fantlab ru

Василий Головачёв «Спящий джинн»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
791
Моя оценка:
-

подробнее

Спящий джинн

Другие названия: Демон; Непроханi гостi

Повесть, год; цикл «Не будите спящих джиннов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

По всей Земле начинают происходить необъяснимые катастрофы: извержения потухших вулканов, аварии на абсолютно безопасных производствах, и т.п. Вскоре выясняется, что очнулся от миллионолетней «спячки» инопланетный инструмент, «забытый» некогда на Луне. Мало того, за этим инструментом на Землю прибывают две конкурирующие силы: «хозяева» и «старьевщики».

© golovachev.ru

Входит в:

— условный цикл «Расширенная вселенная УАСС»  >  цикл «Не будите спящих джиннов»

— условный цикл «УАСС»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 210

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3000 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Спящий джинн
1988 г.
Избранные произведения. Том 1
1992 г.
Демон
1996 г.
Демон
1996 г.
Особый контроль
1998 г.
Спящий джинн
1998 г.
Хроновыверт
1998 г.
Кладбище джиннов
2000 г.
Кладбище джиннов
2002 г.
Кладбище джиннов
2002 г.
Не будите спящих джиннов
2003 г.
Пробуждение джинна
2006 г.
Спящий джинн. Кладбище джиннов
2008 г.
Все о джиннах
2009 г.
Сага о джиннах: Спящий джинн. Кладбище джиннов. Война с джиннами
2013 г.
Непредвиденные встречи
2016 г.
Реквием машине времени
2018 г.
Пробуждение джинна. Том первый
2019 г.

Периодика:

Поиск. Роман-газета для подростков и юношества №4, 1988 год
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Непрохані гості
1987 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман был первым прочитанным мною произведением Василия Головачёва. Читал я его впервые лет 15 назад. С той поры мною были прочитаны ещё несколько книг автора, но «Спящий джин», по — моему, — шедевр!

P.S. Очень интересно было бы посмотреть экранизацию романа в голливудском исполнении.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу перечитал раз 5. Наряду с «Чёрным человеком» «Джинна» считаю лучшей книгой Головачёва и одним из лучших произведений мировой фантастики.

Очень понравилось нарисованное автором будущее. Оно не безоблачное, но современные глобальные проблемы там успешно решены, и люди, объединив усилия, решают «взрослые» задачи, не тратя времени на войны и распри. Люди будущего занимаются «уборкой» за предками (т. е. нами), как родители за несмышлёными детьми. Книга написана в СССР, но при этом автор не говорит, мол, гляньте на коммунизм. Но общество, описанное в книге, больше напоминает коммунистическое (таковым не являясь), чем нынешний капитализм. Очень хотелось бы ТАМ пожить...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мой первый фантастический роман, который развеял унылое отсутствие креатива у фантастов. Были времена, нравились Гаррисон и Хайнлайн, Шекли и Азимов. Но потом их фантастика разочаровала. По мере взросления стало понятно, что увы, новых Уэлса и Верна не будет. Проблемы современности, перенесенные тупо в «космос» на «планеты». Никакой научности и прогностики. В общем никакой фантастики. И ТУТ ГОЛОВАЧЕВ и его «Спящий Джин». А-а-а-а-а!!!! Автор отказался от канонов успеха — писать, рассчитывая на самых тупых читателей. И написал. И смог. И победил. И потом было много всего — и везде креатив, везде научная фантастика, прогностика. Пока автор не погиб для меня, начав писать всякую чушь в стиле фентези. Увы, его катарсиссы — не что иное как чтиво для нацистов. Но для меня Головочев всегда будет автором настоящей НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая серия про Джиннов, мне вообще понравились почти все романы Головачёва. У него свой узнаваемый стиль, есть некоторая повторяемость, это понятно, написав более 40 романов, трудно всё время выдумывать новое. Да, романы обрываются на самом интересном месте, концовка получается как будто скомканной, но это его стиль. Кому не нравится читайте других. Из более чем 300 книг научной фантастики я прочитал этого автора 45 книг и буду читать ещё, потому что другие авторы, увы, не дотягивают и до позднего Головачёва.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хо! Вижу здесь изображение книги,которую году эдак в 88-м и читал. И знаете,что скажу? Именно эта книга у автора мне нравится больше всего. Ну, вместе с «Посланником». Я что-то с ходу не вспомню, есть ли ещё у автора произведения, где действие развивается от первого лица. Этот роман — живой какой-то, человечный. Я его перечитывал уже, наверное, два десятка раз. Интересно. Жаль,чем дальше, тем сложнее у Головачева отличить книги одну от другой. Будто они все под копирку написаны, только герои меняются. Но вот если кто эту книгу случайно не читал, то прочесть рекомендую. При этом более поздние книги серии читать не обязательно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал «Спящего джинна» еще в сборнике 88-го года. Скажу сразу: из всего, что я прочитал Головачева, запомнился только он, причем именно в старом, «канонічном» варианте. Более поздняя версия повести, причесанная под современные реалии и подогнанная к дальнейшей серии откровенно разочаровала. Какая-то подкупающая оптимистическая наивность из нее исчезла. Про продолжения даже молчу — хлам полнейший.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика СССР почти что в чистом классическом виде. Бесконечный позитив. Все люди братья, каждый красив и суперменист, все народы стали едины, свободно перемещаются по всем континентам. Оружие в музеях. Проблемы какие и есть — либо наследство прошлого, либо стихийные бедствия, либо пакости инопланетян, но и эти проблемы решаются грамотными специалистами, готовыми на любое самопожертвование ради общего блага.

И всё это с хорошей динамикой, классическим стилем Головачёва.

Замечания два. Объективное — фактически открытый финал, не перевариваю такое. И субъективное — ведение повествования от лица разных лиц, но это уже нюансы моего вкуса, а не проблема автора.

Перечитал с тем же удовольствием, что и в первый раз много-много лет назад.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чуть ли не единственная вещь, которая мне нравиться у Головачева. Тогда, 26 лет назад, она действительно выделялась на общем фоне. С тех пор, правда, не перечитывал, но хорошее отношение в этому произведению сохранилось.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих первых прочитанных книг Головачева. Хорошо, что такой «джинн» существует пока только на бумаге, а то военные быстро бы нашли ему применение :smile:

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, времена «раннего» творчества автора закончились с наступлением так называемого «рынка». Как удивительно было наблюдать за «развитием» творчества автора (которое закончилось для меня романом «Посланник» — «ниасилил» больше ста страниц, к сожалению): ни малейшего изменения в стилистике, в характерах главных героев, да и в общем построении схемы произведений... Чем дальше, тем однообразнее, скучнее и тоскливее... Вялые попытки прорисовать характеры героев (положительные — ну насквозь все такие положительные; отрицательные — ну насквозь отрицательные,.. без проблесков); не менее вялые попытки обозначить какие-то отношения (в том числе и любовные) между героями... И все таки, ранние повести и романы подкупают своей «технологичностью», авантюрностью, размахом фантазии — эти достоинства маскируют и компенсируют недостатки сюжета . Но чем позднее, тем всё ярче проступают оные недостатки и тем незаметнее становятся достоинства. В какой-то момент автор скатился почти на уровень «петуховщины»...

Не могу не отметить — автор старается быть в курсе текущих событий физики и космологии (струны, мембраны, параллельные вселенные, домены и т. п.), но эти знания через чур поверхностны и слишком часто используются невпопад или неправильно. Почему бы не потратить несколько часов хотя бы на научно-популярный сериал «Вселенная» канала History?

Еще один неприятный момент лично для меня — автор не удосуживается помнить/перечитывать свои же собственные произведения. Привычка выстраивать сколько-нибудь связную хронологию в едином цикле произведений (общие герои, события, технологии в конце концов) разваливается уже на четвертом-пятом романе автора. Такая нелогичность и непоследовательность действует отталкивающе...

А в целом, резюмирую: такую бы фантазию да в мирных целях...

Отпишу отзыв на одну повесть — самую первую из прочитанных мной и не буду тратить свое время на все остальные произведения автора. Не хочется :(

«Спящий джинн», «Великан на дороге», «Реликт» и еще несколько романов и повестей составляют «золотой век» автора, который безвозвратно минул, раздавленный многотонной стопой «конъюнктурщины».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По всей Земле прокатывается целая волна инцидентов, оставляющих после себя весьма странные ажурные конструкции, чем-то напоминающие огромные и непонятные скульптуры. Разрушительная сила этих локальных катастроф растет день ото дня, из-за чего в работу включаются всепланетные службы УАСС и СЭКОН. Им удается определить, что все беды начались сразу после того, как группа из девяти человек занялась ликвидацией склада НАТО с биологическим и бактериологическим оружием. Но само оружие тут вовсе ни при чем: судя по всему, в процессе такой вот «зачистки» сотрудники «Аида» случайно выпустили на свободу весьма могущественное существо, которое тут же окрестили Демоном Аида...

Пусть вас не смущает то, что в названии повести фигурирует иной термин (джинн): точного названия для выпущенной на волю силы не знает никто — сознание человека просто подобрало для нее наиболее подходящий термин. Оба этих существа сходны во многом: хотя бы в том, что очень могущественны, но при этом могут и подчиниться сильному разуму, исполняя его волю. Тот, кто, подобно Алладину из древней сказки, сможет получить над ними власть, станет могущественней самого Бога. Немудрено, что в борьбе за обладание Демоном столкнулось сразу три различные силы. И люди сразу поняли, что оказались между молотом и наковальней, — в первую очередь, потому, что не понимали сути феномена, а две другие стороны мешали друг другу ей воспользоваться. В итоге возникла патовая ситуация: люди не могли ничего сделать, а чужие не хотели уступать. Если бы кто-то из них ошибся, под угрозой оказалась бы, ни много — ни мало, вся Галактика!

Да уж, заварил автор такую крутую кашу, что не смог вместить ее в одно-единственное произведение. Всего в цикле про Джинна насчитывается уже 7 продолжений! Впрочем, самое интересное и захватывающее из них — первое, то, о котором идет речь в этом отзыве. Все «продолжения» добавляют к истории мало что нового и фактически эксплуатируют одну и ту же идею: попытку «подобрать ключи» к весьма своевольному феномену, найти его «корни» или аналоги. И только в «Спящем джинне» сохраняется определенная интрига: читатель еще не знает, с чем столкнулись люди Земли, и потому вместе с автором повести буквально источает из себя целый «букет» разнообразных вариантов-разгадок. Тем более, что проявления Демона в нашем мире весьма впечатляют своей фантастичностью и неземной красотой. Правда, потуги земных служб не вызывают такой же реакции, хотя автор и пытается немного приукрасить их. Потому что уровень их соответствия слишком сильно отличается — и явно не в пользу земных представителей. Оставляя в стороне традиционные для Головачёва недостатки (непомерную крутость сотрудников УАСС, а также разнообразные «рояли», которые я бы назвал даже «квантами везения»), всё же приходится признать, что сюжет повести может по-настоящему увлечь истинного ценителя фантастики. Так что ознакомиться с началом цикла определенно стоит. А вот стоит ли читать продолжения — каждый должен решить сам после прочтения «Кладбища джиннов». Мне лично оно не понравилось, и я сразу же продал прочитанную книгу, отказавшись от дальнейшего знакомства с циклом.

Из недостатков сюжета я отмечу только один, зато весьма показательный. Описывая похождения героев своей повести, автор хотел произвести на читателя весьма благоприятное впечатление своей начитанностью. Так в произведении появились самые разнообразные виды транспорта — таймфаги (фактически — телепорты) и космический лифт, концепцию которого впервые предложил в 1967 году советский инженер Юрий Арцутанов. Только вот писатель не учел одного маленького, но существенного факта: с точки зрения оптимизации по энергетике, космический лифт нужно размещать на экваторе, где угловая скорость от вращения планеты будет наибольшей. В повести же «Спящей джинн» такой лифт неожиданно появляется на острове Сааремаа в Балтийском море, где широта составляет около 58 градусов! Но это означает, что трос лифта будет наклонен к земной поверхности под тем же самым углом (для этого достаточно вспомнить известную по школьной программе теорему о соответственных углах при пересечении двух параллельных прямых третьей). Мало того, что КПД такого устройства сразу же снизится почти наполовину, так вдобавок возникнут технические сложности, связанные со свободным перемещением грузов. Об этом автор явно не подумал — наверное, не читал знаменитый роман Артура Кларка «Фонтаны рая», где подобная технология была подробно и точно расписана. Как говорится, не мни себя слишком умным, а не то рискуешь запутаться в собственных суждениях...

----------

РЕЗЮМЕ: история о том, как спасательные службы Земли пытались ликвидировать весьма разрушительный феномен, вырвавшийся на свободу из тайной лаборатории НАТО в Колорадо. Поистине большим счастьем для людей оказалось то, что к концу повести Джинн так и не проснулся...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я читал эту книгу в 80-х годах прошлого столетия, и знаете, не зацепило, вероятно мал был я для понимания морали и принципов построения цивилизации, ибо было мне тогда лет 12, и вот по прошествии 20 лет взялся опять за Головачева, и что интересно, книга уже интересна, интересен мир (разве что светлое царство социализма немного напрягает, хотя по мнению многих социализм, это есть вершина политического мироустройства), интересны герои, но... как и везде присутсвует ложка дегтя, а именно...

1) скомканный конец, не понятно чем же закончилась эпопея с Демоном

2) много незакрытых сюжетных линий

3) немного завышенна человечность ГГ (но с этим можно мирится, если учесть в какую эпоху писалось данное произведение).

Я конечно понимаю, что автор в дальнейших произведениях цикла вернется (возможно) и ответит на все поставленные ( в этой книги) вопросы, но.... это сколькоже пришлось ждать...

PS прочтем дальнейшие книги увилим:glasses:

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

XXIII век. Светлое коммунистическое будущее. Все человечество объединено и живет без конфликтов и оружия. Естественно, наследие воинственных предков никуда не исчезло, и существует целое Управление аварийно-спасательной службы (УАСС), которое отыскивает склады оружия и боеприпасов, отдельные единицы оружия, секретные лаборатории, даже космические ракеты, наполненные смертоносными объектами, и устраняет все это. Во время обследования очередной секретной лаборатории происходит странный инцидент, в результате которого все чистильщики, кроме одного, оказываются мертвы. А на месте инцидента, помимо трупов, появляется громадная стальная многоножка, плюс флора вокруг деморфирована самым невообразимым образом. Затем многоножка исчезает, а загадка остается. Дело усугубляется, когда подобные случаи начинают происходить по всему миру, причем сценарий примерно одинаков везде. Какого же джинна люди выпустили из бутылки?

Знакомьтесь, главные герои этой истории:

• Игнат Ромашин, сотрудник отдела безопасности УАСС, суровый мужик, неравнодушный к пирожным и к Дениз, симпатичной дочурке друзей семьи.

• Витольд Сосновский, стажер отдела безопасности УАСС. За могучую комплекцию прозван Игнатом Варягом. Брат Дениз. Скромен, пылок, эмоционален.

• Люция Чикобава, военный историк. Роскошнейшая женщина, осознающая это. Мужики штабелями перед ней ложатся, но она смотрит только на Игната.

• Ян Лапарра, руководитель отдела безопасности УАСС. Умен, уравновешен, компетентен.

Есть еще пара персонажей, от лица которых написана глава-другая, но это не важно. Потому что, несмотря на перечисленные особенности, в произведении герои друг от друга неотличимы. И стажер, и роскошная женщина, и суровый мужик мыслят одинаково. Их можно отличить друг от друга только по именам и все. Никто из них не саркастичен, никто не обладает угрюмым нравом или чувством юмора, или любой другой отличительной чертой. И это серьезный минус для меня. Жаль, что он не единственный.

У повести беда с языком. Он какой-то избыточный. Приведу пример: «Я прикинул в себе степень несоответствия желаний и возможностей для дальнейших плодотворных размышлений, как вдруг почувствовал на себе чей–то мгновенный взгляд. Ощущение тут же прошло, но я уже знал, что в кабинете я не один. Кто–то абсолютно бесшумно вошел в комнату и остановился у двери, настороженный и опасный, как боль в сердце.» Прибавьте к этому еще и странные действия героев, типа «гортанного крика» и прыжка «через всю комнату, которая составляет шесть метров». Видимо, люди будущего мыслят очень нетривиально, а их действия не подчиняются законам физики и логики.

В произведении есть девять вставок так называемой «Информации к расследованию», каждая из которых представляет собой описание одного инцидента. Каждая вставка занимает примерно полторы страницы, и каждую ситуацию главные герои позже обсуждают, либо пересказывают в двух словах. Вопрос: Зачем вообще нужны такие подглавки? Сама их идея неплоха, нам позволяют своими глазами увидеть каждую катастрофу и т.д., но различия между инцидентами незначительны. Зачем мне читать девять вариаций одного и того же события, которые к тому же еще и пересказываются в самой повести? Да и вообще всю первую половину произведения можно существенно сократить без потери смысла.

Единственное, что заставило меня дочитать до конца, — это идеи повести. Сюжет здесь действительно интересен и интригующ. Правда, финал получился скомканным и обрезанным, большинство линий остались незавершенными, будто бы автор хотел, чтоб читатель все додумал самостоятельно. Вот только додумывать надо слишком много и без продолжения повесть выглядит неполноценной. Жаль, что из-за перечисленных выше минусов особого удовольствия от чтения я не получил.

Рекомендую не особо притязательным любителям твердой НФ.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, очевидно, что сколько-нибудь выдающимся литературным мастерством Головачев не обладал даже в раннем периоде своего творчества, когда писал лучшие книги.

То, что он пишет — это не живой текст, это просто набор синтаксических кострукций, и от этого довольно обидно, ведь потенциал у того же «Спящего джинна» огромный, и если бы за такой проект взялся, к примеру, Станислав Лем или Азимов, уверен — мы бы получили шедевр мировой фантастики, а не просто неплохой роман с большими претензиями.

Эпичность событий, происходящих у Головачева, потрясает. И это при том, что действие романа охватыввает отнюдь не космические масштабы, ограничиваясь Землей, да изредка упомиаемой в тексте Луной.

Даже в таких ограниченых пределах автору удается показать, насколько мал человек перед тайнами Космоса, насколько непостижим и эпичен инопланетный разум, и насколько загадочны те загадки, которые он подчас задает. Когда я читал про гигантские фигуры, которые строит Джинн, про реки, текущие в гору, про огромное дерево, по веткам которого можно идти парралельно Земле, потому что центр тяжести у него принципиально иной, подстраивающийся под того, кто идет — у меня аж дух захватывало. К сожалению, во многом этот интерес разбивается о сухие, совершенно скучные фразы, которым написан текст и, дочитав роман до конца, я не столько насытился им, сколько расстроился от того, какой прекрансый роман так и не прочитал.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпичность событий, происходящих у Головачева, потрясает. Еще больше потрясает, что эти события на всей земле как ни в чем не бывало, не спеша (это более половины книги), «расследуют» два молодых и не имеющих особого опыта сотрудника, один из которых еще и стажер. Это при том что гибнут люди, происходят покушения на сотрудников, а эти идиоты и дальше как ни в чем не бывало разъезжают посмотреть да послушать рассказов очевидцев, «собрать фольклор», хотя уже со второго события ясно, что события эти одного порядка и надо срочно объявлять ЧП мирового уровня со всеми вытекающими последствиями.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх