Сьюзен Коллинз «Баллада о змеях и певчих птицах»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Генетические эксперименты, мутации | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
Его подпитывает честолюбие.
Его подхлестывает дух соперничества.
Но цена власти слишком высока...
Наступает утро Жатвы, когда стартуют десятые ежегодные Голодные игры. В Капитолии восемнадцатилетний Кориолан Сноу готовится использовать свою единственную возможность снискать славу и почет. Его некогда могущественная семья переживает трудные времена, и их последняя надежда — что Кориолан окажется хитрее, сообразительнее и обаятельнее соперников и станет наставником трибута-победителя.
Но пока его шансы ничтожны, и всё складывается против него...
Ему дают унизительное задание — обучать девушку-трибута из самого бедного Дистрикта-12. Теперь их судьбы сплетены неразрывно — и каждое решение, принятое Кориоланом, приведет либо к удаче, либо к поражению. Либо к триумфу, либо к катастрофе.
Когда на арене начинается смертельный бой, Сноу понимает, что испытывает к обреченной девушке непозволительно теплые чувства. Скоро ему придется решать, что важнее: необходимость следовать правилам или желание выжить любой ценой?
Действие приквела разворачивается за 64 года до событий первого романа, во время десятых Голодных игр.
Входит в:
— цикл «Голодные игры»
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2020 // Молодёжная фантастика | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2021 // Переводная книга НФ (США) |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года | |
номинант |
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2021 // Переводной роман для подростков (США) |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Д. Целовальникова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Maple Black, 7 июня 2024 г.
Очень хорошее произведение.
Кто заценил первые голодные игры, не разочаруется, все на уровне, автор старается писать на качество, а не на количество.
Очень психологичный и интересный роман взросления.
Сюжет не предсказуемый, но конечно же т.к. фильм смотрел, то все знал, они тут один в один.
Интересно было посмотреть что происходило в начале вот этого Панема.
Vostokoff, 21 ноября 2023 г.
«Баллада о змеях и певчих птицах» мастерски рисует перед читателем захватывающий сюжет, который является достойным дополнением вселенной «Голодных игр». Сьюзен Коллинз вновь продемонстрировала свое мастерство автора, создав рассказ, который одновременно захватывает и заставляет задуматься.
Главное достояние книги заключается в великолепном повествовании. Коллинз искусно раскрывает сюжет, держа читателя в напряжении с первой до последней страницы. Книга прекрасно создает увлекательную атмосферу, погружая читателя в тонкости гнетущего режима Капитолия.
Еще одним ярким аспектом книги является безупречное развитие персонажей. Протагонисты многогранны, их сложности придают глубину общему повествованию. По мере развития сюжета становится очевидным, насколько тщательно каждый персонаж вписан в мир Коллинз. Взаимодействие между персонажами не только правдоподобно, но и значительно способствует общему нарративу, усиливая эмоциональное вовлечение читателя в их судьбы.
Даже если на первый взгляд книга не кажется явно политической, она тонко затрагивает тему последствий строгого режима. Параллели с реальными сценариями придают дополнительный уровень глубины повествованию, делая его не просто антиутопическим приключением, но и весомым комментарием к реальности.
В целом «Баллада о змеях и певчих птицах» — это захватывающяя книга для тех, кто ценит отличное повествование и хорошо проработанных персонажей.
Leinguiny, 2 мая 2023 г.
Мои познания мира Голодных игр ограничиваются фильмами, снятыми по этим книгам. Лишних сантиментов по поводу персонажей и истории у меня нет. Однако очень интересно наблюдать за тем, как автор трансформирует своего героя: от плохого к хорошему или наоборот. Это, действительно, сложная и тонкая работа. Как в начале истории дать не слишком много деталей и событий, намекающих на последующее изменение героя, далее держать себя в руках и грамотно расставлять намеки в течение всего сюжета, и в самом конце показать ЛОГИЧНЫЙ переход на темную или светлую сторону. Такой переход не должен быть внезапным и противоречащим характеру персонажа. В то же время у читателя до конца должны оставаться сомнения: куда пойдет наш персонаж.
Зная судьбу будущего президента Сноу, последний пункт в данной истории не сработает — мы помним, чем все кончится. Поэтому особенно важно показать путь Сноу и, очевидно, его трансформацию, так как в противном случае читать об изначально негативном персонаже было бы не интересно.
