Ким Стэнли Робинсон «Голубой Марс»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Психологическое | Философское | Экологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Уран, спутники Урана | Меркурий | Юпитер, спутники Юпитера ) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование | Изобретения и научные исследования | Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Марс наконец-то полностью терраформирован. И наконец-то полностью независим политически. Но проблемы есть, и их немало. Управление погодой, климат после терраформирования оказался несколько иным, чем предполагали ученые. Уже почти все из Первой Сотни колонистов умерли, и стали для нынешней молодежи чем-то вроде мифа.
Но на Земле не все так просто, Земля из последних сил борется с перенаселенностью и убыванием ресурсов. Поэтому много землян обращают свое внимание на Марс. Но выжить всей человеческой цивилизации как таковой можно только совместными усилиями...
Входит в:
— цикл «Марс»
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1997 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1997 // Роман НФ | |
лауреат |
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1998 // Зарубежный НФ роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1997 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1997 // Лучший НФ-роман. 2-е место | |
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1997 // Роман. 2-е место | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1997 // Роман | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1999 // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга НФ (США) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第49回 (2018) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (1), английский (5), болгарский (1)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А. Агеев (1), С. Майналовски (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 26 января 2022 г.
«Голубой Марс» – финал эпичной трилогии Кима Стэнли Робинсона. По своему размаху он превосходит первые два романа.
В результате Великой Марсианской революции Марс стал независим от Земли. На смену активным решительным действиям приходит пора мирных реформ и строительства. Целью революционеров было создание идеального общества. Осталось дело за малым – исполнить все обещания. Начинать стоит с решения первостепенных проблем, которые и привели к восстанию. Оказалось, что лидеры революции не совсем готовы к решению столь сложных задач. Главным героям предстоит воспользоваться своими ранними наработками по модернизации экономики, терраформирования и международной политики. В какой-то момент ведущие марсианские лидеры собираются вместе и составляют конституцию.
По сути, заключительная часть «Марсианской трилогии» описывает нам создание новой утопии. Для контраста автор показывает нам Землю, изнемогающую от природных катаклизмов и перенаселения. За основу нового общества революционеры берут швейцарскую модель: слабая центральная власть, решающая в основном споры между муниципалитетами, которые, напротив, обладают максимальной автономностью. Подразумевается также добровольное и всеобщее участие граждан в политической, общественной и экономической жизни общества. Однако будет ли подобная модель, хорошо показавшая себя в небольшой закрытой стране, работать на огромном мультикультурном Марсе? Свою лепту вносят ограничения на личные накопления и частную собственность вместе с обязательной долей в предприятиях, на которых работаешь. Всё это сделано ради всеобщего равенства. Во главе правительства может оказаться совершенно любой, и не важно, что он не обладает необходимыми качествами. Некоторые политические движения практикуют террор, от которого страдают совершенно посторонние люди. Это их способ выражения собственной политической позиции – ограничивать их нельзя, на Марсе же демократия! Самое главное – обеспечить равенство, а некоторые «неудобства» можно и потерпеть ради высшей цели. Подобные размышления автора кажутся излишне наивными. Он как будто надеется, что все проблемы со временем пройдут сами.
Все происходящие события мы по-прежнему видим в основном глазами «первой сотни». Это возможно благодаря антивозрастной терапии. С появлением подобного средства, позволяющего жить 200-300 лет, проблема перенаселения встала ещё острее. Перед человеком открывается масса возможностей, но вместе с тем и масса опасностей. Всё это Ким Стэнли Робинсон подробно описывает.
Сам роман строится аналогично двум предыдущим. Мы видим эпизоды из жизни нескольких ПОВов, что позволяет всесторонне рассмотреть различные проблемы. Новые герои приходят на смену героям «первой сотни», которые постепенно умирают от старости. Все персонажи по-прежнему очень хорошо прописаны и реалистичны.
Самым интересным для меня стало то, что, вдохновившись опытом Марса, люди стали создавать новые колонии по всей Солнечной системе. Некоторые из них мы увидим на страницах романа. При этом акцент делается на политический строй и физиологические изменения колонистов.
Итог: Автор проделал колоссальный труд при создании данного цикла. И пусть здесь совсем мало экшена, размах происходящих событий впечатляет. Заметно, что Ким Стэнли Робинсон вдохновлялся политическими идеями 90-х годов по созданию в Европе идеального общества. Сейчас мы можем наблюдать к чему это привело. Тем не менее, тот факт, что основной упор автор делает на науку, как главный фактор развития общества, лично мне очень импонирует.
AiRon88, 28 апреля 2022 г.
Дочитал всю трилогию. В третьем томе поразил объём книги — она почти в два раза толще чем два романа, которые я читал до этого. Вместе взятые.
Удивительно, но начало, в котором речь шла о том, как формировали правительство и писали конституцию — мне понравилась. А вот середина — очень сильно провисает. Автору опять интереснее описывать изменения природы. Ещё Робинсон пытался придать какой-то лиризм, переключаясь между персонажами и рассказывая о их времяпровождении с каким-то сентиментальными нотками.
Ближе к концу вновь становится интересно. Классно описано, как человечество начинает заселять Солнечную систему: превращает в колонии крупные астероиды в Поясе астероидов, запускает длительные и сложные программы терраформирования спутников планет-гигантов и т.д.
Одна из самых классных тем книги это как Робинсон развил тему долголетия (ещё в первой части герои нашли способ омоложения организма, потенциально позволяющий жить сотни и сотни лет). Теперь многим людям уже 200+ лет. Автор описывает возникающие у них проблемы с памятью и психикой. Увеличенная продолжительность жизни позволяет человечеству отправиться за пределы Солнечной системе. Когда ты живёшь лет 80, лететь до ближайшей звезды 20-50 лет кажется плохой идеей. Но когда у тебя впереди ещё лет 150-300, 20 лет — уже ерунда.
Что могу сказать о трилогии в целом? Я понимаю, почему она стала своеобразной классикой НФ. Но всё-таки читать её порой сложно и скучно. Думаю книга должна особенно нравится технически продвинутым гикам, но может плохо заходить обычным читателям. С одной стороны — я рад, что познакомился с таким монументальным трудом. С другой — не знаю даже захочу ли ещё когда читать другие книги Кима Стенли Робинсона...
AliceMadness, 12 декабря 2019 г.
Терраформирование красной планеты, начатое Кимом Стэнли Робинсоном еще в 1992-ом году, наконец подходит логическому завершению в последней книге трилогии под названием «Голубой Марс». За все прошедшее время, начиная с первого романа, наши главные герои пережили уже несколько космических революций, десяток покушений и более сотни стандартных земных лет. Сыворотка вечной жизни по-прежнему исправно работает, а Марс после финала предыдущей книги получил таки полную политическую и финансовую независимость. Чего ещё можно желать нашим марсианским колонистам? Как оказалось, у них в планах покорение и последовательное терраформирование всей Солнечной Системы.
И вот, после такой бодренькой предыстории вы должно быть уже решили, что нас ожидает по меньшей мере вторая «Дюна» Фрэнка Герберта или второй «Гиперион» Дэна Симмонса. Но не спешите радоваться и кидать деньги в монитор! В данном конкретном случае первые впечатления как никогда ошибочны.
А все от того, что большую часть экранного времени по-прежнему занимают те же самые унылые шатания главных героев первых двух книг по однотипным поверхностям Марса и возросшее в разы количество бессмысленных диалогов между ними. И «бессмысленными» я их назвала не просто так (не для красного словца), а потому что в них натурально нет смысла. Они не несут информативный нагрузки, они не раскрывают персонажей и они абсолютно ни на что не влияют. Единственное, что они делают — это увеличивают и без того немаленький километраж до монструозных 750-страниц. И это не те пресловутые «МНОГА БУКАФ», про которые говорил Никита Сергеевич Михалков. Вовсе нет! И их было бы вполне интересно читать, если автор вложил бы хоть малую толику смысла и совсем немного постарался. Но на деле ни первого, ни второго не заметно.
Вот и смешно получается! Даже некоторые наши МТА и отдельные зарубежные авторы-наемники порой способны выпустить в разы более стройные и сюжетные вещи. А тут известный американский фантаст с десятком написанных книг на борту не может рассказать последовательную историю и удержать интерес не самой привередливой читательницы (это я про себя, если что).
По итогам же у нас уникальный случай, когда на протяжении семиста с лишним страниц не происходит абсолютно ничего интересного, а сюжет в лучшем случае делает лишь пару неуверенных попыток выбраться из окружающей его трясины. Плюсом щедро добавьте к этому современные американские ценности в виде повальной толерантности, пропаганду гомосексуализма, оголтелый постфеминизм и одобрение легких наркотиков...
Всё, стоп! Пора это заканчивать. Простите мой бомбеж в конце, но «Голубой Марс» совершенно не понравился и мне просто по-человечески жалко напрасно потраченного времени на эту огромную, но при этом бесконечно пустую книгу.
primorec, 25 апреля 2017 г.
Великая Марсианская революция свершилась. Марс стал независимым , и пришло время мирного строительства. Это, видимо, слабое место всех революций. Одно дело митинговать, призывать под свои флаги и заманивать на баррикады сторонников обещаниями лучшего будущего, и совсем иное – выполнять обещанное и начинать решать те самые конкретные проблемы, которые к этой революции привели. Иногда кажется, что большинство пламенных революционеров сами удивлены победой и оказываются ошарашены необходимостью начинать делать, а не болтать.
Но у наших марсианских революционеров, как мы помним из «Зеленого Марса», были уже свои наработки, и даже проведенные эксперименты по устройству общества и новой экономики. И были наметки какой-никакой конституции. Но одно дело теория и лабораторный эксперимент, и другое- реальность.
В общем- то, именно этому посвящен «Голубой Марс»- описанию Новой Великой Утопии. Ладно, не совсем утопии, но описанию общества , достаточно близкому к этому. Такому, где всем сестрам по серьгам и никто не уходит обиженным. И в качестве примера для этого выбрана швейцарская модель организации жизни общества. В кратком и упрощенном изложении это максимальная передача управленческих функций муниципалитетам при слабой центральной власти, которой отведены функции разрешения споров, всеобщее и добровольное участие в общественной и экономической жизни граждан и неукоснительное соблюдение некоего набора личностных прав и свобод.
И оказывается, что есть очень много подводных камней во внедрении этой системы. Не сомневаюсь, что она прекрасно работает в относительно малых и стабильных, и, главное, одинаковых по уровню жизни, образования, культуре , политических и религиозных предпочтениях сообществах. Но будет ли работать эта схема на в огромном и разнообразном мире?
Тут надо учесть год написания – 1994 год. Единая Европа на подъеме, кажется- вот, наконец, мы набрели на путь мира, процветания и справедливости, который решит все наши проблемы. Это сейчас мы знаем точно, что многое не сработает, а кое-что так просто станет настоящей катастрофой. А тогда… тогда было столько наивных надежд на то, что Утопия возможна.
Вот, к примеру, самоуправление . Сознательные граждане будут всегда готовы отдать часть своего времени обществу, добросовестно выполняя кое-какие не очень популярные и прямо таки скучные работы по контролю, учету или законотворчеству. И не беда, если кто-то из них будет выполнять их плохо, поскольку не обладает какими-то лидерскими качествами или необходимыми знаниями . Тут главное соблюсти принцип равенства, и тогда рано или поздно жребий выпадет тому, кто все сделает хорошо, но до этого счастливого момента всем надо будет потерпеть. Мне в этом месте сразу же вспомнился «Град обреченный» с его жеребьевкой профессий, которые приводили к самым невероятным и неожиданным последствиям.
Кстати, то же относится и к экономике, которую в марсианской Утопии в общих чертах можно описать знаменитой фразой «от каждого по способности, каждому по потребности». Обязательное участие в экономике через владение паями предприятий и непосредственное участие в производстве и управлении в сочетании со строгим ограничением личных накоплений выглядит в наши дни по-настоящему утопичным. Уже потому, что современные технологии требуют все более сложной кооперации самых разных слоев общества и не приемлют дилетантов.
Или политические движения. Ну и что, что среди них полно радикалов, практикующих террор. И ничего, что кому то абсолютно не вовлеченному в процесс(не героям) приходится расплачиваться за это . И тут важен принцип равенства: каждый имеет право следовать своим убеждениям, как считает правильным. И ради соблюдения этого принципа можно чем-то(кем -то) пожертвовать.
Во многом рассуждения Робинсона на эти темы кажутся слишком восторженно наивными, а на многие вопросы функционирования своей Утопии он вообще не может ответить, потому или опускает их целиком или говорит о них вскользь. К примеру, признавая что есть преступность и асоциальные элементы, он предпочитает вообще не касаться вопроса, что , кто и как занимается правопорядком, ловит, судит и приводит приговоры в исполнение.
Кстати, позиция «само со временем пройдет» является основной при решение любой сложной проблемы в новой Утопии. Незаконная миграция? Все решится само, когда мигранты дружными рядами примут правила новой родины. Радикалы? Они сами поймут бесперспективность своих действий и откажутся от террора, как средства достижения политических целей(!!!). Перенаселенность? Старики вымрут, а новые люди станут сознательней и не будут плодиться, как кролики на лугу. В принципе, сейчас, зная об итогах долговременного европейского эксперимента, автор смог бы написать еще один роман или целую серию на тему «Куда приводят мечты».
Еще одной проблемой, которую автор рассматривает подробно и во всех деталях- увеличение продолжительности жизни. Наши герои доживают до 200 и более лет, в 2-3 раза превысив нормальный человеческий срок. Что за этим стоит? С одной стороны- возможность реализовать себя в самых разных направлениях , на что обычной жизни не хватает, с другой- совершенно новые угрозы и опасности для отдельной личности и общества в целом. И каждую из этих угроз Робинсон рассматривает с самых неожиданных позиций, хотя и с той же позиции- со временем все решится само.
В плане построения сюжета роман традиционен: достаточно объемные эпизоды из жизни уже известных нам героев, позволяющие изучить их глазами самые разные аспекты жизни нового общества Марса. Причем число героев , по вполне естественной причине, убывает. Для меня было неприятным узнать, что к концу романа остались не те, кто оказался более близким мне по мировоззрению, но, может, от такого решения автора больше пользы для меня, как читателя. И причина вот в чем: такой выбор героев позволил мне многое понять о происходящем сейчас с другой несбывшейся Утопией, поскольку дал возможность погрузиться в мотивации и образ мыслей людей, которые подобные Утопии строят.
При всем моем скептицизме по отношению к взглядам Робинсона на пути развития общества, есть то, что нас объединяет. Этот мир спасет Наука. Честная, работающая ради новых открытий, а не политизированная и зависимая от денежных мешков. Но пока это точно Утопия
greatzanuda, 23 марта 2019 г.
Худшая книга трилогии.
Автор не устаёт гонять героев по всему Марсу, чтобы добавить в повествование лишние страницы с описанием новых чудес терраформированного Марса, покрытого океанами. Но в третьей книге ему и этого показалось мало, и он решил разбавить объём нудными описаниями сложного и нестабильного внутреннего мира оставшихся людей из первой сотни...
В итоге описать подробно Третью марсианскую революцию и процесс освоения спутников планет-гигантов не хватило пороху.
А роман остался не законченным, а брошенным в произвольном месте...
Wolde, 7 августа 2018 г.
Наконец дочитал «Марсианскую трилогию». Захотелось оставить отзыв именно на заключительную её часть.
Автор создал очень показательную утопию, в которой прослеживаются характерные для США середины 1990-х тренды. Тем ценнее получившаяся картина мира. Итак, какое оно, идеальное человеческое общество глазами Кима Стенли Робинсона?
1. Показательно мультикультурное, лишённое национальной идентичности. Марс — «плавильный котёл». Единственные персонажи, для которых что-то значат национальные традиции, это остро тоскующий по Провансу Мишель и воплощающий жизнелюбивую пёструю культуру Тринидада и Тобаго Десмонд. Собственно, американская культура и традиции для автора тоже мало, что значат.
2. Показательно «свободное» от таких «предрассудков», как религия (нью-эйджерские мировоззрения не в счёт), мораль, нравственность и институт брака. Полиандрия, промискуитет, групповуха, гомосексуализм, полный легалайз любых наркотиков, буквальное половое «воспитание» детей, — всего этого «добра» в книге хоть отбавляй. Тема старческого секса настолько волнует автора, что мы сталкиваемся с этими сценами каждые несколько десятков страниц. Уверен, что если бы эта часть трилогии писалась на 10-20 лет позже, то Марс получился бы вполне «голубым» и в переносном смысле, учитывая реалии США. Так что нераскрытой осталась только тема транссексуализма и иных экзотических «гендерных идентичностей».
3. Сибаритское и живущее во многом ради пополнения копилки индивидуальных чувственных наслаждений. Да, есть страдающая от гипермальтузианства земля, транснационалы, озабоченные конкуренцией и экспансией, а также коллективы учёных, которые не соответствуют этой картине. Последние, кстати, получились очень хорошо, и такие люди, как Сакс и Энн, для меня стали теми персонажами, ради которых я и читал трилогию. Так что идеальный человек живёт по принципу «акуна матата»: танцует до упаду, трахается как можно чаще и с большим числом партнёров, взбадривается наркотиками, летает, ходит под парусом, а в перерывах размышляет об «экопоэзисе» и пытается что-то заработать на «эко-экономике».
4. Пытающееся жить как можно дольше. Видимо, для тех самых наслаждений. Поэтому все силы брошены на омоложение, которое стало главным камнем преткновения буквально для всех. Счастливые марсиане омолаживаются бесплатно, а несчастные земляне — ждут не дождутся.
5. Утилитарно относящееся к природе, будь то планета Земля, астероиды, луны или планеты. Да, существуют «красные». Но сущностно вся трилогия и посвящена идее «уговаривания» неуживчивых «экологов», мол, мы наш, мы новый мир построим, с пивом или кавой просто отлично. А для всех несогласных резервации. Уничтожить луны? Нет проблем. Переформатировать планету? Почему нет, только не столь просто. И в этой части подход автора мне очень напомнил «Балладу о звёздах» Г.Альтова. Там мы, правда, видели совсем других людей — активистов, распространяющих коммунизм по всей вселенной. Но отношение к природе абсолютно аналогичное. И введённый в сюжет ради изображения наднационалов «с человеческим лицом» «Праксис» картину почти не меняет.
6. Матриархальное. Да, автор — настоящий феминист в лучших традициях. Все «плохие» персонажи — белые цисгендерные мужчины (Филлис не в счёт, так как она наполовину хорошая). Все выдающиеся строители, политики, религиозные авторитеты, дипломаты, управленцы — женщины (нередко цветные). Управление с помощью вагины тоже вполне практикуется и считается «цивилизованной практикой».
Итак, какой он, человек будущего? В идеале чернокожий или смуглый, высокий, не отягощённый вышеназванными «предрассудками», наслаждающийся жизнью и с нетерпением ждущий, когда наконец-то умрёт поколение бабушек и дедушек. Смотрящий на детей «с содроганием», а если и ставший родителем, то только одного ребёнка. Берущий от жизни всё и старающийся не заморачиваться такими проблемами, как будущее человечества.
Читать трилогию однозначно стоит. Во всех смыслах большое произведение вышло. А образ «желаемого завтра» автора полезен хотя бы как модель картины мира Демпартии США.
Резюмируя, за трилогию 7 из 10, за «Голубой Марс» — 6 из 10.
Olcha, 18 декабря 2020 г.
Третья книга вышла гораздо слабее предыдущих и закончилась... ничем? Я понимаю, что открытый финал и все такое, надежда написать еще одну-две «цветные» книги, но все же. Насколько эпичными и захватывающими были герои в Красном Марсе, настолько же они унылы в Голубом. К середине книги мне хотелось кричать автору «да убей ты их всех и давай уже с этим всем покончим!».
Кузьмичч, 21 сентября 2017 г.
Ну что ж, вот и конец истории колонизации Марса. История Марса заканчивается с историей первой сотни, с которой началось заселение Марса. Точнее, жизнь первой сотни подошла к концу, а история Марса, и, теперь уже всей Солнечной системы, продолжается.
Несмотря на антивозрастную терапию, люди не стали бессмертными. Они по прежнему могут разбиться, утонуть, погибнуть. Только возраст теперь над ним не властен. Автор размышляет о том, какие проблемы может доставить такой образ жизни. Сознание людей полностью меняется, ведь теперь они могут не думать о времени и ограниченности жизни, тем тяжелее для них становятся потери близких.
В политическом плане Марс, наконец добивается независимости, и теперь они с Землей заселяют остальную Солнечную систему. Очень захватили описание города на Венере и путешествие в пояс астероидов. Опять таки, научно-технической составляющей, который было так много в первом романе и которая так мне нравится, здесь немного, и чаще встречающиеся описания ландшафтов наводят скуку.
Автор продолжает пытаться создать утопию, рассматривая трудности, с которыми может столкнуться новый мир. Но это книга не о создании утопии и не о ее поиске. Это книга о борьбе за утопию, кровопролитом, изнуряющем, долгом сражением за мир, в котором все будут иметь равные безграничные возможности.
Итог: то, что так замечательно началось, превратилось в философский социально-экономически-политический трактат. Сухой, имеющий сугубо просветительскую функцию. А жаль...
_AVP_, 10 декабря 2016 г.
Создается впечатление, что автору заказали определенный объем текста в сжатые сроки, т.к. «литье воды» по сравнению со второй книгой (нет, увы, не только по каналам и руслам) возведено в абсолют: процентов 90 книги это описание структуры пыли, цвета и фактуры кустиков, формы волн на поверхности, оттенков неба, разглагольствование о политике, цитирование справочников от имени героев, нытье, простите, душевные терзания, на ровном месте и истерики. Добавление «порно из 60х» в паре моментов ничуть не украшает книгу, которая куда ближе к «2312» чем к «Марсу». События умещаются на несколько страниц, причем буквально, можно назвать номера, персонажей интересных уже нет (сами они есть, но словно, для галочки), слог — бред пожилого профессора. И ведь начало было как минимум на уровне второй книги, а с середины хочется просто бросить.
В общем, печально, но прочитать как завершение трилогии, и забыть.
igor_pantyuhov, 15 февраля 2019 г.
Ну вот наконец я нормально, без спешки, перечитал «Голубой марс» Про роман говорят многое говорят разное.. Не вижу смысла говорить о нем много, все в принципе сказали до меня, на различных ресурсах,\. Что в оффлайне, что в онлайне.. Скажу лишь что несмотря на объем, я бы еще 750 страниц прочитал, и все равно жалел бы по прочтении, что все закончилось. Нравится мне эта вещь. Единственно только первая глава подкачала. Все же Робинсон автор которого надо созерцать, а не читать про вооруженное восстание. Робинсон и экшен — это понятия которые несовместимы. Ну и те полторы-две страницы про полет на Меркурий тоже лишние. Не знаю почему, но лишние. В остальном же, если Робинсон автор ваш, значит и книга вам скорее всего понравится.