fantlab ru

Все отзывы посетителя dearlynx

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Дэн Симмонс «Восход Эндимиона»

dearlynx, 9 сентября 2022 г. 01:53

Мне очень нравятся первые две книги цикла. И вот закончив читать последний роман космооперы Симмонса, не могу отделаться от чувства обманутого читателя, которое, судя по отзывам, возникло не только у меня. На мой взгляд, вторая часть тетралогии удалась автору плоховато, и именно Восход оказался самым удручающим из всех. А может настоящего Симмонса похитили инопланетяне и на его место подсадили Дарью Донцову?.. Ситуация усугубляется тем, что, если в Эндимионе сомнительная любовная линия раздражающего ребенка и раздражающего дяди главного героя не является центром сюжета, то в Восходе она выходит на первый план и превращает книгу в бульварное чтиво с элементами фентези в духе Сумерек.

Идея. Таковая безусловно имеется, она наследуется от Гипериона и затрагивает самые глубинные пласты человеческой культуры и натуры — религию, веру, любовь, эмпатию итд. Но реализована эта идея в итоге неубедительно и смазано. Да и отталкивающие персонажи не улучшают ситуацию и не помогают этой идеей проникнуться.

Собственно, персонажи: их много. Несомненно намного больше, чем это необходимо для развития сюжета/идеи. Они одинаковые, пустые и не несут никакой дополнительной смысловой нагрузки — они здесь, чтобы лишний раз почеркнуть какая тут у нас классная Мессия. Хорошие персонажи будут смотреть ей в рот, слушать с благоговением и прямо восторгаться. Плохие персонажи будут делать плохие вещи, чтобы хорошие выглядели еще лучше и не возникло сомнений в том, кто тут прав, а кто дурак. Учитывая, что одна из идей автора — продвигать разнообразие характеров и взглядов, такой набор героев выглядит как ирония. Даже Де Сойя, который в Эндимионе подавал надежды и выглядел более или менее объемным, превратился в бледного зомби-последователя, который никакой роли в сюжете не играет. Та же участь постигла столпов Гипериона — Кассада, Мастина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Линия взаимоотношений Кассада и Рахиль полностью убита автором. Оба эти героя присутствуют на страницах книги, но испытывают все эмоции только по отношению к Мессии, но не к друг к другу.. больше того, между собой они даже особо не разговаривают) Да, это не любимая моя история из Гипериона, но финальная значимость Кассада и Монеты довольно высока и на мой взгляд игнорировать ее вот так полностью — это неправильно. Аналогичным образом «свернута» история Консула, который в финале первой дилогии отправился куда-то зачем-то с явным намеком на продолжение истории. Продолжение вышло эпичное в духе «Консул? да помер ваш Консул» — вот и вся недолга. Да, это уже не тот Симмонс, который умудрялся изящно прописывать множество параллельных сюжетных линий и историй! Симмонс в Восходе просто сливает те линии, которые не укладываются в «главный сюжет». И это печально, потому что как раз эти линии — лучшее, что было в этой истории

Главные герои не вызывают ни симпатии, ни особого доверия. Сильная женщина, которая на самом деле слабая, но сильная, но ради любви и вот это все.. Сильный мужчина, который на самом деле слабый, но сильный, потому что любовь.. Одним словом, максимально избитые и банальные клише. И конечно сама любовь, которая очевидно измеряется сяськами-масяськами и количеством сцен соития. Чем их больше, тем сильнее любовь же. Читать это утомительно и неинтересно, в эту нарочитую любовь совсем не верится, и не верится тем сильнее, чем автор настойчивее втюхивает ее читателю «тонкими» литературными приемами в духе «он расчленял мою любимую на части и боль пронзала меня....». Ей-богу, местами от подобных средств художественной выразительности возникало чувство испанского стыда.

Сюжет. Вроде бы повествование очень активное, постоянно что-то происходит. Но в итоге история сливается в сказку «Жили-были люди, потом все они умерли, но любовь победила». Закончив читать, затрудняюсь вспомнить точно цепочку событий, которые происходили в книге. Запомнилось только то, что Рауль все время дрался или испытывал Боль или Любил ее... Самое интересное, что есть в этой книге (а именно пояснения, раскрывающее загадки первых частей и вселенной Гипериона) содержится не в сюжете, а в диалогах всезнающей Мессии с народом. Но интересное оно тоже очень условно, потому что разгадки порой совсем не логичные, скомканные и только портят впечатление. Вся эпичная часть с войной человечества с искинами, загадочная фигура Шрайка, суть и судьба искинов, происхождение гробниц времени итд — все это обрубается наотмашь в угоду основной сюжетной линии романа и в итоге главные вопросы так и остаются без ответа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главная интрига романа — а кто же главный кукловод, зачем ему все это, какова его цель и дальнейший план, зачем нужна была вся эта дискотека с архитектором и прочими экспериментами по воссозданию исторических персонажей, если можно было просто подсаживать антикрестоформные наночастицы в разных людей по очереди итд — все это мы не узнаем из книги. Зато мы узнаем что А Беттик, на протяжении всех книг ведущий себя как слоник из мультика про 38 попугаев, который всегда безмерно смущен, — наблюдатель и он оказывается не просто всегда со всем учтиво соглашался, а Наблюдал (что и так было понятно сразу после упоминания о наличии наблюдателей, не понятно только зачем они в итоге нужны). Этому факту уделяется целый абзац в финале. Собственно, на этом все. никакого вам раскрытия темы, никаких пояснений.

Специфический авторский стиль с избытком расчлененки и обнаженки на фоне пустого сюжета становится иногда просто невыносим. Кульминационная глава, где героиня, следуя пути Иисуса, на которого недвусмысленно намекает автор всю книгу, терпит муки и параллельно ведет диалог с злодеями-церковниками, вышла просто омерзительной. Ее практически пролистала, поскольку неубедительное квазигуманистическое нытье, которым читателя и так мучали сотни предыдущих страниц, тут повторяется и совершенно не стоит того, чтобы читать сцены отрезания конечностей в красках.

Мир Гипериона совершенно поблек. Атмосферность первых частей здесь превращается в излишнее словоблудие. Предполагаю, что причиной тому факт, что декорации, как и персонажи, здесь не несут никакой художественной и смысловой нагрузки — не все ли равно где в очередной раз ГГ огребет по лицу — в горах или в ледяной пещере? Это большое огорчение для тех, кто оценил пасторальные картины деревни из истории священника из первой части книги, пейзажи града поэтов, атмосферу захолустных городков Гипериона.

Резюмируя, скажу, что как экшн/любовный роман для подростков это может быть и не плохо, но как фантастика это очень слабо. Конечно, Гиперион заслуживал лучшего финала.

Оценка: 5
⇑ Наверх