fantlab ru

М. Ф. Шил «Пурпурное облако»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Пурпурное облако

The Purple Cloud

Роман, год; цикл «future history trilogy»

Аннотация:

Адам Джеффсон первый человек достигнувший Северного Полюса. Вернувшись из своей экспедиции он видит что вся жизнь на планете уничтожена ядовитым газом. Теперь он «властелин мира», к его услугам тела мертвых наложниц, наркотики и горящие города-фейерверки.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые роман был опубликован в виде сериала в шести номерах «The Royal Magazine», январь — июнь 1901.


Входит в:

— журнал «Famous Fantastic Mysteries June 1949», 1949 г.

— сборник «The Works of M.P. Shiel, Volume I: Writings», 1979 г.

— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.

— сборник «The House of Sounds and Others», 2005 г.


Экранизации:

«Мир, плоть и дьявол» / «The World, the Flesh and the Devil» 1959, США, реж: Рэналд Макдугалл



Похожие произведения:

 

 



Периодика:

Famous Fantastic Mysteries June 1949
1949 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Пурпурное облако
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Purple Cloud
1901 г.
(английский)
The Purple Cloud
1946 г.
(английский)
The Purple Cloud
1963 г.
(английский)
La nube purpurea
1967 г.
(французский)
La nube purpurea
1975 г.
(итальянский)
The Works of M.P. Shiel, Volume I: Writings
1979 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1988 г.
(английский)
The House of Sounds and Others
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мы находились в десяти милях от полюса.(...).Скользя между метеоритами, я прошёл ещё сорок, может быть, – шестьдесят, а может и восемьдесят шагов, и теперь, к своему внезапному ужасу, стоял рядом с чётко очерченным круглым озером. Я простоял там не больше минуты, покачиваясь, после чего упал в обморок ...».

Да, так и есть, это «Багровое облако» М.Ф. Шиля. (Захватывающая цитата выше, равно как и последующая чуть далее — из существующего микротиражного русскоязычного издания данной книги)... Вот казалось бы, к 1900-му году прошло уже более полувека со времени пропавшей в Арктике экспедиции Джона Франклина, и пик интереса к открытию Северного полюса, наверное, должен был несколько ослабеть. На рубеже XIX и XX веков у беллетристов в моде были, скорее, походы в моря южные (вспомнить, хотя бы, «Ледяной сфинкс» Верна, вышедший немногим ранее, в 1897-м году). Ан нет, бывает же, герой настоящего романа Адам Джеффсон на восемь лет опережает первого официального «открывателя» Северного полюса Роберта Пири... Правда, описываемые здесь приключения содержат определенную червоточину — далеко не всё в пятнадцатимесячном путешествии команды «Борея» развивается в русле, привычном глазу любителей старинных книг о мореплаваниях...

Что касается медианной части произведения, то она, конечно, впечатляет масштабированием и протяжённостью — «мёртвая» Робинзонада с поистине «царским» размахом.

«Перед домом был сад, спускавшийся к морю, окружённый архитектурной приморской стеной; я прожил в этом месте три недели. Это был дом поэта Мейчена – я очень хорошо запомнил это имя; он был женат на очень красивой юной девушке лет восемнадцати, несомненно, испанке, которая лежала на кровати в большой, ярко освещённой спальне.(...) Это звучит странно, но поэт умер не вместе с ними; он сидел за столом в гостиной позади спальни в длинном свободном шёлковом сером пиджаке – и писал стихотворение! – писал яростно и быстро...».

К сожалению, здесь не уйти от вынужденных сравнений — из более ближних к нашему году аналогов вспомнилось «Противостояние» и, надо же, открыв известный ресурс, можно узреть цитату автора «Противостояния», утверждающего, что «Фиолетовое Облако» якобы являлось для него «одним из источников вдохновения».

Итого: перенасыщенный экзистенциальными обертонами текст, рассчитанный, несомненно, на читателя стойкого, закалённого и терпеливого.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пурпурное облако» — в моем читательском опыте первое произведение, в котором раскрывается интересная и экстравагантная тема одного-единственного человека на Земле [замечу, кстати, что об этом следует подумать всем, кто любит сетовать на одиночество, весьма примитивно представляя себе смысл этого слова]. Не на каком-то маленьком острове, а на всей нашей огромной планете.

Завершив чтение, я испытал весьма разноречивые чувства. Скажу прямо, роман изобилует поводами для моей критики. И в то же время — он удивительно увлекателен и, самое главное, на большей части действия создавал сильное притяжение для моих мыслей. Сформулирую это так: мыслями я почти непрерывно был в сюжете, рядом с главным героем — а это большое достижение для книги. Интересно то, что многие аспекты романа, которые являются недостатками, в то же время содержат зерна достоинств.

В романе довольно невнятное, затянутое и пространное начало, в рамках которого главный герой сначала сопротивляется попыткам вовлечь его в экспедицию на Северный полюс, но потом все же принимает в ней участие — и все это сопровождается сомнениями, конфликтами и смертями (в том числе, между прочим, от его собственной руки). Нужно ли все это было в произведении — не берусь судить. Но хочу подчеркнуть, что эта часть оканчивается завораживающим описанием Северного полюса (чистая фантазия Шила), которое создает картину таинственную, с намеком даже на мистику (т.е. сверхъестественное). Однако, к сожалению, этот намек на мистику в дальнейшем не получил никакого развития.

Следующая часть — одиночество главного героя. Это лучшая часть романа, создающая неизгладимый психологический эффект. В том числе посредством частого (даже назойливого) акцентирования на множестве мертвых тел — это фактически основной элемент пейзажа. Здесь мне показалось странным и весьма сомнительным то обстоятельство, что главный герой осуществляет грандиозную деятельность (демонстрируя, к слову, завидные умения в очень многих сферах деятельности). С одной стороны, понятно, что Шил хотел показать двойственность его натуры, которая выразилась в форме разрушений и строительств. Но такая бурная энергия (в духе Робинзона Крузо и героев Жюля Верна) главного персонажа «Пурпурного облака» выглядит неорганично, неестественно. Возможно, кто-то сочтет это оправданным сюжетной необходимостью, но я в этом не уверен.

Зато здесь много примечательных фраз, выражающих мысли и эмоции главного героя; среди них есть поистине бриллианты экспрессивной словесности, один из которых я приведу: «И когда я увидел это, я отчетливо понял, в первый раз: то безбрежное отчаяние, которое я испытывал в отсутствие людей, — оно превыше звезд и глубже ада, и я снова почувствовал на себе пустой взгляд Нирваны и безумие Ничто, когда Время поглощается Вечностью, а все живущее, как капля воды, рассеивается в бездонной пустоте космоса и исчезает».

Третья часть (которую я не буду раскрывать) показалась мне наиболее слабой. Она, на мой взгляд, рвет смысловую и эмоционально-психологическую ткань романа; к тому же не лишена никчемных рассуждений религиозно-философского характера (они время от времени встречаются на протяжении всего романа, но именно в последней части слишком явно выпячиваются, да еще в сторону неприятного мне богословского дидактизма).

Как бы то ни было, «Пурпурное облако» наверняка будет интересно любителям weird fiction, и столь же наверняка оставит по прочтении след в душе и вызовет много размышлений.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой атмосферный роман, хотя фантлабовская аннотация и обещала более экстремальное чтиво. Из неё можно было сделать ошибочный вывод, что книга повествует о том, как по опустевшей планете победоносно шествует наркоман-некрофил, но знакомый мне сразу сказал, что аннотация написана чересчур гипертрофированно. На деле же роман намного сдержаннее и почти не касается темы «наркотиков и мёртвых наложниц». Главный герой, от чьего лица ведётся повествование — какой-то невротик, которым в начале книги всячески помыкала злобная невеста и который всю жизнь слышал в голове противоборствующие голоса (один голос склонял его к добрым поступкам, а второй — к злым). Когда он остался один на всей планете, его психику стали разрывать разнополярные убеждения и стремления (деструктивное и созидательное), и в итоге он то сжигает целые города, то строит дворец. В общем, для короткого описания данного романа подошёл бы термин «невротико-романтический постапокалипсис», пожалуй. Поставил бы книге 10, но в связи с чуть затянутой третьей четвертью поставлю 9.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх