fantlab ru

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
1450
Моя оценка:
-

подробнее

Немного ненависти

A Little Hatred

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Аннотация:

В этом мире были сокрушены лучшие, кого смогли найти гурки. Здесь великий император потерпел окончательное поражение. Здесь пророк Кхалюль был окончательно усмирён, а его трижды проклятая армия Едоков – отослана в ад, где им самое место. Союз победил! Силы, защищающие предрассудки и дикость, были подавлены, и открылись врата в новую эру – эпоху прогресса и процветания. Неизменно только одно, инквизиция ловит неплательщиков налогов, споры вождей решаются поединками, а орудием в войне магов выступают целые народы.

Добро пожаловать в цивилизованный мир! Чудовищный, прекрасный, бескрайний город. Адуя! Центр мира! Поэты зовут её Городом белых башен. Сюда стекаются люди из всех стран, со всего Земного Круга. Темнокожие кантийцы бегут от хаоса, царящего в Гуркхуле, бледнокожие северяне ищут здесь работу, жители Старой Империи пытаются начать жизнь заново. Искатели приключений из новообразованного королевства Стирии, торговцы с Тысячи островов, жители Сулджука и Тхонда, где люди поклоняются солнцу. Больше людей, чем можно сосчитать – живут, умирают, работают, размножаются, карабкаются друг на друга…

Молодые герои с горящими глазами, которые сражались тогда более тридцати лет назад с гурками, ныне превратились в седобородых старцев. Страница истории перевернулась, одно поколение сменило другое. По сей день лишь немногое происходит без одобрения человека, которого называли «Костлявым» – главного палача короля, архилектора Глокта; его же язвительная и амбициозная дочь Савина дан Глокта — королева инвесторов. Очаровательная девушка, вселяющая страх и не знающая страха, покупает идеи и воплощает их в жизнь. Она, возможно, первопроходец в своей области, но за ней уже следуют другие, которым нравилось рисковать.

Тем временем на территории Севера, на пустынных рубежах Инглии, вновь зашевелился внешний враг — Скейл Железнорукий со своим братом Чёрным Кальдером и сыном последнего Стуром Сумраком вторглись на территорию Протектората и сожгли столицу давнего союзника, а в Вальбеке, который за последнее время превратился в один из крупнейших и самых современных городов Срединных земель, теперь никто больше не был в безопасности — под его стенами произошёл крупный мятеж — ломатели захватили город. Есть опасения, что это может вылиться в восстание по всей стране.

Итак, два молодых героя в самом расцвете сил готовы выступить из длинных теней своих родителей. Они люди действия, хотя у каждого за поясом пока нет больших побед: первый — Ох, бедный мальчик! Двенадцать лет он только и делал, что пил, играл в карты и имел всё, что шевелится, и до сих пор его никто не принимает всерьёз, а второй – мечтает отвоевать себе место в легендах, так же, как в древности сделали Гарод Великий, Казамир Стойкий и Девять Смертей. Они готовые унаследовать мир и перестроить его таким образом, каким считают нужным, а Луна благоволит им всем; Рикке — дочь Ищейки, обладающая редким даром Долгого Взгляда, предупреждает, что следует приготовиться к кровопролитию. И от них содрогнется мир!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Fantasy Stabby Awards, 2019 // Роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
BookNest Fantasy Awards, 2019 // Роман, опубликованный в издательстве

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года по версии читателей - Переводная фантастика (27,95 %)

номинант
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2021 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2021 // Зарубежный роман (Великобритания)


Немного ненависти
2019 г.
Немного ненависти
2023 г.

Аудиокниги:

Немного ненависти
2019 г.

Издания на иностранных языках:

A Little Hatred
2019 г.
(английский)
A Little Hatred
2019 г.
(английский)
A Little Hatred
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц книги приходит ощущение, что вы держите в руках очень качественную вещь написанную рукой мастера. Наслаждение от прочитанного приносит буквально каждая страница. К счастью долгий перерыв пошел автору на пользу. Вторую Красную Страну я бы не выдержал.

Читавшим первую трилогию сразу бросается в глаза структурируемость сюжета. Видно, что вся история продумывалась наперед. Что не может не обрадовать тех кто остался недоволен бессмысленностью действий в Первом Законе.

Порог входа. В принципе роман можно читать в отрыве от других книг цикла, но в таком случае вы рискуете недополучить добрую половину удовольствия. Поначалу, почти каждая страница содержит отсылку к предыдущим книгам.

Аберкромби — мастер слова. Его диалоги вызывают эстетическое наслаждение. Вот пример такого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Ну, ничего не делать – это одна из вещей, в которых я действительно преуспел.

– Знаете что, ваше высочество? Мне начинает казаться, что из вас может выйти очень даже неплохой король.

– Ты мне все время это говоришь.

– Ну да. – Танни с понимающей усмешкой перевел взгляд на Дивизию кронпринца, неторопливо окружавшую город. – Но я впервые действительно так думаю.

А так же он мастер описаний. Он умеет описывать... все что угодно. Да так что читатель просто погружается в повествование, как будто сам находится в нем.

Герои. Будет не секретом сказать что персонажи первой трилогии обладали большей харизмой. Но создать еще один набор подобных героев задача невыполнимая даже для Аберкромби. И сказать честно, новые герои тоже получились хорошими. Они запоминаются, и каждый со своим характером. Тут стоит отметить что женским персонажам автор уделил гораздо больше внимания и «экранного времени» чем в прошлых книгах. Но никакого феминизма я тут не заметил.

Повествование происходит в двух локациях — на Севере (Инглия) и в Союзе (два города). Если сравнивать с первой книгой старой трилогии, то здесь меньше экшена. Больше интриг и диалогов. Сюжет почти не провисает, откровенно скучных эпизодов нет. Читается легко, но не быстро.

Из минусов книги можно отметить некоторую предсказуемость сюжета.

Говоря в целом, я считаю что первый роман трилогии можно считать удавшимся.

PS. Кол у нас теперь Коул, а Дальняя страна превратилась в Дальние территории. Почему издательство не может стандартизировать свои переводы, неужели это так сложно?

8.5 из 10

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю Джо, читал все его книги и эта, пока что, худшая.

Накинул балл за отблески той атмосферы первой трилогии, что иногда виднеются в этом поделии.

Если первая трилогия и допы ориентируется на категорию взрослых, а Море Осколков на подростков, то Эпоха Безумия есть нечто среднее между ними. Плюс трндовые феминистические мотивы. И в этом стремлении угодить всем, создать приемлемый для любой аудитории роман, Джо, естественно, проиграл в качестве текста. Зато привлек новую аудиторию: старые фанаты обеих категорий продолжат его читать по старой памяти плюс добавятся новые (ну может кому-то новый Аберкромби зайдет). Возможно, автор хочет экранизацию. Хитрый ход, надеюсь автор заработает денег и вернется к истокам.

И еще Джо очень любит свою вселенную и очень хочет, чтобы те, кто не читал предыдущие книги обязательно это сделали. В каждой главе есть отсылки на события, произошедшие 30 лет назад, причем на протяжении этих самых 30-ти лет после первой трилогии не происходило ничего, что заслуживало бы внимания, никакой интриги.

В целом читается легко и на том спасибо.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поймите правильно: я очень уважаю Аберкромби, считаю одним из лучших современных мастеров фэнтези. Отличное чувство юмора, живые и колоритные персонажи, захватывающий сюжет. Неповторимая атмосфера, сравнимая с классическими вестернами. Я по нескольку раз перечитывал прежние книги мастера Джо – «Красную страну», «Лучше подавать холодным», «Герои». А вот «Немного ненависти» меня, говоря мягко, озадачила.

Если сказать в общем, то достоинства Аберкромби стали тусклее, а недостатки, которые прежде были малозаметны, теперь буквально режут глаз.

О каких недостатках я говорю?

1. Феминизм.

В мире данной книги обычных женщин просто не бывает. Любая женщина — супергерой. А любой мужчина – ну, не то чтобы слизняк, но тихонечко сидит и сосет лапу в тени какой-нибудь супербабы.

Для иллюстрации, вот список героев.

Женщины:

Рике – ясновидящая предсказательница, притом еще и воин, и дочь вождя.

Изерн – дико крутой воин.

Савин – немеряно крутая финансистка, подпольная королева экономики. При этом красивая, умная и лихо дерется мечом, и все это – в 20 лет от роду.

Королева Союза – этим все сказано.

Губернаторша Инглии – такая же властная, умная и расчетливая, как королева, только чуток ниже рангом.

Теперь мужчины:

Лео – сын губернаторши, которого она при всем народе называет идиотом.

Принц Союза – безвольный лентяй, затюканный королевой.

Клевер – неплохой мужик, но старый, уже почти ничего не может.

Гуннар – нищий отставной сержант, при этом псих.

Сумрак – кровожадный мудак.

Было еще несколько, но их в первых же главах перебили крутые телки.

Да, стоит отметить: пару-тройку мужчин мочат в каждой главе, а женщин не убивают принципиально вообще никогда, даже если они сражаются прямо в гуще битвы. Сюжетная броня, понимаете ли.

2. Засилье цинизма.

Действует аксиома: мир = куча дерьма. Если персонаж думает иначе, то он дурак, о чем автор скажет прямым текстом. Но большинство персонажей – не дураки, потому они сами в каждой второй реплике заявляют: «Мир – дерьмо, жизнь – отстой».

Отдам должное: говорится об этом вполне остроумно. Циничные шутки героев действительно вызывают улыбку… ну, первые раз десять. А потом читатель обнаруживает, что в книге есть только циничные шутки, никаких иных, и повторяются они раз по пять на странице. Это изрядно утомляет. Хочется чего-нибудь светлого: не только для души, а и просто для разнообразия.

Кроме того, очень странно выглядит тотальный пессимизм героев. Ведь, напомню, среди них есть короли, принцы, губернаторы, богачи. И все, как один, уверены, что жизнь – дерьмо. Никто не скажет доброго слова хоть о чем-нибудь.

3. Характеры персонажей.

Выше я называл живых героев достоинством Аберкромби. Они остались живыми и здесь, это зачтем в плюсы. Но боги, насколько же они вторичны теперь!

Вторичны по внешнему признаку: герои «Немного ненависти» — это дети и внуки героев прошлых книг.

Что гораздо хуже, вторичны и по своей сути. Похоже, у автора имеется набор проверенных шаблонов, и для создания новых персонажей он попросту применяет старый шаблон. Кого ни возьми из новых героев, всегда – всегда! – возникнет ощущение: такое уже было.

Тщеславный нарцисс Лео = тщеславный нарцисс Джезаль из прошлых книг.

Бешеный Гуннар со вспышками боевого безумия – чем не Логен Девятипалый?

Ушлые и беспринципные правители – эти во всех книгах Аберкромби одинаковы.

Крутые воительницы – ха-ха-ха! Колючка Бату, Скифр, Хоскопская Львица, практик Витари, Монца Меркатто… тьма, им просто нет числа.

4. Интересный сюжет.

Вот здесь я точно не ждал подвоха. Уж что-что, а сюжеты у мастера Джо всегда активны и увлекательны. Всегда – но не в «Немного ненависти». Проблема такова: тупо отсутствуют завязки.

Приведу примеры, как было в прошлых книгах.

«Красная страна»: у Шай похищают детей, она пускается в дальнюю дорогу, чтобы их найти.

«Лучше подавать холодным»: убивают брата Монцы Меркатто, она чудом спасается и клянется отомстить.

«Полкороля»: свергнутый король попадает рабом на галеру.

Всюду завязка – это ярчайший конфликт, который заставляет героя активно действовать, а читателя – с головой погружаться в сюжет.

А что в «Немного ненависти»?

Рике и Изерн куда-то идут. И еще идут, и в третьей главе тоже.

Армия Лео отступает. Лео иногда с кем-то дерется, но армия все равно монотонно отступает — главу за главой.

Принцу Союза все пофиг, кроме шлюх. На самом деле, шлюхи тоже пофиг. Скучно ему жить.

Савин зарабатывает новые миллионы. У нее было раньше, к примеру, пять миллионов, а тут заработала шестой.

То есть, каждый персонаж просто живет своею обычной жизнью. Ни у кого не происходит стартового события.

По аналогии с реальностью. Завязки прежних книг Аберкромби – это как 24 февраля 2022 года: внезапная и страшная перемена. А начало «Немного ненависти» — это как битва за Бахмут: все плохо и ничего нового, все одинаково плохо день за днем.

Общий вывод. Данная книга остается читабельной и местами даже интересной, но сильно уступает по уровню прошлым работам мастера Джо.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем все предсказуемо — можно просчитывать ходы автора как в шахматах на несколько вперед — и всегда выигрывать. Проще — банально и на потребу толпы. Написано исключительно с целью получения гонорара. Так что оценки будут разные. От меня — единица, дабы занизить общий рейтинг, который заставил меня потратить время на прослушивание этой шняги.)

Оценка: 1
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается довольно легко. Автор верен себе — в книге нет ни одного полностью положительного героя. ( Последняя надежда была на Клевера) У каждого есть как светлая сторона так и темная. Причем темная подана более ярко и насыщено. Показана плавная смена эпох. Времена меняются, а человеческие пороки все теже. Немного искуственным выглядит попытка добавить положительных красок в образ Орсо.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я поставил семерку, но мне не понравилось. Для любого другого автора такая оценка была бы вполне приемлимой, но Аберкромби — флагман и последняя надежда. Для него уже недостаточно запилить интересный сюжет, имя обязывает совершать прорывы и намечать векторы. Но здесь вектор загнулся до такой степени, что начал указывать куда-то назад, да так, что Орсо стал двоится в глазах и из-за этой ряби вдруг проступил Джезаль, Лео вдруг мимикрировал в молодого Глокту, а Бык Броуд в Кола Трясучку времен Стирии. И, что самое, ужасное, все эти герои, да и не только они, но также все те оставшиеся в живых ветераны бесконечных битв, заговорили одинаковым голосом Аберкромби, с одинаковыми интонациями, одинаковым цинизмом и одинаковой усталостью от героизма. Роман «Герои» настолько сильно повлиял на Аберкромби, что даже давно его закончив, он продолжает писать то же самое. Все те же приемы в виде скачек по головам второстепенных персонажей, то же продолжение линии «герой-это убийца, которому повезло». Что еще хуже, так это какое-то топорное, ничем не мотивированное выпиливание оставшихся персонажей «Первого закона».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему умер Джезаль и Ищейка? Зачем Стур убил Скейла? Для чего Йонас Крутое поле воткнул кинжал в сердце Чудесницы?

Нет понимания, нет мотивации. Есть только желание скинуть балласт. Но ведь новые герои не такие интересные. Остался только Кол Трясучка, линия которого проходит через весь цикл, такое ощущение, что это все вообще про него, а не даже про Логена.

Читать-то вроде бы и интересно, несмотря на все вышеперечисленное, а также засилие длинных словоблудных постельных сцен и бисексуальных страданий новых героев. Но никакого прорыва, никаких героев, никаких злодеев. Интересен только исконно русский сюжет про то, что перемены ни к чему хорошему не приводят. Но интересна эта мысль будет только западному читателю, мы же все это и так знаем, у нас были и революции и Стругацкие, и вообще мы тут все наследники Сократа.

В общем, я не впечатлился, но дочитаю все это до конца.

Как-то привык уже что ли к этому миру.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне удивлена, что многим данная книга нравится меньше «Первого закона». На мой взгляд, она сильнее первых трех книг «Закона», и в плане сюжета, и в плане развития персонажей, и в плане стиля. Рискну предположить, что «Кровь и железо», «Прежде чем их повесят» и «Последний довод королей» больше ориентированы на мужчин по содержанию, а в «Немного ненависти» больше внимания уделено отношениям, любовным делам и постельным сценам, а также женским персонажам, так что это больше подходит дамам. Поскольку подобные жанры намного чаще читают мужчины, отсюда и количество недовольных. Это из разряда: у Толстого война — для мальчиков, а мир — для девочек) Но я, конечно же, буду объективна...)) т.к. отношусь к женщинам, которые не читают женскую литературу в принципе и решающей в предпочтении книги для меня никогда не является любовная линия.

Так вот, по моему скромному мнению, данная книга более зрелая, более продуманная, более детальная и взрослая. Персонажи в ней более проработанные и реалистичные. В ней нет явно прослеживающейся в «Законе» картонности. Безусловно, очень хорошо прописан Глокта со всем его адом как внутри, так и в реальности, а также динамичный образ Джезаля и глубокий характер Логена. Но все это как-то не сразу... О «Крови и железе» у меня вообще остались впечатления как о весьма средней книге, особенно в плане женских персонажей и проработки мира, не говоря уже о стиле современных голливудских боевичков без средневековой атмосферности и психологии. Слава богу, продолжение все компенсировало интересностью сюжета и более глубоким раскрытием героев и мира. Так вот «Немного ненависти» погружает в атмосферу и в действие сразу. Герои тоже интересны каждый сам по себе. Больше нет перетягивания одеяла на кого-то одного, как было с Глоктой. Читать интересно про всех, за всех главных героев в равной степени переживаешь. По крайней мере понять каждого из них вполне реально, и они легко узнаются и угадываются в окружающей нас реальности. Другое дело, что кто-то вызывает симпатию и сочувствие, кто-то не очень. Кстати, сразу замечу, я не поклонница Глокты. Он интересный герой с очень тяжелой судьбой, но, на мой взгляд, утратил человечность полностью. К тому же его успехи часто достигаются не приписываемым ему сверхумом, а скорее пытками, банальным везением и еще тем, что его часто окружают идиоты, на чьем фоне он смотрится единственной благоразумной сильной личностью.

Если разбирать персонажей из «Немного ненависти», то в общем и целом их можно охарактеризовать как вполне земных людей, со своими достоинствами и недостатками. Кто-то вызывает уважение, кто-то сочувствие, кто-то откровенную неприязнь. В разных ситуациях они проявляют себя тоже по-разному. Никто не идеализирован, но при этом и непредсказуемых «роялей в кустах» или «котов в мешке» нет (ну кроме Клевера разве что). Они действуют по законам своего характера и сообразно обстоятельствам, а также согласно среде, в которой они росли. То есть северяне — по-любому неотесаны, прямолинейны и по большей части грубы. Аристократы — избалованы и развращены. Власть имущие — высокомерны, коварны и жадны. Воины любят и хотят воевать. Ну а низы вынуждены либо подчиняться и служить сильным мира сего и влачить жалкое существование, либо бунтовать. Ничего нового на планете Земля... Чудесных сказочных преображений не происходит, но развитие, динамика у некоторых есть, что тоже весьма интересно.

Из особо динамичных образов можно отметить наследного принца Орсо — несомненного сына своего отца, чему можно, с одной стороны, порадоваться, с другой стороны, посочувствовать. Конечно, не хотелось бы, чтобы он повторил его судьбу, хотя с его характером это было бы неудивительно. Доброта, человечность, способность любить, ум есть, но характера нет... Зато уже прослеживается самокритика, самоирония и реальный взгляд на мир. Что ж, посмотрим, что это даст, останется ли он пешкой или начнет действовать самостоятельно.

Остальные герои все же менее непредсказуемы и остаются верны себе. Мне лично интересно, во что в итоге превратится Саввин. Не хотелось бы увидеть ее деградацию или еще какие-то альтернативные сюрпризы. Но перемены определенно нужны, т.к. идеальный герой — герой не сильно правдоподобный. Мне кажется, она в равной степени может как пойти по пути жестокости собственного приемного отца, так и по пути деградации собственной матери, и находится на таком же «перепутье», как и Орсо. Она может выбирать, если конечно, судьба (=автор) не сделает неожиданный выбор вместо нее.

Безусловно, интересные женские персонажи в принципе порадовали своим присутствием, потому что в «Первом законе» с женщинами была совсем беда... Даже уже закрались мысли о женоненавистничестве автора)) иначе за что такое вообще??.. Либо курицы где-то в фоне, либо озлобленные стервы и истерички. Это было откровенно странно... На этот раз автор надежды не обманул. Саввин, ее компаньонка, Рикке, Вик, мать Лео, дочь и жена Гуннара — этот мир уже не без женщин)) мало того, он на этих женщинах порой держится, что вполне естественно. Однако, я так поняла, что появление женщин с характером и с неким статусом оскорбило чувства некоторых читателей-мужчин, и в этом узрели модные веяния феминизма. Если честно, не поняла, в чем тут феминизм, если в истории появились чьи-то матери, чьи-то дочери, чьи-то жены, любовницы, сестры, служанки и т.д.? Не заметила в связи с этим никакого ущемления мужских персонажей. Они по-прежнему разные — воины, принцы, крестьяне, отцы, сыновья, братья... Кто-то силен умом, кто-то физически, у кого-то есть воля и власть, у кого-то нет... Просто это уже не мальчуковый мир одних только сражений, большой политики и властных мужиков, где про женщин слыхом не слыхивали. Тем не менее, если уж речь заходит о власти, о силе, о серьезных решениях, о вершении судеб — все равно эта роль отведена мужчинам. Так что без обид... К тому же, когда очередь доходит до раздачи оплеух от жестокой судьбы, женщины страдают не меньше и удар держат по-разному.

Также хотелось бы отметить, что в целом книга «Немного ненависти» написана лучше «Крови и железа». Прямо увидела прогресс автора в раскрытии его таланта, его бОльшую погруженность в историю, в детали, в мир, в характеры людей, в глубину описываемых событий и обстоятельств. В целом пока что ставлю Аберкромби все же ниже Джорджа Мартина. У последнего наблюдается прямо-таки очень зрелый, очень мудрый, исторический взгляд на мир, на людей, при этом беспристрастный и глубокий. К тому же практически классический стиль, глубочайшая проработка мира, в который веришь, как в свой собственный, срастаешься с ним, — у Мартина этого не отнять. Надеюсь, со временем Аберкромби еще достигнет тех же высот. А так в принципе «Земной круг» — безусловно очень захватывающее, яркое приключение в духе темного фэнтези. Да, кровь, грязь, жестокость... Но таковы уж люди практически во все времена, особенно в века беззакония, войн и бунтов, бессмысленных и беспощадных.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К новой трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия» я приступил лишь после выхода заключительного тома – хотел прочитать все романы разом. Вероятно, мне довольно сложно объективно оценивать творчество автора, т.к. я являюсь его ярым фанатом. Тем не менее постараюсь максимально беспристрастно подойти к обзору.

«Немного ненависти» можно отнести к «тёмному фэнтези» лишь номинально. Нет, grimdark-элементы на месте, а вот с фэнтези всё не так просто. В мире есть несколько магов, но их сил мы почти не видим. Есть могучие едоки, но по большей части они сосредоточены на далёком и таинственном Юге. Есть героиня, способная видеть будущее, но этому уделено совсем немного внимания. Таким образом, «Немного ненависти» больше напоминает исторический роман, просто в рамках выдуманной автором вселенной.

Думаю, многих интересует вопрос, можно ли читать «Немного ненависти» до знакомства с «Первым законом». И да, и нет. С одной стороны это полностью самостоятельное произведение со своим сюжетом. До описываемых событий, конечно же, что-то происходило, но ведь и в любом отдельно взятом романе события стартуют не с пустого места. С другой стороны, роман содержит массу отсылок к предыдущим книгам, и искать их одно удовольствие. Поэтому я всё-таки рекомендовал бы прочитать сначала первую трилогию и три отдельных романа. Я вот, например, наиболее давно читал «Героев» и пару раз мне приходилось листать роман, чтобы понять тот или иной авторский ход.

События «Немного ненависти» разворачиваются спустя примерно 30 лет после первой трилогии. За это время на смену Средневековью пришла эпоха индустриализации. Намеки на это мы встречали в предыдущих романах. Например, в «Красной стране» начинается разработка угольных шахт, а в «Героях» на поле боя впервые используют пушки. В это время Гуркхул распался, а его Пророк сбежал. В Стирии у руля Талинская Змея – Монца Меркатто. В Союзе балом правит научно-технический прогресс и капитал. По некоторым намекам становится понятно, что Баяз полностью поддерживает данное направление. Смена эпохи не проходит бесследно. Когда в школе на уроках истории я проходил восстание луддитов, я искренне не понимал, чего же этим странным людям не хватает. Новые технологии – это же так круто. Джо Аберкромби очень натурально показывает нам, через что приходится пройти простым людям. Сокращение рабочих мест из-за внедрения машин приводит к повальной безработице. Оплата труда становится всё ниже, а условия всё хуже. Не обходится без детского труда и травм на производстве. Воздух трущоб пропитан смогом. В народе зреет недовольство, и всё больше предпосылок к открытому бунту. Однако и высшее общество отнюдь не в восторге от сложившегося положения вещей. Из-за череды убыточных войн в Стирии налоги возросли, а всё большую роль начинают играть предприниматели. Теперь для богатства недостаточно просто быть землевладельцем, нужно ещё и уметь обращаться с этими деньгами. Вот на это способны далеко не все представители старой аристократии, заседающей в Открытом совете. Таким образом, король Джезаль дан Луфар оказывается между двумя огнями. На мой взгляд, такая смена эпох показывает проблему лишних людей, тех, которые не могут приспособиться под новые меняющиеся условия.

Для завязки основного сюжета автор берёт уже проверенный ход – на Севере вспыхивает очередная война. Ранее мы видели, как под защитой Союза сформировался Протекторат, которым правит Ищейка. Стур Сумрак, племянник короля Скейла Железнорукого, с попустительства дядюшки решает вернуть Протекторат Северу, а леди-губернатор, Финри дан Брок, во главе армии Инглии старается ему помешать.

Теперь хотелось бы поподробнее рассказать о героях, ведь именно в этом Джо Аберкромби был всегда силён. Спустя 30 лет большинство персонажей «Первого закона» уже постарели, и на сцену выходят их дети. В этом заключается определённая отличительная черта. В первой трилогии большинство героев – взрослые сформировавшиеся люди, здесь же мы видим более яркое развитие. Савин дан Глокта – дочь всеми нами любимого инквизитора. В новой эпохе она чувствует себя, как рыба в воде – преуспевающий хладнокровный делец и светская львица. Принц Орсо – наследник престола. От отца он унаследовал мягкий характер и некоторую праздность. При столь высоком положении Орсо чрезвычайно самокритичен и ироничен. Из всех возможных путей склонен выбирать самый простой, что опять же роднит его с Джезалем. Стур Сумрак напротив нисколько не похож на своего отца – хитрого, осторожного и прагматичного Чёрного Кальдера. Он жесток, кровожаден, чрезмерно самолюбив и тщеславен, жаждет славы и битв. За крутой нрав получил прозвище «Большой Волк». Лео дан Брок – сын Финри дан Брок, кандидат в лорды-губернаторы, отважный и благородный юноша, склонный к необдуманным поступкам. За свою доблесть и воинские навыки прозван «Молодым Львом». Рикке, дочь Ищейки, с детства была наделена даром Долгого Взгляда. Эта особенность позволяет ей временами видеть будущее. Только вот дар это или всё же проклятие? Виктарина дан Тойфель – доверенный человек Глокты. У девушки была довольно непростая судьба: за мнимую измену отца её семью сослали на рудники в Инглию. На инквизицию она работает в первую очередь потому, что любит быть на выигрышной стороне. Гуннар Броуд – бывший солдат, служивший в буквально самоубийственном подразделении лестничников. Это человек огромного роста и мощного телосложения, носит очки. Он очень хочет забыть своё кровавое прошлое, но что поделать, если только в бою он чувствует себя свободным. Не могу не заметить здесь параллелей с Логеном Девятипалым в «Первом законе» и Трясучкой в «Лучше подавать холодным» – они тоже хотели стать лучше, но обстоятельства раз за разом кидали их в очередную кровавую свалку. Йонас Клевер в прошлом был прославленным воином, но решил забросить это дело, и сейчас мало кто из молодых воспринимает его всерьёз, считая безобидным клоуном. А зря… Встретим мы уже и знакомых нам ранее героев: Глокту, Баяза, Ищейку, Сульфура, Джезаля и многих других. Стоит отметить, что данные персонажи не вводятся автором ради ностальгии, а играют свои немаловажные роли.

Фирменный чёрный юмор Джо Аберкромби никуда не делся. Большая его часть связана с принцем Орсо и Йонасом Клевером. Автору всегда удавалось отлично описать войну, а теперь могу сказать, что и описание восстания получилось ничуть не хуже. Настоящей находкой является глава «Маленькие люди», где описание идёт от лица простых горожан. Это позволяет разносторонне посмотреть на мятеж, понять всевозможные обстоятельства и точки зрения.

Итог: Роман может понравиться как любителям фэнтези, так и фанатам исторической прозы. Аберкромби по-прежнему великолепно прописывает персонажей и удивляет неожиданными сюжетными поворотами. В плане описания масштабных событий автор, на мой взгляд, даже вырос. Роман закончился на интригующей ноте, поэтому тут же приступаю к продолжению.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга слабая. Я ожидал «Первый закон» в мире промышленной революции, а получил историю, где постельных сцен больше, чем боевых.

Промышленная революция это не только дым, гарь и ухудшение качества жизни. Это еще и производство в промышленных масштабах. Производство и удешевление стали, ткани, пищи. Это знания, распространяемые типографиями. Это усовершенствование химический процессов в металлургии, качества медицины, военной подготовки. И при этом треть книги занимает сюжет войны большого промышленного государства с маленьким феодальным. Где новобранец Союза был бы лучше снаряжен, чем ветеран Севера. Но у Аберкромби промышленная революция это всего лишь сюжетный фон и причина человеческий страданий.

С героями не лучше. Приведу один пример, но у остальных примерно так же.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Савин дан Глокта — непробиваемая, непроницаемая, беспринципная, умнейшая инвестор. Так нам её описывают. Вот что Савин успела за книгу: вышла из себя из-за манеры говорить собеседника, отказавшись от перспективного изобретения для её шахт, вышла из себя из-за месячных, выделила огромную безвозвратную сумму, потому что этого попросил её любовник. Единственное удачное дело за книгу — прислать своего амбала, ради рейдерского захвата. Почему персонаж умный, уважаемый, волевой и успешный инвестор? Ну, так написал Аберкромби.

И вся книга состоит из таких неточностей. В такой мир очень сложно поверить. Книгу я дочитывал без удовольствия, просто надеясь, что Аберкромби хоть кого то из героев убьет.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвращаемся в Земной Круг! Казалось, что разлука была совсем не долгой, но здешний мир успел сильно измениться. От классических фэнтезийных тем меча и магии Аберкромби ведет нас к темам индустриальной революции и классовой борьбы в практически стимпанковых декорациях. Нет, северяне со своими северными делами тоже присутствуют, но их ветка пока явно проигрывает в борьбе за читательский интерес. Скорее всего те, кто ждал прямолинейного продолжения Первого Закона по тем же лекалам, будут немного удивлены. Кто-то даже будет разочарован, но мне такая перемена пришлась очень даже по вкусу. Писательское мастерство Аберкромби только растет, от книги совершенно не оторваться, так что в вопросах тем повествования и, уж тем более, декораций я полностью ему доверяю.

Персонажи! Раздавал бы многим авторам эту книгу в качестве учебного пособия по части прописывания образов и типажей. Каждый из них (а их не мало) ярко горит в воображении благодаря мелким деталям, позам, жестам, манерам говорить и думать. Каждый чего-то хочет для себя и что-то дает сюжету. В центре внимания теперь второе поколение героев Первого Закона. Аберкромби не стал цепляться за старое не только в части сеттинга, но и в части персонажей, что вполне соответствует красной линии сюжета – время и прогресс беспощадны и никого ждать не будут. Кто-то из стариков стал легендой, а кто-то ушел в грязь. Те, кто выжил, в основном, хотят только мира и спокойствия, и мы вместе с ними с легкой грустью смотрим на их детей – амбициозных, горячих максималистов, которым не терпится нырнуть в этот мир, как в омут. Все эти отпрыски разные, но все страстно к чему-то стремятся: к славе, власти, крови, к признанию и любви. Грустим мы потому что знаем, что всех их рано или поздно ждут жестокие разочарования.

Новым персонажам – творить новую историю. Стариков, которые пока еще держат формальную власть в своих руках, дергают за ниточки известные кукловоды. Но старикам пора на покой, а у кукловодов скоро снова появится головная боль — приструнить их преемников. Пройдет ли все так же гладко? Узнаем в следующих сериях, но желание автора избегать самоповторов в этом плане обнадеживает.

К чему придраться? Всегда есть к чему. Автора, как жителя современной Великобритании, очень волнуют вопросы угнетения женщин и национальных меньшинств. Всяческие нелепые подколы в сторону мужчин-сексистов и шовинистов от некоторых персонажей лились рекой. Забавно, что именно эти персонажи очень много говорили и очень мало делали, в отличии от массы других — тех, кто успел столкнуться с реальными испытаниями на прочность. Может быть эта ирония и есть замысел автора? Хотя, что касается расового разнообразия, то против него только недалекие провинциалы – это было заявлено весьма четко. Таких вещей не так много, они не мешают чтению, но натренированный современной вездесущей повесткой взгляд теперь остро замечает такое везде.

На минорной ноте останавливаться не хочется. Произведение крепкое, качественное и не оставляет вопроса: читать дальше или нет? Читать обязательно.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большинство современных творцов предпочитают прогнуться и плыть по течению русла правящей либеральной партии, чтобы не иметь проблем и продаваться. Свободы творчества и слова уже нет — только политкорректность и цензура. Аберкромби так и поступил. Его творчество разительно изменилось. Не важно о чем пишут, пусть даже о средневековье, но теперь всем правят и решают сильные умные женщины. Мужские персонажи наоборот, подчиняются, обладая противоположными чертами характера. Мужская дружба, мужественность, отвага и т.д. все в произведении доводится до состояния высмеяния. В подтексте и открытом тексте много уделено места феминистической пропаганде.

От всего этого резало глаза в современных фильмах, а теперь дошло и до любимых книг.

Кто-то менее чувствителен к подобной отраве, кто-то предлагает сравнить с книгами, где это проявляется в еще большей степени. Но я ждал продолжения конкретно этого произведения и был расстроен.

Хотя книга не худшая и несмотря на ядовитую раскраску сюжета, интереса хватило для чтения. Хотя я ждал продолжения в первую очередь ради Логена, но здесь от него остались лишь воспоминания. Может и к лучшему, ибо его неминуемо бы каснулись подобные надругания.

Радует, что стали рождаться рускоязычные звезды такие как Суржиков и еще остались произведения, которые можно читать не раздражаясь и не отвлекаясь на политические пропаганды и подтексты.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказать честно меня роман разочаровал. Но и ожидания были достаточны высоки. А, как говорится, наши ожидания наши проблемы.

Во-первых, персонажи не вызывают особенного сочувствия. Автор старается показать, что где-то в глубине они добрые и хорошие, но поступают они как ленивые эгоисты и потому особо за них не переживается. К тому же часть новых персонажей прописано очень поверхностно, а старые просто сведены до уровня декораций. Ну, и хочется посетовать на количество сильных и независимых на страницу текста, с середины книги прямо сильно режет глаз.

Во-вторых сюжет хоть и наполнен событиями, но по существу точится на месте. По сути автор рассказывает нам экспозицию, при этом сильно разбавляет её водой.

В-третьих добавился какой-то излишний натурализм — мелкие детали то тут, то там, которые не добавляют роману не глубины, не взрослости, а являются своего рода шок контентом. Мне кажется нет смысла рассказывать детали обосраных штанов или месячных, когда куча людей вдоль дорог развешена.

С другой стороны все сильные стороны авторского стиля Аберкромби на месте: и живой язык, и неплохой юмор и высокая динамика событий.

Так что читать всё ещё интересно и приятно, но хочется большего.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, впадаю в некоторый ступор, пытаясь сообразить, а с чего вообще начать рассказывать про эту книгу. Как всегда поступаю в подобных случаях, просто пронумерую свои впечатления.

1. Удивили слишком радикальные изменения за какие-то тридцать лет. В первых книгах о Земном Круге перед нами предстало классическое развитое Средневековье, а тут — бурный промышленный переворот, сложнейшие финансовые схемы, патентные бюро, упоминаемые прототипы огнестрельного оружия и железных дорог, а так же зарождающееся рабочее движение — это мир не ранее конца нашего 18-го века. Пробежать три века за три десятилетия... Это не явный минус, но просто очень сильно вольное допущение, на которое автор имеет право, в конце концов, это можно списать на «прогрессора»-Байяза.

2. Огромное количество Главных Героев и сюжетных линий — аж семь! И все они примерно равноправны и им уделяется вполне сопоставимые объём и внимание. И это тоже не минус — в отличии от многих авторов, Аберкромби сумел выстроить повествование настолько грамотно и чётко, что я ни разу не запутался, о ком сейчас вообще идёт речь, и это при том, что действие постоянно скачет от одного к другому примерно раз в десять, максимум — двадцать страниц.

3. Персонажи — главное украшение этой книги. Я не могу вспомнить другого такого примера, когда при огромном количестве основных действующих лиц, следить за всеми ими было крайне интересно, скучных личностей с неинтересной судьбой среди ГГ просто нет. Да, мои фавориты — Клевер, Броуд и Молодой Лев, но и судьба прочих не менее любопытна. К слову, мы встречаемся здесь с кучей героев первой трилогии. Но хоть безмерно приятно снова «увидеть» Трясучку, Ищейку, Глокту, Бремера и прочих — все они, в соответствии с главным лейтмотивом книги, уходят на второ- и третьестепенные роли, уступают дорогу молодёжи.

4. Сюжет — ну, здесь без спойлеров никак, но просто скажу, что он крут. Категорически не согласен с тем, что последние сотни страниц лишние и действие провисает — ничего подобного! Да, меняется ритм и настроение, но кульминация-то даже наступает лишь в самом конце!

5. Крайне порадовала вся линия с ломателями — вполне реальные английские луддиты, достигшие пика своего влияния как раз в начале 19-го века, перенесены в книгу практически без изменений. Рабочие примерно так же страдали и примерно так же неловко и пока что бестолково, но всё же упорно пытались сделать хоть что-то для улучшения своего положения. Я так и вижу, как несколько десятилетий спустя в Союз приедет земельнокружный аналог Маркса, чтоб провести некоторые исследования рабочего движения и просветить местных революционеров по части теории).

6.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аберкромби раздражает своим садизмом в отношении романтических судеб героев. Вот проникнешься ты персонажем, порадуешься, что он счастье своё нашёл, а потом забыв, кого ты читаешь, сам обтекаешь от того ушата субстанций, что вылился на их личную жизнь. Аж у самого настроение несколько раз портилось... Хоть автор и повторяет фактически одну романтическую линию из «Моря осколков», я всё же надеюсь, что сумеет достойно закончить оба романтических сюжета не так, как я боюсь. Иначе это будет ну просто очень пошло и разочаровывающе.

И хоть пока что книга оставляет в восторженном впечатлении, я поостерегусь выносить однозначные суждения. История не окончена, персонажам ещё предстоит огромный простор для развития, куча вопросов ещё должна получить ответы — это же только треть большой истории. Но пока что впечатления крайне восторженные и я возлагаю огромные надежды на две последующие книги — в конце-концов, Аберкромби фигни ещё не писал и ни одна его книга не оставляла меня разочарованным.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как наверное большинство любителей фэнтези, я долго ждал возможности начать читать эту книгу без необходимости ждать продолжения. И вот наконец дождался. Что хочется сказать.. Как-то в теме автора, тут на фантлабе, сказали что Джо сегодняшний, не особо отличен от самого себя, который писал трилогию «Первый закон» и три его «продолжения». Да это так. Каким он в принципе был, таким и остался. Это наверное и хорошо. Потому как, другого Аберкромби я уже видел в трилогии «Море осколков» и особо радоваться было нечему.

Начну я пожалуй с минусов. Он тут один, зато очень длинный. Примерно в длину страниц 200, последних. Они лишние. И практически ничего не изменится, если их выкинуть. (Ну десяток последних страниц оставить можно.) А так, основной драйв закончился где-то в районе страниц 450-550, ну и незачем было продолжать. Затянуто получилось.

Плюсы. Плюсы тут в принципе все такие же как и в Первом законе. Много персонажей интересных, хорошая атмосфера. Автору очень хорошо удалось показать стык эпох (условного Нового времени и Средневековья) Это именно стык, так как во многом тут еще Средневековье, а где-то и Новое время. Так и должно быть наверное. В реальном же мире тоже не все резко поменялось. Хорошо что автор оставил поединки в кругу. Они интересные.

Нейтральное. Наряду с новыми героями, в романе еще есть и старые. Но только вот «книжного времени» у них очень мало. Им бы его побольше.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я соскучился за героями Джо Аберкромби. Причём, за всеми сразу, если можно так выразиться. Новая книга, продолжающая историю Земного круга. Всем кто волновался, как же автору удастся вернуться в свой собственный мир, могу точно сказать, что всё на самом высшем уровне.

Из старых знакомых, мы встретимся всего лишь с несколькими героями. Глокта, который с помощью инквизиции всё также следит за всеми и всем в Союзе. Он постарел, ещё больше выглядит больным и немощным, но внутренняя сила и жестокость возросли в разы. Стоит сказать пару слов и о его помощниках, которые также будут играть важную роль в этом произведении. В первую очередь, это молодая девушка, которая мастерски умеет перевоплощаться и играть самые разные роли. Безжалостная, решительная, умная, преданная Глокте, готовая на всё, чтобы выполнить его волю. Ближайший помощник Архилектора, который одним своим видом внушает ужас практически всем, кому не повезло с ним встретиться, и вполне заслуженно, более жестокого человека в окружении Глокты нет.

Оставшиеся в живых воины Севера, которым повезло выжить в кровопролитных войнах. Некоторые ещё помнят Девятипалого, а кому-то даже удалось с ним вместе сражаться. Подросшая молодежь мечтает о его славе, мечтает стать в один ряд с ним. Для этого нужно воевать, убивать и сжигать всё вокруг, стать самым жестоким и кровожадным убийцей на всем Севере. Поэтому, снова война, снова смерти, снова невиданная жестокость по отношению к проигравшим. Это крайне жёсткий мир, что автор не устаёт подчёркивать.

Старые герои, это хорошо, но создать новых героев, чтобы они соответствовали и были ничуть не хуже, это сложный процесс. Но с появлением новых персонажей, цикл обрёл что-то совершенно другое. Цинизм и чёрный авторский юмор буквально сочатся на каждой странице, едкие и колкие замечания по отношению к другу другу, к окружающему безумию, всё это делает текст невероятно притягательным и увлекательным. А если учесть, кто будет играть одну из главных ролей, то станет ещё интереснее, ведь единственная дочка инквизитора Глокты не может быть заурядной личностью.

Отдельно хочется отметить второстепенных персонажей, которые зачастую выполняют роль статиста. Но в этом романе всё немного не так. Каждый из участников событий будет предельно четко описан, каждому будет дана возможность сыграть собственную роль на сцене, пусть у некоторых она будет трагичной и очень короткой.

Ну и конечно же, масса сражений и битв, интриги на самый изысканный вкус, самый чёрный юмор на грани или даже за гранью, яркие и запоминающиеся герои, всё это в новом романе Джо Аберкромби получит читатель в достатке.

Шикарное начало новой серии, великолепно написанное и безумно увлекательное.

Джо Аберкромби не перестаёт меня радовать, именно из-за таких историй хочется читать книги.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх