Рафаэль Сабатини «Скарамуш»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Франция, канун Великой Французской революции. Андре-Луи — приёмыш в семье дворянина, сам однако остающийся простолюдином. После того как заносчивый аристократ маркиз Латур Д'Азир беспричинно убивает друга героя и получает обещание руки его возлюбленной, Андре покидает ставший чужим дом и присоединяется к группе странствующих комедиантов. До поры до времени ему придётся скрываться, играя под амплуа Скарамуша — хвастливого солдафона.
Входит в:
— цикл «Скарамуш»
Экранизации:
— «Скарамуш» / «Scaramouche» 1952, США, реж. Джордж Сидни
- /языки:
- русский (17)
- /тип:
- книги (16), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Тихонов (12), Е. Фрадкина (12)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Konbook, 3 ноября 2022 г.
Историко-приключенческий роман замечательного писателя Рафаэля Сабатини, сюжет которого разворачивается на фоне Великой Французской революции, одно из самых популярных и известных творений своего создателя наряду с «Одиссеей капитана Блада» и «Морским Ястребом».
Рассказ о молодом адвокате Андре-Луи Моро, наделенного «обострённым чувством юмора и врождённым ощущением того, что мир безумен», который, желая отомстить за смерть своего друга, использует самое сильное оружие — слово, вследствие чего вынужден бежать, ибо его жизни угрожает серьезная опасность.
Начавшийся как драма, далее роман превращается в светлую и приятнейшую комедию, сохраняя при этом, глубокий посыл, заложенный в фабуле, после чего, на смену комедии вновь приходит драма, ибо начинают происходить события, в которые Сабатини искусно вплетает историю Скарамуша.
«Скарамуш» прочитан вторично с разницей в полтора года, но, что самое интересное, впечатления остались прежними. Мне безумно понравилась вторая часть книги, навряд ли найдутся читатели, которые со мной не согласятся; жаль, что Сабатини не вернулся к тому не очень продолжительному периоду жизни Моро, когда он был не адвокатом-неудачником, и познал не только успех и признание, но и зависть и неблагодарность. В третьей части писатель разыгрывает припрятанный им в рукаве козырь, повторяя сюжетный ход, который не редко встречается в приключенческой литературе и отлично вписывающийся в канву повествования.
По итогу: крепкий роман плаща и шпаги от признанного мастера приключений; по десятибалльной шкале — 8+.
prouste, 11 сентября 2023 г.
» Одиссея Блада», видимо, лучший роман Сабатини. С учетом даты выхода Скарамуша этот роман, написанный по полям Дюма, выглядит и архаичным и неуклюжим.
У Дюма ведь есть две блистательные трилогии и Монте- Кристо, а все остальное на порядок ниде, включая и цикл про Франц. революцию, на который и равнялся Саббатини, сыпнув чуть мотивов из Капитана Фракасса Готье.
Читается легко, хоть воды и патетики многовато. Есть удачные реплики, зато финальный трюк с тайной рождения ха гранью добра и зла. Роман как веком ранее написан, такой замшелый. Чуть позже вышел Девятое термидора Алданова и там тоже есть остроумец, который все то понимает о старом режиме и его сменщиках, но Скарамуш рядом выглядит совсем уж лубочной развлекушкой. Понятно, что приключенческий жанр, но есть куда как более достойные романы в этом жанре, да и у автора есть книги получше. Прочитал- забыл. Фильм, надо сказать, тоже не шедевр.
Max82, 2 апреля 2019 г.
Офигенная книга. Почему я её прочитал только сейчас, а не в детстве??!! Читал же Монте Кристо и Мушкетеров, почему этого то автора не встретил??!! Загадка. Очень умная и ироничная история про человека с непростой судьбой, вынужденного использовать свой мозг на все «200%», чтобы выпутаться из жизненных неприятностей. На мой вкус, если исключить сказочное благородство героя — очень современный язык и логичное повествование. Заслуживает гордое место на полке избранного.
k2007, 30 марта 2021 г.
Это отличный приключенческий роман с умным, хладнокровным и ироничным героем. В обычное время он стал бы еще одним провинциальным адвокатом, но ему выпало родиться и жить во Франции времени Великой Французской революции, поэтому он добился многого.
Вообще, книжка отлично написана. Она интересная, логичная, с приключениями, благородством и поединками на шпагах, с противостоянием двух героев, благородного и злодея, который, тем не менее, тоже показан как человек, пороки и достоинства которого дополняют друг друга и органично сочетаются.
В общем, хорошая книжка
Ashenwail, 12 мая 2017 г.
Купив «Скарамуша», ожидал лёгкого, где-то несерьёзного чтива. Каково же было моё удивление, когда текст оказался на порядок серьёзнее среднестатистического приключенческого произведения той эпохи! По серьёзности освещённых тем — скорее исторический роман, чем приключенческий.
И сам Саббатини несколько раз обращается к Исповеди своего героя Моро — то цитируя, то пересказывая и споря с его поступками.
(Хотел бы я, чтобы каждый из исторических романов был таков!)
Тем не менее, впечатления двоякие.
Начинается всё с того, что молодой человек решил побороться против системы и за правду-матку. Почти сразу (это в духе Саббатини) он попадает в маргинальное или люмпенизированное положение — на этот раз в среду коммедиантов (ничего удивительного, Ватто ещё не вышел из моды, а на дворе — XVIII век).
Первая часть повествует о свадьбе — по любви (которой у героини романа нет) или по расчёту (ценность которого героиня не очень понимает).
Весь сюжет крутится вокруг Алины: общество уговаривает её сделать выбор в пользу расчёта, а наш герой Моро — не делать этого шага. Так называемые революционные события — не более чем фон вокруг свободного (или несвободного) выбора молодой девушки воспитанной в традиционных дворянских ценностях.
Из этого можно сделать вывод, что роман — больше женский, чем приключенческий.
Хотя главный герой — Моро (Скарамуш), его поступки не самостоятельны, но являются реакцией на поведение его кузины Алины, в которую он «тайно» (но понятно для женщины) влюблён. Сам же Алина — глупенькая среднестатистическая девушка, а-la Татьяна Ларина: деревенская красавица, воспитанная в приличном стиле и ожидающая брака, устроенного родителями. На мой взгляд образ Алины вышел бледным, но не по вине Саббатини, а потому что сама её личность бледная и неинтересная.
Вторая часть — о коммедиантах и маркитанах. Возможно, для английского читателя первой половины 20 века это было интересно, но лично мне эта вторая, центральная часть показалась совершенно лишней.
С другой стороны, именно во второй части объясняется прозвище героя — Скарамуш, ибо она — о провокации. Главный герой провоцирует людей вокруг себя и сбрызгивает. (собственно, поэтому — Скарамуш).
Стилистика романа всё же относится к первой половине ХХ века, когда он и писался: много жеманных разговоров и галантных сцен.
Мне лично не очень нравится мир театра, коммедиантов, тем более — бродячих артистов. Ещё на картины Ватто посмотреть — да, а так чтобы читать про их мир — вот вообще нет. Потому я снижу оценку этого, бесспорно, блестящего романа.
И, наконец, третья часть — мир шпаги и революции! Я — не любитель революционной тематики и наполеоники, но читал с удовольствием. Читается легко! Более того, канва событий, описанная Саббатини, намного более проясняет хронику революционных дней, нежели иные учебные пособия (не говоря об исторических романах)
Третья часть — Шпага — это — тот Саббатини, которого мы все знаем и любим.
[/spoiler]А вот интрига с Alter Ego героя — полностью в традициях жеманного XVIII века. Когда Моро и маркиз дрались на дуэли, и маркиз был не убит а ранен в руку, я сразу понял, что он — его отец
Возможно, во мне накопилось много жёлчи. Но книжка мне не понравилась
Kirill_A, 18 января 2016 г.
В домашней библиотеке издание Морской ястреб + Скарамуш в одной книге. Перечитывал много раз, больше нее мне наверное только «Три мушкетера» нравились. Тут тебе и трагедия в начале, и впечатляющие события заднего плана, и фехтование, и несчастная любовь, и злейший враг. Может все дело в ностальгии, но все-таки мне кажется что эта книга на 10/10. А вот продолжение (возвращение) Скарамуша не скажу что не понравилось, но больше 7 не поставил бы. Не запомнилась как-то.
ponokol, 4 сентября 2012 г.
Здравствуйте. Хоть этот замечательный сайт и посвящён отечественным и зарубежным фэнтези, их рейтингу, истории, итересности и т.д., не вижу ничего плохого в том, чтобы Вы, уважаемые пользователи, высказывали своё мнение и о классических произведениях. Это же тоже книги, за которыми можно приятно и с пользой провести своё время. И они, уважаемые пользователи, обратите, пожалуйста, внимание, очень часто гораздо ближе по своей сути к фантастике и фэнтези, чем мы думаем. Почему? Да потому, что в этих произведениях автор раскрывает перед нами романтический образ. Такой, который вряд ли встретишь в настоящей жизни. Но это совсем не уменьшает достоинства этих романов. Пожалуй, напишу свою рецензию на замечательный роман Рафаэля Сабатини «Скарамуш». Вообще-то, самыми интересными у него считаются романы про капитана Блада. Я их тоже читал. Но не впечатлили они меня так, как «Скарамуш».
Это простой роман, который очень легко читается. Он обладает интригующим и захватывающим сюжетом. Образ главного героя — очень необычный и романтический. Этот человек — молодой адвокат. Когда мы знакомимся с ним впервые, он сразу производит на нас впечатление человека интеллектуально одарённого, сильной личности, человека, умеющего разумно рассуждать, обладающего артистизмом и удивительным и тонким чувством юмора. Не буду здесь подробно пересказывать сюжет, это бессмысленная трата времени. Скажу только, что обстоятельства заставят его вступить в противоборство с сильными мира сего. Что же противопоставит он в противовес их силе, влиянию и могуществу, ведь за душой у него нет ни гроша. Он противопоставит свой ум, свою волю, свой юмор и артистизм. И он заставит их дрожать в своих креслах. Даже выступая на сцене в роли итальянского шута. Сюжет очень скоро приводит нас к порогу Французской Буржуазной Революции. Когда рушится старый мир под гнётом богачей и ханжей, жизнь которых переполнила чашу терпения простого народа. И здесь он встретится со своим главным противником ещё не раз. Нас ждут серьёзные поединки на шпагах между мастерами фехтовального искусства. Уважаемые пользователи, хочу обратить ваше внимание, вот здесь-то автор имел настоящее представление о том, о чём писал. Боюсь, ни один фантаст и шпаги-то в руках не держал. Тем более меча, боевого топора, сабли, копья и алебарды. И тем более совсем фантастического оружия, вроде чарткумов, двулезвиных мечей и т. д. И поединки в сражениях у них всего лишь выдумка, не больше. Уже только ради этого стоит почитать эту книгу. Но настоящие испытания ждут нашего героя впереди, испытания на честь и человечность. Пройдёт ли и их наш герой так же легко? Кто знает. Читайте и вы не пожалеете о потраченном времени. Моя оценка — 10!
havrosh, 23 августа 2016 г.
«Скарамуша» за свои неполные 30 лет перечитал уже в третий раз, и думаю на этом не остановлюсь. На мой взгляд одно из лучших произведений Сабатини после «Капитана Блада». книга очень легко читается. Есть исторические ремарки, но они настолько удачно вписаны в основной сюжет, что их читаешь с огромным интересом, вот как раз через такие произведения мировая история усваивается очень легко. Наверное все мои познания о великой французской революции как раз почерпнуты из «Отверженных» Гюго и «Скарамуша» Сабатини. твердые — 10 баллов
solarius, 26 марта 2012 г.
Скарамуш — прекрасное произведение в лучших традициях «Морского ястреба». Дворянин, вынужденный примкнуть к театральной труппе играет роль Скарамуша — одного из персонажей итальянских пьес. Кроме того, Скарамуш оттачивает талант фехтовального искусства сродни шахматам. Прекрасно читается. Отвага, честь, предательство, любовь и воздаяние негодяям сполна.