fantlab ru

Все отзывы посетителя blackdisk

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Дмитрий Манасыпов «Запас удачи»

blackdisk, 13 декабря 2016 г. 12:19

Писательскую карьеру Дмитрий Манасыпов начал с издания «Района-55» — своеобразной вариации на тему S.T.A.L.K.E.R. в целом и Зоны в частности. Автор и сам не скрывает, что «Район» — это расширенная и переделанная версия повести «Несостоявшийся репортаж», написанной в сеттинге ТОГО САМОГО СТАЛКЕРА, с сочащимся между строк влиянием Орехова-Мельника и только начинавшим складываться собственным стилем. Потом был «Район. Возвращение» — в котором уши Зоны проглядывали уже меньше, зато собственная авторская вселенная становилась все четче и фактурнее. Ну а затем последовали книги, к сталкеру и вариациям на тему его уже не имеющие практически никакого отношения. Но путь автора, как опубликовавшегося писателя, начался, как ни крути, с «Района». Потому логично, что после поступившего предложения написать в серию-ответвление ТОГО САМОГО, на свет родился «Запас удачи». Как дань изначальному. Как желание через года отдать должное вселенной, вдоль и поперек изученной в игре, двух аддонах и в немалом количестве книг. Ну и как стремление показать, как надо писать про Зону, естественно. Получилось? Получилось, да еще как. Что именно получилось? А сейчас расскажу.

События книги разворачиваются в микровселенной Зоны СПБ и переплетены с книгой Виктора Точинова «Все сокровища мира». Нет, книга абсолютно самостоятельна. Но за макет для разработки взята именно Зона Точинова. И правильно – надо же от чего-то отталкиваться? Я и сам в начальном варианте «Хакера» использовал вселенную Василия Орехова. Мир, описанный несколькими авторами, становится более выпуклым и достоверным. Особенно – когда авторы не противоречат друг другу.

Зона СПБ отличается деталями от стандартной ЧЗО так же, как Санкт-Петербург отличается от Припяти. Нет, здесь так же есть мутанты и аномалии, есть сталкеры, хабар и все прилагающееся. А опасности, исходящей от фауны, флоры и аномальных искажений пространственно-временной материи, едва ли не больше, чем в последнем десятке книг сталкерской тематики. В чем тогда отличие, спросите вы? Да хотя бы в том, что кроме самих артефактов, в мертвом Санкт-Петербурге есть то, чего нет в Припяти, и что зачастую стоит гораздо дороже, чем артефакты. Произведения искусства. Деньгохранилища. Банковские сейфы и частные коллекции. Потому у сталкеров Зоны СПБ всегда есть выбор, сгинуть ли в ближайшей аномалии в попытке достать ценную хреновину с непонятными свойствами, или погибнуть от клыков мутанта, пытаясь вынести за периметр раритетную коллекцию солдатиков ручной работы.

Главный герой «Запаса удачи» — сталкер Хэт — специализируется и на том, и на другом. Ему все равно, за чем охотиться, он одинаково подкован и в живописи, и в античной истории, и в особенностях ценообразования на изученные и не очень аномальные образования с уникальными свойствами, сиречь – артефакты. Но сейчас, в первый раз за всю свою карьеру, он идет в Зону не по своей воле. На кону – нет, не жизнь самого сталкера, возлюбленной или любимой собачки. Хэт — прагматичный циник, и навряд ли станет рисковать шкурой из-за таких мелочей. На кону – его собственное, безоблачное и беззаботное будущее, которое он кропотливо выстраивал по кирпичику, рискуя сгинуть в объятиях костоглода, задохнуться в желтом тумане или угодить в одну из бесчисленных ловушек Зоны СПБ. А ловушки эти, в исполнении автора Манасыпова, коварны, непредсказуемы и разнообразны. В общем, Хэту приходится отправиться в Зону, да еще и не самому, не в компании проверенных головорезов, а с навязанным напарником, который, к тому же, вовсе и не напарник, а очень даже напарница.

Само собой, что в рамках такого сюжета автору Манасыпову тесновато. И потому в тексте появляется отряд тру-сталкеров, отчаянных головорезов, практически живущих в Зоне. Этому самому отряду Хэт крепко насолил, и, едва узнав о его возвращении в Зону, жаждущие мести сталкеры бросают все дела и плотно садятся на хвост обидчику.

Пересказывать сюжет скучно и не интересно. Гораздо интереснее писать про плюсы и минусы. Забегая вперед, скажу, что преимуществ у книги гораздо больше, чем недостатков. С них и начну.

Атмосфера. В последнее время все чаще слышны возгласы, мол, в новых сериях, STALKER и СТАЛКЕР давно похоронен дух ТОГО САМОГО СТАЛКЕРА (хотя никто и не может толком сформулировать, что это такое). Мол, и Зона не та, и атмосфера исчезла, и вообще поделка и графомания все это. Так вот. Если где и есть ТА САМАЯ атмосфера – так это в «Запасе удачи». Несмотря на то, что события разворачиваются в Санкт-Петербурге, атмосферы в Зоне СПБ хватит на четыре Чернобыля, Москву и пару Рио-Зон в придачу. Читая о приключениях Хэта, как-то напрочь забываешь о локации – если только автор не напоминает о ней явно. Здесь есть то, за что мы все и полюбили игру и первые волны книг сталкерской серии: постоянное ощущение тревоги, гнетущая атмосфера аномальной Зоны, где нужно выверять каждый свой шаг, чтобы он не стал последним. Аномалии не упоминаются для галочки – они реально становятся серьезным препятствием, на преодоление которого, порой, уходит до половины главы. Схватки с монстрами в «Запасе удачи» лично для меня сравнимы только с книгами Орехова. Помните тот бой с псевдоплотью в «Линии огня», размером с целую главу? Так вот. По накалу и напряжению ему не уступает ни одна сцена с порождениями Зоны СПБ, написанная Манасыповым. Страницы глотаются влет, ладони потеют, а рука тянется к сигарете. За героя реально переживаешь. И, что особенно приятно, побеждает он не в силу внезапно выскочившего из кустов рояля, обычно оправдываемого везением героя (хотя с запасом удачи у Хэта все в порядке). Протагонист не то, чтобы ПРЕВОЗМОГАЕТ – он умело и правильно использует собственные возможности, имеющиеся в наличии ресурсы и сложившиеся обстоятельства. И выглядит это очень реалистично.

Построение сюжета. Я прочитал все книги Манасыпова. Изучил все его приемы и инструменты. Как мне казалось. «Запас удачи» показал, что это не так. Сюжет, вроде бы и линейный, не перегруженный ответвлениями, тем не менее, постоянно преподносит сюрпризы. Только расслабишься, выдохнешь, вытрешь вспотевшие ладошки и выплюнешь скуренную до фильтра сигарету, как коварный автор обрушивает на несчастного героя новый шквал проблем, оттуда, откуда его и ожидать не ожидалось. И это круто.

Персонажи. Это уже традиционно для Дмитрия Юрьича. Они выпуклые (особенно Мара :), живые и не картонные. Как уже говорил выше – за них реально переживаешь. Хэт и Мара хороши. А хорек-радужка Раздва – продолжение традиции автора давать героям в нагрузку животинку-спутника – однозначно заслуживает отдельного упоминания. Достойная наследница Крысюка и Саблезуба.

Зона. Зона в «Запасе удачи» именно такая, какой быть и должна. Опасная. Непредсказуемая. Коварная. Насыщенная ловушками и мутантами – разнообразными, интересными и опасными. Здесь не бегут галопом из одной локации в другую. Здесь идут аккуратно, с оглядкой, глядя, куда ставят ногу, прежде чем сделать шаг. «Кривой дорожкой ближе» — традиционная фраза сталкерских книг – подходит сюда, как нельзя лучше.

Развязка. Не концовка, а именно развязка – она шикарна. В лучших традициях лучших боевиков. Когда, казалось бы, вот, уже все, и можно расслабиться… Но не буду спойлерить)

Флэшбеки. Еще одна фишка Манасыпова. Не растекаясь мыслью по древу, скажу только, что с удовольствием прочел бы отдельную книжку о похождениях сталкера Хэта. Ибо флэшбеки вкусны, насыщенны и атмосферны.

По минусам – здесь очень и очень субъективно. Кто-то их даже и не заметит, для кого-то они наоборот станут плюсом.

Затянутое начало. Нет, не то начало, что в прологе – лучшего пролога для книги о Зоне, пожалуй, и пожелать нельзя. А то, что непосредственно знакомит нас с Хэтом. Как по мне – слишком оно затянуто слишком наполнено предпочтениями, взглядами и консервативностью самого автора. Но – это, скорее всего, для меня. Ибо автора знаю не первый день и могу сопоставить. Читатель, скорее всего – нет. Но лично меня постоянно повторяющиеся тезисы про его Темнейшество и тому подобное, порядком раздражали.

Обилие еды и ее способов приготовления. Оно очень вписывается в образ Хэта – гурмана и просто любителя пожрать. Но где-то на третьем объяснении правильного рецепта я начал все это дело пролистывать.

Концовка. Та, которая самая концовка. То ли дедлайн подступающий тому причина, то ли усталость от книги, которая неизбежно появляется у любого автора, когда нужно написать быстро – или вообще НУЖНО – и сидишь и пишешь, даже без желания – но концовка у книги немного скомканная.

Ну и еще меня немного смутила кровожадность – которая вроде как призвана сделать книгу более реалистичной, но на деле – на мой взгляд – несколько нарочитая. Можно было бы и помягче. Са-а-а-а-амую чуточку.

Резюме.

«Запас удачи» — одна из немногих сталкерских книг, которую не хочется закрыть спустя несколько страниц. Книга, которую хотелось прочитать быстрее – и не хотелось, чтобы она заканчивалась. Продуманная экипировка героев – натолкнувшая на очень интересные мысли в собственной «Время снять маски». Отсутствии Рэмбизма и превозмогания. Интересные мутанты и аномалии. Практически полное отсутствие громоздких клавишных инструментов в дикой поросли жесть-травы. Офигенный последний бой. Интрига и неожиданности в конце. Свидание с героями «Района» — вписанными логично и аккуратно. Атмосфера. Это все – лишь малая толика моментов, из-за которых «Запас удачи» просто обязан прочитать каждый любитель как тру-серии с точками, так и ее ответвлений.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Дмитрий Манасыпов «Метро 2033: К далекому синему морю»

blackdisk, 14 марта 2016 г. 09:44

Сам автор называет эту книгу сказкой. Если это сказка – то сказка страшная. Страшная своей реалистичностью. Дмитрий Манасыпов, не отступая от собственных принципов, размашистыми штрихами рисует картину жизни после прихода большого полярного зверя. Умудряясь при этом остаться в достаточно жестких рамках серии. Градус натуралистичности ниже, чем в «Дороге стали и надежды». Хорошо это или плохо? Хорошо – для тех, кому «Дорога» показалась излишне жесткой. Плохо ли для тех, кто «Дорогу» оценил? Нет, не плохо. Ибо даже снизив до приемлемых величин градус жести, выведя ее за кадр, автор сумел создать правдоподобную и пробирающую до костей атмосферу постапокалипсиса. Мира, в котором выжить очень и очень сложно. Даже для подготовленного человека.

Герои:

Главный герой, несомненно, порадует читателей серии. Ибо это – Морхольд. Тот самый, из-за как-бы-смерти которого было сломано немало копий в сетевых обсуждениях «Дороги стали и надежды». Харизматичный анархист с пулеметом, неунывающий весельчак, человек с железным стержнем. Обладатель специальной премии Вячеслава Бакулина, как лучший положительный герой 2014 года.

Верный своим обычаям, Дмитрий Манасыпов наполняет книгу персонажами, которых легко узнает поклонник фэндома «ВМ2033» или «STALKER» — многие из них имеют реальные прототипы. Не обошлось и без отсылок к музыкальным произведениям, кинолентам и книгам – и книгам Дмитрия Манасыпова тоже. Читатель, знакомый с «Районом-55» определенно найдет в книге приятный сюрприз. А незнакомый – ничего не потеряет. Ибо «пасхалки» вплетены в канву повествования настолько искусно, что кажутся ее неотъемлемой частью.

Заслуживают отдельного упоминания спутники Морхольда и главный антагонист книги. В книге мелькнет полюбившийся читателям «Дороги стали и надежды» кот Саблезуб, а на смену чувству разочарования от эпизодичности его роли придет умиление новым товарищем Морхольда. У Дмитрия Манасыпова есть особый дар – внушать симпатию к представителям животного мира. Даже таким, как новый спутник главного героя, к которому, казалось бы, симпатии возникнуть не может. Видимо, отсутствие домашнего питомца у автора в реальной жизни заставляет его переносить свою любовь к братьям нашим меньшим на страницы своих произведений. На это недвусмысленно намекает Пасюк, это подтверждает Саблезуб и гарантирует Жуть.

Про антигероя не хочется много говорить, дабы не наспойлерить. Можно только дать ему характеристику: он безудержен, как локомотив, везущий мумию вождя, несокрушим, аки Т-1000, и непредсказуем, как концовка «Острова проклятых»

Сюжет:

Книгу для себя могу поделить на три части. А вот отдать какой-то из них предпочтение – нет. И отчаянное, на пределе сил, путешествие Морхольда через безлюдные земли в первой части, и оплот цивилизации, удивительно напоминающий Fallout: New Vegas своей атмосферой безудержного пира во время чумы – во второй, и наполненная драйвом, экшеном и изобилующая транспортными средствами, порой – даже экзотичными, третья часть – сложно выделить из сюжета наиболее понравившийся отрывок. Все они хороши по-своему. И у каждого собственная атмосфера.

Тапки:

Не обошлось и без минусов. Однако, минусы, скорее, субъективны, и среднестатистический читатель серии их вряд ли заметит. На мой взгляд, основной минус, который, впрочем, не может испортить отменное послевкусие, которое остается от книги — это логика, которая немного проседает в некоторых эпизодах. Однако, если вдуматься – то обосновать придирки к книге, написанной по вселенной, в которой спустя двадцать лет бензин не разложился на составляющие, а в самом сердце Выборга можно найти вполне себе работоспособную «Буханку», не получится.

Резюме:

«К далекому синему морю» — захватывающее приключение, которое не даст скучать ни минуты, до того самого момента, пока не будет перевернута последняя страница. Рекомендуется к прочтению, как любителям книг из серии «ВМ2033», так и поклонникам качественной постапокалиптики.

Оценка: нет
– [  -1  ] +

Юрий Уленгов «Особая миссия»

blackdisk, 7 июня 2015 г. 21:03

Спасибо. Молодому начинающему автору читать подобное крайне приятно.

Оценка: нет
⇑ Наверх