Дмитрий Колодан «Дом ночи»
Ужасно далеко и бесконечно близко, на краю заката, где сны обретают плоть, стоит этот Дом. Хозяйка его — Матушка Ночи, повелительница грёз и забытых историй.
Здесь обитают невероятные существа, призраки и чудовища… И маленькая девочка по имени Ива. Она живёт среди монстров, но даже не подозревает, что настоящие кошмары ждут её за стенами Дома.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Дом ночи»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 277
Активный словарный запас: очень низкий (2371 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
АБС-премия, 2022 // Художественное произведение | |
номинант |
Интерпресскон, 2022 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Новые горизонты, 2022 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Buhrun, 23 сентября 2021 г.
Это очень древняя история — подкидыш, дитя Рока, девочка с совершенно особенной Судьбой вырастет в удивительном месте.
Здесь Дом и его хозяйка — Матушка Ночи. Ее шесть рук не знают пощады и усталости.
С одной стороны Дома — Большой Лес. Его обитатели — страшные и волшебные.
С другой стороны Дома — скала. За ней иные миры.
Невдалеке, но и дня не хватит, чтобы дойти — озеро с черной водой, там ждет рыба с женским лицом.
Дима Колодан написал универсальную современную сказку.
Насколько сложно отрешиться от сравнений!
Я соткан из того, что читал и смотрел, чужие тексты и образы проросли сквозь меня, как терновник сквозь всеми забытый скелет. Я повожу слепым черепом. Из моей шкуры торчат острые шляпки светящихся грибов. Я неутомим. Я — охотник на аллюзии и отсылки.
Не терпится написать что-то в стиле: «В «Доме ночи» Рони — дочь разбойника встречает свое отражение — Коралину, они подсматриваю за Великими из «Принцессы Мононоке» и прячутся от кое-кого из «Истории с кладбищем».
Или: «Эталонное готическое фэнтези от молодого мастера странных миров».
Все так, да не так.
«Дом ночи» вскрывает наш культурный код, деконструирует не чужие истории, а самого читателя. За чем пришел сюда? Кто ты в этой истории? Какие слои тебе по душе, а какие пробегаешь глазами, быстрей-быстрей? Почему эта сказка с первых страниц кажется тебе настолько родной? Чему ты готов удивиться?
Я удивился легкости, с которой Дима сочетает свои любимые предметы, существ, мотивы. Он берет первозданную глину культуры, с которой до него вдоволь наигрались Гейман, Линдгрен, Миядзаки, Блейлок, Беннет, Киплинг, даже любимый Колоданов Даррелл и сотни других, но Дима лепит из нее свою реальность, узнаваемую, но отдельную.
Так работает талантливый ученик, превосходя учителя.
Так появляется музыка, которую узнаешь с трех нот, но удивляешься ее самостоятельности и легкости.
Главное слово этого романа Димы Колодана — прозрачность.
Читаешь, как пьешь прохладную воду.
Смотришь сквозь волшебные очки, и они убирают туман, рассекают дымку.
Обоняешь страницы (а книга очень приятно издана) и чуешь запах осени. Ты узнаешь ее вмиг, так пахнет только она.
Девочка Ива растет в волшебном доме вместе с призраками, чудовищами и героями, пришедшими сюда умирать. Мир недобр к ней. Мир хочет ее костей (коооосточки) и крови. Мир жаждет описать ее, встроить в свою систему координат. Миру плевать. Но ей — небольшой, но бойкой девчонке, никогда не плевать. Она ищет и лезет, прет на рожон и дерется, проигрывает и плачет, спасает и понимает.
За все придется платить.
Кое-что оплатит мать, родная или волшебная.
Кое-что (берегись клятв, они — ржавое железо) ты отдашь чужое.
Кое за что придется платить самой.
Закон сказки нерушим:
Зло существует, и оно сильно. Его невозможно победить насовсем.
Добро — это поступки и природа человека. Герой — тот, кто встает наперекор.
Современная сказка лишает добро и зло границ.
Они перевиты, проникли друг в друга, как мои сравнения, так плющ скрадывает мозаику древних стен, так мы наполняем прочитанное собой, наделяем буквы духом своего знания, книжного и жизненного опыта.
Ты написал отличную книгу.
Теперь придется дописать вторую.
Иначе Ива останется там, в Доме, а Кати никогда не узнает, что прячет тот черный камушек, а вкрадчивый джентльмен не встретит достойного противника, а Охотник не встретится с Первозверем лицом к лицу, а…
Я могу продолжать так долго.
Скорей бегите за «Домом ночи», чтобы мы могли уже поговорить на одном языке.
Esminets Marat, 30 ноября 2021 г.
Дмитрий Колодан, «ДОМ НОЧИ»
Это очень красивая книга.
Она написана великолепным языком, она волшебна, она уводит читателя в удивительный мир, где шестирукая Мама-Ночь уверенно рулит Домом, набитым чудесами; да и всем миром, сотканным из снов и кошмаров, рулит именно она, хлопотливая домохозяйка.
Читаешь — словно играешь с грудой драгоценных камней в сердце таинственной пещеры, пока не пришёл дракон. Как в детстве, пялишься в глазок калейдоскопа, ждешь: как ещё причудливее сложит автор узор из букв на следующей странице?
Если бы «Красную Шапочку» писали в соавторстве Кинг и Миядзаки, то они написали бы что-то вроде этой книги. Здесь всё чудесно и всё опасно: повариха-оборотень с биполярным расстройством, которая может накормить вкусняшками, а может тебя самого пошинковать на вкусняшки в строгом соответствии с петербургской традицией; лохматый вуки-кочегар; Охотник, спящий с медведицей; тощий людоед за забором и хулиганы-чертополохи, норовящие дёрнуть за косичку — словом, набор страшилок для толканутого поколения, не заставшего пионерлагерных ночей, зато вдоволь намахавшегося картонными мечами в городских парках.
И вот этому поколению теперь за сорок, эльфийские ушки так и не отросли, Тоторо не дождался котобуса на залитой дождём остановке, а зелёное платье уже не налезает на принцессу, которой центнер. Пичалька.
Через сто страниц с удивлением обнаруживаешь отсутствие в книге классической структуры, сквозного сюжета, необходимого стандартному роману; через двести страниц понимаешь, что в этой книге скучная структура и нафиг не нужна. И вообще, это что угодно, но не роман в обычном понимании: это сборник страшных сказок для взрослых, ожерелье из страшилок, обрывки наших испуганных снов, отражение легенд…
Или – ностальгический гимн навсегда ушедшему детству, которое никогда и никуда не уходит.
Возможно, это не ваша книга. Но её красоты вы не признать не сможете.
Shab13, 18 ноября 2023 г.
Посреди Большого Леса стоит дом Матушки Ночи. Попасть в этот дом могут лишь те, у кого случилась, или случиться, большая потеря. Дом – убежище для тех, кто ищет покой и утешение. Однажды Король Воронов, в обмен на свою жизнь, принес в дом маленькую девочку, названную Ивой. Это история о Иве и ее жизни в доме Ночи в Большом Лесу, среди странных существ, духов и потерянных людей.
«Дом Ночи» полон отсылок. Иногда это Гейман, иногда Киплинг, есть нечто от Льюиса Кэрролла, Алана Милна Артура Конан-Дойля и даже от Хаяо Миядзаки. Иногда отсылки ярко выражены, чаще – спрятанные на виду, что приятно. На этом постмодернистском фундаменте автор выстраивает свою собственную вселенную со своей мифологией. В мире «Дома Ночи» нашлось место древним богам и последним представителям вымерших рас, волшебным договорам и ужасным чудовищам.
Каждая глава – отдельная новелла, со своими сюжетом, кульминацией и развязкой. Одновременно, каждая глава оставляет вопросы, на которые никто не спешит дать ответов. Ива растет, взрослеет, открывает для себя Большой Лес, находит друзей и врагов. С каждой главой девочка становится старше, и проблемы ее тоже становятся серьезнее. Здесь кроется основной, для меня, минус романа – ближе к финалу эти главы-истории ощущаются полуфиллерными (глава 5, про подземный мир) или и вовсе филлерами (глава 6, про сумчатого волка).
Ну и раз пошли рассуждения о главах, думаю стоит упомянуть и о своих любимчиках. Для начала это глава 3, в которой крестный Ивы, Охотник, ведет девочку посмотреть на Ушедших Зверей. Это очень атмосферная история о призраках былого, о гигантских животных, последних в своем роде, наполненных тоской по ушедшему времени и умерших сородичах, о зверях, приносящих с собой туман и уходящих в вечность.
Вторая любимая глава – 4-ая, в которой перед праздником осени Ива встречает Кати Макабреску, обычную девочку, проезжавшую через лес. Здесь прекрасно все – осенняя атмосфера, таинственные гости, древние легенды, пир в ночи и дикие танцы у костра. У этой истории, как у каждой настоящей сказки, нет счастливого финала, что только подчеркивает ее красоту.
К сожалению книга заканчивается на самом интересном месте – как только начал появляться общий сюжет. Хорошо, что продолжение уже вышло.
«Дом Ночи» — хорошая книга, иногда веселая и жизнерадостная, чаще мрачная и кровавая, но всегда сказочная. Без сказок, даже страшных, ведь очень скучно жить, не правда ли?
korantir, 18 июня 2023 г.
tl dr: Несколько сумбурная зарисовка из мира сказок. Красивая, чувственная, местами мифологичная. Вечные идеи и сюжеты в новой (не особо) обертке. Если вам хочется немного отключиться от реального мира, а детское восприятие мира в вас еще живо — почитайте и вряд ли пожалеете. Если вы ждете каких-то откровений и литературной новизны — их тут нет.
В первую очередь хочется сказать, что книга очень эмоционально наполненная. Все рассказанные в ней истории апеллируют к чувствам, некоторые буквально слезовыжимающи. Не очень понятно: была ли такова авторская интенция, или так получилось в силу сюжетных обстоятельств (а они обязывают истории быть не самыми веселыми), но факт есть факт. Книга обращается к тоске, боли утраты, чувству уходящей эпохи и магии. В этих чувствах и заключается ее прелесть.
Сюжет не является сильной стороной книги. Связность повествования изрядно страдает. Хорошей новостью в данном вопросе является то, что у книги есть продолжение. Возможно на длинной дистанции все встанет на свои места.
Автор щедрой рукой отсыпал образов, персонажей, завязок сторилайнов — возникает очень стойкое ощущение, что это перебор. Такое чувство, что автор открыл свою записную книжку, в которую он записывает «удачные идеи», и кааааак переписал добрую половину в эту небольшую книгу. Результат сомнителен. Не по-взрослому.
До прояснения обстоятельств в новых книгах серии лучшее, что можно сделать — воспринимать книгу душой, закрыв глаза на нестыковки в духе сомнительного времени повествования.
Техническая сторона вопроса в целом достойная. Язык яркий, читается легко, атмосферу создает.
Душевная вышла книга, но без претензии.
А. Н. И. Петров, 1 ноября 2021 г.
Книга “Дом ночи” – это серия зарисовок о детстве девочки Ивы, младенцем попавшей в дом загадочной Матушки Ночи в сердце населенного тотемными мифами Большого Леса. В доме, кроме Матушки Ночи, еще есть Доброзлая Повариха-оборотень (из хозяйственной негритянки она превращается в кровожадную бледнолицую садистку), бафометоподобный кочегар Уфф и ряд гостей, включая сумчатого волка, китайских младенцев и обескрыленного птицечеловека прямиком из “Вокзала потерянных снов” Мьевиля. В лесу есть нелинейное пространство-время, крестный Ивы по имени Охотник и различные чудовища, от горлумообразного джентльмена Урдака до Первозверя как в “Принцесса Мононоке”. Семь историй книги рассказывают о приключениях Ивы в доме, в лесу и не только.
Первые две истории – как младенец попал в дом Матушки Ночи и как в пятилетнем возрасте Ива познакомилась с Уффом и создала угольную девочку – это добротное вступление к большому сюжету о том, как девочка будет раскрывать систему тайн дома и леса и как-то влиять на них. Взрослые учат главную героиню, как выживать в непростых метафизических условиях дома и леса, а та набивает шишки и делает выводы. Написано красиво, выглядит многообещающе. Но третья история тоже оказывается экспозицией, теперь в древнейшие эпохи Большого Леса. Четвертая – вставным рассказом о людях-оленях. Пятая – экспозицией в секрет Полишинеля Матушки Ночи. Шестая – снова вставным рассказом, теперь переделкой “Пикника у висячей скалы”. Седьмая – опять вставным рассказом, причем даже не об Иве, а о второстепенном персонаже из четвертой истории. На этом книга заканчивается.
В итоге выясняется, что большого сюжета в “Доме Ночи” нет. Дом и лес просто как-то живут, без скрытых в подвале или в чаще сюжетных двигателей, хотя первые истории щедро раздают обещания. Вместо развития событий есть лишь череда красивых фэнтезийных картин, в которых персонажи являются рядовыми объектами, формально оживляющими пейзаж. Иву даже трудно назвать действующим лицом книги, поскольку большую часть времени она просто наблюдает: вот призраки мамонтов идут, вот люди-олени танцуют, вот Бабуля в подземелье нашлась, вот в Австралии жарко. Раз в историю ей выпадает шанс сделать что-нибудь несложное, например, вернуться в котельную, не оглядываясь, залезть на дерево от волшебных собак или выжить в короткой драке с угольной девочкой; как только дело доходит до чего-то, что ребенку не по силам, тотчас появляются взрослые и Иву спасают. Дом, лес и их обитатели не претерпевают за 437 страниц никаких изменений, а Ива буднично растет из малыша в подростка.
Поэтому “Дом Ночи” выглядит не как законченное произведение, а как “пробник” большого романа о доме, лесе и Иве: сюжет в нем начинается, начинается и... продолжает начинаться вплоть до последней страницы. Пара второстепенных, тренировочных загадок решена, Ива научилась наконец стрелять из лука и осторожно ходить по лесу, самое время запустить настоящие сюжетные двигатели и рассказать читателю, о чем на самом деле эта история, зачем Колодан привел его к дому Матушки Ночи. Но книга уже кончилась, и только на последних страницах есть обещание, что “это еще не конец”. Возможно, стоило более точно написать: “это еще не начало”, потому как в “Доме Ночи” ничего и не начиналось, это книга-предисловие. Ее можно считать законченной работой именно как предисловие, но книги все-таки не из одних прологов состоят, хоть бы завязочка какая-то была на последних страницах добавлена.
Существует ли на самом деле эта большая история после книги-предисловия, написал ли ее автор, будет ли она издана — неизвестно.
evane, 27 января 2023 г.
Книга мне показалась средней. Автор оч «старается» в стилизацию, но перебарщивает. Какого-то внятного сюжета маловато, сложно определить время событий. Как зачин — ок. Как самостоятельное произведение — ну скорее недоработанно. Автору желаю успеха сделать из книги историю.
S_Owl, 3 апреля 2023 г.
Чудесная книга.
Все мы, прочитав книгу, ставшую любимой, с трепетом открываем новые, пытаясь найти что-то похожее по силе воздействия на наше воображение, на наши эмоции. Вдвойне комбо, если это что то из детства, тогда такие книги еще и щемяще родные.
Вот именно это я почувствовала при чтении Дома Ночи, как будто заново читаю любимые детские и юношеские книги, которые уже и часть меня. Здесь столько пасхалок, полунамеков и каждый раз узнавание приятно щекотало подсознание.
Повариха с перцем- «Алиса в стране чудес». Первозверь — ну чем не Бармаглот? Матушка ночи с пауками- вспоминается Н.Заболоцкий и его «тук,тук,тук, спит животное-паук...». Где то проскакивает «Мэри Поппинс», где -то «Ежик в тумане» или «Между двух стульев» Клюева.
Само повествование напоминает Мураками и его Череп из «Страны Чудес без тормозов».
Все это настолько незримо и чудесно вплетено в свою собственную, оригинальную историю, что при чтении радуешься этому узнаванию, приветствуешь это погружение в любимые истории, нежели думаешь о некой вторичности образов.
Приобрела специально на бумаге в домашнюю библиотеку, а это в наше время о многом говорит)
С трепетом жду знакомства с продолжением книги, оттягиваю момент.