Владимир Данихнов «Чужое»
- Жанры/поджанры: Психоделика | Сюрреализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Вторжение «Чужих» | Спецслужбы | Спорт, культура и досуг | Культы
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
Перед вами развернется психоделическое повествование, где одна иллюзорная реальность оказывается вложена в другую, та — еще в одну и так до самого конца. Каждая из этих иллюзорных реальностей строится по законам сновидения с отдельными яркими деталями, расплывающимся фоном, а поведение персонажей, достоверное в каждом отдельном слове и жесте, абсурдно в целом.
Номинации на премии:
номинант |
Независимая литературная премия «Дебют», 2006 // Крупная проза | |
номинант |
Портал, 2008 // Открытие себя (имени В. И. Савченко) | |
номинант |
Звёздный Мост, 2008 // Лучший роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drugndrug, 30 мая 2020 г.
Книга необыкновенная. Но скажу честно – осилил я её только со второго раза. Вот так сразу, с первых же страниц я ею заинтересоваться не смог. Я – типичный читатель-потребитель, мне подавай в самом начале что-нибудь оригинальное или то, что мне по вкусу.
Первая часть – “ЧУЖОЙ РАЙ”. В ходе её прочтения у меня сложилось сперва неверное предположение, что в книге пойдёт речь о том, как некоторые люди живьём попадают (не по своей воле) в некий “ненормальный рай”, но каждый день отправляются в человеческий мир “спасать кого-то или что-то”. Мне понравилась эта идейка и я дал себе слово осилить весь роман. Разумеется, моё предположение вскоре развеялось, как дым. Все события, происходившие в этой первой части, оказались наваждением, длившимся всего десять минут. И это морок на главного героя наслал сероглазый – представитель внеземной расы, во много раз превосходившей человеческую цивилизацию.
Тут я, конечно, сильно удивился. Надо отдать должное автору! У него так хорошо получилось описать это наваждение, это – уровень мастера. Сознание главного героя вырвалось из плена собственного бреда, который был сконструирован для него сероглазым, но описание того, как он пребывал в этом плену, не подозревая ничего, и воспринимая этот плен за нечто реальное и должное, выполнено, на мой взгляд, на высшем уровне. Вот это фантастика!
Следующая часть – “ЧУЖАЯ БАЗА” – мне понравилась ещё больше. Я считаю, что эта часть лучше остальных всех удалась в сем опусе. Плавное и неспешное погружение сюжета из реального мира в мир своеобразной Страны Чудес и Зазеркалья не оставило меня равнодушным. Начало третьей части – “ЧУЖОЙ ПОЕЗД” – понравилось, но дальше я просто заставлял себя читать. Слишком неупорядоченное и бестолковое безумство, я прыгал на протяжении чтения этой части по сюжету с одной неустойчивой кочки на другую точно такую же. Четвёртая часть – “ЧУЖОЙ ДОМ” – порадовала меня. Я вернулся к пониманию сюжетного мира данного произведения, попал в знакомое пространство. Про послесловие – “ИСТОРИИ ЧУЖИХ МИРОВ” – я лучше промолчу. Наверное, автору было виднее, раз он вставил эти последние три главки.
О чём это произведение? Конечно, это не рядовое фантастическое чтиво, не то, что привыкли поглощать в обильном количестве любители фантастики. Космос, планеты, внеземные цивилизации, сверхразум – разумеется, всё это здесь больше похоже на антураж. На самом деле, главному герою – человеку – приходится противостоять не морокам сероглазого инопланетянина. Если вдуматься, то главный герой пытается разобраться в самом себе, в собственном жизненном бреде расставить некоторые знаки препинания своего существования. Он отказывается верить и воспринимать то, что обманывает его, внушает рабство вместо истинной свободы и навязывает ложь вместо настоящей любви.
bbg, 12 октября 2011 г.
Всё время чтения текста я пытался представить себе, что же именно напишу в отзыве? Нельзя такой текст (романом или повестью, а также эпопеей или циклом чего бы то ни было я назвать его не могу) оставить без отзыва? Но так и не понял.
Ясно одно — написано хорошо и даже очень хорошо. Ясно и другое — в единый сюжет ЭТО — не складывается, несмотря на все уверения автора.
Поэтому только про характеры и мотивы героев могу написать — это здорово! Персонажи сюрреалистичны, поступки их странны, внешность их местами удивительна — но характеры их людские, мотивы человеческие.
Чужое же почему-то только одно — сероглазый. Заметьте, не серокожий или ещё какой, но сероглазый. Такая вот маленькая характеристика — и делает это существо абсолютно чужеродным. Нельзя же назвать человеческим мотив — найти душу?!
Вот такое я написал.
Видимо, бред заразен...
tkatchev, 5 ноября 2010 г.
Отдельные части -- очень хороши. Автор обладает отличной фантазией и хорошим чувством юмора. Что самое интересное -- внутри текста спрятан правильный морально-этический посыл, в лучших традициях русской литературы. :)
К сожалению, в цельный роман эти отличные части не сложились. Это больше похоже на тематический сборник рассказов.
Nafamm, 21 мая 2010 г.
В 2006-м роман «Чужое» ростовского фантаста Данихнова вошел в шорт-лист «Дебюта» — литературной премии для тех, кому еще не стукнуло 25-ти. Данихнова много хвалили со сцены и в кулуарах, но дали только фотоаппарат, а премии не дали. Председатель жюри, писатель Владимир Маканин объяснял, что всем роман хорош и из 48 000 текстов (столько всего было подано на соискание наград) выделился не зря, но фантастику – Маканин почему-то говорил «фэнтези» — любят не все, — вот и с членами жюри та же беда. И посулил, что вот в издательствах-то этот «коммерческий роман» с руками-ногами оторвут. А для боллитры (Большой Литературы) он, извините, неформат.
Из того, что фамилия Данихнов многим из вас до сих пор ни о чем не говорит, нетрудно вывести, что издательства оптимизма Маканина не поддержали. Данихнову отказали все, кто только мог: от «Сомбры» до «АСТ», от «Форума» до «Эксмо». С корректной формулировкой: «Неформат, извините». И их можно понять: «крупная форма» Данихнова – странный сплав. Тут и чернуха, и сентиментализм, и смешочки, и киберпанк, и постмодернизм, и сон, и явь, и сюр, и бред. «Чужое» — это с одной стороны, старые добрые космические корабли и инопланетяне, с другой – засасывающая психоделика. Сюжет вкратце таков: специалист по нечеловеческой логике Костя Шилов вместе с коллегами шастает по космосу. Перемещаясь из слоя в слой, он борется со злобными чужаками и собственными комплексами. К финалу Шилов не знает точно, существуют его спутники или лишь чудятся ему, зато обретает себя. Не за «красных» (земляне) он и не «белых» (Сероглазые): он кос-мо-по-лит.
Книга в какой-то степени — путешествие по книжным вселенным: автор пытался поймать дух любопытных ему авторов. В первой части это дух Стругацких (но если у тех Град – ад, у Данихнова — рай, хоть и странный), во второй – Кинга, в третьей – Пелевина, в четвертой – и вовсе Шукшина. А еще в тексте можно «отыскать» Крапивина, Виана, английскую считалочку про мальчика и великана, песню группы Cranberries, сказку «Маша и медведи», анимешный мультик про мальчика, ищущего маму на космическом экспрессе (в третьей части герои путешествую по космосу на поезде), ад Данте (только вместо кругов ада – вагоны), «Матрицу», «Красный смех» Андреева и много еще чего... Не фантастика, не мейстрим, ни рыба, ни колбаса. В каком отделе продавать? Кому?
Но все же смельчак нашелся. В сентябре 2007-го «Чужое» издало — на русском! — латвийское издательство «Снежный ком». Хорошо издало: под стильной белой обложкой, с которой таращится страшный глаз, на качественной бумаге.
В узких кругах любителей фантастики Данихнов известен. Яркий представитель «поколения нулевых» (хитрый Данихнов уверяет, что сам же и выдумал это определение), победитель множества сетевых литературных конкурсов, мегаупырь и почти-почти-уже совсем рядом-культовая персона. На сетевых конкурсах даже термин такой есть – «данихновщина». Напишут о чьем-то рассказе отзыв: «Что это еще за данихновщина?!» и сразу ясно, о чем речь: неплохое качество текста + некоторая его бредовость + истеричность героя + высокая плотность околонормативной лексики. «Чужое», украшенное пометкой: «*Выхолощенная цензурой версия» так и пестрит фрагментами вроде: «Шилов плюнул, растер пяткой, поднялся и в одних трусах прошлепал на кухню. Оцарапал голую пятку о щепку, торчавшую из порога, выругался (Что-то вроде: «Вот же пляццтво» — но я не уверен)». Данихнов — знатный «слезодавильщик», но меру знает и сам же прибивает пафос ироничной грубостью — как пыль мокрым веником.
Местами получается гениально, местами – черти что — и даже без бантика сбоку.
Говоря на слеге, он просто гонит, этот Воффка Данихнофф. Но как гонит!..
Залюбуешься.
swordenferz, 16 марта 2010 г.
Отличный роман. Глоток свежего воздуха на нашем застойном болоте.
Siroga, 17 сентября 2009 г.
Внимание! Весь отзыв можно считать спойлером! (по другому не получилось)
Странный роман. Фантасмагорический. Там не сюжет бродит по цепи, а стиль, язык, знаки, мысли. А сюжет... ну что сюжет? Не сюжетом единым кубисты жили. Оружие, извергаемое землей, супермногоног из мертвой плоти, кусающаяся бутылка и баталии с просушкой белья в космическом поезде, машина, генерирующая фей и искусственный домовой Афоня, а в центре всего — главный неспециалист по инопланетной логике Костя Шилов... Много всякого разного извергла из себя фантазия автора, за что ему респект и уважуха. Люблю я подобные штуки.
Кстати, эпизоды, описанные в эпилоге могли бы быть отдельными и очень неплохими рассказами.
При всех восторгах есть здоровенная ложка дегтя. Я настолько принял первый мир, описанный Владимиром, — мир рая, что всеми последующими уже слегка тяготился. Мне было ужжжасно жаль, что этот мир-сказка (страшная) оказался плодом наведенной галлюцинации и ничего-то там не выяснится и ничем не закончится. Не избавило меня от ощущения и то, что все миры, как выяснилось ближе к концу, имеют право на существование. Так что, слишком много моего любимого феерического бреда (название условное, к качеству текста отношения не имеющее) — тоже плохо. Не очень-то организм принимает.
KERDAN, 8 ноября 2008 г.
Лучший роман автора, зрелая и наполненная фирменным цинизмом проза. Данихнов — русский Стивен Кинг.