Фильм Мастер и Маргарита


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «GrLebedev» > Фильм "Мастер и Маргарита" Михаила Локшина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фильм «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина

Статья написана 23 апреля 20:39

На прошлой неделе я всё-таки сходил в кинотеатр дабы посмотреть новый фильм некоего режиссёра Михаила Локшина. С другими творениями этого деятеля я не знаком. Я прочёл роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" трижды. Первый раз лет в двенадцать — меня повеселила чертовщина. Второй раз по школьной программе — привлекла история Иешуа Га-Ноцри. Наконец, в третий раз прочёл книгу перед выходом сериала за авторством Владимира Бортко. И тогда акцентировал внимание на нравах московской интеллигенции. Кроме сериала я посмотрел двухсерийный фильм Юрия Кары в кинотеатре "Аврора".

Отмечу, что не считаю роман "Мастер и Маргарита" шедевром литературы. У Михаила Булгакова мне более всего нравятся роман "Белая гвардия" и пьеса "Бег".

Фильм Михаила Локшина снят по роману Михаила Булгакова, что указано в титрах, и длится два с лишним часа. Какова была задумка режиссёра? Чем его работа отличается от других экранизаций? Для кого снят этот фильм? Попробую ответить на эти вопросы в данной статье.

"Всё песня та ж — сюжет избит:

Глупец велит — мудрец гласит."

Иоганн Вольфганг фон Гёте "Фауст"

Сценаристы для новой экранизации поработали на отвали. В фильме присутствуют три сюжетных линии, но не раскрыта ни одна. Кто-то скажет, что решение создателей кинокартины смешать на экране жизнь писателя Михаила Булгакова с романом "Мастер и Маргарита" — это новаторство. На деле же, линия про писателя частично напомнила мне произведение "Театральный роман". Упор сделан именно на историю про тяжёлую жизнь интеллигента, которому неприятны советские идеология и культура, и который обожает иностранные песни. Но эта история лишь отчасти стыкуется с жизнью Михаила Булгакова.

Некоторые персонажи вызывают отвращение не потому, что они злобные советские лизоблюды и лицемеры, а потому, что благодаря карикатурности они выглядят дураками. Утром чинуши сидят по кабинетам, деятели культуры с пылом и жаром клеймят позором несогласных, а вечером вся эта публика слушает иностранный джаз в ресторане или куражится в коммуналке... Такие люди были не только в СССР. Их было с избытком и в Царской России, и большая часть нынешней российской элиты такая же, чему доказательством послужила "голая" вечеринка, организованная профурсеткой Настей Ивлеевой.

Зачем режиссёру понадобилось раздувать это в отдельную линию, ведь в сюжете уже есть история Мастера, где в достатке сатиры над московской богемой? Ответ прост как апельсин. Затем, чтоб у нового фильма появилось ещё одно отличие от других экранизаций.

Соответственно, из-за этого внедрения для других двух сюжетных линий в фильме хронометража не хватает. История взаимоотношений Мастера и Маргариты перемешана с историей писателя и любовницы. Действия Дьявола Воланда и его свиты подаются кусками, фрагментами и опять же вклеены в происходящее с писателем. Наконец, наиболее сложная и провокационная линия Иешуа Га-Ноцри, способная заинтересовать широкую аудиторию, также урезана до небольших эпизодов.

В концовке фильма создатели попытались соединить сюжет романа "Мастер и Маргарита" с жизнью писателя, но на мой взгляд, это им не удалось. Хотя бы потому, что, как известно, роман был издан после смерти Михаила Булгакова, собранный его вдовой из частей и черновиков.

Смешение сюжетных линий привело к тому, что фильм стал похож на голливудский кинокомикс, типичный продукт постмодернизма. Уж если создатели замутили такой коктейль, им стоило бы пойти дальше. Например, чтоб в конце фильма главный герой почувствовал себя актёром и осознал, что происходящее с ним — это фильм.

"Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию." Фаина Раневская

Кинематограф — это вид искусства, и актёрская игра является в нём обязательной составляющей. Стоит обратить внимание на некоторых актёров, сыгравших ключевые роли.

Евгений Цыганов исполнил в фильме роли мастера и писателя. Этот человек в каждой кинокартине демонстрирует одно и то же равнодушие, бесчувственность и некую замкнутость. Какой фильм с его участием не посмотри, везде в кадре субъект с каменным выражением лица, произносящий текст на камеру. Ни мимики, ни жестов, ни эмоций. Отмечу, что актёр пришёл на премьерный показ фильма в состоянии алкогольного опьянения и вежливо послал журналистов, когда они стали задавать ему вопросы.

Юлия Снигирь немного вжилась в образ любовницы и Маргариты, но мне, как зрителю, не удалось понять, когда её героиня полюбила писателя и почему вступила с ним в отношения.

Август Диль блестяще сыграл Дьявола. Его Воланд харизматичен, умён, остёр на язык. На мой взгляд, у него получилось воплотить придуманного Михаилом Булгаковым Дьявола, и эта игра мне понравилась больше, чем работы Олега Басилашвили и Валентина Гафта.

Из свиты Воланда мне запомнился только кривляющийся и смешной Коровьев. Такое представление демона (или чёрта) вызывает положительные эмоции.

Понтий Пилат является важным действующим лицом в романе. В эпизоде разговора с Иешуа Га-Ноцри у прокуратора болит голова. А вот по актёрской игре Класа Банга этого не видно. Его прокуратор хладнокровно и равнодушно говорит с обвиняемым, умывает лицо. Ему не интересны причины поведения Иешуа Га-Ноцри. Такое же отношение я увидел и в дальнейших эпизодах.

Аналогичная ситуация и с Аароном Водовозом. Его персонаж просто произносит текст, не придавая эмоциональной окраски. Таким образом, в фильме эпизоды в Ершалаиме представляют из себя перемещение и диалоги статистов, а не актёров.

Мне понравился поэт Иван Бездомный в исполнении Данила Стеклова. Это молодой, энергичный человек, не шибко разбирающийся в литературе, но готовый писать стихи с идейной составляющей. Его порыв в поиске иностранного консультанта, его поведение в ресторане привлекают внимание.

Что же касается других ролей и актёров... Критик Латунский в исполнении Дмитрия Лысенкова вызывает раздражение. Игорь Верник в любом фильме скалится и демонстрирует зрителю свои дорогие зубы, что происходит и с его персонажем в этом фильме — Жоржем Бенгальским. На большее этот актёр не способен. Игорь Верник — это Скалозуб наших дней. Злобный советский доктор в исполнении Леонида Ярмольника тоже улыбается и лечит психически больных людей электричеством.

Пожалуй, об актёрских работах в этом фильме мне больше сказать нечего.

"Кино родилось на ярмарке, и через сто лет вернулось туда же." Агнешка Холанд

Современный массовый кинематограф делает ставку на использование компьютерной графики, красивых видов и спецэффектов. В этом смысле кинокартина Михаила Локшина не уступает иностранным кинокомиксам. Вот только в этом фильме я не увидел булгаковской Москвы. Создатели фильма представили зрителю город тоталитарной страны, в котором есть газификация, есть метрополитен (но мы его не видим в кинокартине), есть асфальт, и при этом герои то и дело ходят деревянным мосткам, коими выложены грязные земляные улицы. В этом странном городе есть величественные здания в стилях конструктивизма, сталинского ампира и футуризма, выдающийся памятник Владимиру Ильичу Ленину. И при этом множество коммуналок. Здесь советские милиционеры почему-то носят немецкие шлемы.

Музыкальное сопровождение в фильме Михаила Локшина то сопровождает происходящее на экране, то заглушает и вызывает отторжение.

Зрелищно смотрится эпизод с горящей Москвой в конце фильма, но как пожар в одной квартире распространился чуть ли не на весь город — зрителю создатели фильма не объясняют. Эпизод с балом у Воланда смотрится интересно, но и он краток. У меня только-только сформировалось эстетическое удовольствие от картинки, как бац! Праздник закончился.

Отдельно надо упомянуть психиатрическую лечебницу, в которую создатели кинокартины поместили писателя и мастера. Это уникальное сооружение со стеклопакетами на окнах, с кроватями, напоминающими современные полки в вагонах поездов дальнего следование. В столовой пациентам приносят еду на пластмассовых подносах.

В результате из этих вот картинок формируется паззл городов и мест, совершенно не похожих на описанное Михаилом Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита".

"Попкорн — единственная область кинопромышленности, в которой хороший вкус всё ещё что то значит." Майк Барфилд

Фильм Михаила Локшина изначально назывался "Воланд". Если бы создатели оставили это название и добавили бы в титры строку: фильм снят по мотивам произведений Михаила Булгакова, то к кинокартине у зрителя было бы меньше претензий. На фильм выделил средства Фонд кино, и выход работы Михаила Локшина в прокат — показатель того, что в современной России деньги раздают на всякое и прокатные удостоверения штампуют без внимания.

Хорошая игра некоторых актёров не спасает положение, и новый фильм "Мастер и Маргарита" является типичным продуктом постмодернизма. В нём смешаны оборванные сюжетные линии, нераскрытые характеры, обнажёнка, джаз. И всё это на фоне какой-то тоталитарной Москвы, которой никогда не было ни в реальности, ни в романе Михаила Булгакова. Эпизод с представлением, в котором люди поют песни о Советском Союзе будущего, по идее, должен вызвать смех и издёвки, но вызывает отвращение. Почему? Потому что для миллионов трудящихся в СССР социализм был надеждой на справедливую и счастливую жизнь.

О чём новый фильм "Мастер и Маргарита" создатели не отвечают, равно как и почему персонажам романа Михаила Булгакова нужны были прощение и покой. Эта кинокартина — фешенебельная безвкусица, самодеятельность с крупными спонсорами, дорогой фантик, эффективно привлекающий восторженную толпу с попкорном. Фильм оттолкнёт думающего зрителя, знакомого с первоисточником. Либерально настроенной молодёжи он будет интересным, ибо почти весь бюджет, похоже, ушёл на разработку впечатляющей голливудской картинки, на которой тамошние блокбастеры держатся практически целиком.





42
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 апреля 00:30
Ха, стеклопакеты! Кто бы мог подумать ))
Согласен со всем, кроме Воланда.
На мой взгляд, неудачный типаж. Много кривляется, почти как Коровьев.
И Москвы же там две: одна строящаяся, там мостки и грязь. Другая футуристичная, с Дворцом Советов и бетонными Патриаршими.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 апреля 10:47
Спасибо за отклик!
Возможно, напишу ещё статью про две других экранизации романа «Мастер и Маргарита».


⇑ Наверх