fantlab ru

Хавьер Кастильо «Снежная девочка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.80
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Снежная девочка

La chica de nieve

Роман, год; цикл «Мирен Триггс»

Аннотация:

Нью-Йорк. 1998 год. Парад в честь «Дня Благодарения». Аарон Темплтон всего на секунду выпустил руку своей дочери. В следующее мгновение ее уже не было рядом. Полиции удалось найти лишь одежду и отрезанные волосы девочки. Никаких следов. Никаких улик. Ни одного свидетеля. Кира как будто растворилась в воздухе. История наделала много шума в СМИ, и начинающая журналистка Мирен Триггс взялась за собственное расследование.

2003 год. Ровно пять лет с момента загадочного исчезновения девочки. Убитые горем родители получают странную посылку: кассета с минутной видеозаписью, на которой подросшая Кира играет в незнакомой комнате. И опять сенсация в газетах и на телевидении. Мирен с новыми силами берется за расследование, ставшее частью ее самой. Неожиданно девушка обнаруживает, что их с Кирой судьбы полны схожих загадок.

Входит в:



Снежная девочка
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Дівчинка снігів
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К плюсам данной книги можно отнести тот момент, что девочка Кира, которую ищут на протяжении всего романа, исчезла во время так называемого «Парада на день благодарения от Macy’s». Можно считать это неплохой сюжетной находкой со стороны автора, ведь для читателя этот самый ежегодный парад на Манхэттене становится довольно познавательной деталью.

В книге очень много поучительности и какой-то усредненной традиционности, граничащей с банальностью. Описываются события, которые одновременно и не особо примечательные, и непонятно о чем свидетельствующие.

Время повествования так сильно скачет (каждая следующая глава может относиться к любой дате в интервале с 1998 года до 2011), что создается впечатление, будто бы если рассказ был сконструирован последовательно, то все звучало бы еще более незамысловато.

Главная героиня романа — газетчица по имени Мирон (ударение на первый слог). В книге очень много рассуждений про журналистику — причем, я бы сказала, очевидных и крайне незамысловато выраженных для 2020 года (год написания романа) вроде тех, что журналисты пытаются словить хайп на громких криминальных происшествиях и т.д.

События внутри-американской и международной жизни, которые обсуждаются в редакции газеты, пересказаны в штампованных формулировках международной политической риторики.

В то же самое время журналистские расследования возводятся на пьедестал — фактически слоганом книги становится девиз, сформулированной преподавателем Мирон в Колумбийском университете: «Никогда не прекращать искать».

Вообще, что касается Мирон, то меня немного подбешивало, что «ее» главы рассказываются то от имени третьего лица — «Мирон сделала то-то и то-то» -- то от первого, в виде дневника, причем описываемые события иногда дублируются... Это навевает на размышления о том, что автор хватается за любую возможность нарастить общий объем текста.

В романе бросается в глаза какое-то неправдоподобное внимание к техническим деталям, выдающее «не местного жителя». Дело в том, что таких подробностей никогда не бывает в «аутентичных» текстах, где они проскальзывают случайно и чисто эпизодически. В то время как здесь — у Хавьера Кастильо — названы распространенные в каждом году марки сотовых телефонов и их стоимость, а также все модели компьютеров, которыми пользовалась главная героиня Мирон. Перечисляются форматы файлов, особенности функционирования видеокамер на улицах Нью Йорка в 1998 году. А также бросается в глаза, что дотошно перечисляются буквально все улицы и районы Нью Йорка, где происходит действие.

Кстати, что касается улиц Нью Йорка, то из-за подстерегающих на них опасностей Мирон приходится научиться постоять за себя — причем, я бы сказала, довольно жестко. Мирон вынуждена осознать, насколько агрессивной стороной повернут к ней мир, и при всей свой показной «хорошести» готова практически собственноручно убивать попадающихся ей на пути негодяев и уж точно безоговорочно осуждать их, т. е., видимо, мы имеем тут то самое добро, которое по идее «должно быть с кулаками». .

В начале каждой главы приводится нечто вроде эпиграфа, но только при ближайшем рассмотрении это оказывается не привычный эпиграф, а какая-то насмешка. С одной стороны, автор пародирует некоторую метафоричность и парадоксальность эпиграфов, их нарочитую неясность и... неповоротливость, что ли, но с другой стороны — эти квази-эпиграфы касаются каких-то непонятных материй и авторами их являются не другие писатели, как оно обычно бывает, а просто сам наш уважаемый Хавьер Кастильо.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю хаотичное (дискретное) повествование, но здесь оно оправдано, так как позволяет сохранить интригу и поддерживать интерес к довольно вялому происходящему. Очень неплохо прописаны характеры, мысли и чувства героев. Поднимаемый пласт проблем — родительские чувства и благие намерения, журналистские расследования, упорство и профессионализм, домашнее и уличное насилие — не потерял актуальности. Отсутствие политкорректности, точнее, отказ принести реальность в жертву политкорректности, — выделяет «Снежную девочку» из безликой массы произведений, ограниченных условиями / условностями современного западного общества (возможно, в его стереотипном восприятии). Понравилось вкрапление одного расследования в основное — это линия человека, которого осудили за секс с несовершеннолетней, но после наступления её 18-летия они поженились. Причем тут шикарно проявился эффект бабочки, хотя формально автор об этом ни слова не говорит.

С другой стороны, роману сильно не хватает динамики. Правда, если продержаться первые 45 глав, то можно получить в награду и динамику, и настоящую интригу, и интересное расследование. Понятно, что к концу книги мозаика сложится, но окажется, что некоторые линии просто повисли в воздухе. Например, в первых главах проскальзывает, что родители пропавшей девочки говорят не всю правду, но дальнейшего развития идея не получает совершенно.

Концовка предсказуемая, но только в общих чертах. И автор неплохо поиграл на нервах читателей, заставляя гадать о конкретике. Есть и задел на следующую книгу, но я не уверен, что вторая получится не хуже. Ведь для этого нужно изменить канон ;) Не сделает ли это «Снежную девочку — 2» всего лишь одной из длинного ряда?..

Вывод: в целом интересный, но вялый триллер о поисках пропавшей девочки. Заслуженные 7 баллов. Скорее порекомендую в формате аудиокниги, которую неплохо начитала неизвестная мне Анастасия Тереля.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх