стили/виды юмора? Браво Автор! (Браво переводу!)
Единственной рекомендацией желающим прочитать эту книгу, может послужить только совет читать весь подцикл в порядке очереди. Ибо Пратчетт это не только юмор, но и развитие персонажей на протяжении подцикла. И порой следить за изменениями в героях не менее увлекательно, чем следить за их приключениями.
Вкусного чтения Вам.
primorec, 8 сентября 2014 г.
Можно было посвятить отзыв Кумской долине и всем «историческим» долинам, полям, рекам и городам мира, чьи названия с завидной регулярностью отыскивают некоторые среди строчек летописей и мемуаров, чтобы высечь огненными буквами на знаменах очередного «крестового похода»...
Можно было бы поговорить о необходимости толерантности и равенстве во всех его проявлениях, чего по-прежнему не хватает Плоскому миру, но в большей степени нашему с Вами...
Еще можно было бы о Страже, которая стоит не только за соблюдение письменных законов, но и за общечеловеческие ценности, как таковые — справедливость и правду в больших и малых делах, и попутно посетовать, что такое пока возможно только в фантастических мирах, а нашему миру до этого...
Можно было бы присоединиться к тем, кто считает, что в «Шмяк» нет новых идей или сюжетных ходов, шутки уже не смешны и все это нами уже читано...
Но я не буду этого делать. Ни по одному из перечисленных пунктов. Вместо этого я остановлюсь на том, что меня поразило и восхитило в этом романе.
Я могу понять мастера в его взгляде на мир. Мои руки тоже порой опускаются, когда день за днем сталкиваюсь с враждебностью, нетерпимостью, алчностью и глупостью. И всего моего жизнелюбия и человеческой веселости порой уже не хватает на то, чтобы воспринимать с иронией происходящее. И это случается все чаще и чаще: мир всегда не таков, каким бы мы хотели его видеть. Оттого со временем ирония, с которой смотришь на мир, становится все более грустной и грустной. Но так хочется, чтобы мир изменился и стал... КАКИМ? Вот в этом вся соль: у каждого свой взгляд, каким он должен быть, и практически невозможно найти в этом вопросе точки соприкосновения.
Но мир, который видит сэр Пратчетт- за глупостью и нетерпимостью – этот мир хорош и для меня. Это такой мир, где Отцы откладывают все свои дела — важные и нужные на любой взгляд — и отправляются читать своим маленьким детям глупые сказки. Это такой мир, где Отцы держат данное Детям слово, и ничто им в этом не помеха. Они остановят войну — ради этого! Они пройдут через каменные стены и победят Тьму в себе — ради этого! Тьма не властна в таком мире над душами и исчезает перед силой детского стишка. Вот такой мир — мир Сэма Ваймса и сэра Пратчетта — мне по душе. Да здравствует мир, где самым важным делом Отцов стала любовь к Детям!
Вот, что я хотела сказать о «Шмяк», грустно-ироничном, но с такой светлой надеждой на то, что Тьму можно победить. И с рецептом для этого.
Осталось сказать только одно. Люблю я, когда о журналистах. Поэтому не могу обойти этот потрясающий диалог:
— Чего тебе тут надо, Отто? — спросил Ваймс. — Пришел зарисовать классический мятеж?
— Нофости есть нофости, командор, — сказал Отто, разглядывая начищенные ботинки.
— Кто тебе проболтался?
— Я просто делайт картинки, командор, — ответил Отто, уязвленно глядя на Ваймса. — Так или иначе, я не сказаль бы фам, даже если бы зналь, потому что у нас свобода слофа…
— Свобода подливать масла в огонь, ты это имеешь в виду? — уточнил Ваймс.
— Для фас это свобода, — сказал Отто. — Никто не гофорит, что это хорошо.
И ЭТИМ ВСЕ СКАЗАНО.
Kobold-wizard, 4 августа 2016 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/786618.html
С того дня, когда я дочитал роман, прошло уже больше месяца. Подготовка отзыва затянулась из-за отпуска и из-за ощущения, что я не готов говорить об этой книге. Теперь мне кажется, что пора черкнуть пару слов.
Тема гномов, троллей, их противостояния и Кумской битвы как одного из самых важных столкновений появилась еще в самом первом романе о городской страже. Этот конфликт позволял увидеть, что в Анк-Морпорке уживаются даже самые непримиримые соперники. Однако, в предыдущих романах Пратчетт все же показывал лишь небольшие стычки на национальной почве, которые неизбежны в быстро растущем городе-государстве. Теперь же миграционная политика патриция может обернуться полномасштабной гражданской войной, останавливать которую должны стражники во главе с командором Ваймсом.
С присущим ему мастерством Пратчетт достаточно интересно раскладывает по полочкам составляющие конфликта. Мы весьма мало знаем о прошлом. Те, кто говорят, что знают, могут назвать себя хранителями традиций, а потому — легко управлять массами. В момент серьезной неуверенности в себе мы рады, если кто-то покажет нам как жить в соответствии с «обычаями предков». Старую вражду легко разжечь с новой силой. Многие, кто раздувает конфликт, не подозревают масштаб последствий. И так далее... В основном, Пратчетт разбирает эти моменты на сообществе гномов. Тролли слишком эмоциональны для подобных концепций, а их старейшины настолько хитры, что неплохо переняли людские обычаи. Мусульманские кварталы против черной мафии Гарлема.
В отношении главных героев Пратчетт предпочел ничего не менять. Как и во многих предыдущих книгах, в стражу со скандалом принимают нового члена, девушку-вампира, что формирует внутригрупповой конфликт. Остальные персонажи проходят по статье «старые, добрые друзья», и это по-своему печально, потому что им стало не хватать жизни. Свежестью повеяло только в финале, когда звучат слова: «Я здесь не для того, чтобы удерживать тьму снаружи. Я здесь для того, чтобы не выпустить ее изнутри». Хотя нечто подобное уже было в «Пятом слоне».
Итого: Прачетт был великий автор, а «Шмяк!» — это действительно хорошая книга. Только этого мало. После «Пятого слона» мне до сих пор хочется взрыва, бьющего и по уму, и по сердцу, а вместо этого меня приглашают в паб, чтобы пропустить стаканчик со старыми друзьями. Это хорошо, и хорошо весьма, но душа требует иного. Пока в итоге шмяк.
Александрович, 10 августа 2014 г.
Сложно найти на диске того, кто не знает ,что такое «Кумская долина». От грязных подворотен трущоб Анк- Морпорка и до лабораторий Клулла известно ,что «Кумская долине не просто каменистая точка на карте. Кумская долина не место где тролли вероломно напали на гномов, а гномы подло атаковали толллей. Кумская долина это символ, религия, мировоззрение и философия троллей и гномов. где бы они не дрались — хоть и в загаженной подворотне у дешёвого кабака — это будет Кумская долина.
Одним из последствия «Кумской долины» стала игра «Шмяк», где игроки должны поочерёдно играть за троллей и гномов, чтобы посмотреть на мир глазами соперника. Забавно, если учесть, что смысл жизни гномов в поиске полезных ископаемых, а тролли из этих ископаемых состоят.
Всё это безусловно занимательно, но приближается очередной юбилей битвы при Кумской долине и городская стража Анк-Морпорка, в котором гномов и троллей более чем достаточно, готовится к очередной исторической реконструкции этой битвы, с неизбежными жертвами.
И как назло, в это время происходить загадочное убийство гномьего грага. Да и тролли, в последние время, слишком подозрительные стали. Болтают про какого-то Блеска. Похоже, этом деле просто необходим Его Светлость Герцог Анкский, Командор Городской Стражи, сэр Семюэль Ваймс, который с головой окунётся в работу, и, с изящностью стенобитного орудий, поймает и покарает виновных. Правда. недавно Ваймс стал отцом, и взял себе за правило читать юному Сему Ваймсу сказку «где моя корова». Плюс, Витинари заставил взять в стражу вампира, и о душевном спокойствии теперь можно забыть. Но разве такие мелочи способы остановить настоящего стражника?
С первых минут чтения становится понятно, что роман получился удачным. Он стал квинтэссенцией всего, что было в предыдущих книгах цикла, совместив в себе заговоры, очередной всплеск тролле-гномского конфликта, интриги в области высокой политики и знакомство с новыми странами.
Из-за этого, у читателя может сложиться мнение, что «Шмяк!» банальное смешение всего удачного из предыдущих романов цикла. Но это далеко от истины. Здесь поднята крайне сложная тема соотношения и сосуществования традиций и инноваций. Она актуальна для всего мира, и особенно для родины писателя – Великобритании, где расстояние меряют футами, пиво пинтами, а сер Уинстон Черчилль приказывал ловить обезьян, чтобы сохранить Гибралтар.
И какого же мнения придерживается Пратчетт? С одной стороны, на страницах «Шмяка!» происходит много перемен – вампир в страже, Ваймс привыкший пользоваться бес-органайзером, гномы и тролли воющие за игровым столом, а не на городских улицах… Но, разве Сем Ваймс стал от этого хуже ловить преступников или потерял свою чувство справедливости? Разве не брали в стражу нелюдей раньше? Неужели гномы и тролли в прошлом не находили общий язык? Или Шнобби Шнобс перестал быть мелким, носатым, трусливым гадёнышем?
«Шмяк!» подобен изделию ремесленника, отточившего своё мастерство годами упорной работы. Есть пара движений вперёд при сохранении привычной атмосферы. И это хорошо.
wax, 29 ноября 2016 г.
А здесь меня больше всего затронул
Ну а кроме этого, опять же, очень тонко вводится та самая *политика* которую терпеть не может наш доблестный начальник стражи.
И иногда думается, что Анк-Морпорк совсем не такой уж и вымышленный город. Очень много схожего с нашим миром. Автор очень тонко и изящно выводит наболевшие проблемы нашего мира на поверхность, используя иносказание, и достаточно колоритных персонажей. И от этого проблемы, к которым ты, вроде бы, уже просто привык, смирился, выступают в новом свете.
kerigma, 20 марта 2014 г.
После долгого перерыва с опаской бралась за очередного Пратчетта — а ну как за годы моего взросления я успела его перерасти, и будет несмешно? Нет, товарищи, так же смешно, как и раньше. Тем более, что это самый любимый мной цикл про Стражу, крайний на данный момент официальный русский перевод.
На этот раз тема — этническое, тскзть, противостояние «малых наций» в Анк-Морпорке, сиречь троллей и гномов. Учитывая, что троллями ПТерри занимался уже в предыдущих вещах (Конане в частности, если не вру), тут пришло время погрузиться в историю и культуру гномов. Очень здорово вышло и даже неожиданно интересно — потому что обычно я читаю ПТерри скорее ради смешных эпизодов, чем ради сюжета в целом, но тут и сюжет получился очень глобального плана, и при этом очень хорошо сделанный. Древняя вражда, великая битва древности, а теперь, в настоящем, вновь ожили старые распри... Плюс ко всему таинственное проклятие, кража знаменитой картины, «глубинные» гномы, проповедующие, что «верхний» мир есть сон и не смотрящие на солнце.
Про гномов, повторюсь, действительно очень интересно: ПТерри нарисовал — достаточно неожиданно — очень интересную и необычную культуру, и, надеюсь, еще к ней вернется. Если до сих пор шутки про гномов и их описания заканчивались отсутствием гендерных различий, то теперь мы знаем про них едва ли не больше, чем про другие расы Плоского мира. Не ожидала, что вся эта часть — про рудничные знаки, социальную иерархию, поверья, принципы и тд — так меня захватит, даже больше, чем остальной сюжет.
Ну а в остальном — Сэм Ваймс, как всегда, на высоте. И все, кого мы любим, включая, конечно, Шнобби Шнобса, тоже. Пожалуй, единственный недостаток романа: в нем маловато Витинари, а в тех трех репликах, когда появляется, не жжет, как обычно.
Переводчик новый (в смысле, не Жикаренцев и не под его редакцией), но прекрасно держит тот уровень. А то я боялась, что это опять будет формат совершенно несмешных сетевых переводов, но нет. И шутки, и имена и названия, и вообще все на месте. Единственное различие, которое заметила: Quirm (откуда Leorand of Quirm) таки переведен как Квирм, хотя в предыдущих переводах был Щеботан, но это не судьбоносно, по-моему.
А в остальном — Пратчетт все так же прекрасен, слава богу!
UAknight, 12 октября 2015 г.
Терри Праттчетт через свои книги всегда тонко иронизировал человеческие проблемы и недостатки и делал это весьма мастерски. «Давняя вражда двух стран. кланов, людей из-за какого-то то пустяка, случившегося много лет назад» — к сожалению эта тема всегда актуальна для нашей цивилизации. Актуальна она и в городе Анк Морпорке, где гномы и тролли вдруг вспомнили свои давние обиды друг на друга. И вот здесь Городской Страже придется всерьез поломать голову над тем, как бы эту ситуацию спасти и избежать кровопролитной войны.
Понравились новые персонажи, особенно вампирша! Очень любопытно наблюдать на её взаимодействие с оборотнем Ангвой, как меняется их отношение друг к другу по ходу повествования. Как всегда радуют «проверенные» стражники. Меня очень забавляет романтическая линия Шноби, действительно похожая на реальную историю отношений. А чего стоит Ваймс, который показывает себя не только как превосходный лидер стражи, но и как примерный отец маленького Сэма. А момент с участием Смерти заставил меня неприлично себя вести, настолько мне было смешно!
Сюжет подается разумными порциями, и держит читателя «у книги». Писатель как бы сохраняет интригу в тени, и сложно сказать куда приведет тебя следующая страница. И этот элемент загадочности проходит красной нитью по всей книги. Еще больше этой приятной атмосферы я смог почувствовать читая книгу на английском языке.
Именно за такие книги мы всегда будем помнить Великого Терри. Это настоящий волшебник и второго такого не будет. Так что читаем, господа!
komatoznik, 28 сентября 2015 г.
Не думайте о цыплёнке.
Все началось с одного «шмяк!»
Сколько таких «шмяков» случается на старых добрых и вонючих (такой родной вонью) улицах Анк-Морпорка не счесть. Однако этот был особенным. Не только из-за того, что он имел место под Анк-Морпорком, но потому привел к новой вспышке многовекового конфликта. Надвигалась годовщина Кумской битвы. Что?.. Какая еще Кумская битва? Стыдитесь своего незнания истории! 200 лет назад в Кумской долине гномы/тролли устроили подлую предательскую засаду и напали на троллей/гномов. (Выберите нужный вариант в зависимости от вашей расовой принадлежности либо личных симпатий). И с тех пор нам всем прекрасно известно, что не следует, ой как не следует доверять этим низким гнусным/большущим неотесанным подонкам. (Ваш выбор по тем же критериям). Так вот, накануне годовщины Кумской битвы находят труп многоуважаемого/презренного глубинного гнома, а рядом дубину, которая, естественно/ничего подобного, может принадлежать только/вовсе не троллю. Еще чуть-чуть, и Кумская битва вот-вот разразится в Анк-Морпорке. И тогда...
Они будут гореть...
Правда, городская Стража в лице цыплёнка Сэма Ваймса другого мнения.
«Шмяк!» подобен другим «поздним» романам о Плоском мире. Юмор в них теряет озорную окраску и становится степенным. Вновь поднимается антивоенная тема, на этот раз на фоне межэтнических, межрасовых конфликтов, то есть, тех самых, где глупость проявляет себя наиболее ярко. Что вижу за окном, о том и пишу, очевидно, таким методом пользовался сэр Терри Пратчетт. Плоский мир с его проблемами далеко не идеален, но сделайте свои выводы, если нам снова и снова хочется сбежать туда. Может быть, однажды даже удастся, ведь удалось же Шнобби Шноббсу найти сногсшибательную подружку. Ох, да, не удивляйтесь, и такое бывает. Бывает, что все — тайна картины безумного художника, тролль-наркоман, клыкастое пополнение Стражи, загадочный мистер Блеск, очень полезный бесенок, гномьи пиктограммы, смерть, ставшая светом, долг отца ровно в шесть, коровка, бегемотик и цыплёнок — взаимосвязано. Итак, все началось в темноте с одного «шмяк!»...
Я предупреждал вас.
Теперь цыплёнок придет.
Yazewa, 1 апреля 2015 г.
Огромное удовольствие от чтения. Может быть, потому что я давненько не читала Пратчетта (именно так, в единственном числе, потому что только что прочитанные соавторские Бесконечные Земли и Бесконечные Войны оказались совсем не тем...).
Замечательный, очень своеобразный и, похоже, весьма достойно переведенный авторский юмор — это нечто особенное. Именно в сочетании с таким — почти лаконичным! — стилем. Великолепно выписанные персонажи, все до единого: невероятно живые, с яркими характерами...
Немного не понравилась мне предсказуемая, слишком мимишная концовка. Но это — сугубо моё мнение, конечно.
И всё это — на фоне огромного сожаления, что Автор замолчал навеки.
IPSE2007, 2 января 2014 г.
Отличная книга. Прэтчетт растет от романа к роману. В последних произведениях это видно как никогда. Наверное, последняя «легкая» книга сэра Теренса был «Санта-Хрякус» хотя и тут можно полемизировать. Рассказывать об очередном переводе книги Прэтчетта — просто ломать удовольствие от первого прочтения тому, кто её не читал. Я не настолько безжалостен. Стоит отметить, что книга великолепна, хотя и тяжелее для восприятия и требует знания прошлых романов серии. И вот по этому поводу «с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить». Очень жаль, что издательство подошло к переводу и вычитке текста халатно и большой минус переводчику. На сколько я помню, перевод предыдущей изданной на русском языке книги Прэтчетта осуществлялся этим же переводчиком. Большая часть предыдущих книг выходили под редакцией Жикаренцева, который был в состоянии убирать огрехи перевода, что в последних книгах не было сделано. Вспоминается Смерть женского рода в «Пехотной балладе» и Щеботан ставший Квирмом, «Правда» ставшая «Таймс» и другие режущие глаз отличия.
Я прекрасно знаю, что в оригинале газета называется «Таймс», но отлично сделанный перевод книги «Правда» и удачно разместившееся в нашем культурном поле название «Правда» дает такому названию полное право на жизнь.