Дэвид Моррелл «Было время»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Желая поскорее добраться домой, Сэм Вентворт сворачивает на проселок, проходящий через пустыню, совершая тем самым роковую ошибку...
Входит в:
— антологию «Taverns of the Dead», 2005 г.
— антологию «Ужасы», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 1 октября 2013 г.
Дэвид Моррелл известен в первую очередь благодаря созданию чуть ли не самого известного и непобедимого героя-солдата по имени Джон Рэмбо. Имя Рэмбо стало уже нарицательным, но в основном благодаря своему киношному воплощению, ведь упор делался на социальную драму и глубокий психологизм. К фантастике и мистике автор в своем творчестве обращался достаточно часто, и один из ярких тому примеров — рассказ «Было время».
Сэм Вентворт спешит домой, но попадает в пробку. Он по телефону предупреждает свою жену, что может не успеть на празднование дня рождения дочери, и жена этому вообще не удивляется: не в первый раз уже. Сэм слишком много времени проводит на работе, он и сам это понимает. Увидев, как несколько машин свернули с основной трассы и поехали по старой дороге в нужном ему направлении, наш главный герой решает рискнуть и последовать их примеру. Вскоре он натыкается на типичный городок дикого запада века эдак XIX. Сэм решает рассмотреть все поближе, прогуливается по городку, заходит в салун, пробует там напиток из сарсапарели и... Приходит в сознание посреди пустыни, от городка остались лишь воспоминания да обломки досок, а самому Сэму очень плохо. Хотя худшее еще впереди, т.к. сделав всего один глоток шипучки, главный герой оказывается в ином мире, очень похожем на наш, но с одним отличием. Для Сэма здесь места нет. Или есть? Дочитайте до конца и решите для себя сами.
Рассказ очень неплох, хотя и раскрывает уже почти заезженную тему. В нем нет ужасов, есть только страх. Страх лишиться семьи (даже если и не уделяешь ей достаточно времени, ведь так легко рассуждать, что жена с дочкой никуда не денутся). Страх лишиться работы (даже если считаешь своего начальника человеком недалеким). Страх лишиться своей жизни, всего того, что делает тебя собой.
zmey-uj, 20 января 2011 г.
Как уже упоминали, тема поднимается не впервые. Некто случайно попал в альтернативный мир и думает только о том, как из него вырваться. Чаще авторы милостивы к герою: меняя ту или иную подробность его жизни, они все же дают ему место в параллельном мире, а иногда и шанс вернуться («Улица одностороннего движения»). Изредка случается наоборот: кошмар, ад, откуда невозможно спастись, сохранив рассудок («Крауч-энд»). Здесь ситуация посередине: Сэм оказывается абсолютно чужим для тех, кого считает знакомыми и близкими — и в этом сюжет весьма правдоподобен! — но надежда у него все же остается. И вот эта надежда, когда все, казалось, потеряно, надежда слабая, которая еще неизвестно, оправдается ли, является наиболее сильной стороной рассказа.
Очень хорошее напоминание о том, как нам бывают дороги наши близкие.
Gynny, 28 июня 2013 г.
Достаточно качественная вариация извечного человеческого страха потерять все, что тебе дорого, и не по злому умыслу, а просто из-за того, что свернул не на ту дорогу и оказался не в том месте. Не ново, но написано добротно.
Claviceps P., 18 сентября 2010 г.
С одной стороны высказавшиеся ранее верно отметили, что прием использованный Морреллом в данном рассказе встречается в книгах и фильмах настолько часто, что вполне может набить оскомину... Но это ведь как и с почти любым другим приемом...
Для меня же он скорее является неким условным архетипичным ходом — во-первых, и оказывается довольно важным по личным причинам (персональных кошмаров) — во-вторых... Это на самом деле страшно — в один миг, из-за какой-то мелочи — потерять всю знакомую тебе жизнь. И пусть подмена реальности — тема скорее характерная для научной фантастики и Филипа Дика... Моррелл облекает ее в этом крепком и цепляющем рассказе, впервые опубликованном в интересной антологии «Таверны мертвецов», в пугающую форму экзистенциального хоррора... При этом сам сюжет скорее смахивает на баечно-склеповый или икс-файловский — что в принципе не есть плохо, т.к. кинематографичность вообще свойствена вещам писателя, и она ему удается.
Свернув не туда, оказавшись в призрачном городке, сделав глоток шипучки из сарсапарели... каждый из нас рискует... и это пугает... Когда очнувшись (очнувшись ли) все вокруг одновременно и знакомое, и чужое... Теряться и терять — страшно... :frown:
В целом атмосферный, но не идеальный может быть в плане описания рассказ, и с концовкой в итоге можно поспорить... Но за чувства, отклик и особо удачные моменты — все же 9.
alex1970, 30 января 2011 г.
Герой торопится домой на день рождения дочери. На шоссе пробка и он решает быть самым умным и как нормальный герой «пойти в обход». Но в данном случае решение было очень и очень неверным.
Написано хорошо. Ситуация действительно ужасная и найти из нее выход действительно нелегко, если вообще возможно.
Ситуация не нова, мысль о том, что без необходимости не суйся на пустынные шоссе – также новизной не блещет, но Морелл создал очень неплохой мистический рассказ.
Главное – совсем не ясно, как же так вышло.
valkov, 12 января 2009 г.
Рассказ, просто щемящий душу. Очень интересно написанный, психологичный и жизненный: «что имеем, не храним, потерявши — плачем». Номинально к ужасам он вряд ли имеет отношение, но потерять все, что есть — это действительно страшно.
Asmodey, 21 января 2009 г.
Я согласен с Вертером де Гёте, что параллельные миры, которые имеют место в этом произведении, в фантастики описываются очень часто...но в фантастике описывается много чего и вопрос чаще ставится не в желании придумывать что-то новое, непохожие, а преподнесение старого, старых идей в свете, который был бы приятен читателям. И Морреллу это вполне удалось, он не стал изобретать колеса, а представил старые идеи в своём миропонимании, и читать этот рассказ действительно приятно.
Вертер де Гёте, 10 октября 2008 г.
Все эти неожиданные перемещения в параллельные миры, встречи с «иными» родственниками и друзьями описаны в фантастике уже тысячи раз. Хотелось прочитать что-то более оригинальное.