fantlab ru

Все отзывы посетителя HtoirdReturn

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Томас Лиготти «Испей же в честь меня одними лишь глазами лабиринтными»

HtoirdReturn, 12 декабря 2023 г. 18:08

В своих рассказах Томас Лиготти помещает читателя в ситуацию, предшествующую тому, что мы называем хоррором. Предлагает вам зачастую с боем продираться сквозь «тяжёлую, перегруженную метафорами», «вязкую и переваривающую саму себя» манеру письма. И каждый раз лукаво обрывает историю на полуслове, тем самым бросая тебе вызов. Стиль американца имеет гораздо больше сходства с Набоковым, или даже Джойсом, чем с пресловутым Лавкрафтом, подражателем которого его упрямо величают.

Мое мнение – именно в этом и кроется причина прохладного отношения к прозе декадента ужасов с одной стороны и восторженного с другой. И плевать, кто бы что ни сказал, но я отношусь к последним.

В рассказе с очень поэтичным и столь же странным названием «Испей же в честь меня одними лишь глазами лабиринтными» автор щедро разбрасывает очевидные намеки, кем же является на самом деле ассистентка гипнотизера, представляющегося именами видных итальянских художников и скульпторов (тоже своего рода намек!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
руки, лежащие абсолютно неподвижно вдоль тела; хватаю ее за шею рукой и останавливаю негнущееся тело; опять негнущееся, загипнотизированное тело; хотя они и могут увидеть, как вокруг краев крышки проступает кровь, когда я закрываю ящик и так далее.
Обратите внимание, как Лиготти, казалось бы избыточно усиливает описание сомнамбулы: абсолютно неподвижно, тело именно негнущееся. При этом автор не скупится на эпитеты самой внешности ассистентки: воплощенная красота, само совершенство, но! в то же время она замерзшая роза, она бесстрастно элегантна, и даже пуста и бессмысленна. Даже в сам интерьер помещения, где происходит представление, вшиты вроде ни к чему не обязывающие детали, часто противоречивые, например:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хозяин празднества показывает полку с изысканно выполненными фигурками, парализованными в неестественных позах.

Вы – серое ничто, или то же чванливое ничтожество. Вы спите, грезите, вас окутал дурман, и не видите вещи в их истинном свете.

Но с каждым шагом туман рассеивается. И вот, в конце представления гипнотизер вдруг обнаруживает мальчика, наблюдавшего за представлением сверху, со второго этажа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Ты видишь ее? – спрашивает гипнотизер. – Что ты думаешь?

– Она мерзкая, – отвечает мальчик.

В конце концов, следует щелчок пальцем. Фразой, если не ошибаюсь, Лао Цзы о том, что смерть — это великое пробуждение, выход из мистификаций жизни, Лиготти выводит вас из гипноза.

Конечно, многие скажут: скучно. Понимает это и сам автор – кульминация представления, устроенного гипнотизером, излишне претенциозна и вызывает у зрителей зевоту. Лиготти, как и всякий замкнутый в себе индивидуалист, беспощаден: если и у вас это вызывает зевоту, бросьте читать. Уходите. И многие пройдут мимо. Но проникнувшись текстом, уже отставив книгу в сторону, можно почувствовать, как в вас медленно проникает тот самый страх, которого в рассказе вроде бы и нет. Страх, который живет в душе автора.

Я просто обожаю подобную игру слов, подтексты, намеки и отсылки. Каждое слово в этом рассказе следует строго отведенной роли. Я ценю честность, пусть даже она груба и неприглядна. Только вникнув, начинаешь понимать, что Лиготти пишет не просто страшные рассказики. Лиготти исповедуется.

Шедеврально.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Наталья Корнева «Ювелир. Тень Серафима»

HtoirdReturn, 10 декабря 2023 г. 21:26

Итак, пришло время для честного и непредвзятого взгляда на еще один — и весьма успешный — роман. Ну как непредвзятое... В голове моей опилки, да, да, да...

Долгое время не мог собраться с мыслями. Для меня рецензия – считай, тоже что и рассказ: нет вдохновения, нет и разбора как такового. Виновата ли тут книга, в данном случае «Ювелир»? В каком-то смысле.

Но давайте по порядку.

Впечатление – очень профессионально. Автор явно дока. Наталья упомянула, что редакция ее, и я по-хорошему позавидовал. Мне бы столько терпения при вычитке собственных опусов.

Значит, буковки сложены в правильном порядке и можно сосредоточится на самой истории, не спотыкаясь о ляпсусы. С другой стороны, текст слишком, как по мне, вылизан. Из-за этого описания – которых многовато, и которые поданы несколько навязчиво, – не запоминаются. Да и просто скипаются. Я люблю когда автор несколькими мазками заставляет разыгрываться воображение. Но когда тебе старательно расписывают все краски, оттенки красок, становится неинтересно.

Действия мало. Почти каждая глава – описания, переживания (я бы даже сказал, пережевывания) чувств героев, кратко поболтали, а если повезет, то и экшончик.

Например, сюжет первой главы можно целиком заключить в следующий диалог: «Эй, убожество! Ты там вроде как ювелир. Типа, знаток магических камней, так? Найдешь мне украденный турмалин за 28 дней. Ясно?» «Ясно. Найдем. Плати, брат, и за срочность накинь». «Заплачу, накину. Без проблем». Точка.

Однако, дальше сюжет петляет и не все так очевидно, как кажется поначалу, что, вне всяких сомнений, можно занести в плюс. Пересказывать не буду, скажу лишь, что это далеко не авантюрный романчик о лихих приключениях героя. Присутствуют перипетии, интриги, коварства там всякие. Но – как же без но-то! – сюжет несколько сумбурен, не очевиден, что ли. Прорисовывается детективная линия и… никуда не заводит. Как-то вяловато – приведу такое вот корявенькое словечко. Видимо, тут смешалось желание Натальи сделать что-то оригинальное со штампами и шаблонами. Нет ничего плохого в штампах и шаблонах, кто бы что ни говорил. Как ни крути, дорожка проторена сотнями и сотнями авторов. Это как блюз – музыка очень однообразная, по сути, но мы же любим блюз, не так ли? Главное сложить составляющие в правильной пропорции. Чтобы было вкусно. Скажем так – удалось. С оговорками.

Герой – тот самый ювелир Себастьян – непрост, несколько депрессивен, противоречив. Себастьян страдает, избегает ловушек и тому подобное. Он мне понравился. Чувствуется. Другие – не так хороши. Архетипичны. Что-то такое запоминающееся о них и сказать нельзя. Услужливо предоставленные характеристики в доп. материалах – все эти «циничный», «педантичный», «амбициозный» – соответствуют действительности и это все, что можно сказать о них. Скучно.

Все поголовно – спецы в своей области. Эдвард – супермаг, Винсент – мегагэбешник, Маршал – уберкиллерша. И все, без исключения – красавицы и красавцы. Расписные красотки и красавчики, мать их так. Это занесу в минус. Вот тут следование штампам не довело до добра. Уж такой я парень – дитё общаги и замусоренных подворотен, взращенный тухлым самогоном, окропленный порохом. Не люблю. Не верю.

Ледум не удался, к сожалению. Да, интерьеры описаны чересчур старательно, со смаком, но сам город бледен, сух и ничем не примечателен. В нем нет жизни, каких-то особенностей, контрастов, мелочей. Не проникся. Вообще, в каждой строчке, посвященной облику города, сквозит какая-то натянутость. Словно автор с трудом представляла себе картинку. Но это так, очень субъективное наблюдение.

Еще пару мелочей, с вашего позволения. Герои разговаривают одинаково. Каких-то оттенков, особенностей речи ни к ком не уловил. Не так все плохо, но все же… Драконы, на мой взгляд, особенно втиснутые в человечье тело… Древние драконы, могучие, высокоразвитые – ни дать ни взять живые боги... Ну, такое себе. Где-то я это видел и не раз. Слишком предсказуемо.

Итог. Книга заслуживает внимания. Это добротное, комфортное, ладно скроенное, городское (?, не знаток жанров, уж извините) фэнтези. Не без огрехов, конечно. Но никак не темное. Совсем не темное. Во всяком случае в моем понимании. Не хватает атмосферы. Да и стимпанка не так много. Стимпанк с детективом скорее для фона, как дополнительный антураж. А так, в целом все стандартно. В меру не слишком заковыристых названий, порция магии с претензией на оригинальность, немножко драконов, горстка оборотней, чуток того, чуток сего. Скоротать несколько вечеров, прочесть в метро по дороге на работу, убить время – пойдет. Но не ждите откровений. Поэтому я никак не мог написать рецензию. С одной стороны – вполне читабельно, с другой – ну, прочел и забыл. Как-то так.

Буду ли читать продолжение? Вопрос! Скорее да. Но не сразу. Посоветую ли? Однозначно, хотя бы ради хорошего русского языка. Ведь все мои претензии – придирки дядьки, пресыщенного разнообразным чтивом.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Василий Головачёв «Беспощадный, или Искатели смерти»

HtoirdReturn, 10 декабря 2023 г. 21:20

- Я вроде бы профессионал...

- Мы тоже профессионалы.

Егор Лукаш на самом деле был высококлассным профессионалом-подрывником. Себя он считал профессиональным воином. Из него сделали отличного бойца-профессионала.

- Задействуйте его профессионалов.

Однако его брали профессионалы...

- Работали явно профессионалы.

- Я считаю, что действовали профессионалы.

- В устах профессионала это похвала.

Яна задумчиво посмотрела на профиль Тарасова, ведущего машину с обманчивой небрежностью профессионала.

- Мне понадобится высокопрофессиональная спецкоманда воинов.

- Это профессионалы.

Точно боксер, собака, профессионально лупит! Женщина в дубленке была профессионалкой. Он показал себя классным профессионалом. Они были профессионалами, пассажиры «десятки».

- Профессионалы вашего уровня нужны и там.

- Он суперпрофессионал.

Ее подруга все-таки ухитрилась достать пистолет, не отвлекаясь на лишние движения, что говорило о ее профессионализме. Они были профессионалами.

- Кто ж знал, что они профессионалки...

Русские среди них были кастой витязей, то есть профессиональных воинов. Они не промедлили, доказав, что не зря считаются профессионалами.

- Не стоило полагаться на их опыт и профессионализм.

- Они не профессиональные бойцы спецподразделения...

Господи Иисусе! Скажи мне, зачем я это читаю? Зачем подвергаю слабый и неокрепший разум свой испытанию сему?

- Посвятим тебя в витязи... Будешь работать просветителем Рода.

Нет...

Тысячелетнее навязывание русскому народу чужебесия под личиной «истинно русской религии», засилье идеологических и религиозных догм, чьи идеалы и цели прямо противоречат духовным ценностям Рода нашего, требуют больших усилий по чистке умов.

Что?!

Преодоление чуждых русскому Духу напластований в русской культуре — важнейшая часть ведического просвещения Руси.

Чур меня! Чур меня, бандерлоги! Я это читаю, или мне мерещится?

Короче. Если серьезно, то тут все традиционно — спецназовцы, мордобой, стишки, любовь-морковь, заговоры и щепотка мракобесной философии, которая, кажется именуется замысловатым словечком Родноверие. Кто-то, может, отнесется к этому серьезно, но только не я, уж извините. Тем не менее, это, как минимум, занимательно. Поэтому оценка чуток повыше.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Василий Головачёв «Человек боя»

HtoirdReturn, 10 декабря 2023 г. 21:18

В моей коллекции имеется несколько книг, от которых надо как-нибудь избавиться. Продать, подарить, обменять. То, что я считаю шлаком. Но прежде их надо прочитать. Сам не знаю зачем. Первую — «Око Мира» Р. Джордана — я уже осилил. Не без труда, признаюсь.

И вот, прежде освежив свой заплесневевший и скукожившийся мозг после прочтения вышеназванного шедевра от «писателя, обладающего великим демиургическим даром творца миров» парой-тройкой добрых новелл мсье де Бальзака, я принялся за роман «Человек Боя».

От чтения дерьмовых книг иногда можно получить удовольствие, как это не странно звучит. «Око Мира» меня, например, даже позабавила. Но конкретно сие творение уже к семидесятой странице вашего покорного слугу начала выбешивать.

Здесь нет жизни, ни крохотной искорки. И в этом главная беда. Персонажи не просто картонные, они безжизненные. Всегда, когда читаешь книгу, герои в вашем воображении принимают какой-то свой, оригинальный облик — не правда ли? Крутов, Васильев, Лиза — я даже не знаю что написать... Просто пустота. Зато от обилия «угрюмоватых», по образному выражению автора, злодеев, начинает сводить зубы. Они выскакивают из ниоткуда как черти из табакерки. Причем наш «грандмастер» нисколько не утруждается даже описать их внешность, не говоря уже о каких-никаких чертах характера. Словом, — Все они в кожаных куртках, Все небольшого роста, Хотел солдат (в данном случае — полковник) пройти мимо, Но это было просто (потому что майор их всегда бьет), — вот вам и весь сюжет.

(Я сказал майор? Простите, ошибся. Просто Василий Васильевич сам иногда именует его майором — страница 52, самое начало главы)

Один вопрос не давал мне покоя — откуда такое количество бандитов? Почему они так жестоки? В чем прикол? Я понимаю, что автор хотел написать образцовый классический боевик по всем канонам жанра. Но хоть крупицу правдоподобия можно же было вставить? Нет. Хер вам. Штампы — наше все. Единственное что я нашел, единственный потуг автора, на который он отважился — аналогия с революцией 1917 года. Даже цитатку привел. Простите, но это высосанное из пальца объяснение. Так не работает. Моя молодость пришлась на девяностые, я воевал в первую чеченскую, и я не верю. Не верю, ёшкин кот! И меня не разжалобить стихами Есенина, Блока и других, которые автор к месту и не к месту пихает в текст. Меня не убедить отмороженностью «мотобанд» и праведным гневом, что каждый раз охватывает наших спецназовцев, насквозь благородных, глубоко, до самой задницы, образованных и добрых, как Санта Клаус. Не смутить ерами проклятыми, вяхами, шедро раздаваемыми Крутовым направо и налево, бардадымами, убрусами, поневой, огурством, приемами барса и диммака, тэнкай, тати нагарэ, игадамой, усиро кэри, ФСБ, ГРУ, МВД, СВР, ФАПСИ, ФУМБЭП и прочей белибердой. Дерьмо, как его ни украшай, остается дерьмом.

Сказать что я разочарован, значит ничего не сказать. Ведь Василий Васильевич действительно неплохой фантаст. Его «Бич Времен» сносная вещь. А что случилось здесь? Супруге не хватало на шубу? «Дорогая, дай мне пару дней, романчик накатаю, купим».

Наверное так.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Марика Становой «Рождение экзекутора»

HtoirdReturn, 5 апреля 2023 г. 20:09

Все нижеизложенное – мои размышления, не претендующие на достоверность. Итак, поехали!

Несмотря на массу выдуманных человечеством богов, вряд ли кто-то по-настоящему задумывался, что могут представлять собой подобные создания. Большей частью абсолют абстрактен, далек, мифичен. У абсолюта есть добро и зло: две меры, столь же абстрактные. Конечно, есть, допустим, греческие боги, сверх меры наделенные пороками и страстями, но поверим ли мы, что они – и есть люди?

Боги могут любить, ненавидеть. Умирать. В чем тогда смысл? Греческие боги, как и полчища выдуманных писателями монстров – всего лишь картинка, кадр, набор символов и букв. В это поверить нельзя. Что же тогда? Бог – это гипотетически некое идеальное существо. Но что такое идеал? Объективного понятия нет. Каждому свое.

Сейчас, в современном обществе, если задуматься, бог это – ничто. Верующие побоятся наделить абсолют человеческими качествами, атеисты увидят лишь пустоту.

А что, если заглянуть за грань? Представить, что бог действителен и с ним можно пообщаться? Просто так, а не посредством мистического переживания?

В романе «Рождение экзекутора» мы как раз сталкиваемся со взаимоотношением бога и слуги. Вернее сказать, игрушки. Крошка – это орудие, смертельное и неотвратимое, символизирующее безграничную мощь бога-императора, а также игрушка в его руках. Слабая, податливая и ранимая. Выбранная из миллиардов безликих созданий и доработанная в инкубаторе.

Аналогия напрашивается сама собой. Бог-мужчина, как берущий начало в глубине веков архетип самца, и слабая женщина, его рабыня, беззаветно влюбленная в создателя. Адам ведь творение господа, и Ева… А что Ева? всего лишь слеплена из кости мужа. Она нужна для определенной цели.

Вот и у Крошки есть предназначение и бог-мужчина, готовя ее к высшей цели, кунает подопечную, словно котенка, в дерьмо. Путь Крошки – это путь женщины, вопреки всему разрушающей миф о главенстве самца. Путь Крошки тернист. Она ломается, оборачивается в парня, стремясь вытравить из себя женщину… но сохраняет женское начало. И остается ей.

Путь Крошки – это демонстрация экзистенциального подхода к существованию. Перефразируя Достоевского: «бог есть, и ничего не дозволено». Это постулат, который Крошка должна принять и смириться.

Император – тот самый бог – предстает обычным человеком, и поначалу это вызывает недоумение. Где могущество? Где сверкающий меч, позолоченные латы? Бог ведь величественен? Ничего этого нет. Ученый, исследователь, политик, даже путешественник. Скучный человек в стерильном высокотехнологичном мире. Кто он? Марика пытается смоделировать внутренний мир бессмертного, заглянуть в душу бога. С тем, каким он выведен в книге, можно поспорить, но, тем не менее, вполне обоснованной предстает мысль, что с вечностью приходит безумие.

Безумие, или, скорее, гипертрофированное мышление человека, в сущности, переставшего им быть. На мой взгляд, это довольно ярко показано.

С вечностью приходит страх.

Все живое испытывает страх, почему бы и бессмертному не бояться? И чего он может так страшиться? Конечно же смерти. «Ещё никогда не существовало гения без чувства страха», говорил в свое время Кьеркегор.

Личность императора центральная в книге, хоть ему уделено гораздо меньше внимания. Она как-бы приоткрывает дверь в мир, где живут герои и все эти странные, на первый взгляд, задания, жестокость и извращения, метания и страдания героини получают некоторое обоснование.

Символично, что семья оборотней – по сути диких и кровожадных существ – самая человечная в романе. Именно там Крошка, пускай ненадолго, обретает такие близкие нам ценности, как семья, материнство.

Книга спорная, провокационная. Но только выигрывает от этого. Заставляет задуматься, подбивает возразить, и это признак, что в роман вложена идея. И не одна.

Но не все идеально.

Часто откровенно скучно. Долгие и занудные описания обрядов на той же Гайдере утомляют. Сюжет не закручивается, а так неспешно, медитативно катится к завершению, периодически будоража вспышками насилия. Чисто субъективно – я бы предпочел постепенный накал с выплеском в конце.

Итог – очень даже неплохо. Нестандартно, смело. Я бы посоветовал тем, кто привык анализировать написанное, искать глубинный смысл.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Роберт Джордан «Око мира»

HtoirdReturn, 6 апреля 2022 г. 18:51

Расскажите подробнее, чем вам понравилась книга... Да ничем, загрызи меня вошь, не понравилась.

Автор сказал в одном из интервью, что намеренно подражал творению Толкина. Дескать, все нормально, дорогие читатели, вы в знакомом мире. Только вдумайтесь! Плагиат, вторичность, недостаток фантазии, пустые персонажи, скучное и утомительное повествование — оказывается всего лишь приемы в литературе, в основе которых лежит намерение автора погрузить читателя в свой скудный и убогий мирок в щадящем, так сказать, режиме.

Я уверен, и в этом — как мне кажется, — отчасти и кроется разгадка популярности данного сочинения, господин Джордан решил сразу привлечь на свою сторону немалую армию любителей эпического фэнтези в духе «Властелина Колец». Проще говоря, перед нами откровенно коммерческая поделка, рассчитанная на подростков. Особенно на девочек.

Но, думаю, не стоит дальше излишне мусолить сей опус. Можно было бы добавить, к примеру, нелогичное и откровенно глупое поведение персонажей; наспех, на мой предвзятый взгляд, слепленную концовку, лишь подтверждающую коммерческую направленность романа и так далее...

Но, повторюсь, не стоит. Итог же, друзья, таков. Это не эпическое фэнтези. Не героическое фэнтези. Не темное, черт побери, фэнтези.

Это никакое фэнтези.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Артём Каменистый «Люди пепла»

HtoirdReturn, 6 апреля 2022 г. 18:49

Книга не моя, и читал ее не дома. Взял с полки просто скоротать время. Понимая, однако, что сей опус — изделие так называемого литературного «ремесленника», справедливо полагал узреть очередную штамповку об очередном «попаданце». Признаюсь, грешен — ненавижу «попаданцев». Согласен, не все в этом жанре так плохо... но все равно ненавижу. Слепая, можно сказать иррациональная ненависть — забросайте меня гнилыми помидорами. Ибо слаб.

Рад был обмануться. Не шедевр, но добротный приключенческий роман, позволивший мне с удовольствием провести несколько осенних вечеров.

Текст — экшн с элементами выживания в антураже сурового фэнтези. Сам мир не шибко оригинален — стандартные зомбари, чудища, маги. Все как положено. Понравилось, что автор не стал засорять мозг пророчествами, избранными, царями, королями, воинами, эпичными битвами и прочей лабудой. Это незамысловатое описание злоключений группы молодых людей волею судьбы попавших в не самое дружелюбное, но весьма живописное местечко. Вот тут и кроется один из минусов — автор слишком увлекается описанием природы, порой в ущерб динамике.

Бодрые диалоги, неплохой язык, запоминающиеся — не более — персонажи слегка оживляют довольно прямолинейный и предсказуемый сюжет. Главный герой, при всех его достоинствах и ореоле таинственности, его окружающей, получился каким-то деревянным — на чувства скуп и слегка уныл. И еще — тема не раскрыта. Если у данного сочинения есть продолжение, то думаю, история должна расцвести новыми красками — намеки на это имеются. А так кажется, что ты увидел лишь небольшую часть картины.

Оценка: 7
⇑ Наверх