Морган Сталь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Морган. Сталь остается
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Морган. Сталь остается

Статья написана 23 августа 2010 г. 12:42

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/47662" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

В очередной раз со всей очевидностью убедился: «черное фэнтези» — совершеннно не мое направление в литературе. Книга Моргана оставила у меня крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, писательское мастерство автора очевидно. С другой стороны, отвращение от описываемых сцен в результате перевесило все интересное, что есть в этом романе.

Попробую упорядочить свои впечатления. Перед нами — достаточно типичное начало фэнтезийного эпика. В центре внимания — три линии героев, которых связывает в прошлом участие в кровавом сражении, отстоявшем само существование рода человеческого, а сейчас судьба разбросала по разным странам. Их похождения дают возможность разобраться подробней в устройстве мира и о ситуации, которая в нем сложилась.

А ситуация эта более чем непростая. Среди основных действующих игроков на карте мира — могущественная империя, напоминающая то ли Рим периода упадка, то ли некую восточную деспотию, лига торговых городов, возглавляемая влиятельными олигархами, и воинственные племена варваров-кочевников. Лет десять назад все человеческие государства были вынуждены временно объединить свои усилия, сражаясь с чешуйчатыми ящерами, на стороне которых выступали и драконы. В резльтате долгой и кровавой войны ящеры были наголову разгромлены и между государствами людей снова обострились отношения. Однако сейчас всему человечеству начинает угрожать новая, еще более грозная опасность.

Долгое время союзниками людей были могущественные странники между мирами — кириаты. Однако, недавно почти все кириаты покинули этот мир, оставив после себя различные артефакты и даже необычных существ-киборгов Кормчих.  Вскоре после их ухода в этот мир начинают вновь проникать старинные враги кириатов — двенды, загадочные существа, наделенные особым могуществом и способные скользить между мирами.  В затевающуюся большую игру вмешиваются и боги кочевников, борющиеся за власть между собой.

Как видим, Моргану удалось создать сложный и интересный мир, дающий огромные возможности для развития сюжета, разгадывания героями всевозможных тайни загадок, плетения хитроумных интриг. Хотя, возможно, автор и перестарался, пытаясь соединить совсем уж несоединимые элементы. Боги, драконы, киборги, инопланетяне — уж очень слабо все это стыкуется между собой.

Теперь о действующих лицах. С одной стороны, автор действительно подробно и тщательно описывает своих главных героев. С другой стороны, психологические портреты этих героев не слишком стыкуются с их поведением. Отличительная особенность всех трех героев — принадлежность к двум разным обществам и вытекающий отсюда психический надлом и странности в поведении. Итак, знакомтесь.

Первый из героев — Рингил Эскиат. Выходец из знатной и зажиточной семьи, прекрасный воин, герой войны с чешуйчатыми, истерик, псих, гомосексуалист, алкоголик и наркоман

Аркет, наполовину кириатка, наполовину человек, участница войны с чешуйчатыми, советница и доверенное лицо императора, наркоманка.

Эгар — герой войны с чешуйчатыми, а ныне — весьма неудачливый вождь племени махаков, отчаянный бабник, что на фоне его товарищей выглядит просто как-то несолидно.

С одной стороны, автор удачно описывает своих героев, пораженных «Фронтовым синдромом», людей, которые так и не смогли найти себе места в мирной жизни. Кто-то, как Аркет, заглушает в себе боль наркотиками, кто-то, как Рингил, лезет в любую ссору, превращая ее в кровавую резню. С другой стороны, сочетание их качеств выглядит достаточно неестественным. Дело не в том, что великий воин не может быть «голубым». Но вот псих и наркоман едва ли будет прекрасным фехтовальщиком. И никакой кириатский меч ему не поможет. А человек, который на каждом шагу пытается затеять ссору и закончить ее резней, просто обычно долго не живет.

Эпизодические персонажи описаны с переменным успехом. Кто-то, как мать Рингила, достаточно удачно, кто-то, как шаман махаков — явно карикатурно.

Теперь о самом проблематичном — авторском стиле. Очевидно, что автор может писать хорошо. Если захочет. Роман удачно скомпонован. Авто умело дозирует информацию для читателей, добавляет напряжения в нужные моменты. Многие загадки и тайны романа действительно интересны, неожиданны, увлекательны. Некоторые же эпизоды на удивление удачны и красивы. Но гораздо больше в романе эпизодов мерзких, грязных, отталкивающих. И дело не только в пресловутой натуралистичной сцене гомосексуального полового акта. Там и гетеросексуальных сцен хватает. То уважаемый шаман на досуге займется садомазо с летальным исходом. То всякие девки сосут с причмокиванием у геройского вождя. И все это описывается с тщательностью немецкого порнофильма во всех подробностях. Примерно такой же подход у автора к описанию боевых сцен. С большим удовольствием Морган рассказывает о волочащихся кишках, отрубленных руках, фонтанах крови и так далее. Понятное дело, что на войне этого хватает, но излишний натурализм отнюдь не добавляет художественности произведению. Хватает в романе и мерзких эпизодов, связанных с работорговлей и многочисленными человеческими пороками. В итоге, добавив в свое произведение кучи грязи, литры крови и спермы, автор, конечно сдела из обычной, достаточно качественной фэнтези, «черную». Но лично меня это только отвратило от романа. К тому же, пытаясь показать негатив везде, где только можно, автор порой противоречит сам себе. Например, Аркет встречается с императором в секретном месте на островке, чтобы не дай бог никто их не подслушал. При этом император выслушивает ее доклад, толком не отрываясь от очередной наложницы. Велика ли цена такой секретности?

Вывод. Читателям с крепкими нервами и гибкими моральными устоями этот роман вполне может быть интересен. Для более брезгливых и впечатлительных от чтения романа Моргана лучше воздержаться.

P.S. Для тех, кто хочет подробней узнать мое мнение по поводу подобной «черной фэнтези» — маленький бонус





422
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 12:58
Спасибо за такой развернутый отзыв. Хотел покупать, но теперь скорее всего перебьюсь...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:38
Ты вообще как относишься к «черной фэнтези»?
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 16:57
В целом нормально, обожаю Бэккера, но то что практически все герои обладают крайне негативными качествами

цитата

Первый из героев — Рингил Эскиат. Выходец из знатной и зажиточной семьи, прекрасный воин, герой войны с чешуйчатыми, истерик, псих, гомосексуалист, алкоголик и наркоман
Аркет, наполовину кириатка, наполовину человек, участница войны с чешуйчатыми, советница и доверенное лицо императора, наркоманка.
Эгар — герой войны с чешуйчатыми, а ныне — весьма неудачливый вождь племени махаков, отчаянный бабник, что на фоне его товарищей выглядит просто как-то несолидно.

да и

цитата

Но гораздо больше в романе эпизодов мерзких, грязных, отталкивающих. И дело не только в пресловутой натуралистичной сцене гомосексуального полового акта. Там и гетеросексуальных сцен хватает. То уважаемый шаман на досуге займется садомазо с летальным исходом. То всякие девки сосут с причмокиванием у геройского вождя. И все это описывается с тщательностью немецкого порнофильма во всех подробностях.

отталкивает.
Я обожаю эпические романы, не плохо отношусь к черному фэнтези, но как-то не представляю весь этот мрак в одном флаконе8:-0


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 12:58
Наверное в первый раз не соглашусь с Вашим мнением.

В романе определенно присутствует некоторый негатив и сцены гомосексуального секса действительно вызывают тошноту у нормально ориентированных людей, но в остальном перегибов у Моргана я не заметил. Особенно это бросается в глаза по сравнению с вышедшим чуть ранее Кресом. Вот там то уж точно была жестокость ради жестокости, убийства, разведение людей на эмоции и жестокость ради эпатажа.

Морган же рисует пугающее жестокое, но реалистичное общество. Все эти скучающие начальники, коррупция, работорговля, человеческие пороки — все это сильно смахивает на настоящее человеческое общество. Иногда даже возникала мысль, что на самом деле Морган то хотел все это показать в негативном свете, а гг сделал геем чисто чтобы было за что критиковать в первую очередь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:46

цитата Aleks_McLeod

в остальном перегибов у Моргана я не заметил. Особенно это бросается в глаза по сравнению с вышедшим чуть ранее Кресом. Вот там то уж точно была жестокость ради жестокости, убийства, разведение людей на эмоции и жестокость ради эпатажа.

По уровню литературного мастерства Морган и впрямь повыше Креса. Но как раз у Креса книга показалась мне мрачной, но не избыточно жестокой. А Морган действительно рисует довольно реалистичное общество, но всяческие жестокости он смакует там, где можно было только показать их, намекнуть — и все стало бы и так понятно. У героя может быть любая ориентация, но зачем же описывать все в таких подробностях. Пожалуй, после раннего Фармера я такой порнухи в фантастике и не видел.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 14:33

цитата kkk72

Пожалуй, после раннего Фармера я такой порнухи в фантастике и не видел.

А как же Баркер? Собственно, Моргана я не читал, но мое мнение — Баркера ни один писатель не перепрыгнет. В плане жестокости произведений — тоже.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:04
Вот я его и не читаю. Значит, правильно делаю
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:10
Абсолютно противоположные впечатления — книга Моргана показалась мне мрачной, но не избыточно жестокой, а вот у Креса наоборот с жестокостью переборы — одна сцена убийства Лейны чего стоит. А добавим туда Кагу, Карениру, сцену секса Карениры с Байлеем на могиле Дорлана, нет, в плане жестокости, эпатажа и дикости Моргану до Креса далеко.


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:06
Видимо, я впечатлительный, так что почти никогда не дочитываю такие вещи до конца. Поэтому оценок не ставлю.
ПС. Бонус доставил. По-гамбургски Ваистину, разница с Аркашкиными произведениями — в отсутствии у последнего порнорепертуара.
ППС. Сорокина дочитываю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:48

цитата stogsena

Сорокина дочитываю.

А я пробовал пару раз — и не смог.

цитата stogsena

почти никогда не дочитываю такие вещи до конца. Поэтому оценок не ставлю.
Я дочитал, но второй роман явно брать не буду. А жаль, выкинуть бы большую часть этой грязи кроме необходимой — и было бы интересное произведение.

цитата stogsena

разница с Аркашкиными произведениями — в отсутствии у последнего порнорепертуара.

Ничего, Аркаша еще подрастет:-)))


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:41
За бонус, отдельное спасибо. Ибо улыбнуло
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:46
Воистину:beer:


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:47
Странно, вроде единомышленники с тобой, однако мне после отзыва напротив захотелось прочесть книгу...
Спасибо за обзор!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 13:50
Попробуй. В романе есть немало серьезных достоинств. А о недостатках я тебя честно предупредил
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 14:11
Да, но будет это не скоро. Что думаешь дальше читать?
Я снова вернулся после годичного перерыва к Диккенсу. На этот раз — «Тайна Эдвина Друда».
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 14:58
Готовишься читать Симмонса?;-)
У меня планов — громадье! Времени, правда, не хватает. Посмотрю, что мне закажут фантлабовцы. Пока вырисовываются Кузнецова, Флевеллинг, Митчелл и Флинн. Интересный наборчик
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:09

цитата kkk72

Готовишься читать Симмонса?

Вроде того. :-)

цитата kkk72

Пока вырисовываются Кузнецова, Флевеллинг, Митчелл и Флинн. Интересный наборчик

Если што, я тоже за Флинна. :-)))
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:26
Хорошо:-)


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 14:45
Спасибо за отзыв, расширяет , так сказать, границы познания.
Я вот все задавался вопросом что значит «Черное Фэнтези», теперь уже кгхм...не задаюсь. Желание почитать что-нибудь из этого убежало пока в кусты на неопределенный срок :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 14:59
Понятие-то расплывчатое. Вот например, «Черный отряд» Кука тоже относят к этому направлению. Там действительно мрачный мир, но дурной кровищи и порнухи и близко нет. Очень достойный цикл, особенно первые романы
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:27
Честно говоря, «Сталь остается» черной фэнтези в традиционном понимании жанра назвать нельзя =) Имха естественно.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:29
Я тут согласен с мнением Рубайло, что это вообще самая настоящая НФ, замаскированная под фэнтези.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:34
Я с мнением Рубайло в принципе тоже согласен, кроме одного — уж больно у него (Рубайло в смысле) все кратко получилось.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:27
Может, скорее, технофэнтези. Магии и божественного вмешательства тоже хватает
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 21:36
И «магия», и «божественное вмешательство» вполне может получить естественно-научное объяснение в следующих томах.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 21:40
Возможно. Жаль, но я об этом не узнаю


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:14
это не «Чёрное фэнтези».
Это просто «грязное фентези».
залить всё кровавым говном пополам со спермой, вытекающим из рассечённой задницы психопата-педераста — не значит написать «чёрную фэнтези».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:18
Не могу не полюбопытствовать — а Вы книгу то читали?
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:38

цитата Aleks_McLeod

Не могу не полюбопытствовать — а Вы книгу то читали?


а разве мой комментарий относится исключительно к этой книге? 8-)

(после такого — обязательно прочту. хотя бы чтоб узнать насколько я угадал с отзывом ;) )
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 15:41
Просто он показывает, что Вы с ней не знакомы :-)

На мой взгляд полный промах:-) Если интересно, можете для разнообразия ознакомиться с моим отзывом на это же произведение http://fantlab.ru/blogart...
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 18:59
Спасибо. Прочёл отзыв Я пожалуй пока Креса почитаю.
Да и «Князь Пустоты» недобит покамест. А потом и к гейворриору можно перейти.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 23:35
Ваше право)


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 16:08
А бонус хорош;-). Спасибо.
Видно, ЧФ — не моё направление тоже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:31

цитата Veronika

Видно, ЧФ — не моё направление тоже.

А Глен Кук вам нравится?
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 21:58
Не читала. А отзывы такие, что и читать не хочется.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 22:09
А как вы относитесь, например, к Рексу Стауту?
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 22:15
Читала 2-3 романа про Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. Не впечатлило, слишком американские детективы. Предпочитаю английские;-).

Кук чем-то схож со Стаутом? Тогда я немного потеряла;-).
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 22:20
Дело вкуса. А я очень люблю Стаута и «Металлический цикл» Кука соответственно. Черный отряд тоже хорош, но по-своему


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 16:41
Спасибо за рецензию в последнее время Вы нас радуете, правда, у меня все на оборот эта серия явно моя и по антуражу и по жестокости, но дело не в этом я все не могу определиться, т.к. это первая книга цикла как у Аберкромби или же, как у Креса самостоятельный роман из цикла. Вообще как там концовка с открытым финалом и завязкой на следующую книгу или же роман сам по себе завершен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 16:55
Роман сам по себе завершен, но оставлена завязка на следующие книги.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:31
Это — первая часть цикла


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 16:59
Занятно, выбирая меду Морганом и Кресом, выбрал последнего:
— из-за высокой оценки Зильберштейна
— листая Моргана в магазине наткнулся на гомосексуальную сцену и решил почитать рецензии (я далек от гомофобии, читал и Поппи Брайт и Уильяма Берроуза, но смакование сцены вызывало некоторые подозрения)
— роман Креса можно читать отдельно от цикла, а Морган — мостик к следующим томам

Пока мнение простое:
— посмотрим, что скажут про всю его трилогию, когда она выйдет на русском
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 17:20
При этом роман Моргана логически завершен, а при любой претензии к Кресу Эндрю говорит, что для того, чтобы понять всю картину целиком нужно читать другие тома цикла.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 17:31
Что ж, по Кресу составлю мнение сам, а по Моргану выжду — и погляжу на суммарное мнение уважаемых мною рецензентов.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 18:35
Морган ИМХО Креса слабее. Но очень даже приятный.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 23:35
Что ж ты все-таки в Кресе нашел, так и не могу понять...
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 08:00
Всё в рецензии в МФ.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 10:34
В том то и дело. Я читал твою рецензию, я читал твою колонку, я так многого после этого ожидал от «Легенды», что она меня разочаровала и по многим позициям я бы с тобой не согласился. Вот поэтому я с твоей позицией знаком, но все равно не понимаю :-)
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 17:55

цитата

При этом роман Моргана логически завершен, а при любой претензии к Кресу Эндрю говорит, что для того, чтобы понять всю картину целиком нужно читать другие тома цикла.

Так и у Креса роман логически завершен, а говорил он наверно (ИМХО) про картину мира в целом так ведь как я понял у Моргана такая же ситуация картина в целом не раскрылась........
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 18:34
Враньё это, никогда я такого не говорил. «Легенда» — законченное самостоятельное произведение.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 23:37
Всего лишь небольшая спекуляция словами:-))) Я помню, что когда в теме Креса кто-то выдал список претензий к мироустройству «Легенды» ты сказал, что они объясняются в других частях цикла.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 08:00
Ну да, так и было. При этом всё о чём шла речь для сути «Легенды» не принципиальны нисколько. Это были конкретные придирки к миру, а я говорил, что не надо считать Креса балбесом — он держал это всё в голове, когда писал, что и видно из следующих романов.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:32

цитата Buhrun

Занятно, выбирая меду Морганом и Кресом, выбрал последнего:

Выберите Ротфусса — самое приличное, что вышло из зарубежной фэнтези в последнее время. Первый том Клеменса еще понравился
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:38
Не извольте беспокоиться, Ротфусс уже куплен;-)
Я вообще на книгах не экономлю, я читаю медленно.
А так у меня из различной фэнтези и Ротфусс, и Аберкромби, и Крес, и Скотт Линч припасен.
Все, что заслуживает оценки 8-10 стараюсь собирать, практически во всех жанрах фантастики.

Клеменс вроде заслужил недурные, но и не восторженные рецензии, типа уверенный середняк?

Я пытаюсь читать только топовые/яркие/максимально нестандартные книги.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 19:59

цитата Buhrun

Я вообще на книгах не экономлю, я читаю медленно.

Я вроде и быстро читаю, но они выходят все равно быстрее:-(((

цитата Buhrun

Клеменс вроде заслужил недурные, но и не восторженные рецензии, типа уверенный середняк?

Роману «И пала тьма» я даже 9 поставил, хотя скорее там 8,5.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 20:04
Посмотрел, кто такой Клеменс/Роллинс/Чайковский, чесгря, опасаюсь.
Велик шанс, что не проникнусь настолько, насколько вы.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2010 г. 20:24
Возможно. У него довольно много проходных, по-видимому, произведений
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 02:30

цитата Buhrun

выбирая меду Морганом и Кресом
:-))) Какой жестокий выбор!!!:-D
Выберите что-то третье;-).
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 11:22
Я стараюсь читать и то, что любите вы, Вероника, и более жесткие вещи.
Мне интересен нереализм в принципе, весь.
Лишь бы книга была захватывающей и стоящей.
Страницы: 12

⇑ Наверх