fantlab ru

Все отзывы посетителя Argumentator

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  10  ] +

Аластер Рейнольдс «Префект»

Argumentator, 10 июля 2016 г. 14:07

Лично для меня основная разница между «твердой Научной Фантастико» и «космической оперой» заключается прежде всего в различном взаимоотношении фантастического допущения с сюжетом. В твердой НФ фантдопущение лежит в основе всего, а сюжет логическим образом вытекает из него. В космической опере главную роль в этом дуэте играет сюжет, а фантастическое допущение подстраивается под его нужды. И если в таком ключе рассматривать роман Алистера Рейнольса «Префект» — он определенно является образчиком космической оперы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имеем первую полноценную технологию оцифровки человеческого разума... со встроенным запретом на копирование того, что получается в результате. Зачем? «В целях безопасности». Технология экспериментальная. Не безопаснее ли иметь в запасе копию? Нет, что вы, мы лучше рискнем гибелью наших потенциальных бессмертных, и вообще мы эту технологию придумали не для того чтобы их бессмертными делать (зачем нам бессмертие?), а для создания чего-то вроде супер-ИИ. А ну как они выйдут из-под контроля? Построить вместо этого нормальный «файерволл», видимо, было слишком сложно.

Технология создана людьми, а произвела создания, которые людей превосходят по мыслительным способностям. Главный антагонист имел доступ к значительным ресурсам (читай — вычислительным мощностям) в течении десятков лет. Неужели, если основным волнующие её вопросом было долговременное выживание, она не могла сломать это ограничение? Очевидно, не смогла — ведь иначе не было бы сюжета для книги.

Основным её оружием для захвата власти стали боевые роботы, способные «практически на всё, кроме самокопирования», которых она рассылает по обиталищам, обладающим производственными мощностями, которые эти роботы перенастраивают на производство копий самих себя и которые способны восстановить даже если их (производственные мощности) повреждают. Почему не нанороботы, способные к самокопированию? Почему они при существующих технологиях, которые позволяют собирать практически что угодно из чего угодно, не могут сами собрать нужные производственные комплексы, и потому атакуют только обиталища, на которых таковые уже есть? Очевидно потому, что иначе их было бы не остановить главным героям! Или...

Погодите, но ведь чертежи этих роботов украли из архивов той самой полицейской организации, которая с ними теперь борется. И в книге прямым текстом писалось, что «большинство боевых машин программировалось для борьбы с другими боевыми машинами». В результате мы слышим предложения уничтожать производственные мощности превентивными ядерными ударами (вместе с населением обиталищ), или начать производить оружие и вооружать им народное ополчение... но не слышим предложения достать из архивов технологии производства таких же (или похожих) боевых роботов и подавить проблему в зародыше за счет численного перевеса. Почему? Моральные принципы не позволяют? Или в полицию идут одни идиоты? Вряд ли. Но ведь «так по сюжету надо».

Может быть, я несколько утрирую и сгущаю краски. Наверняка есть и другие объяснения, логичные с точки зрения внутренней логики произведения. Но те, что приводит автор, кажутся мне натянутыми — а местами я их просто не вижу.

У произведения, безусловно, есть и положительные особенности. Например интересны мысли автора о том, как работает прямая демократия в состоянии кризиса. И всё же это не «твёрдая Научная Фантастика», как бы ни считала половина классифицировавших книгу пользователей, а средненького качества космоопера. Потому и оцениваю так низко.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Уоррен Эллис «Трансметрополитен»

Argumentator, 27 мая 2016 г. 10:29

Оцениваю так, как оцениваю, потому что это один из лучших прочитанных мною комиксов. Не лишенный, однако, определенных недостатков, во многом свойственных данной форме в целом. Упрощения, эклектика, «филлерные» выпуски — всё это есть, будьте готовы. Что не отменяет потрясающей стильности, задорного сюжета, отменного юмора и правильного смыслового посыла. Если есть желание полистать комикс — берите этот.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Стивен Прессфилд «Приливы войны»

Argumentator, 25 мая 2016 г. 14:42

Пелопоннесская война — один из первых военных конфликтов, описанный полноценным историком; конфликт, который стал началом конца Афинской демократии. Уже немало всего я прочел на эту тему, и, как всегда в таких ситуациях, мне хочется еще. Интересно взглянуть на те же самые события с иной точки зрения. Прессфилд попался мне на глаза случайно — я искал себе для чтения исторические романы на совершенно другую тему, но увидел его фамилию, вспомнил впечатляющие «Врата Огня» — и не пожалел о том, что взял в руки «Приливы войны». Это типичный «рассказ в обрамлении», и центральным персонажем является не рассказчик (носитель говорящего имени «Полемид» и являющегося типичным представителем своего поколения), а Алкивиад — политик и стратег, ученик Сократа, гений, любимец женщин, и человек, который умудрился поменять сторону конфликта не один и даже не два раза (уже не «типичный представитель», а скорее символ эпохи). Сюжет подобен греческой трагедии, психология персонажей и особенности времени — переданы правдиво насколько это возможно, язык автора — непростой для восприятия, но от того даже более впечатляющий. Единственное, о чем не могу сказать ни слова — это перевод, не знал, что он вообще существует, до сегодняшнего дня.

Книга великолепная, и если вы любите историческую прозу — мимо не проходите.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Джо Аберкромби «Первый Закон»

Argumentator, 9 февраля 2014 г. 11:40

Суммируя впечатления после перечитывания «The First Law» в оригинале и изучения большого числа негативных отзывов. Для тех, кто сомневается, читать или нет:

Это не трилогия — это роман в трех частях.

Это не реалистичность — это натурализм в описаниях. На деле же сюжет преобладает над логикой. Рассказать «хорошую историю» для автора важнее, чем рассказать «правдивую».

Это не дарк и не чернушность — это релятивистская мораль, цинизм и всё тот же натурализм.

Это не просто «плохо прописанный мир» — это сознательное смещение акцента с обстановки на персонажей.

Это не бессмысленное развлекательное чтиво — у автора есть что сказать читателя, довольно простые мысли, в общем-то, можно парой предложений выразить — но они есть, и это ценно.

Это психологизм, это прекрасно описанные персонажи, вызывающие сопереживание.

И это черный юмор.

Ну и немного более откровенной рекламы: я прочел «Первый закон». Я прочел все последующие книги на английском, так как не хотел ждать перевода. «The Heroes» я даже купил. Я. Купил книгу. Бумажную. С автографом автора (жаль, сам не смог выбраться на ММКВЯ, товарищ был на встрече с, отослал почтой). Я перечитал «The First Law». Я это написал.

Приятного чтения.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Патрик Ротфусс «Страхи мудреца»

Argumentator, 17 марта 2013 г. 11:27

Какая-то, прости господи, ролевая игра. Герой приобретает несколько полезных навыков, зарабатывает денег, добывает себе волшебные шмотки, и... всё. Какое-то внутреннее развитие? Какое-то продвижение в сюжете? Нет, что вы.

Создается впечатление, что автор решил подрастянуть свою повесть. Трилогия, говорите? Где три, там и четвертая. Готовьтесь, фанаты.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Argumentator, 12 марта 2013 г. 18:42

Читается влёт, если делать нечего, после себя оставляет в голове пустоту, но не какую-то особенную, наполненную смыслом пустоту, а ту пустоту, которая просто «ничего особенного». Книжка создает впечатление добротной, доброй и увлекательной, но только если предположить, что в руки её возьмет правильно подготовленный читатель. Правильно подготовленный читатель должен забыть, что когда-то читал такие прекрасные романы взросления, как «Волшебник Земноморья», «Игра Эндера» или «Хрустальный грот», что знаком со всеми используемыми автором жанровыми штампами как с «горячо любимыми» дальними родственниками, от которых не отвязаться, но с которыми не особенно хочется проводить время, а так же должен хорошенько отстирать своё чувство юмора, несколько раз меняя воду, чтобы ни дай бог оно не было черным или даже «сереньким», да и напильником по нему пройтись тоже не помешает, особенно если затачивали его на Леме, Сапковском или даже Праттчете. Подготовились? Поздравляю, вы убили в себе лет пять психологического возраста и «расчитали» по крайней мере полсотни хороших книг. Зато теперь можете ставить Ротфуссу все 10/10. Нет? Ну, извините, автор, не больше чем 7/10, и то с натяжечкой.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Паоло Бачигалупи «Заводная»

Argumentator, 13 декабря 2012 г. 19:27

Ну, по первому впечатлению сразу скажу, что, в отличии от творчества отцов киберпанка, роман Бачигалупи не может претендовать на обладание какой-то прогностической ценностью. Всё это закручивание пружинок выглядит как-то совсем смешно, если вспомнить о том, что на планете, оказывается, существует, помимо нефти, угля и газа, такая замечательная штука, как уран-238. С другой стороны, меня порадовало, что автор догадался — биологическое оружие, чтобы быть смертоносным, не обязано поражать людей. Более того, может быть, даже гораздо лучше, если оно не будет этого делать.

Уровень жестокости и чернушности оказался, на удивление, приемлемым. Или это стоит записать скорее в минус, нежели в плюс — автор не смог вызвать полноценного сопереживания к своим персонажам с моей стороны? Сложный вопрос.

Антураж, мне кажется, не стоит того, чтобы говорить о нём подробно. Красочно до некоторой аляпистости, как в романах Мьевиля. Современного читателя сложно удивить.

Что касается сюжетной составляющей — она не представляет собой ничего из ряда вон выходящего, но все-таки выполнена на хорошем уровне. Финал оставил у меня положительное впечатление.

В общем, несколько слишком премированная вещь. Видимо, по принципу «на безрыбье и рак рыба». По тому же самому принципу поставлю ей 8/10.

Оценка: 7
– [  -3  ] +

Джим К. Хайнс «Приключения гоблина»

Argumentator, 25 октября 2012 г. 16:41

Наверное, просто попало в настроение, но мне понравилось. Хорошее легкое чтиво на вечер.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Кирилл Бенедиктов «Храм мёртвых богов»

Argumentator, 15 августа 2012 г. 00:22

Сильный рассказ, симпатичный месопотамско-восточный колорит, предсказуемый но мощный финал. По впечатлению сравним с лучшими работами Говарда Филлипса Лавкрафта. Однозначно рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Джо Аберкромби «Герои»

Argumentator, 13 июля 2012 г. 13:29

«Война — способ добиваться своего». Принц Кальдер

«Война ужасна — но также и полна возможностей». Финри дан Брок

«Каждая война — это лишь прелюдия к разговору». Байяз, Первый из Магов

«I fucking love war!» Вирран из Блая и Бремер дан Горст.

Герои — старинный круг камней на вершине холма, под которыми, согласно легенде, похоронены великие воители прошлого. Забытые великаны, упорно охраняющие никчемный клочок земли. Возможно, предание лжет, и под ними никто не лежит, но скоро это изменится — холодная грязь Севера примет в себя новых героев. Руны говорят, что прольется кровь. Они всегда так говорят, и, в конечном счете, чаще оказываются правы, чем нет. Таковы уж времена. Курнден Зоб, последний честный человек Севера, и его дюжина занимают этот старый холм с дурацким названием. Так сказал Черный Доу, а если Черный Доу что-то сказал... Не зря говорят, что этот бессердечный ублюдок убил больше людей, чем зимние морозы. Людям Ищейки приказано то же самое — занять Героев и посмотреть, не видно ли где армии Доу. Представитель Закрытого Совета, Байяз, Первый из Магов, приносит маршалу Крою приказ действовать решительнее, и армии Союза стягиваются к долине Осрунга. Если Союз ищет битвы, Черный Доу не откажется дать им битву — многие на Севере устали от отступлений и рейдов по тылам противника. Ишри, Восточный Ветер, эмиссар Пророка Кхалюля, снабжает самопровозглашенного Защитника Севера золотом и информацией, а так же готовит свои неприятные сюрпризы врагам Бога, пока пара Адептов из Адуйского Университета собирается провести для Байяза очередной небольшой эксперимент. Странник-Стучаший-В-Дверь, вождь Тысячи Племен, привел из-за Кринны свои толпы дикарей, чтобы сразиться с любым, кто согласится вступить с ним в схватку. Величайшему герою Севера, Виррану из Блая, старая ведьма Шоглиг предсказала время и место его смерти, но это не здесь и не сейчас, и потому герой бесстрашно рвется в бой. Не боится смерти и опозоренный телохранитель короля, печально известный Бремер дан Горст, терзаемый неразделенной любовью и жаждой искупления, Королевский Наблюдатель за Северной Войной. Финри дан Брок, амбициозная юная леди, дочь маршала и супруга подающего надежды молодого офицера с не слишом удачной родословной, старается пропихнуть своего мужа по ближе к вершинам власти. Тем временем генералы Джаленхорм, Миттерик и Мидд, соперничающие между собой за звание худшего из военачальков Союза, готовы положить сколько угодно солдатских жизней ради своих мелочных амбиций, а среди северян распространяются слухи, что Девять Смертей жив и готов вступить в битву на стороне Союза. Сын Шаммы Бессердечного достает отцовский меч из сундука и покидает свою ферму в надежде завоевать себе имя. Коул Трясучка, которого некоторые называют Псом Доу, возвращает из изгнания Принца Кальдера, жаждущего занять место своего отца и готов ради этого предать кого угодно и пойти на что угодно, кроме разве что собственной смерти... Их судьбы изменятся за три дня битвы при Осрунге. Сотни и тысячи людей погибнет в сражении за никчемный клочок земли с древними камнями. Кто-то преуспеет, кто-то вернется в грязь. Кто-то ожесточится, кто-то станет мягче. Война меняет людей, но сама война... Война никогда не меняется.

Очередная глава в противостоянии Союза и Гуркхула, банков и церкви, Первого из Магов и Пророка. Возвращение на полюбившийся многим холодный Север. Старые знакомые и новые симпатичные персонажи, фирменный авторский стиль повествования, восхитительные диалоги, динамичные сражения, неожиданные повороты сюжета, черный юмор и старая добрая мораль. Трехдневная битва, увиденная изнутри, глазами множества очевидцев. И просто хорошая книга. Все это, и кое что еще — «The Heroes» by Joe Abercrombie. Учите английский или ждите перевода ;-)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Модель Пикмана»

Argumentator, 5 апреля 2011 г. 22:24

Впечатляющая вещь. Написано так, что перед внутренним взором проходит целая галерея Пикмановских картин, вызывающих (как у рассказчика) одновременно восхищение и омерзение. Именно из-за великолепного повествовательного стиля и описаний, волей-неволей оживающих в голове (в процессе чтения — или через некоторое время после) — Лавкрафту можно простить понятные чуть ли не с самого начала, предельно явные финалы.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Спящий»

Argumentator, 13 марта 2011 г. 20:48

Как не грустно, но Кройд — самый «никакой» персонаж «Диких карт». Туз-бандит, так и не ставший чем-то большим, чем получивший сверхсилу восьмиклассник. Первый рассказ о нем заслуживает более высокой оценки, чем последующие, но все равно — далеко не шедевр.

Возможно, дело в том, что Желязны не принял участия в написании ни одного полноценно «мозаичного» тома, ограничившись отдельными рассказами на заданную тему, а другие авторы не были способны дать этому персонажу какое-то развитие, но у меня возникло именно такое впечатление.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ричард Морган «Сталь остаётся»

Argumentator, 30 января 2011 г. 17:26

Среднекачественная вещь. В ней присутствует компания политкорректных положительных извращенцев, при этом обладающих необходимым минимумом цинизма, и вроде как нешаблонный мирок, но отсутствую глубокий психологизм Беккера, атмосферность Кука, симпатичные персонажи Аберкромби и даже запутанность сюжета Эриксона. Возможно, мелкомасштабность событий книги не дала автору развернуться в полную силу... Посмотрим, каким выйдет продолжение. А пока — читается легко, но не слишком впечатляет.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кирилл Бенедиктов «Путь Богов»

Argumentator, 16 января 2011 г. 11:48

Истинно Лавкрафтовский по духу рассказ. Путешествие героя вниз по уходящему вглубь земли заброшенному амфитеатру древней цивилизации, известному в легендах как Земля Снов, очень напоминает мне некоторые работы Мастера. У Бенедиктова весьма неплохо удается нагнетать мрачную и мистическую атмосферу. Рекомендую всем любителям творчества Говарда Филлипа.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Курт Воннегут «Завтрак для чемпионов»

Argumentator, 13 октября 2010 г. 23:45

Воннегут рассказывает обычную историю обычных людей в обыденной ситуации... И внезапно читатель перестает воспринимать эту ситуацию как обычную, «нормальную», и понимает, что это — плохо, и так быть не должно, и надо что-то менять в себе и в мире. Воннегут даже не говорит нам, что именно, но каждый читатель внезапно находит и в себе многое, от чего он пожелал бы избавиться. Одна из тех книг, которые может, при удачном стечении обстоятельств, изменить человека к лучшему.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Курт Воннегут «Человек без страны, или Америка разБУШевалась»

Argumentator, 13 октября 2010 г. 23:40

Я бы, в отличии от предыдущего рецензента, даже публицистикой это произведение не назвал. Наиболее точно ему подходит определение «мысливслух». В нем Воннегут рассказывает обо всем, что придет в голову — в общем то, как и в практически каждом своем романе — только в этот раз — без самого романа. Сложно оценить с художественной точки зрения... Но с идейной я могу сказать, что Воннегут мне симпатичен. Он исправно выполнят обязанности «шахтерской канарейки» и заставляет людей задуматься — «нормально» ли все то, что мы привыкли видеть вокруг себя.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Тед Чан «Ад — это отсутствие Бога»

Argumentator, 25 сентября 2010 г. 22:03

Вот такими вот рассказами и обращаются люди из невнятного «православный я» в уверенный атеизм или честный агностицизм. Нарисовал автор картинку мира, где все делается «по-христиански», по написанному для христиан закону, в соответствии с христианской «мифологией»... и после прочтения верить в такое не хочется.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Генри Лайон Олди «Золотарь, или Просите, и дано будет...»

Argumentator, 19 сентября 2010 г. 23:15

Впечатление от книги начинается с названия. По прочтении полного названия вспомнилось:

- Я придумала тебе псевдоним: Великий Дантон!.. Что, не нравится?

- Претенциозно, к тому же француз.

Так вот. «... или Просите, и дано будет...» — претенциозно. Не люблю.

В книге присутствуют отсылки к Стругацким, но не к тому произведению, к которому следовало бы. А следовало бы к «Миллиард лет до конца света», потому что сюжет, собственно, один в один. Герой попадает под удар Феномена, потом его находит единомышленник, они ищут еще единомышленников, разбираются, понимают что Феномен — это закон природы, потом у героя кризис. Только у АБС герой кризиса не преодолевает, и оставляет единомышленника в одиночестве, с не убедительными шансами на успех, а у Олдей они к Феномену приспосабливаются и его начинают приспосабливать к делу. Типажи героев похожие — главгерой-интеллигент; его непутевый друг; единомышленник-страдалец, любитель чаевничать, первый попавший под удар... Только форумно-чатовый актуальный антураж добавился.

Результат: пусть у Олдей проблема глобальнее и актуальнее, язык живее, поэзия радует... И читается бодро, влет. Но человек не властен над чувствами, и по прочтении «Золотаря» у меня возникает стойкое чувство вторичности. Поэтому только 8/10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кормак Маккарти «Старикам тут не место»

Argumentator, 18 апреля 2010 г. 20:45

Как ни расхваливали местные рецензенты эту книгу, как ни превозносили на «Кинопоиске» экранизацию, ни то, ни другое не зацепило меня за живое. Обыкновенная история, притом рассказанная довольно невнятно, без начала и без конца. Просто маленький эпизод из жизни большой страны. Закрученный вокруг путешествий главного героя многих подобных историй — Черного Чемоданчика с налиЧными. История эта, безусловно, поучительна, и проницательным читателям (либо же очень проницательным зрителям) может многое сказать о человеческой природе. Проблема в том, что ничего такого, о чем проницательные читатели хотя бы не догадываются, она поведать не может. «Разумное, доброе, вечное» никому не интересно именно по той причине, что и без того известно всем. Хотя и полезно бывает лишний раз показать его некоторым господам, забывающим, в каком мире они живут — на меня это впечатление не произвело. Очень быстро прошло кратковременное удовлетворение тем, что данное художественное произведение «осмысленно», а форма подачи (лично у меня) восхищения не вызывала. Рваное повествование в данном случае ничем (ПМСМ) не оправдано, т.к. никакой значимой, масштабной «общей картины» не выстраивает — мелкий эпизод (каковым является весь сюжет книги/фильма) никак не тянет на «общую картину»... Прочиталось, однако, легко.

В общем, не более 7/10. Без отвращения, без восторгов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Роджер Желязны «Умереть в Италбаре»

Argumentator, 16 апреля 2010 г. 11:20

А вот мне именно Френк Сандоу кажется персонажем... лишим. Не вписывается он в общую канву произведения. Внутренний мир этого героя не раскрыт, в результате чего он выглядит просто как «волшебная палочка», которую автор достал из ящика, чтобы все закончилось хорошо. Замороженный доктор тоже кажется, по сути, персонажем «техническим». Произведение вышло бы гораздо сильнее, если бы общей сюжетной «победы» добился какой-либо другой герой (Хейдель, Майлз, скульптор снов, девушка...) в результате победы в раскрытом автором внутреннем конфликте.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата»

Argumentator, 16 апреля 2010 г. 10:48

Эта повесть, как, впрочем, и все творчество Лавкрафта, целиком и полностью обращена к чувствам, а не к мыслям читателей. Идеи как таковой можно не найти вообще, но Стиль (Поэзия, Красота) — с моей точки зрения, выше всяких похвал. Никому больше не удавалось создать что-то столь же волшебное, неземное, действительно подобное красочному сну, в котором иногда бывает мало логики, что не мешает нам после пробуждения испытывать светлую тоску по утраченному нами нереальному, но прекрасному миру по ту сторону открываемых серебряным ключом врат.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Argumentator, 23 марта 2010 г. 16:07

Роман стоит прочесть хотя бы потому, что:

1) Это действительно, в кои-то веки, Научная Фантастика. Причем свежая, содержащая кое-какие новые (для среднего читающего гражданина) научно-технические идеи.

2) Он ставит читателю один вопрос на грани науки и философии... один из важнейших, основополагающих вопросов.

Форма подачи, соглашусь, неидеальна. Но лично я прочел без напряжения.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дэвид Геммел «Легенда»

Argumentator, 22 марта 2010 г. 16:19

Книга добрая — без назидательного тона; сюжет качественный — без претензий на оригинальность; герои добры и могучи — но не идеальны и не всесильны; злодеи... злодеи — не квинтэссенция мирового Зла, а всего лишь люди. Все это вместе составляет великолепнейшее героическое фентези, которое я всем любителям фентези рекомендую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дэвид Геммел «Друсс»

Argumentator, 21 марта 2010 г. 12:49

Честно сказать, я и сам не могу понять, что же меня так зацепило в этих кажущихся довольно простыми книгах... Может быть, именно их простота? Здесь нет Добра и Зла с большой буквы — но есть те добро и зло, которые живут в каждом из нас... Нет великих героев и окружающих их статистов — но есть люди, и у каждого из людей — своя правда... Даже эпизодические злодеи, предназначенные автором умереть от рук «основных» персонажей, имеют свои собственные мысли, убеждения, мотивы — и автор может это уместить на одну страницу текста. Что уж говорить о «героях». Гэммел пишет, пожалуй, самое человечное героическое фентези.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кормак Маккарти «Дорога»

Argumentator, 15 марта 2010 г. 21:35

«Дорога» была прочитана мною за один присест. Хорошо провел время. Но, как уже было сказано некоторыми товарищами, в этом романе чувств больше, чем мыслей. Ее надо не обдумывать, а переживать. Красиво и грустно... но чувства получились какие-то крайне неопределенные... мне не понятно, что хотел передать сам автор? К чему склонялся? Надежда? Безнадежность? Финал скорее напоминает робкую надежду... и кажется мне немножко неправильным. Более открытая концовка была бы красивее, ПМСМ.

Не могу не сравнить с маленьким рассказом Вячеслава Рыбакова — «Зима». Сюжетная завязка похожа... однако Рыбаков более реалистичен и менее оптимистичен. И крайне лаконичен, что ему в плюс.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Станислав Лем «О выгодности дракона»

Argumentator, 7 марта 2010 г. 11:48

Проблема в том, что «чудовищно разросшаяся военная машина СССР», которую упоминали в отзывах ниже и на которую намекает нам Лем, тем не менее, выполняла определенную функцию. А именно — функцию сдерживания второй такой же чудовищно разросшейся военной машины — по другую сторону океана. Которая от советской отличается только тем, что там кормежка лучше организована. Причем советский «дракон» распался на «много маленьких дракончиков», а у американского аппетит от этого не уменьшился... более того, он нескольких этих «малюток» пытается поглотить...

Идею рассказа можно и нужно трактовать шире, чем это делает автор. В мире обитает множество «драконов», нужных только элитам, находящимся близко к питающим «драконов» трубам.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

Argumentator, 16 февраля 2010 г. 12:31

Для адекватного восприятия этой книги очень важно выбрать правильный перевод... Мое мнение: Лапицкий и только Лапицкий! А идеальным было бы читать оригинал.

Что хорошего в этом романе? Сюжет. Философия. Атмосфера (Стиль, Поэзия — называйте как хотите). Я люблю хорошие сюжеты и ценю философическое содержание, но данное конкретное произведение впечатлило меня именно поэзией. Было бы не сложно представить все те же самые события в совершенно отличном антураже — полностью избавившись от мифологии. Представить Сэма не пророком-Буддой, а революционером-Лениным. Я думаю, в этом случае, утратив атмосферу мифа, этот роман не был бы достоин прочтения. А атмосфера мифа пронизывает его целиком, от начала и до последних строк. Даже когда читатель осознает истинную суть происходящего (земля — не Земля и боги — не боги), атмосфера мифа сохраняется. Диалоги, описания, сражения — все выглядит так, как, по моему мнению, должно выглядеть повествование из индуистской мифологии. Желязны — великий стилизатор и настоящий поэт.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Монолог для двоих»

Argumentator, 16 февраля 2010 г. 12:13

Сюжет прост... да и что может быть сложного в рассказе на одну страницу? Но оригинальная форма подачи, заставляющая читателя подключать к процессу чтения собственную фантазию, думать... выше всяких похвал!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Линия Грёз»

Argumentator, 15 февраля 2010 г. 14:35

Соглашусь со многими нижеподписавшимися — пожалуй, лучшее, что написал Лукьяненко. Наверное, это связано с тем, что в данном цикле он идеально соблюдал пропорции между действием (которое умеет описывать весьма достойно), миротворчеством (мне как поклоннику Master of Orion авторское виденье темы понравилось), философией (одна из немногих его книг, где она мне кажется вполне уместной в контексте сюжета), юмором (шутка про шпинат очень улыбнула) и человеческими взаимоотношениями (а вот тут следует отметить большую любовь автора к детям).

Еще раз с удовольствием перечитал и по свежему впечатлению несколько увеличил оценку.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Терри Пратчетт «Городская Стража»

Argumentator, 12 февраля 2010 г. 09:02

Брался за прочтение с сильным предубеждением против юмористического фентези в целом и Терри Пратчетта в частности. Прочлось легко, впечатления оставило сдержанно-позитивные.

Все хорошо в меру. Когда же ирония сидит на сатире и периодически перемежается плоскими шуточками (кстати, интересно, как аналогичное понятие звучит на английском... наблюдается ли та же игра слов?-), и так — от первой и до последней строчки — говорить о чувстве меры не приходится. Полная неадекватность некоторых персонажей частенько начинает действовать на нервы... впрочем, вероятно, это дело вкуса. Радует тот факт, что автор не только развлекает читателя, но и высказывает свое мнение по некоторым общественно-политическо-философским вопросам.

Но, в общем и целом, удовольствие от прочтения этого цикла произведений вполне окупает затраченное на него время.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Умберто Эко «Маятник Фуко»

Argumentator, 14 января 2010 г. 12:42

Честно сказать, первое прочтение мало что дало, кроме ощущения — «Я не понял, что это было, но это было круто!» Потребовалось перечитать книгу несколько раз, чтобы открыть для себя по крайней мере часть того, что автор хотел сказать этой книгой. Одно из самых умных художественных произведений, которые я когда-либо читал. Безусловно, требующее некоторого уровня образования для более-менее полного понимания. Но не столь «элитарное», как кажется многим.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Фрэнк Герберт «Улей Хельстрома»

Argumentator, 17 декабря 2009 г. 20:43

Странный роман. Автор описал нам утопическое/антиутопическое/гипотетическое общество, построенное на принципах муравейника, но как-то позабыл выразить свое отношение (или же я просто его не увидел в тексте) к описанному. Что, с одной стороны, хорошо (нет наязанного мнения) с другой — плохо (суховато выглядит текст; нет желания поспорить — или согласиться — с мнением автора, т.к. мнения не видно, соотв. вызывает меньше эмоций). И, да, очень уж «открытый» финал безо всякой определенности мне тоже не слишком понравился. В целом — читалось легко. При всем вышесказаном — это Герберт, он умеет писать интересно.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ник Перумов «Миры Упорядоченного»

Argumentator, 17 декабря 2009 г. 18:22

Перумов... все мы через него прошли. Видимо, это необходимый этап по созданию собственного литературного вкуса... я бы рекомендовал книги Перумова тем, кому лет 14-16, или тем, кому некуда девать время. И только.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Вячеслав Рыбаков «Зима»

Argumentator, 15 декабря 2009 г. 20:45

Большинcтво пост-апокалиптических произведений описывает судьбы выживших... зря. Это вселяет в людей напрасную надежду. Этот рассказ — мрачный привет тем, кто надеется пережить глобальную катастрофу, из эпохи, когда возможность ядерной войны была особенно близка. Жутковато.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Вера Камша «Несравненное право»

Argumentator, 13 декабря 2009 г. 11:19

Чем мне не понравились книги Камши — так это черно-белыми персонажами. Которых можно быстро расклассифицировать на архиположительных главных героев, милых второстепенных, достойных презрения мелких негодяев и пару «компетентных» крупных негодяев.

Что мне понравилось у Камши... так это персонажи :-) Несмотря на их черно-белость, все-таки они чем-то цепляют. И архиположительные главные герой действительно симпатичны, и злодеи действительно мерзки. Умирающих жалко. Остающихся — тоже.

Конкретно эта книга, на мой взгляд — лучшее из мною прочитанного у автора. Ах, если бы все на этом завершилось...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елена Хаецкая «Царица вод и осьминогов, или Трансформация Гемпеля»

Argumentator, 12 декабря 2009 г. 11:42

В целом, выдержано очень «в духе» Г.Ф.Лавкрафта, чего автор и добивалась и за что ей огромное спасибо. Мрачный Петербржский колорит очень хорошо совпадает с Лавкрафтоской атмосферой Аркхама или Кингспорта. Пожалуй, лучшее произведение в антологии «Возвращение Ктулху».

Соглашусь с baroni — элементы современности — единственное, что портит рассказ.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Человек, который многого не умел»

Argumentator, 8 декабря 2009 г. 18:18

Суждение автора спорно (честно сказать, не понимаю, за что автор осуждает своего «лирического героя» — у каждого из нас есть т.н. «право на лучшую жизнь»... профессия «зажигателя звезд», возможно, не столь уж увлекательна, а любовь — великая вещь), но исполнение просто мастерское. Жалко, что у Лукъяненко романы вот ТАК не получаются.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Поезд в Тёплый Край»

Argumentator, 8 декабря 2009 г. 18:17

Очень, очень, очень Лукъяненковский рассказ. И, кстати, чуть ли не лучшее, что есть у автора. И развлекательно, и моралистично — а обычно у него получается очень развлекательно, но довольно бессмысленно. Финал, на мой взгляд, просто великолепен.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Юрий Никитин «Сизиф»

Argumentator, 8 декабря 2009 г. 17:59

Все было бы очень хорошо, если бы не одно но. А чем бессмысленное катание камня отличается от бессмысленного «копошения биомассы» — каковым Никитин считает жизнь 99% людей? Да ничем, кроме того, что после катания камней детей не остается. И все бы ничего, и я даже в какой-то мере по симпатизировал бы Сизифу, если бы не то презрение, с которым он относится ко всем другим людям, от которых он ушел совсем не так далеко, как ему кажется.

Меня пугают люди, которые ставят этому рассказу десять баллов. Да, с художественной точки зрения — очень неплохая вещь. А вот со смысловой... просто ужасная.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Джефф Грабб «Война братьев»

Argumentator, 26 ноября 2009 г. 18:15

Достаточно интересная для прочтения книга, и вполне приличный перевод. Правда, издание могли бы сделать просто шикарным, если бы снабдили книгу иллюстрациями с соответствующих карт Magic. Механического дракона представить просто, а вот «тетравус» или «трискелион» — довольнт тяжело, тем более что подробных описаний этих боевых механизмов в тексте книги нет.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Чайна Мьевиль «Шрам»

Argumentator, 17 ноября 2009 г. 20:14

Не буду о хорошем — о нем много и подробно сказано ниже другими людьми — и сразу перейду к плохому. Две вещи мешают мне поставить этому роману высшую для чисто развлекательных произведений оценку.

1) Бой Армады с флотилией Нью-Кробюрзона. Чтобы сколь-нибудь опытный флотоводец не нашел, чем ответить на применение кустарных брандеров (весьма банальное решение, согласитесь)? Ни один корабль с запасами топлива не оставался в резерве? Сомнительно все это выглядит.

2) Финал разочаровал. Причем разочаровали не столько сами события — тот факт, что до Шрама так и не добрались, меня порадовал — а их подоплека и трактовка. Поведение Утера Доула, если трактовать его так, как трактует автор, вызывает недоумение. Как это выглядит? Жили себе Любовники, жили, горя не знали. Появился Утер. Рассказал им про возможность черпать Вероятности из Шрама, они вспомнили про возможность захомутать аванка. Родился амбициозный план. Они все вместе, втроем, начали воплощать его в жизнь. Кто был инициатором? Или Утер, или Любовница. Исполняли план, исполняли... а потом, значит, Утер закрутил сложную многоходовую интригу и на финальной стадии этот план застопорил. Зачем? Испугался и передумал? На труса он не похож, на сомневающегося — тоже. Сглупил (это была не интрига, а случайный промах, он показал место для подслушивания Беллис, поддавшись капризу)? На глупца или влюбленного он тем более не похож. Решил таким образом избавиться от Любовницы? Думаю, если бы это было его целью — он нашел бы способ по проще. Ему понадобилось ослабить Армаду? Зачем? И, опять же, это можно было сделать проще. Единственный разумный вариант объяснения его действия — он сделал так, чтобы Беллис еще раз почувствовала себя использованной, смогла именно таким образом дописать свое письмо и тем самым воплотить в жизнь замысел автора. Очень странно, на мой взгляд.

Итого: Хороший, но не идеальный, развлекательный роман. 8/10

P.S. Все таки упомяну и кое-что понравившееся. Когда Беллис предположила, что гринидилоу охотятся за Сайласом Фенеком из-за статуэтки, у меня сразу же возникла мысль : «Что за чушь? Еще одна охота за великим артефактом с тонной скрытых возможностей? Какой убогий сюжетный ход!» К счастью, Мьевилль не разочаровал — все вскоре прояснилось.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Нил Гейман «История с кладбищем»

Argumentator, 11 ноября 2009 г. 13:25

По моему скромному мнению, оценка данного произведения завышена.

1) Как признают все, в том числе и сам автор, эта вещь вторична.

2) Как роман взросления эта вещь довольно слаба. Герой не совершал поступков, которые показывали бы его «взрослость». Совершить месть, а потом отправиться «приключаться» в большой мир — вот и все взросление. Сравните с «Игрой Эндера» или «Волшебником Земноморья».

3) Тем не менее, это хорошая, добрая сказка.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника»

Argumentator, 9 ноября 2009 г. 19:15

Книга моего не столь уж далекого детства, которая до сих пор временами вспоминается не без ностальгии. Помню, как отец читал мне ее на ночь, помню, как я сам прочел ее — одна из первых прочитанных мною книг. Помню прекрасные иллюстрации, особенно некоторые мрачноватые моменты... но это правильно, так и должно быть. Сказка не должна быть слишком доброй. В этой книге всего в меру. Ее будут издавать и переиздавать, чему я очень рад — рано или поздно надеюсь прочитать ее своим детям на ночь.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Роджер Желязны «Джек-из-Тени»

Argumentator, 6 ноября 2009 г. 11:53

Чуть ли не лучшее произведение Желязны. Волшебное, увлекательное, доброе. Лично у меня возникла стойкая ассоциация со сказками Оскара Уальда. Многие тут в своих отзывах жалуются на то, что «мир полностью не раскрыт», «можно было растянуть»... не то ищете, господа, и не там. Все и без того великолепно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Argumentator, 3 ноября 2009 г. 20:34

Качественно, но не шедеврально. Потому что детально выписанный фантасмагорический мир — это еще не все, что нужно для хорошего романа. Сюжет... не вызывает ни положительных, ни отрицательных эмоций. Герои довольно серые, до конца не раскрытые, сопереживания не вызывающие. Один единственный Ягарек вызвал у меня хоть какие-то чувства, остальные выглядели статистами. О тяжелой смысловой нагрузке говорить сложно.

Тем не менее, автор умеет великолепно подавать описания. Язык вполне хорош. И, да, с фантазией все в порядке, но это так, легкая приправа к основе. Которую еще есть куда дорабатывать.

Возможно, я «зажрался» на великолепно прописанных, действительно живых героях Мартина и Аберкромби. Возможно, сказалось изначальное отрицательное предубеждение. Не могу поставить этому роману оценку выше 8 баллов. Занимательное фентези, но далеко не лучшее из прочитанных мною.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Владения Хаоса»

Argumentator, 3 ноября 2009 г. 16:42

Мне пятая книга показалась наиболее выдающейся во всем цикле. В путешествии Корвина по сходящей с ума вселенной Отражений Желязны начинает выдавать нечто на грани психоделики. Получается, на мой взгляд, очень неплохо.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»

Argumentator, 3 ноября 2009 г. 16:39

На мой вкус, не лучшее произведение Желязны. Да, занимательный сюжет. Да, интересный мир. Да, харизматичный главный герой. Но все то же самое можно найти и в других работах мастера, и даже по лучше. Читается легко, перечитывается с интересом. Последующие пять книг на порядок хуже. Любителям сериалов — рекомендуется. Остальным советую, для сравнения, ознакомиться с «Ночью в тоскливом октябре» и, например, «Князем Света» того же автора.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Argumentator, 31 октября 2009 г. 16:56

Я уже говорил это, и готов повторить: стремление к оригинальности — высшее проявление банальности, а истинная оригинальность заключается в идеальном следовании избранному архетипу; данная книга — прекрасная иллюстрация истинной оригинальности. Вот история моего прочтения «Крови и железа»...

Искусство написания аннотаций влачит жалкое существование, и аннотация к данному произведению не вызвала у меня ничего, кроме отвращения. «Могущественный маг призывает величайшего война», «древняя империя», «северные колонии», «плоскоголовые твари»... похоже полное собрание всех банальностей жанра фентези, не так ли? Пролог так же не радует ничем новым — герой сражается с превосходящими силами противника и героически падает со скалы в бурный речной поток — весьма и весьма распространенная сцена. А вот первая глава уже заставляет чуточку задуматься... Появляется юмор. Интересно. Чем всегда очень раздражают произведения таких (набивших оскомину) «мэтров» жанра, как Р.Сальваторе или Н.Перумов — так это предельной серьезностью. Аберкромби же умеет пошутить... поначалу — просто и незамысловато. Возникла мысль — «может быть, дальше пойдет по нарастающей, и это будет нечто напоминающее фентези юмористическое?». В какой-то мере, в какой-то мере. Последующие главы показывают, что все намного сложнее. Появляется другие главные герой — инквизитор Глокта, офицер Джезаль... Появляются и вопросы к автору, связанные с несколькими фактическими ошибками и анахронизмами. Фехтование на шпагах в мире без огнестрельного оружия (между тем шпага явилась на смену более тяжелым мечам в связи с облегчением доспехов — в результате того, что от пули латы защищают довольно посредственно). Инквизитор, пытающий людей (да-да, ошибка — инквизиторы людей не пытают! Как же, это же люди церкви... для пыток существуют представители мирской власти). Что это такое? Мартин такого себе не позволял! Если псевдо-средневековье — то полностью правдоподобное! Но, простив автору эти мелочи, я стал читать дальше... Довольно скоро стало понятно, что штампы, пренебрежение к реализму, простенькие шуточки — отнюдь не следствие отсутствия таланта, а как раз наоборот.

Это сатира — и довольно тонкая — на весь жанр фентези в целом. Авторский мир (то, что, по мнению большинства современных читателей, является чуть ли не самым главным в книге) абсолютно не оригинален. Но все действительно важное (а что может быть важнее персонажей, человеческих взаимоотношений) — прописано просто блестяще! Прием, правда, не нов: Аберкромби берет стереотип — и выворачивает его наизнанку. И мы получаем «северного варвара», который, являясь легендарным бойцом, ненавидит какие-либо конфликты — даже на словах, и постоянно твердит про себя: «Я еще жив!»; инквизитора, который, прекрасно выполняя свою грязную работу — не вызывает отвращения, является человеком, которого можно только пожалеть; лихого капитана стражи, этакого Д'Артаньяна — самовлюбленного ребенка, который достоин презрения; мудрого и могущественного «первого из магов», спасителя человечества — хитроумного старика себе на уме, умеющего тонко пошутить и любящего ставить людей в неловкое положение. И все эти персонажи (не побоюсь показаться банальным) действительно выглядят как живые! Великолепное написано.

Наконец, реализм. Да, несмотря на некоторое невнимание к деталям, автор описывает очень похожий на правду мир. Жестокость и алчность — два самых главных человеческих свойства. Тот, кто, стремясь удовлетворить второе, не прибегает к первому — уже неплохой человек. И, как нам показывает инквизитор Глокта, обратное тоже может быть справедливым. Так же очень показательна сцена, когда отряд Девятипалого расправляется со сборщиками налогов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Однако с парнишкой было сложнее. Он поглядел на мертвого большими круглыми глазами, затем поднял голову.

— Вы — это они, правда? — спросил он. — Те, кого побил Девятипалый?

— Да, парень, — сказал Тридуба. — Мы — это они.

— Я слышал про вас столько… столько рассказов! Что вы собираетесь со мной делать?

— Да, вот в этом и вопрос, — пробормотал Ищейка сквозь зубы. К сожалению, он уже знал ответ.

— Он не может остаться с нами, — заявил Тридуба. — Мы не берем с собой багаж и не должны рисковать.

— Но он еще совсем мальчик, — сказал Форли. — Может быть, отпустим его?

Мысль была хороша, но очень уязвима, и все понимали это. Парень с надеждой посмотрел на них, но Тридуба быстро пресек его надежду:

— Мы не можем ему доверять. Только не здесь. Он расскажет кому-нибудь, что мы вернулись, и на нас начнут охоту. Нельзя этого позволить. Кроме того, он тоже был на ферме.

— Но что я мог поделать? — воскликнул парнишка. — Какой у меня выбор? Я хотел на юг! Сражаться с Союзом и завоевать себе имя! А меня послали сюда собирать налоги! Если вождь говорит: «сделай то-то», я должен исполнять приказ, разве не так?

— Конечно так, — кивнул Тридуба. — Никто и не думает, будто ты мог что-то изменить.

— Я не хотел в этом участвовать! Я говорил ему, что детей надо отпустить! Поверьте мне!

Форли опустил взгляд на свои сапоги:

— Мы верим тебе.

— Но все равно собираетесь меня убить, черт подери?

Ищейка пожевал губу.

— Мы не можем взять тебя с собой и оставить тоже не можем, — сказал он.

— Я не хотел участвовать в том деле… — повторил парень и повесил голову. — Разве это честно?

— Нет, — сказал Тридуба. — Не честно. Но ничего не поделаешь.

Секира Доу рубанула парня по затылку, и он распростерся на земле лицом вниз. Ищейка сморщился и отвел взгляд. Он знал — Доу специально постарался, чтобы им не пришлось смотреть парнишке в лицо. Это правильно, и Ищейка надеялся, что другим так легче, но для него самого что лицом вверх, что лицом вниз — все одно. Ему стало почти так же тошно, как на ферме.

Это был не худший день в его жизни, далеко не худший. Но это был плохой день.

Вывод: Было бы ложью сказать, что я давно не читал такого качественного фентези — хотя бы потому, что прямо перед Аберкромби мною был прочитан последний томик Мартина... Тем не менее, я терпеливо жду продолжения. И, в ожидании, наверное, еще раз прочту «Кровь и железо». Чего и вам желаю.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Argumentator, 27 октября 2009 г. 21:06

В каждом поджанре есть признанные классики... «Песнь Льда и Огня» — эталон, а Мартин — мастер эпического фентези (его рассказы, за одним исключением, меня не впечатлили). Единственная сравнимая по великолепию вещь — «Ведьмак» Сапковского. Развлекательная литература высшего качества.

Реалистичная жестокость средневековья — но без излишеств. Волшебства — не больше, чем у Толкина — ровно столько, сколько необходимо. Герои — не застывшие в неподвижности образы, они постепенно меняются: кто-то ожесточается, кто-то становится лучше. Некоторые персонажи вызывают неподдельный интерес, некоторые — жалость... Безразличных практически нет. Постоянная смена рассказчиков и пейзажей не раздражает, сюжет развивается достаточно динамично — для эпического фентези.

В общем, заслуживает высшей оценки — из доступных для чисто развлекательных литературных произведений.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Святослав Логинов «Свет в окошке»

Argumentator, 17 сентября 2009 г. 21:44

1) Неужели одному мне показалось, что описывается мир очень даже посюсторонний? Все то же самое: смысла в существовании нет, множество хороших людей влачат жалкое существование, множество негодяев процветает, деньги правят всем...

2) И почему многим кажется неудачным конец книги? Лично я не могу представить себе лучшего финала. Логинов вообще мастер щемяще-грустных, но красивых и логичных финалов.

3) Логинов — лучшее, что случалось с отечественной фантастикой в постсоветский период. Логинов, и, пожалуй, Пелевин.

Оценка: 10
⇑ Наверх