Издательство Посредник

Издательство «Посредник»

 

Годы существования: 1884 – 1930

Описание:

Издательство «Посредник», основанное Львом Толстым и В.Г.Чертковым в 1884 году, ставило своей целью выпуск дешевых книг для народа, но поначалу реализовать свою идею не получалось, — пока Чертков, в том же 1884 году, не познакомился с Иваном Дмитриевичем Сытиным. Чертков признался Сытину, что обращался ко многим, но идея его никого не заинтересовала — много ли заработаешь на дешевых книгах? А Иван Дмитриевич просто загорелся этой идеей: «Это была не работа, а священнослужение, — вспоминал Сытин, — Л. Н. Толстой принимал самое близкое участие в деле печатания, редакции и продажи книг». Содружество это продолжалось 15 лет.

Основатели «Посредника» понимали, что в условиях жесточайшей реакции 80-х годов задуманному ими предприятию предстоят серьезные трудности, но все же надеялись на успех. Сотрудники «Посредника» предпринимали различные меры предосторожности, цензура (правда с трудом) пропускала издания. К середине 1885 года направление новой книжной фирмы уже было ясно цензуре, но крайних мер она еще не принимала, 22 августа В. Г. Чертков писал Н. Д. Ростовцеву о том, что цензура «до сих пор, слава богу, мало зачеркивала или запрещала, но она ужасно долго держит рукописи и тем значительно задерживает выпуск совсем готовых изданий».

Цензурный поход на «Посредник» начался в феврале 1886 года. Петербургский цензурный комитет 5 февраля заслушал доклад цензора Сватковского о рассказе Л. Н. Толстого «Три старца» и, признав, что «подобный рассказ может породить в простом человеке, для чтения которого он и назначен, неверные представления о молитвах и толкования, противные христианскому православному учению, определил: согласно мнению цензора, рассказ «Три старца» к напечатанию не дозволять». В первую очередь преследовались произведения Л.Н.Толстого — имя Толстого уже гарантировало повышенное внимание цензуры к книге, а иногда и запрещение ее. С апреля по ноябрь 1886 года находился в цензуре рассказ Л.Н.Толстого «Крестник» и в конце концов он был запрещен. В «Посреднике» очень часто запрещались такие книги, которые беспрепятственно выходили в других изданиях.

При этом цензоры старались не допустить к печати именно дешёвых, «народных» книг, обращая внимание, что если они «в отдельном издании составят едва несколько страниц, то ясно, что как по содержанию, так и по объему своему, они назначены для обращения между простым народом. В этой малообразованной среде содержание их может быть, без всякого сомнения, понято и истолковано превратно, в ущерб значению как царской власти, так и церковной иерархии, и питать мысли, клонящиеся к унижению их достоинства. Ввиду этого комитет, признавая доводы цензора справедливыми, определил: согласно его мнению ... к напечатанию не дозволять» Цензура утверждала, что особенно важно обратить внимание на то, как крестьяне покупают книги — «не часто и не случайно, а раз-два в год и два года и покупают их, следовательно, не в одиночку, а целой кипой», поэтому на них воздействует «целая система» произведений «Посредника», а она подрывает догматы веры и церкви.

Толстой лично осуществлял отбор книг для печати, хотя и не всегда с понятным (с сегодняшней точки зрения) подходом. Известно, например, письмо в «Посредник» Салтыкова-Щедрина от 12 марта 1887 года:

«Уже довольно давно Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков предлагали мне участвовать в изданиях «Посредника», но в то время у меня ничего подходящего не было. Теперь же кое-что набралось, и я препровождаю при сем в склад пять сказок, которые и прошу издать, если это окажется удобным. Две из них: «Самоотв<ерженный> заяц» и «Бедный волк» я полагал бы издать вместе (в одной книжке), так как между ними есть связь; остальные — порознь. При этом я вполне подчиняюсь тем условиям, какие полагаются для прочих писателей, участвующих в изданиях «Посредника». Я попросил бы ответить на настоящее письмо, и притом по возможности скорее, потому что я тяжко болен. М. Салтыков (Щедрин). Литейная, 62.»

Кроме «Самоотверженного зайца» и «Бедного волка», Салтыков, как установила М.Чистякова, пользовавшаяся консультациями В. Г. Черткова, послал в издательство «Посредник» сказки «Пропала совесть» и «Рождественская сказка». Из предложенных вещей внимание Толстого обратила лишь «Рождественская сказка». Чертков просил Салтыкова сократить или изменить «нехристианский» конец сказки, но получил отказ автора и сказки Салтыкова изданы в «Посреднике» не были.

