Дэниел Абрахам, Тай Френк «Падение Левиафана»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Вторжение «Чужих» | Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Девятый и финальный роман научно-фантастического цикла «Пространство». В нём Холдену и его товарищам предстоит столкнуться с той силой, которая когда-то уничтожила создателей врат.
Входит в:
— цикл «Пространство»
Награды и премии:
лауреат |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2022 // Научно-фантастический роман |
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2022 // Роман НФ |
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (3), цифровое (1)
- /перевод:
- Г. Соловьёва (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shvichkov, 17 января 2022 г.
«Пространству»/«Экспансии» всё-таки безумно повезло. В десятилетие, когда качественная космическая фантастика на ТВ, казалось бы, уже умерла и существует только в виде бездушных перезапусков старых-добрых франшиз (от самого слова уже становится плохо), этот крепкий, в своей книжной форме, середнячок попал к людям с удивительно прямыми рукам. Команда, которая делала сериал, в полной мере обладает умением на коленке и с минимальным бюджетом создавать максимально качественные эффекты. И даже средненький актерский состав и провисание многих сюжетных моментов первоисточника не смогли перевесить тот задор и энтузиазм, с которым художники, звукорежиссеры, композиторы, дизайнеры и аниматоры писали великолепный мир «Пространства».
Причем здесь ТВ-адаптация? Уверен, что подавляющее большинство читателей сначала услышали о сериале и только потом добрались до первоисточника. Сложно сказать, насколько популярной была бы книжная серия без такой яркой рекламы. Более того, я не уверен, что авторы бы закончили там, где они в итоге оказались, и что закончили бы вообще. Все теперь уже 9 частей цикла не существуют отдельно от сериала, и «Падение Левиафана» (или как там его у нас переведут) не является исключением. И по мере расширения аудитории, раскрутки «Пространства» в целом, товарищи Кори в итоге столкнулись с достаточно высокой планкой ожиданий от финала.
«Пожар Сиболы», при всей своей неоднозначности, только подразнил вопросами про создателей протомолекулы. Логично было ожидать ответов дальше, но в «Играх Немезиды» и «Пепле Вавилона» авторы почти забыли про «Строителей», отодвинув всё это ради спорных разборок внутри Солнечной системы. Средней интенсивности попытки наверстать научно-техническую базу насчёт главных вопросов мира «Пространства» в 7 и 8 книгах были, пожалуй, лучшей их частью, но объем, который товарищи Абрахам и Фрэнк должны были покрыть финальной частью, был колоссален. Закрывая «Гнев Тиамат», приходили мысли, что на весь «протомолекулярный» сюжет попросту не хватит времени. И вместо ответов на вопросы в «Падении Левиафана» окажется короткая программа.
Увы, так и вышло. Я пишу свой отзыв спустя полтора месяца после прочтения. Совсем не хотелось торопиться поделиться своим разочарованием. Время, всё-таки, всё расставляет на свои места, но в случае с «Падением Левиафана» ощущения от финала остались теми же, что и сразу после эпилога. Первый раз на моей памяти, при общей компетентности написанного, при его меланхоличном настроении, неизбежности случившегося, при отсутствии серьезных вопросов к логике... этот финал попросту не работает. Не работает лично для меня, конечно. Встречал и продолжаю встречать массу восторженных (или, как минимум, позитивных) отзывов и на русском, и на английском. Отчего и хочется вернуться к связи книжного цикла и ТВ-адаптации и аудитории.
Господа Абрахам и Фрэнк, как мне показалось, попросту захотели угодить всем. Не обидеть фанатов обилием смертей, не загрузить мозги читателя вдумчивым объяснением «Агрессоров» (те полтора предложения про то,
Но именно в этом, как мне показалось, и есть удручающая авторская бесчестность произошедшего в «Падении Левиафана». Вместо того чтобы написать финал, который бы проистекал из логики повествования (уверен, он был бы куда мрачнее), Кори написал(и) финал для фанатов. Для читателей и зрителей. Этакий, если позволите, «пространственный фансервис».
Совершенно не хочется углубляться в более детальные претензии, вроде персонажа полковника Танаки, или того, что
«Пространство» в целом и «Падение Левиафана» в частности это ни в коем случае не «плохая фантастика». Местами Абрахам и Фрэнк совершенно точно превзошли себя, но по большей части весь свой запал они потратили на первую трилогию. Более того, если у цикла и есть потенциал на повторное прочтение, я бы обозначил именно первые три книги как единственный материал, достойный возвращения. Перспективы, которые открывал собой финал «Врат Аббадона», были куда более захватывающими, чем последовавшее продолжение. В сухом остатке именно что книги останутся примечательным середнячком, средненько написанным, средненько и законченным. Зато с экранизацией, которой могут позавидовать все остальные.
Kavabanger, 10 ноября 2022 г.
Самая слабая часть цикла, но поставить низкую оценку рука не поднимается.
До финала все книги читались запоем, влёт, на этот раз пришлось сделать перерыв. Раздражали отношения Элви и Фаиза (ой, я сказала не подумав, он наверно обидится или не так поймет, но нет, он все правильно понял, я его не обидела, мы так давно вместе и так хорошо друг друга знаем, какой же он классный!), бесили сопли Джима (я уже не тот, я был тот, а теперь не тот, я думал все будет по прежнему, но ничего уже не будет по прежнему, мне надо собраться, но я уже не тот, хотя по прежнему очень люблю Наоми, она такая классная!), Алекса (я плохой отец, человек то хороший, а вот отец плохой, но сына люблю, хотя отец плохой, хотя не такой я и плохой отец, потому что сына то люблю, он такой классный!) и его сына (вообще не такой Алекс и плохой отец, он только думает что плохой отец, на самом деле не такой и плохой, надо ему об этом сказать, но он наверно не так поймет или обидится, а я вот точно хороший отец, я люблю жену и сына, они такие классные!). Линия Алекс/Сын/Внук вообще лишняя, это никуда не ведущий аппендикс.
Персонажи Дуарте и Трехо, по сути, слиты. И если исчезновение Дуарте в целом сюжетно объяснимо, то за Трехо обидно. Я бы с удовольствием почитал как старый вояка пытается справиться со свалившейся на него ношей, препятствуя распаду самой великой Империи в истории человечества.
Но главное разочарование, конечно, полковник Танака. Трехо, выписав ей допуск «омега», сделал ее вторым человеком в Империи — и очень было бы интересно узнать, за какие такие заслуги? Потому что мы то видим только неуравновешенную, крикливую и агрессивную бабищу. Она, конечно, много раз думает о себе, что она сильнее и умнее других, но, увы, этого не достаточно — так думает любая подвыпившая хабалка. И это главный антагонист, на котором должно все держаться.
Понравилась, пожалуй, только Наоми. Без самокопаний и страданий по утраченному и недополученному, в компании постаревших инфантилов женщина просто делает свое дело, и делает хорошо.
Сюжет же.. Ну, такое. Фентези в космическом антураже. Темные боги рвутся в нашу вселенную, нет от них спасенья, и только чистый сердцем сможет остановить силы зла. Где то я это уже читал.
При всем негативе книга, скорее, понравилась. Где то к середине действие разгоняется,
соплей становится поменьше, к финалу мы уже подходим бодрячком — и вот тут то можно было бы как-то побольше эмоций дать. Не в первом акте, где они только лишние, а теперь, когда мы прощаемся с героями длинной серии, которые были нам как родные. Не хватило катарсиса, историю будто обрубили. Вроде и закрыли все арки, но ощущение завершенности истории не появилось.
Штош. Имеем что имеем. Как ни крути, а это одна из лучших серий современной нф. Могло быть хуже, много хуже.
DiegoFreeman, 5 ноября 2022 г.
Итак, вот он, финал масштабного цикла про космос. Уже и сериал закончился, а книги все тянулись...
Финал, который оставляет двоякое о себе впечатление.
Думалось, что «окончательный конец», девятая по счету книга, будет таким же грандиозным, но вышло так, что распад Вольного Флота и смерть его лидера, Марко Инароса где-то на середине цикла выглядит внушительнее и обстоятельнее, напряженнее, чем, то, что представлено здесь — вымученное столкновение корабликов у одной станции.
Конечно, при этом решается судьба человечества — но, вновь, руками нескольких человек. Все тех же. Людей в возрасте, надо отметить, и потому действующих, как то и бывает часто, с куда меньшим задором, чем прежде.
С одной стороны, логично и закономерно развитие и окончание историй многих персонажей. Того же Холдена. При текущей ситуации, когда инопланетяне уже стучатся в двери и готовы ее вынести от нетерпения, Холден не мог поступить иначе. Он вновь спасает человечество так, как может, пусть способ и не самый надежный.
«Не можешь поступить разумно, поступи правильно», как сказано другими персонажами в другой вселенной. Вот это про Холдена.
С другой стороны, главный антагонист книги, полковник с подтекающей изрядно крышей, представлена назойливым слепнем, который никак не угомонится, даже когда ее пару раз прихлопнули. Все равно расправляет крылья и летает вокруг.
Начальник того полковника — усталый человек. И всю эту усталость он проносит через книгу, при любой возможности демонстрируя эту усталость и упуская любые попытки помирить одну человеческую цивилизацию с другой, даже перед лицом глобальной опасности от злобных инопланетян. Он просто раз за разом спускает с поводка того полковника и надеется, что подчиненная не станет никого убивать, а сделает, как надо. Но та не делает, а убивает всех, и все начинается по новой. Начальник усталый, начинает переговоры, выпускает полковника, все идет по одному месту и так далее. И так всю книгу.
Затем — глава человеческой империи, когда-то захотевший всех людей присоединить, теперь совсем перестал быть человеком и всю книгу представляет из себя стихию. Вот только зачем всю книгу описывать попытки поговорить с этой стихией? Со стороны это выглядит так, словно герои (да и злодеи тоже) пытаются разговорить ветер, убедить его дуть в нужную сторону, а не все время в лицо. А ветер тем временем делает свое дело, дует туда, куда ему надо. И хоть ты что делай. Но герои (и злодеи тоже) упертые, и все равно пытаются договориться.
Наконец — главные герои все время говорят. Обо всем. При любом удобном поводе. Вспоминают, как было раньше хорошо и как плохо сейчас. Просчитывают варианты заключения мирного договора с тем начальником, который устал. Отбиваются от слепня-полковника. Переживают момент, когда все идет не по плану. И затем — все по новой. Разговоры обо всем, метания и сомнения, тогда было хорошо, а сейчас — еще одна попытка договориться. Полковник-слепень...
Но, опять же вспоминая возможное оправдание всего этого: герои совсем старые, и им положено так себя вести, да и прочие не молоды, в том числе и слепень — полковник. У каждого свои закидоны возрастные. Плюс, на всех, буквально все человечество периодически действуют технологии инопланетян, не самым лучшим для слабенького человечьего мозга образом. Все это накладывается друг на друга и получается то, что получается. Мало ли — может, инопланетяне и впрямь такие неторопливые и унылые, и свое космических масштабов влияние распространили на человеческий вид. Не «человекам» судить, как надо себя вести.
Этим же — влиянием, можно объяснить и унылость тех персонажей, которые еще молоды. Дочь диктатора, ее собака, молодая семья — родственники Алекса, пилота с «Росинанта». И т.д.
В общем, цикл закончен. Все основные вопросы закрыты. КАК он закончен — отдельная тема, но, как говорится, «на вкус и цвет». Как минимум, жизнь Холдена завершилась самым оптимальным для этого персонажа образом, и то хорошо. С него же началась вся «движуха».
satten, 29 декабря 2021 г.
Авторы медленно, но верно поднимают градус накала страстей с каждой главой. В самом начале саги мы переживали за судьбу членов экипажа одного корабля, в середине — за судьбу Земли и солнечной системы, а в конце — за всё человечество, включая Лаконию. Читаешь, и думаешь, вот сейчас-то нам точно всё расскажут про врата, про их создателей, про их Апокалипсис. Финал близок, развязка не пугает своей неожиданностью, герои страдают по десятому кругу от душевных и физических травм, думаешь, «дайте уже что-то новое», и получаешь...
Все герои завершили свои сюжетные арки длиною в несколько романов, насчет них у меня не возникло вопросов. Боевые сцены, сражения в космосе — всё на уровне, оторваться в такие моменты невозможно. Проблема в том, что преданные поклонники ждали не этого от финального романа серии.
Концовка выглядит так, что авторы, как нынче принято, не устояли перед соблазном превратить франшизу в дойную корову. И нас как минимум ждёт еще один рассказ и одна игра. Но искать там разгадок всех тайн смысла особо нет.
M.Richter, 9 июля 2022 г.
От последней книги Пространства осталось неприятное ощущение. Масштабный цикл закончился какой-то фигней. Ничего нового про загадку инопланетной цивилизации мы не узнали. Выглядит это так:
1. Человечество столкнулось с инопланетными технологиями
2. Человечество несколько книг учится их использовать и усмирять
3. Достигает ОГРОМНЫХ успехов, строятся новые корабли, осваиваются тысячи новых миров, изучаются технологии бессмертия, создается и приживается эффективная галактическая империя
4. ...
_AVP_, 6 февраля 2022 г.
Финал серии оказался тем самым ударом на копейку перед замахом на рубль. Весь пар ушел в свисток, а нагнетаемая интрига и загадка вселенной всей эпопеи осталась без внимания.
но начнем с более банальных вещей. Персонажи. Многие стали картонными заменителями себя. Главный антагонист Алиана Танака — просто раздражающая агрессивная никчемность. Читать о ее секретах тайных неуставных похождениях неинтересно от слова совсем. Ровно как и о семейных переживаниях о сыне и внуке Алекса. Вечно усталый адмирал Трехо спамил всем голосовыми сообщениями. Дуарте из безумного диктатора стал сродни безумной стихией, а Тереза развлекала всю книгу своей собачкой. Но это еще не все.
Т.е. реальных причин ни у Дуарте с его роем, ни у Холдена, с его геноцидом колоний, не успевших стать самодостаточными не было.
Но зато у нас была одна баталия внутри зоны колец, существующая только для накала страстей, лишенная реальной мотивации, сюжетная броня у персонажей и пасхалки от старых героев.
В общем, такое чувство, что авторы к концу серии утратили не только запал. но и интерес к самой серии, выдав очень формальный и посредственный финал. А жаль.
VovaZ, 23 марта 2023 г.
Ну что же, финал, конечно, эпичный, но на мой вкус, слабоват для столь пафосного цикла. “Росинант” уж не тот…
И любимые герои постарели, как физически, так и морально. Драйв вязнет в массе комплексов, фобий и тяжёлых воспоминаний. Экранизация цикла, конечно, хороша, и лишь она и заставляет авторов вставлять в довольно-таки нудное и слезливое повествование, хоть немногие неожиданно яркие боевые сцены. Иначе было бы сложно дочитать, и ещё сложнее экранизировать.
Кроме вялого сценизма, сильно не хватает неожиданных поворотов сюжета. Всё предсказуемо и дряхловато, я сказал бы. Герои следуют на покой.
В целом, столь ожидаемый мной роман не слишком понравился, и прочёлся скорее по обязанности завершить цикл.
IsaacFayzmann, 30 марта 2022 г.
Мой отзыв полностью состоит из спойлеров, поэтому не обессудьте.
Смешно, но из всей серии книг именно эта вера в «добрый и мирный капитализм» является НАИБОЛЕЕ ФАНТАСТИЧНЫМ вымыслом, а вовсе не протомолекула/инопланетные римляне-готы/паравселенные и путешествия сквозь время и пространство....
Лейтмотивом финальной книги является ужас перед коллективным человеческим разумом, что символизирует страх авторов перед плановой экономикой основанной НЕ на личной прибыли индивидуалиста, а на приоритетной экономической потребностью всего общества.
Будучи подключенным к станции Джеймс Холден в финале понимает до какой степени человечество может развиться имея коллективные интересы в приоритете над индивидуальными (тем самым авторы признают превосходство плана над рынком), однако по сюжету он отвергает этот путь, предпочтя путь индивидуализма, потому что по мнению авторов индивидуализм больше присущ человеку чем кооперация.
И вот она мораль.
и это очень тухлая мораль. От того мне так погано было дочитывать серию.
А ведь так хорошо все начиналось — бездушные корпорации «Протогены» правят тремя мирами сталкивая их друг с другом в поисках власти и технологий...
Мне было плевать на арку сына Наоми....
Куда делись насущные проблемы войн, сегрегации, расизма и угнетения злобных корпораций первых пяти книг? Как вы завершили эти арки? Учреждением сраного Транспортного союза?
тьфу..
vpipski, 15 декабря 2021 г.
В целом достойное прощание с циклом и его героями. Уж точно лучше чем полет в шкафу в интерстелларе :) Хотя и много допущений, не очень дружащих с логикой. Последние книги цикла куда менее «твердые» по сравнению с первыми. И все же благодарен авторам за «Пространство». Надеюсь они выпустят еще пару рассказов, проясняющих некоторые моменты. Например о будущем Холдена, Солнечной системы, Лаконии, Ньюэстада.
читатаю_НФ, 2 апреля 2023 г.
Прощаюсь с героями эпопеи-моими ровесниками. Светлая печаль. Могу точно сказать для кого эта книга-для взрослых людей, для тех, у кого воспоминаний больше, чем планов. Для тех, кто из детства, в послевоенной половине 20 века, сегодня может делать выводы и подводить итоги. Эта книга для тех, кто знает гораздо больше, чем прихватил из школьной программы, для тех, кто сегодня жадно вычитывает, выслушивает сообщения о научных открытиях, пытаясь найти в таких книгах, как эти девять, намеки на скрываемое, но обязательное в будущей жизни на этой планете. Это мое личное мнение: две последние книги похожи на признание ошибок уходящих поколений и нашего общего бессилия. Я не почувствовала животворящего оптимизма, не увидела ни одного намека, что юные понимают и готовы к борьбе за жизнь. ))))между прочим, еще и почитала предыдущие отзывы читателей)))) видимо, крайне плохо информированных молодых людей.
В книге спрессованы проблемы теологии, философии, психологии (в настоящем смысле), социологии. А биология, физика, химия и проч. — трудно разделимы на отдельные специализации и как-будто идеи взяты из современных научных работ. Очень качественно психологически выписаны взрослые, ключевые, герои -когда рефлексии и вера, никогда не упрощаются банальностями (уточняю, как читатель «золотой» литературы). С первых двух книг десятилетней давности видно как менялись сами авторы, их отношение к сегодняшнему миру и будущему, как ушли из текстов или остались неизменны мелкие детали быта и технологий, зато ужас неизвестности будущего-древняя травма человечества, описан вольно и просто. Книгу не рекомендую школьникам, любителям фэнтези и сериалов. ))))
Yarowind, 23 марта 2023 г.
Ну вот и все, сериал из 9 книг завершен. Начиналось все просто отлично, первые книги шли влет, потом темп снизился и уровень так уже до начального не поднялся. Закончилось тоже все довольно средне, не получилось какого-то прорыва и откровения. Да и тяжело это было, наверное, поддерживать уровень столько частей подряд. Все же попытки авторов растянуть сериалы, коммерции ради, чаще всего на пользу не идут.
Маг стихий, 25 мая 2024 г.
Как многие тут писали, первый три книги отличные.
Потом... вероятно, авторы захотели тянуть деньги от цикла, а интерес к героям пропал...
Кино — то же самое, причем в кино можно подозревать, что причина — первые 3 сезона снимала одна команда, вторые 3 сезона — другая, причем другая вместо НФ сделала уклон в мылодраму, фу, фу, фу.
Но книги-то писали те же авторы...
Е.Н., 8 января 2023 г.
Убого. И писать ничего не хочется, настолько к финалу выхолощены герои, их взаимосвязи, интрига с протомолекулой. Ни шикарных диалогов из первых книг (или я путаю с сериалом, где первые три сезона были просто усыпаны остроумными репликами), ни шикарных героев (покойся с миром, детектив Миллер), ни интересных столкновений характеров и мировоззрений, на которых просто зиждился сериал (Танака — это двумя словами:«Фи, гадость!»). А что касается заварушки с протомолекулой: лучше я перечитаю «Сами боги» Азимова.
vorchun13, 9 августа 2022 г.
Финальная книга приятно удивила, в том смысле, что завершить такую эпическую серию очень не просто. Особенно в жанре фантастики, в наше время. Последнее время, то тут то там, просматривается посыл, победивший дракона, сам становится драконом. Как стало ясно из данной книги, драконы бывают разные)) Не стану спойлерить, советую прочитать. А в противовес негативным отзывам скажу лишь, что если следовать правилу, всё познаётся в сравнении, то книга очень даже не плоха, да может не так цепляет как первые, когда не знали куда и как приведет открытие протомолекулы, но основную свою мысль, о слабостях и сильных сторонах человечества авторы удержали на уровне.
almazx, 13 июля 2022 г.
Достойный финал для саги.
О концовке:
То, что авторы не раскрывают всех тайн перед читателем считаю правильным решением, т.к. замыслы иной цивилизации раскрываются по косвенным данным, получаемым учёными и командой Холдена. Хотя это может вызвать легкое недоумение после прочтения, из-за того, что авторы не потрудились всё разжевать для читателя.
А для тех, кто хотел бы подробнее узнать о планах создателей протомолекулы, могут поискать на Реддите в r/TheExpanse «Roman «Master Plan» theory» — теорию, частично подтверждённую авторами, о планах и предназначений протомолекулы.