Кир Булычев «Город без памяти»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Земляне возвращают атлантов на их планету и сами исчезают. Связь с кораблем внезапно прервана и восстановить ее не удается. Алиса с друзьями на «Гай-до» отправляется, чтобы решить эту загадку.
Повесть «Город без памяти» (журнальный вариант) впервые опубликована в ж.«Пионерия» (Киев) №№9-12 за 1988 г. №№1-6 за 1989 г.
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 188
Активный словарный запас: очень низкий (2391 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Цинник, 18 апреля 2007 г.
Определить лучшее произведение цикла сложно. Кто то назовёт «Путешествие Алисы», а кто то «Сто Лет Тому Вперёд». Лично для меня таким произведением являеться «Город Без Памяти». Кстати я думаю Булычёв хотел закончить цикл именно «Городом...» Недаром в начале повести Алиса задумываеться над темой взросления. А эпилог в котором Булычёв неожиданно говорит о Алисе-студентке, тогда в 1987 г. вполне мог стать последними словами сказанными «Мастером» про «девочку из будущего».
tolstyi1010, 22 мая 2018 г.
Прямое продолжение книги «Конец Атлантиды». Спасенные атланты летят на свою родную планету на корабле «Днепр». С ними также летят капитан Полосков, механик Зеленый и Тадеуш, муж Ирии Гай. Внезапно связь с кораблем прерывается по прибытии на Крину. И вот Алиса, Пашка и Ирия на кораблике Гай-до отправляются на Крину, чтобы выяснить, что же там случилось. Впереди их ждут приключения, опасности, тайны и встречи с новыми друзьями.
Крина прописана хорошо. Показано запустение, регресс цивилизации. Помники, вкушецы и поклоны все на своих местах, у всех есть свои мотивы и принципы. Кто-то хочет докопаться до истины, а кого-то все устраивает. Страшные и опасные звери не просто так существуют на планете, нам объяснили, что это сбежавшие инопланетные животные. Особенно впечатлила сама катастрофа произошедшая на планете.
horasast, 10 февраля 2012 г.
Одна из первых прочитанных книг алисианы. По-моему, самая сильная. На мой взгляд, единственная книга, где с порога нет уверенности, что все закончится хорошо.
До мурашек по позвоночнику впечатлили описания столицы и заброшенного санатория в лесу.
perInka, 31 августа 2009 г.
Одна из моих самых любимых книг. Такая яркая, насыщенная, полная приключений. Когда читаешь перед глазами так и стоит картинка то дремучего леса с заброшенными домами где-то в чаще, то жуткие колодцы беспамятства, то белоснежные единороги. Алиса здесь взрослее, серьезнее, её переживания глубже. Но чем всё-таки так впечатлил меня этот роман в детстве, когда недавно перечитывала, вспомнить не могла. Наверное, из-за того, что это первая фантастика, которую я прочитала.
Yarrou, 12 июня 2007 г.
Действительно, самая сильная вещь всего (великолепного) цикла. Причём понял я это ещё ребёнком, так что не согласен, что ребёнок «решил бы иначе» :)
Lia Irety, 10 марта 2007 г.
Чем-то мне это напомнило «заповедник сказок» :confused: Но понравилось, запомнилось, раз в пару лет перечитываю)
Graf., 8 июля 2018 г.
Довольно сильная повесть, в ней автор почти не даёт скучать, т.к. имеется много действия и драматических событий, которые делают повесть одной из лучших в цикле.
Согласен, что в дальнейшем должно было быть окончание, т.к. Булычёв в конце повести упоминал, что:
цитата: «Алиса снова попала на Крину только через шесть лет, уже студенткой. В Городе она встретила многих знакомых.
Ручеёк стал строителем. Они с Белкой жили у самого моря, а их дети – мальчик и девочка – научились плавать раньше, чем ходить. Бывший мудрец Кошмар, который теперь получает пенсию и умеет читать, с утра уходит на пляж, следит за малышами в подзорную трубу и кричит пронзительным голосом:
- Вернитесь! Я вас почти не вижу!
Иногда к нему присоединяется бывший предатель пигмей Вери-Мери. Он держит лавочку на базаре, торгует дарами леса и клянется, что ровным счётом ничего не помнит о своём тёмном прошлом.
Афродита открыла модный салон «Московский стиль», она сама шьёт, а все деньги, что зарабатывает, тратит на коллекцию кукол.
Старые атланты Мастер и Посейдон живы и до сих пор работают. Лекарство от беспамятства, которое привезли с Земли Алиса и Гай-до, позволило атлантам вспомнить всё, чему они научились за долгую жизнь. Так что теперь их опыт очень пригодился на Крине.
Когда Алиса отправилась в лес изучать диких животных, с ней полетела туда Речка. Она живёт в Убежище, работает на станции по изучению леса, директор которой – профессор Хруст. В лесу Алиса встретила братьев Кротов. Они – лесные объездчики. Единороги к ним вернулись.
В лесу Алисе пришлось пережить много приключений.
Но это уже совсем другая история.».
Следовательно, должно быть продолжение, но в списке цикла про Алису не нашёл, даже отдалённо, ничего похожего. Смею предположить, что Булычёв так и не написал продолжения, но если я ошибаюсь, прошу ознакомившимся со всеми произведениями цикла, подсказать название продолжения.
lammik, 5 апреля 2018 г.
Атланты-криняне, спасённые Алисой и Пашкой со дна Тихого океана, отправляются на свою планету Крину на корабле «Днепр» под управлением старого знакомого Алисы капитана Полоскова. Неожиданно связь с кораблём прерывается. Известно только, что это произошло перед самой посадкой на Крину. На «Днепре» помимо Полоскова и кринян также находились механик Зелёный и Тадеуш — муж Ирии Гай. Земля своих не бросает, начата подготовка спасательной экспедиции. Но прежде к Крине полетит «Гай-до» с экипажем из Ирии, Алисы и Пашки. Друзьям предстоит разгадать тайну Крины и спасти огонёк цивилизации, тихо тлеющий там вот уже несколько столетий.
Отличная приключенческая повесть, которая сейчас читается практически как попаданческое фэнтези — огромный враждебный мир, псевдосредневековый антураж с элементами постапокалипсиса, цивилизаторы-помники, стремящиеся вернуть планету на путь Разума, опасные животные со всей Галактики, драконы, единороги и разумные белые птицы. Да из такой богатой фактуры сейчас кто-нибудь обязательно бы бросился ваять гигантский цикл на несколько десятков томов. Но Булычев аккуратно подвёл итоги экспедиции и больше, как я понимаю, на Крину не возвращался. Чем напомнил свой же роман «Последняя война», где также случилась глобальная техногенная катастрофа, а спасли положение земляне-дилетанты и инопланетяне. Напомню, что Ирия Гай не землянка.
Создаётся ощущение, что «Город без памяти» должен был стать последней книгой про «девочку с Земли». Ибо тут Алиса с Пашкой уже прямо названы подростками, а следовательно в дальнейшем стоило ждать либо окончания либо существенного взросления цикла. Чего, как я понимаю, не произошло. Подозреваю, что причиной тому начавшиеся тектонические преобразования в стране. Жаль. Думаю, не только я с радостью почитал бы про взрослую жизнь Алисы Селезнёвой.
rrq64k, 24 января 2016 г.
Авторский сборник: Город без памяти — Подземная лодка (Альфа-книга, 2015 г. Большая иллюстрированная серия)
- первая повесть на удивление хороша. Упомянуто, что Алиса должна пойти в 7 класс. Но вообще-то, создалось впечатление, что эта повесть задумывалась изначально не как «алисовская», очень уж продуман мир планеты по сравнению с остальными повестями цикла. Практически нет откровенных ляпов, юмор уместен и даже местами интересен. Понравилась история братьев рыцарей-разбойников Кротов и их коней-единорогов. Даже несколько жаль, что братья всего лишь грубияны-разбойники, они тянут на нечто большее в своей непримиримости, готовности драться по малейшему поводу, когда им покажется, что задета их разбойничья честь. Интересно описано устройство цивилизации планеты, а также население – помники, бе-пе, пигмеи, мудрецы, поклоны, вкушецы. ИМХО: если бы повесть была написана серьезней, даже с элементами трагизма, и вместо Алисы и Пашки действовали бы некие другие персонажи, например мальчики по имени… ну, допустим, Алька, Гелька или Велька… то можно было бы сказать, что ее написал – правильно – Владислав Крапивин. Очень уж она хорошо укладывается во вселенную Великого Кристалла. А это значит, что и Булычев вольно или невольно сумел написать достойную детскую книжку.
Валыч, 2 апреля 2009 г.
Читал с удовольствием. С точки зрения антуража и декораций, по-моему гвозди, мед, бензин и вата. Тут тебе и феодализм, постапокалиптическое общество, первобытная жестокая фауна, сказочные животные и т.д.
По-моему, идею с разбежавшимися и расплодившимися на планете опасными тварями из разных уголков Вселенной можно отлично развить как киношникам, так и писателям.
Warrapan, 29 августа 2016 г.
Трудно воспринимать это произведение, как детско-юношеское, по глубине поднимаемых проблем (что становится с людьми, которые отказываются помнить прошлое) и обилию жестоких сцен. Это как-то плохо вяжется с Алисой Селезнёвой, и поэтому не очень понятно, кому её читать — детям или взрослым? Пожалуй, подросткам, хотя живой кораблик Гай-До явно детский персонаж.
В любом случае, произведение яркое и интересное, его хочется читать и перечитывать.
granma, 21 ноября 2006 г.
Наверное лучшее из всей «алисологии». Но это с позиции взрослого. Ребенок решил бы иначе. :-)
Тимолеонт, 21 декабря 2023 г.
Не помню почему, но в детстве мне эта повесть не особо понравилась, сейчас же считаю её лучшей поздней работой Булычёва. Очень увлекательные нелинейные приключения — в кои-то веки Алиса и Гераскин разделяются и проходят свои персональные квесты. Хоть и стандартная околосредневековая локация выступает местом действия, но у неё есть свои интересные особенности, связанные с печальным прошлым планеты и промывкой мозгов. Ещё никак не мог отделаться от ощущения, что мне всё это что-то напоминает... Уже в процессе написания отзыва понял, что тут невооружённым взглядом заметно влияние Стругацких — «Обитаемого острова» и «Трудно быть богом» в первую очередь. Впрочем, это ни в коем случае не упрёк, ибо приключение получилось действительно прекрасное, с удовольствием прочитал его и в 31год, даже привычные для Булычёва логические косяки и «детские упрощения» в кои-то веки не бросаются в глаза и не раздражают.
sergej210477, 1 декабря 2024 г.
Расширенная версия «Заграничной принцессы» этого же автора.
Фэнтези. Даже «dark fantasy».
Снова, Алиса, Пашка и их друзья, попадают на планету, где сейчас период средневековья.
Драконы, колдуны и ведьмы. Мудрецы и рыцари. Рабы и инквизиция. Дремучие леса и замки. Мрачный и жестокий мир.
И, опять, Алиса вынуждена «нести просвещение в массы» и помогает организовать революцию и двигать прогресс.
Ну, а, можно сказать, что это — классическая постапокалиптическая фантастика, когда в результате катастрофы, цивилизация целой планеты погибла. А, Алиса и ее компания, пытаются выжить на руинах былого мира.
А, в целом, опять сплошные приключения.
Есть много общего с книгами Стругацких. Но, разумеется, в обработке для детей и подростков.
Интересно, конечно.
Но, всё-таки, я уже стал уставать от статичных главных героев и самоповторов писателя.
Хотя, как детская повесть — отлично.
vjick, 17 октября 2006 г.
Наименее интересная часть миницикла. Хотя и не без элементов юмора... Да, Алиса уже взрослеет и истории о ней становятся все менее романтичными и искроментными.