fantlab ru

Чарльз Стросс «Дженнифер Морг»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
113
Моя оценка:
-

подробнее

Дженнифер Морг

The Jennifer Morgue

Роман, год; цикл «Прачечная»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Его зовут Говард. Боб Говард. Он – программист и время от времени полевой агент в Прачечной, подразделении Секретной службы Ее Величества по борьбе с оккультными угрозами. На этот раз его отправляют на побережье Карибского моря. Говард должен проникнуть на яхту миллиардера, который хочет поднять подлодку, затонувшую в этом районе много лет назад. На ней когда-то пытались установить контакт с миром мертвых, но вместо этого экипаж привлек к себе внимание зловещей подводной расы, которая и прекратила эксперимент самым радикальным способом. Теперь древние вновь обратили внимание на людей, и Говарду нужно предотвратить глобальный катаклизм. Правда, есть одна проблема: когда в напарницах у тебя суккуб, а за каждое действие ты несешь личную финансовую ответственность, спасти мир очень непросто.

«Дженнифер Морг» — это парадоксальное сочетание романов Йена Флеминга о Джеймсе Бонде и вселенной Говарда Филлипса Лавкрафта… невероятно умная приключенческая книга, искрящаяся юмором и любовью к жанру шпионских романов.

© Издательская аннотация
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Прачечная»


Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2007 // Роман фэнтези

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Лихтенштейн (1)

Дженнифер Морг
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга из цикла оказалась не хуже первой. Собственно, она ее практически повторят — злобные злодеи хотят впустить в наш мир хтоническое нечто, а главный герой хакер-некромант пытается им помешать.

Правда, отличия все же есть. Первая книга была вдохновлена Дейтоном (никогда не читал) и стебалась над офисными шпионами и казенной бюрократией, то эта книга вдохновлена Флеммингом. И не просто вдохновлена. Я люблю всяческого рода отсылки и оммажи, но тут Бонда столько, что временами кажется, что это-то ли плагиат, то ли треш-пародия. Даже сюжет книги нарочито бондовский (так надо). Возможно, будь я фанатом Флемминга, меня бы вся эта бондиана так сильно не утомила бы под конец.

Впрочем, книга зайдет и не фанатам Бонда. Кроме миллиарда отсылок тут есть динамичный сюжет с интригующими твистами, хороший юмор и все тот же необычный сеттинг из первой части. Если понравилась первый том, второй можно читать смело.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые книги из цикла про Прачечную были очень хороши, а эта совсем не понравилась. Вероятно, дело в том, что предыдущие вещи были вдохновлены Леном Дейтоном с его обстоятельной бытовухой и бюрократией в стенах спецслужб, а здесь пародируется флеминговский Джеймс Бонд, которого я плохо знаю и не особо люблю.

Честно следуя бондовской стилистике, сисадмин Боб (абсолютно ни с хрена отправленный начальством на ответственное боевое задание, в котором он по определению ничего не понимает) всю книгу бесцельно рассекает по Карибам на модном автомобиле, полном Секретных Устройств, в обнимку с Роскошной Блондинкой, и время от времени с ним случаются автомобильные погони, перестрелки, драки на земле и под водой. Все это, честно говоря, очень бестолково и скучно.

Ближе к финалу читателю поясняют, что все не просто так, это герой специально копирует всю идиотию бондовских фильмов, т.к. это единственный способ забороть коварного миллиардера, который в свою очередь копирует всю идиотию бондовского суперзлодея — плавает на яхте размером с крейсер, много играет в казино, зловеще смеется и гладит белого персидского кота. Типа, если ты ведешь себя как злодей из фильма про 007, то ты становишься неуязвим для всех, кроме самого 007.

Короче, допускаю, что любители бондовского кино оценят юмор и опознают отсылки, но мимо меня книга прошла где-то в километре, как и исходные фильмы.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то добрался до продолжения приключений Боба Говарда, программиста-оккультиста из британской Прачечной.

Пролог-замануха о неудачной попытке подъёма затонувшей советской подводной лодки.

Гомерически смешная открывающая сцена поездки гика-шпиона по немецким автобанам на миниатюрном Смарте задаёт легкомысленную интонацию всему роману.

Боб приехал в Дармштадт на скучную межведомственную конференцию по предотвращению будущего апокалипсиса под кодовым названием ЗЕЛЁНЫЙ КОШМАР, а вляпался в сложнейшее задание с красоткой-Глубоководной, да вдобавок одержимой демоном — за неделю спасти западную цивилизацию.

В подручных два ещё более продвинутых кибермага — геи Пинки и Брейн.

«На самом деле мы живем в мультиверсуме – комплексе вселенных, взаимосвязанных настолько слабо, что они слегка протекают друг в друга на уровне квантовой пены в пространственно-временном континууме.»

Невероятно запутанная многоуровневая шпионско-оккультная интрига. Злодей-миллиардер, интересы американской спецслужбы «Чёрная комната», британской «Прачечной», Глубоководных. И в центре переплетения — разыгранный втёмную Боб Говард, который должен пройти казалось бы архетипичный кэмпбелловско-флеминговский Путь Героя/Шпиона. И чем меньше Боб знает, тем больше шансы на успех.

Круто, динамично, с юмором. Гикам любого поколения будет крайне просто проассоциировать себя с героем «Дженнифер Морг».

Много деконструкции бондианы, гаджетов и чуть-чуть мифологии Лавкрафта.

Отлично написаное неглупое развлекательное чтение!

Стросс держит планку!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Состав: «Прачечная» Стросса; мифология агента ОО7 в фильмах; маринистика; вселенная мейк-ап маркетинга; винда-против-линукса-рассудка-и-свободы — 2005; злая дружба; холодная война в фактах и головах; чуть лавкрафтианства.

Показания к применению: интеллектуальный фэнтези-боевик, проблемы глубоководных погружений и приколы над Джеймсом Бондом.

Противопоказания: сильная аллергическая реакция на компоненты; пробелы насчет гейса, мадам Батори и «Хьюз Гломар Эксплорер».

Форма выпуска: АСТшная средняя безальтернативная.

Взаимодействие с другими препаратами: серьезнее первой части, меньше гэгов о бюрократии, больше накала, Боб Говард заматерел и строит серьезные отношения на зарплату госслужащего. Привкус ретро сильнее, в задорном взгляде на СПЕКТР из Приднестровья уже столько истории, что веселит не слишком. Насчет спецслужб Стросс не романтик и непонятно, сильнее злит его пауэрпойнт или Йен Флеминг. «Салага» не впечатлил, так, легкое упраженение на тему геймерства.

Побочные эффекты: тоска по продолжению цикла.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В костюме неудобно. Водка-мартини на вкус как политура. Денег, чтобы просадить в казино – нет, а за те что есть, потом надо отчитаться. Причина «Проиграл в казино» не срабатывает. Пистолет – не подходящее оружие. Вместо нормально авто выдали Смарт, который надо будет еще вернуть в арендную фирму. Коллег зазомбировали презентацией в PowerPoint. Местный контакт – сумасшедший, застрявший в 60-х, старик. Очередной миллиардер-мегаломаньяк хочет уничтожить мир. В голове засела одержимая демоном убийца из союзной разведки. В галстуке-бабочке – две флешки с хакерским софтом, в кушаке – клавиатура, а вместо шнурка миниатюрный стомегабитный кабель. Какое время, такие и Джеймс Бонды.

Первый том «Прачечной» был очень остроумной гиковской фантастикой (а может и пародией) на шпионский боевик. Прачечная, Британская шпионская организация, боролась с культистами, древним злом, тёмными магами и очень одаренными математиками. В этом мире, чтобы прорвать завесу между мирами, достаточно довести нужную математическую теорему. Главный герой – Роберт Говард, простой сисадмин, отправлялся работать «в поле». Это было очень весело.

Вторая часть не только качественное продолжение, но и способ сделать мир «Прачечной» еще более объемным и цельным. Сюжет здесь простой, о нем я говорил чуть раньше. Миллиардер хочет достать древний артефакт из морских глубин. Океаны – территория глубоководных, с которыми люди находятся в состоянии шаткого равновесия. Боб, единственный агент с нужным набором навыков, который оказывается под рукой. Простенькая история на проверку оказывается той еще мешаниной двух- и трехуровневых планов, двойных агентов, неожиданных твистов. И все это стилизовано под «Бондиану». Больше того – эта стилизация сюжетно обоснована! Радуют и другие отсылки на поп-культуру и не только. Моим фаворитом стала скрипка от Эриха Цанна с подключением в Гильбертовом пространстве – смертельное оружие.

Написано все это динамично, ярко и с юмором. Положительные персонажи приятные, отрицательные – те еще мрази, так положено в «Бондиане», камон. Шутки не «ахахаха, ору», но пару раз заставят улыбнуться. Смарт, как машина супершпиона? Инструктаж во сне, потому что оригинальная версия инструктажа самоуничтожилась? Лютая ненависть, как же я это понимаю, к PowerPoint?

Получился шпионско-оккультный боевик, сюжет которого, вроде и катит по проложенных давным-давно рельсам, но удивляет внезапными поворотами и трактовкой тех самых рельс.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение цикла про Прачечную — не самую типичную секретную организацию и её агентов. Одновременно большое посвящение историям о Джеймсе Бонде — автор в полной мере использует штампы и архетипы, не упуская случая порой вывернуть их наизнанку.

В этой книге соединился странноватый мир математически-компьютерных оккультных наук, древние существа из морских глубин, бюрократия, безумный злодей-миллиардер с белым котом, чары, заставляющие героев играть не свойственные им роли, и общая атмосфера боевика о Джеймсе Бонде. История, пожалуй, более легкая в сравнении с предыдущими частями цикла — сказывается уже имеющееся знакомство с миром и общая канва сюжета с яхтами, роковыми красотками и технически навороченными машинами.

Из условных недостатков могу отметить то, что персонаж, от чьего лица ведется рассказ, большую часть времени почти ничего не знает, его постоянно используют втёмную, так что количество странных и нелогичных приказов и действий превышает некоторую критическую отметку. Добавим сюда не самые понятные принципы мира, где просто нельзя предугадать заранее — что возможно, а что нет. Где-то к середине история постепенно вырисовывает свой каркас и обретает больше смысла — но до этого момента ещё нужно дойти.

Хотя итоговое полотно мне понравилось — достаточно легкая, законченная шпионская история. К тому же успевающая помимо основного сюжета развить отношения уже знакомых персонажей.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценка между 7 и 8 баллами, но что поделать, равнодушна я к Джеймсу нашему Бонду, поэтому всё-таки 7.

Приключения Роберта Говарда продолжаются. На этот раз тайная правительственная служба по борьбе с оккультным оружием Прачечная столкнулась с угрозой поднятия на поверхность частным, очень богатым и эксцентричным лицом артефакта подводной расы военного назначения. Если «Каталог катастрофы» писался с мыслью о писателе Лене Дейтоне, то «Дженнифер Морг» — о Яне Флемминге, авторе бондианы. Форма и содержание вполне предсказуемо стилизованы под Бондиану: Карибские острова, шикарные казино, яхты, пляжи и женщины, двойные и тройные агенты, технические шпионские приблуды в галстуке, каблуке, поясе. Сюжетно это обилие перестрелок, погонь, из которых герои ускользают в последнюю секунду. Я к Бондиане совершенно равнодушна, поэтому мне хотелось побольше собственно «прачечного» основного сюжета, но сам роман построен так, что этот сюжет не в главном фокусе. Поэтому 7 баллов.

В целом, достойное продолжение серии. Легко и быстро читается, увлекательно, динамично. Но у меня осталось ощущение избыточности.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весь цикл Чарльза Стросса «Laundry files» строится на совмещении элементов шпионских романов, мистических ужасов и компьютерного юмора, но в то же время каждая книга строится из разного набора составляющих, поэтому романы существенно отличаются друг от друга. Если в «The Atrocity Archives» делал упор на мистике и романах в стиле Лена Дейтона, действие развивалось неспешно, а количество компьютерных и математических терминов выносило мозг неподготовленному человеку, то в «Дженнифер Морг» дела обстоят совсем по-другому. Это легкая пляжная история в лучших традициях произведений Яна Флеминга, где на первый план выходят шпионские похождения, а мистика и компьютерный слэнг играют вспомогательную роль. Причем дух Джеймса Бонда не просто витает над страницами книги Чарльза Стросса, но играет важную роль в развитии сюжета. По сути, Чарльз намеренно выстраивает рассказ в соответствии со всеми законами фильма об агенте 007, и не то что читатель, но сами герои проводят параллели с творениями Флеминга. Однако при этом не стоит думать, будто Строссу нечем удивить давних поклонников жанра шпионского романа.

Все-таки Боб Говард – это не Джеймс Бонд и никогда им не станет. Конечно, читатели с самого начала подозревают, что несмотря на все попытки превратить Боба в обаятельного шпиона в солидном костюме с красоткой под рукой и кучей козырей и гаджетов в кармане, Говард так до конца и останется гиком-компьютерщиком, как рыба в воде себя чувствующего за экраном монитора в компании с бутылочкой «Маунтин Дью» и банкой «Принглс». Но они даже не подозревают НАСКОЛЬКО Боб не агент 007.

Как уже упоминалось выше, сюжет развивается по всем законам жанра шпионского романа, но с парочкой припасенных Строссом сюрпризов. Роман объемнее предыдущей книги, действие более насыщенно, а события развиваются куда динамичнее. По сути, «The Atrocity Archives» при всех своих достоинствах оставается достаточно специфическим чтивом, а вот уже «Дженнифер Морг» способна приглянуться куда большему количеству читателей.

«Дженнифер Морг» поддерживает впечатление, что Строссу очень хорошо удается передать в своих произведениях атмосферу Холодной войны. Чарли явно очень хорошо ориентируется в теме, не зря же весь сюжет романа отталкивается от одной имевшей место в реале операции под кодовым названием «Проект Азориан» (он же «операция Дженнифер»), в ходе которой ЦРУ пыталась поднять с тихоокеанского дна затонувшую советскую подводную лодку. При этом автор довольно прохладно относится к США, выставляя американских персонажей романа в довольно неприглядном свете. Примечательно, что при всем при этом Чарли предпочитает публиковаться в Штатах.

К слову, ключевое различие «Дженнифер Морг» с классическими шпионскими романами заключается даже не в том, что Боб Оливер Френсис Говард (отсылка даже не к родителю Конана, а к циклу рассказов Саймона Травальи «Ублюдок-оператор из ада») категорически не годится на роль агента 007, а в месте женщины во всей этой истории. Обыгрывая и всячески высмеивая штампы с многочисленными подружками Бонда, Стросс какое-то время вроде следует заданным родоначальниками жанра правилам игры, однако затем существенно их меняет. И если обычно девушки достаются главному герою в качестве временной передышки, промежуточного достижения или финального триумфа и никогда не появляются в следующих частях, то возлюбленная Боба Мо не собирается никуда уходить или кому-то уступать своего парня. Да и статичным персонажем ее назвать нельзя, хотя свою важность для сюжета она покажет только в самом конце.

Резюме: Довольно неплохая дань уважения Яну Флемингу и хорошая стилизация под шпионские романы и фильмы о Джеймсе Бонде. Копируя, обыгрывая и временами даже высмеивая привычные с детства штампы, Стросс все-таки не скатывается в одно только повторение давно известного и выстраивает прочное повествование, замешенное на шпионаже, мистике, хорроре и компьютерном юморе.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх