ЭКВАТОР Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЭКВАТОР ("Nowa Fantastyka" 217 (310) 7/2008). Часть 7
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЭКВАТОР («Nowa Fantastyka» 217 (310) 7/2008). Часть 7

Статья написана 24 марта 13:18

(НАСТОЯЩАЯ ФЭНТЕЗИЙНАЯ ВОЙНА – окончание)

Как выглядит и чем воюет войско?

Пришла пора внимательнее присмотреться к внешнему виду и вооружению отдельных бойцов. Вопреки распространённому мнению, они не носят доспехи целый день, даже во время военной кампании. Этот наряд слишком тяжел и неудобен, в его полную версию облачаются только перед битвой или тогда, когда существует риск нападения (например, на марше или в карауле), в повседневности же используются только отдельные защитные элементы: шлемы, латные перчатки и стеганые кафтаны (гамбезоны).

В типичном фэнтезийном мире, поскольку он цивилизационно находится на уровне позднего средневековья, основной защитой тела являются пластинчатые доспехи. Правильно изготовленные и умело соединенные металлические пластины обеспечивают очень высокую подвижность, а также не столь тяжелы, как сплошные латы. Даже в полном доспехе такого типа рыцарю не требуется специальный кран, чтобы сесть на коня.

Кольчуга, состоящая из тысяч колец, соединенных крошечными колечками, еще не вышла полностью из ношения, хотя саму по себе ее редко можно увидеть, она чаще встречается как дополнение к пластинчатым доспехам. Ее либо надевают поверх доспеха, либо делят на части, закрывающие зазоры между пластинами.

Металлические доспехи нельзя надевать непосредственно на одежду (кроме толстой) и, тем более, на обнаженное тело. В противном случае они не только не выполнят защитную роль, но и могут навредить воину. Роль подкладки играют так называемые мягкие доспехи, т. е. упомянутый выше гамбезон и стеганые шапка и штаны. Такие доспехи изготавливаются путем сшивания многих слоев холста или простегивания толстой нитью слоев ткани и овечьей шерсти или ваты.

Вопреки названию, созданные таким способом доспехи могут быть очень твердыми, прочными и устойчивыми к тупым ударам, и в то же время легкими и дешевыми. Они единственная защита для бедных пехотинцев, а также их носят во время маршей или караула.

Голову воина защищает шлем, но рыцарский шлем обычно полностью закрыт или имеет подвижную переднюю часть (забрало или наличник), служащую для защиты лица и глаз воина.

Фактически только всадники могут себе позволить носить наличники, сужающие поле зрения, потому что в ходе выполнения своей главной и самой важной функции — кавалерийской атаки — они попросту скачут вперед. Те, кто сражаются пешими, предпочитают иметь лучшую видимость, поэтому предпочитают открытые шлемы.

К шлемам могут прикрепляться бармицы (своеобразные кольчужные «завесы», окаймляющие нижний край шлема, закрывающие затылок, шею и стекающие на плечи), так называемый подбородник — нижняя подвижно закрепленная часть пластинчатого доспеха, закрывающая щеки, подбородок и горло и опирающаяся на плечи, или шлемы могут возлагаться на кольчужный капюшон. Естественно, непосредственную защиту должна обеспечивать стеганая шапка, надеваемая отдельно или накрепко вшитая во внутреннюю часть шлема.

Доспех дополняется щитом, обычно чем больших размеров, чем слабее надетая на воине броня. Щиты имеют выпуклую форму и изготавливаются путем склеивания впритык профилированных досок и обивки их деревом или обшивки кожей. Рыцарские щиты обычно небольшие и треугольной формы, а солдатские чаще всего представляют собой так называемые павезы -- большие щиты, способные закрывать чуть ли не все тело, прямоугольной или овальной формы. Особенно полезны они арбалетчикам, которые, поставив их на землю, могут стрелять из арбалетов из-за такого укрытия.

Щит не является обязательным элементом снаряжения у пехотинцев (хотя и полезен), некоторые его не используют из-за оружия, требующего двуручного удержания (например, древкового). Крупных щитов не используют также лучники – им хватает небольших пуклеров — металлических или деревянных круглых щитов размером с крышку кастрюли, подвешенных на поясе.

Основное оружие в войске – не меч, а древковое оружие, способное поражать на большем расстоянии, чем меч. У конных воинов таким оружием является копье, удерживаемое в одной руке и используемое при атаке.

После первого же удара копье обычно разбивается в щепы, и тогда всадник хватается за висящее на его боку оружие, которым может быть меч, но также топор или булава.

Базовым снаряжением пехотинца также является древковое оружие, тем более что пика длиной в несколько метров позволяет эффективно противостоять атакам кавалерии, когда конник нанизывается на острие пики прежде, чем дотянется до человека, держащего древко.

Ассортимент древкового оружия у пехотинцев очень широк и стандартизации тут нет. Применяется колющее (пика, копье), рубящее (глефа, бердыш),

оснащенное крюком для стягивания наземь всадника (гизарма)

и способное использоваться во всех указанных видах деятельности оружие (алебарда).

Некоторые пехотинцы, шествующие в дальних шеренгах, орудуют в сражении двуручными мечами длиной до двух метров. На маршах их носят на спине, обмотав тканью или кожей. Это фактически единственный тип меча, который носят таким образом — при таком расположении обычного лезвийного оружия, вытаскивание его из ножен и возврат в них становятся усилием, требующим много времени и внимания.

Для ближнего боя пехотинцы используют личное оружие, по сути такое же, как и рыцарское, но преимущественно более дешевое в исполнении, то есть топоры, булавы, цепы. Встречаются и типичные для плебеев элементы вооружения, обычно изготовленные из сломанных мечей: тесак (по форме напоминающий большую саблю) и корд (очень длинный нож, а точнее короткий меч, однолезвийный, часто с дужкой, защищающей пальцы).

Существуют также подразделения, состоящие исключительно из арбалетчиков и лучников. Они применяют не древковое оружие, а оружие дальнего боя. Однако воины этих подразделений подготовлены к рукопашному бою, оснащены, как и другие пехотинцы, личным оружием и защитными средствами. Арбалет, из которого стреляют короткими массивными стрелами, так называемыми болтами, это очень точное оружие с большой пробивной силой, но, к сожалению, его заряжание и стрельба требуют много времени, поэтому оно более полезно в ходе осады, чем на поле боя, где ситуация может развиваться попросту молниеносно.

Используемый на войне длинный лук (размером до двух метров) — менее точное, но и более быстрострельное оружие (тренированный стрелок может сделать 10 выстрелов в минуту), по пробиваемости немногим уступающее арбалету. Стрельбу, которую ведет группа лучников, по частоте и количеству запущенных в воздух смертоносных снарядов можно сравнить с очередью из пулемета. И в столкновении с открытой большой массой противника (например, атакующими рыцарями) она приносит аналогичные результаты.


И наконец – другие расы фэнтезийного войска

Стандартный фэнтезийный мир многорасовый, и каждая из обитающих в нем разумных рас имеет свои обычаи, связанные с войной,

собственную организацию армии, способ ведения войны, типичное оружие и т.д.. и т.п. Мои соображения относятся в первую очередь к людям как к доминирующей расе. Но что будут делать нелюди в армиях людей? Место представителей других рас, вероятно, будет прежде всего среди массы плебейской пехоты, поскольку сомнительно, что им будут достаточно доверять, чтобы делать из них рыцарей или командиров более крупных отрядов. Предположительно, их будут по возможности рассредоточивать по разным подразделениям. Более высокие должности будут достигаться ими только в отрядах наёмников, и вполне возможно, что именно нелюди монополизируют рынок наёмников, который по природе своей «свободен».

Воинские подразделения, составленные из представителей других рас, обучавшихся и вооружавшихся согласно воинским обычаям данного народа формировались бы, вероятно, только из обитателей подчиненных людям анклавов (таким анклавом был, например, Шир в королевстве Арнор). Однако такие подразделения, скорее всего, останутся под командованием людей. В большинстве фэнтезийных миров отличительной чертой человека является его универсальность и легкость адаптации чужих образцов. Скорее всего, если бы боевая система, разработанная другой расой, показалась эффективной, были бы созданы человеческие отряды, оснащенные и обученные по примеру эльфов или гномов. Это, конечно, было бы удобнее и безопаснее, чем собирать в одном месте группу вооруженных нелюдей, не обязательно лояльно относящихся к вышестоящим начальникам-людям.



Тэги: разное


73
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх