fantlab ru

Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Оценок:
1253
Моя оценка:
-

подробнее

Старик и море

The Old Man And The Sea

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 110
Аннотация:

Сантьяго — старый кубинский рыбак. Раз за разом он выходит в море на своей лодке вместе с мальчиком Манолином — своим помощником, но уже целых сорок дней старику не удаётся поймать ни одной рыбины. Он лишается помощи мальчика, которому родители велят рыбачить с другими, но не его дружбы и участия. Наступает однако день, когда Сантьяго перед выходом в море говорит Манолину, что на этот раз он верит в удачу...

Повесть принесла автору Нобелевскую и Пулитцеровскую премии.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Пулитцеровская премия / Pulitzer Prize, 1953 // Художественная книга

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1953 // Художественная литература (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1968 г.
Рассказы. Прощай, оружие! Пятая колонна. Старик и море
1972 г.
Старик и море
1974 г.
Старик и море
1976 г.
Старик и море
1977 г.
Старик и море
1979 г.
Старик и море
1980 г.
Старик и море
1980 г.
Старик и море
1981 г.
Собрание сочинений. Том 4
1982 г.
Старик и море
1982 г.
Старик и море
1982 г.
Прощай, оружие!
1983 г.
Морские истории
1984 г.
Избранное
1984 г.
Избранное
1984 г.
Рассказы. Фиеста (И восходит солнце). Старик и море
1984 г.
Старик и море
1984 г.
Старик и море
1985 г.
Прощай, оружие! По ком звонит колокол. Старик и море
1986 г.
Избранное
1987 г.
Избранное
1987 г.
Иметь и не иметь
1987 г.
По ком звонит колокол
1987 г.
Фиеста (И восходит солнце). Прощай, оружие! Старик и море. Рассказы
1988 г.
Острова в океане
1989 г.
Поевести и рассказы
1989 г.
Избранные произведения
1993 г.
По ком звонит колокол
1993 г.
Старик и море
1994 г.
Рассказы. И восходит солнце. Старик и море
1998 г.
Современная зарубежная повесть в школьном изучении
1999 г.
Избранное
1999 г.
Старик и море
2000 г.
Зарубежная литература. 11 класс. Часть вторая
2001 г.
Прощай, оружие!
2001 г.
Зарубежная литература XX века
2003 г.
Избранное
2004 г.
Избранное
2004 г.
Фиеста
2004 г.
Фиеста. Прощай, оружие! Иметь и не иметь. Рассказы. Старик и море
2004 г.
Старик и море
2005 г.
Острова в океане
2010 г.
Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений. В 7 томах. Том 5. Старик и море. Острова в океане
2010 г.
Старик и море
2011 г.
Старик и море. Острова в океане
2011 г.
Старик и море. Зеленые холмы Африки
2014 г.
Старик и море. За рекой, в тени деревьев
2015 г.
Праздник, который всегда с тобой. Старик и море
2016 г.
Старик и море. Острова и море
2016 г.
Старик и море. Зеленые холмы Африки
2016 г.
Старик и море. Зеленые холмы Африки
2017 г.
Старик и море. Рассказы
2018 г.
Старик и море. Острова и море
2020 г.
Старик и море. Зеленые холмы Африки
2023 г.

Периодика:

«Иностранная литература» №3, 1955
1955 г.

Аудиокниги:

Старик и море
2004 г.
Старик и море
2004 г.
Старик и море
2004 г.
Старик и море
2007 г.
Старик и море
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Прощавай, зброє. Старий і море. Оповідання
1974 г.
(украинский)
Старий і море
1993 г.
(украинский)
The Old Man And The Sea
2015 г.
(английский)
Старий і море
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная вещь. Я не знаю, что еще сказать. Это как у музыкантов есть камертон, чтобы настроиться, чтобы не единой фальшивой ноты даже близко...

Так вот, это такая книга. Книга-камертон.

У нее особенный, кристально чистый и прозрачный звук. Очень светлый. И очень печальный, как и положено затихающему звуку.

Мой любимый момент -- когда старику снятся львы, что выходят на берег Африки. Он видел это, когда был молодым. Потрясающей силы ощущение времени -- и разницы между молодостью и старостью. А всего-то написано четверть страницы...

Удачи, Хэм. Вечная память.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика литературы ХХ века.Вершина творческого мастерства Хемингуэя,по его собственному признанию.Потрясающе реалистичный рассказ и в то же время рассказ-притча.Во многих моментах сложно сказать реально ли происходящее или это сон,приснившийся старику.Сам старик получился просто потрясающим.Сам автор говорил,что нашёл «хорошего старика».Старик мужественный,мудрый,но тем не менее абсолютно живой.Он настоящий,а это так редко в литературе.Да и мужественный он по-простому,он сам этого и не осознаёт.Он всего лишь борится за своё существование:борется с рыбой,с акулами,с самой жизнью.И как бы она не была тяжела,он верит в неё,верит людям,верит в лучшее.А ещё он невероятно мудр,сам не понимая он излагает потрясающие филосовские вопросы .Просты для нас истины преподносит в новом,не запятнанном свете.А ещё у него есть мальчик-символ веры в светлое благополучное будущее.

Итог:Величайшее произведение.Пронизанное огромной верой,надеждой,человечностью и настоящими эмоциями.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время оказалось неласково к Хемингуэю. Речь конечно, не о его личной трагедии. Да, поздние годы жизни писателя — печальное зрелище, но через такую же (или худшую) старость прошли многие люди, от которых в истории не осталось нескольких томов блестящей прозы. Так что как бы ни хотели некоторые читатели рассмотреть произведение, посвященное старости, силе и слабости, только как преломление личного опыта автора, «Старик и море» много больше бытового правдоподобия.

Американская литература находится в несколько других отношениях с реальностью, чем русская. У нас утвердился протокольный (критический, социальный и тп.) реализм, противовесом которому стала фантасмагория, сказка, гротеск. Американцы же с одной стороны чуть больше доверяют самому веществу жизни, с другой склонны наполнять ее символическим, аллегорическим значением.

Потому история старого силача-рыбака, который боролся-боролся со стихией, попавшимся на крючок марлином и слетевшимися на кровь акулами, да и остался без улова, конечно не сводима к печальной зарисовке из жизни бедных кубинцев.

(Хотя похожая история имела место в реальности, а прототип Сантьяго, капитан «Пилара» Грегорио Фуэнтес пережил писателя на несколько десятилетий, оказавшись воистину железным человеком.)

Но Хемингуэй все-таки не Джек Лондон, и воспеванием силы духа и рук (Сантьяго однажды выиграл непомерную по времени схватку на руках) простого человека повесть не ограничивается. Если бы ограничивалась, не видать ей такой популярности.

За реализмом в описании рыболовного промысла, повадок марлинов и акул, за содранной кожей, за выблеванной кровью, кроется слишком много смысловых слоев.

Ранняя неблагожелательная критика во многом и основывалась на том, что от реализма Хемингуэй перешел к риторике и символизму в духе Мелвилла.

Стоит сделать небольшое усилие и можно уловить библейские аллюзии, роднящие «Старик и море» с «Моби Диком».

Можно вчитать психоаналитические трактовки.

Можно считать, что писатель старается разобраться с процессом творчества.

При этом аллегоричность не принимает характера напыщенных прямых параллелей («смотрите, рыба — это творческий замысел!!!»), перед нами все тот же Сантьяго, старый рыбак, воюющий с меч-рыбой, с акулами, с течением, с лихорадкой.

Но оставаясь реальным, Сантьяго одновременно возвышается до символа. Не только символа человеческой воли, человеческого духа, но и ... (тут каждый может подставить свое усмотрение).

К чему же были мои рассуждения о незавидной судьбе Хемингуэя, которыми я начал свою рецензию?

А к тому, что за прошедшие полвека Читатель слишком изменился. Стал слишком утончен, слишком циничен и одновременно сентиментален. Перестал доверять авторам, которые серьезно говорят о главных вещах. Стал всюду видеть «разводку» и «многоходовочку». Пафос стал считать дурновкусием.

Прошлые поколения интеллигентной публики идеализировали «папашу Хэма», старались подражать ему, вешали его портреты (в свитере с высоким воротом) на стенку, писали эпигонскую прозу. Следующие стали мстить за этот (часто смешной и дурновкусный), культ тем, чем владеют лучше всего — насмешкой, иронией, копошением в деталях.

Но все это мелочи, все это не способно повредить чеканному языку и плавному сюжету. Все это не смогло бы отвратить публику от книги, каждое слово которой словно отлито из золота. Потому что ирония бессильна перед могучим потоком авторской речи. Потому что не хочется «ловить блох» в тексте, который хочется учить наизусть.

Случилось что-то худшее.

Что хуже всего (для наследия Хемингуэя), начитанный Читатель в наши дни стал видеть Литературный Прием.

А вот это уже плохо.

Потому что Прием у Хэмингуэя на самом деле очевиден. Видны усилия, которые прикладывает автор, чтобы превратить историю неудачной охоты в нечто большее. В притчу, в магический реализм.

И те самые рубленые чеканные фразы, те самые афоризмы, усыпающие текст.

Их тоже видно.

Подтекст кричит о себе «я — подтекст».

И все-таки, отбросьте свою начитанность и понимание того, как делается литература. Побудьте наивными, как читатели полувековой давности.

И уходите в море со старым Сантьяго.

Может быть вы поймете, к чему львы?

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Реалистическое повествование о том, что пережил старый рыбак Сантьяго за несколько нелёгких дней, проведенных в открытом море, но в то же время это романтическая поэма в прозе, отчасти похожая на притчу, содержащая элементы иносказания. Это повествование о человеческой гордости, о силе души простого рыбака, который в единоборстве с природой способен преодолеть свою физическую немощь, проявить необычайную, почти сверхчеловеческую выдержку и выносливость. Но несмотря на поражение можно остаться непобежденным, сохранив силу духа и достоинство.

PS: Последнее известное художественное произведение Хемингуэя, опубликованное при его жизни.

10 прекрасных цитат из книги «Старик и море», которая получила Пулитцеровскую премию в 1953 году:

1. Человек в море никогда не бывает одинок.

2. Два раза ничего не повторяется.

3. Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.

4. Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

5. Не нужно думать, старик, — сказал он вслух. — Плыви по ветру и встречай беду, когда она придет.

6. Хотел бы я купить себе немножко счастья, если его где нибудь продают.

7. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше.

8. Теперь не время думать о том, чего у тебя нет. Подумай о том, как бы обойтись с тем, что есть.

9. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, — что поделаешь, такова уж её природа.

10. Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь? Я бы, положим, взял немного счастья в каком угодно виде и заплатил за него все, что спросят.

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый рыбак Сантьяго не поймал ничего за три месяца. Но каждый день он не смотря ни на что выходит в море в надежде поймать большую рыбу. Он знает, что сила в нем уже не та что была раньше, ну и что же – есть ещё немножко, да и хватит. И вот после трёх месяцев неудач, море присылает старику огромную рыбину. Но она просто так не прыгнет старику в лодку. Им предстоит настоящая битва.

Старик этот необыкновенный, он живет в гармонии со всем миром: море, ветер, солнце и звезды, птицы, рыбы – все они друзья старика. Но он рыбак, и должен убивать рыбу. Ещё больше меня поразило его духовное равновесие – смирение и воля к победе сосуществуют в нем равноценно дополняя его благородство. «Не думай о том чего у тебя нет, а думай как справится тем что есть». Хотел бы я быть хотя бы на четверть сильным духом, как этот старый рыбак.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочитал после просмотра мультфильма Александра Петрова 1999г. Странно, идея книги простая, но она меня удивила! Жизнь старика – это образ, который есть в жизни каждого из нас.

Мне хорошо запомнился момент, когда старик Сантьяго вспомнил случай, произошедший с ним в баре Касабланки. Там он боролся на руках с чёрным парнем. Ровно сутки они просидели, не разжимая рук, и Сантьяго победил. Этот пример упорства, несгибаемой силы духа и желания идти до конца очень хорош! Также, и вся повесть построена на преодолении жизненных трудностей. В морских глубинах каждой человеческой души наклёвываются моменты, когда нам приходится тянуть собственную рыбу. И совсем не важно, вытянем мы её или нет, главное выстоять до конца…

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда бывает так, что при чтении книги больше всего внимания по каким-либо причинам уделяешь какому-нибудь второстепенному персонажу. Так вышло и в этот раз. Не буду лишний раз повторять слова других рецензентов о том, что у автора получился шедевр. Награды автора однозначно говорят за меня. Я лучше остановлюсь на том, что действительно запало в душу. Я про второстепенного персонажа, которого автор обозначил как «мальчик». Я говорю «обозначил» и беру слово «мальчик» в кавычки, т.к. с возрастом персонажа и характером его взаимоотношений с главным героем все неоднозначно.

«Мальчик» — это только слово, на которое откликается друг главного героя. Его возраст нигде не указан явно. На него есть только намеки, и намеки эти таковы, что «мальчик» вполне в состоянии обеспечить пропитание для старика, который уже почти 3 месяца сидит без улова. А сам старик вполне признает в мальчике равного. «Да ведь ты угостил меня пивом, – сказал старик. – Ты уже взрослый мужчина». Из воспоминаний старика следует, что на рыболовном промысле мальчик представляет собой вполне себе квалифицированного рыбака. Складывается ощущение, что своего коллегу старик называет мальчиком просто с высоты своего собственного возраста.

Что сильно бросается в глаза с первых страниц, так это забота, которой мальчик окружает старика. Это не волонтерская забота о пожилом человеке, которую один человек может оказать другому при наличии ресурса. Это скорее забота родственника о старшем, который потерял дееспособность. Вполне уместная вещь для традиционного общества, к которому вполне можно отнести общину кубинских рыбаков. В море старик остается опытным рыбаком. Без силы, но с немалой сноровкой и опытом. Но в сухопутных делах ему определенно нужен помощник. А кто в традиционном обществе заботится о стариках? Наиболее очевидный кандидат — дети. Другого собеса не предусмотрено.

Кто же такой мальчик, что старик взял его рыбачить в море еще в пятилетнем возрасте? Полагаю, что мальчик — это сын старика. На склоне лет пожилой рыбак перестал узнавать своего сына, но сын не бросил отца на произвол судьбы. Так они и живут. Отец не узнает родного сына, а сын уже не предпринимает попыток переубедить отца. Точно так же, как оставил попытки напомнить старику о том, что рыбацкую сеть они давно уже продали.

Известно, что мальчик долго рыбачил вместе со стариком, но потом ушел от него. Сомнительно, что в довольно простом обществе рыбаков чей-то ребенок будет просто так работать с посторонним человеком: старшая родня мальчика вполне найдет применение лишней паре умелых рук в хозяйстве. Однако поведение мальчика становится объяснимым в том случае, если он уже взрослый и сам себе хозяин. Он сам решает с кем ему работать, а заботу об отце никто не отменял. Почему же мальчик ушел работать на лодку к другому человеку? Он сам отвечает на этот вопрос. «Меня заставил отец, а я еще мальчик и должен слушаться». Вполне может быть, что это было пожеланием самого старика сыну, которое старик высказал пока еще не потерял память. Чтобы сын завязывал рыбачить с неудачником и как-то обустраивал свою жизнь самостоятельно. А теперь старик просто этого не помнит. С памятью у старика действительно серьезные проблемы: даже будучи голодным он может забыть поесть. В этом смысле примечателен короткий диалог двух персонажей

– Если бы ты был моим сыном, я бы и сейчас рискнул взять тебя с собой. Но у тебя есть отец и мать и ты попал на счастливую лодку.

– Давай я все-таки схожу за сардинами. И я знаю, где можно достать четырех живцов.

Мальчик внезапно меняет тему разговора. Родители мальчика на словах вроде как существуют (раз есть мальчик, то должны быть и те, у кого он находится на иждивении), но нигде не появляются, и даже в единственный визит старика к мальчику они не показываются. Их нет. Они только подразумеваются в диалоге двух персонажей.

Образ главного героя у автора получился очень ярким и запоминающимся, но, как ни странно, образ второстепенного персонажа породил больше мыслей в голове.

P.S. «Надолго меня не хватит». – «Нет, хватит, – возразил он себе. – Тебя, старик, хватит навеки». Это старик сказал не столько про себя, сколько про судьбу повести, в которой он — главный герой.

P.S.S. «Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь?» Фраза из произведения, которая понравилась больше всего.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых сильных произведений в мировой литературе. Кратко, ёмко, в сухом стиле Хемингуэя.

На пятидесяти страницах собран большой жизненный философский смысл.

Главный герой — старый кубинский рыбак — этакий маленький человек, который привык жить, никому не мешая, у него нет больших амбиций и потребностей. Ему нужно выходить в море, чтобы прокормить себя, и в последнее время у него это получается не самым лучшим образом. Его философия — жить в единении с природой. Даже рыбу, на которую охотится, он называет своим братом, восхищается ею, просит простить за то, что должен её убить. Это не праздная охота ради удовольствия, это заведённый порядок вещей. Он родился стать рыбаком, чтобы ловить рыбу и продавать её на рынке, вот он и занимается этим.

Для таких людей нет такого понятия как «прогул» или «не хочу, завтра». Они встают до восхода солнца и выполняют свою работу. Других вариантов нет, на таких людях и держится земля. Что бы ни случилось, старик будет выходить в море, какие трудности и опасности ни возникли бы, он будет бороться за свою добычу. И в этом его суть.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение! На первый взгляд, читая, считаешь, что сюжет повести выстроен на противостоянии человек — рыба (-ы), ИМХО однако, это ширма, на самом деле цель автора показать, что главный герой, как и все человечество в его лице — это звено и далеко не главное, сложного механизма, который мы называем ПРИРОДА/БИОСФЕРА. Ведь как можно выйти в море не любя его и его морских жителей. Каждый эпизод, каждая мысль пропитана гармонией с живым миром. В душе не могу расстаться с этим произведением, автор своими словами щедро полил во мне трепетные чувства к живому миру, я апплодирую автору! Его произведение достойно стольких наград!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще перед чтением я узнал, что «Старик и море» принес Эрнесту Хемингуэйю Пулитцеровскую и Нобелевскую премии, и задумался, что же в этой небольшой повести может быть настолько грандиозного, что она удостоилась таких наград. Когда я закрыл книгу, я понял. Книга очень увлекательно и интересно написана, я окунулся в историю с головой. Давно у меня такого не было, чтобы хотел читать дальше и дальше, до самого финала. После прочтения я посмотрел, что Нобелевскую премию автор получил за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море». С этим я полностью согласен, Хемингуй очень интересный рассказчик.

Повесть очень короткая, ее можно прочитать за один присест, я бы так и сделал, если бы летом у меня было больше времени и я не садился за чтение глубокой ночью. Несмотря на то, что большую часть времени мы наблюдаем только одно единственное действующее лицо, автор не ударился в многостраничные описания с большими абзацами, чем грешат многие писатели, а разбавил все действо разговорами старика с самим собой. Именно это, на мой взгляд, и сделало простую историю о мужестве, стойкости, чести и достоинстве настолько увлекательной.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Та повесть, которая вызвала сильнейший эмоциональный отклик. Повесть, показывающая нам абсолютно настоящего литературного персонажа, который живее многих реальных людей. Нечасто встретишь подобное в книгах. Меня особенно восхитили «флэшбеки» старика, например сражение на руках в течение двух дней против некоего мужчины, где показывается воля и дух Сантьяго. Хотя нет, я выражаюсь неправильно.. Меня восхитило абсолютно все: и борьба старика с рыбой, и завораживающая атмосфера магического реализма, из-за которой не так-то просто понять, является ли происходящее сном или явью, и мысли самого героя, и великолепный стиль. Старик невероятно мудр, чего он сам не осознает. Чего стоят его фразы про счастье и старость!

Рассказ передает вроде бы несложную мораль: что нельзя сдаваться, а надо всегда идти вперёд, что человека можно победить, но не сломить (по крайней мере — мне так кажется). Однако история выстроена так прекрасно, а сам главный герой так восхищает, что остаться равнодушным попросту трудно. Благодаря этому рассказу я много чего понял, обрёл что-то такое, что мне трудно объяснить. Не ожидал, что сюжет про борьбу с рыбой-мечом может так сильно запомниться. От себя добавлю, что ещё понравился финал, этакий небольшой штрих. Казалось бы, обычная фраза «Старику снились львы», но, думаю, это дополняет атмосферу того самого магического реализма, о котором я говорил, как и сами воспоминания старика из молодости. Знаю, звучит очень-очень странно, но именно такие были мои впечатления.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткая повесть оставила ощущения как большой роман.

Это пока первое и единственное, что я прочитала у Хемингуэйя. Но сто процентов не последнее. Такой ёмкий точный слог, такая метафоричность. Хотелось выписывать цитаты, но при этом невозможно оторваться. Качаешься по волнам вместе со Стариком, руки саднит, спину ломит, голова кружится.

А жизнь идёт. И мир держится на таких вот людях с синими как море глазами, которые не теряют надежду и Мальчиках, готовых прийти на помощь.

Сильно. 10 из 10 и маст рид.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, когда-то вдохновивший меня на творчество. Сам Хэмингуэй говорил, что всегда хотел создать вымысел, неотличимый от реальности (цитата не точная). Ему это удалось. Прочитав рассказ, я не хотел верить в то, что он от начала до конца — вымышленный. Но это так ) выдумка, ставшая живее любой реальности. Слагаемые успеха рассказа — это реалистичность созданного образа Старика его эмоций, поведения, мыслей. Реалистичность сцен и описания природы. При чтении веришь каждому слову. Живешь рассказом, переживаешь вместе с ним, и находишь отклик в своей душе.

Сильная вещь.

На все времена.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, повесть ни о чём. Старик поймал рыбу, долго с ней боролся и победил. Всё. Но. Но.

Эту книгу нельзя читать «на бегу», невнимательно, урывками. Посвяти ей тихий спокойный вечер и всего себя — и она ответит тебе полным погружением. Ты почувствуешь себя стариком, и рыбой, и мальчиком, и морем. Главное — неспешность, внимательность. Глубокие думы. Как море.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ! Сам я не фанат реализма, но много людей советовали прочитать, ну куда деваться, прочитал=) Не буду говорить о сюжете, скажу об эмоциях, которые оставила книга. Я всегда отличался большим терпение, но после прочтения понимаешь, насколько оно слабое, по сравнению с такими людьми. И вера этого старика, и все его старания, которые совсем не окупятся, всё это заставляет жалеть его и при этом восхищаться!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх