автор |
сообщение |
ergostasio
философ
|
24 августа 2013 г. 18:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата тессилуч Да что вы говорите! Вы видимо не были ребенком в 60-80-е годы
Ну, я в этом случае как раз на собственном опыте и. Просто за неимением другого :) А его у меня — года с 73-го :) Впрочем, я вполне допускаю, что репертуар, доступный к покупке, сильно разнился в наших районных городках от прочего мира. Ровно так же, впрочем, как и репертуар книжный. Ощущение удовольствия от... э-э... диафильмотекста утратилось у меня годкам к десяти. От процесса — продержалось чуть дольше. Как-то так оно вышло :)
цитата Dentyst Про диафильмы — впервые ознакомился с "Затерянным миром" английского писателя А. Конана Дойла и "Андромедой"
Ух ты! Даже где-то завидую :)
|
|
|
Славич
миродержец
|
24 августа 2013 г. 18:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Интересно, почему вы придумываете вопросы вместо меня? Процитирую:
цитата Собственно, в чем отличие от ситуации американской? Назовите мне советского фанаста, написавшего сравнимое количество рассказов с Бредбери, например, или Азимовым? и цитата цитата Славич Я назову. Булычёв. Остальные советские фантасты, по определению, были малопишущими.
Да, согласен. Но почему "по определению"? "У меня все ходы записаны!" (c) -------------
цитата Farit Если сводить к количеству, то тогда мой вопрос (неизменный) звучит так почему так мало было в СССР количество писателей, пишущих НФ?
Во-первых, не так уж и малО, просто многие отметились одним-двумя рассказами. Во-вторых, потому что у них велосипеда профильного журнала не было — кузницы молодых кадров. Много раз об этом проговорено.
|
––– Сейчас читаю: Анастасия Парфёнова "Сестра моего брата" |
|
|
тессилуч
миротворец
|
|
Farit
гранд-мастер
|
24 августа 2013 г. 18:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Вы задались вопросом "Почему советские фантасты написали меньше, чем Азимов или Брэдбери?" Я обосновал ответ: потому что издание фантастики в Союзе было строго лимитированным. К чему Ваш последний вопрос?
Этот вопрос меня интересовал не сам по себе, а в силу более раннего утверждения Sumy
цитата Минус для восприятия советской фантастики это обилие рассказов ( на вышедший роман или повесть приходились десятки , если не сотни рассказов)
Я возражал ему (указав, на весьма обильных рассказами зарубежных писателей). Похоже, вам нужно спорить с ним.
Что касается вашего предположения про "лимиты" — мне тогда интересно, как вы видите механизм "начала карьеры" советского писателя-фантаста. Вот человек, которому активно не хватает того, что он читает и он решает писать сам. Какие его действия и как ему мешает "лимит"?
|
|
|
lena_m
миротворец
|
24 августа 2013 г. 18:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit я-то думал, что имеется в виду феномен литературный.
А любая жанровая беллетристка и не может быть по сути литературным феноменом, тем более, вне рынка, но с жесточайшей цензурой...
цитата Farit Но вопрос — почему при своей огромной популярности, КЛФ-ах и пр. она осталась на низком уровне и как фантастика, и как литература — остается
1. Надо чётко разделять огромную популярность в СССР (вне рынка под цензурой) и сейчас (при рынке без цензуры)...
2. Раньше в СССР уровень фантастики в целом определялся её тогдашними социальными функциями — грубо говоря, теми задачами, что ставила перед ней Партией...
В тех рамках Мартынов, Адамов, Казанцев... и с задачами справлялись, и для читателя фантастики были вполне приемлемы...
3. Нынешний же уровень нашей фантастики это обычный уровень массового-популярного коммерческого чтива — не стоит ждать от него того, к чему он и не предназначается...
Наоборот, надо удивляться и всячески приветствовать, когда в этих рамках тем не менее появляются Остапенко, Онойко, Маврин...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
ergostasio
философ
|
24 августа 2013 г. 18:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit В конце концов, бум 90-х был вызван писателями, которые начали писать в конце 70-х.
Еще раз: чтобы бум был вызван писателями — должны сложится условия, чтобы они а) написали и б) их тексты дошли до. Бум 90-х был вызван многими факторами (часть я попытался перечислить, как они мне видятся; впрочем, о полноте и соотносимости вполне можно спорить). Мне все же кажется, что писатель сам по себе в этом процессе значит несколько меньше, чем кажется на первый взгляд :)
цитата Farit а что, в начале 70-х, в 60-е и 50-е фантастику любили меньше и писать ее пытались совсем-совсем немногие?
У моего товарища в детстве был написанный им классе в третьем-четвертом роман: о советских школьниках, пиратах, сокровищах... Писалось под впечатлением какой-то детской повести — с повторением всех тамошних ходов и обстоятельств. Эдакий почти-фанфик Писали, полагаю, многие. Но вот — а высылать куда? И где тот первичный бульон, в котором хорошо бы вывариться начинающему писателю, прежде чем он приступит хотя бы к тренировкам на кошках? КЛФ такое пространство, мне кажется, давали (к добру ли или к худу — это следующий вопрос; попадались мне вполне аргументированные мнения, что ничто так не испортило будущих писателей 90-х, как КЛФ и участие в них). То есть, нужна ж не просто готовность ("хочу быть космонавтом!", ага), но и система рекрутирования в. А это-то как раз и складывалось медленно.
Причем, заметьте еще одно: в конце пятидесятых — начале шестидесятых принцип "получить роман самотеком — вырастить приличного автора" еще вполне работал (те же Стругацкие тому примером, Войскунский и Лукодьянов...); к семидесятым... ну, выше, вон, приводили примеры.
|
|
|
lena_m
миротворец
|
24 августа 2013 г. 18:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ergostasio И где тот первичный бульон, в котором хорошо бы вывариться начинающему писателю, прежде чем он приступит хотя бы к тренировкам на кошках?
Да тогда в СССР чуть не в каждом Доме пионеров или там в заводском Доме культуры было ЛИТО — под руководством члена Союэа...
Тогда-то самодеятельному литературному бульону было, где вариться...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
visto
авторитет
|
24 августа 2013 г. 18:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit а что, в начале 70-х, в 60-е и 50-е фантастику любили меньше и писать ее пытались совсем-совсем немногие?
Чтобы ответить самому себе на этот вопрос, прочтите "Неизвестных Стругацких. Письма, рабочие дневники". В частности 1942-1962 гг. Чтобы читатели познакомились со Стругацкими Мироздание использовало даже неэстетическую "волосатую руку", "воплотившись" в некоего Льва Петрова. Увидев написанную самим повесть "Пепел Бикини" напечатанной в журнале "Дальний Восток", Аркадий Натанович воспрял духом: "Не боги горшки обжигают". Много-много лет спустя поклонники творчества АБС узнали о подлинном вкладе Льва Петрова в историю появления на свет "Пепла Бикини". Сегодня все вроде бы происходит проще, но препятствия существуют. Они стали иными... Но это уже к советской НФ не имеет отношение.
|
|
|
ergostasio
философ
|
24 августа 2013 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Да тогда в СССР чуть не в каждом Доме пионеров
Ага, и в любом поощрялся полет фантазии и фантастические измышления.
Мне все же кажется, что как раз эти-то процессы несколько... м-м... параллельны и слабопересекающиеся. Да и в этом вот "чуть ли не" — есть изрядная доля творческого преувеличения :)
upd: немаловажно еще — какие годы (поскольку я-то как раз не вижу / не знаю о таком массовом в семидесятых — первой половине восьмидесятых; для конца 80-х и позже — как раз никаких проблем; среда была уже достаточно густой :) )
|
|
|
lena_m
миротворец
|
24 августа 2013 г. 18:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ergostasio и в любом поощрялся полет фантазии и фантастические измышления
Я постоянно общаюсь с двумя членами СП СССР (печатавшими в СССР в том числе и фантастику), что вели как раз такие ЛИТО — рассказывают, что население пишущее на заседания ЛИТО валило валом...
Я так понимаю, это тогда была немалая социальная отдушина...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
ergostasio
философ
|
24 августа 2013 г. 18:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m что вели как раз такие ЛИТО
Осмелюсь спросить: вели где (в смысле — город)? Поскольку городки, в которых прошло мое босоногое детство, были такого лишены напрочь, да и областной центр — тоже не фонтанировал информацией о (при наличие там славного писателя Головачева, который позже, в конце восьмидесятых уже, какое-то время пытался там свой семинар вести — без, кажется, чрезмерных успехов) Потому-то ваше "чуть ли не" кажется мне несколько преувеличенным (хотя я понимаю, что всякий случай — частный, и мой опыт может ни о чем не говорить :) ).
|
|
|
ameshavkin
философ
|
24 августа 2013 г. 19:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit 2. популярность фантастики вызывает огромное вторичное творчество и в том числе — по желанию самому писать фантастику, тем более, что ее — явный дефицит.
Что-то подобное было, но не могло получить никакого внешнего выражения. Да и уровень этого вторичного творчества был крайне примитивным.
цитата Farit поступление в литинститут и написание фантастики
Мне такие случаи неизвестны. Если любители НФ и поступали в Литинститут, то курсовые сдавали бытовой прозой или очерками про БАМ.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Farit
гранд-мастер
|
24 августа 2013 г. 19:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m А любая жанровая беллетристка и не может быть по сути литературным феноменом,
Может, если 1. ее составляют талантливые писатели 2. в своих произведениях они касаются некоторых ключевых вопросов социальной жизни. Я это забыл отметить в предпосылках, кстати — у фантастики ведь немалый "рекрутирующий" потенциал есть. Который даже пытались использовать (вспомним Казанцева с его пунктиком "побуждать молодежь поступать во втузы").
цитата lena_m Надо чётко разделять огромную популярность в СССР (вне рынка под цензурой) и сейчас (при рынке без цензуры).
Так я и разделяю.
цитата lena_m Раньше в СССР уровень фантастики в целом определялся её тогдашними социальными функциями — грубо говоря, теми задачами, что ставила перед ней Партией
Э-э, тут не так. Еще раз — партия может ставить только общие задачи, залезть в голову каждого она не может. Нам известно, что дорогу пробивала и талантливая фантастика (Стругацкие), и фантастика, написанная "в струю" (Казанцев и т.п.). Мое предположение таково — если бы в литературу пришла группа действительно талантливых ребят, при том, что они бы страстно любили фантастику — "закрыть" бы их не смогли ни лимиты, ни цензура, ни высокомерие "литературного истеблишмента". Но этого не произошло, хотя вроде бы все к тому располагало. Ведь 60-е — время нашего безусловного доминирования в космосе, как минимум. Появляются первые более менее ЭВМ. Новые материалы, резкое улучшение жизни. Разве этого мало?
цитата ergostasio Еще раз: чтобы бум был вызван писателями
Я извиняюсь — конечно же, неправильно применил слово. Бум не вызван писателями, в буме участвовали писатели. Вызван он был действительно далеко не только их талантом.
цитата ergostasio Причем, заметьте еще одно: в конце пятидесятых — начале шестидесятых принцип "получить роман самотеком — вырастить приличного автора" еще вполне работал (те же Стругацкие тому примером, Войскунский и Лукодьянов...); к семидесятым... ну, выше, вон, приводили примеры.
Жемайтис ушел из МГ в 73-м. "Хоть какой-то" бульон, соответственно, наличествовал все 60-е.
цитата visto Чтобы ответить самому себе на этот вопрос, прочтите "Неизвестных Стругацких. Письма, рабочие дневники"
Я их читал.
|
|
|
Славич
миродержец
|
24 августа 2013 г. 19:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Что касается вашего предположения про "лимиты" — мне тогда интересно, как вы видите механизм "начала карьеры" советского писателя-фантаста. Вот человек, которому активно не хватает того, что он читает и он решает писать сам. Какие его действия и как ему мешает "лимит"? Отвечу вопросом на вопрос: а где мог опубликоваться молодой фантаст? 1) Послать рукопись в один из научно-популярных журналов, печатавших фантастику ("ТМ", "Химия и жизнь", "Вокруг света" и т.д.). Поскольку в лучшем случае в номере печатался 1 НФ рассказ, ждать молодому автору, даже при благоприятном ответе, приходилось год и больше. И даже если напечатают, до следующей его публикации могли пройти месяцы и годы. 2) Иногда журналы сами проводили конкурсы. Штучные примеры. 3) Нужно было иметь "руку" в издательстве "Молодая Гвардия". Других вариантов не вижу. Знатоки поправят. Сравните с ситуацией на Западе. Есть несколько лит. журналов, которые нужно наполнять каждый месяц. Следовательно, вокруг каждого журнала формируется немаленький писательский актив. Сравните с современной ситуацией в России, когда каждую неделю издаётся по паре дебютных романов МТА. И Вы пытаетесь доказать, что сов. фантасты просто не хотели печататься? Да, отдельные молодые пробивали себе дорогу, тяжело, со скрипом, за 10 лет...
|
––– Сейчас читаю: Анастасия Парфёнова "Сестра моего брата" |
|
|
ergostasio
философ
|
24 августа 2013 г. 19:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit "Хоть какой-то" бульон, соответственно, наличествовал все 60-е
Ну так ведь и те, кого мы зовем "классикой советской Ф." — на две трети выходцы из той структуры и из тех лет, разве нет? И было их — довольно много; причем тех, кто для тех времен был вполне себе ориентиром.
|
|
|
ergostasio
философ
|
24 августа 2013 г. 19:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Да, отдельные молодые пробивали себе дорогу, тяжело, со скрипом, за 10 лет...
Замечу — с первыми сборниками далеко после тридцати.
Помню, когда уважаемому А.Кубатиеву на каком-то из "Звездных мостов" давали премию за "дебют" — многие хихикали, потому что на тот момент было аж никак не привычно. А для Союза? Да запросто же: Столяров — 1950 г.р., первый сборник (в "тонкой" "Библиотеке МГ", брошюра, по сути) — 1988 год (38 лет); Логинов — 1951 г.р., первый сборник (в той же "Библиотеке МГ", если мне не изменяет память) — 1990-й, 39 лет.
|
|
|
lena_m
миротворец
|
24 августа 2013 г. 19:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Может, если 1. ее составляют талантливые писатели 2. в своих произведениях они касаются некоторых ключевых вопросов социальной жизни.
1. Любую жанровую беллетристику (нацеленную, как известно, на продажи) не могут составлять и никогда-нигде не составляли исключительно талантливые писатели — они там всегда скорей исключение...
2. Любая жанровая беллетристика (нацеленная, как известно, на развлечение читателя) касается некоторых ключевых вопросов социальной жизни только в той мере, что способствует продажам...
Отсюда, и недавний ошеломительный успех что Майер, что Коллинз, что Джеймс — они НЕ перегружают своего читателя социалкой, коя ему и так надоела по телику...
цитата Farit Мое предположение таково — если бы в литературу пришла группа действительно талантливых ребят, при том, что они бы страстно любили фантастику — "закрыть" бы их не смогли ни лимиты, ни цензура, ни высокомерие "литературного истеблишмента".
Ну трудно отказать в таланте Стругацким, Булычеву, Ларионовой, Колупаеву, Варшавскому... — в реалиях советского гослита талант это далеко не главное...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
ааа иии
философ
|
24 августа 2013 г. 22:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вопреки нелепым пожеланиям не пользоваться сравнениями, спрошу: а не кажется ли Вам, что если советская фантастика в чем и проигрывает современной ей западной, то в остросюжетности? Есть конечно, Аэлита и Крах, Месс-менд, Обитаемый остров и прочее от зрелых АБС, Главный полдень, есть ранний Покровский, Крапивин и, затыкающий за пояс кибержокеев и спецназовцев Гибсона, оперативник Комиссии по разоружению из Встречи Бабенко. Но семь десятков лет проще было найти динозавра, чем хорошую драку.
|
|
|
Dentyst
миродержец
|
24 августа 2013 г. 22:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии Вы совершенно правы. Даже один из АБС говаривал, что авантюра в фантастике очень нужна(цитата не дословна, но за суть ручаюсь). У нас остросюжетностью как-то пренебрегали. Конечно, Абрамовы, Павлов, Пухов, Снегов про приключения не не забывали, вот и помнят про них сейчас и за это тоже.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
ДИР
миродержец
|
24 августа 2013 г. 22:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата visto Сегодня все вроде бы происходит проще
Точно так же. Смотрит человек в книгу — да такое "говнище" я и сам могу! И становится писателем.
|
|
|