Чарльз Стросс «Прачечная»
«Прачечная» — это серия романов Чарльза Стросса, в которой сочетаются ужасы в духе Лавкрафта и элементы шпионского триллера, разворачивающиеся на фоне громады британского государственного ведомства, осуществляющего контроль над сверхъестественными угрозами. Серия технически и научно детальна, сочетает в себе мрачный юмор, а также оккультизм с сильной ноткой сатиры на правительство и офисную культуру.
Серия разворачивается в современном мире, очень похожем на наш, за исключением того, что магия реальна и основана на математических вычислениях. «Прачечная» — это прозвище секретного британского агентства, официально известного как «Служба Прачечной», которое занимается оккультными угрозами и защитой общественности от паранормальных опасностей, подстерегающих в тенях. Агентство действует под огромным количеством бюрократии и секретности, что иронично отсылает воображение читателя к рутине правительственной работы.
Книги цикла «Прачечная» исследуют темы власти, сущности бюрократии и обезличивающего влияния институциональных структур. Они также затрагивают этические дилеммы, вызванные использованием магии, а так же исследуют компромиссы между личными свободами и национальной безопасностью. По мере развития серии ужасы и напряжение растут, а тон повествования смещается в сторону более темной атмосферы.
Данный цикл книг подойдет читателям, любящим сочетание шпионажа, космического ужаса и сатирического юмора, в особенности тем, кто ценит технологически грамотный и научно обоснованный подход к магии и сверхъестественному.
В [квадратных скобках] указано время действия произведений, согласно сведениям с авторского сайта.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2019 // Цикл книг | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2024 // Цикл книг |
Похожие произведения:
Шимун Врочек
«Война-56. Книга 1. Зов Лавкрафта»
(2022, роман)
|
|
|
Аркадий и Борис Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу»
(1965, повесть)
|
|
|
Грег Иган
««Индустриальная алгебра»»
(1995, цикл)
|
|
|
Грег Иган
«Тёмные целые»
(2007, рассказ)
|
|
|
- /языки:
- русский (2), английский (22), украинский (1), польский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (24), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- П. Брайтер (1), Е. Лихтенштейн (2), И. Перс (1), Б. Стасюк (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нифонт, 23 сентября 2023 г.
Я долго к этому шёл. Перефразируя известный мем, нельзя просто так взять и прочитать «Прачечную» в оригинале. Мало того, что объёмы — дюжина книг, не говоря о повестях и рассказах! — пугает ещё и техническая сторона, ведь автор без зазрения совести сыплет айтишным жаргоном. Но в конце лета (с заходом на начало осени) я выкроил время, собрался с могуществом — и наконец заценил до конца... вернее, догнал до онгоинга, но тоже нехилое достижение.
Не пожалел.
Что о чём? Записывайте рецепт: лавкрафтианский ужас, шпионский детектив, производственный роман, тайная правительственная служба с невменяемой бюрократией, нёрд-некромант в главных ролях, щедро заправить чисто британским юмором, подать к столу — shaken, not stirred.
Написано очень добротно. Нельзя сказать, что Стросс прям отличный стилист — он пишет живо и со множественными отсылками к мемам и прочей масскультуре, но отсылки эти очень уж типовые, так что его протагонисты могут отличаться мировоззрением, но почти неотличимы по языку. Тем не менее, нельзя не отметить дьявольски остроумные каламбуры — товарищ Лихтенштейн проделал мастерскую работу над первыми двумя томами, но если дело однажды дойдёт до следующих, я откровенно ему не завидую: Стросса приятно читать, но поистине кошмарно переводить. Не Джойс, конечно, но аббревиатура PHANG всяко способна добавить толмачу седых волос. Или милые диалоги в духе: «Do you pray? — Yes, but I spell it differently.»
Но самый кайф, конечно, в мироустройстве. Ещё до того, как был сформулирован закон Кларка, его вовсю применял Говард Лавкрафт — а Стросс перетащил лавкрафтианскую нечестивую науку в условия набирающей обороты компьютерной сингулярности. По сути, на всём протяжении «Прачечная» остаётся научной фантастикой, какая бы дичь не вылезала на свет из-за эшеровских углов. Конечно, не сказать чтобы твёрдой НФ — даже мне, гуманитарию, понятно, что «наблюдатель» в квантовой физике не имеет _ни малейшего_ отношения к человеческому разуму — но, стоит принять базовые допущения... и весь происходящий угар оказывается весьма логичным. При этом дополнительно приятно, что цикл имеет дело с _компетентными_ специалистами, которые со знанием дела защищают страну и планету от трансцендентных кошмаров, не отвлекаясь на межведомственную конкуренцию, распил бюджета и прочие глупости. Ну, почти не отвлекаясь — в начале такое, смеху для, всё-таки было, потом Стросс с этим завязал... позже вернул уже для полноценной драмы, но как, где и когда — спойлерить не стану.
В первых томах «Прачечная» вообще дьявольски смешна. Над шутками хохочешь в голос, а сердце прожжённого лавкрафтианца радуют пассажи про «что-то сквамозное и ругозное». Со временем, однако, цикл становится серьёзнее, масштабнее и существенно темнее. Каламбуры и шутки остаются, но отходят на второй план, по мере того, как кризисы становятся страшнее, звёзды занимают верное положение, а протагонисты набивают шишек и опыта. Вселенная темна и полна ужасов, рассмотреть её глазами одного героя уже не выходит, и со временем Боб отступает на второй план, и мы видим уже целые книги, сфокусированные на совсем иных персонажах — некоторые из них знакомы уже по первой книге, хотя на тот момент уж точно ничто не предвещало.
Впрочем, начало многого не предвещало. Да, мы ещё с «Бетонных джунглей» знаем, что всё идёт к ЧАСУ ЗЕЛЁНЫЙ КОШМАР, когда пробудятся Великие Древние и начнётся настоящая потеха... Но о том, как это будет происходить, и что случится в промежутке, остаётся только гадать — и догадки ваши наверняка попадут пальцем в небо. Ладно, что Стросс вдобавок к зомби притащил в свой сеттинг и вампиров («Не глупи, все знают, что вампиров не существует») — пха, по ходу дела персонажам предстоит иметь дело с
Короче говоря, автор постоянно экспериментирует — и это идёт серии на благо, не давая погрязнуть в самоповторах, раскрывая мир с разных углов и просто позволяя циклу _развиваться_. Хотя не все эксперименты, конечно, одинаково хороши. Вершиной цикла, на мой вкус, стал «The Delirium Brief», и следующий том тоже держал высокую планку — а вот вбоквельная трилогия «Tales of the New Management» показалась мне довольно... гм, спорной. Не то чтобы она плоха — по меркам цикла крепкий средний уровень — но несколько излишня, а хуже того, избыточна. Не удаётся отделаться от мысли, что Стросс мог бы сократить лишние навороты и уместить эту историю в единый том, довольно увесистый, но менее утомительный. К тому же здесь он начал слишком сильно полагаться на совпадения, даже не подкрепив никаким обоснуем из области вероятностной магии, а это не лучший подход.
И всё-таки в целом впечатления от цикла остались самые приятные, TNM не сумели их испортить. Язык, мир, персонажи, сюжетика — всё на высоте, не шедеврально, но очень крепко и увлекательно сработано. Интеллект, что называется, не спрячешь. Автор в блоге пишет, что осталась ещё пара-тройка томов, чтобы довести основную сюжетную линию до ума. Ну, дай-то Чёрный Фараон (йа! йа!)! Буду ждать последующих книг и завершения этой чудесной лавкрафтианы нового века. Даже если ради этого действительно придётся пережить ещё один том TNM 8)
Кокша, 5 декабря 2022 г.
Надежда не оправдалась. В общем и целом интересно, но когда вчитался, так сказать раскушал, все резко закончилось. Столько научно-технической терминологии, заковыристых слов и ... все. Так показалось, что автор вдруг заскучал над своим произведением и быстренько свернул повествование.