fantlab ru

Бен Ааронович «Реки Лондона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Оценок:
447
Моя оценка:
-

подробнее

Реки Лондона

Rivers of London

Другие названия: Midnight Riot

Роман, год; цикл «Питер Грант»

Аннотация:

Меня зовут Питер Грант и до января я был на испытательном сроке в должности констебля в этой могущественной силовой армии правосудия, которую все благовоспитанные люди знают под названием лондонской полиции (для всех остальных — грязь). И вот однажды ночью, следуя инструкции по расследованию убийств, я пытался допросить некоего субъекта, который был мертв, но тревожно разговорчив, и это привлекло к моей особе внимание инспектора Найтингейла, последнего волшебника в Англии. И тут, как говорится, всё и началось.

Теперь я детектив-констебль и ученик волшебника, первый за последние пятьдесят лет и мой мир стал намного сложнее: гнезда вампиров в Пёрли, ведение переговоров между враждующими богами и богинями Темзы, выкапывание могил в Ковент-Гардене…и есть еще что-то гниющее в сердце города, который я люблю — злонамеренный мстительный дух, который захватывает обычных лондонцев и превращает их в подобие марионеток, чтобы разыграть драму насилия и отчаяния. Дух бунта и мятежа проснулся в городе и на мои плечи свалилась обязанность навести порядок в этом Хаосе — или умереть пытаясь сделать это. И именно об этом я хочу вам рассказать, тем самым навлекая на себя чертовски много бумажной волокиты.

© Перевод аннотации WiNchiK
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Для издания 2023 г. перевод Е. Трубецкой был существенно переработан.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2015 // Фэнтези или хоррор (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2011

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2012 // Переводной роман фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2013 // Переводной роман (Великобритания, 2011)

номинант
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2013 // Переводной роман (Великобритания, 2011)

Похожие произведения:

 

 


Реки Лондона
2014 г.
Реки Лондона
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Rivers of London
2011 г.
(английский)
Midnight Riot
2011 г.
(английский)
Rivers of London
2011 г.
(английский)
Die Flüsse von London
2012 г.
(немецкий)
Rivers of London
2012 г.
(английский)
Râurile din Londra
2018 г.
(румынский)
Rivers of London
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем написать отзыв, по традиции прочитал написанное до меня. Это было не менее занимательно, чем прочитать собственно роман, который я имел честь проглотить без закуски с полгода назад. Однако приступим...

Вкратце: городское фэнтези с детективным сюжетом, все действие происходит в Лондоне. Про атмосферу сказано более чем достаточно — автор справился на «ура!» (тут должны звучать аплодисменты). Теперь сюжет. Мне не удалось увидеть ни провисаний, ни затянутости. ни предсказуемости — вообще ничего из некоторых придирок рецензентов. Я соглашусь с самым первым отзывом от Croaker. Автор использует рваный ритм. чтобы рассредоточить внимание читателя, сделав упор на детали. Питер Грант помимо основного дела ведет еще несколько параллельных дел, так это логично — именно так и происходит в полиции (в любой стране. а не только в Англии). Есть основное дело, но ежедневно случаются потасовки, бытовые убийства, кражи. угоны автомобилей и т.д. В данном случае рутина это дела завязанные на магии, с задействованием сверхъестественных существ. Поэтому претензии, что главный герой после первого убийства побегал и успокоился и оживился лишь. когда произошло второе убийство выглядят надуманными. Динамичная часть повествования связанная с расследованиями и местами преступления сменяется флегматично-производственной с изучение магических основ, изучением документов и т.д.

Главный герой. Отличный малый Питер Грант, полицейский средней руки. но не лишенный смекалки и смелости, не закостенелый, поэтому легко приспосабливается к новым знаниям. И тут мы переходим к двум претензиям к Питеру. Как так случилось, вопрошают рецензенты, что он узнав о существовании призраков и прочей нечисти не впал в отчаянии, не сошел с ума, не заламывал, понимаете ли рук а вообще просто спокойно эдак все принял. И дальше в бой. Интересно а в каком произведении или даже в фильме главный герой столкнувшись со сверхъестественным впадал в панику? Гарри Поттер? нет, Перси Джексон? опять нет. Городецкий в Дозорах? и снова нет! Ни разу, ни в каком произведении в подобной ситуации главный герой не менялся, а принимал все как есть. Так же вели себя герои еще например в повести «Кот — золотой хвост» Валерия Алексеева, а она написана в 1971г.

Вторая претензия еще более смешна. Оказывается наш герой постоянно думает как залезть под юбку к Лесли, некоторые аж говорят что чуть ли не каждые 10 минут. А теперь Внимание! Бум! таких моментов в романе 4 (четыре раза!) оказывается это у нас минус произведения, и «постоянно«! Спасибо за такие упоминая в отзыве, от души посмеялся. Особенно после того как решил взглянуть на оценки и увидел, что именно эти рецензенты поставили «ПЛиО» по 10. Смахивает на зацикленность, может маловато Ааронович описывал мечты главного героя. Надо было добавить действия. А то по факту сексуальных сцен то вообще нет. Ай-яй-яй!!! Ну не Мартин, что ж делать то!

Отмечу еще отличный перевод с многократными ссылками. Для себя узнал много интересного про историю Лондона, особенно про Великое зловоние 1858г, и как решалась проблема с канализацией инженерами того времени. Погром после Королевской оперы описан очень правдоподобно. даже стало интересно не попадал ли автор в подобные ситуации. Ну и конечно перелет по эпохам вслед за Панчем это великолепно!

По прочтению пришел к выводу, что на основе цикла получится интересный сериал.

Рекомендую всем любителям городского фэнтези с мифологической составляющей

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Реки Лондона» отличный пример городского фэнтези. Главный герой, Питер Грант, новичок в полиции и по стечению обстоятельств становится учеником главного мага Лондона и вместе они расследуют цепь жестоких нападений. Центральными персонажами так же будут персонифицированные реки Лондона и фольклорный персонаж Панч.

Что мне понравилось в книге, так это юмор- ирония, иногда переходящая в откровенный сарказм высмеивающий социальные предрассудки, работу полиции или просто поведение людей.

Автор отлично и с огромной любовью описывает город, каждый район у него обладает интересными особенностями и это вызывает интерес даже к простым передвижениям героев по городу.

Интересно прописана повседневная работа полиции, различные сценарии поведения полицейских и программы которыми они пользуются.

Автор подкупает своей эрудированностью, много рассказано про историю Лондона и его жителей. К примеру мне интересно было узнать как образовались первые отряды полиции.Для таких профанов как я кстати пришлись ссылки.

Вывод- запоминающаяся, яркая, лёгкая книга, и я с нетерпением берусь за продолжение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга действительно о реках Лондона, которые были и исчезли, которые еще существуют, о исторических фактах связанных с рекой Темзы.

Импонирует главный герой — Питер Грант. Лондонец до мозга костей. Честный и порядочный человек. Который не хватал звезд с неба. Не прошел экзамены дающие допуск в университет. У которого отец музыкант, и наркоман со стажем. Мать — регулярно отсылающая гуманитарные посылки в Африку и готовящая курицу с арахисом с острыми специями. Питер Грант закончил школу, у него пытливый ум, он закончил какое то учебное заведение, где учат на полицейских, как вести допрос, как себя вести в толпе, что предпринимать в экстремальных ситуациях, и прочее что так нужно хорошему полицейскому. Об это постоянно подчеркивает Главный Герой разруливая ту или иную ситуацию на лондонских улицах.

Очень приятно читать о человеке, который любит свою работу, который получает удовольствие от того, что честно и правильно выполняет свой долг перед обществом, который по человечески поступает с людьми.

Главный герой — Питер Грант, простой парень, на которого можно положиться, который не упрекнет Вас, что рожей не вышли, родителей-олигархов не имеете, или в том что у вас денег не густо в карманах, или не имеете университетского образования, он угостит Вас кофе с печеньем, выслушает и поможет чем сможет.

У Автора получилось выписать колоритного и очень привлекательного Главного Героя.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумно интересная история

Наш Панч был отличный малый,

Носил костюм желто-алый.

С друзьями выпьет, бывало —

Такой уж он молодец.

С девицами хват был, ей-богу,

И жил на широкую ногу.

Жил-жил — и отдал душу Богу,

И тут нашей пьесе конец.

Неизбежное сравнение романа Бена Аароновича с «Американскими богами» и «Задверьем» Нила Геймана: действие происходит в «сумрачном» Лондоне, скрытом от обычного жителя или гостя столицы; персонажами выступают призраки, неупокоенные души, вампиры, колдуны и боги лондонских рек — такое сравнение нисколько ему не вредит и не умаляет достоинств. С одной стороны, концепт не поражает оригинальностью, как это было с мрачным геймановым фэнтези, с другой, когда туннель в какое-то ответвление вселенной уже пробит, с удовольствием исследовать его закоулки можно и без гордости, что следуешь непосредственно за первопроходцем.

Кроме того, гиньольная эстетика «Никогде» для меня чересчур неопрятна, хочется чего-то менее радикального, более консервативного, что ли, «Реки Лондона» как раз такая история. Вдоволь чудес и диковин, захватывающая дух и леденящая кровь детективная интрига с убийствами, есть обращение к истории, между прочим, вы знали, что предшественницей нынешнего Скотланд Ярда была «Полиция реки Темзы»? Я нет, но имея в виду эту информацию, соединение в одном романном пространстве исторической и детективной линий с темой реки кажется вполне органичным.

Молодой человек смешанных афро-европеидных кровей Питер Грант вряд ли мог бы претендовать на звание «выпускник года» в Полицейской Академии, и светит ему после выпуска работа с бумажками в отделе статистики. То ли дело однокурсница Лесли, такая Гермиона Грейнджер, лучшая-в-учебе, ее-то отправляют стажироваться в Отдел расследования убийств. Так бы наш приятель и зачах на административной работе, не случись ему наткнуться на труп прямо после вечеринки в честь распределения. И первым опросить оказавшегося кстати поблизости свидетеля, чьи показания однако столь фантастичны, что принять их всерьез не представляется возможным, в них фигурируют красный колпак, трость с набалдашником и смена лица, а после свидетель и вовсе признается, что сам он призрак и тает на глазах.

Нет, герой не перепил, просто у него уникальные способности, а значит, он поступает под начало и в обучение совершенно особого наставника, в магический департамент лондонской полиции, который как раз и занимается расследованием преступлений с участием сверхъестественных сущностей. Его начальник, колдун Найтингейл носит безупречный костюм и ездит на винтажном Ягуаре, жить Питер отныне будет в «Безумии» — особняке департамента, защищенном магически от всех видов слежки, а прислугой и экономкой выступит не кто иная, как укрощенная вампиресса Молли.

Так а что с реками? Будут, не сомневайтесь, помимо Темзы в Лондоне были еще Флит, Тай и Черная канава, теперь упрятанные под землю, но с аватарами всех Питеру придется общаться по работе. Больше того, помимо Отца-Темзы есть еще и Мать-Темза, и вы ведь не сильно удивитесь, узнав, что она афро-англичанка? Таким образом, помимо смертельно опасного расследования серии преступлений, которые злодей обставляет как эпизоды пьесы про Панча (пес укусил мужика за нос, и тот со злости, придя домой, убил жену и младенца, и вот это вот все) — кроме этого, Питеру придется выступить переговорщиком-примирителем между двумя ветвями власти главной реки королевства.

Будет круто, интересно, переживательно, познавательно и с тем радостным чувством, которые дарят по-настоящему хорошие книги все время чтения.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Питер Грант проходит стажировку в качестве простого постового на улицах Лондона. Это такая традиция, и нужна она, как объясняет сам Питер, для того чтобы закалить характер, когда «представители общества оскорбляют вас, оплевывают и извергают на вас рвотные массы». Однако стажировка уже заканчивается, и начальство вот-вот определит его дальнейшую работу, карьеру, а заодно и судьбу. Беда в том, что наш главный герой не тянет на крутого полицейского, да и просто способным или талантливым оперативником его не назовешь, так что куковать парню во Вспомогательном отделе, перебирая бумажки и печально вздыхая о своей судьбе, если бы не произошедшее с ним. Перед самым распределением по отделам Питеру случается побывать на месте убийства, где он обнаруживает крайне необычного свидетеля преступления, а именно призрака. Естественно, Питер старается собрать свидетельские показания, выяснить подробности происшествия, но призрак довольно быстро исчезает. В дальнейшем главный герой пытается выйти на контакт с привидением еще несколько раз, но все это приводит лишь к тому, что на парня обращает внимание шеф-инспектор, который к тому же еще и волшебник, Томас Найтингейл и берет его к себе в отдел. И, конечно же, отдел Томаса Найтингейла занимается сверхъестественными преступлениями, а жизнь Питера начинает течь в совершенно ином русле.

Такова завязка романа Бена Аароновича «Реки Лондона». Произведение написано живым и ироничным языком и читается довольно быстро. Больше всего эта история напоминает фильм «Люди в черном» с поправкой на сверхъестественное, отчасти – похожа на приключения Гарри Дрездена. Манера повествования напоминает сериальную: с переходами между сценами у автора как-то не очень, хотя на экране смотрелось бы неплохо. Теперь по поводу персонажей: конечно, самый яркий тут – главный герой, и именно его глазами мы видим, что происходит. Повествование ведется от первого лица и книге это пошло на пользу, т.к. читать детектив в фэнтези антураже гораздо приятнее с ироническими и юмористическими комментариями главного героя, чем без оных. Но на одном главном герое далеко не уедешь, так что бонусом у нас есть его маг-начальник, боевая подруга и целый вагон второстепенных лиц, которые как звездочки средней значимости в сериалах: сверкают, но не греют. Увы, но вынужден признать, что, кроме Питера, все остальные персонажи выглядят как антураж и нет в них особой глубины. Да она в данном случае и не требуется, т.к. действие развивается стремительно, книга буквально проглатывается за пару дней.

Что мы имеем в сухом остатке. Интересный и динамичный фэнтези-детектив с ироничным главным героем, начало цикла. Всем любителям городского фэнтези читать обязательно.

P.S. Я ничего не сказал про антураж, который тут играет далеко не последнюю роль. Дело в том, что в романе много места уделено самому городу, его улицам, атмосфере, мифологии, но для рядового российского читателя это вряд ли будет особо значимо. Книгу нельзя назвать путеводителем по Лондону в полной мере, как, например, рассказ «Вихри Мраморной Арки» Конни Уиллис (хотя там путеводитель по станциям метро, но в Лондоне же). Однако если вам еще и интересна атмосфера столицы Великобритании, то для прочтения романа появилась еще одна причина.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общее: Городское фэнтези каким оно, на мой вкус, должно быть, где главная компонента не фэнтези, но город. Роман написан с большой любовью к Лондону, выступающему главным героем на равных с Питером Грантом — молодым констеблем, которому удаётся таки определиться со своей полицейской специализацией — магические преступления.

Интересный сюжет, точнее две постоянно пересекающиеся линии. Подача материала характеризуется несколько рваным ритмом и резкими прыжками в сторону, что роднит книгу с современными полицейскими процедуалами, где важно не только следствие, но раскрытие копов, как обычных людей, со всей сумасшедшестью и одновременной нормальностью их работы и частной жизни.

В «Реках» правда с обычными персонажами туговато — наставник Питера маг экстра класса, сведения о магической природе поставляет Гранту известный на весь мир патологоанатом/гастроэнтеролог, даже подруга нашего протагониста обещает стать лучшей сыщицей Великобритании (да, даже не смотря на то, что произойдёт в концовке романа ;). Чего уж говорить, тут даже вампиры не как у всех. Одна отдушина — сам Питер, простой парень, который не утратил свежего взгляда на мир. У него даже цинизм жизнерадостный.

Вот соберите всё это в одной книжке — получится томик, который, имхо, интересно будет прочитать даже тем, кто не очень любит фэнтези-детективы.

Частное: Стоит ещё раз отметить лондонскость книжки. Города вдосталь, он нарисован с любовью и тщанием. Это даёт роману атмосферность. Задумчиво глядя на последнее слово — похоже, частное я начал не с главного. Лучшие частности — именно атмосферности. Дух Лондона, дух лондонской полиции, дух театра, магический запашок, ароматы магической учебы и судьбы мифических персоналий в наши дни — на такое блюдо уже по составу ингредиентов облизываться начинаешь.

Личное: Тут про юмор. Как-то в последнее время у меня плохо идут книги, в которых совсем нет юмора. С этой проблем не было. Шутим мы надо всем, шутим мы хорошо, живо и много. Эта приправа добавляет вкусовые оттенки.

Резюме: «Реки» вас увлекут своим течением, главное не утоните ;).

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уж если где и остался на нашем материке тот самый, первоначальный, древний мир волшебства и таинственности, мир первоначальной Магии Земли, Воды, Воздуха и Огня, мир, где у каждого, даже самого захудалого ручейка, был свой дух-хранитель, в реках плескались русалки, в мрачных подвалах дремали вампиры, а неприкаянные призраки маялись веками на тихих кладбищах и в развалинах замков, то это, наверное, Англия. И уж если есть сегодня на свете город, который должен стать пристанищем волшебных созданий, то, безусловно, Лондон.

Мне, никогда в столице Британии не бывавшей, почему то, оказалось очень легко поверить в ТАКОЙ Лондон. Одновременно старый и современный, в котором тихое кладбище с многовековой историей соседствует с оживленными магистралями с бесконечными пробками, в котором практически каждая старая улица, дом, камень имеют свою историю, теряющуюся во времени, по большей части мрачную и кровавую. По такому городу можно днями и неделями ходить и думать: «вот здесь в таком-то веке наверняка стоял такой-то..., а здесь произошло то-то», и эти «такие-то» и «то-то» будут целыми главами в учебниках истории.

Да, легко представить, что в таком городе по-прежнему живут волшебники, состоящие на службе у короны, передающие свои секреты от мастера ученику и строго следящие за соблюдением договоров и соглашений, заключенных еще в те времена, когда и города на этом месте никто не планировал строить. Что здесь живут и здравствуют вампиры, призраки, боги и богини, духи, успешно приспособившиеся к нашему быстро меняющемуся миру. С виду обычные горожане, немного со странностями, но кто нынче без тараканов в голове?

Тем более, что город этот немного/ ладно, пусть не немного/ изменился за последнее время. Это теперь большой котел, в котором варятся традиции, культуры, языки, предрассудки, старые и новые. И я бы не сказала, что роман поет оды пресловутым толерантности и мультикультурализму, поскольку дремлющие противоречия то и дело вылазят на поверхность повествования. Тут вам и противоречия между исконным британцем — отцом Темзой и новыми мигрантами в лице многочисленного семейства Матушки Темзы. Или потрясающая сцена в метро, где каждый оценивает соседа с точки зрения его потенциальной опасности, рассчитывает возможные пути отступления. Или мятежный дух бунтаря и сеятеля Хаоса Панча, легко находящий отклик в сердцах обычных горожан, готовых в любую минуту выплеснуть свое раздражение и недовольство.

Вообще, в романе очень много о «новых» лондонцах. Иногда, иронично, а иногда и жутковато, как еще одна сильная сцена: выступление Панча-Лесли в театре и описание последующего погрома в центре Лондона. Скажите, это отрицательный персонаж вещает о крахе мультикультурализма, но мы то с вами знаем, как часто именно такой герой выкладывает без оглядки все сомнения и тайные страхи, которые мучат героев положительных.

В общем, я рада, что побывала в таком Лондоне со всеми его древними тайнами и современными проблемами. Но это, пожалуй, лучшая часть книги. Сам сюжет и рыхлый на фоне остальных персонажей главный герой ни коем образом не впечатлили. Действие имеет свойство замирать на долгий срок или сворачивать с торной дороги — расследования серии странных убийств и происшествий. Неожиданно длинные «уроки магии» с описанием взорванных яблок и сломанных телефонов навеяли скуку излишними подробностями, а, напротив, лаконичные описания оперы, кладбища, жилищ Матери Темзы или Отца Темзы вызвали раздражение своей невыразительностью.

Есть еще одно замечание. Удовольствие от книги и Лондона Аарановича будет, наверное, большим, если вы сами бывали в этом городе, знакомы не понаслышке с его атмосферой. Тогда в полной мере сможете оценить прогулки по улицам и мостам Лондона и значимость описанных странных происшествий.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохой фэнтезийный детектив, где показана современная лондонская полиция, в которой неожиданно открывается двойное дно — отдел магии, занятый раскрытием и пресечением преступлений, творимых на улицах Лондона призраками, духами природы и другими не вполне материальными сущностями.

На месте самого обычного на первый взгляд убийства главный герой — констебль Питер Грант — видит призрака. А дальше начинаются приключения в духе взрослого Гарри Поттера, чуть менее динамичные, чем в саге Джоан Роулинг, но не менее интересные. Нам предстоит познакомиться с духами лондонских рек, узнать историю некоторых из них, встретить современного вампира, совсем не похожего на вампиров Сергея Лукьяненко или Энн Райс, и вместе с героем пережить ряд волнующих и увлекательных приключений.

Бен Ааронович сумел довольно удачно соединить неспешную обстоятельность английского романа с энергетикой криминального детектива. На многих страницах полицейская составляющая брала верх над чисто английской, но приправа из магии и волшебства аккуратно выравнивала стиль, не допуская критических перекосов.

Читать было интересно, многие образы показались оригинальными, как, например, Отец Темза и Мать Темза, конкурирующие между собой, но не желающие войны, или главный маг полицейского управления Найтингейл — весь такой классический, в элегантном костюме, со старинной тростью, которую у него банальным образом спер расхулиганившийся дух, да еще и подстрелил при этом. С Гессером и Завулоном такое ни за что не прошло бы! У них масштаб и вековой опыт. А с Найтингейлом случилось вот, хотя у него тоже и опыт, и масштаб, но он как-то попроще, к человеческому ближе.

Роман понравился. Весьма и весьма неплохая вещь, хоть и лишенная каких-то особых философских глубин и аллюзий. Просто приятное чтение, не слишком глупое, не слишком умное, а так — в пропорцию.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал книгу с огромным скепсисом и не ждал ничего хорошего. Отзывы к роману были противоречивыми, аннотация достаточно банальной, заведомо ожидалась вторичность. В результате же вторую половину «Рек» я буквально сожрал да еще и пришлось экстренно ехать за продолжением.

Очередная комбинация обычного мира с волшебным получилась на удивление «вкусной» и насыщенной. В этот Лондон (с его плюсами и минусами, проблемами и достижениями) веришь. Чувствуется, что автор хорошо знаком с топографией, гидрографией, историей и национальными особенностями районов города. Также много места в тексте посвящено лондонской полиции (как организационным, так и историческим моментам). Русскоязычному читателю, конечно, многое было бы непонятно без пояснений, но переводчик, на мой взгляд, провел хорошую работу и текст насыщен весьма информативными комментариями. Еще бы карта не помешала, но увы, только гугл и специальный блог автора от лица Питера Гранта (http://westendblues.blogspot.ru)

«Волшебности-необычности» писатель демонстрирует нам постепенно и словно через маленькую дырочку в занавесе (чувствуется, что за ним много чего есть, но всему свое время). Из нелюдей и «не совсем людей» главную роль в романе играют местные «нимфы», персонализирующие многочисленные реки и протоки Лондона (отсюда и название романа). Важный нюанс в том, что мир Аароновича — это мир возвращающейся магии (последнее время больше в тренде миры умирающей/уходящей магии). Кроме того, в цикле персонажами предпринимается попытка «научного подхода» в измерении и систематизации магических явлений

Главный герой — эдакий «цветной гаррипоттер», сын лузеров и сам не слишком успешен. Его отец — известный (в определенной среде) музыкант, неудачник по жизни, обладатель россыпи вредных привычек (вплоть до наркомании), а мать — эмигрантка-уборщица, «понаехавшая» из Сьерра-Леоне (причем проживают они в английском варианте «хрущевки»). Сам Питер плохо сдал экзамены, карьера в полиции складывается также неудачно. Впрочем, он пытается не унывать и с юмором воспринимать действительность (один из главных позитивных моментов книги), неприятность и удары судьбы. В личной жизни у него все тоже не слишком гладко (впрочем в «Реках» у него целых две потенциальных пассии).

Сюжет раскручивается постепенно, неспешно. Герой случайно попадает в не совсем обычный отдел, занимающийся преступлениями, связанными с магией, в котором до того работал лишь один сотрудник. О механизмах сосуществования магии и современности говорится полунамеками и отрывочными данными (эти моменты писатель явно приберег на следующие книги цикла), это стволовая линия. По ходу «Рек» Питер и его новый начальник расследуют ряд происшествий, связанных с паранормальной деятельностью некого духа, который способен управлять людьми, мобилизуя их на определенный убийственный сценарий действий (что лежит в его основе герои выясняют лишь к середине книги, у сообразительного читателя есть все шансы их обогнать). Впрочем, в остальном расследование идет по достаточно непредсказуемому маршруту, процедура задержания и личность «злодея» достаточно неожиданны.

«Реки» приглянулись мне не из-за детектива (который достаточно вторичен), а из-за атмосферы действия и наполняющих книгу юмора и иронии. У автора однозначно получилось смешать в нужных долях юмор и серьезность.

Отдельно хотелось бы отметить глубокий перевод (с разъяснениями большинства специфических моментов) и великолепные иллюстрации, которые крайне близки к тексту (всего их 7, по одной на каждые две главы).

P.s. касательно вопроса «почему гении нижнего течения реки все женщины и почти все негритянки, а верхнего — мужчины-европеоиды? Или, как главный герой, с одного взгляда, угадывает какой реке покровительствует тот или иной гений?», у меня это не вызвало никаких затруднений. На мой взгляд, автор хотел продемонстрировать разницу между «Старой Англией» и «новым Лондоном» с обилием мигрантов. Ну а степень черноты хозяйки реки явно соответствует загрязненности потока, к тому же Питер способен чувствовать «вестигии» — отпечатки сущности (в частности магии) предметов, местности, людей и «не совсем людей» (в «Реках Лондона» сразу вспоминается пример с леди Тай и отличительными признаками/историческими особенностями окрестностей реки Тайберн )

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот отзыв я решила написать после того, как прочитала в комментариях в магазине Лабиринт, что дескать это Гейман, но без любви к бродяжнической жизни. Мне кажется, это незаслуженный комплимент. Не хочу хаять книгу, но такие комплименты скорее вредят роману, чем помогают, так как порождают слишком высокие ожидания, а потом и неизбежные разочарования. Если же настроится на то, что книжка неплохая, середнячок в жанре городского фэнтези, то и прочтение вызовет только удовольствие.

Начало произвело очень, очень хорошее впечатление — атмосфера Лондона, молодые стажеры-полицейские, загадочное преступление, забавный призрак-свидетель, импозантный маг-полицейский с небезынтересной прислугой-вампиршей, активная суета по расследованию, принёсшая много интригующих деталей преступления. Закралась мысль, что вот роман, достойный максимальной оценки!

А потом пропала динамика развития сюжета и «полезли» всякие «но»...

Чуток побегав, герои успокоились и забыли о своем преступлении (ПЕРВОМ в их жизни), живут себе тихонечко, через несколько месяцев новое убийство и новая порция суеты, ни к чему не приведшая (точнее, добавившая ещё крохи к общей картине) и снова ничегонеделанье... Если бы детективная линия уместилась скажем в месяц, то читать было бы значительно интереснее — люди всё время бегают, допрашиваю (и мы в ожидании всё время, узнаем что-то, строим версии). Если героям не интересно их преступление, они не горят желанием найти и обезвредить преступника, то и я (рядовой читатель) скоро теряю интерес к происходящему. Мало ли убивают в городах. Параллельно с расследованием герой учится магии под руководством своего нового шефа. Безусловно, это необходимо (будет странно, если он сразу все навыки и знания получит мгновенно), но описывать стоит только то, что действительно интересно, оригинально, захватывающее. Ну получился у него файербол с 100-ог раза и потом столько же ушло на левитацию яблока — замечательно, верю, но читать мне это скучно! Либо надо было придумать что-то веселое или захватывающее в процессе обучения, либо сжато сообщать (например коллеге). А так я, конечно, узнала и как класс выглядит, и как он там часами мучился, но и кое-что узнала о принципах магии и соотношении её с реальным современным миром — но это так серенько, буднично, что забылось сразу же. А результат — ещё больше затормозился и провис сюжет. К счастью, через некоторое время (где-то во второй части книги) снова появилась динамика и сюжет оживился. Кстати, пережить скучноватые эпизоды помогает легкая ирония, которой пропитан весь роман.

Два раза в ходе преступлений были убиты очень маленькие дети. Зачем? Чтобы как-то раскрыть личность героев? Нет, личность никак не проявляется. Я поняла бы, если смерть младенца на глазах у начинающих полицейских стала бы мотивацией к активному поиску убийцы, желанию наказать виновного. Но нет. Они и не переживали особо — подумаешь какой-то младенец и его мать... Я, конечно, со следователями не знакома, но мне кажется смерть детей производит впечатление и усиливает мотивированность даже у старых полицейских, привыкших ко всякому. А тут равнодушие со стороны молодых людей — странно как-то. Тогда бы и ограничился взрослыми. Мне лично, как женщине и матери, эти детали были жутко неприятны. Но это, конечно, субъективный недостаток. Вообще, герои получились слегка бесчувственными, например, жизни напарницы угрожает призрак, а герой спокойно отдыхает дома у родителей (сначала правда попереживал чуток) и даже не вспоминает о ней. На полном серьезе собирался принести в жертву собаку, с которой пол книги жил в одном доме и плохого она ему ничего не делала....

Магические персонажи к сожалению тоже не производят особого впечатления. В отличие от Геймана, у которого все жители тайного, магического Лондона очень колоритные, запоминающиеся. Магические персонажи Аароновича слишком уж обычные, похожие на людей. Мать Темза — представляешь себе древнее, таинственное существо — а получаешь посредственную нигерийку-утопленницу. Почему именно её постигла такая участь из сотен утоплениц? Неизвестно. Может в следующих книгах и расскажет, но вряд ли. И преступники, которых герои ловили ПОЛГОДА — какие-то простенькие призраки без особых возможностей. Проблему составлял только их поиск, а потом уж догнать и арестовать было совсем легко (стажер без знаний магии справился).

Итог: книга вполне интересная (хоть и не шедевр). Всем любителям городского фэнтези можно смело читать. Лично я жду продолжение.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз натыкался в рекомендациях на эту книжку, решил прочесть не смотря на низкий средний рейтинг. После такого вступления обычно идёт «и не пожалел», и ведь верно, не пожалел.

Это представитель модного «городского фэнтези», наш герой — британский полисмен, несущий вахту и вдруг увидавший призрака и обнаруживший в себе... скажем, склонность к волшебству. А потом его принимает на службу последний и единственный (потом мы выясним что вполне себе не единственный) маг в Лондоне, и они начинают расследовать всяческие дела. Забегая вперёд (вперёд аж на целых две книги), скажу что дел в каждой книжке примерно 2.5 — ключевое, побочное и какое-нибудь мелкое, появляющееся под конец книги.

Описание от первого лица. С шутейками, причём такими... не толерантными, за которые в наше время за рубежом порвут. Книги выстроены хорошо по миру, всякие случайные обрывки информации про семью, про увлечения — потом выстрелят. Ружья Ааронович бережёт, и помнит о них. Сам же автор более известен как сценарист Доктора Кто, эдакий Моффат только не этого Доктора, а того, из 80-х.

Окей, почему 8 а не 7? Хорошо и плавно читается. Чутка экшена, чутка детектива, чутка драмы, чутка романтики (мужской романтики, не гарем, но симпатичные дамы интересуют нашего гг, и интересуются им). И очень много любви к Лондону, сноски-сноски-сноски. Всякие реки (они тут часть, как ни странно, побочного сюжета, хоть и выплыли в название), районы, здания, исторические отсылки, римские легионеры, очень много ссылок на политические шутки и события города, о которых мы не знаем. Напомнило комментарии к Алисе в Стране чудес (где половина персонажей — шаржи на политиков того времени).

Из минусов — основная линия заканчивается хоть и эпично, но с детективной точки зрения слабо. Магию герой учит медленно. В духе — выучил как свет делать, пошел применил. Выучил ещё что-то простое: снова спас из беды нескольких персонажей. Никаких эпичных вещей типа путешествия во времени и дождя из мертвецов. Тут больше мифологии, чем магии. Это минус. А в остальном — крепкая литература, жду 3-ю книгу.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В ролях:

Питер Грант — констебль, ученик мага

Томас Найтингейл — шеф-инспектор отдела расследования убийств, маг

Лесли Мэй — констебль с выдающимся талантом (2 шт.)8-]

Панч — стремное нечто, дух хаоса

Тоби — пес

А также Темза, и реки что вытекаю из нее, полицейские, страдающие эмигранты, трупы

Действие происходит в основном в Лондоне и его окресностях.

В городе происходят странные и жестокие убийства. Питер Грант оказывается замешан в расследование, после того как видит призрака. Магия существует. Копы в курсе. У Питера есть задатки будущего мага. Духи Темзы ссорятся между собой.

Роман мне понравился. Он не является чем-то особенным, это как «Файлы Дрездена» (первые тома) но без взрывного экшна, как «Темная сторона», но без миллиона странных и, не побоюсь этого слова, всесильных персонажей, как «Кракен», но без Мьевильского безумия (это я про оригами;-)). Но Ааронович успешно справляется со своей задачей, а именно развлечь, затянуть в омут и не отпустить до последних страниц. Отличный юмор, приятный ГГ (слегка наивный и рассеянный, но с цепким умом), интересный подход к магии в Большом Городе. В итоге крепкий середнячок, «вау»-эффекта не вызывает, но поможет скоротать пару-тройку вечеров.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просмотрев отзывы, удивился. Большинству роман не дает «пищи ни сердцу, ни уму», но оценивают его в основном довольно неплохо. И многие начинают сравнивать с другими «подобными» сериалами. Не знаю, мне сравнивать не с чем, из подобного «городского фэнтези» читал только Гаррета. Но там иное, там исключительно фэнтезийный мир против реального у Аарановича (с фант-допущениями). Куковский цикл, тем не менее, мне очень понравился. И данная серия (увы, изд.Фантастика издала только 2 книги) мне тоже по нраву. На мой взгляд, хорошо передана атмосфера города, любопытна сама история расследования, которое ведет ГГ под управлением инспектора и при помощи подруги, много самых разнообразных приколов — этакий «английский черный юмор». В ходе расследования ГГ приходится принимать участие в не связанных с основным делами, но которые тем не менее тоже оказываются «магическими» — то это дело про вампиров, то примирение ни мало -ни много Богов и Богинь с истока, притоков и устья Темзы, наконец очень своеобразное путешествие «во времени» в Лондиниум. Вкусностей много, и автор разбросал их по всему сюжету. Читать интересно, сильного провисания сюжета не отмечено (ну не может же постоянно присутствовать драйв, погони и боевые действия.). Магии и особенно процессу обучения ГГ уделено приличное количество страниц. Также нельзя не заметить, что наряду с ГГ и всеми основными персонажами одним из главных является сам Лондон.

В общем, роман конечно не шедевр, но очень хорош, цепляет постепенно, но капитально так — в том числе и атмосферой, и к финалу я сам себя похваливал, что приобрел неизвестного мне автора и пришел к выводу, что второй роман читать обязательно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень напомнила циклы «Джекаби» и «Досье Дрездена». Больше первое, чем второе – она построена на тех же сюжетных ходах, только преподносит их куда более качественно и интересно.

Сюжет начинается примерно так же. Главный герой – обычный человек, не верит в сверхъестественное, не стремится к высотам и просто пытается удержаться на плаву в суетном городе. Он тоже встречает детектива-мага с замашками Шерлока Холмса (правда тут в поле зрения автора попали другие черты великого сыщика) и узнаёт о том, что страна населена разнообразными фейри, а у полиции есть специальный отдел, расследующий связанные с ними преступления. И конечно же большинство полицейских либо не знают о его существовании, либо считают, что этот отдел состоит из бесполезных чудиков. Даже призрак тоже имеется. Вот только у Аарановича история прописана глубже, характеры ярче, а сюжет неожиданней.

Лондону в книге уделено не меньше внимания, чем сюжету и персонажам, что конечно же радует. Он большой, разнообразный, живой, город пабов и театров, древних кладбищ и постмодернизма, трущоб и шикарных коттеджей. Он описан с юмором и знанием дела, и его нельзя спутать с другим городами. (чего нельзя было сказать о городе «Джекаби», который выглядел блёкло и мелко, как обычная ноунеймовая деревня).

Сюжет сочетает в себе несколько линий, весьма удачно чередуя их – расследование убийства, поиск преступника, отношения героя с родителями, его попытки разобраться в магии и одновременно помирить разбушевавшихся богов реки. При этом он увлекателен и не выглядит громоздким, а под конец выкидывает парочку неожиданных поворотов. У волшебного мира есть своя история, он проработан не меньше, чем реальный Лондон. Да и подробности работы современных полицейских тоже добавляли интереса.

Волшебные существа вписаны в современные реалии довольно органично, и не выглядят бесполезной вставкой. Но что порадовало меня ещё больше – органично в книге выглядят и нац- секс-меньшинства. Многие произведения в погоне за толерантностью вставляют в сюжет лесбиянок, мигрантов и прочих угнетённых – просто чтоб были. Как это случилось, например, в «В тихом омуте». Однако в «Реках Лондона» они тоже неотъемлемая часть мира, важная для развития сюжета и персонажей, имеющая свою историю и уместная в современном городе.

В целом книга прекрасна. Увлекательный фэнтезийный детектив с интересными героями и прекрасной атмосферой шумного большого города.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Констебль Питер Грант сразу вызвал у меня симпатию — такой невозмутимый ( но встретил призрака и что — тоже мне невидаль) , приятный и простой парень . Когда его Найтингейл погружает как в омут головой в мир скажем так другого волшебного Лондона , он не теряется — учится магии и в лёгкую общается с сказочными созданиями . Сама история в принципе простая — надеюсь ( а я конечно буду продолжать читать цикл) в следующих книгах сюжет станет более закрученным . Ещё понравились всякие отсылки к событиям или каким то известным личностям столицы Великобритании — многое узнал . И да , лёгкий шлейф английского юмора вызывал иногда улыбку — а мягкий язык автора понуждал читать дальше и дальше .Книгу прочитал с удовольствием и конечно буду дальше читать о приключениях Питера Гранта и компании .

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх