Джоанн Харрис «Мальчик с голубыми глазами»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | С множеством интриг | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В Интернете появился новый блоггер под ником blueeyedboy. На страницах своего журнала он помещает жутковатые истории, подробно описывая то, как он планирует убийства разных людей, и всячески отрицая, что он действительно совершает что-то подобное. Ну разве что он желал смерти брату, который погиб в автокатастрофе, но ведь желать не значит убивать, правда? Его почитатели восторженно комментируют эти истории, но постепенно кое-кто начинает подозревать, что все это не пустая болтовня...
Входит в:
— цикл «Молбри»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Strannaya_Masha, 30 апреля 2018 г.
Первая прочитанная мной книга Джоанн Харрис, скорее всего, станет последней. На протяжении почти шестисот страниц автор толчет воду в ступе, перетасовывает детские воспоминания героев и наводит на каждого из них подозрения в череде совершенно невнятных преступлений. Ближе к финалу герои оказываются не теми, кем представлялись читателю, но к этому моменту, книга уже успевает настолько надоесть, что становится абсолютно безразлично, кто там убийца на самом деле.
Verveine, 12 июля 2011 г.
Перед нами история Голубоглазого мальчика — история Би-Би (так его все называют) Уинтера. Ему 42 года, он носит одежду синего цвета, живёт с мамой, работает в больнице, а свободное время проводит, в основном, в интернете, где курирует сообщество badguysrock. В сообществе, как можно догадаться по названию, тусуются плохие парни — точнее, те, кому нравится себя считать таковыми. На самом же деле, и это не совсем спойлер, badguysrock — приют озлобленных и растерянных неудачников, к числу которых относится и главный герой, в достаточно зрелом возрасте так и не сумевший, в силу разных причин, начать самостоятельную жизнь.
Роман состоит из записей в блоге Би-Би и его знакомой под ником Albertine, как публичных, так и закрытых. Фактически, автор переплетает сразу четыре информационных потока, потому что оба центральных героя сочиняют свои истории, работая на публику, и только в подзамочных постах позволяют себе некоторую откровенность. Подчеркиваю, «некоторую» — если читать внимательно, то можно довольно быстро заметить, что Голубоглазый недоговаривает и врёт независимо от того, какой статус у его записи.
А рассказ, собственно, пойдёт о жизни Би-Би и людей, которые как-то с ним связаны, включая — вы уже поняли? — его маму, Глорию Уинтер, в девичестве Грин. Следует отметить, что у Глории Уинтер было три сына, и она, будучи практичной и бережливой женщиной, каждому сыну покупала одежду определенного цвета; так её старший (Найджел) носил чёрное, средний (Брендан) коричневое, а младший (Бенджамин) синее или голубое. Вы можете догадаться, кто из троих является главным героем книги. Цвета играют важную роль в развитии событий, и их хорошо проработанный символизм — одна из удачных находок автора. Взять хотя бы начало первой публичной записи Голубоглазого: «Цвет убийства — синий, так он думает. Синий, как лёд, синий, как табачный дым, синий, как тело давно умершего человека в морозильной камере, синий, как мешок для перевозки трупов. Но это ещё и его цвет, во многом для него характерный; этот цвет у него в крови, он распространяется по его телу вместе с кровотоком, вспыхивает голубыми электрическими искрами и вопиет о грязном убийстве...»
Так уж вышло, что прошлое Би-Би Уинтера исполнено страданий, и многим людям он желает смерти.
Череда событий — как двадцатилетней давности, так и недавнего прошлого — разворачивается перед глазами читателя постепенно, заставляя постоянно переоценивать своё отношение к главному герою, чей весьма странный характер сформировался под давлением обстоятельств. Поначалу Би-Би предстает перед нами безобидным фриком, который одевается в синее, во всём зависит от мамы и сочиняет истории, в которых некто Голубоглазый убивает своих обидчиков одного за другим, обставляя каждую смерть как несчастный случай. «Плохие парни» в сообществе badguysrock просят «аффтар, пиши исчо!» — и никто не задумывается о том, что смерти и в самом деле происходят, роман-то и начинается со смерти Найджела Уинтера в автомобильной аварии. А Би-Би Уинтер? А он ни при чем, он совершенно ни при чем...
У Дж.Харрис всегда отлично получается закручивать интригу, связанную с каким-нибудь скелетом в шкафу. Я где-то в Интернете видела шуточный текст про то, каким было бы ружье, висящее на стене в произведениях определенных писателей — так вот в романе Харрис ружьё обязательно окажется замаскированной садовой лопатой, которую лет двадцать назад использовали для жестокого убийства учителя в элитной школе, расположенной по соседству, в результате чего у половины персонажей образовалось раздвоение личности. В «Мальчике с голубыми глазами» интрига тоже присутствует, и она, несмотря на современную эпоху, интернет и прочее, почти готическая, такая отчетливо английская, завораживающая. «Призрак Эмили Уайт» встречается достаточно часто, чтобы придать повествованию мистический флёр и окончательно заморочить голову ничего не подозревающему читателю. Голубоглазый врёт вдохновенно (чувствуются долгие годы практики!), Albertine — робко, но возвышенно и с подкупающей искренностью, им одновременно веришь и не веришь, потому что их рассказы просто не могут быть правдой.
Нити истории сплетаются всё туже и туже, а потом весь этот Гордиев узел берет и... взрывается.
Поэтому о последней части романа и о финале я вообще ничего говорить не имею права, чтобы не испортить эффект неожиданности. Могу, однако, выразить своё личное читательское мнение: на этот раз Дж.Харрис, определенно, «перемудрила» с интригой, и наличие в тексте сразу двух недостоверных рассказчиков сделало его путаным, тяжелым, непонятным. Одна из читательниц в отзыве, оставленном на британском Амазоне, выразилась коротко и ясно: «Blueeyedboy is a pointless, plotless, incoherent mess» («Мальчик с голубыми глазами» — бессмысленная, бессюжетная, бессвязная белиберда). С ней вполне можно согласиться, к сожалению. Если очень постараться, то можно «вытащить» из текста, например, такую идею: наша жизнь зиждется на самообмане, но если обманывать себя — не грех, то вот переносить свои представления о «чёрном» и «белом» (а также синем, зелёном, коричневом...) на других людей — уже совсем другое дело. Или так: Интернет — зло, потому что там все врут. Или ещё вот так: когда мать-неудачница пытается добиться успеха и славы, используя своего ребёнка, может произойти конфликт, который выльется в драму или даже в трагедию. И так далее. Увы, я не понимаю, зачем написано это произведение. Точнее, до определенного переломного момента мне казалось, что я понимаю, но потом эта иллюзия развеялась, как дым. А ведь написано хорошо — все детали продуманы и изящно вписаны в общую «структуру», и хотелось бы перечитать, чтобы убедиться — автор и впрямь «развесила» по тексту не только ружья, но и пистолеты, пулемёты и АК, причём все выстрелили в надлежащее время, — но есть одна проблема, очень серьезная проблема: я вряд ли в скором времени перечитаю этот роман, поскольку он оставил после себя по-настоящему омерзительное впечатление.
Но если вы любите читать истории про маньяков, если мысль о том, что в мире множество безумцев и лжецов, не вызывает в вас отвращения — что же, попробуйте. Может, вам понравится.
Ginger, 8 июля 2014 г.
На самом деле, роман получился ужасно скучный. Скорее всего, из-за того, что само действие здесь подменено описанием действия — в интернет-блогах. Автор, конечно, не упустила случая поиграть с лицами в зазеркалье, коим является всемирная сеть, где можно казаться тем, кем не являешься. Эта игра в ложь затягивает и, похоже, несет смерть не только мушкам, попавшим в паутину по неосторожности, наивности или незнанию, но и самому пауку-кукловоду.
Да, как и в «Джентльменах и игроках», здесь снова эксплуатируется идея человека-невидимки, серого кардинала, который дергает за нитки чужих судеб, ухмыляясь из темноты и щелкая затвором фотоаппарата. Он и хочет вырваться из своего склепа, и не может: маска окончательно приросла и поглотила героя, как он когда-то поглотил своего брата-близнеца в утробе матери.
Книга не только скучна (хотя и несколько «расцвечена» то тут, то там наяву появляющимися трупами), но и вторична. Вторичность, конечно, можно представить аллюзией (на самое себя и школу Сент-Освальд в «Джентльменах и игроках») или отсылкой (к «Парфюмеру», «Осиной фабрике» и даже к «Немухинским музыкантам» Каверина), но местами все это совсем не отсылки, а прямые заимствования. Особенно расстроила «Осиная фабрика», которая торчит угловатыми локтями уже из двух мной прочитанных романов Харрис.
И тем не менее, книгу я дочитала (и не зря!) Харрис умеет держать интригу даже в вялотекущих своих историях, и когда уже всерьез собираешься бросить, автор достает кролика из рукава или джокера из шляпы, как вам больше нравится, — и почти все встает с ног на голову. А ближе к концу — еще раз. За двойной перевертыш и оценка — никак не ниже 7, хотя я планировала шестерку.
P.S. Харрис любит оставлять знаки на страницах своих книг — здесь в качестве «отпечатков пальцев» выступают песни и мелодии. Наш герой всегда в наушниках и почти всегда на своем сайте и в блоге, музыка подбирается под содержание поста. Для создания гармоничного интернет-образа это более, чем логично. Кстати, послушайте: получился любопытный, брутальный вначале и все более лиричный к концу, несколько эклектичный, но приятный слуху плей-лист. Под спойлером, т.к. в общем-то некоторое раскрытие сюжета список песен гарантирует :)
Часть 1
Captain Beefheart – Ice Cream for Crow
Dire Straits – Brothers in Arms
Del Amitri – Nothing Ever Happens
Radiohead – Creep
Nick Lowe – The Beast In Me
Voltaire – When You're Evil
Breaking Benjamin – Breath
Electric Light Orchestra – Mr. Blue Sky
Kansas – Carry On Wayward Son
Green Day – Letterbomb
Voltaire – Born Bad
Часть 2
Voltaire – Almost Human
Peter Gabriel – Family Snapshot
David Bowie – Heroes
The Zombies – A Rose for Emily
Roberta Flack – The First Time Ever I Saw Your Face
Neil Young – After The Goldrush
Poison – Every Rose Has Its Thorn
Murray Head — So Strong
Black Sabbath – Paranoid
Altered Images – Happy Birthday
Nirvana – Smells Like Teen Spirit
Часть 3
The Moody Blues – The Story in Your Eyes
Jarvis Cocker – I Will Kill Again
Genesis – One for the Vine
Van Morrison – Wild Night
Hazel O'Connor — Big Brother
Pink Floyd – Any Colour You Like
Mark Knopfler – The Last Laugh
Don Henley – The Boys Of Summer
Genesis – The Lady Lies
Часть 4
Voltaire – Blue-eyed Matador
Queen – The Great Pretender
The Boomtown Rats – I Never Loved Eva Braun
Blondie – Picture This
Pulp – I Spy
The Rolling Stones – Paint It Black
Wheatus – Teenage Dirtbag
The Boomtown Rats – Rat Trap
10 CC – I'm Not In Love
Johnny Nash – I Can See Clearly Now
Часть 5
Cyndi Lauper – True Colours
Johnny Cash – Hurt
Cher – Just Like Jesse James
Sally Oldfield – Mirrors
Judi Garland – Over The Rainbow
The Four Seasons – Bye Bye Baby
Motorhead – Ace Of Spades
Pink Floyd – Run Like Hell
Phil Collins – In The Air Tonight
Pink Floyd – The Final Cut
Часть 6
Gloria Gaynor – I Will Survive
The Zombies – She's Not There
Supertramp – Breakfast In America
The Beatles – Here Comes The Sun
Queen – Don't Stop Me Now
My Chemical Romance – Mama
The Rubettes – Sugar baby love
Voltaire – Snakes
ABBA – The Winner Takes It All
Scodelario, 26 августа 2011 г.
Честно скажу — книга совершенно не понравилась.
Полностью осилить ее даже не смогла, в итоге просто ее пролистала. Я думаю что все же дочитаю ее, из-за уважения к автору, так сказать. Но что же мы видим перед собой...
Главный герой, некий Бен Уинтер, 42-х летний мужчина, бывший «сладенький» мальчик, за которым вечно бегали. Типичный задрот интернета, сидящей на неком сообществе потенциальных маньяков, ненавидящий всех и вся.
Сразу скажу — героя я не понимаю. Ведет он себя на подобии тех людей, которые считают себя «единственными и неповторимыми», для ребенка он был слишком умным (такие мысли в 4 года? Ну-ну...), да и в общем, не такая уж тяжкая была у него жизнь, чтобы вырасти таким...хм...маньяком. После прочтения нескольких «записей на сообществе» я стала чувствовать угнетающею атмосферу города, где происходят все действия. Мне показалось, что живи я там, я бы убежала на все четыре стороны. Тоску нагоняет неимоверно. Так же Бен считает, что у только у него одного есть «скелеты в шкафу». Да, «единственный и неповторимый» Банджамин Уинтер.
Впечатление мерзкое, не ожидала я такого.(