fantlab ru

Вильгельм Зон «Окончательная реальность»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Окончательная реальность

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Цепь таинственных случайностей и удивительных совпадений заставляет главного героя взяться за расследование, которое должно пролить свет на загадку авторства романа «Тихий Дон». В поисках потерянных тетрадей, якобы содержащих рукопись романа, герой сталкивается с парадоксальными фактами и не менее парадоксальными персонажами: на пути к разгадке ему встречаются и «партизан-схимник» Александр Фадеев, и «инженер-каббалист» Андрей Бондаренко, и «литературовед-старьевщик» Вассертрум, и «милиционер-предприниматель» Шура Боббер. Пытаясь использовать их в интересах расследования, он с течением времени задается вопросом — а не является ли сам игрушкой в чужих руках? И даст ли, наконец, ответ на это окончательная реальность?

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 455

Активный словарный запас: очень высокий (3406 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Окончательная реальность
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну очень неровная вещица вышла. Вначале идет чистый КВН: очередная альтернативка с жонглировпнием персонажами, цитатками, аллюзиями и протчим.

Персонаж разглядывает альбомы с вождями и комментирует:

» Кальтенбруннер может сойти за мужа Голды Мейер. Мюллера я бы счел провинциальным куплетистом. Борман, заснятый в лыжной шапочке у костра, похож на сочинителя лирических песенок».

В альтернативном мире таки уцелел Илья Глазунов. « Его знаменитый диптих « Внуки Гостомысла» изображал депутатов Государственной Думы Никулина, Вицина и Моргунова в образе Рюрика, Синеуса и Трувора».

В середине книги появляются вполне содержательные и занятные варианты авторства « Тихого Дона». Автор совершенно в теме полемики и аргументов за и против Шолохова, весьма элегантно их обыгрывает и выдает вполне удачные стилизации.

Концовка слита: автор вставляет немалую часть прямого текста из Альтернативы Ю.Семенова в свой как бы текст. Это и не стеб и не стилизация и даже не плагиат ( все ж не скрывается). Масштаб и смысл этого трюка я не оценил.

Резюме: не безнадежное жонглирование масскультом, комикс с почти достойной средней частью. Читать не обязательно, напоминает худшие игрища Еськова, например.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман не поймут те, кто не жил в СССР, он весь — параллели и перпендикуляры между развитым социализмом и нацизмом с человеческим лицом. И это моя первая претензия к тексту. Чтобы не спойлерить без дела, приведу только один пример: К развалу как СССР, так и послевоенной Германии привели манипуляции Англо-американской клики с нефтью. С нашей реальности они уронили цену на нефть, в реальности описанного в романе мира — вздули до той степени, что экономика зависящей от энергоресурсов Германии не выдержала.

Роман переполнен разнообразными отсылками и словесными играми. Как, например, имечко «Алларих Сергеевич»? Или пытающийся определять «постперестроечную» германскую политику олигарх БобБер? Как вам сама замена термина «олигарх» на «олигофрена»? Как разрушение Московской стены, разделяющей Западную (под властью Германии) и Восточную Россию? Из каждой страницы, каждого абзаца выглядывают параллели: Победивший во Второй Мировой СССР и победивший в ней же (частично) гитлеровский Рейх. И это омерзительно, поскольку каждая страница, каждый абзац долбит читателя по темечку: «Нацизм и сталинизм — одно и то же. СССР и Германия — одно и то же. Одно и то же... « Бесконечно, назойливо, безапелляционно.

Каюсь, я не понял интриги с авторством «Тихого Дона», а ведь на эту интригу роман опирается чуть менее чем наполовину. Не знаю, кому сейчас интересно авторство этого романа, как и сам роман. Есть — и ладно. Поэтому части, наполненные цитатами из Шолохова (а хотя бы и Крюкова, мне это решительно безразлично) я практически пролистывал. По «Тихому Дону» во мне ничего не вздрагивает...

Если в романе и забавные вещи. Например, зачем-то сделан персонажем Владислав Владимиров, он же Макс Отто фон... фамилия не указана, догадайтесь сами. На него тоже завязана определённая интрига, причём небезынтересная. Но довольно скомканная... Да и вообще, персонажи книг и не только книг гуляют по страницам вольготно. Зачем-то даже несчастный Павленский в неё втиснут...

В общем, этот текст вполне можно читать, если хочется узнавания или если не даёт покоя авторство «Тихого Дона». Я и дочитал до конца. А единица... исключительно для того, чтобы механизм фантлабовских рекомендаций не подсовывал мне столь наполненных матерщиной текстов. Если за каждое матерное слово я снимал бы по баллу, то оценка «Окончательной реальности» ушла бы в глубочайший минус.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного стыдно признаться, но куда деваться, если это факт. Я «почти» не читал классику русской литературы! Знаю, возможно, это большое упущение, но вот так вот у меня получилось, увы. Кто-то сразу задастся вопросом: а как же в школе разве не проходил, не знакомился, не читал? Отвечу: да! И что же стало тому виной, наверное, захотят меня спросить? Многое. Это и моё попустительство, так как я практически не учился, по разным причинам: и прогуливал слишком много, даже чересчур, и время было не то: все учились, а я шёл на работу, чтобы прокормить нашу семью за буханку хлеба в день. Потом Россия – вроде другое государство, вроде время настало позволяющее, а мне уже и не до классики. Как у всех – весь в делах, заботах, интерес к другой литературе, современной. А вот читая книгу «странного» автора Вильгема Зона, вдруг захотелось всё-таки хоть с некоторыми произведениями познакомиться из русской классики. Вероятно, причиной тяги к достойному чтиву проявился и не из-за прочтения этого автора, у которого тема вилась вокруг грандиозного романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», а всего-навсего просто пришло то время, моё, так как я созрел!

Первая половина романа «Откровенная реальность» – вещь!!! Интригует.

Параллельно с чтением этой альтернативной истории, я приступил к нескольким великим романам: «Война и мир», «Белая гвардия» и «Тихий дон». Как ни крути, а классика – это что-то!!! Язык на высоте. А какие описания!!! Да, нашим современникам, куда там! Русский язык – это первозданные пейзажи, это душевная песня. Я рад, что говорю и понимаю этот великий и могучий язык, язык мира, любви и добра!!! И рад тому, что могу наслаждаться глубинным смыслом красивейших стихов, как написанных на русском, так и переведённых на русский!!!

До этого романа никогда не читал альтернативную фантастику, считал её не столь интересной, а вот ошибался, есть в ней какой-то шарм. Это же надо иметь какую «фантазию», чтоб такое написать! Не каждому дано.

В целом был доволен, конечно, автор там каши наварил ого-го какую, мозг пух и пух, и не успевал переваривать поступающую информацию, дабы не упустить нить повествования.

Заявлю, что сие любопытнейшее произведение затягивает! Не зря оно мне попалось! Ведь какой сплав исторических прецедентов и измышлений вы встретите в этом безумном сочинение. Благо, я изначально не читал аннотации, а то бы мог и не взяться за чтение этого романа, благо не знал, о чём будет эта книга, а то бы меня оттолкнула многовариантная история, касающаяся событий, связанных с Гитлером и ВОВ, так как, если хочешь узнать истину, то лучше почитать иную литературу, написанную не фантазёрами!

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, в остальных и в-главных, это книга-шутка.

У нее нет автора, а есть главный герой, Вильгельм Зон.

Вообще-то это фантастический роман, но оформлен он как монография, со списком литературы и двумя блоками иллюстративных материалов на мелованой бумаге.

А внутри... Сталин «забивает стрелку» Аль Капоне, Троцкий раскручивает производство БАДов из мексиканской наркоты, а Шолохов работает на Уолл-Стрит. Отведав тех самых таблеточек от Троцкого, великий писатель переселяется в сознание своего биологического отца Федора Крюкова и вместе с ним пишет «Тихий Дон». Штирлиц вербует Умберто Эко. Пуаро сам про себя пишет детективы.

Над всем смеемся, а над собой?

Думаю, что автор этой книги по образованию филолог, и довольно основательно филологией занимался. А потом ему надоело, и он решил над своими академическим штудиями от души посмеяться. И написал книгу о том, как к безвестному научному сотруднику придут. Найдут, придут и дадут. Но не срок, а денег. И скажут: «Занимайся литературоведением». И будут внимательно следить за успехами. Да еще окажется, что роясь в пыльных архивах, главный герой мир спасает. Правда, сценарий спасения написал не он, но это мелочи.

По жанру это альтернативная истрия. Сюжет? Да у всех альтернативных историй сюжет один: скаканули, напортачили, так что магистральная дорога истории пошла куда-то под откос, теперь надо скакануть еще раз, чтобы вернуть человечество на торную историческую тропу. Сюжет психологически в высшей степени оправдан — сделав ошибку, кто из нас не мечтал отмотать пленку назад и переиграть злосчастный момент? В «Окончательной реальности» к этой схеме кое-что добавлено. Другая общая «мечта» людей — прожить не свою, чужую жизнь, прожить жизнь за Гитлера или за махатму Ганди, или даже прожить жизнь кого-нибудь неизвестного — лишь бы она была иной, не такой, как «здесь и сейчас». Автор «скрестил» две мечты и получил новый сюжет: путешествуя во времени, герои перемещаются не физически, но лишь ментально — сознание потомка «переезжает» в тело кого-то из предков. А роман таким образом из категории фантастических переходит в разряд мистических.

Чтобы более-менее исчерпать жанровые характеристики, добавлю, что просматривается сходство с семейнами романами, с сагами-о-форсайтах и войнами-мирами — ну не зря же автор столько ковырялся с «Тихим Доном«! Поэтому читатель должен быть готов проследить жизнь не одного поколения героев, неожиданно расставаясь с теми, к кому привык, и знакомясь со все новыми и новыми лицами. Правда, вряд ли это вызовет тяжелое эмоциональное потрясение — в упрек книге можно поставить «картонность» персонажей. Все они какие-то одинаковые, так что никого в особобенности не любишь и никому не сочувствуешь. Кажется, автор чересчур увлекся высмеиванием разных литературных клише и построением геополитической интриги. Геополитики много, а вот «реальности» маловато.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация издательства на книгу «Окончательная реальность», автор которой скрывается под псевдонимом Вильгельм Зон, меня не тронула совершенно. Сами посудите:

Цепь таинственных случайностей и удивительных совпадений заставляет главного героя взяться за расследование, которое должно пролить свет на загадку авторства романа «Тихий Дон».

В поисках потерянных тетрадей, якобы содержащих рукопись романа, герой сталкивается с парадоксальными фактами и не менее парадоксальными персонажами: на пути к разгадке ему встречаются и «партизан-схимник» Александр Фадеев, и «инженер-каббалист» Андрей Бондаренко, и «литературовед-старьевщик» Вассертрум, и «милиционер-предприниматель» Шура Боббер. Пытаясь использовать их в интересах расследования, он с течением времени задается вопросом — а не является ли сам игрушкой в чужих руках? И даст ли, наконец, ответ на это окончательная реальность?

«Окончательная реальность» — это сплав исторических фактов и домыслов, реализма и фантастики, связанных в увлекательный сюжет: повествование захватывает настолько же, насколько и сама История — со всеми ее тайнами и нереализованными возможностями.

Роман-игра? Роман-мистификация? Роман — литературное расследование? Книга ставит много вопросов, ответы на которые способны удивить самого искушенного читателя.

На первый взгляд такая типичная Дэн Браунщина в жанре «альтернативной истории». Но меня подкупили две вещи: книга вышла в уважаемом мною издательстве CORPUS и несколько рецензий, в которых книга предстала не дурацкой поделкой, а довольно любопытным романом в жанре «альтернативной истории».

Рейх, после победы в Великой Отечественной, превратился в застойную державу. По духу, мне напомнил, СССР в 60-70-х, как его описывали в книжках. Граница между Рейхом и прозападной Россией проходит по Яузе, в Украине есть «казацко-готская» республику со столицей в Готенбурге (нашем Симферополе). Грузия конкурирует на финансовом поприще со Швейцарией, в Италии правит 90-летний Муссолини. Пиночет застрелился еще до прихода к власти Сальвадора Альенде. В общем, мир такой себе. Почти безрадостный. В этом странном мире, главный герой Вильгельм Зон получает задание разгадать кто же реально автор Тихого Дона — Шолохов или белогвардеец Крюков. Вокруг этого стержня вертится куча других вроде бы побочных сюжетов, а которых принимают участие многие исторические и псевдоисторические лица. Так на страницах сталкиваются Сталин, Берия, Штирлиц, Умберто Эко, Эркюль Пуаро и Гастингс, Джеймс Бонд, Андрей Вознесенский, Майкл Фрейн, Солженицын, Сахаров. В одном из вариантов реальности Сталин, Троцкий и компания живут в Америке и являются гангстерами. В общем, куча мала персонажей и сюжетов.

Местами похоже на «Человека в высоком замке» Филиппа Дика. Тоже непонятно реальные или не реальные события имеют место.

Книга меня на несколько дней просто затянула. Текст очень легко читается. Автор постоянно разбрасывает по книге отсылки к другим произведениям. Местами встречаются куски других книг. Так сцена по покупке на аукционе тетрадей с черновиками вчистую переписана с «12 стульев». Много откровенно пародийных мест. Фамилию Эко не называют, а персонаж Умберто пишет колонки в «Републике» и статьи, читает лекции.

Единственное, что несколько разочаровало, так это провисание текста к концу. Хотя эти фрагменты довольно быстро были пройдены.

В итоге, можно рекомендовать как одно из любопытнейших произведений в жанре «АИ» за этот год.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постмодернистский текст со многими мистификациями и разоблачениями, — составленный многочисленными аллюзиями «нашей» реальности, названной автором окончательной.

Основное достоинство текста — в многослойности и «неодноприродности». Автору понадобилось создать и причудливый альтисторический вариант, — с Россиями Западной и Восточной, и разделённой стеной, — наподобие берлинской, — Москвой, — с опереточной казацко-готской державой со столицей Готенбург (бывш. Симферополь). Подробно прописаны реалии параллельной истории, — с пародийно-ироническими пассажами. Чего стоит, например, модный поэт В о з н е с е н к о, — с его броскими строками:

Уберите Гиммлера с денег,

Он — для сердца и для знамён...

Во многих персонажах читателем легко и с удовольствием узнаются фигуры нашей истории, а в финале обнаруживается ещё и аналог «нашего» Штирлица. Как же иначе, — если героем романа стал и некий журналист Юлик («у нас» известный больше как Юлиан).

Автор работает вне штампованных тематики и приёмов современной российской фантастики, где обычно четверть текста посвящена более-менее нудным объяснением способов попадания в параллельные реальности, а остальное содержание составлено более-менее добросовестной подгонкой истории под заранее известный ответ. Ничего этого в постмодернитстком романе нет, хотя сюжет и его оформление то и дело отсылают к классике альтистории, — например, помещённый в заключение список использованной литературы явно относит к хрестоматийному опусу Ф. К. Дика.

Чтобы окончательно уверить читателей в документальном характере повествования, — в книгу включены два фоторяда, — как вполне известных, так и не слишком прославленных «у нас» персонажей. Хотя, быть может, автор и перестарался с мистификацией читателя, — уж больно мистифицирующие приёмы навязчивы. Впрочем, сделано это наверняка для читателей же, — с тем, чтобы сообщить им возможности дополнительной «расшифровки» текста, как то делают современные литературоведы , «расшифровывая» и «декодируя» классику ХХ века, — в том числе и роман «Тихий Дон»...

В целом же скрывшийся за мистическим «готским» псевдонимом «Вильгельм Зон» автор наглядно демонстрирует, как можно достичь вполне фантастических, но в то же время — художественно и исторически достоверных — результатов, не прибегая к наработанному штампованному антуражу маскультовой фантастики. Хвала и слава постмодерну!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх