Ханну Райаниеми «Голос его хозяина»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Клоны и клонирование | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Хозяин Такеси на буровой платформе живет со своим псом и котом и занимается аутогенезисом. И однажды за ним приходят из корпорации, которая контролирует данную технологию и лишают его жизни. Но за своего хозяина готовы вступится модифицированные домашние питомцы.
Входит в:
— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three», 2009 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009 г.
— антологию «Бюро корректировки», 2012 г.
— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.
— антологию «Pwning Tomorrow», 2015 г.
— сборник «Сервер и дракон», 2015 г.
— антологию «The Best of World SF: Volume 1», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2009 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
Опрос читателей журнала "Interzone" / Interzone Readers Poll, 2009 // Рассказ |
- /языки:
- русский (4), английский (9)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Егорова (1), И. Нечаева (1), Х. Райаниеми (8), О. Ратникова (1), К. Сташевски (1)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladimir Puziy, 10 июня 2014 г.
Как и в случае с «Хрустальными ночами» Игана из этого же сборника «Лучшее за год», название здесь -- говорящее. Ни один из существующих переводов -- ни официальный, ни выложенный в Сети -- ключей к пониманию этого, насколько я вижу, не даёт. (А там иначе как сноской, увы, это и не сделаешь). Интересующимся рекомендую прочесть, например, вот этот материал: http://www.peremeny.ru/books/osminog/1643 .
Еще один слой -- явно тоже значимый -- отсылки к Пиноккио, вплоть до образов («Маркиз Карабас» глотает «стрекозу» как кит и т.д.) Но это уже оставлено явно на откуп читателей, которые в нашем случае больше знакомы с «Буратино». И здесь-то в тексте хотя бы оставлен ключик. :)
В целом -- повод задуматься над тем, что зарубежные авторы не стесняются насыщать свои произведения _значимыми_ отсылками и аллюзиями и не боятся остаться непонятыми.
Линия «прасабачки» -- да, слегка педалируется, но, имхо, этим одним рассказ всё-таки не исчерпывается. Ну, опять же, я любитель твердой НФ, и мне интересно еще и посмотреть, как это _сделано_. ;)
glaymore, 28 июля 2012 г.
Количество научной информации, спрессованной в 20-страничный рассказик, реально впечатляет.
Практически каждую вторую фразу приходится разбирать при помощи вики и справочников.
И при этом рассказ все равно не превращается в научную лекцию, а остается историей любви Пса к своему Хозяину, хотя в эту страшную и прекрасную постчеловеческую эпоху уже не осталось ни собак, ни хозяев.
Раньяеми почему-то принято хвалить за «Квантового вора», а ведь короткая форма у него получается ничуть не слабее, и при этом намного более человечно.
Рекомендую.
Petro Gulak, 4 октября 2012 г.
Есть такой искусствоведческий термин — «ПРАСАБАЧКУ». Одиночество и мучения бедной собачки обязательно вышибут слезу — поэтому-то о них писать и не нужно.
Что в рассказе? Затертая до дыр хакерская атака имени сожженной Хром, со всеми фейерверками и прибамбасами (а в литературном плане и киберпанк-1982 куда как бледен на фоне Бестера, Желязны, Дилейни). После чего появляется ПРАСАБАЧКА, и рассказу конец. Любителям твердой НФ свое, любителям слезовыжималки — свое. «Белый Бим Гибсоново Ухо»; набор безотказных клише — и ничего хорошего.
FixedGrin, 10 марта 2012 г.
Кому интересно — тезисы статьи в УФН о принципах действия гафниевой бомбочки, примененной котом и псом для атаки на некрополь: http://ufn.ru/ufn05/ufn05_5/Russian/r055g.pdf
Гафниевая бомба — отнюдь не обычное ядерное оружие, Райяниеми даже в этом предельно аккуратен и оригинален.
Futuris, 5 января 2014 г.
Весёлая и трогательная история о верных друзьях человека: котике и собачке... с зашкаливающим употреблением слов нано-, квантовый и фрактальный. Но по сюжету так надо.
P.S. Кот в квантовом экзоскелете с алмазными когтями потряс меня и я не смог поставить меньший бал.
vfvfhm, 15 мая 2019 г.
Послание из будущего, взгляд в Грядущие перспективы, самая мякотка научной фантастики — вот что такое этот рассказ. Очередная панорама Постсингулярности от Райанием, данная с точки зрения собаки, в мире, где, похоже, только животные остались носителями человечности.
В слоях великолепного рассказа есть не только аллюзии к Пиноккио, он вообще пропитан атмосферой американской мультипликации и рефлексии о ней. Потому что при чтении меня не оставляла мысль — а не держал ли хулиганистый Ханну, сочиняя свою историю, закадровый текст Рассказчика из фильма Бойцовский клуб: «Когда верный пес и смелый кот, говорящие голосами кинозвезд, поют песню, что видим на экране мы? Крепкий, вставший...» ну и тд))
Рассказ написан более гладко и ясно, чем Деус экс Хомини. И как можно было не понять, что история эта не о мести, а о любви и верности близким? Ну, некоторым просто не дано. Остается только надеяться на развитие фармакологии для интеллекта.
Manowar76, 15 мая 2022 г.
Гениальный, судя по всему, учёный Синода Такеси живёт на буровой платформе. «Возвышает» кота и пса, создаёт свою копию.
Кот и пёс не просто становятся разумными, а получают кучу сверхспособностей: лазеры, крылья, наноброня, алмазные когти, руки, пушки, кислотные плевки, разъедающие бетон.
Создание копии личности запрещено законом, и хозяина приговаривают к долгому заключению. Даже не всего хозяина, а его голову.
Котейка и пёсель готовят миссию спасения.
Очень вычурно, и, как всегда у Райаниеми, с перебором фантастических идей! Их точно бы хватило на полноценный роман, но финн не скуп, и щедро шпигует ими небольшой рассказ. Молодец. Финал невнятный, но, вроде бы, у верных петов всё получилось.
А ещё рекомендую рецензию Владимира Пузия. Коллега много глубже проник в аллюзии и пасхалки рассказа.
9(ОТЛИЧНО)
Lilian, 31 июля 2020 г.
Ещё одно окошко в мир, созданный трилогией Квантового вора. А если судить по дате написания рассказа — предвосхищение идей этого мира.
Мир этот порой непонятен или фантасмагоричен, с зашкаливающим количеством понятий, которые подаются как должное, без объяснений. Мир, который постоянно удивляет, поражает яркостью красок и образов, а также технологиями, раздвигающими границы привычной реальности. Но что мне особенно нравится в авторе, так это его умение в подобных декорациях рассказать душевную, находящую эмоциональный отклик историю. В данном случае историю о любви и верности, и лишь самую малость — о мести. Да, от лица пса и кота, стремящихся вернуть своего хозяина. И средствами для этого станут музыка, бомбы и высокие технологии.
melnick, 8 января 2022 г.
Какое-то раздражающее с самого начала повествование. Навороченные до крайности домашние киберживотные на фоне самой обычной для нашего времени обстановки
выглядят как-то нелепо. Дальше какафония их переживаний и не в меру активных действий экспоненциально возрастает. При этом основная идея с автогенезом Хозяина
уже смотрится довольно невзрачно. Опять же в таком продвинутом будущем внезапно появляется какая-то кровища — зачем?
mputnik, 9 января 2019 г.
Мучаясь вопросом «читать — НЕ читать» крупный авторский текст «Квантовый вор», решил протестировать темную лошадку (для меня — темную) на более скромной форме. Результат — эээ... малоутешительный. Хотя — ежели честно — скепсис имел место быть и до начала эксперимента. Не верилось как-то в то, что «...горячие финские парни...» научились ваять динамичное умное фант — чтиво.
ИМХО, естественно, но глыбу Личности, способной-таки ваять оные тексты — не узрел. Жидковат бульончик, совсем жидковат. И я не про технику исполнения, тут — как раз все более-менее. Автору как раз оную «особую технику» в несомненные достоинства усиленно запихивают. А вот Идейный слой литТриады («Тема + Идея + Антураж») — вообще какой-то МЕЛКИЙ, на уровне восприятия подростка с нарушенной гормональной регуляцией. Чудо Разума, искусственно данное бездуховный твари, эксплуатируется исключительно в целях тупой мести. И это — Мастер? Да не смешите мои тапочки, как говаривал мой дядя Беня из Одессы. Это уровень дворовой джазбанды, а не симфонического оркестра. Где глубина, где изящество замысла, где нестандартность мышления?
Короче — пшик... пока. Попробую ещё раз