Харуки Мураками «Норвежский лес»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
«Норвежский лес» — это история потерь близких и любимых людей. И не только у главного героя. Они уходят по собственной воле, но иногда их забирает болезнь. И самое печальное — почти все умершие молоды и на пороге целой жизни.
Главный герой взрослеет, наблюдая за окружающим миром, и постепенно формируется его собственное будущее.
Экранизации:
— «Норвежский лес» / «Noruwei no mori» 2010, Япония, реж: Чан Ань Хунг
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anastasia2012, 14 мая 2012 г.
Норвежский лес — это лес, где определила свою судьбу Наоко. Это место тёмное, безлюдное. Как душа, которая чужая — потёмки.
Норвежский лес — это обстановка, в которой не понятно, кто «над», а кто «под». Где любовь, а где боль.
«Норвежский лес» — это песня о странностях отношений между парнем и девушкой.
«Норвежский лес» — роман о смерти: «она не на другом конце жизни, а притаилась в ней». Однако он ещё и жизнеутверждающий, ведь есть те, кто может быть счастлив за троих. К счастью, я среди таких, как Ватанабэ. Поэтому книгу прочитала с интересом ровно, но стремительно.
Душа — загадка. Японская — тем более. Их выбор между жизнью и смертью неудобоварим для западномыслящего человека. Автор и не пытается разъяснить, приоткрыть завесу тайны. Он повествует, вспоминает, грустит. Хотя одну проблему, о которой (возможно!) хотел сказать Харуки Мураками я для себя выделила: отчуждённость японцев друг от друга, отсутствие близости, нежности в отношениях даже между родителями и детьми. Минимум откровенности: всё в тиши и тьме души. Поэтому суицид, особенно в раннем возрасте.
Что касается сексуальных сцен — меня не смущали. Это же происходит каждый день у миллиардов людей: секс, мастурбация, фантазии. Как можно обойти это стороной, особенно рассказывая о молодёжи. Не любовные сцены стержень книги, а люди: Кидзуки, Ватанабэ, Наоко, Нагасава, Хацуми, Рэйко, Мидори — у каждого свои мысли, печали и радости. Автор передал их доступно и интересно, оставив место и время для собственных размышлений: куда и как идти, оказываясь на очередном судьбоносном «пороге».
Journalist, 5 мая 2012 г.
Соглашусь, пожалуй, с товарищем IronFOX в том смысле, что Мураками долго не хотелось читать из-за его ширпотребности. Все читают Мураками, а затем брызжут восторгом. С Коэльо и Вербером подобная же ситуация. Но мы то прекрасно знаем, что это за птицы низкого пошиба.
К слову, Мураками мне дал парнишка, у которого на полке стояла Верберовская «Жизнь муравьев». Так что я брал «Норвежский лес» в руки только предварительно надев резиновые перчатки. Но ситуация сложилась так, что книг кроме томика Стругацких и Платонова у меня не было. Пришлось засесть за Харуки Батьковича.
Теперь ближе к телу.
+
- Да это же японский Ремарк, — сделал я первый вывод и не ошибся. А чо? У Мураками тоже повествование от первого лица, картина мира состоит из мелких деталей. Главгероя окружают люди с самобытными характерами. И все это на тле событий, происходящих в стране. Правда, у Ремарка «тло» более выразительно. Все же Германия 20-30 годов была более богата событиями, чем зажиточная япония конца 60-х.
- аттракция. В какой-то момент роман начинает увлекать. Причем настолько, что ловишь себя на мысли, мол, писатель гад, что Рейко недорассказала историю своей жизни и придется ждать развязки еще страниц надцать. ТАк же получилось и с концовкой. Дочитывал сидя на кухне, так как домашние уже «легли и просют».
- логичность. Концовка была неожиданной, но в то же время ожидаемой. По-другому эта шахматная партия никак бы не закончилась. А так — пожалуйста. Все счастливы.
- идеи. Может кто-то имеет свою точку зрения на «глубокие философские мысли» изложенные в книге. Но я вот зело задумался, переосмыслил всю свою жизнь, сделал выводы, пообещал себе не допускать больше ошибок. И все это читая про похождения 20-летнего пацана. Мураками специально так задумал? Или это у него само собой получилось?
-
к минусам я бы отнес ддовольно слабенькую стилистику Мураками-писателя. Со Стругацкими он и рядом не сидел. Или это плохие переводчики?
А еще в книге слишком часто все умирают. Вам так не показалось? Или это наследие культуры самураев. Мол, не хочешь жить — не мучай себя, сделай харакири.
Пьюрик, 20 апреля 2009 г.
Волшебные радости счастья бывают всегда так редки и так непродолжительны. Слушая ветер, или музыку дождя, хочется раствориться в них и забыть себя,чтобы после не думать и не верить во что-то, что может убить или ранить сердце. Все мы одиноки — и всегда ищем опору в других. Если же их не находим, то стараемся боль одиночества заглушить в делах, в увлечениях, или в необузданных поступках, продиктованных голосом души — «Спаси меня от холодной Трясины, в которой я увязла»...и если присмотреться по-внимательнее к тексту романа «Норвежский лес», обращая внимание на слова и темы разговоров, на поступки героев и их действия — то всё это бегство от одиночества. Они вкушают вкус жизнь — её тяготы, её радости, её фальшь и искренность...кто-то из них может вытерпеть жизнь такой какая она есть, а кто-то уходит головой в свой мир, защищённый панцирем, или же бросаются в омут с головой, выбирая продолжение жизни — смерть. Постоянно здесь ведутся параллели с героем романа Сэленджера «Над пропастью во ржи» — и если тот бунтарь, но бунтарь с детским представлением жизни, бунтарь — который бунтует, но бесцельно и бессмысленно, разрушая под своими ногами почву и тот хрупкий мир, что под ним есть, то герой Мураками — не старается его изменить — он просто затворник, заключённый собственной жизни, любящий и сострадающий, не боящейся понимать и быть понятым...Да, роман изобилует сценами секса — но это только бегство от скуки, бегство от одиночества через удовольствии....после которого они по-прежнему остаются такими какими были, и только сама любовь может спасти человека от его бремени, вселить в него жизнь и веру в то,что чистый лист сегодняшнего наполниться смыслом и целями будущего, для чего ни в коем случае не стоит терять тех, кто дорог для тебя сейчас, и страдать и не убиваться о тех, кого больше не вернёшь....
Анализируя роман — приходишь именно к таким вот мыслям, и все представления о написании, о качестве слова и самого текста становятся просто бессмысленны, так как понимаешь только одно — что не будь автор столь гениаленым, не будь роман столь качественно написанным и предоставлен читателю, не будь он столь чувственным и нужным — такие бы, вышеописанные мысли, никогда бы не возникли....
ru_ND, 23 мая 2016 г.
В 1987 году случилось два знаменательных для меня события. Во-первых, в этом году я родился, а во-вторых – японский писатель Харуки Мураками написал свою повесть «Норвежский лес». Вот только об этом втором событии я узнал далеко не сразу. Но лучше позже, чем никогда, правда же? Может быть и хорошо, что я прочел эту книгу только на третьем десятке. В пятнадцать я просто не понял бы мотивов главного героя.
Темой для названия книги и для нити, связующей воедино всю книгу, от обложки до обложки служит песня Norwegian Wood, напетая Битлами в 1965 году. Действие книги происходит в Японии примерно в то же время, когда эта песня была настоящим свежим хитом. Norwegian Wood используется автором как ключ, напоминающий персонажам книги о событиях, произошедших тогда, когда они слышали и полюбили эту песню.
Вообще все произведение необычайно ностальгично, оно посвящено проблемам выбора, принятия людьми решений и их последствиями. Поскольку почти все действующие лица подростки – присутствуют и обостренные переживания, и шатание жизненных устоев, после которых люди либо становятся крепче на ноги, либо их внутренний мир безжалостно рушится. Мураками не избегает темы секса и отношений между полами, а зачастую и вовсе акцентирует на этом внимание. И он прав, на мой взгляд. Замалчивая зачастую самое важное: любовь, привязанность, измены, сложно понять истинные мотивы затронутых этими вещами людей. Жизнь и смерть – еще один важный вопрос, который преподнесен автором в «Норвежском лесе». С учетом особенностей менталитета японцев, для которых самоубийство – это не спесь и не слабость, а действенный выбор решения с честью непреодолимых жизненных проблем, это особенно важно.
Я хочу заметить, что Мураками не предлагает каких-то рецептов, не дает консультаций и не приводит все проблемы к логическому завершению. Он просто указывает на ключевые вопросы, освещает их разносторонне и оставляет сделать вывод самому читателю. Он предлагает информацию для размышления, потому что каждый может узнать в одном из персонажей себя или кого-то из своих близких, как я узнал себя в Ватануки – главном мужском персонаже повести. И, прочтя книгу, я смог пополнить свой личный жизненный багаж несколькими умными мыслями, которые наверняка помогут мне в будущем.
Да, кто-то может сказать, что Мураками пишет о скучных повседневных вещах, но то, как это все преподнесено, заставляет восхищаться авторским талантом. Найти в каждом простом событии изюминку, точку, с которой лучше всего можно рассмотреть происходящее – это неоспоримое мастерство. Легко захватывающе описывать футуристические планеты и фэнтезийные битвы, а вот в красках представить читателю давно знакомые бытовые образы в разы сложнее.
Pavel Che., 29 марта 2012 г.
Очень понравилась книга. Интересные и глубокие образы персонажей. Необычные истории их жизни. Драматическая история любви, взаимоотношений и взросления. Написана как всегда очень хорошо, легко читается. Несмотря на то, что книга навивает грусть, некоторые моменты веселят. Для меня она одна из лучших у Харуки Мураками, хоть прочел еще не все романы.
mors-vita, 21 февраля 2008 г.
Книга просто про жизнь, со всеми ее недостатками и достоинствами. Наверное, поэтому легко читать. Герои ужасающи реалистичны. Удивительно как сочетаются Мидори, Наоко и Хацуми; Кидзуки, Нагасава, Ватанабэ. Читая, описание некоторых героев сразу становится понятно, что они покончат собой или часто думают о самоубийстве. Но смерть — это часть жизни, поэтому я не думаю, что Мураками подает самоубийство как посыл для читателя. А в некоторых наоборот жизнь бьет ключом, например Мидори. Единственный образ, не обремененный никакими жизненными испытаниями — это Штурмовик.
Stark1986, 9 декабря 2023 г.
«Норвежский лес» — это главным образом роман о жизни и смерти. Здесь все персонажи, так или иначе, олицетворяют жизнь и смерть.
Мидори: она воплощение жизни. Несмотря на смерть матери и смертельную болезнь отца, у нее остается неиссякаемая энергия для любви, для совершенствования своей личности и жизни вокруг. Когда она говорит Ватанабэ, что ее отец уехал Уругвай, этим отрицает факт близкой смерти своего отца.
Наоко: она воплощение смерти. После самоубийства Кидзуки она мертва и в душе и в теле. Не зря у нее единственный секс в жизни случается в день своего двадцатилетия с Ватанабэ– и до и после, с физиологической и психологической точки зрения, она просто cухарь.
Кидзуки, сестра Наоко и Хацуми — тоже олицетворяют смерть, хотя все они для окружающих считаются талантливыми, красивыми и умными людьми. Но их тяга к смерти сильнее всего остального.
Нагасава: он олицетворяет жизнь, который приводит других к смерти. Кажется, что он живет полной жизнью, целеустремлен, хорошо учится, читает много книг, занимается сексом со всеми подряд, но не способен дарить любовь Хацуми, его эгоизм – разрушительная сила.
Ватанабэ и Рэйко: они олицетворяют тех, которые находятся между жизнью и смертью. Когда Рэйко уходит из горной санатории, последный раз встречается с Ватанабэ и уезжает в Хоккайдо, таким образом она выбирает жизнь. Что касается главного героя, то любовь Ватанабэ к обеим девушкам символизирует его стремление и к жизни и к смерти. В конце он должен выбрать между Мидори и Наоко, между жизнью и смертью.
ketri_L, 11 марта 2016 г.
Сложное произведение, хотя и написана простым, понятным языком. Существует несколько микромирков, с которыми соприкоснулся Ватанабэ, но он, так и не нашел себе места среди них. Он не понимает чего хочет, не знает что делает, потерянный человек, который просто существует, двигаясь по течению.
Olcha, 16 июня 2008 г.
В трудное время книга перевернула мою жизнь, заставила посмотреть на мир новыми глазами и понять что в уходом одного из жизни все остальное остается и появляется что-то другое, пусть даже не взамен, но что-то что стоить ценить. Думаю, эту книгу нужно читать с соответсвующим настроением, дабы проникнуться всей сутью.
Бесспорно. одно из величайших произведений, достойное звания мировой классики
Ирэн, 22 августа 2010 г.
Иногда ради последних строк стоит читать роман, как и ходить в театр, чтобы послушать, как в антракте молодые музыканты играют на фортепиано(если спектакль не пришелся тебе на вкус).
avantage82, 16 марта 2009 г.
Эта книга — настоящий шедевр. Я уже неоднократно перечитал все романы Мураками, и каждый раз при прочтении настолько погружался в атмосферу его книг, что даже близкие люди замечали перемену в моем нестроении и поведении в эти периоды. Возможно, мне повезло, поскольку впервые с творчеством Мураками я познакомился в 19 лет. Это самое лучшее время для таких книг. в таком возрасте все в жизни воспринимаешь гораздо ярче, замечаешь то, что позже уже не будет вызывать никаких эмоций.
Kriptozoy, 23 декабря 2007 г.
Мне кажется, что этот роман не следует читать, например, подросткам с чувствительной психикой. Он очень сильно влияет на сознание и подсознание. А вы читали «Сердца в Атлантиде» Стивена Кинга? Не знаю почему, но там студенты не устраивают массовых самоубийств, хотя живется им тоже очень и очень нелегко. Книги об одном времени, но между ними пролегла пропасть. Я вспомнил гениальный роман Кинга, потому что очень похоже. И там и там есть настоящая любовь. Оценка могла бы быть еденица, за посыл, который роман даёт романтической читающей публике. А также из-за личных претензий. Вот есть у меня одна знакомая. Она прочитала «Норвежский лес» и стала Эмо. Теперь она потеряна для меня, для родителей и для общества. Уж лучше бы она прочитала «Как закалялась сталь» Островского. Но это личное... Несмотря на всё это, оценка моя будет десять. Я прочитал у Харуки Мураками не одну и не две книги и поэтому могу с уверенностью сказать, что эта — лучшая. Конечно, по моему мнению.
mx, 26 июня 2007 г.
Книга очень сильная. Передать словами чувства, которые она вызывает довольно тяжело. Если не ошибаюсь, единственный реалистичный роман Х. Мураками.
Nameless00, 4 июля 2020 г.
Лучшая работа японского мастера слова. Драматичная, воспитывающая здоровое отношение к эротике, тонкая и неимоверно глубокая. Мистики и символизма, загадок, свойственных Мураками здесь нет, и роман от этого только выигрывает.
Sia Mi, 24 февраля 2009 г.
Тяжело сравнить насколько меня раздражало откровение Мураками первую половину книги, и насколько я расстроилась, что книга закончилась :(( Мураками — мастер слова, в каком-то смысле. Очень сильно и трогательно написано. Это невозможно рассказать, это нужно читать. Я еще долго рекомендовала всем «Норвежский лес», и вам рекомендую :smile: