fantlab ru

Все отзывы посетителя bur_zumer

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Серебряный Ключ»

bur_zumer, 22 июля 2023 г. 15:01

Если судить о данном рассказе по содержанию, то первую его часть можно и вовсе отнести к жанру эссе. В ней автор уподобившись философам традиционалистам в пух и прах разносит крайности в направлениях человеческой мысли при выборе жизненного пути. Достаётся всем: и материалистам, что видят смысл лишь в поклонении эмпирически доказанным фактам и научным теориям; и людям духовности, что всё своё мировосприятие строят на следовании догмам и правилам, сформированным суеверными предками сотни лет назад; и декадентам, которые разочаровавшись в науке и религии, находят смысл существования в постоянном осуждении общественного устройства, и способны лишь постоянно иронизировать.

Проведя околофилософский анализ взглядов и устремлений своего поколения, Лавкрафт ищет решение поставленной проблематики. И находит его в наиболее антисоциальном из всех направлений философии — солипсизме:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Так понемногу он утратил способность удивляться и позабыл о том, что вся наша жизнь — это лишь цепь возникающих в сознании образов, а поскольку нет никакой существенной разницы между отражениями объективной реальности и образами, порожденными фантазией, то нет и причин отдавать кому-то из них предпочтение.»

Кроме экзистенциальных размышлений автора, читателям, уже знакомым с произведениями Говарда Филлипса понравятся отсылки к двум предыдущим рассказам из цикла «Показания Рэндольфа Картера» и «Неминуемое». Они вносят в историю некоторую объемность мира и лучше раскрывают самого Лавкрафта через его автобиографического персонажа.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Акико»

bur_zumer, 31 января 2023 г. 22:06

«Снегурочка раздета и готова к оральной стимуляции,

Но и это никому не интересно — телесность заменена web адресами»

Смена эпох ведёт к смене правил, порядки же остаются всё те же. Как главный герой романа «Числа» под давлением новой эпохи сменяет чеченскую крышу на всевидящее око сотрудника ФСБ Лебедкина, также и сами сотрудники по борьбе с финансовым терроризмом меняют свою среду обитания на интернет. Мамонта обычного заменяет мамонт сетевой.

Сюжет, оформленный под действия на интерактивном порно сайте, знакомит читателя со схемами развода, получившими широкое распространение в середине нулевых. Те, кто в своё время застал игры эротического содержания на флэше сразу узнают оформление и функционал виртуального «грота наслаждений». Те, кто примеряя на себя маску сексапильной красотки из пикселей на сайтах однодневках, чтобы выбить денег из доверчивых иностранцев, тоже будут читать с улыбкой до ушей. Такое было время, такие были Мы.

Что до общего впечатления, то рассказ вышел удачным. Автору удалось не только запечатлеть эпоху цифровизации всего, от секса, до представителей правоохранительных органов, но и пророчески предостеречь читателя: свобода в интернете, как и в жизни, заканчивается там, где начинается чей-то финансовый интерес.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Мой мескалитовый трип»

bur_zumer, 23 декабря 2022 г. 23:07

«Внутренний мир дороже денег, делись им только с проверенными» — писал когда-то поэт.

Одна из самых личных, в плане открытости, работ Виктора Олеговича, сравнимая по уровню откровенности автора с такими эссе как «Мост который я хотел перейти» и «Последняя шутка воина».

Строится оно не на одних лишь наблюдениях автора, но на его глубинных переживаниях и чувствах без прикрас.

В «трипе» Пелевин объясняет читателю ту сакраментальную значимость, которую обретали в глазах советского человека незаконные для печати книги, являвшие собой противоположность бестпринтерам, вроде покрытых пылью изданий задумчивой прозы Брежнева. Подобно редким кассетам из видеосалонов 80-х, переписываемым десятками раз и превращающим просмотр и обсуждение содержимого в культ, десятью-пятнадцатью годами раннее такую же роль на себя брала «самиздатовская литература». Именно благодаря этому факту, процесс чтения мистически-оккультной литературы, вроде работ Кастанеды, превращался для узкого круга читателей в некое подобие археологических раскопок древних магических развалин.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Иногда буквы были настолько бледные, что когда наконец удавалось дочитать страницу, вы чувствовали себя египтологом, сумевшим реконструировать надпись на полуразрушенном обелиске.»

Что до антисовесткой «похабной выходки против отечества», обнаруженной пользователем vfvfhm, то её здесь вовсе нет. Просто одной из особенностей жизни, а не только работ Пелевина, является то, что каждый, кто рьяно будет искать плевок и очернение канувшего в лету государства найдёт его во всём: в культуре, искусстве, окружающих. Но только не в своей голове. Так же происходит и с восприятием данного эссе некоторыми читателями.

В действительности , автор выдвигает в противовес привычному определению «самиздата» как системе тайной публикации антисоветских текстов в странах бывшего восточного блока, определение литературы, которая позволяла читателю выбраться на время за пределы советского быта, увидеть мир, другие страны и культуры. Слово же «гулаг» в тексте отсылает нас работам Солженицына, которые в массовом сознании иностранного читателя и являлись «самиздатом». А уж о том, что Александр Исаевич писал не о жизни в центре Москвы в 1960-1970-е годы, не об английской спецшколе, и не об отдыхе в Артеке товарищ vfvfhm должен знать. И скорее всего он бы куда лучше разобрался со смысловым содержанием эссе, если бы не глубинное желание в очередной раз обвинить Пелевина осквернении своей родины.

Да, у автора есть произведения, наполненные живой злобой и саркастической насмешкой над системой, государстом, правящим классом. Но данное эссе о другом. Оно о любви к книгам, обладающим душой.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Нижняя тундра»

bur_zumer, 20 декабря 2022 г. 10:00

«Нижняя тундра» покажется любому малознакомому с творчеством автора читателю типичным пелевинским рассказом. Тут есть всё, за что мы любим работы Виктора Олеговича: употребление психоактивных веществ для связи с трансцендентным, смешение разных временных линий и реальностей, и самое главное – колкая насмешка над мрачным, как бы пожелтевшим и слегка облезшим от времени миром.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«И Юань Мэн услышал музыку, доносившуюся из ящика. Женский голос пел на незнакомом языке, но Юань Мэн вполне его понимал, хотя точно разобрал только две строчки: «What if God was one of us» и «just a stranger on the bus trying to make his way home». Отчего-то император ощутил печаль и сразу позабыл все, что хотел сказать. Дослушав песню, старик повернулся к Юань Мэну, смахнул с лица слезы и сказал:

— Да... Джоан Осборн. Как будто вчера все было.

— Юань Мэн, — представился Юань Мэн. — Скажи, Джоан Осборн...

— Я не Джоан Осборн, — сказал старик. — Я не могу назвать своего имени. Я давал подписку.

— Хорошо, — сказал Юань Мэн. — Я знаю, что у духов нет имен — имена им

дают люди. Ты, наверно, дух Полярной Звезды?

— Нельзя столько пить, чукча, — сердито сказал старик. — Впрочем, можешь

называть меня как хочешь.

— Я буду называть тебя Джоан Осборн. Как я попал сюда?»

В характерном для автора стиле китайская мифическая составляющая гармонично сплетается с реалиями криминальной Россией 90-х. Император древней цивилизации встречается с московскими клофелинщиками, слова о «совести» пугают врачей только, если Советь – это погоняло местного авторитета, а хитрые колдуны, объевшись мухоморов становятся придворными пикинезами в наказание за попытку преступить нерушимые законы поднебесной. И во всём этом – ГАРМОНИЯ. А чего ещё ожидать от мэтра магизм-колдунистического реализма, Виктора Пелевина?

И всё же рассказ не типичен для автора, ведь теперь всё наоборт. Не мы идём к сказке, а сказка идёт к нам. Браво!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Виктор Пелевин спрашивает PRов»

bur_zumer, 19 декабря 2022 г. 10:11

Данный отзыв был подготовлен одним из представителей Буддийского Фронта Полного и Окончательного Освобождения, а посему носит характер вируса, расшатывающего рамки, установленные технологиями промывки массового сознания, опирающиеся на геббельсовско-сталинские разработки.

Интересная статья, в которой читателю предстоит задуматься, а возможно даже и ответить на ряд этических вопросов, связанных со свободой человека и его сознания в контексте коммерциализации окружающего пространства. Выставляя эти вопросы в правильном порядке и «под правильным углом», Виктор Олегович формирует своеобразное литературное заклинание, давая читателю осознать: сюжет «Generation П» не был вымыслом. Мир, в котором наше я (а вместе с ним и наши взгляды, убеждения и вера) было заменено на автоматическую программу с прописанными установками, целью которой является поглощение продвигаемых системой образов, имиджей и идей. Читать в обязательном порядке после «поколения» и «олигархов на карте родины».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Имена олигархов на карте Родины»

bur_zumer, 19 декабря 2022 г. 09:52

Едкое, словно фтороводородная кислота, эссе, расщепляющее читателя на клетки бессильной злобы. В данной работе Виктор Олегович примеряет на себя одну из архитипичных ролей, созданный им в середине-конце 90-х, образ специалиста по внедрению идей в массовое сознание с помощью технологий СМИ.

«День и ночь бьёт барабан

Haм всю жизнь рыть котлован»

Играючи с гиперболизированным возношением олигархии до уровня единственной законной власти, автор объясняет, как с помощью инструментов пропаганды можно не только скорректировать, но и полностью отменить, а затем заново сформировать мнение нации касательно лиц, завладевших львиной долей ресурсов страны.

«В стрaне оков нет дурaков

Девиз тaков, девиз тaков:

Мы не рaбы, рaбы не мы

Тaк кто же мы? Кто же мы?»

В данном эссе Пелевин, описывая простейшие методы манипуляции массовым сознанием, указывает на те мягкость и податливость народных настроений, с которыми население страны готово будет в очередной раз стать на колени (добровольно узаконив геноцид народа, пожертвовав женскую часть населения под «имбридинг с целью формирования среднего класса»). Браво, после прочтения хочется плеваться желчью!

Оценка: 7
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»

bur_zumer, 3 декабря 2022 г. 23:28

2022-й год мог быть ознаменован не только началом «одного из важнейших военно-исторических событий на постсоветском пространстве». Ведь если бы в мире существовал некто Виктор Пелевин, то в этом году он отмечал бы свой 60-й день рождения. Россияне же, вместе с тем, испытывали бы на себе новую волну интереса к произведениям автора, не в последнюю очередь из-за юбилея господина П, а также по причине выхода нового документального фильма о Викторе Олеговиче и кинокартины по мотивам романа «Empire V». Однако, ничего этого не происходило, как не было и этого отзыва, и этого писателя, и этого 22-го года. Разве что, только во сне, или в Пустоте…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«- Если от твоих кошмаров тебя разбудят таким же способом, как этого китайца, Петька, — сказал Чапаев, не открывая глаз, — ты всего-то навсего попадешь из одного сна в другой. Так ты и мотался всю вечность. Но если ты поймёшь, что абсолютно всё, происходящее с тобой — это просто сон, тогда будет совершенно неважно, что тебе приснится. А когда после этого ты проснёшься, ты проснёшься уже по-настоящему. И навсегда. Если, конечно, захочешь.

- А почему всё происходящее со мной — это сон?

- Да потому, Петька, — сказал Чапаев, — что ничего другого просто не бывает.»

Признаться честно, поначалу роман давался нелегко.

Я знакомился с произведениями автора в хронологическом порядке, отчего стал почитателем манеры изложения, хода мыслей и философии Виктора Олеговича с самых ранних рассказов.

Данный же роман встречает читателя обилием экшена и круговоротом событий, молниеносно сменяющих друг друга в самом начале повествования, отчего может показаться не столь глубоким, как предыдущие работы. Однако первые главы, это заманчивая обёртка для массового читателя. Когда же дело доходит до метафорического переложения религиозно-философских учений на окружающие нас время, культуру и быт, понимаешь, что равных Пелевину просто нет.

В «Чапаеве» читатель встретится с уже известной по рассказу «Иван Кублаханов» солепсистсой концепцией иллюзорности мира, которая удивительным образом совпадает с идеей несуществующей реальности «майя», представленной в индуизме. Отсутствие пространства и времени, цикл вечного перерождения, единство бога и сознания — все те идеи, что приходят в голову людям, употребляющим психоактивные вещества, находят своё отражение в адаптированной трактовке идей шиваизма и буддизма на страницах романа. Поэтому, читателям стремящимся найти ответы на вопросы бытия данная книга сможет, если не дать ответ на все вопросы, то, по крайней мере, укажет на ориентиры и составит стратегическую план-карту действий.

Помимо экзистенциального вопроса, автор не обошёл стороной и одну из любимых тем раннего творчества, а именно, ироничные подколки в сторону людей, вставших на грудь окружающих, и шедших по головам, для получения и удержания власти в советский/постсоветский периоды истории. В вечном стремлении закрепиться в иллюзорном мире с помощью накопления силы и ресурсов, такие индивиды, в лице красных революционеров или братков из 90-х, еще глубже укрепляли свои убеждения в существовании единственного и исключительно важного в этой реальности «Я». Отдаваясь первичным порокам (злобе, страсти и неведению) каждый из них и по сей день продолжает жить во снах, сотворённых собственным ЭГО.

Роман можно смело назвать пособием по выходу из матрицы/ достижению нирваны/ сошествию поезда с рельс. Однако подойдёт он, не каждому. Для того, чтобы «Чапаев» стал билетом из дурдома №17, Вам понадобится определённый багаж опыта жизненного, философского, религиозного, или психоделического. Но даже если у Вас ничего из этого нет, всё равно попробуйте. Быть может, Вам будет интересно, смешно или даже страшно, на что искренне надеюсь. Ну а если Вы всё-таки осмелитесь проснуться, то обязательно присоединяйтесь к нам с Петькой, Анкой и Чапаевым! Полетаем среди несуществующих полей эфедры, в бесконечном потоке условной реки абсолютной любви…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Единственный путь к бессмертию для капли воска — это перестать считать, что она капля, и понять, что она и есть воск. Но поскольку наша капля сама способна заметить только свою форму, она всю свою короткую жизнь молится Господу Воску о спасении этой формы, хотя эта форма, если вдуматься, не имеет к ней никакого отношения. При этом любая капелька воска обладает теми же свойствами, что и весь его объем. Понимаете? Капля великого океана бытия — это и есть весь этот океан, сжавшийся на миг до капли. Но как, скажите, как объяснить это кусочкам воска, больше всего боящимся за свою мимолетную форму? Как заронить в них эту мысль? Ведь именно мысли мчат к спасению или гибели, потому что и спасение, и гибель — это тоже, в сущности, мысли.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR»

bur_zumer, 6 ноября 2022 г. 16:53

Смешной и едкий, до колик в животе, рассказ о быте «сверхновых русских», а также о тех, кто очень хотел бы справедливости, но чья «длинна лапок» не позволяет дотянуться до шей виновников беспредела и упадка.

Гомерический хохот при прочтении вызывает подход к построению шуток. Юмор здесь можно описать как некую смесь гоголевской сатиры, образца «Ночи перед Рождеством» (к чему отсылает название рассказа) с кинокартинами 90-х в жанре «чёрной комедии», высмеивающими преступный быт, к коим можно отнести фильмы Гая Ричи, Квентина Тарантино, и, конечно же, Андрея Балабанова. В самом начале повествования автор приводит в действие магический часовой механизм в виде компьютерного вируса, призванный начать своё действие ровно в канун Рождества, тем самым запуская череду абсурдных действий, приводящий к непредотвратимым последствиям, затронувшим практически каждого жителя выдуманного «Петропалховска».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Началось с того, что бригада строительных рабочих (если выражаться проще. просто три бабы в оранжевых безрукавках, вроде тех, что вечно долбят ломами какую-то наледь на обочинах дорог) получила очень странное распоряжение на бланке мэрии. Этот бланк содержал недвусмысленное указание «валить Кишкерова», подписано распоряжение было «Шурик Спиноза».

Следует заметить, что и эти женщины, и все остальные знали, кто такой мэр Ванюков. Все, связанное с ним, было окружено мрачным и гипнотическим ореолом. И очень многие муниципальные служащие в глубине души надеялись, что Ванюков приглядывается к ним и, если они пройдут некий непонятный тест, придет момент, когда Ванюков возьмет их из полуголых серых будней в волшебный и пугающий мир таинственной «крутизны». Как выяснилось, примерно такая надежда — еще более трогательная из-за своей крайней нелепости — жила и в этих бедных женщинах, отравленный мексиканскими сериалами и радиоактивной свеклой. Кто такой Кишкеров, они хорошо знали — это был один из самых серьезных людей Петроплаховска, что видно было хотя бы из того, что он решился на конфликт с мэрией».

Закон действия кармы и перетекания форм (переход поэзии в программирование) в очередной раз описаны Виктором Олеговичем как надо, за что ему большое человеческое «Банзай»!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Иван Кублаханов»

bur_zumer, 5 ноября 2022 г. 23:22

Меня удивляет, как удачно смог Виктор Олегович описать суть бытия, уместив её всего на нескольких страницах книги. Конечно и до него, в «Тибетской книге мёртвых», и значительно позже, в картине Гаспара Ноэ «Вход в пустоту», читателю/зрителю уже пытались объяснить построение окружающей нас действительности, кармическую систему и принципы перерождения. Однако, вследствие определённой скупости языка в переводе «Бардо Тхёдол», а также полного отрыва от социально исторического аспекта, мне в своё время не удалось добраться до осознания процессов описанных в книге индийского мудреца. Кинолента же аргентинского кинорежиссёра была настолько затянутой и целенаправленно утомляющей, что многие зрители засыпали, не пройдя и половину пути к перерождению. А вот Пелевин, уместил всё, что необходимо знать в 15ти страницах, за что ему низкий поклон.

Различные философско-религиозные учения, техники медитаций, употребление психоактивных веществ, осознание себя во сне. Всеми этими инструментами человечество пользуется, чтобы понять мироустройство, разобраться, где иллюзия, а где реальность, где сон, а где пробуждение. И только некоторым удаётся осознать себя тем самым сном, той малой частичкой опыта одного огромного целого, запредельного, вечного, которые мы по привычке считаем всей нашей жизнью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«И вот однажды эта призма прекратила свое существование. Сон про Ивана Кублаханова перестал сниться — он подошел к своему естественному концу, за которым началось нечто новое, такое же странное и захватывающее, как первые мгновения после рождения. Переход был очень похож на роды — опять пришлось перемещаться по какому-то тоннелю, опять снаружи пришла безымянная помощь, опять были яркие вспышки света, и опять невыносимая мука сменилась сначала покоем, а потом — радостью пробуждения. Начался новый сон, героем которого был уже кто-то другой, и память об Иване Кублаханове стала постепенно исчезать, сменяясь восприятиями совершенно иной природы».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии»

bur_zumer, 30 октября 2022 г. 19:44

Данное эссе, на мой взгляд, будет лучшим ответом на вопрос «С чего начать читать Пелевина?». По крайней мере, таким мой ответ будет каждому, кто слышал об авторе, как о человеке, создающем необычные (иногда даже КРАЙНЕ фантастические) концепции мировосприятия, после чего сращивающем их с нашей серой действительностью. А дело всё в том, что практическое значение этой работы, оказывается значительно выше, её развлекательно-увеселительного характера.

В эссе почти отсутствует ставшее уже классическим ироничное пелевинское повествование. Вернее, оно приобретает форму глубокой осмысленной аналитики, ведь излагает свои мысли автор с очень серьезным лицом, веря в то, о чём говорит. А потому, начинает верить и читатель, чьи мысли уже двигались по схожей траектории.

Работа, первоначально посвященная сравнительному анализу мистико-оккультных ритуалов зомбификации на Гаити с идеологической промывкой сознания, используемой в СССР, ни на йоту не теряет своей актуальности. Ведь независимо от временных и географических рамок, правила контроля масс почти всегда остаются одними и теми же. Особенно, если мы говорим о нашем Здесь и Сейчас:

«Зомби могут освободиться только после смерти колдуна. Но, как известно, хитрый колдун может долго скрывать свою смерть».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума»

bur_zumer, 30 октября 2022 г. 18:56

Неплохое практическое пособие по гаданию на забытом, но впоследствии восстановленном руническом алфавите кельтского языка, являющееся сокращённым вариантом «Книги Рун» Ральфа Блума.

Эссе имеет скорее научную и эзотерическую (практическую) ценность для каждого, кто интересуется данной темой. Поэтому привычные сарказм и юмор, свойственные автору, в работе полностью отсутствуют.

Рекомендую всем, кто интересуется оккультизмом и его проявлениями в нашем материальном мире. Ведь руны тема не менее интересная, нежели гадание по Таро или Каббалистические ритуалы.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Ника»

bur_zumer, 30 октября 2022 г. 18:46

Данная история вызвала у меня настоящую бурю эмоций, сравнимую разве что с химией, возникающей в настоящих отношениях между полами. Автору удалось сжать до размеров рассказа, все те переживания, ощущения (и что не менее важно, их отсутствие) которые свойственны влюбленным.

Ближе к развязке Виктор Олегович будто играет на чувственных «нервных окончаниях» читателя, нагнетая сюжет до предела. И именно благодаря столь необычной и постмодернистской концовке, финал приобретает привкус рассеявшегося сна, а не дроби меланхолии, разряженной в сердце.

Рекомендую к прочтению каждому, кто хоть раз общался со своенравными кошечками противоположного пола.

«Природное изящество и юность придавали всем ее проявлениям какую-то иллюзорную одухотворенность; в ее животном — если вдуматься — бытии был отблеск высшей гармонии, естественное дыхание того, за чем безнадежно гонится искусство, и мне начинало казаться, что по-настоящему красива и осмысленна именно ее простая судьба, а все, на чем я основываю собственную жизнь — просто выдумки, да еще и чужие».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Омон Ра»

bur_zumer, 30 октября 2022 г. 18:19

Сколь разнообразными и противоречивыми были отзывы рецензентов на данную повесть, столь же многогранной и всеобъемлющей сама по себе оказалась работа Виктора Олеговича. Кощунственная и бесстыдная саркастическая насмешка над прошлым канувшего в лету государства в глазах одних. Невероятно едкая и находчивая метафора о жизненном цикле отдельно взятого винтика в огромном механизме «передовой советской автоматики» для других. Для меня же – превосходная самодостаточная история, которая для каждого открывается по-разному, в зависимости от внутренней философии, мировоззрения и жизненного опыта читателя.

В одном лишь противоборствующие лагеря почитателей и критиков автора сходятся во мнении: вещь написана в духе времени, ему соответствует, и с ним же теряет свою актуальность, а потому, становится, в некотором роде, бесполезной для современного читателя. На мой же взгляд, повесть можно со спокойной душой назвать нестареющей классикой, наряду с работами Гоголя или Достоевского. Ведь образы и характеры персонажей, их поведенческие шаблоны и ролевые модели чуть ли не на сто процентов совпадают с поведение окружающих нас людей и обретают с одной стороны комичные, а с другой крайне мрачные оттенки, как и у двух великих классиков.

Чтобы не быть голословным, приведу пример из жизни. Я работаю в организации, предоставляющей мед услуги по всей стране, где у нас существует внутренний аналог органа власти под названием «отдел качества», который по своему функционалу (поиск правонарушений и наказание за них) сравним в реальном государстве с полицией или ФСБ. И глава этого отдела, на мой взгляд, является воплощением и начальника полёта, и полковника Урчагина, и всех их фанатичных подчинённых в одном лице. Ведь для него попросту не существует обычных, неформальных человеческих взаимоотношений. Есть только долг и подвиг. Вся его деятельность посвящена поддержанию жизнедеятельности нашего «Левиафана», в котором я и мои коллеги являемся деталями, но не людьми. И не важно, каких усилий каждому из нас стоит обслуживание микрогосударства и его функций. В глазах главы отела качества мы все окажемся на тонущем корабле, где он, аки капитан будет героически бегать и громогласно, с некоторой театральностью (какая свойственна только людям, несущим службу в госорганах) раздавать приказы по задраиванию дыр в днище нашего космического судна.

«Поэтому новость о том, что мой подвиг останется никому не известным, не была для меня ударом; ударом была новость, что придется совершать подвиг».

Оценка: 7
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Хрустальный мир»

bur_zumer, 23 октября 2022 г. 17:05

Великие дела не всегда свершаются великими людьми. Зачастую, каждый из нас играет вытканные веретеном судьбы роли и сюжеты, даже не догадываясь о руках, что их плетут. Вот так живёшь, не зная ни цели, ни своего предназначения, пока однажды, оказавшись в окопе, не высунешь дуло наугад, да не дернешь курок. «А в это время где-то на линии полета пули скакал великолепный Карл Двенадцатый на специальной королевской лошади. И — прямо по тыкве…»

Также и юнкеры Николай и Юрий, сколько бы ни придавались размышлениям о жизни, даже зная о своём предназначении вселенского масштаба, не смогли защитить мир от «древнего картавого демона», повернувшего ход истории страны в известное нам русло красного цвета. А всё ведь почему? Да потому что даже самый обычный кокаин, всяко лучше даже самого чистого эфедрина, ответил бы Виктор Олегович.

Конечно же, на самом деле данный рассказ о каждом из нас, обо мне и о Вас, стоящих каждый на своём невидимом посту и блюдущих порядок этой холодной октябрьской ночью. Ведь и сейчас демон невидимых пространств волочит своё тело по осколкам битого стекла, а его пришествие ознаменовано повсеместно распространившимся звоном бутылок и эфедрином (мефедроном), уже успевшими стать частью любого культурного мероприятия юных жителей Петрограда.

«— Самое интересное, — продолжал он, — что человек чаще всего не догадывается, в чем его миссия, и не узнает того момента, когда выполняет действие, ради которого был послан на землю. Скажем, он считает, что он композитор и его задача — писать музыку, а на самом деле единственная цель его существования — это попасть под телегу на пути в консерваторию».

Оценка: 9
– [  0  ] +

Виктор Пелевин «Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)»

bur_zumer, 23 октября 2022 г. 16:06

Невероятно комичный рассказ, развивающий идеи поднятые автором ещё в «Оружии возмездия» и «Ухрябе». Некое явление, объект или личность (в данном конкретном случае метафизический Сталин) являет собой первопричину и основу того порядка вещей, которые стали бытием для всех живущих в советском/постсовестском пространствах.

Стилизован рассказ под статью, которая более всего походит на сценарий саркастического детективного триллера. Автор проводит читателя сквозь туман жутковатой загадки, окружающей всю историю Сталинской эпохи СССР, заключая её в ореол мистичности и таинственности. Но Виктор Олегович не был бы собой, если бы читатель не ухохатывался, падая со стула, с едких метафор, удачно выделяющихся на контрасте со всей нагоняемой жутью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Новый Сталин поднимается на поверхность только один раз — чтобы зазвать вниз собутыльников — Белого и Шумейко (последний — контуженный артиллерист, ветеран первой мировой войны, именно этим объясняется известная сентенция внешнего Сталина по поводу артиллерии). Шахту заваливают и начинается многолетняя пьянка, слушанье патефона, драки, трубка переходит из рук в руки. Приказания, отдаваемые наверх, часто невнятны — отсюда репрессии и индустриализация».

Если Вы любите Пелевина за его умение совмещать не совместимое, а также желаете ощутить на себе тонкую грань меж двух чувств – звенящей тревоги и безудержного веселья, однозначно рекомендую рассказ к прочтению!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Оружие возмездия»

bur_zumer, 23 октября 2022 г. 14:31

На сегодняшний день, в век массовой цифровизации сознания и полного погружения в вымышленные миры, будь то видео- либо же ролевые игры в сообществах социальных сетей и месенджеров, данный рассказ обретает новую полноту. Ведь теперь, каждый из нас может примерить на себя не только какую-то роль, срастись с ней, стать полным её воплощением, но ещё и поделиться правилами своего мира, частью которого остальные пользователи интернета могут стать, приняв ряд сводов и догм. Так во все времена работали религии, идеологические и философские течения. Сейчас же за счёт ускорения всех информационных процессов, данное явление получило небывалые размахи.

«Когда множество людей верит в реальность некоего объекта (или процесса), он начинает себя проявлять»

Таким образом, к примеру, девиантные сексуальные отклонения, сформировавшиеся травмированной психикой извращенцев, с помощью интернета распространяются в виде экстремального эротического контента, приобретая форму пропаганды и создавая новый слой реальности, в который новое поколение пользователей этих сообществ будет верить как в неоспоримую истину. Ярким примером может стать тонна пропагандистского материала под тегами «whitе gеnосidе» и «blасk suрrеmасy», которые призывают к добровольному самоуничтожению целой рассы, давя на внутреннее чувство вины белого населения Америки и Европы перед чернокожим населением. Казалось бы – выдумки и сказки, а пользователь верит в сформировавшийся миф и убеждает окружающих, так и формируется эгрегор и идея начинает набирать силу, превращаясь в своеобразное «Оружие возмездия».

Пелевинское же «оружие» позволяет взглянуть в саму суть явления и осознать, как именно целенаправленный взмах крыла бабочки, называемой человеком, произведенный под определённым углом и траекторией может вызвать землетрясение в сознании всего человечества. Браво, Виктор Олегович!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Музыка со столба»

bur_zumer, 23 октября 2022 г. 00:30

В своё время, испытав на себе действия мухоморов (абсолютно разрешенного энтеогенного вещества), не в последнюю очередь под влиянием работ Виктора Олеговича, читал рассказ с особым интересом. Всё же индивидуальный опыт – вещь в полном объеме непередаваемая, тем более опыт психоделический. И всё же, в данном рассказе автор справился с задачей неплохо!

Поток мыслей и эмоциональные оттенки происходящего, вызываемые мозгом во время интоксикации, описаны довольно правдоподобно. Не упустил Виктор Олегович из виду и своеобразное обнаружение внутреннего Я, которое приходит на смену предыдущему самосознанию под действием психоактивных веществ. Те глубокие смыслы, которые человек вкладывает происходящее в предсмертные моменты, в моменты глубокого озарения при авариях, серьезных травмах и рискованных для жизни ситуациях вплетаются в сюжет также гармонично, как и в сюжет другого произведения автора — «Ухряб».

Если Василий Маралов, герой предыдущего рассказа, ощущает глубокое психоделическое озарение в силу возраста на смертном одре, то к Матвею из «Музыки на столбе» это озарение приходит благодаря желанию уйти от реальности, в виду недоступности водки из магазина. Инициатором же мистерии выступает товарищ по работе Пётр, который в силу своей харизмы и психологического влияния на товарищей уподобляется в глазах главного героя не менее влиятельному в своём духовной доминации фюреру. По сему читать не только интересно, но и уморительно!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Хироя Оку «Gantz»

bur_zumer, 12 октября 2022 г. 00:31

Манга «Гантз» это хороший пример грамотного построения истории, в которой каждая новая деталь сюжета не только раскрывает контекст мира, но и формирует в голове у читателя вопросы, ответы на на которые приходится искать самому.

Сюжет, атмосфера, персонажи манги — всё это огромный набор разноцветных пазлов, которые с каждой главой превращаются в фантастическую, и при этом, невероятно живую картину, наполненную проявлениями любови, дружбы, ненависти и предательства.

Отличный рисунок, множество внезапных сюжетных поворотов сделали данную историю обязательной к прочтению всем ценителям историй о человеческих взаимоотношениях в неординарных обстоятельствах в духе комикса «Walking Dead» и «Книг льда и пламени» Мартина.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Брошенный дом»

bur_zumer, 1 октября 2022 г. 22:08

На страницах бульварных мистических и хоррор журналов начала XX века появлялось множество имен разнообразных авторов. Все они пытались вызвать у читателей самые бурные эмоции, позволявшие отвлечься от суровой реальности того времени. Однако далеко не каждому из них удалось увековечить память о себе так, как это сделали Говард Лавкрафт и Роберт Говард, два человека, с которыми и по сей день многие ассоциируют журнал “Weird Tales”.

Что примечательно, манера изложения, подход к построению сюжета двух этих авторов отличался чуть ли не диаметрально противоположно. Для Лавкрафта были свойственны рассказы с большим количеством многословных описаний и высокопарных выражений, в то время как Говард отдавал предпочтение простоте написания своих текстов. Также отличались и характеры персонажей, у ГФЛ зачастую сходивших с ума после встречи с «неописуемым ужасом», а у РИГ приобретавших силу и рвение к жизни даже при самых ужасных обстоятельствах.

«Брошенный дом», будучи пятым рассказом, прочитанным мной у автора, стал на данный момент самым любимым. Не в последнюю очередь из-за того, что рассказ Лаврафту не свойственен (в сравнении с другими, прочитанными мной историями). Здесь подчерк автора больше напоминает Говардовский. Ведь в наличии у нас сюжет, главные герои которого не только не лишаются рассудка после первого контакта со злом, но даже очень уверенно ему противостоят. События стремительно сменяют друг друга, поэтому совсем не успеваешь заскучать. Исключительно рекомендую к прочтению каждому, кто хочет познакомиться с не самым типичным произведением автора.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джон Вагнер «Судья Дредд. Америка»

bur_zumer, 27 сентября 2022 г. 09:28

Унылая агитационная брошюрка, стилизованная под комикс.

На 16 страницах читатель сможет «пропитаться» духом футуристичных США, изуродованных властью Судей, неким аналогом силовых структур. Единственным персонажем, способным сопротивляться адской машине порабощения будет девушка с говорящим именем Америка. Она бесстрашная демократка и революционерка, её принципы – борьба за свободу и защита слабых. Например, таких как Бенни, персонаж, от чьего лица и рассказана история. В противовес Америке мальчик изображён слабым, трусливым, неспособным отстаивать права, причем не только общественные, но и свои собственные.

Так как это только первая часть из семи, нельзя сказать, что вся история будет также плоха. Как минимум, из сюжетных стежков, которые оставляет сценарист, можно предположить, что в конце истории Бенни станет Судьей, который «установит справедливость ценой свободы», то есть ценой жизни Америки. Однако, читать дальше никакого желания нет. Ведь, первый номер заканчивается сопливой сценой, в которой гг плачет, из-за того что девушка не пошла с ним на выпускной. Ведь он просто друг, а тот другой – крутой революционер из демократов. Последняя страница прощается с читателем обменом фраз в духе «- ты меня не любишь, а я тебя люблю! — нет, это я тебя люблю! Тьфу…

Оценка: 1
– [  1  ] +

Межавторский цикл «Бэтмен: Тёмный рыцарь. Легенды»

bur_zumer, 26 сентября 2022 г. 22:17

Довольно бодрый графический рассказ, который больше походит на ещё один эпизод из жизни Хэллбоя, нежели на историю о рогатом Готэмском мстителе. В попытке поймать очередного преступника, главный герой становится свидетелем древнего ритуала, способного вернуть к жизни древнее зло…

Заметно, что сюжет вдохновлён классическими историями в духе Лавкрафта, с его хтоническими потусторонними тварями, и Говарда, с присущими ему ритуалами по воскрешению из гробниц мертвецов, ведающих тайны мироздания. Ну и, конечно же, куда без говардовского героя, чьи решимость, сила воли и квадратный подбородок способны остановить саму смерть.

Читается комикс от силы 15-20 минут, а потому не успевает наскучить, и к тому же, по своей форме напоминает некий кошмарный сон или видение. Этим ощущениям способствует отличный рисунок и не менее выдающаяся работа колориста. Любителям «weird-fiction» к ознакомлению рекомендую!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Брайан Огастин «Готэм в газовом свете»

bur_zumer, 26 сентября 2022 г. 21:19

Фантазия создателя Хэллбоя на тему того, как бы выглядел Готем, подвергшийся нападению Джека Потрошителя в конце XIX века, достаточно гармонично сплелась с историей о ночном мстителе в плаще. Майк Миньола решил, что жители мрачного города могли бы носить шляпы и сюртуки, а Бэтмен сражался бы не с набившими оскомину суперзлодеями, а со злом более приземлённым, но оттого куда более пугающим.

Сюжетная составляющая проста, но при этом не даёт читателю заскучать. Хотя, признаюсь честно, с самого начала догадался, кто был убийцей, всё равно с интересом двигался вместе с главным героем к развязке истории. Рисунок же Миньолы, как мне показалось, неспроста так удачно вписывается в антураж, дополняя его мрачными нотками. Ранее автор трудился над не менее тёмными по своему сеттингу историями о детективе из ада, побеждающем потустороннее зло.

Данный графический рассказ рекомендую всем, кто тяготеет к историям о Шерлоке Холмсе, а также мистическим историям По и Лавкрафта!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Фрэнк Миллер «Batman: The Dark Knight»

bur_zumer, 26 сентября 2022 г. 19:54

«Я удивлён, что не вижу сотен таких, как он. Тысячи людей устали от страха. Устали от тупых законов и социального равнодушия. Он лишь возвращает то, что принадлежит нам по праву».

В интернете можно наткнуться на огромное количество восторженных отзывов, посвящённых данной работе Френка Миллера. Её называют революционной, новаторской, изменившей подход к созданию комиксов и, что самое главное, к их восприятию. Забегая вперёд, скажу, что всё так и есть.

Благодаря популяризации супергеройской тематики в кино, зритель давно привык видеть героев в трико в совершенно разных амплуа, от гражданских мстителей, борющихся со злом на улицах, до сверхсуществ, определяющих своими силами ход истории и времени. Такие же картины как «Хранители» Зака Снайдера или «Человек-Паук» Сема Рейми показали нам, что герои – это еще и люди, которые сталкиваются с повседневными человеческими проблемами, в те моменты, когда на них нет маски. Люди, движимые собственными убеждениями и идеалами, которые помогают им справляться со злом и, в то же время, лишают их возможности прожить эту жизнь ради себя и близких. Именно таким предстал перед читателем «Возвращения Тёмного Рыцаряря» главный герой – Бэтмен, Брюс Уэйн, супергерой, человек, легенда.

Френку Миллеру удалось нащупать ту грань между экшеном, неотъемлемой составляющей книжек с картинками о героях, и мрачными размышлениями уже постаревшего персонажа, без малого 47 лет эту комикс-индустрию олицетворявшего. На выходе мы получили великолепную историю, окрашенную в тёмные тона жанра нуар и повествующую о силе человека и его личных убеждений, которые не должны меркнуть даже с приходящими годами.

Важно то, что работа (как и «Хранители» Алана Мура) не утратила свою актуальность с годами. Ведь сейчас, как и более тридцати лет назад людей окружает та же проблематика: управление массовыми настроениями в СМИ, жёсткое социальное расслоение, страх перед глобальной мировой войной, которая уже не кажется чем-то далёким… Когда, как не сейчас миру нужны герои, такие как Брюс Уэйн, такие как ВЫ или Я.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Фрэнк Миллер «Круто Сваренный»

bur_zumer, 23 сентября 2022 г. 23:04

Резня старой школы в мрачном мире техногенного упадка.

Превосходный нуар/киберпанк детектив, погружающий читателя в бурлящий круговорот безумных событий. Описывать словами это сложно, да и не нужно, ведь и без слов произведение выгодно выделяется невероятно проработанным рисунком и лихо закрученным сюжетом, наполненным непрекращающимся экшеном.

Рекомендую к прочтению каждому, кто помнит, за что раньше любили тестостероновые боевики 80-90х, часто наивные в сюжетном построении, но при этом состоящие из качественно поставленных сцен драк и перестрелок.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эд Брубейкер «Бэтмен: Готэм. Нуар»

bur_zumer, 23 сентября 2022 г. 22:44

Качественный образец применения к ставшим уже классическими сюжетным ходам истории о крылатом мстителе обновленного антуража Готэма, погруженного в нуар атмосферу конца 1940-х годов.

Из преимуществ отметил для себя:

1) Повествование от лица Комиссара Гордона. Согласитесь, всегда приятно посмотреть на уже знакомую историю под другим углом? Особенно учитывая хрестоматийность описываемых событий, подаваемых под всевозможными соусами уже не один десяток раз. Теперь же нас ждёт мрачный детектив об опустившемся на дно жизни комиссаре Гордоне, ищущем укрытие от реальности в бутылке.

2) Книга не зря называется «Бэтмен: Готэм. Нуар», ведь здесь есть все, присущие жанру особенности. Это и палповая обложка, отсылающая нас к бульварным детективным и хоррор журналам 20-40х годов, вроде Detective Magazine и Weird Tales. Нуарным оказалось и построение сюжета, ведь в него поместили и роковую даму в беде, и беспощадных гангстеров, и загадочную тень, преследующую каждого, кто посмеет нарушить закон города.

Рекомендую к ознакомлению, если Вам нравится атмосфера чёрно-белых детективов первой половины XX века и рассказов эпохи «pulp fiction».

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдвард Ли «Ужас Иннсвича»

bur_zumer, 21 сентября 2022 г. 20:32

Довольно любопытный роман, являющийся своеобразной переработкой-продолжением Лавкрафтовской «Тени над Инсмутом».

Главный герой, следуя маршруту своего любимого писателя, становится жертвой обстоятельств, сильно напоминающих историю ГФЛ о городе, поклоняющемся загадочному языческому культу и населённому результатами смешения людей и амфибий.

Интересна история свежим взглядом на события первоисточника. Здесь зрителя будут пугать не медленным нагнетанием атмосферы, а самой настоящей мясорубкой в лучших традициях «сплеттер-панка». Поэтому, если Вас не страшит большое количество убийств, натуралистичное описание жестокости и сексуального насилия, а также, если вы хотите с другой стороны взглянуть на уже известный вам Исмут – рекомендую к прочтению!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдвард Ли «The Deviltry of Elemental Valance»

bur_zumer, 20 сентября 2022 г. 22:26

Неплохой рассказ, повествующий читателю о возможностях, открывающихся живым

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и не очень
существам, познавшим все тонкости физики, лежащей за гранью человеческого восприятия. Примечателен для фанатов хоррора он двумя вещами:

Во-первых, в наличии у нас две сюжетные линии, затрагивающие разные исторические отрезки. Одна посвящена Куперу, беззаботному работнику кладбища, у которого на уме только дэт-метал и секс с наркоманками. Вторая же познакомит читателя с, шерифом небольшого городка, Броком, который расследует жестокое убийство, не поддающееся никакой логике. Но что же связывает этих двоих?

Во-вторых, история почти полностью построена на отсылках к творчеству великого и ужасного Говарда Филлипса Лавкрафта. Поэтому каждый, кто знаком с произведениями мастера сможет пощекотать себе нервы, а где-то даже и посмеяться, взглянув на уже знакомое зло с нового ракурса.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Отлитые из железа»

bur_zumer, 18 сентября 2022 г. 21:40

«Люди часто страдают гораздо больше ради чего-то меньшего»

Каждому, кто читал уморительные истории Говарда о похождениях непобедимого моряка Стива Костигана, скорее всего, они запомнились ярким описанием схваток, большой долей юмора и невероятными передрягами, из которых главный герой каждый раз выбирался с улыбкой на лице. На их фоне рассказ «Отлитые из железа» очень сильно выделяется, ведь повествует об изнанке боксёрской жизни. Бедность, тяжёлое детство, желание вырваться из нищеты и помочь любимым людям в начале пути бойца. Жестокие травмы, потеря здравого ума и даже смерть — в его конце. Именно такая реальность окружала многих боксёров живших на стыке XIX–XX веков. В частности, из-за грубого, в некоторой мере, описания действительности данный рассказ Роберта Говарда по-настоящему ценен.

Рекомендую к прочтению всем, кто уже знаком с приключениями железного Костигана (к слову, его персонаж тоже имеет эпизодическую роль в истории), и хочет в полной мере ощутить контраст и разнообразие боксёрских рассказов Говарда. Ко всему прочему, данная история не только о боксе, но и в целом о каждом человеке, которому приходится потом и кровью отвоёвывать своё счастье у жестокой, но оттого не менее прекрасной жизни!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Честь корабля»

bur_zumer, 21 августа 2022 г. 10:55

За что по-настоящему готов сражаться моряк, переживший на своём веку не один десяток схваток? Ответом могут служить «друзья и близкие», «прелестные дамы», или и вовсе «деньги». Но иногда любителям почесать кулаки об лица недругов просто приходится отстаивать честь, свою и не только. Именно этому и посвящен замечательный рассказ «Честь корабля».

Наконец-то Роберт Говард даёт Стиву столкнуться с противником, по настоящему достойным «Молотилы» Костигана. Ведь Джон Закария Граймс не только не уступает главному герою в остроте изрекаемых колкостей, но ещё и ни на йоту не готов отступить в схватке без правил, свидетелями которой станут только ночной океан, да верный пёс Майк, впервые привязавшийся к кому-то, кроме своего хозяина.

Но почему же эти два здоровяка, плавающих под одними парусами, столкнулись в столь ожесточённой схватке? И почему бой состоится без привычных для боксеров канатов и брезента ринга под ногами? И чем же объяснить отсутствие секунданта, готового остановить бой перед тем, как он зайдёт слишком далеко? Читайте, чтобы узнать ответы на все эти вопросы!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

« — Граймс, зачем ты это сделал? Я понимаю, что из лучших побуждений, но все-таки — зачем?

Он чуть помедлил и пробормотал:

— Знаешь, когда я прочел список твоих побед в книжке, что дал мне О'Брайен, я понял: ты настоящий боксер. И окончательно в этом убедился, когда увидел афиши на пристани и услышал о тебе от других парней. У меня на родине мужчина всегда стоит за свою родню, а наш корабль и команда для меня все равно что дом и семья. Я не допущу, чтобы парня с такой репутацией, как твоя, опозорили и выставили мошенником. Это ведь пятно не только на человека, но и на всю команду».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Великодушие настоящего мужчины»

bur_zumer, 21 августа 2022 г. 10:29

Что есть у Стива Костигана помимо его верного бульдога Майка, да удара звериной силы, способного свалить с ног быка на ходу? Пожалуй, только команда огромных, неотёсанных и грубых по своей природе членов экипажа «Морячки». Но что же случится с грозой мира портового бокса, если окажется, что капитан погряз в долгах и будет вынужден продать, ставший родным за время приключений корабль? Конечно же, Стив сделает всё, что в его силах, чтобы старик не лишился дела всей своей жизни!

На этот раз Роберт Говард радует нас не только юмором, ставшим визитной карточкой данного цикла, но и совершенно необычным подбором схваток. Ведь, чтобы заработать необходимую для спасенья корабля сумму, Костигану придётся сразиться с тремя врагами подряд! При чём, каждый из них окажется мастером своего боевого стиля. На чьей же стороне окажется победа? Быть может, приз заберёт боец, владеющий французским боксом саватэ? Или деньги достанутся практику таинственной японской борьбы джиу-джитсу? А может прямолинейный Билл Брэнд своим боксом сможет нокаутировать

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лишившегося в прошлом бою левой руки
Стива Костигана? Читайте, чтобы узнать!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«- Стив, я... даже не знаю, что и сказать... Кажусь себя вонючим скунсом. Не могу выразить, как много это значит для меня... Ей-богу, я верну эти деньги до последнего цента. Стив, я часто бывал невежлив с тобой, но ты ведь понимаешь, это было не всерьез. Под твоей слоновьей шкурой прячутся душа и сердце настоящего мужчины...

- Ладно, чего там, — перебил я, испытывая крайнее смущение. — Не благодарите меня. Просто мне бы не хотелось увидеть, как вы потеряете «Морячку». Да и жалко старую посудину — потонет ведь, если капитаном на ней будет человек с мозгами вместо пробки.

- Не смей оскорблять меня, бабуин ты эдакий, — проворчал старик, но глаза его снова помолодели, а на губах появилась улыбка».

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Разбитые кулаки»

bur_zumer, 21 августа 2022 г. 10:09

Ещё один увлекательный эпизод из жизни Стива Костигана, содержащий в себе целый ряд стремительно развивающихся действий. В этот раз читателю представиться возможность вместе с главным героем пережить крушение аэроплана в порту Пуэрто-Гренада, сразиться с обезумевшим быком, заменить этого самого быка в сражении с тореро и даже поучаствовать в подрыве власти местного диктатора!

Как и положено, в рассказе Говарда нас ждут великолепные описания схваток матёрого боксёра с кулаками из стали, приправленные долей юмора. Причём на этот раз бой пойдёт не по стандартному сценарию,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ведь главный герой объелся острых, как норов местного населения, лепешек с мясом и был вынужден утолить жажду напитком, добродушно предложенным каким-то незнакомцем из толпы зрителей.

Сможет ли Костиган выжить и выбраться с острова, находящегося во власти эгоцентричного диктатора, если команда единственного корабля, пришвартованного в порту Пуэрто-Гренады, заключена в местную тюрьму?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «По правилам акулы»

bur_zumer, 20 августа 2022 г. 12:35

Очередная история из будней самого сильного члена экипажа «Морячки», Стива Костигана. На этот раз ему придётся столкнуться с верзилой по имени Акула Муркен, который своими громадными кулаками проложил себе путь к власти над Баррикудой — самым злачным из портов Южных морей. Ставкой же станут его собственная жизнь и прелестная бледная француженка с пухлыми губками. Кто же победит в бою, контрабандист и работарговец, скормивший акулам каждого, кто бросил ему вызов, или же проснувшийся с перепоя матрос Костиган, которого оставила на острове его команда?

Рассказ, как и все, представленные в цикле, выделяется своим искромётным юмором и красочным описанием боксёрских схваток. Ну и куда же без типичной для Говарда неожиданной развязки? Так что, если Вам близки маскулинные герои, раздающие злыдням тумаки налево и направо — обязательно читайте, не пожалеете!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«– Мы сразимся прямо сейчас, на моем ринге, – бушевал он. – Когда я с тобой разделаюсь, ты сгодишься на корм акулам. Я тебя до смерти изобью! Знай, что еще никто и нигде не отдубасил меня!

– А меня где только не дубасили, – ухмыльнулся я. – Но справедливости ради замечу, что в нокауте не побывал ни разу, а спортивные писаки считают меня одним из сильнейших бойцов ринга. Для меня главное – честный бокс».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Стив Костиган»

bur_zumer, 19 августа 2022 г. 23:29

Каждый, кто знаком произведениями мировой массовой культуры конца 20го века, знает о Конане варваре. Рассказы о нём, заложили фундамент как всего жанра фэнтези в целом, так и его поджанра «sword & sorcery». При чём, произошло это почти на 50 лет раньше, чем персонаж добрался до залов кинотеатров в лице небезызвестного бодибилдера, Арнольда Шварценеггера. Но далеко не все знают о том, что автор конанианы, Роберт Говард, создал и множество других архетипичных персонажей, которые впоследствии были переварены и неоднократно представлены массовому потребителю под другим соусом. Это же произошло и с чудесным в своей простоте и наивности характера моряком с самой тяжёлой рукой, Стивом Костиганом, чьи удивительные приключения заставляли меня сгибаться от смеха пополам по несколько раз за страницу.

По сути своей цикл рассказов о боксере, ставшем членом экипажа «Морячки» это набор уморительных историй, наполненных огромным количеством динамичных сцен схваток в антураже прибрежных городков. Драться здесь будут на ринге, на кораблях, в портах, на складах, и даже в лавке восточного прорицателя! Помимо вездесущего мордобоя Стив Костиган развлекает читателя примерно тем же, чем через полвека кинозрителей 80-х будет развлекать персонаж Курта Рассела в фильме «Большой переполох в маленьком Китае». Да-да, вы сразу же заметите сходство этих героев, если прочтёте хотя бы пару рассказов из цикла. Правда, первоисточник, на мой взгляд, справляется с задачей куда эффективнее. Дело тут как в более правильном соотношении экшена и юмора, так и в мелких сюжетных деталях, вроде постоянного участия в истории собаки главного героя, бульдога по имени Майк.

В целом, у Говарда получился отличный приключенческий цикл, позволивший раз за разом описывать горячо любимый автором вид спорта, при этом переставляя слагаемые так, чтобы истории не были похожими одна на другую. Читать однозначно!

Оценка: нет
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Ужас из кургана»

bur_zumer, 19 августа 2022 г. 22:10

Являясь почитателем творчества Роберта Говарда, и, в частности, произведений, написанных мастером в жанре ужасов, я получил огромное удовольствие от прочтения данного рассказа. И причин тому несколько:

Во-первых, антураж. Действия рассказа разворачиваются на граничащих с Мексикой землях Техаса, где главный герой, ковбой по имени Стив Брилл, по глупости своей решил заняться фермерской деятельностью на арендованном участке. И если не считать ветхую соседскую хибару суеверного старого мексиканца, Хуана Лопеса, то ближайшие признаки человеческой цивилизации можно будет обнаружить только в десятках миль от места, где разворачиваются описанные автором события. Данный сюжетный элемент напомнил мне другой рассказ Говарда, «Живущие под усыпальницами» (который, кстати, обязателен к прочтению всем любителям ужасов «бульварного» формата). В обеих работах атмосфера удачно нагнетается за счёт практически полной изоляции героев от окружающего мира.

Во-вторых, сюжет. Читая уже третий том в библиографии РИГ, могу сказать, что с сюжетной составляющей у автора проблем почти никогда не возникало. Действия развиваются стремительно, а револьверы, заведомо заряженные и спрятанные в комод, будут вовремя приведены в действие. Скажу лишь, что концепция, зла, в прошлом запечатанного, и впоследствии, освобождённого по глупости героя из нашего времени, встречалась в литературе как до «Ужаса из кургана», так и после него. Однако беглое описание чудища из данного конкретного рассказа вызвало в моём воображении настолько чёткий образ, что я невольно содрогался при его появлении. А это ли не показатель качества для хоррор истории, которой скоро перевалит за сотню лет! На таком же высоком уровне этот сюжетный ход, на моей памяти, повторит разве что Клайв Баркер в своём рассказе «Rawhead Rex».

В-третьих, по порядку, но не по значимости, главный герой. Уже ставший классическим для Говарда образ высокого, широкоплечего, голубоглазого мужчины, способного бороться со своими страхами и находить выход, казалось бы, даже из самых сложных ситуаций нашёл своё место и в данной истории ужасов. И сколько бы я не читал о приключениях подобного типажа, не устаю восхищаться несгибаемыми характерами, прописанными автором. Это вам не сошедшие с ума герои Г.Ф. Лавркафта, теряющие рассудок при одном лишь взгляде на потустороннее. Нет! Говардовские тигры в человеческом обличье устроят взбучку и выбьют

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вампирские
зубы любой твари, независимо от того, из какого мира она бы к нам не попала.

К чтению перед сном рекомендую!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Остров смерти»

bur_zumer, 18 августа 2022 г. 16:55

Данный рассказ стал третьей прочитанной мной историей Роберта Говарда о пиратах. Первые две были посвящены приключениям несравненного Теренса Вулми. Они то и позволили мне сделать вывод, что для по-настоящему хорошего рассказа о пиратах, помимо лихо закрученного сюжета о сокровищах, сокрытых в древних руинах и защищенных кровожадными туземцами, нужен ещё и колоритный главный герой, за действиями которого будет интересно наблюдать. Забегая вперёд, скажу, что в «Острове смерти» таких персонажей я для себя не нашёл.

Сюжет рассказа охватывает несколько дней из жизни единственного выжившего члена экипажа торгового судна по имени Стефан Хармер, который волей злого рока оказался на необитаемом острове. Дальнейшая же история просто могла бы превратиться в описание выживания на клочке суши в океане, но ведь мы любим Р.И. Говарда вовсе на за это. А потому, бывший помощник капитана, изучая остров, становится свидетелем высадки команды пиратов. И как в последствии выясняется, одним из этих морских разбойников является

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
женщина!
Но что же они ищут на этом богом забытом острове? Это читателю и предстоит узнать.

Отличительной особенностью рассказа служит повествование от первого лица. Такой формат позволяет нам наблюдать за постепенной трансформацией главного героя. Из пацифиста, презирающего любые формы насилия и испытывающего отвращение к любому представителю «братства костей и черепа», он постепенно превращается в бесстрашного бойца, не боящегося обагрить руки кровью морских волков. И всё же харизмы Теренсу не достаёт. Слишком уж в глаза бросается тот факт, что причиной перевоплощения героя служит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
длительное воздержание и знакомство с обворожительной пираткой Элен Таврел.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Месть Чёрного Вулми»

bur_zumer, 16 августа 2022 г. 21:28

Вот и прочитана ещё одна история о самом обаятельном пирате с большим сердцем! В этот раз непревзойденному Вулми, придётся столкнуться в море с тем, кого он ожидал встретить меньше всего. Ведь проснувшись от тяжёлого похмелья, после грабежа судна с грузом вина из Панамы, главный герой ощутит на себе, каково это в один миг лишиться корабля, команды, и самое главное, попасть в плен к тому, кем однажды уже был повешен…

Не изменяя своим традициям, Р.И. Говард в очередной раз смешивает в своём рассказе несколько жанров. История, начавшаяся как морское приключение, с долей юмора, плавно превращается в сюжет о мести, а подходя к финалу, успевает принять окрас триллера о выживании на острове. Сразу обращаешь внимание на то, как в каждом сюжетном повороте прослеживается подчерк автора. Ведь здесь героев ждут встречи не только с хрестоматийными туземцами каннибалами, но ещё и со смертоносным демоном, живущим в загадочном лабиринте из руин.

И всё же, для меня, главной особенностью этого рассказа стало развитие характера Теренса Вулми. Хотя уже в «Мечах красного братства» он был отчаянным храбрецом, готовым на любые риски ради помощи людям «одной с ним крови» или во имя спасения чудесной дамы в беде, в данной истории, его образ становится более полным. А служит тому необычный сюжетный поворот, который перетасовывает все карты, и в очередной раз подталкивает автора к смене жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Проклятая собака! — выкрикнул Вулми, но в его взгляде уже не было прежней безумной ненависти. — Я должен был раскроить тебе череп. Долгие годы я мечтал об этом, особенно когда напивался, и если ты до сих пор жив, так это потому, что я круглый дурак. Будь ты проклят, я не должен ничего тебе объяснять! Что мне за дело до твоей жены и дочки? Но я глуп, как все ирландцы, я мягкосердечный сентиментальный дурак. Я не хочу обрекать на голодную смерть беспомощную женщину и ее ребенка. Вставай, и хватит сопли распускать!

Уэнтард продолжал смотреть на него, ничего не понимая.

— Ты... ты вернулся, чтобы помочь мне?

— Я мог бы заколоть тебя, как овцу, или оставить здесь подыхать от голода! — рявкнул пират, убрав саблю в ножны. — Поднимайся и подбери свой меч, он еще может тебе пригодиться. Кто бы мог подумать, что такому мерзавцу достанется в жены ангел!»

Никогда не считал себя сентиментальным человеком, но всё же, несколько сцен вынудили мои глаза заблестеть от скупой мужской слезы. Причину Я вижу в том, что Вулми воплотил в себе сочетание всех тех добродетелей, которые были мне близки. Именно этот выдуманный пират, являет собой образ, путь и не идеального, но поистине живого человека. Человека, которым хочется быть.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Роберт И. Говард, Август Дерлет «Дом, окружённый дубами»

bur_zumer, 15 августа 2022 г. 19:38

Цикл о Джоне Кироване выгодно выделяется на фоне плеяды фэнтезийных и псевдоисторических рассказов Р.И Говарда о бесстрашных варварах, изобретательных пиратах, кровожадных пиктах и могучих кельтах. Думаю, причина сокрыта в том, что такие истории удачно погружают нас в антураж эпохи, в которой жил и творил автор. Эпоха эта славна тем, что мир ещё не был исследован до конца (можем вспомнить, хотя бы открытие гробницы Тутанхамона 1923го года). А потому яркая фантазия авторов наполняла тёмные и неизведанные уголки света различными мистическими проклятьями безымянных культов, монстрами из потусторонних миров и фантастическими порталами для путешествий сквозь пространство и время. Главным же пристанищем для подобных историй стал журнал «Weird Tales».

«Дом, окружённый дубами» это типичная, для эпохи бульварных хорроров, история, которая своими корнями уходит в американский готический роман, в духе А.Э. По. В ней Роберт Говард повествует нам о Джеймсе Конраде, джентльмене, основной деятельностью которого является раскрытие загадочных дел, не поддающихся рациональному объяснению, а также борьба с разного рода проявлениями мистики. В этот раз, главному герою придётся столкнуться с загадкой дома, скрывшегося в тени вековечных дубов. Но от кого, или от чего дубы отделяют жителей маленького провинциального городка? Это нам и предстоит узнать вместе со специалистом по паранормальным делам, Джеймсом Конрадом.

Занимательный рассказ, с привкусом работ Г.Ф. Лавкрафта и классической готики. Рекомендую к прочтению!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Живущие под усыпальницами»

bur_zumer, 15 августа 2022 г. 16:28

Данный рассказ стал для меня первым в цикле коротких хоррор историй Р.И. Говарда. До этого Я был знаком только с его sword & sorcery серией о непобедимом варваре Конане, а потому чрезвычайно обрадовался совершенно иному сюжету от автора — истории в духе журнала «Weird Tales». У меня журнал, в первую очередь, ассоциируется с приключенческими рассказами, содержащими элементы мистики и хоррора, события которых чаще всего происходили на стыке XIX-XX веков в нашем, либо выдуманном мирах. Таким образом, «Живущие под усыпальницами» подошел под все вышеперечисленные параметры, став для меня первым прочитанным каноническим представителем «вирд фикшна».

История переносит читателя на южную границу США, в прошлом именуемую фронтиром. Здесь на десятки километров растянулись пустоши, а среди них затерялись редкие поместья, жители которых не особо тяготеют к социальному взаимодействию. От того и более удивительным кажется ночной визит старика, ломящегося в дверь дома, где отдыхают Конрад, О'Доннел, главные герои рассказа. Старик убеждён, что его мёртвый брат вернулся с того света, чтобы забрать ненавистного, ещё живого, брата с собой.

Повествование наполнено множеством оригинальных идей и ходов. Здесь готическая история

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о злом призраке
перетекает в щекочущий нервы мистический триллер
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о вампирах,
а ближе к финалу, и вовсе, превращается в хоррор
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о древней расе, деградировавшей из-за подземной жизни и потерявшей все признаки человека, как вида.

Настоятельно рекомендую каждому любителю классического хоррора!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Мечи красного братства»

bur_zumer, 14 августа 2022 г. 23:46

Дойдя до 3-го тома Роберта Говарда от «Северо-Запада», я успел познакомиться с большим количеством персонажей и сюжетов, созданных рукой мастера. Встречались мне и мистически-авантюристские рассказы о Джоне Кироване, и полные кровавых сражений истории о Кормаке Мак Арте, Бране Мак Морне и Турлофе О'Брайене. Была еще и целая серия жутких хоррор историй, явно перекликавшаяся с мифами Г.Ф. Лавкрафта. Среди них встречались поистине шедевральные истории, завораживающие и увлекательные. Но именно в 3-м томе я повстречал такого, героя, легенды о котором могут не только сравниться с высотами непревзойдённого цикла о Конане, но и в чём-то даже превзойти его. Имя этого героя Теренс Вулми.

Дело в том, что для меня Р.И. Говард, в первую очередь писатель эпохи «бульварного чтива» и в частности журнала «Weird Fiction». А посему, я ожидаю от автора истории, написанные по принципу, близкому дешевым американским эксплуатационным фильмам 70-х. Звучит он примерно так: «Разнообразно, жестоко, загадочно». То есть, история должна включать в себя несколько сюжетных линий, либо межжанровый переход в сюжете, а также содержать в себе большое количество кровавых сцен (схваток, убийств) и иметь оттенки чего-то неопознанного, ужасного. Так вот, в истории о сокровищах Монтесумы всего этого в достатке! Однако, помимо всего перечисленного, автор дарит читателю невероятно харизматичного персонажа. Именно таким мне и представляется идеальный пират – воин морей, встречающий любую опасность с тигриным оскалом и радостным смехом. Да, он убийца, ему не чужды хитрость и предательство. Но в то же самое время он и настоящий джентльмен, который не предаст людей «своего племени» и, конечно, не оставит даму в беде.

Сюжет пересказывать не буду. Рекомендую к прочтению каждому, кто любит авантюристские истории о приключениях пиратов и противостояния харизматичных героев в камерных условиях (наподобие «Омерзительной восьмёрки Тарантино, да простят меня обитатели сайта за аналогию с кинематографом).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Он ссыпал камни обратно в мешочек и протянул его Франсуазе.

— Я не могу принять это... — начала она.

— Вы обязательно их возьмете! Не для того я спасал вас от индейцев, чтобы вы померли с голоду во Франции.

— А как же вы?

Вулми улыбнулся и кивнул на приближавшийся «Боевой Ястреб».

— Все, что мне нужно, — это корабль и команда. Корабль у меня появится с той минуты, когда я ступлю на его палубу, а команду я наберу, когда мы окажемся в Дариене. Может быть, я захвачу какую-нибудь галеру и освобожу рабов, они будут мне верно служить. А может, нападу на какую-нибудь испанскую плантацию на берегу. Вы не представляете, сколько честных французов и британцев томятся в рабстве у проклятых донов и мечтают о чудесном спасении, которое могло бы привести их на службу к кому-то из капитанов Братства. Как только мы выберемся отсюда, и вы с девочкой окажетесь на честном французском корабле, я покажу испанцам, что Черный Вулми еще жив! И никаких благодарностей не надо. Что для меня горстка камней, когда меня ждет весь мир!»

Оценка: 10
⇑ Наверх