Но Сытин не был бы Сытиным, если бы наряду с «планово-убыточными», подвергавшимися цензурным запретам изданиями не выпускал бы под маркой «Посредника» и другие. Он одновременно выпускает рассказы Пушкина, драмы Островского («Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»), целую серию толково составленных «новых книг» и даже такие «произведения», как «Верное средство обоего пола нравиться друг другу» или «Новейший полный сонник известного Мартына Задеки». Не забывает Сытин и о привычном деревне лубочных картинах, но издаёт уже портреты русских писателей (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Островский и др.), со сценами из их произведений.

Интересные, познавательные и доступные книги, изданные «Посредником», имели небывалый успех. Так как издательство «Посредник» не ставило своей целью извлечение прибыли, то его книги продавались по самой низкой цене. Оптовая продажная цена у Сытина составляла всего копейку за книгу и даже менее, при продаже на базаре или через офеней она увеличивалась не более чем до двух-трех копеек. Современники свидетельствовали: «Книги его дешевы, портативны, и потому они легко могли проникнуть туда, где нет ни лекций, ни лабораторий, ни музеев, ни университетов...». Несмотря на работу в условиях тяжелых цензурных преследований, в течение 1885--1889 годов книги «Посредника» были опубликованы общим тиражом в 12 миллионов экземпляров. Они пользовались огромной популярностью в народе, способствовали вытеснению с книжного рынка безграмотной лубочной литературы, вынудили многих книгопродавцев, занимающихся изданием книг для народа, улучшить качество выпускаемой продукции.

Деятельность «Посредника» возбудила в интеллигентном обществе интерес к так называемой «народной литературе» литературе и вызвала к жизни ряд новых издательских предприятий. Так возникла серия книжек, изданных журналом «Русское Богатство» (редакции Л. E. Оболенского), которая и по направлению своему примыкает к изданию «Посредника», и другая серия «народных» книжек, выпущенных редакцией «Русской Мысли», более разнообразная по отделам. В качестве издателей этих книг выступили в дальнейшем далее Коваленская, Калмыкова, Свешникова, М. М. Ледерле, И. В. Жирков (под фирмой «Правда») и другие.

В 1892 году “Посредник” переехал в Москву, с 1897 по 1925 год руководил издательством сподвижник Льва Толстого, писатель и педагог И.И.Горбунов-Пасадов. В 1913-1925 гг. издательство и магазин располагалась по адресу улица Арбат, 36/2, (Спасопесковский пер., 2), стр.1 — этот дом сохранился и поныне. Издательство существовало до 1935 года. Здесь же располагалось и Издательство Сабашниковых, преобразованное позднее в Кооператовного издательства «Север» — оно просуществовало до осени 1934 г.

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Литература:

— Лебедев В.К. Книгоиздательство «Посредник» и цензура. В жур. Русская литература, 1968, №2.

— Сорок лет служения людям. Сб. статей, М., 1925

===================

Примечание:

Не путать с современными издательствами: Посредник в Москве и Посредник в Твери.


Страна:
Россия
Город:
Москва
Адрес:
улица Арбат, дом 36/2, (Спасопесковский пер., 2), стр.1
Куратор:
БорЧ

Издательство прекратило своё существование.


Всего изданий:
13


  Фильтр

Внесерийные издания


Власть и другiе разсказы

1906 год

Описание: Изданiе книгоиздательства «Посредникъ» № 612.
Художник не указан.


Бомба профессора Штурмвельта

1906 год

Описание: № 624. Фантастический рассказ.


Вальден, или Жизнь в лесах

1910 год

Описание: Первая книга в серии.


Дети лесника

1929 год

Описание: Внецикловая повесть.
Иллюстрация на обложке Н.С. Трошина.


Злосчастная

1911 год

Описание: Шестое изданiе.

Между жизнью и смертью

1925 год

Описание: Сборник рассказов.
Художник не указан.


Приключения доисторического мальчика

1932 год

Описание: Внецикловая повесть.
Внутренние иллюстрации Ф. Регаме (в издании не указан).


Смельчаки

1927 год

Описание: Обложка художника Н.С. Трошина
Внутренние рисунки художника Люси Фич-Перкинс


Сынъ

1910 год

Описание: Издание «Посредника» № 336. Четвёртое издание.
Художник не указан.

Куратор — БорЧ

⇑ Наверх