В первой половине книги Сьюзен Коллинз рисует Кориолана Сноу вполне нормальным юношей, честолюбивым и умным. Он не светлая душа и не добряк, но его действия понятны и последовательны: он выживает, а чтобы быть в этом успешным, нужно приспосабливаться. Легко быть добрым, когда у тебя никто ничего не отнимает, ты спокойно спишь и отлично питаешься. Кориолан же удовлетворяет естественную и нормальную нужду любого живого существа — обеспечивает своё существование и будущее, ведь он отлично знает, что такое падать и бояться за свою жизнь. Он — выживальщик, это базовая характеристика его характера. Дружить с таким человеком неприятно, так как не знаешь, где он искренен, но понять и простить его можно. Отсюда формула успешных отношения с ним — общаться как с деловым бизнес партнером, ведь в бизнесе нет друзей, а есть выгода и нас это не смущает.
Другое дело, что повествование идет от лица самого Кориолана, таким образом, события показаны под углом его представлений и его ощущения себя и других. Это ни капли не объективная точка зрения. Поэтому стоит ловить намеки и анализировать ситуации, очистив от эмоциональной оценки Кориолана. Поступая так мы сразу замечаем его неискренность с самим собой — он пытается быть относительно хорошим: где-то оправдывает себя, где-то грезит любовью, оплакивает товарищей, при этом не всегда признавая свои истинные мотивы — выжить и преуспеть. То есть по сути трансформация героя была в признании своей истинной сущности перед самим собой, а обстоятельства книги ему в этом помогают — через призму тяжелых пограничных ситуаций.
Всё бы ничего, но это не оправдывает то, как окончились его отношения с Люси Грей.
Автору чего-то не хватило для описания гладкого перехода. И это не единственный такой промах. Герой Каски Хайботтома — пример абсолютного невнимания к деталям в трансформации героя.
Не могу молчать про Сияна. Вот уж точно отрицательный пример для подростка. Сияна вроде как любит читатель, но, друзья, он же безрассуден!
Рассуждения про контроль через наказание, общественный договор и закон. Товарищи, это же стандартная теория государства. Так работает любое государство, даже самое демократичное. И если эти принципы отвергнуть, то будет анархия и мы отправимся в первобытное общество. Но тонкость в реализации этих принципов. Люди жертвуют частью своих прав, чтобы государство ими управляло и защищало их. Вопрос — какие права у них остаются? Здесь нужно быть осторожными. И те государственные злоупотребления, показанные в книгах о Голодных играх, не норма. Смысл в том, что Капитолий ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕТ правом, устраивая игры, запугивая, убивая. Однако книга ограничивается общими рассуждениями, хотя и претендует на глубину.
Уделю один абзац ремесленной части романа. Пишет Сьюзен Коллинз просто: читать легко и увлекательно. Но зачастую она разъясняет детали чрезмерно долго (хочется сказать: спасибо, спасибо, мы уже давно поняли). Ее метафоры банальны. Описания обстоятельств клишированы — голод и страдания семьи Кориолана не заставили меня в них поверить, хотя они, очевидно, были. Все персонажи, кроме Кориолана и Люси (хотя и они не до конца проработаны) — картонные. Как будто сценарий для кино — ну дайте же нам поступков, историй героев, чтобы мы поняли кто они, покажите их лица, то как они улыбаются, глаза — тогда мы начнем чувствовать их. Для меня в книге были только события, люди же — больше функции.
Немного похвалю — читать было увлекательно, особенно вторую часть книги. Эмоционально в некоторых эпизодах пробрало, что тоже плюсик автору. Некоторая закольцовка деталей понравилась: например, песня о Люси Грей и снег, реальная Люси Грей и Сноу. В остальном, думаю, что фильм выйдет эффектный. Но книга, конечно, спорна.
Droplet, 2 августа 2022 г.
Своеобразная книга. Я не сразу сообразила, кто главный герой, не вникла перед прослушиванием аудио версии. А когда поняла, все время задавалась вопросом: как же так можно завернуть, что из вот этого, не самого плохого человека, выйдет тот самый президент Сноу? Казалось, по законам жанра, он должен страдать от горя потерянной любви. И очень хорошо, что все поехало по другим рельсам. Иначе как бы вышел на сцену господин Президент. Парень с амбициями, с четким планом на любой случай, отлично оценивающий свои возможности и осознающий свои приоритеты и желания.
olga.sb, 21 марта 2021 г.
Трилогия Голодные игры у меня входит в список 20 любимых книг, перечитываю и пересматриваю ее регулярно.
Однако я никогда не понимала всеобщей любви к неоднозначным злодеям, для меня никакое тяжелое детство и прибитые к полу игрушки не могут оправдать преступлений.
А потому читать приквел о президенте Сноу вот совершенно не тянуло. Однако считаю что осуждать можно только то, что сам прочитал
Ну и интересно же, что там автор написала как и предыстория голодных игр, когда они еще были не шоу, а просто казнью на арене.
Итак, в книге описана жизнь послевоенного Капитолия, где мажоры пытаются пустить друг другу пыль в глаза, питаясь при этом капустой. До боли напоминает поколение айфонщиков...
Кориолан Сноу — один из таких мажоров. И чтобы получить бесплатное место в университете, ему нужно, чтобы его трибут из 12 дистрикта победила.
Главный минус приквелов: уже известно, к чему в итоге все придет, поэтому как прикажете переживать за девушку Люси и юношу Кориолана?
Последний вообще абсолютно без морального компаса и эгоистичный до мозга костей. Да и девушка, судя по поведению, ему под стать.
Как всегда, голодные игры начинаются лишь в середине книге, но если раньше этому предшествовал хотя бы накал страстей, то тут смело можно пропускать эту часть — тут описывается кого и как подставил Сноу, что он съел на завтрак и кто из трибутов умер от голода или еще от каких-нибудь мерзостей, не дойдя до арены.
Автор усиленно расчищала дорогу певичке из 12 дистрикта Люси Грей.
Сами Голодные игры — бледные и полностью лишенные динамики. И концовка у них — тоже.
Сноу совсем не тот интеллектуал и морализатор, что был, но тот же двуличный лицемер. Причем обманывает не только других, но и себя. Мерзкий тип.
Для меня основным достоинством стала Тигрис — одаренный дизайнер и искренне озабоченная судьбой кузена Корио. Я так и не поняла, как из любимого и неглупого ребенка выросло такое.
Еще интересно было посмотреть откуда взялись сойки-пересмешницы и песни из основной трилогии.
Еще нравился настроенный против Голодных игр добрый парень Сиян Плинт. Но он считал Сноу другом, за что и поплатился.
Любовная линия тут непонятно была или нет, этого не понял даже сам Сноу.
Фильм по этому опусу точно не снять, потому что ведет гг себя очень осторожно и даже вроде бы по дружески, а все грязные мысли оставляет при себе.
Вердикт: только для фанатов.
@olga.bookaddicted
159753, 8 февраля 2021 г.
?Скажи, как можно убивать того, кого ты любишь?
?Это приквел Голодных игр, но читать лучше после основной трилогии. Главный герой здесь — Кориолан Сноу, будущий президент Панема, а ныне обычный 18-летний юноша. Сноу очень амбициозен, он знает свою цель и идёт к ней любым путём. Дорогу к его славе заслоняет одно очень известное чувство-любовь. И если бы это была простая девушка, но нет, ею оказалась трибут из дистрикта-12 Люси Грей, а Кориолан её ментор. Что же выбрать: свободу и любовь или отличную репутаци?
?На протяжение всего повествования я надеялась, что Сноу исправится, что поймёт: слава — не самое важное. Но нет. Он постоянно метался, пытался понять: кто враг, а кто друг. Рядом с ним находился человек, который считал Кориолана своим братом. И это должно было хорошо отразиться на Сноу, но снова нет. Кориолана раздражало одно присутствие этого парня.
?Мне кажется, большинство поступков героя неправильны. Его метания часто бесили. Сноу «бегал» за богатыми и влиятельными, чтобы хоть кем-то быть в этом мире, одним льстил, а другим язвил. Каждый окружающий Кориолана человек — всего лишь ещё один шаг к достижению богатства и популярности.
?Но с другой стороны, юноша хотел добиться своей цели, шёл к ней любым путём. Не мне его судить за поступки(и даже убийства)
❤Любовная линия оставляет желать лучшего. Она вроде и есть, но её вроде и нет. Чувства раскрываются только под конец. Но для отношений Люси Грей и Кориолана данный исход — самый оптимальный из все возможных.
?В целом, история мне понравилась, она намного больше основных книг в мире Голодных Игр. Если вы полюбили трилогию, то вам обязательно надо прочесть и Балладу. Она оставляет после себя одновременно и пустоту, и наполненность чувствами.
?Лучше быть грустным, чем мертвым.
?Всегда держи последнюю пулю про запас, чтобы вышибить себе мозги, когда за тобой придут.
?Честь превыше всего! Больше никакого обмана, никаких сомнительных методов, никаких самооправданий. Отныне он будет жить честно, и даже если станет нищим, то честь останется при нем.
majj-s, 26 ноября 2020 г.
Сноу всегда берут верх
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Геннадий Шпаликов
Ни одной из книг Сьюзен Коллинз прежде не читала, хотя фильмы смотрела все, за компанию с дочерью, фанатевшей по этой истории. Мне тогда браться за переводное издание подросткового фэнтези, которое ребенок прочел в оригинале, казалось не к лицу и не по летам. Но киновоплощение эпопеи Китнисс Эвердин впечатлило и запомнилось. На флешке в машине до сих пор песня Lorde из первого фильма. Года три назад, встречая в аэропорту дочь, которая прилетела на каникулы, включила магнитолу и услышала ее: «Некоторые вещи не меняются» — наполовину саркастичное, наполовину ностальгическое.
Это к тому, что «Голодные игры» не пустой звук для меня, и приквелу была рада. Тем более, что аудиоверсия появилась на Литресе одновременно с электронной книгой, а исполнение Игоря Князева отдельный повод для радости. И, пожалуй, оно оказалось единственным, что не разочаровало в «Балладе о змеях и певчих птицах». Несколько удивило ударение на первый слог вместо привычного второго в слове «Панем», но следует помнить, что в двухсложных словах латинского происхождения ударение всегда падает на первый слог и название государства, происходящее от латинского «panem et circenses» (хлеба и зрелищ) так и должно было звучать.
Итак, предыстория Голодных игр или Как мы дошли до жизни такой, рассказывает о временах, когда президент Сноу был юношей, заканчивал Академию для отпрысков благородных семейств и готовился зубами вырвать у злодейки судьбы место под солнцем, которое считал принадлежащим себе по праву. Хотя по досадному стечению обстоятельств вынужден был довольствоваться более чем скромным уровнем жизни, старательно делая вид, что в семействе Сноу все обстоит превосходно.
Голодные игры в это время производят впечатление тоскливой обязаловки к просмотру, вроде чтения книги «Целина* в советское время, дай людям волю, забыли бы об этой жестокой забаве. Именно с целью сделать смертельные состязания более популярными, поднять их зрительский рейтинг, из учащихся выпускного класса Академии впервые набирают менторов, задача которых курировать отдельных игроков, оттенить капитолийской рафинированностью грубость и убожество обитателей дистриктов.
Кориолану Сноу, «идущему на медаль» — для него это единственная возможность добиться стипендии в Университете для построения дальнейшей карьеры — так вот, ему достается девица из убогого двенадцатого дистрикта с минимальными шансами на победу.
Однако Люси Грей обаятельна, талантлива, нравится зрителям и, может быть, ей удастся продержаться на арене подольше. А начав устанавливать с девушкой неформальную связь, юноша сам не замечает, как влюбляется. Хотя прежде обитателей дистриктов за людей не считал.
Предсказуемая, хотя не лишённая обаяния, лавстори, и все бы ничего, но героям категорически не получается сочувствовать, а сами они производят впечатление манекенов, тщательно обряженных в человеческую одежду и загримированных под людей, которых, однако, можно спутать с людьми только издалека, в темноте и в статике. В книге плохо все: нарочито педалируемый «психологический» аспект, призванный показать, как тяжело на свете жить бедняжечке; утрированная жестокость состязаний, которая в свое время и отвратила от чтения основной серии; намеренная затянутость и длинноты.
А главное, в Балладе нет героя. Все-таки Китнисс была той, кто сделал «Игры» бестселлером и блокбастером. Красоты, бойкости, обаяния для этого недостаточно, необходимо быть героем в кэмпбеллвском смысле, изначально бороться не только ради собственного спасения, но против всемирного зла, как ни пафосно прозвучит. Слюнявые рефлексии друга Кориолана, погубившие его в итоге, тоже не вызывают сочувствия, воспринимаются искусственно культивированными, словно Коллинз волевым решением назначила его на роль Иисуса — пусть уж хоть кто-то благородный и порядочный будет в книжке.
Вердикт: неудачное возвращение к отличной истории. Впрочем, не первое, «Трёх мушкетёров» тоже помнят, любят, да вообще прочли в сотни раз больше людей, чем «Двадцать лет спустя», и тем более «Виконта же Бражелона».
gamarus, 21 ноября 2020 г.
Не сказать, что первая книга цикла «Голодные игры» была очень хороша, но всё же роман был для своего жанра вполне читабелен. Следующая часть, к сожалению, была уже на порядок хуже, а «Сойка-пересмешница», казалось, достигла самого дна. Но «Баллада» пробивает это самое дно. Причем я не понимаю, откуда берутся многочисленные положительные отзывы и оценки. Скучная, нелогичная, бездарная вещь, которую видимо Сьюзен Коллинз состряпала «на коленке», дабы собрать деньжат на франшизе.
Десять лет перерыва пошли не на пользу писательнице. Автору уже 58 лет, её дети, будучи тогда подростками, давно выросли и видимо она совершенно забыла, как ведут себя юноши и девушки в 16-17 лет. От того все персонажи вышли ненастоящими, картонными и извините, с какой-то придурью. Имен будет много, но уверяю, их запоминать совершенно необязательно. Достаточно помнить с десяток персонажей, которые будут вяло двигать сюжет.
Напомню, что это роман-приквел о юности президента Сноу из первых частей. Тут он предстаёт добрым и чутким молодым человеком, со светлыми идеалами. Будучи учеником академии, его привлекли к Голодным играм в качестве ментора, где он влюбляется в свою подопечную из Дистрикта-12 ( откуда же ещё). Парень хоть и чист душой, но, как это не странно, постоянно чего ни будь бздит, играет на публику, врёт и изворачивается. Ну такой скользкий типчик оказался. Наверное, Коллинз хотела показать, как из славного юноши система в итоге сделала диктатора, но увы у неё это не получилось. Вернее, прогресс в итоге вышел рваным и натянутым. Вот он чуткий любящий пацан, и в следующий момент — дерьмо собачье. Его избранница Люси Грей, вроде девчушка неплохая, но то, как она лихо убивала на арене, яркое и чуть нагловатое поведение часто не сочетается с остальными милыми чертами характера. Нет, герои получились не противоречивыми, а скорее нелогичными.
С логикой Автор не заморачивалась. В Панеме дикий голод, причём жрать нечего и знати, и черни. Но при этом на протяжении всей книги все что-то постоянно едят. И нормально так едят. Вообще, книга повёрнута на жратве. Кексики, говяжьи вырезки, мясные рулеты, бутерброды, пирожки... если всё это выкинуть, можно сократить текст на четверть. Поведение детей на поле битвы, тоже сплошной фэйспалм. Как, впрочем, и поведение организаторов шоу. Почему-то идеи ставить ставки приходит именно Сноу, простому ученику. Хотя кровавое шоу проводятся уже 10 лет. И почему до этого никто не догадался до очевидного — секрет. Вместо арены используют старый стадион, где оказывается есть какие-то подземные туннели, причем их там целый лабиринт. И это все вскрылось случайно, после теракта накануне Игр. Понятно, надо же было как-то растянуть действие на несколько дней, так-то на стадионе все друг друга перемочили бы за пару часов и конец истории. Но откуда взялись катакомбы под спортивным сооружением — не понятно. И даже здесь халтура. Т.к. камеры установлены только на открытой поверхности мы не будем знать, что там происходило длинных переходах. Писательница не хочет утруждать свою фантазию, ведь она пишет о любви, а не о резне среди подростков. Но и о высоких чувствах здесь как-то уныло. Сноу 17-18 лет, гормоны должны бить ключом. Но он ведёт себя как влюбленные старики из романов Габриэля Гарсиа Маркеса. То есть, достаточно любить простым обожанием.
Нестыковок масса, все и не упомнишь. Да, многие представители янг эдалта этим грешат, вот и «Баллада» решила не выделяться.
Вот скажите, как добрый и такой ранимый юноша может РЕФЛЕКТОРНО схватить оружие и застрелить беззащитную девушку? И заметьте, это было не на арене. Возможно, если бы винтовка была в руке и палец на спусковом крючке, то в критический момент могло случиться несчастье. Но оружие же надо взять, прицелится, а уж потом спустить пулю. Что это за рефлексы такие у ребенка?
Плохо и то, что Автор не относится к своим читателям уважительно. Да, её аудитория подростки, у которых жизненный опыт не слишком богатый. Но это не значит, что им всё нужно разжёвывать. Каждое действие, каждую эмоцию, каждое очевидно решение. Сьюзен Коллинз, поймите — они молодые, а не тупые! И это, к счастью, даже близко не синонимы.
Книга очень затянута. Сами Голодные игры занимают всего треть повествования. Остальное это подготовка, знакомство с участниками (которых мы тут же забудем) и последствия состязаний: то, как они отразились на героях. Чтобы понять степень затянутости, могу сказать, что первые 15 страниц мы будем читать про рубашку Сноу. Грязная, чистая, надеть, не надеть, если не надеть, то что взамен, как отстирать пятно, как заштопать дырку... Мрак.
Очень много в тексте стихов\песен. Тоже чушь изрядная. Можно смело пропускать.
Собственно, роман не заслуживает более подробного отзыва. Крайне не советую тратить на эту бездарную поделку деньги, и, не дай бог, время.