fantlab ru

Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
1136
Моя оценка:
-

подробнее

Девушка с татуировкой дракона

Män som hatar kvinnor

Роман, год; цикл «Миллениум»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 99
Аннотация:

Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не даёт покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку — поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берётся за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Как связано давнее происшествие на острове с несколькими убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? При чём здесь цитаты из Третьей Книги Моисея? И кто, в конце концов, покушался на жизнь самого Микаэля, когда он подошёл к разгадке слишком близко? И уж тем более он не мог предположить, что расследование приведёт его в сущий ад среди идиллически мирного городка.

Входит в:

— цикл «Миллениум»


Награды и премии:


лауреат
Стеклянный ключ / Glasnyckeln, 2006 // (Швеция)

лауреат
Премия "Криминальный триллер" / Specsavers Crime Thriller Awards, 2008 // Международный автор года

лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2009 // Детектив или триллер года

лауреат
Премия Барри / Barry Award, 2009 // Лучший криминальный роман, опубликованный в Великобритании. (Швеция)

лауреат
Премия Макавити / Macavity Awards, 2009 // Лучший дебютный детективный роман (Швеция)

лауреат
Премия Барри / Barry Award, 2010 // Лучший детективный или криминальный роман десятилетия. (Швеция)

Номинации на премии:


номинант
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2008 // Международный кинжал. Швеция (перевод Reg Keeland)

номинант
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2008 // Дебютный роман (перевод со шведского Reg Keeland)

номинант
Премия «Переводной роман» (Translation Mystery Award) / 翻訳ミステリー大賞(ほんやくミステリーたいしょう), 2009 // Главный приз (перевод ヘレンハルメ 美穂, 岩澤雅利)

Экранизации:

«Девушка с татуировкой дракона» / «Män som hatar kvinnor» 2009, Германия, Дания, Швеция, Норвегия, реж: Нильс Арден Оплев

«Девушка с татуировкой дракона» / «The Girl with the Dragon Tattoo» 2011, США, Германия, Швеция, Великобритания, реж: Дэвид Финчер



Похожие произведения:

 

 


Девушка с татуировкой дракона
2009 г.
Девушка с татуировкой дракона
2011 г.
Девушка с татуировкой дракона
2012 г.
Девушка с татуировкой дракона
2013 г.
Девушка с татуировкой дракона
2013 г.
Девушка с татуировкой дракона
2014 г.
Девушка с татуировкой дракона
2014 г.
Девушка с татуировкой дракона
2015 г.
Девушка с татуировкой дракона
2019 г.
Девушка с татуировкой дракона
2019 г.
Девушка с татуировкой дракона
2019 г.
Девушка с татуировкой дракона
2021 г.
Девушка с татуировкой дракона
2023 г.

Аудиокниги:

Девушка с татуировкой дракона
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Män som hatar kvinnor
2006 г.
(шведский)
The Girl With the Dragon Tattoo
2008 г.
(английский)
Män som hatar kvinnor
2009 г.
(шведский)
Män som hatar kvinnor
2009 г.
(шведский)
The Girl With the Dragon Tattoo
2009 г.
(английский)
The Girl With the Dragon Tattoo
2010 г.
(английский)
Чоловіки, що ненавидять жінок
2010 г.
(украинский)
Män som hatar kvinnor
2011 г.
(шведский)
Män som hatar kvinnor
2013 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле и не думала читать данное произведение, почему-то у меня сложилось впечатление, что это будет обыкновенный боевик. Книгу мне подарили, тут уж грех не прочитать и с первых же страниц я была приятно поражена стилем написания и профессионализмом автора. И ведь роман-то начинается с загадки, после чего нельзя не продолжить читать, при том ломая голову над ней.

Сюжет продуман великолепно, но мне показалось, что такая детализация романа направлена на увеличение количества страниц, потому как если опустить все подробнейшие детали, то и на роман уже тянуть не будет. Когда только начинаешь читать, все эти детали не напрягают, наоборот, помогают лучше увидеть то, что хотел показать сам автор, но чем дальше, тем сложнее, просто начинает немного утомлять. И собственно, если так подумать, то самого экшена в книге самая малость, зато какого... извращенцы и убийцы — неожиданный поворот.

Личность Микаэля Блумквиста не вызывает особого интереса, он показан обычным журналистом, борющимся за свои права, а вот Лисбет Саландер интереснейший персонаж, начиная от внешнего вида и заканчивая мыслями, что обитают в её голове. Имея уникальные способности и талант, она считается себя выродком, что явно свидетельствует о психологической атаке внешнего мира на её сознание. Закрытая и нелюдимая, Лисбет впервые начинает доверять человеку, влюбляясь в него, старается изменить обычный поток своей жизни — и на тебе! Совершенно невероятный и непредсказуемый финал, хотя, конечно, можно было такое предположить, но автор явно к концу повествования пытался доказать читателю, что они наладили свои отношения — и хэппи энд, ан нет. До сих пор не могу понять, как сам автор не запутался в семействе Вангер, я наверно только к середине книги, начала более или менее разбираться кто есть кто, история их семьи более чем непредсказуемая и понимаешь, как сложно было автору всё это выстроить, чтобы увлечь читателя, и ему это удалось.

Книга прочтена на одном дыхании, если можно так сказать, залпом. Появилось желание не только посмотреть фильм (в обоих версиях), но и купить остальные две книги, и узнать, что же дальше будет делать неадекватная Лисбет?!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не читал детективов. Наверное, с детства. Путь, который привел меня к Стигу Ларссону, довольно прямой – посмотрел экранизацию с Дэниэлом Крэйгом. Фильм великолепен, теперь хочу ознакомиться с более ранней киноверсией.

А теперь, собственно, по книге.

Из плюсов: детализация.

Из минусов: детализация.

Почему так? Сейчас поясню:

1) Герои проработаны невероятно подробно, я бы даже сказал – они «написаны» (в том смысле, что Ларссона можно сравнить с талантливым художником, написавшим портрет на холсте, сумевшем отразить не только внешность, но и характер в мельчайших подробностях);

2) Психология. Обыгрывание различных жизненных ситуаций, искусство ведения диалога, спора, в котором иногда рождаются идеи, мысли и зацепки. Именно психология делает книгу еще и очень интеллектуальной. Сам начинаешь по мере чтения анализировать различные версии и предположения, то есть становишься не пассивным наблюдателем, а как бы активным участником событий;

3) Обстановка. Невероятно подробно. Я бы даже сказал, дотошно. Вплоть до моделей компьютеров и всякой технической информации (к примеру, объем жесткого диска, расширения файлов и т.д.), что, бывает, даже иногда раздражает – это к минусам;

4) Тема. Достаточно избита, но преподнесена очень и очень оригинально и неординарно.

5) Очень хорошо показана европейская жизнь. Быт, образ мыслей.

Подытоживая, хочу сказать вот что: прочитать стоит, если любите задумываться. Думаю, не зря потеряете время.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безукоризненный герметический триллер о потаенных язвах и уродствах welfare state. Клиническая картина кризиса шведской и общеевропейской социальной модели: здесь (в первой книге) еще заметен некоторый реверанс в сторону голливудских боевиков типа «Семь» и «Калифорния», но потом это пройдет. Лисбет Саландер — это McGuffin и ГГ в одной ипостаси, архетип, смысл которого лишь в малой степени определяется заезженным сравнением с Пеппи Астрид Линдгрен. Она вынуждена учиться эмпатии так, как мы учимся ходить и завязывать шнурки (здесь ее мужским эквивалентом является, пожалуй, Сири Китон из «Ложной слепоты» Питера Уоттса), и парадоксальным образом это переопределенное «ab initio» состояние позволяет ей достичь того, на что обыкновенный человек не осмелился бы замахнуться, и попасть туда, «куда мудрец боится и ступить».

Да, это, разумеется, идеальный, почти платоновский образ, если такой термин применим к хакеру-бисексуалке. Но в чем его необычность, если абстрагироваться от слегка поверхностного, как бы нарочито затуманенного описания инструментов компьютерного шпионажа Лисбет? Только в том, что она четко знает, чего хочет, и очень хорошо представляет не только, как этого добиться, но и почему ей это нужно. Эдакое воплощение вселенского равновесия в духе экстремального минимализма. Можно обозвать эту черту синдромом Аспергера, но нельзя ее проигнорировать. Хотя бы оттого, что она чертовски эффективна.

Интересно, как изменилась бы Лисбет к моменту создания десятой книги. Хотя Ларссон успел написать только три с половиной, а черновик четвертой наследники публиковать отказываются, почему-то нет сомнений, что этот сериал стал бы исключением из всех правил и не превратился бы в долгоиграющую опупею.

Есть очень большие подозрения, что русский перевод сделан не со шведского подлинника, а с английской версии. Даже названия идентичны и полностью отличаются от оригинального.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таинство скандинавской Европы

***

«Девушка с татуировкой дракона» — вещь феноменальная. Две экранизации (шведская, как по умолчанию, а вот американская – признание общемирового уровня), отличные оценки и отзывы, хорошие продажи. При заочном же знакомстве с произведением становится понятно, что книга Ларссона, как минимум, выдающаяся. Так в чём же заключается подобный успех?

Шведский автор не стал углубляться в фантастические и\или эзотерические изыскания, он взял старую-добрую (нисколько не добрую, но старую) Швецию и написал детективную историю, которая захватывает дух, снабдил всё это парой-тройкой занятных персонажей. Это вкратце. А более подробно ниже.

Сюжет «Девушки с татуировкой дракона» достаточно многосложен. Всё начинается как история журналиста с подмоченной репутацией. Микаэль Блумквист совсем недавно высоко котировался, сейчас же его карьера и жизнь пошли на спад. Стиг Ларссон при этом выгораживает своего героя, делая его борцом за справедливость и правду. Неожиданно Блумквист получает задание – провести частное расследование старой семейной драмы. Журналист и расследования – суть вещи разные. Вот только податель задания (Хенрик Вангер) убежден, что Микаэль справится с поставленной целью. И снова здесь кроется продвижение образа Блумквиста. Ощущается, что Стиг Ларссон очень любил своего героя, за что нисколько нельзя пожурить автора. Параллельно с этим сюжет крутится вокруг фрик-хакерши Лисбет Саландер. Лисбет – фигура противоречивая. Она асоциальна, при этом обладает тонким аналитическим умом и способностью находить уголку в стоге сена. Неудивительно, что рано или поздно, но две сюжетные линии сливаются в одну. Получается шикарный тандем – независимая, холодная хакерша и дотошный журналист. Наконец, чего стоит сама семья Вангеров. Там что не образ, то сказка! Будто Ларссон учился у Гоголя, читая «Мёртвые души». Действие происходит, в основном, на небольшом шведском острове, что создает атмосферу замкнутого пространства.

И раз уж пошла речь об атмосфере, то ей будет выделен целый абзац. Помимо замкнутого пространства, есть и другие оттенки происходящего. Сюжетные ходы, которые повествуют о Лисбет, полны мрачности, они асоциальны. И пусть Лисбет на грани или около, иногда читать про неё не очень приятно. А вот Блумквист помещен в атмосферу таинственности. Но куда более важно восприятие скандинавского севера. Образ холодной страны, а точнее её глубинки, в прямом смысле слова шикарен. Если вы, как и я, впадаете в трепет от пейзажей Исландии, Швеции, Норвегии и так далее, то «Девушка с татуировкой дракона» — это пять с половиной сотен страниц наслаждения, даже если убрать сюжет за скобки. Ведь северные мотивы – это как отдельный вид искусства.

Пара слов об экранизации. Американский фильм я посмотрел примерно тогда, когда он вышел в широкий прокат. Фильм сильно не зацепил. Даже не запомнился. А потом я узнал о первооснове. И только сейчас дошло до прочтения. Вместе с чтением романа я параллельно смотрел урывками всё тот же американский фильм. Получился он, скажу вам, очень сильным и интересным. Близость к оригиналу ошеломительная, за исключением пары моментов, где Америка уж никак не может обойтись без лишнего драматизма и пафоса. И да, Лисбет у Финчера намного более асоциальная и фрикнутая, чем у Ларссона. В остальном же экранизации ставлю зачёт. Шведский же аналог фильмов я решил посмотреть после прочтения трилогии.

Что до минусов книги, то их я не обнаружил. Текст ровный, интересный. Ларссон вовремя переключает сюжетные линии, смещает оттенки. Читать безумно интересно, интрига держит, в героев хочется верить. Пожалуй, только название мне не нравится. Она совершенно не отсылает к красной линии, что идёт лейтмотивом – участь женщин, попавших в руки маньяков. Но это уже вопрос к отечественным переводчикам. Так же немного странным выглядит композиция романа. Есть два крупных апогея. Один – загадка Харриет, второй – загадка Венестрёмма. По сути, всё завязалось именно с Венестрёмма, однако, по силе первый апогей сильнее второй. Он и идёт первым в плане подачи общего сюжета. От этого всё выглядит так: держите первую концовку, а потом получайте вторую, когда впечатление от первой ещё живо и дышит. Как по мне, второй апогей можно былы свернуть в длинный, но всё же эпилог, а не в 1\6 книги.

Заключение: «Девушка с татуировкой дракона» — образцовое скандинавское произведение. Оно тонкое, сильное, атмосферное. Ларссон создал феноменальный труд. Огорчает, что признание Стиг при жизни не получил. Поэтому, как говорится, рест ин пис, Стиг Ларссон. И спасибо за всё!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рецепт отличной книги:

— Любовь (желательно внезапная и очень искренняя)

— Маньяк-убийца (2 шт.)

— Семейная тайна, желательно постарше.

— Убийство (да не одно, да по-ужаснее)

— Фрики (одной странной девушки вполне достаточно, можно добавить странного парня)

— Хакеры (куда же без них)

— Немножко нетрадиционных сексуальных отношений (самую малость, для пикантности)

— Библия

— Инцест

По вкусу можно добавить немного яблок, мотоциклов и Элвиса Пресли.

Подавать большими порциями:)

Стиг Ларсон создал такую восхитительную солянку, которая понравится максимальному числу читателей, так как хоть что-то из компнентов обязательно зацепит.

Но, несмотря на обилие этих самых компонентов, они друг другу совершенно не мешают, а только подчеркивают вкус друг друга. Вот в этом и заключается талант писателя.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось. Жаль, что по причине смерти писателя продолжения не будет. В процессе чтения ловил себя на мысли, что пора бы и отложить книгу, да лечь поспать, но сделав это, через некоторое время вставал, зажигал свет и принимался читать дальше. Уверен, что через пару лет буду перечитывать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с того, что я не считаю основным жанром этой книги — «детектив». Это вполне себе публицистика с большой социальной направленностью и малой детективной нагрузкой. Я и не читал эту книгу как детектив, я давным давно посмотрел шведскую трилогию с Нуми Рапас в главные роли и знал «кто виноват».

И все же начав читать эту книгу я увлекся. И увлекся я в первую очередь атмосферой книги. Эта атмосфера Швеции, которая в двадцатом веке все время находилась с краю, даже во второй мировой войне ее полупасивное участие обычно и не вспоминается. Для большинства она просто представляется какой-то северной страной (одной из пяти северных стран, по российским меркам) и она мало чем примечательна. И вот в книге нам предстает «другая» Швеция, а вместе с ней псевдоблагопалучная Европа. Через историю династии Вангеров, раскрывается и нацистское прошлое и традиции старых промышленников. В поисках Блумквиста мы видим быт Стокгольма и малых городков. Следуя за Лисбет мы узнаем о работе социальных служб. Пусть самый честный журналист и выглядит несколько наивно, пусть закомплексованная девочка-киберпанк и выглядит ненатурально, но сама Швеция так и предстает перед моими глазами, в шкафу у каждого жителя которой спрятан скелет, пусть даже русской проститутки.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Девушка с татуировкой дракона» — первый роман из трилогии Стига Ларссона «Миллениум». По жанру это скандинавский детектив с элементами триллера. Данная книга снискала огромную популярность не только у себя на родите, но и по всему миру.

Для начала немного о сюжете. Вот уже почти 40 лет загадка исчезновения юной племянницы Харриет не даёт покоя стареющему промышленному магнату Хенрику Вангеру. В последней отчаянной попытке во всем разобраться он поручает это дело журналисту Микаэлю Блумквисту, который совсем недавно проиграл громкое дело против другого олигарха, Ханса Эрика Веннерстрёма, и был осуждён за клевету. Теперь, чтобы не подставить под удар свой журнал «Миллениум», он вынужден покинуть пост ответственного редактора. Журналистская карьера находится под угрозой, т.к. нет ничего хуже, чем потеря доверия. Адвокат Вангера-старшего, Дирк Фруде, поручает написать полное досье на Брумквиста одарённой хакерше Лисбет Саландер. Микаэль берётся за дело сорокалетней давности больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает, что проблема куда серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Как связано давнее происшествие на острове с несколькими чудовищными убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? Причём здесь цитаты из Третьей книги Моисея? Кто угрожает жизни самого Микаэля, когда он находит новые факты? Да, и кто бы мог подумать, что в идеалистическом провинциальном городке скрывается настоящее исчадие ада…

По словам самого Стига Ларссона образы главных героев он позаимствовал у известной шведской писательницы Астрид Линдгрен: Микаэль не кто иной, как юный сыщик Калле Блумквист (в романе журналист воспринимает такое сравнение, как оскорбление), а Лисбет Саландер – неординарная и непоседливая Пеппи Длинный Чулок. Для меня прорисовка героев является отдельным плюсом. Микаэль Блумквист – талантливый и честный журналист, интеллигент из рабочей семьи и любимец женщин. Своё призвание он видит в разоблачении нечистых на руку бизнесменов и благодаря своему правдолюбию и прямолинейности нередко вступает в противоборство с менее принципиальными коллегами по цеху. Его внимательность и острый ум позволяют находить зацепки там, где их не видят другие. При всём при этом Микаэль не лишён некоторой наивности, верит, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а каждый плохой поступок продиктован обстоятельствами. Лисбет Саландер – талантливая хакерша, работающая в компании по обеспечению безопасности. В её обязанности входит поиск информации и составление досье на различных людей. В этом деле она достигла огромных успехов, и может узнать самое сокровенное. Лисбет страдает определёнными психическими отклонениями, испытывает сложности при взаимодействии с людьми, поэтому находится под опекунством. Однако за маской недалёкой девушки-неформала скрывается настоящий гений. Лисбет не нужно разбираться в устройстве чего-либо, она просто понимает принцип работы техники и информационных систем, обладает фотографической памятью и нестандартным мышлением. В противовес Микаэлю, она более цинична и считает, что, чтобы быть плохими, людям не нужен повод.

Стиг Ларссон не только писатель, но и известный политический журналист, и это накладывает определённый отпечаток на стиль изложения. В романе ярко освещена гендерная проблема и жестокое обращение с женщинами. По мнению автора, в Швеции мужчины ослеплены жаждой власти, и отношения с женщинами носит строго авторитарный характер, а многие представительницы слабого пола подвергаются унижениям и насилию. Ларссон довольно жестко осуждает идею нацизма и, по моему мнению, придерживается левосторонних политических взглядов. На это указывают, например, некоторые моменты в личной жизни героев.

Автор является талантливым продолжателем дела мастеров детективного жанра прошлого. Он подкупает читателя завязками побочных сюжетных линий и задерживает детали подлинной интриги. В день преступления мост, ведущий на остров Хедебю, где располагается особняк Вангеров, оказался перекрыт в результате автокатастрофы. Из этого следует, что в произошедшем с Харриет Виноват один из тех, кто находился в тот день на острове. Подобные ходы характерны для детективов Агаты Кристи – типичная «загадка запертой комнаты», но на этот раз в более оригинальном исполнении. Для Ларссона характерна осознанная медлительность повествования сюжета. Только примерно через сто страниц автор начинает вводить читателя в курс основной интриги. Однако талант автора не даёт нам скучать, не смотря на то, что сюжет практически не двигается.

Роман удостоен целых двух экранизаций (шведской в 2009 и американской в 2011) и награждён множеством литературных премий, в том числе и после смерти автора.

Итог: Выдающийся образец детектива скандинавской школы с лихо закрученным сюжетом, запоминающимися главными героями и самобытной северной атмосферой.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ооо, какая интересная книга!!! Не оторваться! Лихо закрученный сюжет, шикарно прописанные персонажи, потрясающая атмосфера — и всё приправлено тёмной тайной, скелетами в шкафу и загадкой личности. Не просто детектив — литература! (Да-да, по аналогии с «это фантастика, а не литература»)

Интересна и та полуавтобиографичная часть, что про журналистику. Как писать, о чём писать, какие методы приемлемы, а какие нет. И главное — на что ты готов ради раскрытия правды? Тронуло очень, по-настоящему.

Название только смущает. В оригинале роман называется «Мужчины, которые ненавидят женщин», что как бы намекает, да и эпиграфы органично встают в ряд. Но, видимо, издатели побоялись издавать книгу с подобным заголовком у нас в стране и пошли на поводу маркетинга... Очень жаль.

Я думала над тем, почему рука не поднимается поставить 10/10. Во-первых, потому что это всё же детектив, то есть вся суть в разгадке истории. И, таким образом, книга уже на один раз — потому что на этой разгадке держится всё повествование, и когда ты узнаёшь правду и этот запал пропадает, роман уже так не цепляет (у меня так было с «Тринадцатой сказкой», где развязка производит такой же эффект). Но я понимаю, что это недостаток жанра, а не непосредственно «Девушки...». Во-вторых же, и в главных, здесь описываются ужасные события, просто ужасные. Не в смысле плохие, а именно мерзкие, отвратительные. Только из-за эпизода с кошкой я больше никогда не захочу открыть эту книгу. Я ни в коем случае не хочу сказать, что такие темы поднимать нельзя, можно, конечно, и нужно, но возвращаться к ним мне не стоит.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга меня поразила. Конечно же не с первых строк, но уже на 100-ой странице стало понятно: равнодушным действо уже не оставит. Удивили прекрасный язык и подача сюжета. Перед прочтением смотрел передачу про сексуальную революцию в Швеции и царящей у них толерантности к секс-меньшинствам, по этому особо не шокировали описанные в книге нравы. Хорошая прорисовка образов помогает понять иногда безумные поступки героев.

Увлекательное чтение, а книга стоит явно в очереди, чтобы стать классикой детективного жанра.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, к этому произведению следует отнести как к авторскому роману, а не к жанровой литературе в разделе детектив, и тем более триллер.

Во-первых, сюжет самого детектива очень короткий и занимает ну процентов 45-50%

Во-вторых, подняты темы журналистики и публицистики, а также моральный вопрос использования краденой информации. Всё это занимает большую часть истории.

В-третьих, концовка открытая, конкретных ответов не дано.

Да и объём для детектива превышен раза в три.

Можно ли назвать экзотическим антураж? Вряд ли. Хотя для русского читателя вроде бы и должен таким быть.

Блестящая стилистика? Отсутствует. Язык не литературный. Объём канцелярита растёт тем больше, чем ближе к концу. Как будто статью или отчёт читаешь. Автор вообще видимо устал сильно, и с середины книги начались дикие ляпы.

Фокал скачет в пределах одной главы и не даёт проникнуться ощущениями героя. Не ясно — кто главный то перс? А побывать в голове второстепенных персов, не влияющих ни на что совсем уж ненужный момент.

Повторы информации раздражают, как и дотошное описание ненужных мелочей. Я понимаю, что описание обстановки квартиры помогает понять характер героя, но не пять же страниц подряд описывать!

Некоторых второстепенных героев можно выкинуть без ущерба для сюжета.

Актуальных тем в книге много. Насилие над женщинами, понятие границ и вторжения в частную жизнь, журналистская этика. Это достоинство книги.

Есть тут чувства? Имеются, но язык опять же не даёт проникнуться, не трогает, как говорится. Меня задел только конец любовной линии Лисбет-Микаель. Стекла нет такого, чтобы резало, и ты уже дочитывал на износе чувств, но что есть, подано отстранённо.

Сюжет. Линия с Харриет хороша и держит интерес. Пожалуй, это единственное, что удержало моё внимание. И то лишь потому, что я видела сначала фильм! Если бы не этот момент, я бы закрыла книгу на яхте. Потому что для детектива и триллера книга скучная! А ведь именно так её нам подают, и делают зря. Это должен быть авторский роман под своим названием «Мужчины, которые ненавидят женщин». Тогда можно будет поднапрячься и дочитать и не пропускать между строк, не пролистывать.

Оценка как триллеру ну 5/10

А как авторскому 9

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стокгольмский журналист средних лет, идеалист и интеллигентный бабник, признанный виновным в клевете на олигарха, от бессильной злобы и отчаяния соглашается на странное предложение другого олигарха, старенького и, в общем-то, списанного. Дедушка почему-то решил, что только такой вот честный красавчик способен найти дедушкину племянницу, невесть как сгинувшую сорок лет назад. Бессмысленное копание в древних бумагах постепенно оборачивается новыми подробностями, библейскими шифрами, серийными убийствами и стрельбой на поражение. И никто бы из этой катавасии живым не выбрался, кабы не заглавная девушка, утыканная пирсингом и психотравмами социопатка, по совместительству являющаяся гением сыска и хакером мирового масштаба.

Трилогия «Миллениум» (названа в честь журнала, в котором работает главный герой) считается главным явлением современной массовой литературы — и наконец-то не зря. Предыдущее явление по имени Дэн Браун было совсем уж откровенной дрянью без совести и элементарного профессионализма. Лично я Ларссона читать опасался и поэтому, и из-за слишком большого количества маркетинговых достоинств (завидное совпадение бестселлинга с критическими восторгами, смерть автора на взлете и все такое). Но все-таки рискнул — в основном из давней сипатии к скандинавскому детективу.

В общем, Ларссон — совестливый профи без стыда, решивший с размахом конвертнуть шведские детективные ценности — и выигравший.

Для скандинавской прозы всегда было характерно либеральное левачество — и честность. То есть герои всегда расплачивались за свои либо авторские убеждения некрасивостью, алкоголизмом, разводами, язвой двенадцатиперстной, депрессией и усталой мизантропией. Просто потому, что такова в этой жизни цена либерального левачества — как, впрочем, и любой иной радикальной истовости.

А Ларссон, сохранив традиционно шведский тускловатый фон, набор свинцовых проблем и персонажей, воспринимающих любое дуновение ветра с позиций мировой справедливости, пролетарского самосознания и защиты угнетенного меньшинства, произвел всего две операции. Он заменил главных героев голливудскими архетипами — и подлил в тональность здорового идиотизма дамского романа. В результате упрямый журналист Блумквист и трудная девушка Саландер сохранили местную внешность, замедленность движений и пылающий феминизм во взоре — зато научились действовать как победители-обаяшки, и чувствовать себя соответственно — здоровыми, крепкими и правыми. В любой ситуации, от обламывания олигархов до сожительства со старушками.

Это и стало большей половиной успеха.

Меньшая половина связана с упомянутым профессионализмом Ларссона. Сильно меньшая: все-таки сюжет слишком явно просчитан на пальцах и калькуляторе, многие эпизоды чересчур старательно срисованы с соответствующей классики типа Blow Up, а некоторые повороты действия наивны с перебором (типа демонстрируемой кучей неглупых жителей христианской страны неспособности увидеть в пятизначных, что ли, числах ссылки на библейские строки). Ну и некоторая передутость текста сказывается: между 100-страничными блоками пару раз попадаются кусочки страниц на 20, сильно тормозящие действие.

Но в целом текст, конечно, является беспощадным засасывателем промышленного масштаба. Оторваться невозможно.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цитата из книги: «48 процентов женщин Швеции подвергались насилию со стороны какого-нибудь мужчины.

Есть стойкое ощущение, что приблизительно такая же статистика и в других странах, если не хуже.

«Девушка с татуировкой дракона» явно задумывалась автором не просто как детектив-триллер. Здесь он поднимает ряд вопросов, выходящих за рамки обыкновенной остросюжетной и захватывающей истории, каковой этот роман зачастую ошибочно и ограничивают.

Легко можно вычленить многие вопросы, затрагиваемые автором. Это и насилие над женщинами, и социальная несправедливость (и вытекающая отсюда тема опекунства), и нацизм, и религиозный фанатизм (как самих священнослужителей, так и простых обывателей), и суть профессии под название «журналистика», в частности экономической. Рассмотрению последней проблематике уделена минимум пятая часть книги (и не самая интересная часть, должен сказать), что с головой выдает в авторе его изначальную профессию журналиста. По всей видимости и фигура главного героя, Микаэля Блумквиста, во многом автобиографична, что вызывает дополнительный к ней интерес.

Глубоко личностное отношение автора к проблеме насилия над женщинами можно легко определить, опираясь на один факт биографии Ларссона — в юном возрасте он стал свидетелем изнасилования молодой девушки, но ничем не смог ей помочь. Можно только предположить какой это был удар по психике маленького мальчика — и сам факт преступления, и неспособность помочь. Главную героиню данного романа он назвал в память об этой девушке.

Насколько хорошо у писателя получилось раскрыть все вышеобозначенные вопросы, заинтересовать ими публику, оставить ее неравнодушной я сказать не возьмусь. Могу сказать с уверенностью только за себя — кое-какие вопросы нашли отклик во мне.

Так как это все-таки детектив, нет никакой возможности обойти стороной остросюжетную составляющую романа. Она, на мой взгляд, достаточна крепка, увлекательна, держит в напряжении. Даже если ты разгадаешь главную головоломку, а сделать это довольно-таки легко, то все равно интерес к повествованию не пропадает. Стиль ведения читателя по детективной линии сюжета отличается от приемов большинства мэтров жанра (Агата Кристи, Рекс Стаут, Джеймса Хедли Чейза и пр.). Здесь мало места для применения аналитического ума читающего. Приблизиться к разгадке скорее помогут интуиция и отслеживание манеры повествования писателя. Так, например, то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мартин Вангер
каким-то явным образом замешан в этой истории, легко вычисляется по той нейтральности и осторожности в выражениях, с которыми описывает его автор. Остальные члены семьи, вокруг которой крутится все повествование, обладают в общем-то достаточно ощутимой полярностью характера — положительной или отрицательной.

Хочется отметить вообще всех персонажей данной книги — практически все они вышли достаточно яркими, запоминающимися, любопытными. При этом, что важно, среди них нет ни одного сугубо положительного персонажа, каждый со своими тараканами, проблемами и скелетами. Так, например, один из героев помещает нового скелета в свой шкаф буквально на наших глазах. За этим довольно интересно наблюдать — как же он в итоге разберется с возникшей дилеммой. И решение дилеммы оставляет вопросы — правильно ли он поступил, мог ли он поступить по-другому, а как бы ты сам поступил в этой ситуации? И как же здорово было осознавать, что ты не находишься в этой ситуации и нет необходимости реально принимать решение.

Есть, конечно, и моменты в этой книге, которые очень не понравились. Самый главный минус, на мой взгляд, это «провисшая» заключительная часть книги, где-то последних процентов 20. Все головоломки разгаданы, практически все ответы даны и становится скучновато.

Также просто убивало немыслимое количество различных подробностей. Ладно еще, если это скрупулезное описание быта каждого из персонажей — то, что он поел, во сколько он лег спать и прочее и прочее. Такую детальность еще можно было понять как средство создания необходимой атмосферы, а местами даже и признать, что это работает. Но вот подробное описание совсем несущественных моментов откровенно раздражало. Например, указание точных характеристик ноутбука Лисбет. Просто жизненно необходимо было узнать, что разрешение экрана составляет 1440*900, а процессор у него — «Пауэр ПК-7451». Как еще автор не упомянул про контрастность и тип ЖК-матрицы экрана. И таких примеров в изобилии. Иногда даже закрадывались мысли, что это так называемый «product placement», причем в самой навязчивой и откровенной форме, соперничающей в этом даже с фильмами Тимура Бекмамбетова.

В целом, книга оставила приятные ощущения и желание продолжить знакомство с трилогией «Миллениум».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжку я купил совсем случайно, потом забыл на полках, а потом, поздней весной, кажется, обнаружил. А прочитав, стал вспоминать, и кажется, вспомнил. Его очень сейчас в Европе издают и переводят, кажется, он мне попадался в топ-листах и ранее, хотя — странно, я ведь только из польских топов что-то в последнее время вычитывал, может, его в Польше как-то очень удачно перевели и издали? Но это — не о романе, а об источнике.

Вообще-то, кажется, чуть ностальгические воспоминания о левом молодежном движении 60-70х прошлого века сейчас в Европе — в большом ходу. Начиналось, кажется, с антиглобалистов, а потом и вовсе протестное движение стало набирать ход. Вот и этот автор — левак, гитарист, накрот и протестант, причем, осмысленный, умевший свои мнения вербализовать по-журналистки, — оказался снова при деле, хотя умер, не издавшись ни разу в романной форме.

Поэтому думал, что найду тут что-нибудь вроде конткультурного вопля, а оказалось — очень правильно и почти спокойно выверенный детектив «северной», шведско-скандинавской школы, и даже развязка оказалась очень шведской... Секс и деньги, насилие и отложенные тайны, притяжение своего местного патриотизма, любования устроявшимся миром и подспудный страх этот мир, этот комфорт и балтийскую идентичность все-таки потерять... Еще раз, очень шведское ощущение, почти без всякого левачества или стремления что-то изломать.

Сюжетные объяснения показались чуть «хромающими», не по сути даже, а по объему, немного растянутыми они выглядят, да и сам роман — чуть-чуть тянутый, можно было бы кое-что подсократить, хотя бы в переводе... Зато, и не без удачной «расписанности», местами очень хорошо передана отмосфера — и северного, зажиточно-богатого острова, и старательной работы самого ГГ в первом романе, и вообще... Едва ли не шум моря и ветра в елях слышится, и спокойствие улиц Стокгольма, и брусчатка под колесами подрагивающего авто (а на брусчатке всякая подвеска звенит, не так ли?)... Да, есть страницы — просто-таки живописные.

И ужас ГГ, столкнувшегося в разрешением загадки, — тоже отлично передан. И даже карта местности, а такое нечасто бывает, очень к месту, я на нее по ходу чтения, не раз ходил, чтобы разобраться, что к чему. Вот только кажется, у нас эта книжка очень-то большой популярностью «страдать не будет, отвыкли мы от таких книжек, и даже фильм — не смотрел, признаю — популярность эту не поднимет. Может, лишь со временем?..

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный детектив (выведем за скобки количество изнасилованных людей).

Тут есть герои, атмосфера и загадка. Плюс автор хорошо держит темп, книжка не провисает. Герои со своей жизнью, проблемами и тараканами в голове, при этом вызывающие симпатию.

Есть, правда, в компонентах разгадки два момента, которые вызывают у меня недоверие, но примем то, что идеальный детектив практически невозможен

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх