fantlab ru

Трумен Капоте «Хладнокровное убийство»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
229
Моя оценка:
-

подробнее

Хладнокровное убийство

In Cold Blood: A True Account of a Multiple Murder and Its Consequences

Другие названия: Обыкновенное убийство

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Местечко Холкомб, затерянное среди безбрежных канзасских полей, так бы и осталось ни чем не выдающейся американской глубинкой, если бы не одно ноябрьское утро 1959 года.

Этим утром фермера Герберта Клаттера, его жену и детей обнаружили связанными и убитыми в упор из ружья в собственном доме. Преступление такого масштаба было громким даже по меркам всей страны. Расследование с самого начала грозило зайти в тупик – у Клаттеров просто не было не только врагов, но даже недоброжелателей…

Примечание:

Первая публикация перевода: Капоте, Трумэн. Обыкновенное убийство: Документальная повесть. Перевод с английского Владимира Познера и Валентины Чемберджи. — Иностранная литература, 1966, # 2, стр. 233-252. (Начало. Продолжение следует). В журнале сообщается: «...мы публикуем в сокращенном виде по тексту, напечатанному в журнале «Нью-Йоркер» осенью 1965 г.»



В произведение входит:


7.67 (3)
-
8.00 (2)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (54 место)

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

Экранизации:

«Хладнокровно» / «In Cold Blood» 1967, США, реж: Ричард Брукс

«Хладнокровное убийство» / «In Cold Blood» 1996, США, Канада, реж: Джонатан Каплан



Похожие произведения:

 

 


Обыкновенное убийство. Расследует инспектор Квин
1991 г.
Хладнокровное убийство
2001 г.
Завтрак у Тиффани
2004 г.
Хладнокровное убийство
2004 г.
Том 2
2008 г.
Хладнокровное убийство
2008 г.
Хладнокровное убийство
2017 г.
Хладнокровное убийство
2018 г.
Завтрак у Тиффани
2019 г.
Хладнокровное убийство
2020 г.
Хладнокровное убийство
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Постріли в ресторані Сірано
1985 г.
(украинский)
In Cold Blood
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название романа интригует и, на первый взгляд может показаться, что перед нами детективный роман о преступлении, которое доблестный сыщик будет раскрывать на протяжении всего повествования. Но Трумен Капоте — автор, безусловно, талантливый, замаскировал своё глубокое исследование человеческой природы под таким кричащим названием. И если в романе и присутствуют элементы детектива, то они играют далеко не ведущую роль в сюжете.

Резонансные преступления, к которым в настоящее время общественность уже привыкла, всегда будут привлекать внимание. И, в особенности, это касается убийств — циничных, изощрённых и хладнокровных. Понятное дело, что убийцы будут подвергнуты осуждению и спроси любого, нужно ли наказывать преступника, ответ будет однозначным. И речь идёт не об убийствах по неосторожности или в пьяном угаре, а именно тщательно спланированных и с наиболее очевидными мотивами. Ведь кем кажутся подобные расчётливые убийцы: маниакальными, беспричинно жестокими и полными коварства.

Но вот что мне наиболее запомнилось в романе, так это то, что при его прочтении, особенно, в той его части, где автор максимально подробно рассказывает о жизни двух убийц допропорядочной семьи Клаттеров из маленького городка Холкомб, так это те моменты, потому что мне приходилось по долгу службы общаться с несколькими убийцами, у которых мотивы убийств были схожи с описанными в романе. Ведь они вовсе не были похожи на отморозков, и встреть их вне застенков, ни за что не догадаться, что эти люди были причиной смерти людей. Кто-то из них в разговоре со мной оправдывал себя, другие погружались в себя и не видели ничего вокруг, третьи вели себя подобно невротикам и постоянно чего-то требовали. Но не было на них никакого клейма и я видел перед собой не чудовищ, а людей, точнее внешнюю человеческую оболочку, но вот что внутри этой оболочки — мне постигнуть так и не удавалось. У Капоте мотивы убийства лишь внешне кажутся простыми и понятными.

Да, я знал обстоятельства убийств, но вот постигнуть умом факт лишения жизни человека не мог, отчасти из-за осуждения преступника, а отчасти из-за обязанности выполнить свою работу и как можно меньше соприкасаться с тлением, которое почти физически ощущалось от убийцы. Но Трумен Капоте, как и полагается настоящему талантливому автору, взяв за основу реальное преступление, реальных людей, вовлечённых в водоворот убийства и его последствий, хладнокровно, со всеми подробностями, описал не только ход расследования и судебных разбирательств, но и тщательнейшим образом описал личности и обстоятельства жизни убийц, от самого рождения и до момента казни, включая показания родителей, родственников и даже психиатров. Главная ценность произведения как раз в том, что автор сам никаких выводов не делает, а оставляет судить убийц самому читателю, причём делает это настолько увлекательно, что от чтения просто невозможно оторваться. Однако чем дальше продвигается чтение романа, тем больше перед читателем открывается мотивов кажущегося хладнокровного убийства, часто даже не осознаваемых самими убийцами.

От художественной формы автор переходит к репортажной, показания причастных к делу об убийстве перемешиваются с описаниями переживаний персонажей и именно это делает повествование таким глубоко психологичным, подробным и «живым». К тому же автору в любом произведении удаются образы даже второстепенных персонажей — и это одна из главных особенностей его стиля. Ведь даже к персонам убийц можно проявить сочувствие, несмотря на их кровавое злодеяние, что, впрочем, не отменяет необходимого возмездия.

Прочитай я «Хладнокровное убийство» лет на двадцать раньше, мне было бы понятно гораздо больше в психологии подозреваемых, а это очень помогало бы в расследовании преступлений. По сути перед нами образец высокохудожественного учебника по криминалистической психологии, в котором расставлены нужные акценты и даны необходимые азы для понимания мотивов преступлений, особенно тех, в которых эмоции и заведомо предвзятое мнение органов правопорядка и общественности могут сыграть отрицательную роль.

Ну и помимо этого, после прочтения мне стало понятно, что независимо от страны, в которой совершается правосудие, система всё равно несовершенна и на этом Трумен Капоте тоже делает некоторый акцент в своём романе-репортаже.

«Хладнокровное убийство» — произведение, которое я буду перечитывать ещё не раз и в котором (естественно на мой взгляд), все элементы собраны столь тщательно и подгнаны друг под друга, что можно назвать данный роман идеальным.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Труман Капоте — блестящий автор, который своим документальным детективом In cold blood по сути создал целый жанр. Тонко сплетая свои данные, полученные путем долгих изысканий с изящной художественностью, он смог создать роман с невероятным погружением в историю одного жуткого преступления.

Особенно хорош Капоте в ледяной отстранённости и репортажности. Первая половина книги, где счастливая семья живёт в неведении о своем трагическом конце, пока к их дому двигаются двое безжалостных психически сломанных человека буквально источает напряжение, саспенс и тревогу.

Да, сегодня этим уже трудно удивить, но шестьдесят лет назад эта работа стала открытием, которое стоило Капоте бессонных ночей и подорванным здоровьем.

Мастерская классика, которая лишь немногим потеряла в остроте за минувшие годы.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман читал в составе детективного сборника, так что, думаю, никого не должно удивлять, что мои детективные ожидания оправданы не были. Нужно заметить, что о документальной природе произведения я, приступая к чтению, и не подозревал, а о личности автора и до сих пор не имею особого представления. Так что мой отзыв и впечатления должны быть не замутнены этими факторами.

И так, начало не оправдало моих ожиданий, оказалось несколько затянутым и не имело никакой детективной интриги, ну если не считать интригой отсутствие мотива; про жертв известно, что они все погибнут, но пока они живут, планируют, пекут пироги; убийцы тоже известны, параллельно жизни жертв они тоже планируют, приобретают всё необходимое, добираются до места. Такой расклад у детектива мне не импонирует, уже ознакомиться с семьёй жертв, проникнутся к ним определёнными чувствами и наблюдать за тем, как два хладнокровных отморозка, уже погасили фары и в тёмную докатывают до места, зная что семью Клаттеров уже ничто не спасёт — мне не нравится и оценка моя поползла резко в низ.

Но всё встаёт на свои места, когда почувствовав в этой жесткой реалистичности повествования смутные подозрения, я полез в интернет и здесь узнал, что это не авторский вымысел, а реальная история. (Считаю, что обязательно нужно указывать это в начале произведения — все начальные впечатления были бы совершенно другими). Всё начинает ощущаться совершенно по-другому, становится сильной психологическая линия, линия жертвы, линия преступника. Автор не ограничивается одним преступным эпизодом. Убийство Клаттеров перевернуло жизнь всей округи, люди немного придя в себя, начинают закрывать замки, начинают подозрительно смотреть на соседей... А в это время преступная парочка ведёт разгульную жизнь и становится ещё более опасной для общества — теперь им ничего не стоит прибить кого-нибудь просто на дороге ради нескольких долларов. По ходу повествования мы узнаём истории ещё нескольких убийств — автор легко и непринуждённо отвлекается от основного повествования, чтоб коротко поведать нам истории ещё нескольких головорезов, встретившихся на пути.

Концовка очень психологична. Передо мной, как читателем, резко встал вопрос: а оправдываю ли я лично смертную казнь, что я могу ответить, по прочтении этой реальной истории, имея перед собой несколько таких примеров? Заслуживают ли эти люди пожизненной комфортабельной камеры на деньги от налогов своих жертв и их родственников? Так или иначе, но автор не показался мне противником казни, хотя явно он о своих предпочтениях не говорит, предоставляя читателю самому определиться с ответом. Я же думаю, главное, чтоб в любом случае не понёс наказание невиновный, или единственный назначенный козлом отпущения.

В концовке журналист приводит последние слова, выводы убийц. Один из них оправдывает смертную казнь, он считает, что это банальная месть, но родственники имеют на неё право, иначе они бы не смогли успокоится в жизни, он судит по себе — он бы не смог. И у него лишь одна оговорка — лишь бы вешали не его. Второй же убийца однозначно против смертной казни, считает её не оправданной ни с моральной точки зрения, ни с юридической, он задаётся вопросом: «А вдруг он бы мог сделать ещё что-нибудь полезное обществу?». Его вопрос виснет в воздухе когда петля обвивает его шею... Я же в ответ думаю: Ага, ещё мог бы загубить несколько человек. Что характерно, раскаяния мы так и не ощутили, лишать его жизни, это получается не по феншую, а вот ему было убивать невинных людей, то тут всё нормально, без вопросов.

Оценка немного занижена, так как читать было для меня тяжело, автор мастер, он очень тонко и исподволь раскрывает всю линию, но у меня сочувствие жертвам и неприятие убийц, а они фактически пол книги выступают героями. Читать же про них я не получаю удовольствия, как и копаться в их психологии. Потому такая оценка, с художественной же точки зрения книга весьма добротна, просто тяжёлая и немного затянуто начало (хотя и это было надо, чтоб настроить читателя до нужного восприятия).

И ещё один факт, который прошёл мимо книги. Реальное следствие пыталось доказать ещё один эпизод — убийство ещё одной семьи из четырёх человек этими же убийцами, но тогда у них было алиби, которое потом опровергли, но преступление уже осталось не раскрытым. Следователи же с высокой степенью вероятности склоняются, что это было таки их рук дело, убийство было аналогично описанному здесь...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люк открылся, и Хикок повис на целых двадцать минут, пока тюремный врач не сказал наконец: «Я объявляю этого человека мертвым»

Мы жили, как и ты. Нас больше нет.

Не вздумай осуждать – безумны люди.

Мы ничего не возразим в ответ.

Взглянул и помолись, а Бог рассудит.

(Франсуа Вийон «Баллада о повешенных»)

После прочтения этого романа я стал совсем по другому относиться к Трумену Капоте. Просто до этого я был знаком с его творчеством только через одну его книгу — угадали, какую? Ну вот, и почему-то было представление о нём как о великом романтике — сам не понимаю, откуда такое заблуждение.

И вдруг перед нами жёсткая детективно-криминальная история. Причём не вытащенная из глубин собственной фантазии, а методично отслеженная не только по дням и даже по минутам реального времени, но и рассмотренная буквально по метрам и даже сантиметрам реального места преступления. Потому что Трумен Капоте прошёл буквально весь маршрут преступников и постарался не только проследить весь их путь непосредственно во время совершения своего злодеяния, но и просмотреть всю предысторию жизни как одного убийцы, так и второго. А потом ещё и довольно детально и подробно изучил сам и рассказал читателю всё о внутреннем мире этих двух злодеев, а также попутно затронул судьбы нескольких других похожих преступников — всё это позволило и Трумену Капоте, и читателям попробовать разобраться, откуда берутся такого рода нравственные уроды в современном мире.

А помимо вот этого разбирательства, мы имеем дело просто с отлично выполненной криминально-детективной драмой: следим за перемещениями убийц и параллельно пытаемся вместе с шерифами и полицейскими выполнить розыскную работу, выйти на следы негодяев, понять их мотивации и затем просто определить имена подозреваемых, после чего обнаружить их следы в реальности и задержать, а затем ещё и получить признательные показания, довести всё дело до суда и выдержать ещё и многочисленные попытки дезавуировать ход расследования… В общем, любитель экшена найдёт в этом романе свою толику удовольствия. Тем более, что автор умело держит интригу и мы довольно долго не можем понять, кто главный в этом преступном тандеме, кто зачинщик и подстрекатель, а кто исполнитель, и мы гадаем и предполагаем то одно, то другое, и вновь колеблемся...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я ни разу не поклонник детективного жанра, и криминалистика разная по боку моих интересов.

Несколько лет назад один известный знаток мировой литературы (Дм. Быков) задел меня заявлением, мол, Трумэн Капоте — лучший писатель из когда-либо живших на земле. Батюшки! А я не при делах — слыхал о таком, да не читал... Того знатока базар я, конечно, фильтровать уже был привыкший, но тут — решил проверить (отодвинув «Хладнокровное убийство» в самый конец списка произведений автора).

Роман длинный и душевно затратный.

Для меня самым мистическим оказалось влияние на моё сознание его документальности, реальности (фотографии в инете и проч.) персонажей и места действия.

Композиционно всё — то несётся вскачь, то зависает в неподвижности летнего зноя бесконечных степей. И от этого возникает эффект каких-то качелей, сдвига времени и пространства. А язык, которым написана книга — так это просто музыка сфер.

Героев надо ненавидеть, а ты ловишь себя на сочувствии и стыдишься наворачивающихся скупых слёз сострадания к убийцам... Всё против правил, __и растерянность перед бессмысленностью бытия подкрадывается и душит в своих потных ревнивых объятиях.

И они там все в этом Канзасе — как-будто узнали вдруг, что Бога нет... И будто я среди них.

P.S.

Рекомендую фильм «Капоте»

(2005. Режиссёр Б. Миллер, Филип Сеймур Хоффман получил «Оскара» и все остальные

возможные премии за главную роль),

который раскрывает подробности написания романа.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Преступление и наказание» 20-го века. Книга о человеческой природе, о жестокости и милосердии. Детективная часть — это фон, хотя тоже весьма добротный. Суть раскрывается ближе к концу, до этого — хроника одного преступления.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не помню, с какого ресурса уже взял рекомендации лучших 100 книг. Среди прочих было и «Хладнокровное убийство». Прекрасный слог и полные образы, атмосфера происходящего и недоумение, почему так получилось?

Сейчас, закрыв книгу и сопоставив стиль изложения и аналогии, прихожу к выводу что Кинг точно, читал эту книгу. Потому что порой от страниц Капоте веет «Зелёной милей». Эта история не такая динамичная и контрастная в образах персонажей но зацепит — это точно!

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед прочтением отзыва желательно ознакомиться с обстоятельствами трагедии в Холкомбе, так как я специально не стал заострять на этом внимание.

Заранее снимаю с себя ответственность за возможные спойлеры поскольку завязка и развязка нам известны с самого начала.

Признаюсь, за свой маленький читательский стаж, я никогда не встречал такого циничного романтика, такого рационального мечтателя, такого скрупулёзного поэта, такого идеалистического психолога и такого жестокого человеколюба , как Трумен Капоте, бесцеремонно предложившего миру одну из самых страшных книг, которые когда-либо писались. И главное сделал это без спекуляций, которые так и просятся в такую горяченькую тему, без нравоучений, коими несколько нагрешил наше-всё-ФёдорМихайлович без малейшего, хотя бы незначительного, повода усомниться в реальности происходящего. Капоте не просто написал роман про убийство – он написал роман про реальное убийство.

И сила этой книги даже не в том, что автор оставляет читателя наедине с книгой, а сам как бы отрешается от написанного. Не в том, что порой становишься то невольным свидетелем убийства или сам будь-то нажимаешь на курок, а может быть сидишь в небольшом доме в небольшом тихом городке с людьми, которых уже давно знаешь и которых убьют с минуту на минуту (и это необратимо и реально до жути) или едешь в тесной машинке с двумя такими человечными убийцами, убегая от неминуемого наказания и осознавая, что эти люди тебе парадоксально близки, а, в конце концов, доходишь до виселицы и сознательно пихаешь голову в петлю. Всё это достигается потрясающей проработкой деталей, скрупулёзностью в восстановлении подробностей тех ужасных событий, всесторонностью авторского полотна. Но это всё журналистика, буквально следственные материалы, которые не сильно бы отличались от очень подробной криминальной хроники. «Хладнокровное убийство» гениальной книгой делает немного другое, а именно то, что написана она всё-таки Капоте.

Я уже упоминал, что автор оставляет читателя в гордом одиночестве, но эта ситуация сравнима с тем, как архитектор запускает, в выстроенное с любовью здание, первых посетителей, так и писатель предлагает заглянуть в тщательно выстроенную конструкцию. Коридоры и комнаты авторской мысли уже открыты, другое дело, что не все смогут в них заглянуть. Рука мастера видна всюду: и в языке, и в структуре романа. Капоте летает над текстом незримым литературным призраком ненавязчиво направляя взгляд читателя то в одну, то в другую сторону, где-то останавливаясь надолго, а где-то судорожно чередуя картинки.

То, на какие именно детали делает акцент автор, какие фразы вкладывает в уста героев и определяет нравственно-размышлятельную сторону романа. Вот чтобы вы сделали прочитав в газете об убийстве подобной степени жестокости? Наверное, по привычке обозвали бы преступников нелюдьми, зверьми, изгнали бы их из рода человеческого, отвернулись, закрыли глаза. Так проще. Такой подход не требует разбираться в сути вещей, искать причину того, почему люди хладнокровно убивают других людей, зачем в сущности неплохие люди, не только отнимают чьи-то жизни, но и губят свои души. А души у них всё-таки есть – это Капоте нам и доказывает, отправляя в долгое и изнурительное путешествие вместе с Диком Хиккоком и Перри Смитом, с которыми невозможно не слиться, не впустить их образы глубоко в себя. И, наконец, не является ли казнь таким же грехом? Не совершаем ли мы не менее хладнокровное убийство, с миной святого и с сознанием своей правоты, вынося смертный приговор убийцам? И как не рассуждай над этими вопросами «в конце нас обязательно ждёт перекладина». Капоте препарирует не только души преступников и жертв. Он препарирует наши души, саму суть нашего мира.

Итог: Глубокий роман – такой же реальный, филигранный, резкий и идеальный, как пуля, которая бьёт одновременно в мозг и в сердце, оставляя где-то в шаге от правильного ответа, но в итоге, запутывая всё больше. Капоте доказал, что реальность, до мелочей переложенная на бумагу, тоже может быть искусством самого высшего сорта.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный роман, основанный на реальных событиях. Отличное сочетание художественности и фактов. Т.Капоте провел журналистское расследование, общался с «действующими лицами».

Что движет людьми когда они совершают дикости?Что сделало их такими?Какова природа насилия в целом?Как понять человека который совершает подобное? Если тебя интересует один из этих вопросов, то книга для тебя

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

И я все думала, волнуют ли сейчас еще кого-нибудь эти четыре могилы

При всей моей любви к расследованиям, особенно основанных на реальных событиях, и «Хладнокровное убийство» не исключение. Капоте предоставил публике отличную книгу, документальную с примесью художественной додумки. Это словно журналистское расследование, где автор — лишь зритель.Он заставляет читателя погрузиться в в книгу и внимательно следить следить за происходящими событиями. Было бы ложью утверждать, что я ощутила щенячий восторг, нет, увы, но мне было дико скучно. Это даже не из-за того, что само по себе дело изначально было знакомо, а скорее всего из-за того, что в последние время я излишне наседала на детективный жанр, и он мне чуточку надоел.

Мое отношение с творчеством Трумена так до конца и не понятно, даже мне самой. «Завтрак у Тиффани» совершенно не понравился, «Хладнокровное убийство» — нечто среднее, но в сотни раз лучше Тиффани. По сути-то книга хорошая, качественно написано, да и основано на реальных событиях, но вот все равно что-то да смущает...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, потрясающий своей жизненной правдой, в котором автор – бесстрастный наблюдатель, констатирующий факты. Но! Сочные, живые факты, превращающие произведение в яркий мир, в мир, продолжающий существовать без тех, кто так жаждал в нём жить…

Убийцы и их жертвы, оказывается, жили в совершенно разных мирах. В совершенно разных Америках.

Жизнь семейства Клаттеров — безоблачная и правильная, богобоязненная и трудолюбивая. Всё у них было расписано на годы вперёд, всё просчитано и взвешено… Почти всё, кроме двух незваных гостей.

Как же должно было быть Клаттерам страшно — прожить столько лет, не имея врагов, в созданном своими руками уютном и понятном мире, в почёте и уважении соседей, и внезапно обнаружить иррациональную сторону жизни, другую, чужую, необъяснимую волю! «Увы, Тотошка, мы в Канзасе» — можно лишь горько усмехнуться злободневному роману, так как этот Канзас давно пришёл и в Россию…

Насколько же хрупко наше существование, насколько же оно зависит от массы факторов: от политики государства, наперёд знающего, как должен жить законопослушный гражданин, должен он, или нет иметь оружие; от единственно верных истин разных религиозных течений; от наших знакомых и друзей, знающих о нас такое, что мы и сами не знаем; и даже от простого случая – вдруг нам повезёт, и мы отхватим тот самый куш...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелый,завораживающий роман.Капоте очень отчетливо раскрывает природу насилия.Делает это устрашающе правдоподобно, красиво, точно.Роман-репортаж рассказывает об убийстве семьи в американской глубинке .Чем дальше читаешь, тем страшнее, автор гениально и в тоже время четко дает понять, что страшнее существа, корыстные и беспощаднее на земле не найти, ибо только человек может совершить хладнокровное зверство и не раскаяться.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх