Дмитрий Липскеров «Родичи»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 21 век | Древний мир
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Ночью на железнодорожной ветке Петербург-Москва терпит аварию странный поезд, состоящий из локомотива и одного-единственного пассажирского вагона, поезд, колеса которого сделаны из сплава драгоценных металлов. Поезд, которого в этом месте и в это время по всем официальным бумагам просто не могло быть. Выживает только один человек — альбинос тридцати двух лет, не помнящий и не знающий о себе ничего, даже имени, но не испытывающий по этому поводу какого-либо дискомфорта. А в это время на Чукотке к девятнадцатилетнему Ягердышка, начинают являться духи погибших эскимосов...
Ай да Липскеров, ай да сукин сын! Как пишет, негодяй! Складно, сочно, интересно. Начнешь читать — не оторвешься. Все в одном: и детектив тебе, и мистика, и мультики, и любовь-морковь. Если половой акт — то ложе усыпано розами, а как смерть нагрянет — так не костлявая старуха, а миловидная дама с кустиком земляники в ноздрях. Любо, и недорого» — Роман Сулима.
«Хорошим писателям западло экспериментировать с «народным» романом. Не дай бог выволочь идею на улицу и показать ее открыто, при дневном свете. Боимся опошления- мы ж не рогожкины какие-нибудь. Липскеров первый отважился сочинить «народный роман»» — Лев Данилкин
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 239
Активный словарный запас: высокий (3116 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
_Y_, 8 ноября 2013 г.
Редкий случай, когда в книге не к чему придраться. Стиль — сюрреализм чистой воды, язык — прекрасный, образы яркие, темп не быстрый, но ни сколь не вызывающий желания ускориться.
Очень интересно, что книгу держит не сюжет, а образ
Но, не посоветовал бы читать тем, кто ищет детективных сюжетов
Катя Байер, 25 ноября 2010 г.
Родичи-это роман-жемчужина,которую я положила в копилку своих любимых произведений.Слушала аудиовариант-читал Герасимов(замечательный чтец).После прослушивания не могла перевести дух и все думала и думала о Ягердышке и хороших людях,которых он вспоминал в конце...На такой светлой ноте закончен роман...просто приятно..и в голове вертелся один вердикт «гениально».Чем то близок роман лучшим произведениям Войновича и Булгакова,но в тоже время имеет свой неповторимый подчерк.
Под таким впечатлением приступила к «Демоны в раю»,надеясь на «продолжение банкета»,но постигло разочарование,как будто другой человек писал.
Ялини, 10 сентября 2006 г.
Читала с интересом. Очень интересные повороты, фантазия, не скучная книга. Сказать, я в восторге не осторожно, но я в восторге от книги.
Ev.Genia, 5 февраля 2015 г.
В таком жанре порой не сразу понятно о чём идёт речь, но если увлекает, то уже просто поддаюсь течению рассказа и нахожу множество интересных моментов. Эта книга увлекла простотой изложения, наличием юмора, немного сентиментальности, интересными и забавными образами. Краеугольный камень всей истории это стечение обстоятельств. Вот так сложились события для совершенно незнакомых людей, которые всё–же имеют свою далёкую основу.
Про некоторых описываемых пресонажей, а их много, не скажу, что они глубокие и характерные – про них рассказывается в данный момент времени. И нельзя сказать всегда они себя так вели или только когда случилась эта временная петля. Неизменными остались только добро и зло. Добро – студент Михайлов – чистый, белый, светлый, безумно красивый, у которого всё получается, который не помнит зла – не прощающее добро, потому что прощать нечего, т.к. память отсутствует напрочь. Только над добром можно ставить эксперименты, испытывать его, смеяться над ним, обзывать, использовать, убивать – а он жив и остаётся добром. А зло – Арококо – чёрное, грязное, зловонное, безумное и совершенно бессмысленно жестокое, появляющееся нежданно в разных местах и проявляющее себя во всём безобразии просто потому что. По–началу кажется, что эти два образа возникли ниоткуда, но по мере продвижения рассказа становится очевидным откуда ,,растут ноги'' у добра и зла.
Образов, созданных Автором, достаточно много и все очень и очень разнообразные, по–разному себя проявляют и олицетворяют разные стороны человека: абсурд и оригинальность, карикатурность и гротеск, гениальность и неудовлетворённость, мечты и желания, теплота и душевность, смех и слёзы, любовь понимающая и принимающая – всё это и многое другое соседтсвует и уживается в окружающих друг друга людях. Некоторые образы просто замечательны. Кажется, что они не от мира сего, но приглядевшись к ним становится понятно, что у Автора это только способ показать многообразие чувств, таких простых, земных и естественных. Глядя на эти образы можно и погрустить, и улыбнуться, и опечалиться, и посмеяться.
Самым же земным образом для меня явился маленький чукча Ягердышка – муж большой жены Укли. Именно он, такой неказистый и доверчивый, терпеливый и неугомонный совершил путешествие на Аляску, повстречал на своём пути разных людей, терпел притеснения от духов, повидал судью–обезьянку, посидел в тюрьме, отработал долг адвокату, осознал вечность, добрался до Москвы, почувствовал свою личную причастность к истории земли и испытал чувство гордости за то, что он человек. Про него невозможно читать без умиления и захотелось купить ему целый пакет жевательной резинки лишь бы он так горько не плакал, он этого не заслужил. И, наверное, когда–нибудь именно Ягердышка попадёт в рай на свою звезду!..
При том, что в книге есть так много чего интересного и замечательного, всё–же имеется ложка дёгтя. Ни все задуманные элементы и фрагменты доведены до логического конца, ну хотя бы до какого–то конца. Что–то просто было (например колёса): откуда взялись, зачем и какой был в этом смысл, отсюда идёт незавершённая линия с генералом и министром. И главное, что самому додумать не удаётся и это здесь как раз и не предполагалось, потому что в остальном сюжет достаточно конкретен. И тем не менее, книга понравилась, читать было легко, здорово и увлекательно.
evavan, 20 июня 2009 г.
Мир «Родичей» весьма необычен, хотя и строится он на краеугольном камне магического реализма — стечении обстоятельств, сплетении судеб. Анекдотический чукча отправляется в Америку, непонятно откуда взявшийся вагон разбивается у станции Бологое, где патологоанатом (и страстный любитель балета) находит ягодки земляники в носах погибших, а гениальный хирург делает беспрецедентные операции…героев много, судеб много, и за каждым интересно следить.
Но при этом в «Родичах» кроме сказочно-ироничных историй есть своя метафизика. Меня лично привлекли воплощенные образы Добра (студент Михайлов) и Зла (Арококо): чистые, однотонные, возможные только в дуалистическом мире. Добро – «больно олигофренией», не помнит зла, не ведает отказа; зло – лишенное смысла насилие. Они не сражаются, а сосуществуют, оба словно на одной стороне медали, когда на другой — главное и истинное – Любовь. У Липскерова она – величина такого вселенского, космического масштаба, что и зло, и добро меркнут перед ней. О любви Липскеров пишет так, что невольно становишься сентиментальным, и уже не кажется странным, что любить можно, например, белого медведя.
И, конечно, чудотворные, словно оживающие фразы… Складывать их в предложения и абзацы – уже удовольствие. При общей фантастичности сюжета всё равно веришь, что так и было, так и живут все люди вокруг: нет ни хороших, ни плохих, зато у всех своя тайна, своя история, своя сказка. Роман яркий, образный, бессмысленный и по-настоящему душевный, чего обычно не ждешь от постмодернизма. Читать его тепло и радостно, хотя и погрустить есть над чем.
asb, 29 мая 2010 г.
Как ни странно, но образ главного героя (Михайлова) не вызывает практически никаких эмоций. Ни сочувствия, ни переживания за его судьбы и жизнь. Этакий стерильный, святой ...альбинос. И вся его сверхчеловечность и сверхестественная доброта также не рождает симпатии к нему.
В противовес, образы «маленьких» людей (маленьких не ростом и значимостью в романе — «маленьких» своими характерами и душами): таких как патологоанатом, проводница в поезде, медсестра Катя, «Рыжая» соседка, гомосексуалист Алик, адвокат Тромсе и т.п. — все они интересные и ЖИВЫЕ.
Вообще у Липскерова очень ярко получаются женщины и чувства.
При всей натуралистичности описания физической любви — это не пошло. Даже любовь женщины с медведем не вызывает отвращения.
Отдельное спасибо — за сцену в американском суде с судьей негритянкой-обезьяной:gigi:
Ну и если говорить о фантастической составляющей — временная «петля» с поездом — удачный ход!
Gorynytch, 28 марта 2021 г.
Жестокая и грязная (как жизнь) проза. Добрая и светлая (как сказка) проза.
Очевидно, автор сильно болен головой... Хотя... может статься, что он единственный здоровый среди всех нас.
На мой вкус несколько перебор с грубостью, но...
Дело в том, что это первое произведение Липскерова, которое я читаю. Поэтому могу допустить, что и все остальные его произведения окажутся такими же восхитительно противоречивыми по внутреннему настрою, как «Родичи». Вот чуточку бы грязи поубавить, чтобы шло по грани, а не петляло за грань из стороны в сторону — и было бы идеально.
amak2508, 24 мая 2010 г.
Перефразируя Антуана де Сент-Экзюпери можно сказать, что «автор отвечает за все, что он написал». Поэтому получается не очень красиво, когда он (автор) с целью получить «убойный» сюжет накручивает в тексте столько такого (например, те же палладиевые колеса), что сам в конце концов разгрести накрученное им самим же не может и бросает к концу книги все «как есть» — читатель, мол, сам додумает... И ладно бы, если это книга представляла из себя явную фантасмагорию — там-то это как-то простительно. Но ведь в романе есть цельный, причем даже с неким детективным уклоном, сюжет, и вообще в первой половине он выглядит как вполне стандартный мистический триллер..
Впрочем, начиная читать книгу, особых проблем не замечаешь: сюжет бойко бежит вперед, а то, что в нем много пока непонятного — так на это же есть финал произведения.. И только ближе к концу книги начинаешь понимать, что связный сюжет здесь отнюдь не гарантия того, что все в романе в конце концов разъясниться. И действительно, развязки в произведении, как таковой, нет и зачем автор писал свой роман, так и остается загадкой.. Идеи, мысли — никаких, увлекательность — средненькая, герои — в подавляющем большинстве своем или умственно недоразвитые, или психически нездоровые люди. Какие уж тут к ним симпатии.
В общем, книга «несбывшихся надежд»: рейтинг высокий, начало романа интересное, а вот общее впечатление скорее негативное..
unica1988, 13 ноября 2010 г.
Открыла для себя Липскерова совсем недавно, прочитав роман «Осени не будет никогда». Поняла, что еще ни раз вернусь к этому удивительному автору.
«Родичи» понравились очень! Глубокие мысли, захватывающий сюжет, игра слов и образов не могут оставить равнодушным даже самого взыскательного читателя. Рекомендую всем!:wink: